УДК 008
Урютова Юлия Анатольевна
Uryutova Yulia Anatolievna
преподаватель кафедры социальной работы и социального права Армавирского института социального образования (филиала)
Российского государственного социального университета [email protected]
СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)
Lecturer of the Social Work and Social Law Department, Armavir Institute for Social Education, branch of Russian State Social Science University [email protected]
PRESERVATION OF NATIONAL CULTURAL HERITAGE IN THE INFORMATION SOCIETY (SOCIO-PHILOSOPHICAL ASPECT)
Аннотация:
В статье рассматривается проблема сохранения национально-культурного наследия в условиях новой информационной эпохи. Данная проблема является ключевой в процессе формировании русской национальнокультурной идентичности, которая является важным условием для развития современного российского общества, а также для того, чтобы Россия обрела способность вновь вернуться на исторически преемственный путь своего развития и самоопределиться как современный субъект на мировой арене.
Ключевые слова:
национальная культура, идентичность, глобализация, информатизация, культурный архетип, менталитет, православная эстетика.
The summary:
The paper considers the problem of preserving national cultural heritage in the new information age. This issue is becoming crucial in the process of formation of Russian national and cultural identity, which is an important prerequisite for the development of modern Russian society, as well as for Russia to gain the ability to return to the historical successive path and to show itself as a modern subject in the world.
Keywords:
national culture, identity, globalization, information technology, cultural archetype, mentality, Orthodox aesthetics.
К настоящему периоду проблемы идентичности изучаются не только в психологии и психоаналитике, но также в философии и социологии, а концепции идентичности существенно различаются у разных авторов. Для большей определенности дальнейшего осмысления можно дать характеристику того понимания идентичности, которое наиболее адекватно задачам анализа воздействия информационной среды на процессы идентификации в современном социуме. Идентичность - это состояние сознания индивида и общества, в котором они по совокупностям тех или иных своих характеристик узнают себя, отождествляют, признают свою устойчивость, отделяют свою принадлежность к той или иной социальной группе и, наоборот, признают невозможность принадлежности к другим социальным группам. Идентичность в целом определяется совокупностями характеристик, имеющих биологическую, психологическую, социальную и культурную природу [1].
Формирование национально-культурной идентичности - важное условие для развития современного российского общества, а также для того, чтобы Россия стала способной вернуться на исторически преемственный путь своего развития, самоопределиться как современный субъект на мировой арене.
Цивилизационные процессы, развивающие информационное общество все больше стирают национальное своеобразие. Вызывают беспокойство тенденции вытеснения куль-
туры истинной культурой массовой, коммерческой, порою весьма низкопробной. Поэтому сохранение оригинальных самобытных культур народов ее носителями - важная задача [2].
Известно, что русский культурный архетип самодостаточен и тяготеет к некоторой замкнутости. Замкнутость связана, по нашему мнению, с такой интересной особенностью государства российского, как гипертрофированность двух основных государственных институтов: институтов подавления и института пропаганды. Скрывание информации от основной народной массы характерно не только для тоталитарного периода советского государства, но и для досоветского периода. Преодолеть эту замкнутость в наше время помогают информационные технологии, которые являются важнейшим фактором, влияющим на формирование общества XXI века. Информационно-коммуникационные технологии становятся важным стимулом мировой экономики, помогают мировому сообществу решать социальные и экономические проблемы. В то же время нельзя отметить, что разработчики новых технологий являются представителями скорее цивилизации, нежели культуры, они порою не чувствуют своей национальной идентичности. Исторический же успех за теми, кто не растерял свой национальный и культурный потенциал, ясно понимает, кто он, и, как следствие, строит свои отношения с представителями других культур на основе взаимного уважения и сотрудничества. Известно, что нельзя стать полноценным гражданином страны и мира, не имея корней в собственной культуре.
Культура не просто обобщает духовно-нравственные идеалы и формирует нравственные основы общежития. Она также задает четкие критерии развития общества в социальной, экономической и других, на первый взгляд, не связанных с ней сферах жизнедеятельности. Отсюда, сохранение своего национально-культурного наследия нашей страной способно помочь преодолеть кризис идентичности в условиях новой информационной эпохи и позволит сократить масштабы угроз национальной безопасности.
Только страна с крепким национальным самосознанием, объединенная общей культурой, может выстоять и занять подобающее место в быстроменяющемся мире, в условиях развивающихся информационно-коммуникационных технологий и глобализации [2, с. 6].
Как полагают многие исследователи (К.Х. Делокаров. Д.В. Ефременко, И. Е. Москалев и др.), общество знания - это общество нового уровня сложности коммуникативных процессов. Оно является более высоким уровнем развития информационного общества [3]. В нем еще большую роль играет производство идей и смыслов.
Новые средства общения, будучи «технологическим продолжением» человеческих чувств, радикально меняют жизненный стиль, ценности, восприятие мира и всю общественную организацию в целом. Можно образно выразиться, что в век информационных технологий ИКТ «продолжают» центральную нервную систему. Возникает «глобальная деревня», аналогичная миру архаичного человека, но на более высоком уровне. В ней в новой форме возрождается утраченный современным индивидуумом сенсорный баланс [4].
Современный информационный процесс сам по себе не представляет какой-либо опасности, однако всякое благо в излишестве превращается в свою противоположность. Сложность поднимаемой проблемы заключается прежде всего в том, что информационное поле современной цивилизации прямо влияет на национальный менталитет и, следовательно, на самоидентификацию как личности, так и общества в его изменяющихся ценностных ориентациях. И эта самоидентификация связывается прежде всего с политической, экономической и культурной стабильностью современного социума. Такой подход позволяет коренным образом изменить наши представления о взаимоотношениях человека с электронными продуктами цивилизации, выяснить основные опасности для личностных ментальностей со стороны современной техники и технологий.
