Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРКЕСТРА КРЫМСКОТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРКЕСТРА КРЫМСКОТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРКЕСТР КРЫМСКОТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ / ДИРИЖЕР / КОМПОЗИТОР / ИНСТРУМЕНТОВКА / РЕПЕРТУАР / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / КОНЦЕРТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамбетов Сервет Якубович

Cтатья знакомит студентов, преподавателей, любителей музыки с инструментальной музыкой крымских татар как народной, так и созданной композиторами, их инструментовки с техническими и тембровыми возможностями крымскотатарских инструментов. В статье раскрывается история становление и развитие Оркестра крымскотатарских народных инструментов, остро стоящих проблем, в выборе репертуара, о творческой жизни студенческого оркестра и ее большой концертной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE ORCHESTRA OF CRIMEAN TATAR FOLK INSTRUMENTS

This article will introduce students, teachers and music lovers to the instrumental music of the Crimean Tatars, both folk and created by composers, and their instrumentation with the technical and timbre capabilities of Crimean Tatar instruments. The article reveals the history of the formation and development of the orchestra of Crimean Tatar folk instruments, the acute problems in choosing a repertoire, the creative life of the student orchestra and its large concert activity

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРКЕСТРА КРЫМСКОТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

Мамбетов Сервет Якубович1

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРКЕСТРА КРЫМСКОТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

УДК: 7.071.2(=512.1)

Cтатья знакомит студентов, преподавателей, любителей музыки с инструментальной музыкой крымских татар как народной, так и созданной композиторами, их инструментовки с техническими и тембровыми возможностями крымскотатарских инструментов. В статье раскрывается история становление и развитие Оркестра крымскотатарских народных инструментов, остро стоящих проблем, в выборе репертуара, о творческой жизни студенческого оркестра и ее большой концертной деятельности.

Ключевые слова: оркестр крымскотатарских народных инструментов, дирижер, композитор, инструментовка, репертуар, исполнительство, концерт.

Formation and Development of the Orchestra of Crimean Tatar Folk Instruments

This article will introduce students, teachers and music lovers to the instrumental music of the Crimean Tatars, both folk and created by composers, and their instrumentation with the technical and timbre capabilities of Crimean Tatar instruments. The article reveals the history of the formation and development of the orchestra of Crimean Tatar folk instruments, the acute problems in choosing a repertoire, the creative life of the student orchestra and its large concert activity

Keywords: оchestrа of Crimean Tatar folk instruments, conductor, composer, instrumentation, repertoire, performance, concert.

Крым - страна древних и богатых фольклорных традиций, истоки которых уходят в глубь веков. И, пожалуй, едва ли не самое важное место в них занимают наши музыкальные традиции, и, поэтому для нас музыка - и памятник культуры, и благодатная почва обновления национального композиторского искусства. Истоки коллективного исполнительства на крымскотатарских народных инструментах восходят к далекому прошлому. Характерной чертой традиционного ансамблевого исполнительства являлось то, что независимо от участников, все исполняли одну и туже мелодию (унисон). Элементы же многоголосия появились при игре на некоторых струнных инструментах. В результате самостоятельности ударных инструментов рождалась своебразная полиритмия. Все это наводило Р. З. Комурджи на мысль о возможности овладения многоголосным исполнительством. В начале поиски шли по линии простого увеличения состава ансамбля и пополнение его всеми видами, бытовавших в то время инструментов. 2002 год стал одним из важнейших этапов в культурной жизни крымских татар. Именно к этому периоду относится создание оркестра крымскотатарских народных инструментов - одного из первых многоголосных коллективов в истории музыкальной культуры Крыма. Осуществляется его давняя надежда, он воплощает в жизнь свою мечту об Оркестре крымскотатарских народных инструментов. При Бахчисарайском народном театре Эльмара Аблаева был организован ансамбль из крымскотатарских народных инструментов руководителем, которого был Р. Комурджи. Коллектив выполнял функцию музыкального сопровождения к спектаклям, поставленным Э. Аблаевым на основе крымскотатарских традиций и обрядов.

Желание об организации оркестра крымскотатарских народных инструментов у Рустема Комурджи возникло еще в студенческие годы. В Донецкой консерватории Рустем Зевриевич

1 Мамбетов Сервет Якубович, доцент кафедры музыкально-инструментального искусства ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова (Симферополь, Крым). E-mail: 52s.mambet@gmail.com

занимался в классе профессора, Народного артиста Украины, кандидата педагогических наук, Члена-корреспондента Академии наук Украины, действительного Члена Петровской академии наук и искусств, ректора Донецкой государственной музыкальной академии имени С. Прокофьева Воеводина Вячеслава Васильевича, - опытного педагога и одного из ведущих специалистов в сфере музыкального искусства Украины, воспитавшего многих лауреатов международных конкурсов.

Занятия по дирижированию проходили в классе доцента Поповой Людмилы Константиновны. Наряду с развитием дирижерской техники Р. Комурджи углубленно изучал опыт развития оркестрового исполнительства на народных инструментах разных музыкальных культур. Таким образом он готовил себя к самостоятельной профессиональной деятельности дирижера и руководителя крымскотатарского оркестра народных инструментов, о создании и развитии которого задумывался ещё в юношеские годы.

Восьмиголосный ансамбль Рустема Комурджи, вне всякого сомнения, сыграл значительную роль в подготовке почвы для создания полноценного многоголосного оркестра. Идею о формировании студенческого оркестра крымскотатарских народных инструментов поддержали преподаватели кафедры. Наиболее действенную помощь оказывал Заслуженный деятель искусств Татарстана и АРК Дилявер Ибрагимович Османов. Кафедра принимает решение создать оркестр крымскотатарских народных инструментов и поручить возглавить коллектив Комурджи Рустему Зевриевичу как прекрасному организатору, талантливому дирижеру, руководителю, музыканту и исполнителю, начавшего создание оркестра крымскотатарских народных инструментов, в состав которого входили: сазы, кеманчи, скрипки, уды, аккордеоны, сантыр, кларнет, ударные инструменты.

