Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ: КИТАЙСКИЙ КОНТЕКСТ'

ОТНОШЕНИЕ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ: КИТАЙСКИЙ КОНТЕКСТ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / культурная преемственность / модернизация / «культурное сознание» / culture / cultural continuity / modernization / «cultural consciousness».

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Синь Юйфэн

В статье рассматривается современная стратегия прогрессивного развития китайского социума. В этой концепции основополагающую роль играет традиционная культура. Неразрывная связь традиционной китайской культуры и современной модернизации является основополагающим принципом, сформулированным Си Цзиньпином. Автор обсуждает различные аспекты современной «стратагемы» и необходимость неразрывной связи со-временной диджитализации с другими стратагемным принципами китайского развития, сформулированными в китайской идеологии прошлого. Фэй Сяотун определил «культурное сознание» как «самопознание» своей культуры и включающее три основных области: культурное признание, культур-ную адаптацию и культурные инновации. Предполагается не только пробуждение культурного со-знания Китая и проявление его культурной уверенности, но и начало культурного самосовершенствования страны. Предполагается, что Китай движется к своему превращению в державу, доминантой развития которой является культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDES TOWARD TRADITIONAL CULTURE IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION: THE CHINESE CONTEXT

The article examines the modern strategy for the progressive development of Chinese society. Traditional culture plays a fundamental role in this concept. The inseparable connection between traditional Chinese culture and modern modernization is a fundamental principle formulated by Xi Jinping. The author discusses various aspects of modern «stratagem» and the necessity of inseparable connection of modern digitalization with other stratagem principles of Chinese development, formulated in the Chinese ideology of the past. Fei Xiaotong defined «cultural awareness» as «self-knowledge» of one's culture and including three main areas: cultural recognition, cultural adaptation and cultural innovation. It assumes not only the awak-ening of China's cultural consciousness and the manifestation of its cultural confidence, but also the begin-ning of the country's cultural self-improvement. It is assumed that China is moving toward its transformation into a power whose development is dominated by culture.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ: КИТАЙСКИЙ КОНТЕКСТ»

УДК 008

Синь Юйфэн

Аспирант,

Краснодарский государственный институт культуры рostmodernist@MAIL .RU Xin Yuifeng Postgraduate,

Krasnodar State Institute of Culture

ОТНОШЕНИЕ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ: КИТАЙСКИЙ КОНТЕКСТ

ATTITUDES TOWARD TRADITIONAL CULTURE IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION: THE CHINESE CONTEXT

Аннотация. В статье рассматривается современная стратегия прогрессивного развития китайского социума. В этой концепции основополагающую роль играет традиционная культура. Неразрывная связь традиционной китайской культуры и современной модернизации является основополагающим принципом, сформулированным Си Цзиньпином. Автор обсуждает различные аспекты современной «стратагемы» и необходимость неразрывной связи современной диджитализации с другими стратагемными принципами китайского развития, сформулированными в китайской идеологии прошлого. Фэй Сяотун определил «культурное сознание» как «самопознание» своей культуры и включающеетри основных области: культурное признание, культурную адаптацию и культурные инновации. Предполагается не только пробуждение культурного сознания Китая и проявление его культурной уверенности, но и начало культурного самосовершенствования страны. Предполагается, что Китай движется к своему превращению в державу, доминантой развития которой является культура.

Ключевые слова: культура, культурная преемственность, модернизация, «культурное сознание».

Abstract. The article examines the modern strategy for the progressive development of Chinese society. Traditional culture plays a fundamental role in this concept. The inseparable connection between traditional Chinese culture and modern modernization is a fundamental principle formulated by Xi Jinping. The author discusses various aspects of modern "stratagem" and the necessity of inseparable connection of modern digitalization with other stratagem principles of Chinese development, formulated in the Chinese ideology of the past. Fei

Xiaotong defined "cultural awareness" as "self-knowledge" of one's culture and including three main areas: cultural recognition, cultural adaptation and cultural innovation. It assumes not only the awakening of China's cultural consciousness and the manifestation of its cultural confidence, but also the beginning of the country's cultural self-improvement. It is assumed that China is moving toward its transformation into a power whose development is dominated by culture.

Keywords: culture, cultural continuity, modernization, "cultural consciousness ".

