Научная статья на тему 'Сохранение музыкального наследия крымских татар в системе профессионального образования: на примере деятельности крымского инженерно-педагогического университета им. Февзи Якубова'

Сохранение музыкального наследия крымских татар в системе профессионального образования: на примере деятельности крымского инженерно-педагогического университета им. Февзи Якубова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
11
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное образование / нравственно-эстетические ценности / музыкальная культура / учебные программы / учебный хор / musical education / moral and aesthetic values / musical culture / educational programs / educational choir

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алиева Зарема

В статье ставятся задачи исследовать систему музыкального образования Республики Крым и обосновать вклад Крымского инженерно-педагогического университета им. Февзи Якубова в подготовку профессиональных кадров музыкантов-педагогов для регионального образовательного пространства. Предметом исследования является роль ГБОУВО РК КИПУ им. Ф. Якубова в процесс развития системы музыкального образования Республики Крым. Автором рассмотрены учебные программы по актуализации музыкального наследия крымских татар в учебно-воспитательном процессе. Выявлены основополагающие дисциплины, формирующие базовые музыкальные знания и четкие ориентиры у будущих педагогов-музыкантов. Рассмотрены формы музыкально-педагогической деятельности преподавательского состава кафедры вокального искусства и дирижирования, направленные на освоение обучающимися крымскотатарского музыкального творчества. Доказано, что применение музыкально-педагогических традиций крымских татар в системе музыкального образования обеспечит национально-региональный аспект профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта. Автор делает вывод о том, что деятельность ГБОУВО РК КИПУ им. Ф. Якубова актуализировала процессы возрождения музыкально-педагогической культуры крымскотатарского народа, повысила значение национального музыкального наследия крымских татар, а также статус их музыкально-педагогических традиций в системе музыкального образования Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION OF THE MUSICAL HERITAGE OF THE CRIMEAN TATARS IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION: ON THE EXAMPLE OF THE ACTIVITIES OF THE CRIMEAN ENGINEERING AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER FEVZI YAKUBOVA

The article aims to investigate the system of musical education of the Republic of Crimea and substantiate the contribution of the Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova in the training of professional staff of musicians-teachers for the regional educational space. The subject of the study is the role of the State Educational Institution of the Republic of Kazakhstan named after F. Yakubov in the development of the music education system of the Republic of Crimea. The author considers educational programs on updating the musical heritage of the Crimean Tatars in the educational process. The fundamental disciplines that form the basic musical knowledge and clear guidelines for future music teachers are revealed. The forms of musical and pedagogical activity of the teaching staff of the Department of Vocal Art and Conducting aimed at mastering the Crimean Tatar musical creativity by students are considered. It is proved that the application of the musical and pedagogical traditions of the Crimean Tatars in the system of musical education will provide a national and regional aspect of the professional training of the future teacher-musician. The author concludes that the activities of the State Educational Institution of the Republic of Kazakhstan named after F. Yakubov actualized the processes of revival of the musical and pedagogical culture of the Crimean Tatar people, increased the importance of the national musical heritage of the Crimean Tatars, as well as the status of their musical and pedagogical traditions in the system of musical education of the Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «Сохранение музыкального наследия крымских татар в системе профессионального образования: на примере деятельности крымского инженерно-педагогического университета им. Февзи Якубова»

Сохранение музыкального наследия крымских татар в системе профессионального образования: на примере деятельности крымского инженерно-педагогического университета им. Февзи Якубова

Алиева Зарема,

кандидат педагогических наук, доцент, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» E-mail: alieva.zarema1954@mail.ru

