Научная статья на тему 'Сохранение и развитие русского языка в политическом контексте: проблемы и перспективы'

Сохранение и развитие русского языка в политическом контексте: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
язык / языковая политика / идентичность / духовно-нравственные ценности / безопасность / language / language policy / identity / spiritual and moral values / security

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Возжеников Анатолий Васильевич, Васильев Игорь Владимирович

Рукопись основана на анализе материалов СМИ и посвящена проблеме сохранения чистоты русского языка во взаимосвязи с сохранением идентичности и воспитанием патриотизма. Авторы выявляют связывают формирование и развитие языка как фактора консолидации многонационального населения страны с культурными и политическими процессами, образовательной и культурной политикой, а также процессами обеспечения внутренней и внешней безопасности. Авторы обращают внимание на низкую эффективность механизмов реализации государственной языковой политики, формулируют предложения по сохранению и развитию русского языка как фактора. В исследовании применены методы включенного и невключенного наблюдения, метод анализа документов, контент-анализ. Публикация представляет интерес для культурологов, политологов и всех неравнодушных к русскому языку, истории и культуре читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Возжеников Анатолий Васильевич, Васильев Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preservation and Development of Russian Language: challenges and prospects for development

The paper is based on an analysis of media and is devoted to the problem of preserving the purity of the Russian language in connection with the preservation of identity and the cultivation of patriotism. The authors identify the connection between the formation and development of language as a factor in the consolidation of the country’s multinational population with cultural and political processes, educational and cultural policies, as well as processes of ensuring internal and external security. The authors draw attention to the low efficiency of mechanisms and tools for implementing state language policy, and formulate proposals for the preservation and development of the Russian language as a factor. The used methods include participant and non-participant observation, document analysis and content analysis. The publication is of interest to cultural, political scientists and to all readers involved into Russian language, history and culture.

Текст научной работы на тему «Сохранение и развитие русского языка в политическом контексте: проблемы и перспективы»

■ ■ ■ Сохранение и развитие русского языка в политическом контексте: проблемы и перспективы

Возжеников А.В., Васильев И.В.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.

Аннотация. Рукопись основана на анализе материалов СМИ и посвящена проблеме сохранения чистоты русского языка во взаимосвязи с сохранением идентичности и воспитанием патриотизма. Авторы выявляют связывают формирование и развитие языка как фактора консолидации многонационального населения страны с культурными и политическими процессами, образовательной и культурной политикой, а также процессами обеспечения внутренней и внешней безопасности. Авторы обращают внимание на низкую эффективность механизмов реализации государственной языковой политики, формулируют предложения по сохранению и развитию русского языка как фактора. В исследовании применены методы включенного и невключенного наблюдения, метод анализа документов, контент-анализ. Публикация представляет интерес для культурологов, политологов и всех неравнодушных к русскому языку, истории и культуре читателей.

Ключевые слова: язык, языковая политика, идентичность, духовно-нравственные ценности, безопасность

Для цитирования: Возжеников А.В., Васильев И.В. Сохранение и развитие русского языка в политическом контексте: проблемы и перспективы // Коммуникология. 2024. Том 12. № 1. C. 79-91. DOI 10.21453/2311-3065-2024-12-1-79-91.

Сведения об авторах: Возжеников Анатолий Васильевич - доктор политических наук, профессор кафедры культурологии и социальной коммуникации РАНХиГС. Адрес: 119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, 82. E-mail: av.vozhenikov@yandex.ru. Васильев Игорь Владимирович - доктор политических наук, военнослужащий. E-mail: vasigo@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию: 14.11.2023. Принята к печати: 02.03.2024.

Введение. Проблема сохранения и развития русского языка, русской речи не нова. Она имела место в эпоху петровских реформ и на протяжении длительного периода ее имперского развития, когда в русский быт и государственную риторику стали активно внедряться иностранные слова, а изучение иностранных языков стало атрибутом образования и критерием образованности. Воздействие на язык носило внутренний характер. Новизна нынешней ситуации заключается в том, что воздействие на русский язык как культурный фундамент страны стало носить как внутренний, так и внешний характер.

