DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.103.1.078
ТЕНДЕНЦИИ ЖАНРОВОГО РАЗВИТИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КРЫМСКОТАТАРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ XX ВЕКА
Научная статья
Куртбединова Л.Т.*
Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь, Россия * Корреспондирующий автор (lilya.kurtbedinova[at]mail.ru)
Аннотация
В статье обоснованы основные факторы, которые оказали существенное влияние на становление творческих личностей композиторов Крыма в XX веке. В музыкальном языке А. Рефатова, Я. Шерфединова, А. Каври, И. Бахшиш, Э. Налбандов нашли отражение органическое сочетание народной основы с классическими музыкальными системами и находками собственного творчества. Актуальность статьи обусловлена тем, что произведения крымскотатарских композиторов, опирающиеся на фольклор, изучены еще не в полной мере. Творческое наследие актуально для современной крымскотатарской культуры, что объясняется частым обращением к нему современных исполнителей и слушателей.
Цель статьи - анализ и систематизация музыкального творчества с позиций жанрового развития, преломления национального и инонационального, выявления мировоззренческих основ, нашедших выражение в соответствующих жанровых направлениях. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: изучить музыкальное наследие композиторов; выявить факторы, оказавшие существенное влияние на становление их творческих методов.
Ключевые слова: крымскотатарский фольклор, национальный стиль, жанр, театр, народные инструменты, академическая музыка.
GENRE DEVELOPMENTS IN THE WORKS OF CRIMEAN TATAR COMPOSERS OF THE 20TH CENTURY
Research article
Kurtberdinova L.T.*
Fevza Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol, Russia
* Corresponding author (lilya.kurtbedinova[at]mail.ru)
Abstract
This article substantiates the main factors that had a significant impact on the formation of creative personalities of composers in the 20th century Crimea. The study found a reflection of an organic combination of folk music with classical musical systems and elements of personal creativity in the musical language of A. Refatov, Ya. Sherfedinova, A. Kavri, I. Bakhshish, E. Nalbandov. The relevance of the article can be attributed to the fact that the works of the Crimean Tatar composers based on folklore have not yet been fully studied. Creative heritage is relevant for today's Crimean Tatar culture, which can be explained by the frequent inquiry by modern performers and listeners.
The purpose of the article is to analyze and systematize musical creativity from the standpoint of genre development, refraction of national and foreign, to identify ideological foundations that have been expressed in the corresponding genres. To achieve this purpose, the research sets the following objectives: to study the musical heritage of composers; to identify the factors that have had a significant impact on the formation of their creative methods.
Keywords: Crimean Tatar folklore, national style, genre, theater, folk instruments, academic music.
Профессиональное творчество крымскотатарских композиторов, ведущее свою историю с 20-х годов XX столетия, является неотъемлемой частью культуры народа. Первыми профессиональными крымскотатарскими композиторами являются Асан Рефатов, Ягъя Шерфединов. Творческое развитие крымскотатарского сценического искусства в начале XX века также способствует формированию композиторского творчества. Так, в начале 20х годов XX века с театральными коллективами сотрудничают молодые начинающие композиторы Асан Рефатов, Ягъя Шерфединов, Абибулла Каври, Ильяс Бахшиш, Эдем Налбантов. Асан Рефатов пишет музыку к различным спектаклям, а также в 1923 году создает оперу. Композиторам А. Каври и И. Бахшишу пренадлежит музыкальное оформление спектакля «Алтын Бешик». В их творчестве яркое отражение получают фольклорные темы. Как отмечает Г. Головинский: «свойства элементов фольклора... позволяют им служить неисчерпаемым интонационным резервуаром для профессиональной музыки...» [1, С.48].