В статье ставятся задачи исследовать систему музыкального образования Республики Крым и обосновать вклад Крымского инженерно-педагогического университета им. Февзи Якубова в подготовку профессиональных кадров музыкантов-педагогов для регионального образовательного пространства. Предметом исследования является роль ГБОУВО РК КИПУ им. Ф. Якубова в процесс развития системы музыкального образования Республики Крым. Автором рассмотрены учебные программы по актуализации музыкального наследия крымских татар в учебно-воспитательном процессе. Выявлены основополагающие дисциплины, формирующие базовые музыкальные знания и четкие ориентиры у будущих педагогов-музыкантов. Рассмотрены формы музыкально-педагогической деятельности преподавательского состава кафедры вокального искусства и дирижирования, направленные на освоение обучающимися крымскотатарского музыкального творчества. Доказано, что применение музыкально-педагогических традиций крымских татар в системе музыкального образования обеспечит национально-региональный аспект профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта. Автор делает вывод о том, что деятельность ГБОУВО РК КИПУ им. Ф. Якубова актуализировала процессы возрождения музыкально-педагогической культуры крымскотатарского народа, повысила значение национального музыкального наследия крымских татар, а также статус их музыкально-педагогических традиций в системе музыкального образования Республики Крым.

Ключевые слова: музыкальное образование, нравственно-эстетические ценности, музыкальная культура, учебные программы, учебный хор.

Система музыкального образования Республики Крым представляет собой важнейший фактор преемственности музыкально-педагогических традиций. Изучение национальных музыкальных традиций формирует у подрастающего поколения его духовно-нравственные идеалы.

В настоящее время в Крыму остро стоит вопрос о необходимости разрабатывать программы, базирующиеся на актуальных методических и научных предпосылках, а также учитывающие передовые достижения педагогической, музыкальной и философской мысли. Основу таких программ составлять могут результаты исследований педагогов-практиков и ученых.

Анализ учебных программ системы музыкального образования Республики Крым убеждает о недостаточном использовании в учебно-воспитательном процессе национально-регионального аспекта. Объективными причинами такого состояния является ограниченность научно-методической базы.

Как научно-методическая, так и практическая работа педагогов должна способствовать преодолению названного недостатка. Лишь при формировании специальных условий становится возможным освоение национальных традиций. Сегодня необходимо многообразие подходов в области преподавания музыки, а также новые учебные пособия, программы и др. [1, с. 33].

Интересный опыт по актуализации национально-регионального аспекта в Крыму наблюдается в 15 средних образовательных учреждениях с крымскотатарским языком обучения. Кроме того, преподаватели кафедры вокального искусства и дирижирования КИПУ им. Ф. Якубова более двадцати лет прилагают немало усилий для внедрения в учебно-воспитательный процесс крымскотатарской музыки.

Разработанные преподавателями курсы разносторонне представляют музыкальную культуру крымских татар. На протяжении не одного десятка лет высокий уровень защиты ВКР и диссертаций, посвященных музыкальной культуре обеспечивает практическая и теоретическая подготовка [2].

Отметим полезный дидактический материал учебного пособия «Фуги на темы крымскотатарских народных песен» (составитель Г. Мам-бетова), используемого на занятиях сольфеджио и гармонии. Важные методические указания содержит учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей «Обработки крымскотатарских народных песен и песен тюркоязыч-

сз о со "О

1=1 А

—I

О

сз т; о m

О от

З

ы о со

ных народов» (составитель Э. Сейтмеметова) по исполнению хоровых обработок народных песен и авторов хоровых произведений. Необходимо подчеркнуть, что многие произведения данного учебно-методического пособия, включены в репертуар многих хоровых коллективов Республики Крым.

Формирование базовых музыкальных знаний и выработки четких ориентиров у будущих педагогов-музыкантов осуществляется изучением целого ряда дисциплин, в том числе курса «История крымскотатарской музыки», составленного Заслуженным деятелем искусств Украины, лауреатом премий имени Б. Лятошинсткого, Н. Лысенко, Б. Чобан-заде профессором кафедры музыкально-инструментального искусства Мер-зие Ибрагимовной Халитовой.

В программе курса отражены национальные музыкальные явления на основе принципа историзма и выработаны точные общие ориентиры методологической направленности, базирующиеся на исторических, культурологических и музыкально-теоретических знаниях. Первоочередной задачей курса «История крымскотатарской музыки» является необходимость привлечения обучающихся к пониманию того, что крымскотатарская музыка это, безусловно, очень важная часть музыкального наследия крымских татар.

