Научная статья на тему 'Сохранение объектов подводной археологии на бумажной основе: от разработки методики до практической реставрации'

Сохранение объектов подводной археологии на бумажной основе: от разработки методики до практической реставрации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гидрокосмос
Область наук
Ключевые слова
Артефакт / объект подводной археологии на бумажной основе / консервация бумаги и книг / разделение сцементированных листов / ультразвуковая очистка / Artifact / paper-based underwater archaeological object / paper and book conservation / separation of sheets cemented together / ultrasonic cleaning

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы —

Статья посвящена истории спасения уникальных артефактов, найденных археологами Центра подводных исследований Русского географического общества на затонувшем 300 лет назад корабле «Архангел Рафаил». Реставраторами Всероссийского художественного научнореставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря при постоянном тесном сотрудничестве со специалистами Центра подводных исследований была разработана методика консервации и реставрации трех объектов подводной археологии на бумажной основе. В статье значительное внимание уделяется комплексному подходу в реставрации, описанию методики разделения сцементированных книжных листов и удалению поверхностных загрязнений в виде песчано-глинистых частиц, глубоко вошедших в структуру бумаги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preservation of paper-based underwater archaeological objects: from methodology development to practical restoration

This article is dedicated to the conservation of unique artifacts discovered by archaeologists of the Center for Underwater Research of the Russian Geographical Society from the sunken ship "Archangel Raphael," which sank 300 years ago. Conservators from the Grabar Art Conservation Center developed a methodology for conserving and restoring three paper-based archaeological objects in close collaboration with experts from the Underwater Research Center. The article highlights a thorough approach to restoration by outlining the methods for separating cemented-together book pages and eliminating surface pollutants such as sand and clay particles deeply embedded in the paper structure.

Текст научной работы на тему «Сохранение объектов подводной археологии на бумажной основе: от разработки методики до практической реставрации»

Мымрина Е. В.

1-2' 2023 ГИДРОКОСМОС HYDROCOSMOS -V-

РЕСТАВРАЦИЯ / КОНСЕРВАЦИЯ | RESTORATION / CONSERVATION Оригинальная статья | Original paper

DOI:_УДК 902.34_

СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ПОДВОДНОЙ АРХЕОЛОГИИ НА БУМАЖНОЙ ОСНОВЕ: ОТ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ДО ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕСТАВРАЦИИ

Е. В. Мымрина

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Гоабаря, г. Москва, Российская Федерация Ж schenia@inbox.ru

Аннотация

Ключевые слова

Для цитирования

Статья посвящена истории спасения уникальных артефактов, найденных археологами Центра подводных исследований Русского географического общества на затонувшем 300 лет назад корабле «Архангел Рафаил». Реставраторами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря при постоянном тесном сотрудничестве со специалистами Центра подводных исследований была разработана методика консервации и реставрации трех объектов подводной археологии на бумажной основе. В статье значительное внимание уделяется комплексному подходу в реставрации, описанию методики разделения сцементированных книжных листов и удалению поверхностных загрязнений в виде песчано-глинистых частиц, глубоко вошедших в структуру бумаги.

Артефакт, объект подводной археологии на бумажной основе, консервация бумаги и книг, разделение сцементированных листов, ультразвуковая очистка.

МымринаЕ. В. Сохранение объектов подводной археологии на бумажной основе: от разработки методики до практической реставрации // Гидрокосмос. 2023. Т. 1, 1. № 1-2. С. 102-116. DOI: https://doi.org/

PRESERVATION OF PAPER-BASED UNDERWATER ARCHAEOLOGICAL OBJECTS: FROM METHODOLOGY DEVELOPMENT TO PRACTICAL RESTORATION

E. V. Mymrina

The Grabar Art Conservation Center, Moscow, Russian Federation ® schenia@inbox.ru

Abstract This article is dedicated to the conservation of unique artifacts discovered

by archaeologists of the Center for Underwater Research of the Russian Geographical Society from the sunken ship "Archangel Raphael," which sank 300 years ago. Conservators from the Grabar Art Conservation Center developed a methodology for conserving and restoring three paper-based archaeological objects in close collaboration with experts from the Underwater Research Center.

Mymrina E. V.

The article highlights a thorough approach to restoration by outlining the methods for separating cemented-together book pages and eliminating surface pollutants such as sand and clay particles deeply embedded in the paper structure.

Keywords Artifact, paper-based underwater archaeological object, paper and book

conservation, separation of sheets cemented together, ultrasonic cleaning.

For citation Mymrina, E. V. "Preservation of Paper-Based Underwater Archaeological Objects:

From Methodology Development to Practical Restoration." Hydrocosmos, vol. 1, 1, no. 1-2, 2023, pp. 102-116. DOI: https://doi.org/ (In Russ.)

Для сохранения объектов подводной археологии, выявленных при подводных раскопках, необходим комплексный, методически выверенный подход. Ошибочные действия могут привести к потере артефакта и содержащейся в нем исторической информации. Объекты, которые значительное время находились в определенных условиях в воде, при подъеме на сушу могут начать быстро разрушаться, если не предпринять грамотные действия по их обработке. При определении метода консервации археологического объекта важную роль играет состав его основы, степень сохранности и история бытования, в том числе условия залегания в культурном слое. В настоящее время специалистами сформулированы общие принципы обработки археологических предметов из металла, керамики, дерева, кожи, но вопрос сохранения объектов подводной археологии на бумажной основе остается малоизученным и открытым во всем мире.

