Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОДЕЖДЫ'

ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОДЕЖДЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
169
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА ОДЕЖДЫ / ГРАНИЦЫ / ДРЕВНИЕ МАТЕРИАЛЫ ОДЕЖДЫ / МЕХОВАЯ ТРЕНДОВАЯ МОДА / ТРАДИЦИОННАЯ СИМВОЛИКА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМАТЕРИАЛЫ / МУЛЬТИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Калинина Г. Н., Пэнтао Ян.

Цель: эксплицировать культуру одежды в китайской национальной традиции и обосновать актуальный подход к границам между архаизацией (консервацией) традиционных элементов национальной культуры одежды и недопустимостью чрезмерной модернизации индустрии костюма и моды в современном Китае. Процедура и методы исследования. Проведен анализ корпуса текстов и взглядов исследователей. В основание проблемного поля работы положена диалектическая методология, которая в сочетании с культурно-исторический методом, общефилософскими методами и принципами: феноменологический, герменевтический, метод интерпретации и др., позволяет осуществить целостную философско-культурологическую рефлексию границ китайской культуры одежды в ранних культурных практиках и на современном этапе индустрии моды. Результаты проведённого исследования: проведённый анализ позволил реализовать реконструкцию древней культуры одежды в китайской национальной традиции, что позволило проследить генезис и эволюцию материалов одежды в культурных практиках Древнего Китая, установить «генетическую» объективную взаимосвязь ранних форм, образцов, материалов одежды и современной костюмной культуры, ее символики и инновационного дизайна; обозначить и отрефлектировать проблемные зоны в сегодняшней индустрии моды КНР, выявляющиеся на общем фоне нарастающих межкультурных интеграционных процессов. Теоретическая/практическая значимость. Обобщён материал по исследуемой теме. Обоснованы собственные оригинальные идеи, касающиеся обоснования проблемы границ как возможного и допустимого в китайской культуре одежды, когда, с одной стороны, в рамках государственного курса КНР на мировое лидерство провозглашена «Стратегия культурной индустрии» с четкими ориентирами на утверждение доминанты собственно национального. А с другой стороны, в китайской индустрии одежды, брендовой моде под влиянием мировых тенденций приветствуется освоение западно-европейских стандартов и инновационных потоков в этой отрасли. Полученные результаты способствуют более адекватному пониманию особенностей современных процессов в китайской культуре одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND CULTURAL EXPLICATION OF CHINESE CLOTHING CULTURE

Purpose: explicate the culture of clothing in the Chinese national tradition and justify the current approach to the boundaries between the archaization (preservation) of traditional elements of the national culture of clothing and the inadmissibility of excessive modernization of the costume and fashion industry in modern China.The procedure and methods of research: The analysis of the corpus of texts and the views of researchers is carried out. The basis of the problem field of the work is based on dialectical methodology, which, in combination with the cultural-historical method, general philosophical methods and principles such as phenomenological, hermeneutic, method of interpretation, etc., allows for a holistic philosophical and cultural reflection of the boundaries of Chinese clothing culture in the early cultural practices and at the present stage of the fashio n industryResults of the study: the analysis allowed to realize the reconstruction of ancient culture clothing Chinese national traditions. It allowed to trace the Genesis and evolution of clothing materials in the cultural practices of Ancient China; to establish a "genetic" objective the relationship of early forms, patterns, materials of clothes and modern suiting culture, its symbols and innovative design; to label and reflect the problem areas in modern Chinese fashion industry, which is revealed at the General background of increasing intercultural integration.Theoretical / practical significance The article summarizes the material on the topic under study. The authors substantiate their own original ideas concerning the justification of the problem of borders as possible and permissible in Chinese clothing culture, when, on the one hand, within the framework of the state course of the PRC for world leadership, a "Strategy of the cultural industry" is proclaimed with clear guidelines for the establishment of the dominant national identity. On the other hand, in the Chinese clothing industry, brand fashion under the influence of global trends, the development of Western European standards and innovative flows in this industry is welcomed. The results obtained contribute to a more adequate understanding of the features of modern processes in Chinese clothing culture.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОДЕЖДЫ»

Г. Н. Калинина

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Ян Пэнтао

Белгородский государственный институт искусств и культуры

ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ КИТАЙСКОЙ

КУЛЬТУРЫ ОДЕЖДЫ

Цель: эксплицировать культуру одежды в китайской национальной традиции и обосновать актуальный подход к границам между архаизацией (консервацией) традиционных элементов национальной культуры одежды и недопустимостью чрезмерной модернизации индустрии костюма и моды в современном Китае.