За короткое время многим был известен тот огромный успех, выпавший на долю этого ансамбля, популяризировавшего крымскотатарскую народную музыку. Однако вскоре стало ясно, что этот путь не может иметь всей полноты и силы звучания, отвечающий требованиям концертной эстрады. С каждым днем увеличилась потребность в расширении репертуара. Сама жизнь выдвигала идею овладения многоголосным исполнительством. Вот тут-то и помогли знания инструментовки и аранжировки, приобретенные в стенах музыкального училища и консерватории. Днем занятия со студентами, после обеда дополнительные занятия с ансамблем, а в оставшиеся вечернее и ночное время работа над партитурами по увеличению репертуара.

Ансамбль крымскотатарских народных инструментов под руководством Р. Комурджи приглашают принять участие в съемках фильма «Татарский триптих» известного режиссера Алексанра Муратова, где в сцене бритья жениха одного из традиционных свадебных обрядов крымских татар, музыканты исполняют народную мелодию «Траш авасы», партию къавала исполняет Р. Комурджи. Это первый опыт участия ансамбля в съемках фильма.

В 2004-2005 годах, в связи с новыми наборами студентов, состав ансамбля крымскотатарских народных инструментов был изменён и расширен. Учитывая то, что некоторые ансамблисты только осваивали такие инструменты как саз, къавал, уд, бас, сантыр, в репертуар с осторожностью вводились новые произведения, где партии для данных инструментов были легко усваиваемыми и быстро запоминающимися. В этот период появилась новая обработка Р. Комурджи крт. н. п. «Джельтирмен». В последующие годы количество исполнителей в ансамбле увеличилось до 14 человек. В течение года коллектив несколько раз выступает со сцены Крымского инженерно-педагогического университета. Наиболее запоминающимся можно считать выступление на концерте, посвящённом творчеству Александра Спендиарова, где была исполнена его «Татарская песня» (инструментовка Р. Комурджи).

История основания студенческого оркестра крымскотатарских народных инструментов начинается с 2002 года. Из числа студентов кафедры был организован ансамбль, инструментальный состав которого был следующим: саз, скрипка, аккордеон, сантыр, бас. Появились первые обработки народных мелодий, написанные Р. Комурджи для данного коллектива. Среди них: «Чыракъ авасы ве Къайтарма», крымскотатарская народная застольная мелодия «Багъчасарай табана долусы». В 2003 году состоялось первое публичное выступление ансамбля в Симферопольском этнографическом музее на выставке «Багъчасарай - эснафлар

шеэри». В 2004-2005 годах состав ансамбля удвоился, и в него входили: сантыр, два саза, кларнет, къавал, аккордеон, две скрипки, бас, дарбука.

Рождение оркестра нового типа представляла собою значительную трудность. Ибо речь шла не только о переходе на 12 ступенную темперацию инструмента, (12 ступенная темперация это - равномерно темперированный строй, равномерная темперация (нем. gleichschwebende Temperatur, gleichschwebende Stimmung) темперированный музыкальный строй, в котором каждая октава делится на математически равные интервалы, в наиболее типичном случае - на двенадцать полутонов, каждый из которых равен 12\2. Такой строй господствует в европейской профессиональной музыке (академической и эстрадной) начиная с XVIII века до наших дней. Важным преимуществом равномерной темперации является возможность транспортирования пьесы на произвольный интервал. Равномерно темперированный строй возник в обстановке поисков учёными разных специальностей «идеального» для музыки строя. Исторически предшествующие чистый и среднетоновый строи имели ряд недостатков - прежде всего, они не позволяли транспонировать и модулировать в отдалённые тональности без того, чтобы в ряде гармонически консонантных созвучий, прежде всего, трезвучий и их обращений не возникал резкий ясно ощутимый на слух акустический диссонанс [Келдыш, 1990, с. 672], но и воспитании нового типа исполнителей, основанным на многоголосным мышлении. Эти факторы и определили всю последующую музыкально-общественную деятельность Рустема Зевриевича, в сфере освоения нетрадиционных форм и жанров музыки.

Одной из остро стоящих проблем, была проблема приобретения новых инструментов для увеличения состава исполнителей. В 2006 году, благодаря турецким связям, работавшего в то время на кафедре старшего преподавателя, Лауреата Международного конкурса Энвера Сеит-Абдулова, были приобретены еще несколько инструментов, а именно: три саза, уд, две кеманчи, дарбука. Таким образом, в начале учебного года в оркестре насчитывалось четырнадцать студентов.

Чтобы узнать историю каждого инструмента, Р. Комурджи перечитал и проштудировал огромное количество книг и исследований, встречался с пожилыми музыкантами, коллекционерами и историками музыки. Объездил весь Крым в поисках мастеров, которые делают инструменты, и выслушал их поразительные истории. У всего этого столько деталей, тонкостей и частностей, что голова идет кругом. В связи с отсутствием в Крыму необходимой методической литературы обучения игры на сазе, музыканты коллектива осваивают инструмент на основе навыков игры на струнно-щипковых инструментах, приобретенных в музыкальной школе и музыкальном училище. Для быстрого овладения сазом, используемые в оркестре инструменты настроены в квинтовом строе, а семейство распределено на названия инструмента исходя из диапазона: прима, альт, тенор.