Поэтому, значение этого курса постепенно должно выходить на качественно новый концептуальный уровень, систематизируя в ходе освоения других научных дисциплин, характеризующихся национально-региональным компонентом, всю систему полученных знаний.

Ключевой принцип разработки курса, посвященного историогенезу крымскотатарской музыки, - повышение роли исторического аспекта. На базе современных оценок и ориентиров сегодня формируется объективная концепция развития истории крымскотатарского народа.

Анализ музыкальной культуры характеризуется четким выделением профессиональных традиций [3, с. 8]. Преобладающее значение отводится определенным этапам развития крымскотатарского профессионального композиторского творчества: музыкальная драма (20-е - 30-е гг.); конец 60-х - конец 80-х - симфоническая, вокально-хоровая и камерная музыка; начало 90-х - по настоящее время - различные жанры музыки.

Таким образом, структура курса «История крымскотатарской музыки» дает возможность составить полную и достоверную панораму развития музыкальной культуры в четкой временной последовательности, что способствует осознанию ключевых закономерностей развития и значения крымскотатарской музыки студентами.

Важной формой научно-исследовательской ра° боты студентов являются научные изыскания в об" ласти музыкального наследия крымских татар. ^ Студенты пишут статьи и выступают с докладами на различных конференциях и семинарах. Одной £ из опубликованных статей является статья «Об-

зор литературы о крымскотатарской музыкальной культуре для использования на уроках музыки в общеобразовательных школах» (Л. Абкады-рова), в которой обучающаяся описала состояние музыкально-педагогического процесса в образовательных учреждениях Республики Крым. Размышляя в статье об актуальных проблемах возрождения и развития крымскотатарской музыкальной культуры, автор считает закономерным усиление национально-регионального компонента в программах образовательных учреждений, что позволит решить следующие проблемы: недостаточность нотного материала; низкий уровень системности в использовании имеющегося музыкального материала; недостаточное количество аудио- и видеопособий, теле- и радиопередач с образцами крымскотатарской музыки.

Оптимизация поставленной нами проблемы активно решается педагогами кафедры вокального искусства и дирижирования «КИПУ имени Февзи Якубова». Издано достаточное количество учебников по дирижерско-хоровой практике, а также методике преподавания хоровых дисциплин, по чтению хоровых партитур, по хоровой аранжировке и хоровому дирижированию, в которых используется национальный музыкальный крымскотатарский компонент

Под управлением ведущих педагогов учебный хор ГБОУВО РК КИПУ им. Ф. Якубова популяризирует крымскотатарскую хоровую музыку, занимает в системе подготовки преподавателя музыки важнейшее место.

На наш взгляд, хор можно рассматривать как творческую лабораториею, где обучающиеся постепенно овладевают методиками управления и организации хорового коллектива. Следовательно, одной из ключевых задач современного учебного хора служит умение грамотно подбирать хоровой репертуар, который содержит ряд произведений, максимально подходящих для дальнейшего использования в концертной деятельности.

Бесспорно, главной проблемой современного учебного хора выступает проблема репертуара. Большое количество разнообразных произведений, в частности обработки народных песен, входят в учебно-методические (учебные) сборники («Хоровые произведения тюркских авторов» под ред. Сей-тмеметовой Э. и Джафарова М., «Учебный хор», «Хоровая практика», «Хоровой класс» и «Хоровая аранжировка» под ред. Алиевой З. и Чергеева А.)

В репертуары профессиональных выступающих хоровых коллективов включены произведения из вышеуказанных сборников. Педагоги в ходе практической работы увлекают обучающихся творческой, интересной работой. Лучшие переложения и аранжировки хоровых произведений у хормейстеров самодеятельных и профессиональных крымских хоровых коллективов пользуются спросом также за рубежом.

Хоровые обработки и аранжировки народных песен крымских татар отличаются рядом особенностей. Фольклорный компонент (национальный ко-

лорит) в них сохраняется. Также в них присутствуют ключевые элементы уникального музыкального материала. Это позволяет делать выводы о высоком уровне творческой компоненты крымскотатарского музыкального искусства [3, с. 12].