В процессе подводных раскопок торгового судна «Архангел Рафаил» (Die Engiel Raphail) специалистами Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) были выявлены сенсационные находки на бумажной основе: в 2017 году — несколько страниц Библии Лютера (Новый Завет: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла), в 2019 году — книга в кожаном переплете Псалтырь 1692 г., в 2020 году — книга малая (атрибуция уточняется) и книга в пергаменном переплете «Историческое описание всей тайны вечной жизни... Д.Филипп Николаи» 1610 г.

Торговое судно «Архангел Рафаил» (Die Engiel Raphail) было найдено в 2003 году специалистами ЦПИ РГО и многократно обследовано. Важно отметить, что с целью комплексного исследования подводных пространств и объектов ради изучения и сохранения природного и культурно-исторического наследия, ЦПИ РГО объединяет представителей самых разных профессий: историков, археологов, реставраторов,

водолазов, океанологов и многих других. Они выполняют и контролируют весь цикл — от поисков информации в архивах до подъема артефактов, их консервации и музеефикации.

Найденный корабль «Архангел Рафаил» был построен в 1693 году в городе Любек (Германия). С грузом контрабанды на борту торговое судно погибло в ноябре 1724 года в акватории Березовых островов (Финский залив, Выборгский район Ленинградской области). Корпус судна вмерз в лед. В результате дрейфа ледового поля судно протащило над мелководной каменистой банкой, оно получило пробоину в днище и затонуло у подножия банки. Обнаруженный в 2003 году корабль был признан ценным историческим объектом и даже включен в список 100 наиболее ценных подводных памятников Балтики.

В 2014 году начались работы по проекту подводных раскопок объекта. За несколько сезонов полномасштабных подводных исследований археологи в процессе размыва грунта нашли и подняли большое количество артефактов. Спустя 300 лет после гибели «Архангел Рафаил» удивляет нас количеством и разнообразием артефактов. Это более сотни удивительным образом сохранившихся предметов, относящихся к грузу корабля, деталям такелажа, предметам быта, личным вещам и даже продуктам питания экипажа.

Подводная экспедиция 2017 года

В 2017 году водолазы-исследователи ЦПИ РГО в числе других предметов нашли под тушкой потрошеного угря в смеси ила и песка фрагмент бумажного листа с текстом (см. рис. 1а). Когда непонятный комок с частью грунта и тушкой угря подняли на поверхность и начали разбирать, стало явным, что это уникальная находка — печатная книга на немецком языке. При первичном рассмотрении текстовых строк бумажного фрагмента и их переводе была выявлена его принадлежность к изданию

Мымрина Е. В.

Рис. 1а. Листы книги Библия Лютера. Новый Завет: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, XVII век. Съемка под водой. Из архива ЦПИ РГО

Библии Лютера, напечатанной в Германии в начале XVII века (см. рис. 1б).

Чудом сохранившуюся Библию, пролежавшую 300 лет под водой, необходимо было срочно спасать. Для проведения соответствующих исследовательских и реставрационных мероприятий специалисты ЦПИ РГО обратились во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря. Чтобы найти единственный и правильный путь сохранения такого уникального артефакта, специалист археолог-реставратор, водолаз-исследователь Прохоров Роман Юрьевич и художник-реставратор высшей категории Мымрина Евгения Владимировна на всех этапах работали при постоянном тесном сотрудничестве. В результате, переосмыслив стандартные подходы к реставрации и аккумулировав опыт археологов-водолазов, была разработана индивидуальная программа проведения реставрационных мероприятий.

На первом этапе объект, длительное время находившийся в соленой воде, был поднят на сушу и оперативно подвергнут первичной очистке (отделение тушки потрошеного угря и удаление первого слоя песчано-глинистых отложений), проведенной в хорошо оборудованных условиях полевой лаборатории ЦПИ РГО. После первой «расчистки» книга представляла собой единую массу сцементированных между собой бумажных листов в смеси песка, ила, зерна и др. Переплет отсутствует. Стало очевидным, что уцелевшая часть книги сохранилась благодаря нанесенным песчано-глинистым отложениям, качеству бумаги и особым свойствам балтийской воды. Балтийская вода обладает свойствами природного консерванта — темная, малосоленая, практически круглогодично холодная с минимальным

Рис. 1б. Листы книги Библия Лютера. Новый Завет: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, XVII век. Объект после подъема (листы книги расположены на потрошеном угре). Из архива ЦПИ РГО

поступлением кислорода. Как оказалось на практике, именно такая среда способствует сохранению артефактов не только из металла, древесины, но и ткани, и даже бумаги.

Для временного хранения сохранившуюся часть книжного блока Библии поместили в специальный бокс с 10% раствором изопро-пилового спирта и затем в холодильной камере доставили реставраторам.

Проведенный комплекс естественнонаучных исследований позволил определить реставрационную концепцию, сочетающую в себе применение как традиционных, так и современных методов реставрации.