Можно говорить об ужесточении своего рода противостояния человека и машины, в том числе в российском социокультурном пространстве. В русской душе имеется самая благодатная почва для культивирования и поддержки апокалипсических идей начинающейся эсхатологической истерии и, как следствие всего этого, - на сегодняшний день довольно слабо сопротивление внешним воздействиям у отдельно взятого индивида и в обществе в целом. И потому важно рационально использовать ИКТ для сохранения национально-культурного наследия, ясно понимая взаимовлияние и взаимосвязь русского менталитета с русской культурой - для того, чтобы не допустить внедрения в наш культурный архетип других, чуждых культур.
Закрытость общества от информации, о которой речь шла выше, не могла не найти своего отражения в системе глубинно-психических установок, характерных для русского народа, в числе которых следует выделять установку эстетическую (как ценностных аспектов идентичности), тесно связанную с морально-этической сферой русского общественного сознания и внесознательного. Особенности, предстроенности конкретного нравственного и эстетического восприятия несомненно проявляются в процессах идентификации как индивида, так и общества в целом [4, с. 89-90].
Эстетическая установка русского менталитета не только несет на себе моральнонравственный отпечаток, но и выполняет религиозно-мировоззренческую функцию. Можно выделить конкретное проявление составляющих национально-культурной идентификации и говорить, например, об иконописи как форме осуществления эстетической установки русского менталитета. Для сохранения национально-культурного наследия в киберпространстве это может иметь существенное значение: ведь русское православное мировоззрение и мирочувствие на длительном историческом пути своего становления вобрали в себя множество традиций и выработали собственную оригинальную эстетическую систему. Эта система должна лечь отпечатком на российский цифровой контент.
Специфической особенностью православной эстетики вообще является то, что она принципиально имплицитна, то есть не выделена из целостности культуры как живого организма. Это несет в себе русская духовная живопись - иконопись: она отразила сущностные, качественные особенности русского сознания и бессознательного, его глубинной души и в конечном счете - особенности русской национально-культурной идентичности.
Следует напомнить, что проблема сохранения национально-культурной идентичности рассматривается на переходе к обществу знаний через осмысление трансформации восприятия человеком и обществом той или иной социально-исторической, глубиннопсихологической информации. Эти трансформации в разные времена представляются различными, однако основа восприятия является неизменной, что обусловлено сохранением некоего своеобразного «генетического кода», восстанавливающего в общих чертах национальную психологию как большой социальной группы, так и ее отдельного индивида [5].
Религиозный компонент вообще есть выражение национального духа народа в его большой глубине. Все ментальные установки здесь взаимосвязаны: эстетическое выражает национальное, а в национальном - естественным образом устроено эстетическое. Речь идет об осуществлении глубинно-психологической эстетической установки русского национально-культурного своеобразия в культуре народа. Культура призвана отражать и закреплять его национальный дух, его религиозные, национальные и прочие социальные установки, обозначать ориентиры социально-исторического и духовно-нравственного развития, что особенно важно в новую информационную эпоху. Процессы глобализации и информатизации способствуют смене идентичностей, но без универсальных параметров, вклада в глобальную культуру локальная культура теряет значимость для других.
Ссылки:
1. Римский В. Воздействие сети Интернет на социальную активность, формирование и развитие идентичностей // Вестник общественного мнения. № 1 (99). 2009. Январь - март. С. S6.
2. Цокиев Х.К. Национально-культурное пространство в ракурсе деятельности ассоциации национальнокультурных общественных объединений Санкт-Петербурга. Лига наций : материалы Международной научно-практической конференции (25-26 октября, 2007 г.). Часть 1. СПб., 2007. С. 5.
3. Концепция «общества знания» в современной социальной теории : сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социальной психологии ; отв. ред. Д.В. Ефременко. М., 2010. (Сер.: Теория и история социологии). С. 5-6.
4. Полежаев Д.В. Идея менталитета в русской философии «золотого века». Волгоград, 2003. С. 194.
б. Российская ментальность : материалы круглого стола // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 25-б4.
References (transliterated):
1. Rimskiy V. Vozdeystvie seti Internet na sotsial'nuyu aktivnost', formirovanie i razvitie identichnostey // Vestnik ob-shchestvennogo mneniya. № 1 (99). 2009. January - March. P. B6.
2. Tsokiev KH.K. Natsional'no-kul'turnoe prostranstvo v rakurse deyatel'nosti assotsiatsii natsional'no-kul'turnykh obshchestvennykh ob"edineniy Sankt-Peterburga. Liga natsiy : materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (2б-26 oktyabrya, 2QQ7 g.). Part 1. SPb., 2QQ7. P. б.
3. Kontseptsiya «obshchestva znaniya» v sovremennoy sotsial'noy teorii : sb. nauch. tr. / RAN. INION. Tsentr sotsial. nauch.-inform. issled. Otd. sotsiologii i sotsial'noy psikhologii ; ex. ed. D.V. Efremenko. M., 2Q1Q. (Ser.: Teoriya i is-toriya sotsiologii). P. б-6.
4. Polezhaev D.V. Ideya mentaliteta v russkoy filosofii «zolotogo veka». Volgograd, 2003. P. 194.
б. Rossiyskaya mental'nost' : materialy kruglogo stola // Voprosy filosofii. 1994. № 1. P. 2б-б4.