Проблема приобретения новых инструментов, для увеличения состава исполнителей, была одной из остро стоящих. В связи с этим были направлены письма турецкому послу в Украине Альп Къара Осман огълу, ТИКА и руководителю крымскотатарского дернека в Стамбуле Джелял Ичтену. Письма оказались без ответа. Комурджи Р.З. понимал, что нужно действовать, исходя из собственных возможностей. Часть инструментов Рустем Комурджи приобретал за свои собственные средства, несколько инструментов были привезены за счет турецких спонсоров.

Первые годы в выборе репертуара ему приходилось учитывать исполнительские возможности оркестрантов, так как не было ни одного музыканта, имеющего музыкального образования ДМШ, все эти инструменты изучались по предмету изучения родственных инструментов. По этой причине репертуар оркестра того периода состоял из обработок крымскотатарских народных мелодий, танцев и песен с ясной гомофонно-гармонической основой, четкой метроритмической пульсацией, квадратным членением, запоминающейся непритязательной мелодикой в собственной обработке и инструментовке. Постепенно, с ростом исполнительского мастерства исполнителей, большую роль для последующего развития репертуара сыграли обработки крымскотатарских песен и танцев, а также репертуар обогащался произведениями русских и зарубежных композиторов классиков народов мира. Партитура наиболее передовых произведений отражает тенденцию ко всей большей индивидуализации оркестровых групп, ко всей большой самостоятельности каждого

инструмента. Важно подчеркнуть, что на фоне многих популярных песен крымскотатарского фольклора обработки Р. Комурджи были несравненно выше в художественном отношении и выполняли важнейшие функции в организации концертной деятельности оркестра крымскотатарских народных инструментов.

Оркестр крымскотатарских народных инструментов, организованный на кафедре «Музыкального искусства», как новая инструментальная культура с его новыми художественно-выразительными возможностями, с недавнего времени вошел в круг интересов крымскотатарской интеллигенции, прессы, а также ведущих современных исполнителей, композиторов Крыма и ближнего зарубежья. Целью деятельности оркестра является утверждение в крымскотатарской музыкальной культуре нового исполнительского жанра «Оркестр крымскотатарских народных инструментов»; исполнительское направление оркестра - академическая, художественная музыка [Мамбетов, 2021].

Дирижерско-исполнительская деятельность Р. Комурджи связана со студенческим оркестром университета. Естественно, такой оркестр имеет свою специфику. Несмотря на все сложности работы с университетским оркестром, для Комурджи, по его выражению, это «главная партия» в творческой деятельности. «Общение с молодежью заряжает новой энергией», - считает Рустем Зевриевич. - «Молодые музыканты играют порой с большой эмоциональной отдачей, чувствуют более искренно, мобильны в работе, полны энтузиазма. У молодежи современный взгляд на жизнь, на творческие проблемы, критическое отношение к авторитетам. В общении с ней необходимо самому быть всегда в форме».

Большое внимание уделяет руководитель оркестра духовному развитию подрастающего поколения, приобщению молодежи к искусству, воспитанию музыкальной культуре, к концертному репертуару оркестра. где слушатели знакомятся с самой разнообразной музыкой. Одним из приоритетных направлений деятельности коллектива оркестра является серьезное отношение к концертным выступлениям, тщательное составление программы, подготовка лекций-концертов. Таков, в частности, цикл «концертов», содержащий широкий круг произведений разных эпох и стилевых направлений, народную музыку и сочинения современных крымскотатарских композиторов, мировую классику. Концерты проходят увлекательно и познавательно. Целенаправленная духовно-просветительская деятельность коллектива имеет огромное значение в формировании гармонично развитой личности, в утверждении высоких художественно-эстетических ценностей.

Период с 2007-2009 годы оказались наиболее плодотворными в развитии оркестра и расширении репертуара. Оркестр крт. н.и. отличается от других коллективов этого направления своеобразной тембровой окраской, что связано с особенностями его инструментального состава. Благодаря умелому использованию оркестровых групп, усовершенствованию смычковых инструментов, их сочетание со щипковыми инструментами, базирующимися на плекторном и пальцевом способом звукоизвлечения, а также применению народных духовых инструментов (къавал, кларнет, труба) сантыр и ударных его звучание приобрело ярко выраженный национальный колорит. Иными были и принципы аранжировки произведений музыкальной классики. Репертуар состоял из крымскотатарских народных мелодий, танцев и песен, как наиболее интересные в профессиональном отношении. Например, обработка Р. Комурджи крымскотатарской народной песни «Къаракер атым»; в обработке Р. Ибадлаева Концертная пьеса на тему крымскотатарской народных песни «Къалайлы къазан»; Р. Комурджи Концертная пьеса на тему двух крымскотатарских народных танцев «Къайтарма». Представляет большой интерес исполнение совместно с хором на слова и музыку композитора Ф. Алиева оды «Къырым Герай». Р. Комурджи поставил серьезную задачу превращение оркестра в высококвалифицированный, самобытный коллектив с ярко выраженной творческой индивидуальностью, он стремится к расширению исполнительских и выразительных возможностей оркестра и придать его звучанию более яркий национальный колорит. Этот год явился активной фазой подготовки к следующему качественно новому этапу исполнительской деятельности, связанной с развитием крымскотатарского оркестра народных инструментов.

Среди произведений, исполняемых оркестром хочу выделить пьесу в обработке крымскотатарской народной мелодии Р. Ибадлаева «Къалайлы къазан». Написанная Р. Комурджи партитура написана на основе обработки, созданной для баяна-аккордеона.

Мелодия обработки заимствована из одноимённой шуточной песни танцевального характера, широко известной в крымскотатарском фольклоре. Исполнение пьесы требует особого шутливого настроя от оркестрантов. Основная исполнительская задача для дирижера -создание цельной формы, объединив все вариации вокруг единой образной концепции. На этом пути в выборе основного темпа всей пьесы и определяя его соотношения с темповыми отклонениями внутри всей композиции, студенту дирижеру рекомендуется отталкиваться от самой сложной, с точки зрения исполнительских возможностей, вариации в цифре 9.