Creative Commons BY

79

Факторы воздействия на русский язык: внешние угрозы

В текущем геополитическом контексте проблема сохранения и развития русского языка и его распространения в мире приобретает новые очертания и особую остроту. Это связано не только с широким спектром внешних угроз для российской культуры в целом, но и с внутренними опасностями, связанными с функционированием русского языка за рубежом как важнейшего компонента русской культуры. Внешние угрозы русскому языку заметно обострились с распадом Советского Союза, во многих бывших советских республиках русский язык стал испытывать открытую дискриминацию. Особому притеснению он подвергается в странах Восточной Европы, Украине и Прибалтийских государствах при активном содействии местных властей. Примеров этому множество.

Так, в новой редакции, принятой в сентябре 2017 года, украинский закон «Об образовании»1 запрещает использование в образовательной системе страны русского языка и любых других, помимо украинского. С 1 сентября 2020 года школы, в которых преподавался русский язык, прекратили свое существование. Попытки введения многоязычия в Украине согласно закону от 25 апреля 2019 года «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного»2 рассматриваются как действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя. С 16 июля 2022 года нарушения языкового закона караются штрафами3, с началом специальной военной операции дискриминационная политика в отношении русского языка вылилась в его полный запрет.

В Прибалтийских государствах запрещено обращаться на русском языке во властные структуры, ограничена возможность получения образования на русском языке. В Латвии и Эстонии русский язык максимально вытеснен из сферы повседневного общения. В качестве инструмента вытеснения русского языка выступают государственные учреждения, призванные выявлять случаи употребления иностранного языка, нарушители наказываются вплоть до лишения гражданства и выдворения из страны. По латвийскому сценарию дискриминации русского языка движутся Литва, Эстония и Молдова.

В докладах Министерства иностранных дел «О нарушениях прав российских граждан и соотечественников в зарубежных странах» отмечаются факты русофобии за рубежом - данные предоставлены по 37 странам4. Русофобия стала про-

1 Закон Украины от 5 сентября 2017 года № 2145-УШ «Об образовании» // Законодательство стран СНГ [эл. ресурс]: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx7rgrM01022 (дата обращения: 23.08.2023).

2 Закон Украины от 25 апреля 2019 года №2704-УШ Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного // Законодательство стран СНГ [эл. ресурс]: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=116391 (дата обращения: 23.08.2023).

3 Там же.

4 Факты дискриминации русского языка в мире // ТАСС, 6.06.2022 [эл. ресурс]: https://tass.ru/info/14835923 (дата обращения: 23.08.2023).

являться во всех сферах общественной жизни, особенно - в культурно-языковой. Зафиксированы отказ в оказании образовательных, медицинских, банковских услуг Идет отстранение россиян от участия в спортивных соревнованиях, культурных мероприятиях. На самом высоком уровне звучат призывы исключить из всемирного наследия русский язык, русскую музыку и русскую литературу. Не учитываются объективная реальность: рост численности русскоговорящих, интерес граждан многих государств к русскому языку и русской культуре. По данным Россотрудничества1, в мире численность владеющих русским языком как родным составляет около 166,2 млн человек. Всего на русском языке в мире говорят более 200 млн граждан различных стран2. В государствах Прибалтики, США, Канаде, Украине растет недовольство властей отстаиванием русскоязычными общинами исторической правды о событиях Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, а также работой по популяризации русского языка и распространению знаний о России, ее политике и культуре.

Президент России В.В. Путин обращает внимание на усиление русофобии и отрицательного отношения к русскому языку во многих западноевропейских странах. «Войну русскому языку объявляют не только пещерные русофобы.. ,»3, -президент с сожалением констатирует, что в отдельных странах русскому языку объявлена настоящая война, которая становится вполне официальной государственной политикой. Русскоязычное пространство в мире всеми силами пытаются сократить недружественные нам страны, и ситуация на Украине - яркое тому подтверждение4. Внутренние и внешние факторы генерируют опасности и угрозы в духовно-нравственной сфере, влияют на состояние национальной безопасности Российской Федерации, разъединяя граждан, девальвируя гражданственность.

