Научная статья на тему 'Сохранение и популяризация нематериального культурного наследия музейными средствами: конкурс на лучшую шопку в Кракове'

Сохранение и популяризация нематериального культурного наследия музейными средствами: конкурс на лучшую шопку в Кракове Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
629
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ШОПКА / РЕКОНСТРУКЦИЯ / МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ / INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE / SHOPKA / RECONSTRUCTION / MUSEUM COMMUNICATION / TRADITIONAL FORMS OF CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гнутикова Светлана Сергеевна

В статье затрагиваются вопросы сохранения нематериального культурного наследия через реконструкцию традиционных форм представлений, которые не находят применения в современной практике и могут быть утеряны. В качестве примера рассматривается конкурс на лучшую шопку, ежегодно проводимый в Кракове. Отмечается важность участия в этом процессе музейных специалистов, обеспечивающих научную поддержку мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preservation and promotion of intangible cultural heritage by museum means: Competition for the best shopka in Krakow:

This article considers the problems of preservation intangible cultural heritage through the reconstruction of traditional forms of representation that are not claimed in today's practice and may be lost. The competition for the best shopka in Krakow is examined as an example. It is important when museum professionals take part in this process, providing scientific support to the event.

Текст научной работы на тему «Сохранение и популяризация нематериального культурного наследия музейными средствами: конкурс на лучшую шопку в Кракове»

УДК 069:351.853(438)

С. С. Гнутикова

СОХРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МУЗЕЙНЫМИ СРЕДСТВАМИ: КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ ШОПКУ В КРАКОВЕ

Процесс трансляции культурного наследия относится к основополагающим явлениям общественной жизни. В качестве базового ориентира выступают актуальные сегодня пласты ушедших эпох. Именно они формируют характер поведения личности. «Собственно осознанность нашего отношения к прошлому, ответ на вопрос, что делает культурные объекты устойчивыми во времени и пространстве, а культурное событие генетическим началом определенного культурного процесса, и является основой наследования. Требуется в значительной степени социальная реабилитация и самого наследия, признание реальности его влияния и смыслообразующей функции в условиях современной жизни, осознание глубинной связи и влияния прошлого на сегодняшнюю жизнь, чтобы наследие стало “живым”»1, -отмечает Э. А. Шулепова.

Являясь фундаментальной основой культуры, наследие «обладает информационным потенциалом, необходимым для развития и передачи будущим поколениям»2, и с этой точки зрения оно является важным фактором успешного существования общества. Для самоидентификации и выражения творческой позиции человека важны актуализация прошедших эпох в его современной жизни. И в этом плане наука должна помочь индивиду осознать свое место в истории, выстроить диалог с другими культурами во времени и пространстве, что будет способствовать развитию общества в целом. Только активно используя историко-культурный потенциал наследия, опираясь на позитивную для сегодняшнего дня информацию и опыт можно создать будущую часть национального богатства.

Современная театральная практика и исследования в области сценической культуры свидетельствуют о пренебрежении к опыту предшествующих поколений в данной сфере. Это выражается, в лучшем случае, в виде повторения приемов предыдущих театральных форм или их отторжения, в худшем случае отмечается полное неведение истории театрального жанра. Результатом является то, что «довольно часто «открывают» художественные

1 Шулепова Э. А. Наследование как реальный процесс сохранения прошлого в культуре // Культурное многообразие: от прошлого к будущему. СПб., 2008. С. 190.

2 Мастеница Е. Н. Культурное наследие и музей. Проблемы взаимодетерминации // Научно-исследовательская работа в музее. М., 2006. С. 15.

приемы, задолго до наших дней открытые и усвоенные традиционным театром»3. Многие сценические представления не находят применения в современной практике и могут быть утеряны безвозвратно. В деле сохранения культурного разнообразия и создания актуальных концепций и форм важную роль играет реконструкция исторических театральных моделей.

ЮНЕСКО активно занимается вопросами сохранения, исследования, популяризации и возрождения различных аспектов наследия. К основным формам нематериального культурного наследия ЮНЕСКО относит устные традиции, исполнительские искусства, обряды, ритуалы, празднества, знания и обычаи, связанные с традиционными ремеслами. Традиционные формы культуры, передаваемые из поколения в поколение, участвуют в самоидентификации человека в современном обществе. В Конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятой в 2003 г., указывается на важность традиционных форм культуры и отмечается «тесная взаимосвязь между нематериальным культурным наследием и материальным культурным и природным наследием <...> важное значение нематериального культурного наследия в качестве горнила культурного разнообразия и гарантии устойчивого развития»4.