Сегодня имя А. Рефатова стоит в ряду значительных имен национального искусства, где по праву ему отводят роль основоположника крымскотатарской профессиональной музыки. Педагог, композитор, фольклорист, ученый-теоретик за свои 35 лет (1902-1937) проделал огромную работу. Сфера его деятельности многогранно и охватывает большое количество произведений различных жанров. А. Рефатов был первым композитором, получившим музыкальное образование в Баку. Он, автор первой национальной оперы «Чора Батыр», повествующей о народном герое, впервые ввел многоголосие в хоровую партитуру произведения, опирающегося на фольклорные источники.
Работу в жанре музыкальной драмы Асан Рефатов продолжал в течение всей своей жизни. В Крыму он пишет музыку на эпические сюжеты - «Арзы Къыз», «Таир и Зоре», «Лейля и Меджнун». В Азербайджане Рефатов работает в Бакинском рабочем театре и государственном драматическом театре имени Азизбекова, пишет музыку к спектаклям «Демирджи Гъяве» («Кузнец Гъяве»), «Чечеклернен арзулар» («Мечты цветов»), «Шахнаме» и др., а также ко многим спектаклям театра юных зрителей (ТЮЗ).
Значительное место в его творчестве занимают вокальные сочинения - «Бахар» («Весна») на слова Орзубады, «Памук» («Хлопок») на слова М. Сеидзаде и произведения для симфонического оркестра, среди которых - «Рагс»
(«Танец») в трех частях (1934-35), «Крымская сюита» (1936), сюита «Шуштер». Музыка его отличалась мелодичностью и ясностью музыкального языка, была близка и понятна исполнителям и слушателям.
Среди популярных его произведений «Восточная сюита» для оркестра. В этом произведении с большим мастерством и «чуткостью воплощены живописный колорит крымскотатарского народного праздника» [5, С. 42-47]. Сочетая академические и народные инструменты (сазы и струнно-смычковые инструменты), Асан Рефатов ярко воплощает национальный стиль произведения. Композитор уделяет значительное внимание ударным инструментам, которые метко отражают ритмику народной музыки. Мастерски использованные полифонические приемы письма, способствуют красочному звучанию партитуры. Композитор М. Халитова подчеркивает: «интересная по замыслу, отличная по воплощению, привлекающая своей колористической яркостью и интересными оркестровыми красками, эта музыка открывала для других композиторов возможность расширения жанровых рамок в оркестровой музыке» [5, С. 42-47].
Его музыкальная драма «Той девам эте» («Свадьба продолжается») была записана в 1935 году на грампластинку, а песня Айше «Ешиль япрак арасында» из этой драмы до сих пор поражает сердца многих слушателей. А. Рефатов разрабатывал в своем творчестве и крымскотатарскую, и азербайджанскую народную музыку. Своей многогранной деятельностью и творчеством композитор внес большой вклад в формирование крымскотатарской профессиональной музыки. Участвуя в этнографической экспедиции 1925 года, он зафиксировал более 300 крымскотатарских народных песен и инструментальных мелодий, также он является автором более 50 разножанровых произведений.
Большой вклад в развитие музыкальной культуры крымских татар внес композитор Ягъя Шерфединов, в творчестве которого мы находим многообразное претворение народных мелодий. Композитор М. Халитова пишет: «Для него фольклор, его богатство, уникальность и самобытность явились основой строительства национальной музыки» [4, С. 178-185].
Он написал произведения различных жанров, в том числе кантату «Янгиер», «Крымскукю сюиту» для симфонического оркестра, музыкальные драмы и комедии, множество песен. Как отмечает Л. Лебединский, «всей своей деятельностью Ягъя Шерфединов убедительно представляет в советской фольклористике тот яркий период ее развития, который проходил под знаком господства собирания народного творчества» [6, С. 224]. Ему присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Крымской АССР (1940) и Заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР (1972).