Изучение крымскотатарской музыкально-педагогической культуры крымскотатарского народа в центре внимания обучающихся кафедры вокального искусства и дирижирования «КИПУ имени Фквзи Якубова», свидетельством чего являются их научные изыскания на темы: «Крымскотатарские свадьбы и музыка» (С. Усманова), «Роль ислама в музыкальной культуре крымских татар» (С. Османова), «И. Гаспринский - выдающийся просветитель крымскотатарского народа» (Г. Велюллаева), «Особенности подбора фольклора для детей младшего возраста в крымскотатарской школе» (Д. Сетмуратов), «Хоровые обработки крымскотатарских народных песен в репертуаре учебного хора ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова» (А.-Ш. Аблялимова).

Широкие возможности открываются для привлечения в образовательный процесс накопленного не за одно столетие крымскими татарами уникального музыкального наследия. Богатый эстетический и нравственный потенциал раскрывается по мере его исследования, способствуя формированию на базе традиций различных культурно-исторических этапов новых поколений.

В таблице 1 представлена классификация жанров и форм крымскотатарского музыкального творчества.

Таким образом, использование фольклора может закономерно принести значительный успех на ранних стадиях процесса воспитания.

Выступающие принадлежностью древних ритуалов обрядовые мелодии и песни сегодня способны расширить кругозор новых поколений. В системе крымскотатарского художественного творчества значительный педагогический потенциал содержится в инструментальной музыке. Крымскотатарская инструментальная музыка представлена в таблице 2.

Таблица 2. Крымскотатарская инструментальная музыка

№ Раздел инструментальной музыки Форма

1 Инструментальные пьесы свадебного обряда Циклические инструментальные классические произведения

2 Застольные обрядовые инструментальные мелодии Группа мелодий

3 Свободные танцевальные мелодии Циклические инструментальные классические произведения

4 Хайтарма Танцевальная мелодия

5 Разные танцевальные мелодии Группа инструментальных мелодий

6 Развлекательные мелодии Группа мелодий для развлечения

Таблица 1. Жанры и формы музыкального творчества крымских татар

№ Жанровые признаки Формы

1 Дестан Эпические сказани

2 Иляи Религиозные песнопения

3 Эмигрантские песни и песни протеста Куплетная

4 Сиротские песни Куплетная

5 Детские песни Куплетная

6 Макам Распеввние

7 Лирические песни о топонимаа Крыма Куплетная

8 Легкие лирические песни Куплетная

9 Шуточные и сатирические песни Куплетная

10 Чины, мане, частушки Куплетная

Несомненно, потенциал крымскотатарского творчества характеризуется особой нравственно-эстетической ценностью. Это обусловлено сохранением уникальных областей творчества. Например, детский фольклор выступает наиболее оптимальным видом музыкального творчества для детей младшего школьного возраста и дошкольников. С помощью него ребенок себя воспринимает в единстве с миром, окружающим его.

На наш взгляд, инструментальные традиции целесообразно более широко применять в современном образовательном процессе, в частности в специальном образовании.

Музыкальное наследие крымскотатарского народа раскрывается на интегративных уроках педагога Муниципального бюджетного образовательного учреждения Симферопольской школы № 42 Фатмой Аметовой (выпускница КИПУ имени Фе-взи Якубова).

Она объединила в 3 классе уроки музыки и чтения с темой, которая посвящена детству поэта Н. Челебиджихана. На объединенном уроке музыки и рисования во 2 классе Ф. Аметова с учениками рассмотрела специфику национального орнамента крымских татар.

Ученики одновременно рассматривают рисунки, слушают и исполняют различные народные мелодии. Тематика интегративных уроков в крымскотатарских школах Республики Крым представлена в таблице 3.

В комплексной системе современного интегра-тивного обучения использование традиционного музыкального наследия народа имеет важнейший потенциал, направленный на пополнение знаний учеников по художественной культуре и истории, культурологи и краеведению. Это способствует формированию полноценной системы знаний об окружающем мире.