Также хочется отметить, как методически грамотно и высоко профессионально дает рекомендации будущим руководителям оркестров при работе над произведением Р Комурджи. Концертная пьеса на тему двух крымскотатарских народных танцев «Къайтарма». Къайтарма -самый популярный танец в крымскотатарском фольклоре, мелодия которого излагается в тактовых размерах 7/8 или 7/16. Мелодии типа «Къайтарма» встречаются также у некоторых других народов - у болгар, молдаван, турок, румын, греков. Но крымскотатарская «Къайтарма» отличается от них более развитой формой, разнообразием ритма, интонационной оригинальностью» [Алиев, 2001, с. 13]. О принадлежности къайтармы к крымскотатарскому фольклору писал известный фольклорист и композитор А. Рефатов: «Насколько лезгинка характерна для кавказских народов, настолько къайтарма является крымскотатарским танцем». [Refat, 1932].

При исполнении этого произведения следует обратить внимание на одну специфическую особенность, придающую къайтарме особый крымскотатарский колорит. Она заключается в том, что при равномерном чередовании восьмых длительностей, необходимо не навязчиво интонационным акцентом подчеркивать первую и пятую долю. А для придания игривости и легкости, седьмую долю, в сравнении с предшествующими, следует исполнять короче, как стаккато.

Начиная от цифры 10 на фоне чередующихся оркестровых аккордов, барабанщику предоставляется возможность импровизировать, прерываясь на мелодических вставках разных инструментов, а дальше от такта 89 до цифры 12 доиграть импровизацию самостоятельно [Комурджи, 2016].

Благодаря усилиям Р. Комурджи Оркестр крымскотатарских народных инструментов сделал ещё один шаг вперед. На его базе студенты стали готовить программы к государственным экзаменам по дирижированию. В этом же году Р. Комурджи с трудом удается убедить руководство кафедры и включить репетиции оркестра в общее расписание занятий студентов. Таким образом, начался процесс активного привлечения студентов к развитию крымскотатарской оркестрово-исполнительской культуры, влекущий за собой развитие у них ряда навыков, необходимых для будущих руководителей и дирижеров подобных музыкальных коллективов.

К подбору репертуара для работы с оркестром Комурджи всегда подходит очень строго, с большой ответственностью. В эти годы все более значительное место отводится произведениям крымскотатарских и современных отечественных композиторов, аранжированных для оркестра крымскотатарских народных инструментов. Это его принципиальная репертуарная политика, направленная на формирование собственного высокохудожественного оригинального репертуара для крымскотатарского народного оркестра.

Что же характерно для исполнительского искусства Комурджи-дирижера? Прежде всего -ясность художественных намерений, высокий профессионализм и точность, конкретность в своих требованиях к оркестру. В сущности, он не многословен, предпочитает достигнуть художественного результата выразительностью жестов. Мануальная техника не изобилует внешне эффектными движениями рук. Напротив, они даже скупы, зачастую даже аскетичны, но в то же время на редкость конкретны и точны. Иной раз еле заметное увеличение жеста дает мощное crescendo. Оркестр настолько чуток к мануальной технике дирижера, что беспрекословно подчиняется каждому малейшему движению руки. При всей экономии движений жест Комурджи необычайно пластичен в кантилене, где он добивается мягкости и выразительности ансамблевого legato, проникновенности и одухотворенности в лирических эпизодах.

Комурджи отличает умение скрупулезно работать над деталями и в то же время не застревать на них, чтобы охватить произведение целиком. Доверие оркестрантов к дирижеру полное, все требования выполняются беспрекословно. Проблем с посещаемостью у него никогда не бывает, а ведь студенты - известное дело: при ином дирижере сразу же ищут возможность пропустить, прогулять оркестровые занятия.

Атмосфера во время оркестровых репетиций всегда творческая, рабочая. Характерная черта Комурджи-дирижера - уважение и любовь как ко всему коллективу, так и к каждому оркестранту. Занятия проходят как бы на одном дыхании; вместо унизительных для студентов и, как правило, бесполезных окриков, которыми от беспомощности пользуются некоторые дирижеры.

Необычно разнообразная творческая жизнь складывается у студенческого оркестра на протяжении всего периода художественного руководства Р. Комурджи. Концертная деятельность является одной из важнейших в жизни оркестра крт. н. и. и имеет очень важное значение для творческого роста самого коллектива и его участников. Концерт - это результат и смысл деятельности коллектива, его признание. Дирижер оркестра провел ряд плодотворных концертов: в феврале месяце 2009 г. концерт с полуторачасовой программой в пгт Ленино. Выступление состоялось в районном Дворце культуры при поддержке местной профсоюзной организации. В апреле в рамках творческого концерта Р. Комурджи на сцене Крымского инженерно-педагогического университета состоялось первое крупное выступление оркестра крымскотатарских народных инструментов с получасовой программой, тепло и восторженно принятой слушателями. В концерте принимали участие студенты кафедры, с оркестром в качестве солистов выступили известные музыканты-исполнители, среди которых Заслуженный Артист Украины Сеитабла Меметов, Заслуженная артистка АРК Левиза Чалбашева, Лауреат Международного конкурса Энвер Сеит-Абдулов, Лауреат Международных конкурсов-фестивалей Руслан Карасанов, солистка Крымскотатарского фольклорного ансамбля Эмине Мустафаева.