Его «Крымская сюита» для симфонического оркестра представляет безусловный интерес как одно из значительных симфонических произведений в крымскотатарской профессиональной музыке. В этом произведении композитор опирается на традиции русской и советской классики. В то же время ладоинтонационная и метроритмическая сторона отражают характерные черты крымскотатарской народной музыки. Музыкально-образная сфера сюиты навеяна легкой танцевальностью и песенностью. Как знаток национального фольклора Я. Шерфединов с особым мастерством выявляет богатые возможности народной музыки. Субдоминантовая направленность отклонений и модуляций способствует раскрытию национального тематизма. В основу композиции положены разнообразные фольклорные жанры, в частности, в четвертой части использована популярная танцевальная мелодия «Тым-тым». В разработке народных мелодий композитор широко применяет вариантный метод развития.
Популярным вокальным сочинением композитора является «Бешик йыры» («Колыбельная»), на слова С. Эреджеповой. Произведение отличается мягким лиризмом, поэтичностью. Закругленные мягкие интонации, динамика развития музыкального образа приближают произведение Я. Шерфединова к жанру романса. «Колыбельная» отличается простотой выразительных средств, ясностью прозрачностью фактуры, сочетанием полифонизированных и гармонических элементов. Ее ладотональная основа с главным значением ля эолийского, включает элементы дорийского, гармонического ладов, тонко отражая ладопеременные свойства крымскотатарской народной музыки.
«Колыбельная» построена в куплетной форме, в которой структура куплета имеет простую двухчастную форму (10+8), включающую инструментальное вступление (такты 1-4) и заключение.
Рис. 1 - «Бешик йыры» («Колыбельная»)
Форма этого простого и лаконичного произведения насыщена динамикой развития, что создает выразительный эмоциональный тон музыкального изложения. Кульминационная зона подчеркнута насыщенным аккордовым изложением (такты 11-12). Уплотненная последовательность септаккордами в их свободной необычной последовательности (УП7-П7#, d7-II65) отражает самобытность композиторского мышления Я. Шерфединова. В преобладающих минорных гармонических красках фортепианного сопровождения выразительны мажорные вкрапления гармоний III, VI, VII ступеней, которые преобладают в завершающем разделе (такты 14-15) произведения. В тонко найденных гармонических средствах выразительности проявляется талант мастера.
30-е годы XX века явились периодом подъема в развитии профессионального музыкального искусства, в котором определяющее место заняли жанры симфонической музыки. К этому жанру обращались О. Амзаев, А. Каври, И. Бахшиш. Жанр сюиты, часто с программным замыслом, явился преобладающим в этот период. Среди подобного ряда сочинений выделяется семичастная сюита Абибуллы Каври из музыкальной драмы «Алтын Бешик».
Композитор Абибулла Каври родился в поселке Симеиз Ялтинской области Крыма. А. Каври с детства любил музыку и самостоятельно выучился играть на шештере, скрипке и фортепиано. Шештер - («шесть струн», «шестиструнник») - это 6-струнная разновидность лютни танбур. В 1925 году он окончил Ялтинский педагогический техникум, а затем обучался в Симферопольском музыкальном техникуме. Заметив музыкальное дарование А. Каври, преподаватели техникума советуют продолжить учебу в консерватории, но его обучение в Московской консерватории прерывает Великая Отечественная Война. Творческое наследие А. Каври не велико. Однако немногочисленные оригинальные сочинения композитора вносят заметный вклад в крымскотатарскую культуру. Его творчество включает обработки народных песен, оригинальные вокальные сочинения в песенном жанре, двухчастный цикл «Вариации для скрипки и фортепиано», сюиту из музыкальной драмы «Алтын Бешик». Среди вокальных сочинений можно выделить обработку для четырехголосного хора народной песни «Порт-Артур» (если имеется в виду официальное название старинного города в Китае - Порт-Артур).
Сюита «Алтын Бешик» интересна тем, что автор вводит в состав оркестра ряд народных инструментов: кавал -пастушеская свирель, щипковый струнный инструмент - саз и три ударных инструмента: даре - бубен, на одной стороне которого натянута мембрана из бараньей, козьей кожи, давул - турецкий барабан и думбелек - парные литавры в виде скрепленных между собой горшочков.