Процедура и методы исследования. Проведен анализ корпуса текстов и взглядов исследователей. В основание проблемного поля работы положена диалектическая методология, которая в сочетании с культурно-исторический методом, общефилософскими методами и принципами: феноменологический, герменевтический, метод интерпретации и др., позволяет осуществить целостную философско-культурологическую рефлексию границ китайской культуры одежды в ранних культурных практиках и на современном этапе индустрии моды.

Результаты проведённого исследования: проведённый анализ позволил реализовать реконструкцию древней культуры одежды в китайской национальной традиции, что позволило проследить генезис и эволюцию материалов одежды в культурных практиках Древнего Китая, установить «генетическую» объективную взаимосвязь ранних форм, образцов, материалов одежды и современной костюмной культуры, ее символики и инновационного дизайна; обозначить и отрефлектировать проблемные зоны в сегодняшней индустрии моды КНР, выявляющиеся на общем фоне нарастающих межкультурных интеграционных процессов.

Теоретическая/практическая значимость. Обобщён материал по исследуемой теме. Обоснованы собственные оригинальные идеи, касающиеся обоснования проблемы границ как возможного и допустимого в китайской культуре одежды, когда, с одной стороны, в рамках государственного курса КНР на мировое лидерство провозглашена «Стратегия культурной индустрии» с четкими ориентирами на утверждение доминанты собственно национального. А с другой стороны, в китайской индустрии одежды, брендовой моде под влиянием мировых тенденций приветствуется освоение западно-европейских стандартов и инновационных потоков в этой отрасли. Полученные результаты способствуют более адекватному пониманию особенностей современных процессов в китайской культуре одежды.

Ключевые слова: китайская культура одежды, границы, древние материалы одежды, меховая трендовая мода, традиционная символика, инновационные технологии, мультиматериалы, мультифункциональность, интеграция.

G. N. Kalinina

Belgorod State University of Arts and Culture

(Belgorod, Russia) Yang Pengtao

Belgorod State University of Arts and Culture

(Belgorod, Russia)

PHILOSOPHICAL AND CULTURAL EXPLICATION OF CHINESE CLOTHING

CULTURE

Purpose: explicate the culture of clothing in the Chinese national tradition and justify the current approach to the boundaries between the archaization (preservation) of traditional elements of the national culture of clothing and the inadmissibility of excessive modernization of the costume and fashion industry in modern China.

The procedure and methods of research: The analysis of the corpus of texts and the views of researchers is carried out. The basis of the problem field of the work is based on dialectical methodology, which, in combination with the cultural-historical method, general philosophical methods and principles such as phenomenological, hermeneutic, method of interpretation, etc., allows for a holistic philosophical and cultural reflection of the boundaries of Chinese clothing culture in the early cultural practices and at the present stage of the fashion industry

Results of the study: the analysis allowed to realize the reconstruction of ancient culture clothing Chinese national traditions. It allowed to trace the Genesis and evolution of clothing materials in the cultural practices of Ancient China; to establish a "genetic" objective the relationship of early forms, patterns, materials of clothes and modern suiting culture, its symbols and innovative design; to label and reflect the problem areas in modern Chinese fashion industry, which is revealed at the General background of increasing intercultural integration.

Theoretical / practical significance The article summarizes the material on the topic under study. The authors substantiate their own original ideas concerning the justification of the problem of borders as possible and permissible in Chinese clothing culture, when, on the one hand, within the framework of the state course of the PRC for world leadership, a "Strategy of the cultural industry" is proclaimed with clear guidelines for the establishment of the dominant national identity. On the other hand, in the Chinese clothing industry, brand fashion under the influence of global trends, the development of Western European standards and innovative flows in this industry is welcomed. The results obtained contribute to a more adequate understanding of the features of modern processes in Chinese clothing culture.

Keywords: Chinese clothing culture, borders, ancient clothing materials, fur trend fashion, traditional symbols, innovative technologies, multi-materials, multi-functionality, integration

DOI 10.22405/2304-4772-2022-1 -1 -30-41

Введение. Древняя китайская цивилизация, находясь в ряду мировых глобальных культурно-цивилизационных систем, начиная с момента зарождения до наших дней, прошла многотрудный путь длительной культурно-исторической эволюции. Не теряя своего традиционного облика, она остается одной из самобытных и уникальных культурных систем современности. При этом ярким символом Поднебесной империи, ее «визитной карточкой» выступает древнейшая культура одежды и моды, которая: во -первых, является «живым атрибутом» исторической эволюции Китая и наглядным источником национальной специфики; во-вторых, отражает взаимосвязь ранних форм и образцов одежды (включая материалы, символику и дизайн) и современной культуры костюма и моды, ее инновационной дизайн; позволяет проследить сложную эволюцию материалов одежды в ранних культурных практиках Древнего Китая в диахронном и синхронном измерениях, а также в сочетании традиционных и новаторских тенденций.