Несмотря на специфику оркестра как студенческого, этот коллектив постоянно показывает очень высокий профессиональный исполнительский уровень. Наиболее значимым событием в жизни коллектива можно считать победу на 11-ом Международном конкурсе <Жчний рух» с присвоением звания лауреата конкурса и дипломом I степени, который состоялся 7-10 мая 2009 года в городе Дрогобыч Львовской области. Слушатели после каждого номера устраивали овации. В конкурсе принимали участие конкурсанты из Китая, Италии, России, Украины, Эстонии, Литвы, Латвии, Польши, Словении. Члены жюри (профессора и доктора наук различных музыкальных вузов, а также известные исполнители в области народно-исполнительского искусства): доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Украины, Лауреат Международной премии имени С. Гулака-Артемовского, профессор Национальной музыкальной академии Украины Николай Андреевич Давыдов; композитор, дирижер, баянист, Заслуженный деятель искусств Украины, Лауреат Премии имени Николая Васильевича Лысенко, Лауреат Международного конкурса композиторов «Акко-2000» (Финляндия), Лауреат Премии имени Б.Н. Лятошинского Владимир Данилович Зубицкий; доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств Украины, член Национального союза композиторов Украины, заведующий кафедрой музыкального искусства, профессор Сташевский Андрей Яковлевич. Они отметили индивидуальную особенность коллектива, художественно-технические возможности, и как новое явление в контексте музыкальной культуры всей Украины. Вместе с этим они не скрывали удивления по поводу того, что редкие инструменты как саз, кеманча, сантыр, къавал, даре и другие, студенты освоили методом «самоучки».

«Как Прекрасными и захваватыющими были выступления музыкальных коллективов, Лауреатов I степени: Оркестра крымскотатарских народних инструментов из Крымского инженерно-педагогогического университета рук. Р.З. Комурджи...)» писал в газете «Украшська музична газета» №3 (73) 2009 доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой народных инструментов НМАУ им. П.И. Чайковского, Засл. деятель искусств Украины, академик Международной академии информатизации, лауреат Международной премии им. С. С. Гулака-Артемовского Николай Давыдов.

В конкурсную программу оркестра вошли следующие произведения: крымскотатарская народная песня «Къаракер атым» обработка Р. Комурджи, солист ст. преподаватель А. А. Чергеев, А. Фаттах и Ф. Гыйльметдинов Концертная пьеса на две народные мелодии казанских татар «Бишбармак» и «Родная сторонка», крымскотатарская народная песня «Танъ йылдызы» обработка Э. Ягъяева, солист А. Чергеев, Р. Ибадлаев Концертная пьеса на тему крымскотатарской народной песни «Къалайлы къазан», Р. Комурджи Концертная пьеса на темы двух крымскотатарских танцев «Къайтарма», Ф. Алиев «Спринт» солист Лауреат Международного конкурса Э. Сеит-Абдулов. [Мамбетов, 2021].

В 2011 году оркестр крымскотатарских народных инструментов праздновал свое десятилетие. В печати появляются статьи музыковедов Мамбетовой Г.Р., Идрисовой М.В., Асанова Л.Р., Аблаева Э.Р., где высоко оценили роль Комурджи Р.З. в создании оркестра, его неоценимый вклад в дело развития музыкальной культуры крымских татар и Крыма. Позже, благодаря просветительской работе со слушателями концерты крымскотатарских народных инструментов имели большой успех среди местного населения. Концерты стали проходить при переполненных залах. Известный крымскотатарский фольклорист и композитор Февзи Алиев в газете «Къырым» писал: «Наибольший интерес у слушателей вызвала та часть концерта, в которой выступал студенческий оркестр крымскотатарских народных инструментов (дирижер Рустем Комурджи). В составе коллектива имеются следующие инструменты: четыре багъламы (саза), две кеманчи, две скрипки, уд, сантыр, къавал, даре, кларнет, аккордеон и др. Несмотря на молодой возраст, оркестр заявил о себе, исполнением достаточно серьёзной программы, подобранной руководителем с учетом технических и художественных возможностей исполнительского состава...». В этом же году оркестр крымскотатарских народных инструментов принимает участие в Международном XIII конкурсе-фестивале «У Черного моря», где удостаивается звания Лауреата I степени. Среди значительных творческих событий 2011 года следует отметить, что в июне на Первом крымскотатарском телевизионном канале АТР была записана получасовая концертная программа оркестра «Йырла сазым» («Спой мой саз»), дирижёр Комурджи Р.З., с телеведущим Джемилем Энверовичем Кариковым.

Оркестр по праву можно назвать творческой лабораторией профессионального крымскотатарского народно-оркестрового искусства. Большинство участников учебного коллектива в дальнейшем связывают свою судьбу с оркестровым исполнительством или в качестве помощника дирижера, руководителей коллективов, а в большинстве своем участниками солистов оркестра. Не менее важен и иной аспект деятельности крымскотатарского оркестра народных инструментов Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова: здесь оттачивают свое мастерство многие студенты, подготавливая разнообразные инструментовки, аранжировки, оркестровки. Следует отметить, что крымскотатарские композиторы тесно сотрудничают с оркестром и его руководителем и дирижером, познают тембровые возможности инструментов оркестра крымскотатарских народных инструментов, их различных сочетаний. Не случайно оркестр по праву называют неутомимым популяризатором крымскотатарской музыки: здесь впервые прозвучали в оркестровом варианте сочинения М. Халитовой, Э. Эмир, И. Бахшиш, Р. Ибадлаева, С. Абкеримова, Р. Комурджи, С. Какуры [Мамбетов, 2021].

В июне этого же года Оркестр крымскотатарских народных инструментов выступил в г. Бахчисарай перед представителями Чешского консульства на мероприятии, посвящённом открытию нового Туристического центра и туристического маршрута.

В 2012 году в результате недальновидной деятельности администрации деканата и кафедры, которая привела к деморализации определённой части студентов, Оркестр крымскотатарских народных инструментов оказался на грани развала. Мобилизовав в себе все силы и волю, Комурджи предпринял всё, чтобы сохранить коллектив. Рядом с ним остались те студенты, которые доверяли его творческому порыву, верили в его силы и возможности, а также понимали значимость этого коллектива для крымскотатарского музыкального искусства. Комурджи Р.З. пришлось самому взять в руки аккордеон и управлять музыкантами, исполняя партию аккордеона.