В партитуре талантливо претворены тембровые сочетания народных инструментов, например, кавала и флейты; сазов, скрипок и альтов; иногда сазы используются в функции ударных инструментов. В динамике развития тематического материала композитор часто использует тембровые сопоставления, а национальный характер подчеркивается переменностью фригийского, дорийского, эолийского ладов и звукорядов с IV повышенной ступенью. Семь частей сюиты имеют программные названия: «Увертюра», «Песнь невольников», «Танец девушек № 1», «Танец невольников», «Танец девушек № 2», «Турецкий марш», «Колыбельная».
Другим талантливым произведением А. Каври являются Вариации для скрипки и фортепиано, в которых автор использует подлинную крымскотатарскую народную песню «Багъчаларда кестане» («В садах каштаны»). Национальный стиль произведения талантливо раскрыт в тесном ансамблевом взаимодействии партий скрипки и фортепиано. Это произведение стоит первым из созданных крымскотатарскими композиторами в данном жанре. Произведения А. Каври остаются актуальными и для наших дней, продолжая звучать на концертах и фестивалях. Известный дуэт из Крыма - пианистка М. Кадырова и скрипач Н. Амедов на своих гастролях в Берлине, Ростоке, Кельне исполняли лирические «Вариации для скрипки и фортепиано» А. Каври.
В становлении и развитии профессионального композиторского творчества в Крыму значительна роль композитора Ильяса Бахшиша (1912-2000). К 30-м годам XX столетия относится начало его композиторской деятельности. В этот период он создает музыку к спектаклям крымскотатарского государственного театра - «Арзы къыз» («совместно с Я. Шерфединовым), «Алтын бешик» (совместно с Абибуллой Каври), «Бахчисарай чешмеси» («Бахчисарайский фонтан»), также создает музыку к спектаклям русского театра - «Жрица огня», «Свадьба Кречинского». В 1956 году он участвует в организации крымскоттатарского ансамбля «Хайтарма».
Разнообразное в жанровом отношении творчество И. Бахшиша включает целый ряд симфонических произведений. К этому жанру принадлежат его «Пять вариаций на крымскотатарские народные мелодии», «Татарская рапсодия», увертюра на две татарские темы, две сюиты из цикла «Ватан тюркусу» («Песня о Родине») и др. В этих масштабных концертных произведениях автор предстает перед нами мастером композиции и аранжировки. Его партитуры оркестровых сочинений выделяются красочностью тембровых сопоставлений, изысканностью гармонического языка, колоритных полифункциональных сочетаний, широким применением полифонических приемов.
Ладовая переменность, фригийские кадансы, интонационные ходы с опеваниями, узорчатость и синкопированность ритмической основы мелодий отражают ярко национальный характер. Его в произведениях И. Бахшиша дополняют выразительная распетость интонации с последовательным вариационным развитием, красочность плагальных оборотов в сочетании с отклонениями в побочные тональности.
Другим определяющим его творческий почерк жанром является песня. Многие из них приобрели в народе широкую популярность: «Кель Рустемим» («Приди, Рустем»), «Зера, Зера», «Свадебный вальс», «Булутлар» («Облака») и др. Ильяс Бахшиш не только талантливый композитор и дирижер, но и автор поэтических опусов, поэтому его вокальные сочинения отличаются чутким проникновением в поэтический текст, психологической тонкостью музыкального языка, в них ярко просматривается «Литературно-музыкальное единство» [3, С. 334]. В вокальной лирике оттенки поэтических образов переданы в утонченных изгибах и импровизационном складе мелодических линий в совокупности с особой выразительностью гармонической ткани.