В самом деле, при ближайшем рассмотрении мы видим, что, начиная со времен династии, династия Чжоу в Китае, существует множество древних документов по культуре одежды. Среди них «Три церемонии», «Двадцать

четыре истории», «Книга песен» и «Черновики истории Цин», которые являются важными справочными материалами для изучения китайской культуры одежды. Древние китайские ремесла, картины и ткани - важная научная основа, которая выступает теоретическим основанием для развития дизайна и инноваций в индустрии современной китайской одежды, костюма и моды. При том, что сегодня в условиях усиливающихся потоков культурной интеграции этот вопрос выливается в серьезную и обоюдоострую проблему, связанную с границами чужих заимствований, связанный с активными усилиями китайских молодой дизайнерского сообщества - брендовых площадок, нахождения и внедрения актуальных технологических решений, апробации сочетания традиционной костюмной символики с символами постмодерна. Кроме того, эти процессы «подогревают» общественный климат в части желания расширить и освежить новыми элементами сферу национальной культуры одежды в направлении ее демократизации.

Однако мы остаемся в рамках рационально -рефлексивной позиции, то есть, на платформе диалектики, отмечая, что, по всей видимости, речь должна идти о границах «своего» и «чужого», «традиции» и «новаторства», «консервации» и «заимствования», не приемля чрезмерного увлечения модернизаторскими тенденциями и следования чуждым аналогам. Это означает, что доминанты в развитии китайской культуры одежды вообще и меховой модной индустрии в особенности, по нашему мнению, оставаться в первую очередь, за «собственно китайской» традицией, теми символами и образами, которые с древнейших времен являются ее визитной карточкой Поднебесной империи.

Анализ литературных источников. В мировой философской, культурологической, исторической, искусствоведческой, археологической, этнографической и пр. отраслях знания в разработку и концептуализацию данной проблематики внесли российские исследователи (М. К. Петров, А. Ф. Лосев, Ю. Лотман и пр.), разрабатывавшие проблематику тезауруса, преемственности культур, культурной семиотики, семиотической структуры искусства, мифологии и пр.); а также А. А. Маслов, В. В. Малявин (работы по мифологии китайской цивилизации), С. И. Мшанецкий (исследования по военной китайской костюмной культуре), М. А. Неглинская, Л. П. Сычёв, В. Л. Сычёв, Б. А. Успенский, Т. В. Фокина (труды по семиотике искусства, эстетическому контексту и семантике традиционных китайских украшений, вопросам древневосточного орнамента и узора); труды А. Ю. Андреевой, Р. Барт, М. В. Крюкова, В. В. Крюкова, (вопросы, касающиеся русской костюмной традиции, китайской этноистории и системе моды) и пр.

Значимы также идеи М. М. Бахтина (по эстетике словесного творчества), Е. Р. Беспалова (по костюмной культуре), Н. Я. Бичурина (по духовной системе в гражданском китайском обществе), П. Г. Богатырева (по теории народного искусства), Т. С. Васильева (по культурно-историческому генезису китайской этничности), Н. Веселовского, Б. Виногродского (по семиотике и семантике китайского искусства украшений и орнаментизации) и пр.

В контексте понимания символики костюма и моды в китайской культуре одежды крайне интересен для нас такой источник как «Дизайн дракона в китайском текстиле династии ЦИН: его применение в современном текстиле» (Университета Аризоны, США), в котором ученый описывает историю китайского текстиля в период династии Цин, анализирует аспект использования рисунков дракона в древнекитайской костюмной моде. А также «Большой словарь китайского костюма» Чжоу Сюня и Гао Чуньмина (1996 год изд.), в котором содержится систематизированная информация, касающаяся стилевого разнообразия, особенностей цветовой гаммы китайского национального костюма и пр.

Кроме того, мы проработали подборку научных журнальных публикаций китайских авторов по истории традиционного текстиля, истории материалов одежды и пр. В ряду наиболее важных для нас такие, как: «Исследование древних китайских костюмов» г-на Шэнь Цунвэня (первая монография по изучению древней китайской костюмной культуры с момента основания Китайской Народной Республики), в ней подробно описывается весь ход развития древней китайской костюмной культуры и дается всесторонний обзор Китая с точки зрения археологии, истории и культуры. Помимо всего отметим усилия китайских исследователей по изучению специфики традиционной одежды, преломлению элементов древних образцов национального костюма в современных моделях и промышленном производстве одежды из традиционных, в том числе меховых материалов, часть из них занимается вопросами технологии, изучения маркетинговых линий развития одежды из натурального и искусственного меха (Ли Су, Хэ Чжиюнь Дэн Хунтао, Ван Зонюй, Чжан Хеченг Дуань Яньфан и др.). Приведенный обзор говорит об актуализации интереса к тематике китайской культуры одежды, трендовой меховой моды как в культуре Китая, так и на мировом уровне. Причем, такой интерес прослеживается, начиная с ранних этапов древней истории Китая, и пролонгируется в современность, приобретая новые «световые оттенки».