Выбор метода просушивания и разделения сцементированного книжного блока на отдельные листы — самая важная и сложная

Мутппа Е. V.

проблема, с которой столкнулись специалисты, не имеющие права на ошибку. Работа с таким уникальным артефактом — единичный и неординарный случай реставрации, не имеющий аналогов и опыта решения данной проблемы. В результате, учитывая специфику, решено было отказаться от высушивания книжного блока в вакуумно-сублимационной камере. Разделение книжных листов проводилось в специальном резервуаре с водой, который по размерам соответствовал размерам книжного блока и давал возможность свободно перемещать бумажные листы при их раскрывании непосредственно в воде (во всех направлениях). Подобно археологам, реставраторы аккуратно, с соблюдением особой осторожности, при помощи специальных инструментов и кистей удаляли чужеродные наслоения и, распрямляя сильно деформированные страницы, в том числе и с большими утратами, постепенно раскрывали листы до середины каждой тетради (см. рис. 1в). В процессе раскрывания листов обнаружились двойные шнуры и льняные нити шитья книжного блока, которые были демонтированы, а оригинальная схема шитья зафиксирована графически. Далее каждый лист по отдельности просушен на подложке из фильтровальной бумаги и холлитекса на сушильной сетке.

После разделения книжных листов и их просушивания стал явным объем механических повреждений (деформация, изломы, разрывы, утраты, прорывы), а также различного рода загрязнений, особенно интенсивных жировых пятен. Но в целом остается удивительным тот факт, что бумага, пролежав 300 лет под водой, практически не утратила своих качеств и свойств. Бумага книжного блока очень хорошего качества — льняное волокно, а печатная краска имеет крепкую связь с бумажной основой. Размер бумажного листа примерно 95 х 155 мм, от объема всей книги уцелело 57 листов и несколько небольших фрагментов.

Удаление многочисленных поверхностных наслоений и загрязнений проведено механически, комбинированным способом в зависимости от их вида и состояния основы — по-сухому или во влажном состоянии. В основном работа велась под микроскопом или при помощи бинокулярной лупы. Но мельчайшие чужеродные частицы песка и грязи, глубоко вошедшие в структуру бумажной основы, таким образом обработке не поддавались. В процессе поиска решения данной проблемы была проведена работа по изучению возможности применения ультразвуковой ванны. В реставрационной практике разработаны многочисленные

Рис. 1в. Листы книги Библия Лютера. Новый Завет: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, XVII век. В процессе реставрации (промывка и удаление загрязнений). Из архива ЦПИ РГО

методы обработки ультразвуком. Они хорошо зарекомендовали себя и нашли самое широкое применение при реставрации предметов из металла и не только. Также имеются данные о положительных результатах использования бытовых УЗ-источников для интенсификации процессов очистки бумаги от загрязнений. Экспериментальная часть проводилась с применением ультразвуковой ванны «Сапфир-22,0ТТЦ» путем очистки образцов бумаги, идентичной исследуемой, как в воде, так и в различных очищающих составах. В результате проделанной работы установлено: очистка с применением ультразвука дает более качественный результат. Происходит размягчение плотных глубинных загрязнений, которые затем легко удаляются, при этом не оказывая отрицательного воздействия на механическую прочность бумаги. Также использование ультразвуковой ванны целесообразно для увеличения эффективности обессоливания листов.

Таким образом, полной очистки бумажной основы листов книжного блока от поверхностных загрязнений удалось достичь сочетанием ручной механической обработки с применением ультразвука по отработанной на экспериментальных образцах методике.

В соответствии с природой происхождения жировых пятен для их удаления были подобраны химические реактивы, которые растворяли жировую пленку пятен с выведением продуктов распада на фильтровальную бумагу. Наиболее интенсивные жировые пятна в процессе обработки значительно ослабли, но были выведены

Мымрина Е. В.

не до конца. Их дальнейшую обработку решили прекратить ввиду нецелесообразности и уязвимости обрабатываемых мест.

Каждый книжный лист промыт в кювете с водно-спиртовым раствором и затем с дистиллированной водой под контролем рН. Но не все листы после разделения находились в удовлетворительном состоянии сохранности. Некоторые из них были сильно руинированы и требовали отдельного подхода, исключающего проведение довольно длительных водных мероприятий. Все реставрационные процессы с такими листами и фрагментами проводились на вакуумном столе с использованием камеры отдаленного увлажнения (см. рис. 1г, 1д). Встроенные цифровые датчики позволяют остановить реставрационный процесс на любом этапе, что делает его наиболее контролируемым.

Подклеивание листов осуществлялось в несколько этапов. Книжный лист предварительно увлажнялся из мелкодисперсного пульверизатора 0,3% водным раствором ме-тилцеллюлозы. Разрывы совмещались по волокну и в соответствии с текстовыми строками с последующим укреплением их японской реставрационной бумагой 6 г/м2. Восполнение утрат основы выполнено методом долива бумажной массы на вакуумном столе с подсветкой (стол низкого давления). Бумажная масса была предварительно изготовлена из бумаги по цвету и качеству близкой оригинальной. Сильно руинированные участки фрагментарно укреплены дублированием на японскую реставрационную бумагу 6 г/м2.