Внутренние факторы деградации русского языка

Проблема деградации русского языка многократно поднималась и в материалах СМИ, и в работах ученых (историков, лингвистов, политиков) [см., например: Тишков; Орешкина; Глущенко и др., БИагкоу et а1.]. В частности, В.В. Жириновский отмечал, что «защита русского языка - вопрос выживания самой России. именно через искажение русского языка путем внедрения множества. заимствова-

1 О нарушениях прав российских граждан и соотечественников в зарубежных странах // МИД России, 14.06.2022 [эл. ресурс]: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/ humanitaгian_coopeгation/1815559/?TSPD_101_R0=08765fb817ab20008cfaa911a0bcab96 1aa138afbf820c016981e0bde52f9c58d926a4ecd6576fb20896fbd61c143000cac4b7fdc8e3 9bbc037875fd5fd0001786dffc9fb0af027158e8fc6848499ed7535e567f566592425504721aa 9755d0f (дата обращения: 23.08.2023).

2 Факты дискриминации русского языка в мире // ТАСС, 6.06.2022 [эл. ресурс]: https://tass.ru/info/14835923 (дата обращения: 23.08.2023).

3 Путин заявил об оголтелой русофобии на Западе // РИА Новости, 16.05.2022 [эл. ресурс]: ria.ru/20220516/rusofobiya-1788811919.html (дата обращения: 23.08.2023).

4 Там же.

ний идет покорение умов молодых граждан России...»1. Отечественный исследователь культурных традиций русского народа, профессор В.В. Дзюбан замечает: «средства массовой информации в большинстве своем уродуют духовную сокровищницу - русский язык» [Дзюбан: 123]. Внутренние причины эрозии русского языка многие ученые связывают с политикой в области образования, снижением общей культуры граждан, политической модернизацией и трансформацией общества, снижением приоритетности духовно-нравственных ценностей в массовом сознании россиян [Стригина; Палий].

Очередная волна разрушения русского языка началась в 90-е годы ХХ столетия в связи с отменой советской системы образования. По мнению многих, введение единого государственного экзамена также не способствовало развитию изучения русского языка. Упало качество преподавания. Распространение англицизмов и сленга, в том числе в интернет-пространстве, также привели к вытеснению и упрощению русского литературного языка. Деградация языка стала заметна на бытовом и образовательном уровнях.

Проблема русской речи, русского языка становится особенно актуальной среди молодежи. Она более восприимчива к моде замены русских слов различными иностранными сочетаниями, непривычными для старших поколений, которые остаются неравнодушными к своему культурному историческому наследию и предпринимают усилия по сохранению чистоты русской речи. Эти усилия реализуются, как правило, на семейно-бытовом уровне, при общении с молодежью.

В целом процесс деградации русского языка проявляется в следующих трендах:

1) повышение концентрации в русской обыденной речи иностранных неологизмов и жаргонизмов;

2) засорение языка нецензурной лексикой, употребляемой на бытовом уровне;

3) упрощение русского языка на фоне внедрения в повседневный обиход информационных систем и технологий.

Первый тренд, связанный со значительным повышением концентрации в обыденной речи иностранных неологизмов и жаргонизмов - подтверждается неутешительной статистикой: за последние два десятка лет в русский язык вошло более 10 тысяч заимствованных из западных культур слов. По оценке доктора исторических наук, профессора В.В. Дзюбана, такое заимствование является самой крупной и динамичной модификацией языка в мире [Дзюбан]. Причин этому не мало. Русский язык становится все популярнее в мире. По числу говорящих на нем она занимает пятое место в мире, а по числу владеющих им - третье место, уступая лишь китайскому и английскому. Школы русского языка есть в 140 странах мира. Во многих коммерческих компаниях русский язык является «рабочим» языком [Дзюбан: 123].