Уверенности в устремлениях Р. Комурджи придала встреча с профессором Стамбульской консерватории, исполнителем на сазе Зекерьёй Башарсланом.

Газета «Авдет» печатает развёрнутую статью о деятельности Р. Комурджи на поприще создания и развития Оркестра крымскотатарских народных инструментов.

С 2013 года оркестр крымскотатарских народных инструментов регулярно выступает с сольными отчетными концертами, на его выступления имеются множество положительных откликов в СМИ [Абла, 2011], активно участвует во всех городских и Республиканских акциях. В помещении малого зала фольклорного ансамбля «Къырым» по улице Чехова,7 состоялся отчетный концерт оркестра крымскотатарских народных инструментов, где принимали участие Заслуженный артист Украины Сеитабла Меметов, Заслуженная артистка АРК Левиза Чалбашева, студенты кафедры. В программе из 10 произведений, исполненных оркестром, 6 произведений крымскотатарских композиторов: И. Бахшиш обработка крымскотатарской народной мелодии «Къаба», в редакции Р. Комурджи; Крымскотатарская народная песня «Каракер атым»; Ф. Алиев «Спринт»; В. Матвейчук «Украинские узоры»; С. Рахманинов «Пляска цыганок».

Этот год ознаменовался приятным событием. За многолетнюю плодотворную работу, образцовое исполнение служебных обязанностей, высокий профессионализм и весомый вклад в социально-экономическое развитие АРК Р.З. Комурджи награждается Благодарностью от Постоянного представителя АРК при Президенте Украины Виктора Тарасовича Плакиды.

В 2015 году, продолжая начатую традицию отчётных концертов Оркестра крымскотатарских народных инструментов, Комурджи Р.З. подготовил большую и разнообразную программу, исполненную со сцены Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра. Была исполнена крымскотатарская, украинская, греческая, русская, азербайджанская, турецкая музыка. В зрительном зале собралось большое количество почитателей творчества оркестра не только из Симферополя, но и из Бахчисарая, Джанкоя, Буюк онлар, Къурмана и других городов Крыма.

В 2016 году ежегодно по традиции в Крымском инженерно-педагогическом университете для будущих абитуриентов проходит День открытых дверей. Оркестр под руководством Р. Комурджи на одном из этих мероприятий выступил с концертной программой. Основной целью выступления было привлечь внимание абитуриентов и их родителей к творчеству Оркестра крымскотатарских народных инструментов, как культурному достоянию крымскотатарского народа, образовавшегося в результате творческих изысканий в стенах университета.

Очередная поездка Оркестра крымскотатарских инструментов на серьёзный форум в Нальчике, где собираются ведущие исполнители и педагоги в области народно-инструментального искусства. Среди них профессор Юрий Шишкин, Виктор Новиков, Никита Власов, профессор академии им. Гнесиных В. Гунин, а также доцент Комурджи Р.З. Как и в прошлый раз, оркестр выступил с концертной программой, восторженно принятой слушательской аудиторией.

Наряду с этими событиями Р. Комурджи активно работает с крымскотатарским оркестром народных инструментов над подготовкой большой концертной программы, запланированной для двух концертных площадок. Первое крупное выступление этого года прошло 20 апреля в г. Бахчисарай.

Следующее выступление оркестра состоялось в концертном зале Крымского инженерно-педагогического университета 12 мая. Сложная и объёмная по содержанию программа включала в себя произведения разных стилей и направлений: от классики до джаза. Однако наиболее значимое место в программе отводилось произведениям крымскотатарских композиторов: Бора Гази II Герай Хан, И. Бахшиш, С. Какура, С. Абкеримов, и др. Блок крымскотатарской музыки в программе имел воспитательно-патриотическую направленность на студентов. Так прозвучали такие произведения: «Миллетим-Къырым, Ветаным-Къырым» (С. Какура, Р. Али), «Татарлыгъым» (А. Велиев/С. Какура), «Рассказ бабушки о депортации» (Э. Аблаев), «Ватаным» (У. Кенжикаева), «Булутлар» (Б. Чобан Заде/ И. Бахшиш), «Хатыра» (С. Абкеримов)

Рассказывая оркестрантам о творчестве Бора Гази II Герай Хан, Р. Комурджи сказал: «Изучением жизнедеятельности и музыкального наследия Гази Герая занималось немало исследователей. Большинство из них - это турецкие учёные. Так вопросами, связанными с ладовой системой, на основе которой были созданы творения Гази Герая, занимался Рауф

Йекта Бей (1871-1935), об этом нам сообщает Фазлы Арслан. Нам известно, что Рауф Йекта Бей, описывая лады турецкой музыки, в качестве примера обращается к произведениям Бора Гази Герая, в частности к его «Хюззам пешреви». В классической османской музыке хюззамом называли макам (лад) с устойчивым звуком сегях (си). Первым это название применил в своём сочинении именно Бора Гази Герай.

Один из самых известных композиторов османской классической музыки Танбури Буюк Осман бей (1816-1885) из всех старинных пешревов, только «Хюззам пешреви» Гази Герая оценил по достоинству, добавив, что подобного не может быть сделано. Однако, со временем он всё же сочинил «Хюззам пешреви» по заказу шейха Галатского мевлевихане Аталулы Эфенди. [Osman Bey].

Следует назвать ещё одного известного учёного - Субхи Эзги (1869-1962), который так же в своей работе «Тюрк мусикиси», на примере композиций Бора Гази Герая даёт характеристику некоторым музыкальным ладам.