Первая часть исследования связана с задачей раскрытия эволюции древних материалов китайской культуры одежды.

Эволюция материалов одежды в ранних культурных практиках Древнего

Китая

Развитие древнейших материалов одежды шло от простейших форм естественного природного (растительного и животного происхождения: травы, листьев, шкур и пр.) до технологических методов ее производства. Такие стадии эволюционирования, как мы понимаем, закономерный этап, через который суждено было пройти человеческой культуре вообще и китайской в частности, в динамическом пространственно-временном измерении развития культурных форм жизни человека, потоках времени [8; 9]. Как отмечают специалисты: «Анализ социокультурных кодов традиционного китайского костюма представляет интерес для исследователей с точки зрения более

глубокого понимания китайской мысли о традиции. Как идее внутренней преемственности внешне разрозненных явлений, позволяет выявить фундаментальные мировоззренческие предпосылки предыдущих исторических эпох и их проявления в сущностных особенностях современной культуры, проследить взаимодействие традиционного и инновационного» [1; 4; 5; 6]. Для более глубокого и целостного рассмотрения вопроса эволюции материалов одежды в ранних культурных практиках человечества, понимания становления, развития и трансформации древней китайской костюмной культуры, мы обращаемся к историческим документам. В частности, к сведениям, почерпнутым специалистами при анализе ранних культурных объектов на территории Китая. В этой связи уместна отсылка к таким памятникам как: горная пещера Лонгушань, культура Хэмуду, культура Хуншань и культура Луншань. Философско-культурологическая реконструкция этих исторических объектов, наглядных свидетельств древней китайской цивилизации, позволит нам дать адекватную интерпретацию и представить собственную рефлексию относительно эволюции материалов одежды в ранних культурных практиках человечества, а шире - древней комстюмной культуры и моды [2; 3; 15].

О том, что китайская история предстает пространственно-временной эволюционный процесс, раскрывающий тайны и ресурсы природы, повествуют древние рукописные и др. источники, сохранившиеся до сегодняшнего времени. В их числе Би-гексаграмма «Книги Перемен», которая сообщает о том, что «... гибкая природа отражает пересечение «инь» и «янь» как единство противоположностей, естественный закон развития цивилизации» [11; 12]. При этом современный процесс взаимодействия культур Востока и Запада характеризуется двояко. С одной стороны, отмечается схожесть многих культурных форм древних цивилизаций, часть которых, подчеркнем, стремится к сохранению своих традиционных устоев, национально-культурных особенностей, в том числе в сфере культуры одежды и моды. А с другой стороны, в поликультурном мире на общем фоне тенденций к унификации, популяризации «европейских стандартов», «отдельно взятой культуре» все сложнее сохранять традиционные основы, национальную специфику, этнические особенности. Излишне говорить, что в эту орбиту так или иначе, в разной мере попадает область духовного производства, сфера повседневности, связанная с ментальными основаниями и эстетическими предпочтениями.

На сегодняшний день сложился ряд теорий и концептуализаций относительно происхождения китайской одежды, в ряду которых мы вычленили наиболее устоявшиеся: первая теория - климатической адаптации, сопряженная с теорией защиты человеческого тела, в рамках которой прослеживается тесная взаимосвязь между генезисом древней культуры одежды в ранних практиках и жизненно-необходимыми потребностями человека с целью приспособления и адаптации к естественной среде, повышение шансов выживания в дикой природе. В этой связи одежда как таковая, динамика развития ее отдельных элементов является закономерным объективным процессом совемшенствования культурных форм жизни. Вторая -теория амулета и тотема, объясняющая происхождение и эволюцию древней

одежды синкретичностью первобытного «дикаря» и слабостью его духовных сил перед природной стихией. Данную функцию частично призван был выполнять тотем, выполняющий компенсаторскую функцию (тотем как племенной и личностный идентификатор), что отражалось на внешнем виде и смысловой символике древней одежды, включая материалы. Тем самым одежда выступала важным различителем межплеменных кланов, а ее атрибутика, имевшая также семантическую компоненту, использовался и в межплеменных конфликтах, что подтверждается исследованиями китайских антропологов и этнологов, данными современного восткоковедения. Третья - символическая теория, согласно которой одежда как таковая, древние материалы, дизайнерские, эстетические характеристики, является атрибутом определенного статуса индивидуума, призвана подчеркнуть социальные отличия (как правило, преимущества перед другим членами социума). То есть, в этой теории генезис древней культуры одежды и ее функциональности связан с фактором социальности человека в коллективе. Четвертая - теория стыда, выводящая генезис культуры одежды на психологическом факторе, так называемой «мотивации стыда», взаимоотношени полов. Пятая - эстетическая теория (или теория украшения), наиболее универсальная, объясняет генезис древней одежды фактором эстетических потребностей и развитием художественного мышления человека. Она подчеркивает эстетику (стремление к украшательству, искусству украшения) с эстетической красотой естественной природы.