В последние годы наряду с документированием форм культурного самовыражения отмечается необходимость поддержания культурных практик в современном обществе. Наблюдается смещение акцентов с понимания культуры как традиции, нуждающейся в защите, к осмыслению культуры как динамически развивающейся системы. По признанию ЮНЕСКО нематериальное культурное наследие находится в постоянном развитии, ибо «нет фольклора без народа»5. Как отмечают ученые: «Среди всех видов наследия, без сомнения, именно его нематериальная часть может наиболее активно способствовать устойчивому развитию, поскольку нематериальное наследие существеннейшим образом зависит от участия в нем людей <.> Нематериальное культурное наследие является не просто одной из составляющих устойчивого развития, это его двигатель и топливо»6.

Польская шопка (аналог русского и украинского вертепа) - объект нематериального культурного наследия, являющийся не мертвым пережитком, а практикой, которая устанавливает связь с прошлым и постоянно обновляется нынешним поколением. Церковный обычай выставлять в канун Рождества в костелах Вифлеемскую конюшню с фигурками библейских персонажей существует в Польше с начала XIII в. Сюжет рождественской композиции весьма традиционный, однако, открывает широкий простор для фантазии. Каждый костел выработал свой собственный стиль, основываясь на классических сценах. Шопка (в переводе с польского - ясли) - это вид традиционного кукольного представления на тему

3 Соломоник И. Н. Человек на сцене традиционного и нового театра кукол // Международный симпозиум историков и теоретиков театра кукол. М., 1984. С. 54.

4 Международная конвенция по охране нематериального культурного наследия. Париж, 2003.

5 Alivizatou M. Contextualising Intangible Cultural Heritage in Heritage Studies and Museology // International Journal of Intangible Heritage. 2008. Vol. 3. P. 47.

6 Туржеон Л, Дивье М. Нематериальное культурное наследие и восстановление Жакмеля и Гаити // Музей. 2011. № 9. С. 126.

Рождества Христова. Для спектакля выстраивается специальная конструкция, которая также называется шопкой. Это, как правило, двухэтажное сооружение, имитирующее католический костел с башнями. Нижняя часть шопки является сценой для кукольного представления, вверху размещаются бутафорские статичные фигуры второстепенных персонажей. Спектакли отличаются высокой степенью импровизации, что объясняется структурой текстов шопки, построенных на последовательном чередовании сцен и персонажей. Таким образом, в любой момент герой или целый эпизод могут быть изъяты и заменены другими. В сюжеты обязательно включаются и легко узнаваемые персонажи из обыденной жизни поляков: горожане, трубочист, уличные музыканты, цветочницы с рынка и т. д.

Польские исследователи не пришли к единому мнению относительно времени и характера происхождения шопки. Большинство из них (И. Франко, Р. Райнфусс) относят время ее зарождения к концу XVII - началу XVIII вв., когда в сюжет традиционных рождественских яслей, устанавливавшихся в костелах, стали включаться светские сценки и вводиться элементы кукловождения. Как отмечал И. Франко «до XVII века нигде и никогда не смешивали спектакли с церковной драмой»7. Отныне шопка - это симбиоз элементов кукольной комедии и духовной драмы на тему Рождества Христова. Это смешение привело к тому, что «церковные власти запретили эти кукольные спектакли как несоответствующие святости храма»8.

Вторая группа исследователей (К. Войчицкий9, Ч. Хернас10, Х. Юрковский11) отмечает более раннее происхождение шопки и доказывает ее существование в XV-XVI вв., основываясь на источниках указанного периода. По данной версии именно получившие распространение вне храмов кукольные представления оказывали постепенное влияние на неподвижные ясли, выставляемые в костелах. Взаимообогащение кукольного представления и религиозной драмы привело к тому, что «рождественская кукольная мистерия постепенно перерождалась в народный театр, в котором все элементы должны были служить развлечению зрителей <...> в шопке наиболее ярко проявились светские и сатирические элементы,

нежели в другой рождественской кукольной мистерии, но при этом шопка вполне сохрани-

12

ла и главные свойства этого вида» .

Изгнанная из костелов шопка переселилась в частные дома, несколько позже появились и переносные шопки. С наступлением святок на улицах польских городов появлялись небольшие группы людей, перетаскивающие из дома в дом ящик, более похожий на шкаф средней величины. С помощью этого ящика и простейших кукол они давали рожде-

7 ФранкоI. До ютори украшського вертепа XVIII в. Lwow, 1906. С. 14.

8 Reinfuss R. Szopki krakowskie. Krakow, 1958. P. 36.

9 WojcickiK.W. Teatr starozytny w Polsce. Warszawa, 1841.

10 Graszewicz M., Kolbuszewski J., Hernas C. Kultura, literatura, folklor. Warszawa, 1988; Hernas C. U zródel folk-lorystyki polskiej. Warszawa, 1965.