О формах и особенностях стилистики произведений Бора Гази Герая можно встретить в трудах этномузыколога Этема Рухи Унгёра, турецкого историка и музыковеда Йылмаза Озьтуна. Например, Этем Унгёр о музыке Бора Гази Герая пишет следующее: «Судя по макамам (ладам), которые он использовал в своих инструментальных произведениях, его вариациям от того же макама, методам, которые он использовал, и его мелодическим структурам, можно понять, что он был гениальным композитором».

К его музыкальному наследию обращались композитор и фольклорист Дж. Кариков, И. Заатов и Н. Абдульвапов. Хочется отметить, что к творчеству Гази Герая в музыкальных кругах Крыма и интеллигенции пристальный интерес появился после опубликования нотного сборника «Инструментальная музыка ханского периода», изданного в 2007 г. Дж. Кариковым и Н. Абдульваповым. На сегодняшний день, благодаря Этему Рухи Унгёру, мы можем перечислить 69 композиций Гази Герая, найденные в коллекции Стамбульской консерватории, в частных коллекциях Ареля, Экрема Карадениз. К примеру, одно из самых известных сочинений «Махур Пешреви» было обнаружено в издании Дарюлелхан (первая официальная музыкальная школа Османской империи). Изучением жизнедеятельности и музыкального наследия Гази Герая занималось немало исследователей. Большинство из них - это турецкие учёные. Так вопросами, связанными с ладовой системой, на основе которой были созданы творения Гази Герая, занимался Рауф Йекта Бей (1871-1935), об этом нам сообщает Фазлы Арслан. Нам известно, что Рауф Йекта Бей, описывая лады турецкой музыки, в качестве примера обращается к произведениям Бора Гази Герая, в частности к его «Хюззам пешреви». В классической османской музыке хюззамом называли макам (лад) с устойчивым звуком сегях (си). Первым это название применил в своём сочинении именно Бора Гази Герай.

В ноябре месяце Оркестр крымскотатарских народных инструментов вновь выходит на сцену Крмского инженерно-педагогического университета. Отмечалось 20-летие кафедры и в рамках этого события выступление оркестра стояло особняком. В концертную программу Р. Комурджи включает произведения крымскоатарских композиторов С. Абкеримова и С. Какуры.

В декабре по приглашению преподавателей ДМШ п.г.т. Раздольное Комурджи Р.З. организовывает выезд оркестра с большой программой для жителей посёлка и коллектива музыкальной школы. В программе концерта произведения из золотого фонда крымскотатарской классики и музыка композиторов других восточных культур.

Концерты 2017 года получили широкий общественный резонанс. Через сеть Facebook стали поступать предложения представить программу в разных регионах Крыма. Этот год для Оркестра крымскотатарских инструментов стал насыщенным выступлениями на различных сценических площадках и регионах Крыма. Р. Комурджи проводит серию концертов-лекций просветительской направленности, наряду с этим активно популяризуя народно-исполнительское искусство крымских татар и творчество крымскотатарских композиторов. Концерты прошли в общеобразовательной школе № 42 (Симферополь), в г. Красноперекопске, в Доме культуры г. Джанкое, в ПГТ Ленино. 20 апреля в городе Бахчасарай прошел концерт с 2-х часовой программой с музыковедческим сопровождением Рустема Комурджи. В программе концерта прозвучали произведения ханского периода, золотого фонда крымскотатарской, российской и мировой классики. 12 мая отчетный концерт оркестра

крымскотатарских народных инструментов на сцене Актового зала КИПУ. В программе прозвучали произведения: Бора Гази Герай «Махур пешреви»; С. Абкеримов «Хатыра», «Ана авасы»; М. Ипполитов-Иванов «В лагере» из симфонической сюиты «Тюрксие фрагменты»; А. Маляров «Аврем», солист Мамут Суфьянов (сантыр); А. Аренский «Испанская танцовщица» из II симфонической сюиты «Силуэты»; Педро Иттюральде «Греческая сюита», солист Эмир Сеферов (саксофон); С. Какура «Такъдыр», солисты вокальный ансамбль «Танъ йылдызы», «Миллетим Къырым - Ватаным Къырым»; Э. Аблаев «Рассказ бабушки о депортации»; У. Кенжикаева «Ватаным», исполняла автор У. Кенжикаева; А.И. Хачатурян «Лезгинка» из балета «Гаяне».

Всю концертную музыковедческую программу вел руководитель и дирижер оркестра Р.З. Комурджи.

Об этом концерте в прессе «Къырым», «Голос Крыма» композиторы С. Какура, Ф. Алиев, отозвались о проделанной работе с оркестром, высоком уровне профессионализма, культуры исполнения произведений, настолько тонко проникнута образность и стилистика произведений, начиная с ханского периода до сегодняшнего дня. Ректор «Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова» Чингиз Февзиевич Якубов в своем выступлении поздравил коллектив оркестра, его руководителя и высказал очень много теплых слов.

2019 год был одним из самых сложных для оркестра годом, так как в сложнейших условиях Комурджи Рустему Зевриевичу пришлось вести контр- работу по сохранению коллектива. Изо всех сил стараясь подготовить новую концертную программу для концерта, который с нетерпением и интересом ждала прогрессивно мыслящая часть крымскотатарской интеллигенции, дирижёр решал проблему нехватки некоторых исполнителей на оркестровых инструментах из-за сложившейся ситуации на кафедре. Один единственный член кафедры доцент, Заслуженный работник образования АРК, Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств Мамбетов С.Я. который понимал всю сложность, стоящую перед руководителем и дирижером оркестра, всячески помогал ему, для решения задач, поставленных им перед оркестром. Концерт был запланирован на 17 апреля, должны были состояться три серьёзных премьеры: 1) Впервые на крымскотатарском народном инструменте кеманча готовилось произведение «Тым-тым» под сопровождение оркестра; 2) из Дагестана был приглашён солист на таре, для того чтобы исполнить с оркестром два крупных сложнейших произведения; 3) Премьера крупного произведения «Увертюры-фантазии» Мерзие Халитовой. Заведующий отстранился от подготовки оркестра к концерту. Концерт был на грани срыва. Тем не менее, 17 апреля 2019 г. концерт состоялся и был посвящён памяти крымскотатарской интеллигенции расстрелянной 17.04.1938 года.