Анализируя данные теории и синтезируя дополнительные источники, их объясняющие, мы считаем, что в философском плане генезис культуры одежды и феномена моды отражает диалектику превращения «инстинктивных людей» в «людей сознательных» в процессе эволюции человечества и роста его потребностей, как утилитарно-практических, так и духовно-эстетических. То есть, феномен одежды - это синтетическое явление, атрибут и материальной, и духовной культуры как целостной системы.

То есть, древнейшие материалы одежды «на заре» китайской культуры представляли собой необработанные природные формы, которые совершенствовались по мере роста потребностей человека: от сугубо физиологических, утилитарных, связанных в первую очередь, с задачами выживания в естественной природной среде и климате, до эстетических, связанных с чувством красоты, развитием ранних художественных форм и практик. Таково вполне разумное (в ряду прочих) объяснение генезиса китайской культуры костюма и моды, представленное в рамках естественной теории происхождения одежды (утилитарная/защитная и эстетическая функция).

Вторая часть исследования связана с проблемными зонами на современном этапе эволюции культуры одежды в «Новом Китае».

Феномен китайская культуры одежды в ракурсе культурной интеграции

По мере углубления в рассматриваемый вопрос становится очевидным, что усиливающаяся динамика темпов межкультурной интеграции оказывает зачительное влияние на сохранение традиционой специфики китайской

культуры в ее базовых культурных образах. При том, что, как отмечалось выше, в современной КНР государственная культурная политика стремится к оптимальному сочетанию процессов «культурной консервации» и «европеизации» [13; 14, с. 113, 115]. Однако, на наш взгляд, по ряду причин внешнего и внутреннего характера не столько первое, сколько с большей очевидностью второе, сталкивается сегодня со значительными трудностями. Так, нельзя отрицать, что современная китайская культура все более решительно и откровенно вступает на путь специализации и модернизации. Одновременно говорить о «кризисе традиции» тоже, наверное, преждевременно. Ведь Китай - полиэтническая страна, имеющая долгую тысячелетнюю историю, в недрах которой, собственно, зародились и сохраняются сегодня основные национальные культурные символы, отражающие уклад жизни многочисленных этнических групп. В полной мере это относится к «трендовой меховой моде».

В контексте китайской культурной традиции путь развития натуральной меховой культуры достаточно длителен. Смысловая историческая реконструкция показывает нам, что человеку натуральный мех был крайне необходим, в первую очередь, в одежде, а в суровых климатических условиях мех разнопланово использовался и как укрывной материал жилищ -переносных чумов, яранг полукочевых народов Севера (чукчей, коряков, части эвенков и юкагиров), конический остов которых (жилищ) покрывался оленьими шкурами, ими же устилался и пол жилища в местах отдыха, и сна его обитателей. Все это, разумеется, не является для нас открытием. И, тем не менее, для понимания культурно-исторического смысла «меховой культуры» углубляемся в несколько актуальных аспектов. Полученные обобщения приводят к анализу проблемных зон, анализируя которые нам удалось определить и обосновать причинно-следственные связи, ограничивающие развитие меховой промышленности в настоящее время на стадии современного развития КНР.

В этом ряду назовем наиболее значимые, а именно: вся меховая одежда использует в качестве сырья такие высококачественные материалы, как замша, а высокая стоимость одежды приводит к ограниченной покупательной способности; под влиянием культурной глобализации жизненный цикл современной моды становится все короче и короче, в связи с чем традиционные методы дизайна в современной меховой одежде уже не могут удовлетворить потребности современного рынка. Мы считаем, что сегодня эти аспекты -серьезное проблемное поле для осмысления новых демаркационных линий, лежащих между приверженностью традиционной культуре одежды и стремлением к ее обновлению, трансформации в направлении большей демократизации и мультифункциональности. Поэтому мы считаем, что, являясь уникальной культурой одежды, древняя меховая культура должна укреплять свой инновационный дизайн, расширяя и осваивая новые культурные площадки и новое пространство разработки, сохраняя в китайской культуре и гармонично сочетая традицию и новаторство.