1 Как должно быть устроено национальное государство // РБК, 14.03.2018 [эл. ресурс]: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/03/15/5aa8d3029a7947dab9ddd266 (дата обращения: 23.08.2023).

Вполне объяснимо, когда новые слова в русском языке появляются в силу профессиональной и технико-технологической необходимости. Например, специалисты 1Т не могут обходиться без английских слов, так как найти перевод некоторых из них затруднительно, а иногда и вовсе невозможно. Образование неологизмов в русском языке в условиях цифровых технологий, внедрения искусственного интеллекта во все сферы жизни современного общества - неизбежный процесс. И он будет продолжаться. Такой процесс можно считать неизбежным и объективным развитием русского языка.

Другая ситуация складывается, когда в нашу речь из иностранных языков проникают и укореняются слова, заменяющие простые и привычные нам вещи: розыгрыш - пранк, хитрость - лайфхак, приемная - ресепшен, вызов - челлендж, и др. В этом нет необходимости, но англицизмы повсеместно проникают в нашу жизнь, генерируя новую масскультуру, разрушая то, что складывалось в языковой практике веками.

Второй тренд - многообразие нецензурной лексики - имеет, по мнению авторов, четыре причины:

1) объективно свойственная возрастной психологии повышенная эмоциональная неустойчивость молодых людей;

2) научно необоснованные попытки снятия психологического напряжения;

3) снижение болевого шока через эмоциональные проявления;

4) демонстрация возрастной зрелости, превосходства и силы над сверстниками через пренебрежение к литературному языку, нормам общественной морали и нравственности в силу недостаточности образования и воспитания.

По включенным наблюдениям авторов, употребление ненормативной лексики в бытовом разговоре происходит рефлекторно и является не средством общения, а защитной реакцией на события или действия во внешнем окружении и отражает слабость характера, неуверенность в себе, желание самоутвердиться при недостающих качествах, знаниях и умениях, общей, политической и правовой культуры. От этого страдает язык, происходит его видоизменение в процессе стремления отдельных личностей самоутвердиться. В силу своей необразованности и социальной неразвитости молодые люди, сами того не осознавая, представляют угрозу национальной культуре.

Третий тренд, связанный с упрощением и засорением русского языка, является наиболее опасным. Он проявляется в упрощении орфографии русского языка; отмене устоявшихся правил письма; примитивизме общения из-за постоянной спешки и перманентной нехваткой времени для полноценного очного общения; в употреблении сленга и слов-паразитов, засоряющих русский язык в процессе интернет-общения и общения на бытовом уровне.

Ниже авторы попытались собрать наиболее распространенные в современной русской речи сленги и слова-паразиты. Развитие данного тренда ведет к снижению грамотности и речевой культуры населения, обедняет словарный запас россиян, активизирует проникновение в язык сленга и слов-паразитов,

ведет к массовому упадку интереса людей к чтению и культурному совершенствованию. Примечательно, что большинство примеров современного сленга также связана с англицизмами: вайб, задонатить, изи, краш, кринж, криповый, лейм, пруф, рофл, флексить, и другие заимствования1.

Слова «паразиты», сленг, нелитературная лексика стали «кармой» в СМИ. Их можно ежедневно видеть и слышать на популярных телевизионных программах культурно-развлекательного и информационно-пропагандистского характера.

Механизмы реализации государственной языковой политики

Нельзя не заметить усилий государства и общества по сохранению и развитию русского языка как фундамента национальной идентичности и национальной безопасности. Работает на постоянной основе Совет по русскому языку при Правительстве РФ, в 2023 году создана специальная комиссия по регламентированию издательской деятельности в сфере нормативной литературы по русскому языку, принята новая редакция Федерального закона о русском языке2, работает Национальная программа поддержки и развития чтения3. Периодически в стране и в дружественных государствах объявляются «Год русского языка», «Год русской литературы», «Год русской культуры». Не уменьшается число государственных и негосударственных субъектов, ведущих работу по пропаганде, сохранению и развитию русского языка. Большой вклад в эту работу вносят сегодня такие негосударственные организации, как фонд «Русский мир», РОПРЯЛ (Российское общество преподавателей русского языка и литературы), МАПРЯЛ (Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы), «Российская газета», телерадиокомпания «МИР». Они выступают активными популяризаторами проектов в области защиты русского языка в России и мире. Большой вклад в работу по популяризации русского языка вносят страны, входящие в Содружество Независимых Государств.