При проведении прессования листов особое внимание уделялось проблеме сохранения фактуры аутентичной тряпичной бумаги, а также хорошо прочитывающейся фактуры напечатанных литер — букв. Листы отпрессованы между сукнами под небольшим давлением и выдержаны до полной стабилизации.

После удаления излишков реставрационной бумаги листы книжного блока сфальцованы и скомплектованы в тетради. Проведена консервация нитей шитья и шнуров. Для хранения изготовлена архивная коробка из бескислотного картона. Уникальный артефакт спасен и стал доступен для исследования. По результатам первых изучений уже можно точно утверждать, что сохранившаяся часть книги относится к Библии Лютера, Новый Завет: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла (см. рис. 1е).

Рис. 1г. Листы книги Библия Лютера. Новый Завет: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, XVII век. Восполнение утрат методом долива бумажной массы на вакуумном столе. Из архива ЦПИ РГО

Рис. 1д. Реставраторы Мымрина Е. В. и Прохоров Р. Ю. в процессе работы в камере отдаленного увлажнения. Из архива ЦПИ РГО

Рис. 1е. Листы книги Библия Лютера. Новый Завет: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, XVII век. После реставрации. Из архива ЦПИ РГО

Мутлпа Е. V.

Рис. 2а. Псалтырь 1692 г. Книга после подъема (верхняя переплетная крышка, титульный лист). Из архива ЦПИ РГО

Рис. 2в. Псалтырь 1692 г. Книга после подъема (передний обрез). Из архива ЦПИ РГО

Подводная экспедиция 2019 года

Во время подводных раскопок 2019 года водолазы нашли книгу в кожаном переплете. По отработанной в 2017 году методике книгу поместили в специальный бокс в водно-спиртовой раствор и в холодильную камеру. Затем из Санкт-Петербурга доставили в Москву реставратору в ВХНРЦ им. ак. И.Э. Грабаря. При поступлении на реставрацию книга представляла собой единую массу сцементированных бумажных листов в смеси песка, ила, зерна и др. Было установлено, что переплет книги цельнокожаный (из кожи черного цвета) с хорошо прочитываемым блинтовым тиснением, переплетные крышки — деревянные, имеется частично сохранившиеся элементы металлических замков, книжный блок состоит из листов тряпичной бумаги и сшит на трех льняных шнурах. Также сохранился один каптал, сшитый льняными нитками на полоске кожи. Переплет книги отходил от книжного блока. (см. рис. 2а, 2б, 2в, 2г).

Рис. 2б. Псалтырь 1692 г. Книга после подъема (нижняя переплетная крышка, последний лист книги). Из архива ЦПИ РГО

Рис. 2г. Псалтырь 1692 г. Книга после подъема (верхняя переплетная крышка, блинтовое тиснение). Из архива ЦПИ РГО

На первом этапе проведен демонтаж — переплет отделен от книжного блока. Верхняя переплетная крышка была отделена в процессе бытования, а шнуры, зафиксированные на нижней переплетной крышке, отделены от деревянной основы при помощи плоского бамбукового шпателя. Отделение проходило без затруднений, так как клей находился в набухшем

Мымрина Е. В.

Рис. 2д. Псалтырь 1692 г. Книга в процессе промывки. Из архива ЦПИ РГО

состоянии и частично был вымыт. Аналогично отделено переплетное кожаное покрытие. Демонтированы и сильно поврежденные первая и последняя тетради книжного блока.

Далее все реставрационные процессы проводились с каждым составным элементом книги по отдельности (параллельно): листы книжного блока, деревянные крышки, переплетное кожаное покрытие, металлические замки.

В процессе осмотра и раскрывания листов было зафиксировано удовлетворительное состояние сохранности нитей шитья. Было принято решение после разделения книжных листов, удаления загрязнений и промывки каждого листа провести процесс просушивания листов книжного блока, не разбирая книгу на отдельные тетради и листы, сохранив нити шитья (см. рис. 2д). Конвективная сушка сочеталась с диффузионной путем прокладывания книжных страниц фильтровальной бумагой. При обращении с книгой требовалась предельная внимательность и исключительная осторожность при постоянном контроле за состоянием бумажной основы. Осуществление воздушной сушки проведено в сухом, чистом помещении с организованной циркуляцией воздуха. Температура и относительная влажность воздуха контролировалась при помощи логгеров-датчиков. Книгу поместили на адсорбирующую подложку на горизонтальную поверхность, каждые 10-15 листов книги, начиная с конца, проложили фильтровальной бумагой и листами бумаги с высокой гигроскопичностью. Замена фильтровальной бумаги

на чистую проводилась неоднократно (часто), группируя листы по-разному. Когда книга была уже сухая, но еще холодная на ощупь, ей аккуратно придали соответствующую форму (с выпуклым корешком и вогнутым наружным обрезом), положив на поверхность стола, закрыв все листы книжного блока и поместив под легкий груз. Стабилизация просушенного книжного блока под местным прессом при систематическом контроле за состоянием книги. Только после кондиционирования и тщательного осмотра высушенного книжного блока проведены дальнейшие реставрационные мероприятия (см. рис. 2е). Подобранный способ просушивания позволяет остановить процесс сушки на любом этапе, что делает его наиболее контролируемым.