Так же мы приходим к выводу о важности древних (старинных) техник изготовления китайских материалов одежды на историческом поле генезиса китайского текстиля, подчеркиваем неразрывную взаимосвязь двух явлений в культуре Китая: историю китайских материалов одежды и историю китайской культуры, психологии одежды, выраженных в этнической китайской символике. И далее заключаем, что культурно-исторический генезис натурального меха и широкие границы его социальности свидетельствуют о том, что как древнейший полифункциональный материал мех использовали в утилитарных, практических целях, в культуре повседневности, в эстетическом предназначении (как украшение) и в прочих аспектах его функционального применения. Это дополнительно свидетельствует о том, что, не взирая на то, что древняя меховая культура по-прежнему занимает высокий рейтинг, представляя лицо национальной швейной отрасли, становится актуальным задача освоения новых возможностей потребительского рынка, промышленного производства меховых материалов [15; 16, с. 8, 53-54].

На наш взгляд, генезис и последующая эволюция материалов древней одежды и моды - наглядный пример приверженности национальной традиции, визуальное свидетельство специфического мироощущения, картины мира «китайского человека». Сказанное во многом объясняет значимость изучения истоков культуры одежды, запечатленных в многовековых легендах, мифологии, древних китайских источниках, свидетельства которых передаются из поколения в поколение, транслируясь в современную культуру Китая. В принципе, выявляются взаимозависимости такого плана: по мере освоения естественной природы, ее «окультуривания», преобразования менялся сам человек, расширяя горизонты свои запросов и предпочтений, повышая уровень социальности, что находило непосредственное отражение в формировании культуры одежды и моды - важного элемента и атрибута научно-технического прогресса и «модной индустрии». Соответственно, эстетика костюма и моды развивались с точки зрения изменения функциональности: от основных функций одежды (узкая практикоориентированная функциональность) до нескольких направлений (многофункциональность). Параллельно с названными направлениями генезиса культуры костюма и моды, эволюционировала семантика и семиотика «модной культуры» [17, с. 26, с. 33-34].

Таким образом, из сказанного следует, что 1) культура одежды - это часть трудового и иного социального поведения человека; 2) древнекитайская костюмная культура одежды - это также продукт эволюции на разных стадиях развития; 3) в такой же мере это продукт идеологии, признак социальной дифференциации, позволяющий различать и отличать «Себя» от «Другого», важный символ идентификации человека - коллектива - общества в их качественных характеристиках, прежде всего - утилитарно-практических и морально-эстетических [7; 10; 17; 18].

Заключение. В процессе рассмотрения темы и проблематизации ее предметного поля мы пришли к следующим выводам и обобщениям: во -первых, на основании систематизации и анализа накопленной базы ранних культурных реликвий, обнаруженных по всему миру, можно заключить, что

одежда является одним из наиболее представительных культурных реликвий, которые визуально косвенным образом выступают олицетворением конкретной культуры в ее традициях. В нашем случае также очевидны детерминации между феноменом культуры одежды и китайской национальной культурой, продуцирующей основные традиционные элементы. Включая эстетические, дизайнерские, тканевые и пр. стандарты, формирующие общую культуру (и индустрию) костюма китайского человека.

Во-вторых, в дизайне современных меховых изделий получают развитие технологии многокомпонентного сочетания и комбинирования нескольких различных материалов, что отвечает новым запросам и симпатиям китайского общества, рядового «обывателя», потребителя модного продукта, а также эти запросы существенно расширяют пространство для развития брендов меховой моды, что крайне важно для внутреннего и внешнего национального рынка культуры одежды. В-третьих, применение смешанного многокомпонентного дизайна, сочетающего разные (помимо меха) материалы в одежде благоприятным образом влияет на расширение путей развития меховой одежды, в том числе, увеличивает ее ассортимент; дает больше идей для дизайнерских инноваций меха и смешивания и сочетания нескольких материалов.

На взгляд авторов, все это позволит укрепить парадигму «традиция -новаторство», способствовать принцип наследования исконно национальных традиций в культуре костюма и моды на пути интегрирования китайской культуры одежды в мировую костюмную индустрию костюма и моды, сохраняя при этом особенности уникальной традиционной символики.

При этом дополнительную актуальность вопросы «трендовой меховой моды» приобретают в ракурсе биоэтической парадигмы и глобальной экологической проблематики, что подчеркивалось нами в предыдущих научных публикациях [17; 18].

Литература

1. Бердник Т. О. Дизайн костюма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 447

с.

2. Ван Цин. Модный Китай: 10-летие ассоциации дизайнеров костюма Китая, 1993-2003. Пекин: Китайское изд-во документов, 2003. 220 с.

3. Вэй Жунхуй. Повелитель ветров костюма и декора наций Китая. Пекин: Изд-во Пекинского ун-та, 2008. 218 с.

4. Гантлоу П. Б. Дизайн уютного дома: создание красивого и недорогого интерьера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 284 с.

5. Глазычев В. Л. Дизайн как он есть. Москва: Европа : ИД КДУ, 2013.

318 с.

6. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Г. В. Драч, В. Д. Бакулов, Г. К. Королев и др.; науч. ред. Г.В. Драч. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 536 с.