Очень характерной для стиля композитора является песня «Булутлар» («Облака») на слова Бекира Чобан-Заде. Поэтический текст передает тоску и печаль героя по матери и его обращении к облакам. В этом сочинении органически сливаются интонации современной песни с элементами крымскотатарской народной музыки. Восточный колорит выявлен в орнаментальном мелодическом движении, обилии синкопированности, ладовой переменности при едином
центре ё (d дорийский, эолийский, фригийский), а также характерных кадансах со второй низкой ступенью. Эмоциональная атмосфера поэтического текста раскрывается меткими вокальными интонациями и самобытным гармоническим языком. Плавная текучесть мелодии отражает картину плывущих облаков, к которым обращается герой. Для мелодической линии характерна речевая выразительность, репрезентирующая душевное состояние героя.
Рис. 2 - «Булутлар» («Облака»)
Черты индивидуальной выразительности просматриваются в гармоническом колорите, выраженном в широком применении аккордов VI ступени (VT2, VI, Vt6), в полифункциональных сочетаниях (такты 3, 7), в красочных отклонениях. Простота изложения в совокупности с просветленным колоритом дорийского лада отражает особый эмоциональный тон произведения.
В период становления в творчестве крымскотататрских композиторов академических жанров профессиональной музыки большое внимание уделяется развитию хорового искусства. Асан Рефатов вводит в своих произведениях хоровое многоголосие в культуру крымскотатарского народа. Ему принадлежат хоровые обработки народных песен «Гидер Исен», «Хналы пармак», «Шомпол», сюита «Бахчисарай чешмеси» для солистов, хора и оркестра на слова О. Акчокраклы, в которой талантливое взаимодействие поэтического текста и музыки, насыщенной народными песенно-танцевальными мелодиями, составляют удачную драматургию произведения. Это проявляется в ярких образах, выполненных, действительно, в народном духе.
Этот жанр актуален и для творчества. Ягъи Шерфединова, Ильяса Бахшиша. Так, в 1930 году Я. Шерфединовым была создана хоровая сюита «Юзук оюн йыллары» («Песня для танца с обручальным кольцом»), а в последующие годы кантата «Янгиер» на слова Ф. Акима. В поле зрения И. Бахшиша также остается хоровая музыка. Им созданы хоровые обработки народных песен «Шесть крымскотатарских песен», «Крымская кантата» на слова Максуда Сулеймана.
Следует отметить, что хоровые произведения занимают определенное место в творчестве композитора, фольклориста, хормейстера и педагога Эдема Налбандова, вступившего на творческий путь в 50-е годы XX века. В своих хоровых сочинениях Э. Налбандов находит новые композиционно-драматургические, структурные, интонационно-мелодические приемы для отражения ярко национальной семантики своих произведений. Самобытную
страницу творчества композитора составляют хоровые сочинения без сопровождения (а саре11а), в которых он подчас использует народные песенные мелодии, обогащая их колорит хоровым многоголосием.
Обратим внимание на хоровую обработку лирической народной песни «Танъ йылдызы» («Утренняя звезда»). Сохранив характерное ладовое строение песни (фригийский, дорийский с 111#), композитор дает свое прочтение этому лирическому образу, применив приемы контрастной и имитационной полифонии, а также темповые, фактурные и динамические контрасты. Создавая талантливую композицию «Танъ йылдызы» для хора а саре11а, композитор дает новую жизнь народной песне, что подтверждает неиссякаемые ресурсы фольклора. Пример 3
Рис. 3 - «Танъ йылдызы» («Утренняя звезда»)
В своей оригинальной композиции «Зияфет йыры ве хайтарма» для хора а саре11а Э. Налбандов передает народные образцы в характере стилизации. В этой монументальной композиции, включающей 116 тактов, семантика торжественности раскрыта полифоническими приемами, а также интересными стилистическими находками. Отдельные из них, например, имитация голосами хора звучания ударного инструмента - бубна даре - сродни фольклору. Пение говорком, хроматическое скольжение, органные пункты индивидуализируют звучание фактуры и хоровые тембры. Произведения Э. Налбандова показывают стремление композитора по-новому осмыслить национальные традиции. Пример 4
Рис. 4 - «Зияфет йыры ве хайтарма» для хора а саре11а
«Таким образом, мы можем констатировать постоянное взаимодействие и плодотворный синтез народно-национального и профессионального в композиторском мышлении» [2, С. 81-100]. Для творчества первого поколения крымскотатарских композиторов актуальными явились жанры массовой песни, романса, музыкальной драмы, концертных симфонических произведений (сюиты, рапсодии), аранжировки и обработки народных произведений, хоровые сочинения. Жанры симфонии инструментального концерта не входили в круг интересов. Крымскотатарские композиторы советского периода в ярких национальных красках отражали дух своего времени и мировоззрение своей эпохи. Произведения этих композиторов отличает демократичность музыкального языка и глубокие национальные корни. В их творчестве крымскотатарская музыка предстает в обновленных ладофункциональных связей аккордов, органическом сочетании национальных приемов остинатности, вариационности с академическими средствами выразительности.