сэ о со "О

1=1 А

—I

О

СЗ т; о т

О от

З

и о со

Интересным было знать мнение обучающихся по использованию в дисциплине «Музыкальная педагогика» музыкально-педагогического наследия крымских татар, в связи с чем нами было проведено анкетирование с целью высказать свое мнение по этой проблеме (табл. 4).

Таблица 3. Тематика интегративныхуроков в крымскотатарской школе № 42 г. Симферополь

Класс Тематика урока Средства воспитания

Первый Музыка о школе, о доме и крымскотатарские народные игры Формирование знаний о музыке

Второй Крымскотатарские народные праздники Формирование представлений о народных традициях

Третий и четвертый Музыка в творчестве крымскотатарских художников Формирование знаний о художниках

Пятый Крымскотатарские народные инструменты Формирование знаний об инструментах

Оглавление

Класс Тематика урока Средства воспи-

тания

Шестой Музыка и творчество крымско- Формирование

татарских писателей и поэтов знаний о поэтах

и писателях

Седьмой Уроки, связанные с творческим Формирование

и вось- содружеством крымскотатар- знаний о писате-

мой ских композиторов, писателей лях, композито-

и поэтов рах, поэтах

К инте- Уроки-лекции «И. Гаспринский Формирование

гратив- и музыка», «О. Акчокраклы личностных ка-

ным за- и музыка», «Н. Челебиджихан честв школьников

нятиям и музыка»;

можно уроки-праздники «Дервиза»,

отнести «Наврез», «Кыдырлез», «Толо-

ка» (традиционные посиделки);

занятия, посвященные родному

краю - «Танцуем и поем»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

творческие встречи с музыкан-

тами;

уроки-экскурсии «Мир старин-

ных музыкальных инструмен-

тов».

Таблица 4. Содержание анкеты

№ Вопрос Ответ

1 Что нового Вы узнали после прослушивания курса о музыкальной культуре и истории крымсотатарского народа? «Интересно было узнать, какое в образовании различных епох место отводилось музыке»; «В процессе изучения курса я узнал много об истории развития крымскотатарской педагогики, а также ее основателях», «Теперь наши знания по педагогике стали более четкими», «Впервые имею сведения о формировании данных культурных контактов предков крымских татар с другими народами»

2 Какие вопросы, связанные с историей музыкального образования крымскотатарского народа остались на Ваш взгляд не раскрытыми? «Я считаю, что этот курс достаточно ярко раскрыл нам о музыке и образовании крымских татар» «Учитывая краткий период прочтения этого курса, хочу отметить, что материал представлен достаточно широко. Недостаток - короткий период прохождения курса. Полгода явно недостаточно», «Хотелось бы рассмотреть все области образования», «Рассмотреть все темы в течение года», «Курс достаточно ясен»

3 Что из полученных знаний Вы хотели бы применить на практике? Эти знания пригодятся, во-первых для того, чтобы дети с младшего возраста знали историю родного края, частью которой выступает музыкальная педагопка и культура. Также для меня - будущего творческого деятеля и педагога крайне важно изучить историю педагогики», «О педагогических взглядах древних тюрков (предков крымских татар) сегодня мало кто что-либо знает. В общем, до настоящего времени мы знаем точно только малую часть истории крымскотатарского народа, в частности о педагогических представлениях и музыке крымских татар. На мой вигляд, именно музыка способна выработать эстетические взгляды» «Все, что в себе содержит данный курс ценно для интеллектуального развития и профессиональной деятельности», «Рассказывая детям в школе о роли музыки в жизни человека, можно до них донести то, что музыкальная культура на территории Крыма функционировала с древних времен»; «Я могу теперь рассказать о развитии музыкально-педагогических традиций крымских татар, особенности их музыкальной педагогики»; «Полученнач информация на практике должна использоваться в школах и специализированнных музыкальных учебных организациях».