Зал Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра был полон. В программе прозвучали произведения, направленные на воспитание патриотических чувств крымскотатарских студентов. Исполнение оды «Къырым Герай» (Ф. Алиев) с хором и солистами кафедры вокального искусства и дирижирования КИПУ. Репертуар состоит из произведений, созданных профессиональными композиторами, а также народной музыки, художественно обработанной профессиональными музыкантами и композиторами. Оркестр ведет работу над произведениями крымскотатарских композиторов Эльвиры Эмир, Рефата Ибадлаева, Февзи Алиева, Мерзие Халитовой, Джемиля Карикова и обработками Рустема Комурджи, а также над пьесами композиторов других национальных культур.

Оркестр крымскотатарских народных инструментов КИПУ имени Февзи Якубова -полноценный и уникальный в своем роде музыкальный организм, вполне соответствующий духу крымскотатарской народной песенности и наряду с этим способный воплощать содержательные музыкальные образы. Высокая исполнительская культура, тембровая неповторимость, совершенство звука, репертуар из произведений крымскотатарских композиторов и композиторов, представляющих иные музыкальные культуры, в ближайшей перспективе должны стать основополагающими факторами, определяющими самобытность оркестра. Создание на кафедре «Музыкального инструментального-искусства» надлежащих условий для стабильного роста исполнительских показателей Оркестра крымскотатарских народных инструментов КИПУ имени Февзи Якубова, станет залогом его выхода на

международную арену, где коллектив будет олицетворять национальную крымскотатарскую культуру и наряду с этим способность развитию народно-исполнительского искусства.

Вот, к примеру некоторые выдержки из газет и журналов: «Дирижер Рустем Комурджи погрузил в атмосферу восторга весь зрительный зал». «Программы выступлений выявили творческий характер, представили перед любителями музыки как дирижера, тонко знающего и глубоко проникающего в суть музыки».

В 2019 в мае месяце состоялся отчетный концерт оркестра крымскотатарских народных инструментов, в Крымскотатарском академическом музыкально-драматическом театре с новой концертной программой. Студенческий оркестр крымскотатарских народных инструментов насчитывал более сорока исполнителей и имел следующий инструментальный состав: группа сазов (прима, альт, тенор); уд 1,2; сантыр; басы и контрабас (используются украинские басовые и контрабасовые домры, так как форма и внешний вид этих инструментов органично сочетаются с остальными восточными щипковыми инструментами оркестра); кеманчи; скрипки; аккордеоны 1,2; флейта; къавал (блок-флейта); кларнеты 1,2; труба; ударные инструменты.

Эффективность деятельности Р.З. Комурджи в популяризации оркестра крымскотатарских народных инструментов, баянно-аккордеонной музыки в творческом сотрудничестве с современными крымскотатарскими композиторами, являются прерасным стимулом для создания новых сочинений.

Жизнь, полная подвижнического труда и служения Музыке, жизнь вдохновенного пропагандиста крымскотатарской музыкальной культуры - жизнь продолжается... Впереди новые концерты, новые аранжировки, записи, сочинения.

Для меня несомненно, что успех Р. Комурджи, талант глубокий, сердечный, истинно крымскотатарский, развивался в русле лучших традиций отечественного и крымскотатарского искусства. Он учился у всего, что его окружало, и это есть его благодарность учителям. Хочется пожелать ему идти всегда своей дорогой, ни в чем не поступаться высокими принципами искусства.

Музыка обретает жизнь только при своем исполнении. Как бы ни была гениальна партитура, она мертва, пока к ней не прикоснулась рука музыканта. От его таланта, трактовки, понимания замысла нередко зависит судьба произведения.

Рустем Комурджи - музыкант со своей индивидуальностью, имеющий свою точку зрения, присущим ему почерком и стилем. У него есть своя тема в искусстве, свое видение ее, свои излюбленные выразительности средства для достижения художественных результатов. Он любит и понимает музыку. Поэтому произведения в его трактовке звучат свежо и необычно. Глядя в его выразительную пластику жеста его руки могут поведать человеческие настроения, радость и печаль души, краски и звуки живой природы.

У Р.З. Комурджи все впереди. Это и есть счастье. И я верю, что на пути к новым вершинам его не покинет, говоря словами А. Блока, «высокий дух искусства».

Литература:

1. Абла А. Студенческий оркестр крымскотатарских народных инструментов // Авдет. 2011. № 19.

2. Алиев Ф. Антология крымской народной музыки. Симферополь: Крымучпедгиз, 2001 599 с.

3. Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие

для муз. Вузов и училищ. М. : Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. 351 с.

4. Келдыш Г. Музыкальный энциклопедический словарь. Советская энциклопедия. М., 1990. 672 с.

5. Комурджи Р. Репертуар студенческого оркестра крымскотатарских народных инструментов.

Учебное пособие. Симферополь: ДИАЙПИ, 2016. 96 с.

6. Мамбетов С. Популяризация произведений крымскотатарских композиторов в концертно-

конкурсной практике студентов КИПУ имени Февзи Якубова // Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры. Вып. 11. 2021 С. 115-126.

7. Refat A. Qinm tatar jirlan. Aqmescit: Qinm devlet neçriati, 1932. 16 с.

8. Osman Bey, Büyük (1816-1885). URL: islamansiklopedisi.org.tr/osman-bey-buyuk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.