Крымскотатарская музыка отвечает запросам современности, является востребованной в звучащем пространстве рубежа веков и, органично вбирая в себя достижения музыкального искусства предшествующих эпох и различных национальных школ, выделяется самобытностью и обладает потенциалом для дальнейшего развития.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Головинский Г. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX-XX веков: Очерки / Г. Головинский. -М.: Музыка, 1981. - 279 с.
2. Горюхина Н. А. Методика анализа национального стиля / Горюхина Н. А. // Очерки по вопросам музыкального стиля и формы. - Киев: Музична Украиина, 1987. - С. 81-100.
3. Конен В. История зарубежной музыки. Вып. 3 / В. Конен. - М., 1976. - С.334, 534с.
4. Халитова М. Слово о композиторе / М. Халитова // Музыкально-исполнительское мастерство: Теория. Практика. Методика: Монография. - Симферополь, 2017. - С. 178-185.
5. Халитова М. Особенности оркестрового стиля в произведениях крымскотатарских композиторов первой половины XX века / М. Халитова // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2019. - №3. - С. 42-47.
6. Шерфединов Я. Звучит хайтарма / Я. Шерфединов. - Ташкент: Издательство литературы Гафура Гуляма, 1978. -232 с.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Golovinsky G. Kompozitor i fol'klor: Iz opyta masterov XIX-XX vekov: Ocherki [Composer and folklore: from the experience of masters of the xix-xx centuries: essays] / G. Golovinsky. - m.: music, 1981 - - 279 p. [in Russian]
2. Gorukhina N. A. Metodika analiza nacional'nogo stilja [Methodology analysis of national identity] / Gorukhina N. A.// Ocherki po voprosam muzykal'nogo stilja i formy [Essays on issues of musical style and form. - kiev: muzichna ukraiina, 1987. - p. 81-100 [in Russian]
3. Konen V. Istorija zarubezhnojj muzyki. [History of foreign music. issue 3] / V. Konen. - m., 1976. - p. 334 [in Russian]
4. Khalitova M. Slovo o kompozitore [a Word about the composer] / M. Khalitova // Muzykal'no-ispolnitel'skoe masterstvo: Teorija. Praktika. Metodika: Monografija [Musical-performing skills: theory. Practice. methodology: A monograph]. -Simferopol, 2017. - p. 178-185 [in Russian]
5. Khalitova M. Osobennosti orkestrovogo stilja v proizvedenijakh krymskotatarskikh kompozitorov pervojj poloviny XX veka [Features of the orchestral style in the works of Crimean Tatar composers of the first half of the XX century] / M. Khalitova // Juzhno-Rossijjskijj muzykal'nyjj al'manakh [South-Russian Musical Almanac]. - 2019. - No. 3. - pp. 42-47 [in Russian]
6. Sherfedinov Ya. Zvuchit khajjtarma [The Sound of Haytarma] / Ya. Sherfedinov. - tashkent: Publishing house Gafura Guljama, 1978. - 232 p. [in Russian]