4 Необходим ли этот курс на кафедре вокального искусства и дирижирования? «Основой для развития педагогики послужат знания в области истории культуры. Несомненно, будущего без прошлого нет»; «Мы учимся, чтобы, черпая опыт пришлого, не повторять ошибок»; «Я думаю, что каждый педагог и музыкант должен хорошо знать историю развития музыкального образования. Это не обходимо для того, чтобы применятть в работе свои знания»; «Каждый обучающийся сегодня должен хорошо знать историю, обычаи и традиции своего народа»; «Каждый предмет начинается с истории. Каким же будет учитель, если историю развития своего предмета он не знает»

Кроме того, студенты отметили, что курс необходим для получения знаний не только о музыкально-педагогической культуре крымских татар, но и о разностороннем развитии ее особенностей.

Актуализировались процессы возрождения музыкально-педагогической культуры крымскотатарского народа, повысилось значение национального музыкального наследия крымских татар, а также статус их музыкально-педагогических традиций в системе музыкального образования Республики Крым. Музыкально-педагогическая система крымскотатарского народа, формировавшаяся на протяжении многих столетий, должна ознакомить с историческим прошлым музыкального и практического опыта крымских татар, а его переосмысление с современной позиции должно способствовать развитию историко-педагогического мышления. Таким образом, поднятая в данной статье проблема является актуальной и в дальнейшем требует еще более детального научного осмысления.

Литература

1. Крымскотатарская музыка // Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 2016. -672 с.

2. Музыкальное образование: методолого-методическая подготовка учителя музыки. Программы дисциплин по специальности 030700 - музыкальное образование / Моск. пед. гос. ун-т. - М.: Флинта, 2000. - 199 с.

3. Чергеев, А.А. Особенности современной хоровой обработки крымскотатарской народной песни / А.А. Чергеев. // Крымскотатарский песенный фольклор: традиции и современность. - Симферополь: Ариал, 2021. - С. 8593.

PRESERVATION OF THE MUSICAL HERITAGE OF THE CRIMEAN TATARS IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION: ON THE EXAMPLE OF THE ACTIVITIES OF THE CRIMEAN ENGINEERING AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER FEVZI YAKUBOVA

Alieva Zarema

Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov

The article aims to investigate the system of musical education of the Republic of Crimea and substantiate the contribution of the Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova in the training of professional staff of musicians-teachers for the regional educational space. The subject of the study is the role of the State Educational Institution of the Republic of Kazakhstan named after F. Yakubov in the development of the music education system of the Republic of Crimea. The author considers educational programs on updating the musical heritage of the Crimean Tatars in the educational process. The fundamental disciplines that form the basic musical knowledge and clear guidelines for future music teachers are revealed. The forms of musical and pedagogical activity of the teaching staff of the Department of Vocal Art and Conducting aimed at mastering the Crimean Tatar musical creativity by students are considered. It is proved that the application of the musical and pedagogical traditions of the Crimean Tatars in the system of musical education will provide a national and regional aspect of the professional training of the future teacher-musician. The author concludes that the activities of the State Educational Institution of the Republic of Kazakhstan named after F. Yakubov actualized the processes of revival of the musical and pedagogical culture of the Crimean Tatar people, increased the importance of the national musical heritage of the Crimean Tatars, as well as the status of their musical and pedagogical traditions in the system of musical education of the Republic of Crimea.

Keywords: musical education, moral and aesthetic values, musical culture, educational programs, educational choir.

References

1. Crimean Tatar music // Musical encyclopedic dictionary / Editorin-chief G.V. Keldysh. - M.: Soviet Encyclopedia, 2016. - 672 p.

2. Music education: methodological and methodical training of a music teacher. Programs of disciplines in the specialty 030700 - music education / Moscow Pedagogical State University - T. - M.: Flint, 2000. - 199 p.

3. Chergeev, A.A. Features of modern choral processing of the Crimean Tatar folk song / A.A. Chergeev. // Crimean Tatar song folklore: traditions and modernity. - Simferopol: Arial, 2021. -pp. 85-93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.