Введение. Китайская цивилизация - единственная великая цивилизация в мире, которая не прерывалась и дошла до наших дней. В эту новую эпоху нужно исследовать современную ценность традиционной китайской культуры, чтобы актуализировать культурное сознание предшествующих поколений. Вопросы цивилизационного прогресса, проблемы модернизации в экономике, в идеологии, культуре и социуме, в целом, находятся в постоянном внимании китайских политиков и ученых-ШаоИфэй [1], Ю Нуна [2], Ю Ли [3], Лю Чжичэн [4], Пэй Лиюань [5] и др. При этом китайские идеологи и ученые не боятся показаться традиционалистами. В Китае продолжают использовать в равной мере как Маркса, так и Конфуция. С точки зрения модели развития, Китай продолжает стратагему «социализм с китайской спецификой», постоянно обновляя его, продолжая придерживаться мысли о социализме и в то же время, используя и приспосабливая к современности конфуцианство [6].

Обсуждение.Концепция наследования и актуализации традиционной культуры определена как в высказываниях Си Цзиньпина [7, c.23; 8, c. 84], так и многих китайских и российских исследователей - Ван Вэй [9, c.240], Ван Синь [10] и Чао Бинцин, Ли Фэнлян [11]и Гу Чжэньцзин, Хэ Линь [12], Лю Чжичэн [13], Грузинов, И.И.[14], А. Маслов [15], Э.Ознос [16], С.М. Ковалев и Н.А. Абрамова [17].

Ли Цзюнь отмечает, что современная ценность традиционной культуры стратагемно ориентирована в высказываниях генерального секретаря Си Цзиньпина [18]. Это не только пробуждение культурного сознания Китая и проявление его культурной уверенности, но и начало культурного самосовершенствования страны, поскольку Китай движется к превращению в державу высокого культурного статуса. Термин «культурное сознание» впервые предложил Фэй Сяотун(1997). Он приобрел статус «звездного термина», поскольку способствовал эффективному рассмотрению отношений между людьми и обществами в ответ на неизбежную тенденцию глобализации. Фэй Сяотун определил «культурное сознание» таким образом: «Люди, живущие в определенной культуре, обладают «самопознанием» своей культуры, понимая ее истоки, процесс формирования, ее особенности и тенденцию ее развития, без какого-либо

значимого «культурного регресса». Речь не идет о приверженности старому, о тотальной вестернизации или тотальной инаковости. Адекватное самосознание предполагает способность к автономии над культурной трансформацией и принятием решения об адаптации к новой среде и совершения культурного выбора 19].

В этом контексте понятие «культурное самосознание» должно охватывать три области: культурное признание, культурную адаптацию и культурные инновации. Понятие «культурное сознание», в таком контексте, должно охватывать три измерения: культурную идентичность, культурную адаптацию и культурные инновации, которые вместе образуют взаимосвязь и служат целям культурного сознания. Поэтому теория культурного самосознания, выдвинутая Фэй Сяотуном, говорит о том, как мы должны относиться к традиции с точки зрения понимания ее статуса, постижения ее законов и принятия ответственности за нее. С точки зрения понимания статуса традиции, он отмечает, что мы должны уважать ее, беречь и активно защищать. Продуктивность его позиции подтверждается следующим фактом: по состоянию на июль 2019 года в Китае насчитывается 55 объектов Всемирного Культурного Наследия, что делает его самым популярным среди стран. Тот факт, что Китай так далеко ушел вперед по количеству объектов Всемирного наследия, свидетельствует о богатстве его традиционных ресурсов, что является не только результатом участия всего народа в культуре, но и продуктивности возрождения культурного сознания.

Ян Сюлянь отмечает, что преемственность включает сохранение и передачу традиционной культуры, критику и усвоение мировой культуры, ориентацию и создание современной культуры с тем, чтобы достичь идеала. Именно культура рассматривается как собственно человеческий способ существования: способ существования, в котором люди создают культуру, но, как только культура создана, она оказывает ограничивающее воздействие на людей, которые зависят от нее и формируются под ее влиянием [20].

В определенном смысле, культура - это гуманизация как людей, так и природы. С точки зрения постижения правил, теория культурного сознания непосредственно предлагает методологию наследования и продвижения традиционной культуры, т.е., постижение диалектической взаимосвязи между культурным наследованием и продвижением, и использование основного духа и внутренних правил традиционной культуры, чтобы реагировать на изменения без изменений. Разработка и использование культурных ресурсов - лучший пример использования законов, присущих традиционной культуре. С точки зрения ответственности, традиционная культура - это культурный стандарт, который был просеян сквозь века и наиболее способен тронуть сердца людей, украсить их умы, очистить их

этику и питать их характер. Поэтому бережное отношение к традиционной культуре - это, не только миссия истории, но и ответственность времени.