7. Колениченко Н. В., Калинина Г. Н. Человек как тайна (аксиологический дискурс) // Наука. Искусство. Культура : научный рецензируемый журнал БГИИК. 2019. Вып. 1 (21). С. 155-160.

8. Культура и образование коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России: изучение, сохранение и возрождение : сборник докладов и статей российской научно -практической конференции (п. Сосны, Одинцовского района Московской области, 1-3 ноября 2012 г.). Москва : ИХО РАО, 2013. 173 с.

9. Культура, искусство, образование: проблемы, перспективы развития : материалы международной научно-практической конференции (6 февраля 2007 г.). Смоленск: СГИИ, 2007. 332 с.

10. Насу. Монгольский народный музыкальный инструмент моринхуур: культурно-исторический генезис и идентификация // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. 2020. № 2, вып. 1. С. 51-56.

11. Никитина А. Б. Культура древних цивилизаций : театральное путешествие в Древний Египет: учебно-методическое пособие. Москва: Фирма МХК, 2001. 107 с.

12. Пигулевский В. О. Дизайн и культура. Харьков: Гуманитарный центр, 2014. 313 с.

13. Постановление специального Пленума ЦК КПК 17-го созыва «О некоторых важных вопросах относительно углубления реформы культурной системы, продвижения развития и процветания социалистической культуры» [Электронный ресурс] // Международное радио Китая : офиц. сайт. Пекин, 2011. URL: http:russian.cri.cn>841/2011/10/20/1s401204.htm (дата обращения: 22.01.2021)

14. Трофимова Р. П., Селезнев П. С. Культурная политика как алгоритм «локальных цивилизаций» // Философские науки. 2017. № 10. С. 111-120.

15. Тэтхем К., Симен Д. Дизайн в моде: моделирование одежды: принципы, практика, техника: подробное руководство для дизайнера одежды: [учебник]. Москва: РИПОЛ классик, 2006. 144 с.

16. Чжэн Вэй, Ло Цзинтин. Мода, метод и практика творчества. Шанхайская университетская пресса Донхуа, 2010. С. 5-67.

17. Ян Пэн Тао. Традиционная инновационная символика дизайна и моды в юаньском тканевом паттере китайских провинций: философско-культурологическая реконструкция // Наука. Искусство. Культура : научный рецензируемый журнал БГИИК. 2020. Вып. 2 (26). С. 26-34.

18. Ян Пэн Тао. Эволюция, смысловая символика и мультифункциональность меха как феномена культуры в контексте межнациональных традиций // Наука. Искусство. Культура : научный рецензируемый журнал БГИИК. 2020. Вып. 1 (25). С. 66-74.

19. Ян Ян. Образцы одежды и декора национальных меньшинств Китая. Пекин: Изд-во высшего образования, 1994. 268 с.

References

1. Berdnik T. O. Dizayn kostyuma [Costume design]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 2000. 447 p. [in Russian]

2. Wang Qing Modnyy Kitay: 10-letiye assotsiatsii dizaynerov kostyuma Kitaya [Fashion China: 10th anniversary of the China Costume Designers Association, 1993-2003]. Beijing: Kitayskoye izdatel'stvo dokumentov Publ., 2003. 220 p. [in Russian]

3. Wei Ronghui Povelitel' vetrov kostyuma i dekora natsiy Kitaya [The lord of the winds of the costume and decor of the nations of China]. Beijing: Izdatel'stvo Pekinskogo universiteta Publ., 2008. 218 p. [in Russian]

4. Gantlow P. B. Dizayn uyutnogo doma: sozdaniye krasivogo i nedorogogo inter'yera [Design of a cozy house: creating a beautiful and inexpensive interior]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 2005. 284 p. [in Russian]

5. Glazychev V. L. Dizayn kak on yest' [Design as it is]. Moscow: Europe: Izdatel'stvo KDU Publ., 2013. 318 p. [in Russian]

6. Korolev Istoriya mirovoy kul'tury (mirovykh tsivilizatsiy) [History of World culture: world civilizations]. G. V. Drach, V. D. Bakulov, G. K. Korolev, etc.; scientific ed. by G. V. Drach. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 2004. 536 p. [in Russian]

7. Kolenichenko N. V., Kalinina G. N. Chelovek kak tayna (aksiologicheskiy diskurs) [Man as a Mystery (Axiological Discourse)]. Nauka. Iskusstvo. Kul'tura : nauchnyy retsenziruyemyy zhurnal BGIIK Issue 1 (21). 2019. Pp. 155-160. [in Russian]