Рис. 2е. Псалтырь 1692 г. Книжный блок после просушивания. Из архива ЦПИ РГО

2023;1,1(1—2):102—116 ГИДРОКОСМОС НУОРОСОБМОБ 1-2' 2023

МутГпоГЁ'у. Чч<///

Рис. 2ж. Псалтырь 1692 г. Книжный блок после просушивания (корешок). Из архива ЦПИ РГО

Подклейка разрывов, укрепление изломов и восполнение утрат проводились поэтапно непосредственно в книжном блоке. Восстановление форзацев, листов первой и последней тетрадей осуществлялось методом классической реставрации бумажной основы.

В результате проведенных мероприятий книжный блок просушен, устранены механические повреждения, при этом сохранена аутентичной фактура/текстура тряпичной бумаги, а также хорошо прочитывается фактура/рельеф напечатанных литер — букв и рисунка гравюр.

Затем шнуры шитья были наращены до необходимой длины с последующей подшивкой форзацев первой и последней тетрадей к книжному блоку. Скомплектованный книжный блок поместили в переплетные тиски и обработали корешок (сформирован, проклеен, просушен) (см. рис. 2ж).

Способ реставрации деревянных крышек был подобран в соответствии с методикой реставрации мокрого археологического дерева. Проведена очистка от поверхностных загрязнений. Далее в течение недели проводилось высушивание путем помещения в раствор с изопропиловым спиртом постепенно повышающей концентрации 30/70/100. Затем в течение двух дней сушка в ацетоне с последующей пропиткой и укреплением в растворе Paraloid В72 с ацетоном и толуолом 15%. Обработанные деревянные крышки выдержаны между сукнами под местным прессом. После полной стабилизации переплетные крышки монтированы

на книжный блок. Распущенные веерообразно шнуры выклеены с внутренней стороны переплетных крышек при помощи мучного клея 10% концентрации с последующим наклеиванием оригинального бумажного фальца, перекрывающего шнуры.

Проведена реконструкция утраченного каптала по аналогии с сохранившимся — каптал сшит на кожаной полоске льняными нитями. Капталы монтированы (приклеены) на корешок книги, на прежние места с заходом на переплетные крышки. Изготовлен и монтирован реставрационный отстав, имитирующий глухой корешок с проработкой и формированием рельефа корешка.

Методика консервационных работ по сохранению переплетного покрытия (кожи) включала в себя следующие этапы: подготовка (очистка), пропитка (укрепление и закрепление), сушка путем вымораживания, смазка. После деликатного механического снятия с поверхности легко удаляемых загрязнений переплетная кожа была полностью погружена в кювету с раствором низкомолекулярного полиэтиленгликоля ПЭГ 400 с изопропиловым спиртом 10% концентрации с последующей сменой на раствор 20% концентрации. Обработка проводилась в течение трех недель, кожа приобрела первичное размягчение и пластификацию. Завершающим этапом консервации кожи стала сушка вымораживанием (глубокая заморозка) в морозильной камере с последующим нанесением на третьей неделе сушки жирующей смазки (ланолин 55%, вазелиновое масло 40%, пчелиный воск 5%).

Мымрина Е. В.

Рис. 2и. Псалтырь 1692 г.

Книга после реставрации. Из архива ЦПИ РГО

Рис. 2к. Псалтырь 1692 г. Книга после реставрации (нижняя переплетная крышка). Из архива ЦПИ РГО

Рис. 2л. Псалтырь 1692 г. Книга после реставрации (книжный разворот). Из архива ЦПИ РГО

Излишки смазки удаляли фильтровальной бумагой и ватными тампонами, заодно убирали дополнительно размягченные загрязнения. Все процессы проводились при переменном легком прессовании. Применение метода пластификации с использованием полиэти-ленгликоля позволило провести процесс возвращения коже пластичности с максимальной эффективностью.

После обработки проведен монтаж оригинальной кожи на переплетные крышки и корешок. Небольшие утраты были восполнены кожей, схожей по качеству (фактуре и цвету) с оригинальной, предварительно края были утоньшены шерфовальным ножом.

В соответствии с сохранившимися элементами замков и оттиска изготовлены новые латунные замки и кожаный ремень (реконструкция). Замки монтированы на переплетные крышки книги. С внутренней стороны переплетных крышек выклеены оригинальные форзацы. Книга выдержана в сукнах с прокладочным материалом между форзацами и книжным блоком под местным грузом до полного высыхания (см. рис. 2и, 2к, 2л). Дополнительно на кожаный корешок нанесена консервационная смазка. Перед нанесением проведено предварительное тестирование. Необходимое количество состава разогревалось теплом рук и тонким слоем апплициро-валось на кожаный корешок с последующим втиранием. Втирание состава выполнено интенсивно, добиваясь разогрева поверхности кожи и равномерного нанесения консерваци-онного состава (С^213).