Вместе с тем, отечественные открытые социологические исследования показывают, что не всегда деятельность субъектов популяризации русского языка эффективна и целенаправленна, учитывает сложившиеся внешние и внутренние факторы. Это замечание прежде всего относится к современным СМИ. Так,

1 Сленг подростков для их родителей-бумеров: учимся понимать своих детей // МТС Медиа, 15.02.2024 [эл. ресурс]: https://media.mts.ru/technologies/197036-sleng-tinejdzherov/ (дата обращения: 18.02.2024).

2 Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. 28.02.2023 N 52-ФЗ) // Консультант+ [эл. ресурс]: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53749/ (дата обращения: 23.08.2023).

3 Национальная программа поддержки и развития чтения // Консультант+ [эл. ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256442/ (дата обращения: 23.08.2023).

на телеканале «Культура» из 53 передач только три посвящены русскому языку и литературе, что составляет 5,7% от общего количества передач (см. таблицу 2). Ситуация по существу не меняется на протяжении многих лет [Васильев, Кузнецов].

Таблица 2. Тематические передачи на федеральном телеканале «Культура»1 / Thematic programs on federal TV channel "Culture"

Тематика передач Количество

1 Наука 1

2 Музыка 14

3 Театр 4

4 Балет 1

5 История 3

6 Кино 7

7 Музеи 4

8 Деятели культуры и искусства 6

9 Промыслы 3

10 Полиглот 7

11 Русский язык и литература 3

Всего 53

Казалось бы, СМИ должны выступать активным проводником идеи о ценности русского языка, о том, что русский язык надо знать и беречь, не допускать его оскудения, засорения, варваризации и жаргонизации. В защите языковой сферы от угроз и опасностей старые и новые СМИ могут и должны сделать многое. Вместе с тем, читая современный медиаконтент вызывает по меньшей мере когнитивное напряжение, так как насыщен, помимо ошибок, такими словами как уберизация, исторический бэкграунд, хайтек, итендер, трейдинг, дауншифтер, актор, этатизм, и другие.

Не всегда на высоте в вопросе сохранения и развития русского зыка находятся государственные и негосударственные вузы - англицизмы засоряют названия кафедр, специальностей, преподаваемых дисциплин.

В современных условиях нарастания угроз национальной безопасности в культурной и духовно-нравственной сферах задействование в полной мере государственных и негосударственных механизмов и инструментов защиты русского языка в публичной сфере особенно актуально. В этой связи неоценимо правовое регулирование языковой политики в стране.

Федеральный закон от 28 февраля 2023 года № 52-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной языковой политике Российской

1 Источник: Популяризация и сохранение русского языка и литературы // NSPortal, 01.03.2016 [эл. ресурс]: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/03/01/populyarizatsiya-i-sohranenie-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 12.02.2024).

Федерации»1 стал вынужденной мерой государства по сохранению и защите русского языка.

В новой редакции закона указывается, что на органы государственной власти возлагается обязанность защиты и поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации (ст.1, ч.2). Также важно требование закона о соблюдении норм современного русского литературного языка. Под нормами современного русского литературного языка понимаются правила использования языковых средств, зафиксированные в нормативных словарях, справочниках и грамматиках (ст.1, ч.3). Важно положение ст. 1, ч.6 о недопущении употребления слов и выражений, не соответствующих нормам современного литературного языка, за исключением иностранных слов, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях.

В целом же новая редакция закона призвана стимулировать чиновников и граждан соблюдать нормы литературного русского языка в публичной сфере и минимизировать использование иностранных заимствований. Этим актом поддержка русского языка выводится на государственный уровень. Однако остаются вопросы, какими механизмами будет осуществляться контроль за речью чиновников и использованием государственного языка в публичном поле, а также кто и как будет наказывать за нарушения закона.