8. Kul'tura i obrazovaniye korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossii: izucheniye, sokhraneniye i vozrozhdeniye sbornik dokladov i statey rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (p. Sosny, Odintsovskogo rayona Moskovskoy oblasti, 1-3 noyabrya 2012 g.) [Culture and education of the indigenous small-numbered peoples of the North, Siberia and the Far East of Russia: study, preservation and revival: collection of reports and articles of the Russian scientific and practical conference, Sosny village, Odintsovo district of the Moscow region, November 1-3, 2012]. Moscow: IKHO RAO Publ., 2013. 173 p. [in Russian]

9. Kul'tura, iskusstvo, obrazovaniye: problemy, perspektivy razvitiya : materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (6 fevralya 2007 g.). [Culture, art, education: problems, prospects of development: materials of the international scientific and practical conference (February 6, 2007)]. Smolensk: SGII Publ., 2007. 332 p. [in Russian]

10. Nasu Mongol'skiy narodnyy muzykal'nyy instrument morinkhuur: kul'turno - istoricheskiy genezis i identifikatsiya [Mongolian Folk Instrument Morin Khuur: Cultural-Historical Genesis And Identification]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskiye nauki [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Philosophy]. No. 2 Issue 1. 2020. Pp. 51-56. [in Russian]

11. Nikitina A. B. Kul'tura drevnikh tsivilizatsiy : teatral'noye puteshestviye v Drevniy Yegipet: uchebno-metodicheskoye posobiye [Culture of ancient civilizations:

a theatrical journey to Ancient Egypt: an educational and methodological guide]. Moscow: Firma MKHK Publ., 2001. 107 p. [in Russian]

12. Pigulevskiy V. O. Dizayn i kul'tura [Design and culture]. Kharkiv: Gumanitarnyy tsentr Publ., 2014. 313 p. [in Russian]

13. Postanovleniye spetsial'nogo Plenuma TSK KPK 17-go sozyva «O nekotorykh vazhnykh voprosakh otnositel'no uglubleniya reformy kul'turnoy sistemy, prodvizheniya razvitiya i protsvetaniya sotsialisticheskoy kul'tury» [Resolution of the Special Plenum of the CPC Central Committee of the 17 th convocation "On some important issues concerning the deepening of the reform of the cultural system, the promotion of the development and prosperity of socialist culture"]. China Radio International: official site. Beijing, 2011. URL: http: russian.cri.cn>841/2011/10/20/1s401204.htm (accessed: 22 January 2021) [in Russian]

14. Trofimova R., Seleznev P. [Freedom and Potential Opportunities. Essay on Legal progress]. Kul'turnaya politika kak algoritm «lokal'nykh tsivilizatsiy» [Russian Journal of Philosophical Sciences]. Issue 10. 2017. Pp. 111-120 [in Russian]

15. Tatham C., Seaman D. Dizayn v mode: modelirovaniye odezhdy: printsipy, praktika, tekhnika: podrobnoye rukovodstvo dlya dizaynera odezhdy [Fashion Design: Fashion Design: Principles, Practice, Technique: A Definitive Guide for the Fashion Designer]. Moscow: RIPOL klassik Publ., 2006. 144 p. [In Russian]

16. Zheng Wei, Luo Jingting Moda, metod i praktika tvorchestva [Fashion, method and practice of creativity]. Shanghai Donghua University Press, 2010. Pp. 567. [in Russian]

17. Yang Peng Tao Traditsionnaya innovatsionnaya simvolika dizayna i mody v yuan'skom tkanevom pattere kitayskikh provintsiy: filosofsko-kul'turologicheskaya rekonstruktsiya [Traditional And Innovative Design And Fashion Symbolism In The Yuan Fabric Pattern Of Chinese Provinces: Philosophical And Cultural Reconstruction]. Nauka. Iskusstvo. Kul'tura : nauchnyy retsenziruyemyy zhurnal BGIIK Issue 2 (26) 2020. Pp. 26-34. [in Russian]

18. Yang Peng Tao Evolyutsiya, smyslovaya simvolika i mul'tifunktsional'nost' mekha kak fenomena kul'tury v kontekste mezhnatsional'nykh traditsiy [Evolution, Semantic Symbolism And Multifunctionality of Fur as a Cultural Phenomenon in the Context of International Traditions] Evolution, semantic symbolism and multifunctionality of fur as a cultural phenomenon in the context of interethnic traditions. Nauka. Iskusstvo. Kul'tura : nauchnyy retsenziruyemyy zhurnal BGIIK Issue 1 (25) 2020. Pp. 66-74. [in Russian]

19.Yang Yang Obraztsy odezhdy i dekora natsional'nykh men'shinstv Kitaya [Samples of clothing and decor of national minorities in China]. Beijing, 1994. 268 p. [in Russian]

Статья поступила в редакцию 24.01.2022 Статья допущена к публикации 15.03.2022 The article was received by the editorial staff24.01.2022 The article is approved for publication 15.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.