Подводная экспедиция 2020 года

Во время подводных раскопок 2020 года водолазы нашли еще два объекта на бумажной основе: 1) книга «малая» и 2) книга в пергаментном переплете «Историческое описание всей тайны вечной жизни... Д.Филипп Николаи» 1610 г. Объекты находятся в процессе реставрации. «Малая» книга размером 10х5 см (толщина книжного блока будет определена после завершения реставрации листового материала) поступила на реставрацию без переплета. На данный момент «малая» книга разобрана на тетради и листы, промыта от загрязнений, реставрация листового материала подходит к завершению, состояние артефакта стабилизировано (см. рис. 3а). Но нам еще предстоит работа по атрибуции книги и выявлению аналогичных изданий. Также необходимо определить способ шитья книжного блока и решить вопрос о возможности и целесообразности

Рис. 3б. Книга 9х5 см, листы после реставрации. Из архива ЦПИ РГО

-Ч/-

восстановления (реконструкции) утраченного переплета. При принятии столь важного решения мы будем руководствоваться принципами минимального вмешательства в структуру объекта. Предположительно, будет проведено восстановление шитья книжного блока (с дополнительной защитой первого и последнего листов книжного блока листами тряпичной бумаги). В таком виде издание можно хранить в микроклиматическом контейнере из бескислотного картона. А выявленные аналоги будут только информационно дополнять общее представление о предполагаемом первоначальном облике книги.

Особый интерес представляет книга в пергаменном переплете «Историческое описание всей тайны вечной жизни... Д. Филипп Николаи». Напечатано издание в Гамбурге наследником Филиппа фон Ора Генрихом Карстенсом в 1610 году. При поступлении на реставрацию книга находилась в руини-рованном состоянии сохранности (раскрытие книги на 360°). Листы книги были усыпаны зерном и песчано-глинистыми загрязнениями, а также имелись многочисленные механические повреждения (см. рис. 4а, 4б, 4в, 4г, 4д, 4е, 4ж, 4з, 4и). Тонкие деревянные переплетные крышки были покороблены, местами расколоты, а пергамен интенсивно деформирован. На данный момент проведена кропотливая работа по разбору книги. Частично отреставрирован листовой материал. Значительное количество утрат бумажной основы восполняется методом долива бумажной массы на вакуумном столе. Большое внимание уделяется подбору волокна и расчету необходимого количества бумажной массы. При реставрации листов книжного блока важно контролировать объем восполняемых утрат, чтобы избежать образования неравномерных перепадов толщины книжного блока (например, на углах). По отработанным методикам стабилизировано состояние деревянных переплетных сторонок и пергамены. В процессе проведения реставрационных мероприятий на полях некоторых листов были выявлены удивительным образом сохранившиеся рукописные маргиналии (см. рис. 4к) и монограмма NB, выполненные чернилами коричневого цвета. На некоторых листах прочитываются филиграни, которые зафиксированы графически с учетом расположения на листе и относительно вержеров и понтюзо (см. рис. 4л). Реставрацию книги планируется завершить в 2023 году, и книга станет доступна исследователям для расшифровки маргиналий и уточнения атрибуции по филиграням.

Мымрина Е. В.

Рис. 4а. Книга «Историческое описание всей тайны вечной жизни... Д. Филипп Николаи» 1610 г. Книга после подъема. Из архива автора

Рис. 4б. Книга «Историческое описание всей тайны вечной жизни. Д. Филипп Николаи» 1610 г. Книга в боксе для транспортировки в реставрационную лабораторию. Из архива автора

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4в. Книга «Историческое описание всей тайны вечной жизни... Д. Филипп Николаи» 1610 г. Титульный лист до реставрации. Из архива ЦПИ РГО

2023;1,1(1—2):102—116 ГИДРОКОСМОС НУОРОСОБМОБ 1-2' 2023

МутГпаГЁ.У. Чч<///

Рис. 4г. Книга «Историческое описание всей тайны вечной жизни... Д. Филипп Николаи» 1610 г. Титульный лист в процессе реставрации. Из архива автора

Рис. 4д. Книга «Историческое описание всей тайны вечной жизни... Д. Филипп Николаи» 1610 г. Лист аШ до реставрации. Из архива автора

Рис. 4е. Книга «Историческое описание всей тайны вечной жизни. Д. Филипп Николаи» 1610 г. Лист аШ в процессе реставрации. Из архива автора

Рис. 4ж. Книга «Историческое описание всей тайны вечной жизни. Д. Филипп Николаи» 1610 г. Лист аШ после реставрации. Из архива автора

Мымрина Е. В.

Рис. 4з. Книга «Историческое описание всей тайны вечной жизни. Д. Филипп Николаи» 1610 г. Книжные листы после реставрации. Из архива автора

Рис. 4и. Книга «Историческое описание всей тайны вечной жизни. Д. Филипп Николаи» 1610 г. Титульный лист до реставрации. Из архива ЦПИ РГО

Отреставрированные объекты подводной археологии на бумажной основе — книжные страницы Библии Лютера (Новый Завет: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла) и Псалтырь 1692 г. в кожаном переплете — переданы на постоянное хранение в Музей истории Кронштадта и введены в научный оборот. Они периодически экспонируются на выставках и являются жемчужиной коллекции выставочного проекта «Три века под водой». Проводится постоянный мониторинг их состояния сохранности. По прошествии 5 лет после проведенных первых реставрационных работ можно отметить, что разработанная методика соответствует предъявляемым к ней требованиям и книги находятся в стабильном состоянии сохранности. Благодаря совместным усилиям специалистов Центра подводных исследований Русского географического общества и реставраторов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. акад. И. Э. Грабаря уникальные артефакты спасены и стали доступны для дальнейшего исследования и экспонирования.