По мнению разработчиков, закон должен стимулировать чиновников и граждан соблюдать нормы литературного русского языка в публичной сфере и защитить русский язык от чрезмерных заимствований. Однако, закон не предлагает мер по наказанию тех, кто виновен в нарушениях норм литературного русского языка в публичной сфере.

Велика роль и других механизмов кадрового, воспитательного, информационного. Особое место принадлежит воспитательным и образовательным механизмам. Через них закладывается не только отношение к русскому языку как к элементу национальной идентичности и культуры. Русский язык выступает сегодня системообразующим фактором в деятельности государства и общества в комплексной деятельности по обеспечению безопасности и подготовке граждан к отстаиванию национальных ценностей и интересов России.

Проведенный авторский анализ СМИ, личные наблюдения обнаруживают три проблемных точки в отношении к русскому языку:

1) несоответствия деятельности по сохранению и развитию русского культурного языка, захватившей сознание многих людей приверженности к ценностям западного мира;

1 Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 28.02.2023 N 52-ФЗ // Консультант+ [эл. ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_440549/ (дата обращения: 23.08.2023).

2) несоответствия научно-методических и педагогических основ преподавания русского языка современным требованиям развития духовно-нравственных ценностей;

3) несоответствия имеющихся потенциальных возможностей русского языка и литературы, их востребованности в практике современного обучения и воспитания в образовательных учреждениях.

Разрешение проблем видится в активизации деятельности государства и общества по использованию хорошо зарекомендовавшего себя исторического опыта, активизации административных, правовых, политических, научно-методических и кадровых механизмов борьбы за сохранение и чистоту русского языка.

Исторический опыт свидетельствует, что важнейшим средством сплочения общества является сохранение чистоты и значения русского языка в государственной и общественной жизни. Чувство уважения к родному языку, осмысление языка как важнейшей национальной ценности - становятся неотъемлемыми компонентами государственной политики. Любовь к родному языку - одно из проявлений патриотизма. К.Д. Ушинский писал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог - родное слово» [Ушинский: 149].

В целях совершенствования патриотического воспитания населения принимаются государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России». В образовательных стандартах появилось требование воспитания учащихся в д ухе любви к Родине, воспитание чувства патриотизма определено как ведущая воспитательная цель стандарта общего образования по русскому языку и литературе [Александров].

В Указе Президента России «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 года1 русский язык наряду с другими ценностями подлежит всемерной поддержке и защите как фактор национальной безопасности Российской Федерации. В разделе «Цели и задачи государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей» одной из задач государства и общества выдвигается: «.защита и поддержка русского языка как языка государствообразующего народа, обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка (в том числе недопущение использова-

1Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Консультант+ [эл. ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_430906/ (дата обращения: 12.02.2024).

ния нецензурной лексики), противодействие излишнему использованию иностранной лексики»1.

Выводы. Для реализации современной государственной политики по сохранению русского литературного языка должны быть задействованы все инструменты - правовые, организационные, научные, аналитические, информационные и дипломатические. Необходимо развитие механизмов сетевого взаимодействия организаций, защищающих русский язык, совершенствование образовательных технологий и методик обучения русскому языку в образовательных учреждениях; актуализация справочников, программ и словарей по русскому языку. Нуждается в активизации и актуализации научно-исследовательская работа вузов педагогического профиля по изучению языковой культуры различных социальных групп общества, выработка мер по развитию стремления у граждан овладевать литературным русским языком, приобщаться к богатствам национальной культуры. Также в ближайшей перспективе актуально реализовать комплекс мер по популяризации российских периодических изданий за рубежом; проведение в зарубежных странах мероприятий просветительского, образовательного и пропагандистского характера, создание интернет-школ русского языка, внедрение игровых программ с русским образовательным содержанием, проведение международных форумов по популяризации русского языка.