Результаты. В настоящее время представлены два основных пути модернизации и трансформации традиционной культуры в Китае - это трансформация и инновационное развитие. Они содержат в себе творческое выражение, технологическое и коммуникационное мышление инновационного развития, которое может обеспечить особый художественный опыт для современной трансляции и распространения традиционной культуры. Китайская концепция трансформации «четыре в одном» [21, ^84] включает в себя всестороннюю защиту, живое наследие, оригинальные инновации и бесконечную преемственность традиционной культуры. Концепция также содержит принципы трансформации и интеграции древнего и современного, интеграцию Востока и Запада, открытость и плюрализм. Это делается с целью формирования нового мышления для трансформации и встраивания китайской традиционной культуры в современную.

Начиная с XVШ-го съезда партии, генеральный секретарь Си Цзиньпин неоднократно и глубоко разъяснял великую ценность превосходной китайской традиционной культуры для реализации цели «двухсот лет» и китайской мечты о великом омоложении китайской нации. В докладе XIX-го Всекитайского съезда Генеральный секретарь Си Цзиньпин пять раз упомянул «превосходную китайскую традиционную культуру» и назвал ее самым ценным стратегическим ресурсом [22]. Традиционной культуре был присвоен статус стратегического ресурса. Эти важные заявления обладают исторической, идеологической и практической силой. Они имеют большое значение для руководства в области идеологии, культуры, для практики управления. Они поднимают роль превосходной китайской традиционной культуры на новую высоту, обеспечивают понимание превосходной китайской традиционной культуры на совершенно новом уровне и продвигают строительство социалистической культуры с китайской спецификой на новую историческую вершину. Можно считать, что серия выступлений генерального секретаря Си Цзиньпина о превосходной китайской культуре и его утверждение ее ценности вызвали широкую озабоченность во всех слоях общества. Наследование и возрождение высоких достижений традиционной культуры Китая придаст культуре и искусству более богатый и оригинальный геном и станет краеугольным камнем подъема современной культуры и искусства. Все это будут способствовать развитию традиционных ремесел, этнических культурных и творческих индустрий и связанных с ними отраслей культуры, откроют новые пути для предпринимательства и возможностей трудоустройства; способствует появлению новых тенденций и моды, изменяя досуг и образ жизни людей. В контексте новой эпохи

переосмысление современной ценности превосходной китайской традиционной культуры является активным ответом на культурный запрос о развитии новой эпохи. Превосходная китайская традиционная культура является эндогенной силой для пробуждения национального культурного сознания.

Заключение и выводы. Современное культурное самосознание является логической отправной точкой в стратегии Си Цзиньпина и формулой решения проблемы отношения к традиции. «Культурное сознание» понимается как культурное пробуждение и сознательные действия нации или политической партии. Оно содержит глубокое понимание статуса и роли социальной памятив культурном строительстве, подразумевает сохранение и наследование традиционной культуры, критическое усвоение мировой культуры и всяческое сохранение современной культуры. Предполагается не только пробуждение культурного сознания Китая и проявление его культурной уверенности, но и начало культурного самосовершенствования страны, поскольку Китай движется к превращению в державу, доминантой развития которой является культура. Логика этой «стртагемы» такова: наследование и возрождение «превосходной» традиционной культуры Китая придаст культуре и искусству более богатый оригинальный геном и станет краеугольным камнем подъема современной культуры и искусства. Оно будет способствовать развитию традиционных ремесел, этнических культурных и творческих индустрий и связанных с ними отраслей культуры, открывая новые пути для предпринимательства и возможностей трудоустройства. Развитие на этой основе понимается как продвижение к появлению новых тенденций культуры, искусства, моды, изменению досуга и образа жизни людей. В контексте новой эпохи переосмысление современных ценностей превосходной китайской традиционной культуры является активным ответом на запрос новой эпохи.

Литература

1. ШаоИфэй. Двустороннее взаимодействие между модернизацией марксистской философии и китайской традиционной культурой[3]. Культура китайских иероглифов, 2020(16):179-180.