Рис. 4к. Книга «Историческое описание всей тайны вечной жизни. Д. Филипп Николаи» 1610 г. Титульный лист до реставрации. Из архива ЦПИ РГО

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БорисоваН. В., БегуноваА.В., КургановН.С. Консервация керамических объектов подводной археологии из акватории Финского залива (на примере объектов, поднятых с судна «Архангел Рафаил») [Эл. ресурс]. URL: http://hdl.handle.net/11701/31118 (посл. посещение: 10.03.2023).

2. ГалушкинА.А., ЛевашоваЛ. Г., Ткаченко Т. С., ШепиловаЕ. М. Исследование интенсификации технологических процессов реставрации документов, проводящихся с применением воды и водных растворов химических реагентов с помощью ультразвуковых динамических колебаний // Исследования в консервации культурного наследия: Материалы международной конференции. М.: Индрик, 2007. С. 84—91.

Mymrina E. V.

3. ГалушкинА.А., ЛевашоваЛ. Г., Ткаченко Т. С., ШепиловаЕ. М. Использование ультразвука при водных обработках бумаги документов // Збереження, дослщження, консерва^я, реставра^я та експертиза му-зейних пам'яток: науков1 доповщ1 VI М1жнародноТ науково-практичноТ конференци (м. КиТв, 27-30 травня 2008 р.). Киев: ННДРЦУ, 2008. Ч. I. С. 34-43.

4. ЛукошковА.В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. СПб.: БЛИЦ, 2017. Т. 1: Финский залив. Кн. 1: Корабли и суда XVIII века. Ч. 1. 205 с.

5. МымринаЕ. В. Мастерская реставрации графики Центра Грабаря: история и современность // Искусство Евразии. 2018. № 4 (11). С. 192-212 [Эл. ресурс]. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/391/523 (посл. посещение: 13.02.2023). DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.04.014

6. МымринаЕ. В., ПрохоровР. Ю. Три века под водой. Спасение, исследование и реставрация затонувшей Библии // Сохранение памятников изобразительного искусства и культуры. Исследования и реставрация. Материалы III Международной научно-практической конференции: Санкт-Петербург, 16-19 ноября 2018 г. / науч. ред. Ю. Г. Бобров; сост. А. И. Шаманькова. СПб.: Чистый лист, 2019. С. 161-165.

7. ШемаханскаяМ. С. Металлы и вещи: История. Свойства. Разрушение. Реставрация. M.: Индрик, 2015. 286 с.

8. ОкороковА.В., БабекинД.В. Подводное культурное наследие: изучение, сохранение, музеефикация. М.: Институт наследия, 2017. 308 с.

9. Центр подводных исследований РГО. Экспедиция «Архангел Рафаил» [Эл. ресурс]. URL: https://raphail. urc-rgs.ru (посл. посещение: 12.03.2023).

10. Lösungsmittel in Der Restaurierung / Hrsg. von Gerhard Banik und Gabriela Krist. Wien: Verlag Der Apfel, 1984. 170 S.

11. HähnerU., ZeislerP. Salzschäden an Buchbeständen // Restauro. 1994. № 3. S. 166-169.

12. KuttruffH. Physik und Technik des Ultraschalls. Stuttgart: S.Hirzel Verlag, 1988. 415 S.

13. SorgeG. Faszination Ultraschal. Stuttgart; Leipzig; Wiesbaden: Verlag B.G.Teubner GmbH, 2002. 120 S.

REFERENCES

1. Borisova, N. V., A. V. Begunova, and N. S. Kurganov. Konservaciya keramicheskix ob"ektovpodvodnoj arxeologii iz akvatorii Finskogo zaliva (na primere ob"ektov, podnyatyx s sudna "Arxangel Rafail") [Conservation of Ceramic Objects of Underwater Archeology from the Waters of the Gulf of Finland (On the Example of Objects Recovered from the Ship "Archangel Raphael")] [Digital resourse]. URL: http://hdl.handle.net/11701/31118 (last visit: 10.03.2023). (In Russ.)

2. Galushkin, A. A., L. G. Levashova, T. S. Tkachenko, and E. M. Shepilova. "Issledovanie intensifikacii texnologicheskix processov restavracii dokumentov, provodyashhixsya s primeneniem vody i vodnyx rastvorov ximicheskix reagentov s pomoshh'yu ul'trazvukovyx dinamicheskix kolebanij" ["Investigation of the Intensification of Technological Processes of Restoration of Documents Carried out with the Use of Water and Aqueous Solutions of Chemical Reagents Using Ultrasonic Dynamic Vibrations"]. Issledovaniya v konservacii kul'turnogo naslediya: Materialy mezhdunarodnoj konferencii [Research in the Conservation of Cultural Heritage: Proceedings of the International Conference]. Moscow, Indrik Publ., 2007, pp. 84-91. (In Russ.)