Учитывая, что в языке сохраняется культура русского народа, его память, история, опыт и традиции. Сохранение родного языка приобретает значение важнейшего национального приоритета. Авторы предлагают пять основных направлений государственной политики по сохранению и развитию русского языка:

1) усиление информационной активности государственных и общественных организаций по пропаганде культуры речи, русского языка, русской литературы, духовно-нравственных ценностей среди подрастающих поколений россиян;

2) повышение требований к профессиональным и морально-нравственным качествам государственных служащих; приведение в соответствие требованиям современных вызовов, опасностей и угроз программ подготовки педагогических кадров в вузах; усиление воспитательного компонента в системе подготовки педагогических кадров;

3) поднятие роли СМИ в пропаганде русского литературного языка, духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации; усиление воспитательной работы в системе подготовки журналистских кадров;

4) своевременное корректирование учебных программ подготовки педагогических кадров в связи с информационно-технологическим прогрессом, изменениями во внешней и внутренней среде безопасности Российской Федерации;

1 Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Консультант+ [эл. ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_430906/ (дата обращения: 12.02.2024).

5) укрепление информационно-пропагандистского сотрудничества России с дружественными странами на всех континентах; активное распространение российских культурных ценностей в государствах БРИКС; открытие русскоязычных школ в государствах Центральной Азии и Южного Кавказа как центров пропаганды русского языка и русской культуры среди молодежи Содружества Независимых Государств1.

Источники

Александров В.Н. (2012) Развитие системы патриотических ценностей учащихся старших классов при изучении русского языка и литературы: автореферат дис. канд. пед. наук. Челябинск.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Арефьев А.Л. (2012). Русский язык на рубеже XX-XXI веков. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга.

Васильев И.В., Кузнецов А.Н. (2021). Историческая память как фактор патриотического воспитания граждан // Власть. Том 29. № 3. С. 142-148.

Возжеников А.В., Цибаков Д.Л. (2022). Становление системы коллективной безопасности ОДКБ в условиях многополюсного мира // Вопросы политологии. № 5 (81). С. 1525-1533.

Глущенко О.А., Гришанин Н.В., Кириллина Н.В. (2021). Экология коммуникации: факторы токсичности в медийных текстах // Коммуникология. 2021. Том 9. № 4. C. 160-178. DOI 10.21453/2311-3065-2021-9-4-160-178.

Дзюбан В.В. (2017). Традиции, культура и промыслы казачества России: методологические и научно-практические аспекты исследования. Москва.

Иова М.П., Дзюбан В.В. (2018). Сохранение и защита русского языка // Вестник института мировых цивилизаций. Т.9. № 4(21). C. 95-98.

Орешкина М.В. (2016). Русский язык - государственный язык Российской Федерации // Язык и общество: Социолингвистическая энциклопедия. М.: Азбуковник. С. 388-411.

Палий О.В. (2016). Проблемы сохранения национального русского языка как важнейшего объекта культурного наследия // Novainfo. № 50. C. 182-185.

Стригина Д.А. (2022). Проблемы сохранения чистоты русского языка: сборник трудов конференции (Чебоксары, 28 января 2022 г). Чебоксары: ИД «Среда».

Тишков В.А. (2019). Тезис о родном языке // Смерть языка смерть народа? Языковые ситуации и языковые поава в России и сопрелельных госуларствах / Под ред. Е.И. Филипповой и С.В. Соколовского. М.: Горячая линия - Телеком.

Ушинский К.Д. (1974). Избранные педагогические сочинения, в 2 т. М.: Педагогика. Т. 1. С. 145-159.

Sharkov F.I., Silkin V.V., Abramova I.E., Kirillina N.V. (2018). Viloation of Information Ecology in Media Space. RUDN Journal of Sociology. Vol. 18. No. 4. P. 765-775.

1 Дискриминация русских на постсоветском пространстве // Википедия [эл. ресурс]: ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 12.02.2024).

■ ■ ■ Preservation and Development of Russian Language: challenges and prospects for development

Vozzhenikov A.V., Vasiliev I.V.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), Moscow, Russia.