2. Ю Нуна. Актуальность китаизации марксизма и китайской традиционной культуры Актуальность марксизма в Китае и китайской традиционной культуры [3]. Банк знаний, 2020(13):184-186.

3. Ю Ли. Исследование взаимодействия и интеграции китаизации марксизма и традиционной китайской культуры [3]. Журнал экономических исследований, 2020(19):3-4+31.

4. ЛюЧжичэн. Дебаты между "вопросом" и "доктриной" в контексте китайской традиционной культуры - на основе Движения за

новую культуру Четвертого мая [3]. Журнал Таншаньского нормального колледжа, 2020, 42. (04):96-100.

5. ПэйЛиюань. Направление марксистской модернизации традиционной культуры в КитаеЗ].

6. ZhuGuangya, JiangJunren. От западного обучения к возрождению конфуцианства: модернизация конфуцианства в контексте марксизма в КитаеЗ]. Журнал Пекинского университета науки и технологии (издание по общественным наукам), 2020,36(02):96.

7. Си Цзиньпин. Отчет о работе 19-го Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая. Пекин: Народное издательство, 2017.

8. Си Цзиньпин. Выдержки из дискурсов о координации "четырех всеобъемлющих" стратегических планов [М]. Пекин: Центральное издательство литературы, 2015.

9. Ван Вэй. Некоторые вопросы социально политического курса «Китайская мечта о великом возрождении китайской нации» / Власть. 2018. №7. С. 240.

10. Ван Синь, ЧаоБинцин. «Мягкая сила» во внешней политике Китая при решении глобальных проблем современности» // Век глобализации 3/2022 97-111. DOI: 10.30884^Ш2022.03.08

11. Ли Фэнлян, ГуЧжэньцзин. Ценность, путь и принципы модернизации и преобразования превосходной китайской традиционной культуры в новую эпохуЗ]. Дунъюэ Шуан Шуан, № 11, 2020.

12. Хэ Линь. Развитие нового мышления конфуцианства [М]. Культура и жизнь. Пекин: Коммерческая пресса, 2015.

13. ЛюЧжичэн. Дебаты между "вопросом" и "доктриной" в контексте китайской традиционной культуры - на основе Движения за новую культуру Четвертого мая [3]. Журнал Таншаньского нормального колледжа, 2020, 42 (04):96-100.

14. Грузинов, И. И. Роль и место традиционной китайской идеологии в концепции «китайской мечты» // 47-я научная конференция Общество и государство в Китае. Ученые записки отдела Китая. Т.27. М.: Институт Востоковедения РАН, 2017. С. 570-571.

15. Маслов, А. Мы плохо понимаем, что в реальности происходит в Китае

//https://go.mail. ru/redir?type=sr&redir=eJwNyrsNwjA QAFCvwgAXk0CCwjY WHMrJX_kOm5OMOIHYgmXoaJiBkp60T28SSbzXutbanCgUzEymyWcdsLLGg kFYG4eWkcAbdrGAnyG5aKcIKObyBj0cJolOIKNxIbIOpByJl3IkWdySGIRt24-jUu3Od7v1ph06dVNycb_V9_V-

zJ_r8_4H6s01qA&src=27eb1dc&via_page=1&user_type=3&oqid=a03b8e708 835af42f19.03.2023)

16. Ознос, Э. 2016. Век амбиций: богатство, истина и вера в новом Китае. М.: АСТ. 528 с.

17. Ковалев, С.М., Абрамова, Н.А. 2017. Интерпретация содержания новейшей идеологии КНР «Китайская мечта» в исторической ретроспективе. - Россия и Китай: Проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного цен- тра. 2017. С. 56-60.

18. GuangmingDaily, 22 февраля 2019 года.

19. ФэйСяотун: «Отражение, диалог и культурное самосознание», Журнал Пекинского университета (издание по философии и социальным наукам), № 3, 1997.

20. Ян Сюлянь. «Экспериментальная дискуссия о культурном существовании людей», Академический обмен, № 11, 2011.

21. Си Цзиньпин. Выдержки из дискурсов о координации "четырех всеобъемлющих" стратегических планов [М]. Пекин:Центральноеиздательстволитературы, 2015:84.