3. Galushkin, A. A., L. G. Levashova, T. S. Tkachenko, and E. M. Shepilova. "Ispol'zovanie ul'trazvuka pri vodnyx obrabotkax bumagi dokumentov" ["The Use of Ultrasound in Water Processing of Paper Documents"]. Zberezhennya, doslidzhennya, konservaciya, restavraciya ta ekspertiza muzejnix pam'yatok: naukovi dopovidi VI Mizhnarodnoi naukovo-praktichnoi konferencii (m. Ki'i'v, 27-30 travnya 2008 r.) [Conservation, Research, Restoration and Expertise of Museum Monuments: Scientific Reports of the VI international Scientific and Practical Conference (Kiev, May 27-30, 2008)], part 1. Kiev, National Research Restoration Center of Ukraine Publ., 2008, pp. 34-43. (In Russ.)

4. Lukoshkov, A. V. Reestr korablej i drugix ob"ektov podvodnogo istoriko-kul'turnogo naslediya Rossijskoj Federacii [Register of Ships and Other Objects of the Underwater Historical and Cultural Heritage of the Russian Federation], vol. 1: Finskij zaliv [Gulf of Finland], book 1: Korabli i suda XVIII veka [Ships and Vessels of the 18th Century], part 1. St. Petersburg, BLIC Publ., 2017. 205 p. (In Russ.)

5. Mymrina, E. V. "Masterskaya restavracii grafiki Centra Grabarya: istoriya i sovremennost'" ["Workshop for the Restoration of Graphics of the Grabar Center: History and Modernity"]. Iskusstvo Evrazii, no. 4 (11), 2018, pp. 192-212 [Digital resourse]. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/391/523 (last visit: 13.02.2023). DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.04.014 (In Russ.)

6. Mymrina, E. V., and R. Yu. Prokhorov. "Tri veka pod vodoj. Spasenie, issledovanie i restavraciya zatonuvshej Biblii" ["Three Centuries under Water. Salvation, Research and Restoration of the Sunken Bible"]. Soxranenie pamyatnikov izobrazitel'nogo iskusstva i kul'tury. Issledovaniya i restavraciya. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: Sankt-Peterburg, 16-19 noyabrya 2018 g. [Preservation of Monuments of Fine Arts and Culture. Research and Restoration. Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference: St. Petersburg, November 16-19, 2018], scientific ed. Yu. G. Bobrov, comp. A. I. Shaman'kova. St. Petersburg, Chistyj list Publ., 2019, pp. 161-165. (In Russ.)

MbiMpnHa E. B.

7. Shemaxanskaya, M. S. Metally i veshhi: Istoriya. Svojstva. Razrushenie. Restavraciya [Metals and Things: History. Properties. Destruction. Restoration]. Moscow, Indrik Publ., 2015. 286 p. (In Russ.)

8. Okorokov, A. V., D. V. Babekin. Podvodnoe kul'turnoe nasledie: izuchenie, soxranenie, muzeefikaciya [Underwater Cultural Heritage: Study, Preservation, Museumification]. Moscow, Likhachev Russian Research Institute for Cultural and National Heritage Publ., 2017. 308 p. (In Russ.)

9. Centr podvodnyx issledovanij RGO. E'kspediciya "Arxangel Rafail" [Center for Underwater Research of the Russian Geographical Society. Expedition "Archangel Raphael'"] [Digital resourse]. URL: https://raphail.urc-rgs.ru (last visit: 12.03.2023). (In Russ.)

10. Lösungsmittel in Der Restaurierung, Hrsg. von Gerhard Banik und Gabriela Krist. Wien, Verlag Der Apfel, 1984. 170 S. (In German)

11. Hähner, Ulrike, und Peter Zeisler. "Salzschäden an Buchbeständen." Restauro, no. 3, 1994. S. 166-169. (In German)

12. Kuttruff, Heinrich. Physik und Technik des Ultraschalls. Stuttgart, S. Hirzel Verlag, 1988. 415 S. (In German)

13. Sorge, Georg. Faszination Ultraschal. Stuttgart, Leipzig, Wiesbaden, Verlag B.G. Teubner GmbH, 2002. 120 S. (In German)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Евгения Владимировна Мымрина, художник-реставратор произведений графики и книг высшей категории, член Союза художников России, член Секции архивных, библиотечных материалов и произведений графики Аттестационной комиссии Министерства культуры Российской Федерации, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря (Россия, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 17, к. 6). e-mail: schenia@inbox.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Evgeniya Vladimirovna Mymrina, Senior Art Conservator of Graphic Art and Books, Member of the Union of Artists of Russia, Member of the Section for Archival and Library Materials and Graphic Art of the Certification Commission of the Ministry of Culture of the Russian Federation, The Grabar Art Conservation Center (ul. Radio, d. 17, k. 6, Moscow, 105005, Russia). e-mail: schenia@inbox.ru

Поступила в редакцию 13.02.2023 Received 13.02.2023

Поступила после рецензирования 10.04.2023 Revised 10.04.2023

Принята к публикации 03.05.2023 Accepted 03.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.