Abstract. The paper is based on an analysis of media and is devoted to the problem of preserving the purity of the Russian language in connection with the preservation of identity and the cultivation of patriotism. The authors identify the connection between the formation and development of language as a factor in the consolidation of the country's multinational population with cultural and political processes, educational and cultural policies, as well as processes of ensuring internal and external security. The authors draw attention to the low efficiency of mechanisms and tools for implementing state language policy, and formulate proposals for the preservation and development of the Russian language as a factor. The used methods include participant and non-participant observation, document analysis and content analysis. The publication is of interest to cultural, political scientists and to all readers involved into Russian language, history and culture.

Keywords: language, language policy, identity, spiritual and moral values, security

For citation: Vozzhenikov A.V., Vasiliev I.V. (2024). Preservation and development of Russian language: challenges and prospects for development. Communicology (Russia). Vol. 12. No. 1. P. 79-91. DOI 10.21453/2311-3065-2024-12-1-79-91.

Inf. about the authors: Vozzhenikov Anatoly Vasilievich - DSc (Polit.), professor at the Department of Cultural Studies and Social Communication, RANEPA. Address: 119571, Russia, Moscow, Vernadsky av., 82. E-mail: av.vozhenikov@yandex.ru. Vasiliev Igor Vladimirovich - DSc (Polit.), military servant. E-mail: vasigo@yandex.ru.

Received: 14.11.2023. Accepted: 02.03.2024.

References

Alexandrov V.N. (2012) Development of a system of patriotic values for high school students when studying the Russian language and literature: diss. thesis. Chelyabinsk (in Rus.).

Arefiev A.L. (2012). Russian language at the turn of the XX-XXI centuries. M.: Center for Social Forecasting and Marketing (in Rus.).

Dzyuban V.V. (2017). Traditions, culture and crafts of the Cossacks of Russia: methodological, scientific and practical aspects of the study. Moscow (in Rus.).

Glushchenko O.A., Grishanin N.V., Kirillina N.V. (2021). Ecology of Communication: the toxicity factors in media. Communicology. Vol. 9. No. 4.P. 160-178. DOI: 10.21453/2311-3065-2021-9-4160-178 (in Rus.).

Iova M.P., Dzyuban V.V. (2018). Preservation and protection of the Russian language. Bulletin of the Institute of World Civilizations. Vol. 9. No. 4 (21). P. 95-98 (in Rus.).

Oreshkina M.V. (2016). Russian language is the state language of the Russian Federation. In: Language and Society: Sociolinguistic Encyclopedia. M.: Azbukovnik. P. 388-411 (in Rus.).

Paliy O.V. (2016). Problems of preserving the national Russian language as the most important object of cultural heritage. Novainfo. No. 50. P. 182-185 (in Rus.).

Sharkov F.I., Silkin V.V., Abramova I.E., Kirillina N.V. (2018). Viloation of Information Ecology in Media Space. RUDN Journal of Sociology. Vol. 18. No. 4. P. 765-775.

Strigina D.A. (2022). Problems of preserving the purity of the Russian language: collection of conference proceedings (Cheboksary, January 28, 2022). Cheboksary: Publishing House Sreda (in Rus.).

Tishkov V.A. (2019). Thesis about the native language. In: The death of the language is the death of the people? Language situations and linguistic understandings in Russia and neighboring states, ed. E.I. Filippova and S.V. Sokolovsky. M.: Hotline - Telecom (in Rus.).

Ushinsky K.D. (1974). Selected pedagogical works, in 2 volumes. M.: Pedagogy. Vol. 1. P. 145-159 (in Rus.).

Vasiliev I.V., Kuznetsov A.N. (2021). Historical memory as a factor in the patriotic education of citizens. Vlast. Vol. 29. No. 3. P. 142-148 (in Rus.).

Vozzhenikov A.V., Tsibakov D.L. (2022). Formation of the CSTO collective security system in a multipolar world. Questions of political science. No. 5 (81). P. 1525-1533 (in Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.