22. Reading Book of General Secretary XI Jinping's Series of Important Speeches (2016 Edition), Beijing: Study Publishing House and People's Publishing House, 2016 Edition, pp. 201-203.

Literature

1. Shao Yifei. Two-way interaction between the modernization of Marxist philosophy and Chinese traditional culture[J]. Chinese Hieroglyphic Culture, 2020(16):179-180.

2 Y. Nuna. The Relevance of Chinese Marxism and Chinese Traditional Culture The Relevance of Marxism in China and Chinese Traditional Culture[J]. Knowledge Bank, 2020(13):184-186.

3. yu Li. Exploring the interaction and integration of Chinese Marxism and Chinese traditional culture[J]. Journal of Economic Research, 2020(19):3-4+31.

4. Liu Zhicheng. The debate between "question " and "doctrine " in the context of Chinese traditional culture - based on the New Culture Movement of May Fourth [J]. Journal of Tangshan Normal College, 2020, 42. (04):96-100.

5. Pei Liyuan. The direction of Marxist modernization of traditional culture in China[J].

6. Zhu Guangya, Jiang Junren. From Western Learning to Confucian Revival: Modernizing Confucianism in the Context of Marxism in China[J]. Journal of Peking University of Science and Technology (social science publication), 2020,36(02):96.

7. Xi Jinping. Report to the 19th National Congress of the Communist Party of China. Beijing: People's Publishing House, 2017.

8. Xi Jinping. Excerpts from speeches on the coordination of the "four comprehensive" strategic plans [M]. Beijing: Central Publishers of Literature, 2015.

9. Wang Wei. Some Issues of the Social and Political Course of China's Dream of the Great Revival of the Chinese Nation / Power. 2018. №7. С. 240.

10. Wang Xin, Chao Bingqing. "Soft power in China's foreign policy in dealing with the global challenges of modernity" // Century of Globalization 3/2022 97-111. DOI: 10.30884/vglob/2022.03.08.

11. Li Fengliang, Gu Zhenqing. Value, path and principles of modernization and transformation of superior Chinese traditional culture in the new era[J]. Dongyueshuangshuang, No. 11, 2020.

12. he Lin. The development of the new thinking of Confucianism[M]. Culture and Life. Beijing: Commercial Press, 2015.

13. Liu Zhicheng. The debate between "question" and "doctrine" in the context of Chinese traditional culture - based on the New Culture Movement of the Fourth of May[J]. Journal of Tangshan Normal College, 2020, 42 (04):96-100.

14. Gruzinov 1.1. The role and place of traditional Chinese ideology in the concept of "Chinese Dream" // 47th Scientific Conference Society and State in China. Scientific Notes of the Department of China. Vol. 27. Moscow: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 2017. С. 570-571.

15. Maslov A. We don't understand well what is really going on in China

//

https://go.mail. ru/redir?type =sr&redir=eJwNyrsNwjA QAFCvwgAXk0CCwjYW HMrJX_k0m5QMQIHYgmXoaJiBkp60T28SSbzXutbanCgUzEymyWcdsLLGgkF YG4eWkcA bdrGAnyG5aKcIKQbyBj0cJol QIKNxIbIQpByJl 3IkWdySGIRt24-jUu3Qd7v1ph06dVNycb_V9_V-

zJ_r8_4H6s01qA&src=27eb1dc&via_page=1&user_type=3&oqid=a03b8e708 835af42 (19.03.2023).

16. Oznos, E. 2016. A Century of Ambition: Wealth, Truth, and Faith in the New China. MOSCOW: AST. 528 с.

17. Kovalev S.M., Abramova N.A. 2017. Interpretation of the Content of China's Latest Ideology "Chinese Dream" in Historical Retrospect

18. GuangmingDaily, 22 февраля 2019 года.

19. Fei Xiaotong, "Reflection, Dialogue, and Cultural Identity," Peking University Journal (Philosophy and Social Science Press), No. 3, 1997.

20. Yang Xueliang. "An Experimental Discussion of Human Cultural Existence," Academic Exchange, No. 11, 2011.

21. Xi Jinping. Excerpts from Discourses on the Coordination of the "Four Comprehensive" Strategic Plans [M]. Beijing:Central Publishers of Literature, 2015:84.

22. Reading Book of General Secretary XI Jinping's Series of Important Speeches (2016 Edition), Beijing: Study Publishing House and People's Publishing House, 2016 Edition, pp. 201-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.