11 Jurkowski H. Dzieje teatru lalek. Od antyku do romantyzmu. Warzawa, 1970.

12 Ibid. P. 82-84.

ственские представления на библейские мотивы. Шопка окончательно превратилась в традиционное городское представление.

Осмысление предыдущего опыта через анализ памятников культуры может дать плодотворные результаты в построении современных концепций. Как пишет Э. А. Шулепова: «Необходимо актуализировать и превращать в позитивную традицию разные пласты наследия и в особенности те его части, которые составляют многовековой фонд отечественной культуры, в том числе вошедшие в музейные собрания»13.

Коллекция шопок Исторического музея города Кракова - крупнейшее в мире собрание подобного типа - стала основой для ревитализации и дальнейшего развития традиции рождественских представлений. Во многих музеях представлены миллионы предметов, документирующих нематериальное культурное наследие. Но они показаны в статике, а главные аспекты объекта нематериального культурного наследия заключаются в действии, и в этом направлении музеи должны играть важную роль. Миссия Исторического музея города Кракова заключается в исследовании, комплектовании, сохранении и публикации предметов искусства шопки, которые отражают традиционную культуру и жизнь Польши. В этих целях музей выявляет предметы в среде бытования, фиксирует на материальных носителях всю информацию по ним, включает в фонды подлинные музейные предметы, документирующие объекты нематериального наследия, затем актуализирует их.

Актуализация происходит путем организации экспозиционно-выставочной деятельности, проведения мероприятий по передаче навыков, знаний о шопке (мастер-классы, конференции, публикации) и реконструкции объектов (спектакли, театрализованные праздники, конкурсы). Важную роль в «оживлении» экспозиции играет совместная деятельность музея и театра: проводятся театрализованные и костюмированные экскурсии, включающие элементы традиционной культуры (песнопения, обряды, колядки и т.д.), привлекаются самодеятельные коллективы, кукольники-любители для показа спектаклей, мастера шопки проводят мастер-классы по технологии этого традиционного вида искусства. Данный вид работы отличается высокой степенью интерактивности. Музейные реконструкции дают возможность увидеть традиционное шопочное представление на фоне аутентичной деревни и приобщиться к мастерству кукольника, поучаствовать в изготовление декораций и бутафории для спектакля, а потом самому сыграть в нем одну из ролей и т.д. Такие «живые спектакли» способны воскресить исторические события, сделать посетителя непосредственным участником процесса.

Существенную роль в сохранении и обеспечении жизнеспособности нематериального культурного наследия Польши через диалог с нынешним поколением играет ежегодно проводимый в рождественские праздники в Кракове конкурс на лучшую шопку. Конкурс проводится под патронатом Исторического музея города, в который ежегодно поступает шопка-победительница, а затем проводятся выставки, пользующиеся неизменным успехом

13 Шулепова Э. А. Музеефикация памятников как механизм использования культурного наследия в регионе. Авто-реф. дисс. докт. культурологии. М., 1998. С. 6-7.

у жителей и гостей города. Жюри конкурса состоит из этнографов, искусствоведов, художников, сотрудников Исторического и Этнографического музеев под председательством директора Исторического музея.

Руководители Исторического музея отмечают, что в задачи музея входит не только изучение и презентация музейных предметов, но и сохранение культурного наследия страны через возрождение традиций и обычаев Кракова14. На улицах и площадях города в течение всего года музей устраивает фольклорные праздники, конкурсы и соревнования. «Процесс адаптации фольклора в современности в сочетании с реконструкцией бытового пространства может рассматриваться как проявление «качественно новой жизни» (Б. Н. Путилов) традиционной культуры»15.

В конце июня проводятся театрализованные празднества, соединяющие в себе несколько обычаев. Вечером разжигаются костры, вокруг которых молодежь водит хороводы, любительские и профессиональные коллективы показывают фольклорные представления, после чего в воду Вислы бросают венки из цветов и березовых веток. Весной проходят соревнования на звание «лучшего королевского стрелка». Участники одеваются в исторические костюмы польского дворянства. Церемония сопровождается красочным театрализованным представлением. Большой «популярностью пользуется краковский Ляйконик: деревянная лошаденка, на которой задом наперед сидит всадник в татарской одежде. Это зрелище можно встретить на улицах города Кракова во время одного из католических празд-ников»16. Некоторые мужчины одеваются в традиционные костюмы краковян, в то время как другие облачены в восточные одежды. В течение нескольких часов под аккомпанемент народных смычковых и духовых инструментов шествие движется по улицам города по направлению к центру города.

Особое место среди традиций, свято чтимых в Кракове, занимает шопка. В период между Первой и Второй мировыми войнами традиция демонстрации переносных шопок стала постепенно угасать, вытесняясь театром, радио и кино. Большая заслуга в деле сохранения народных традиций краковской шопки принадлежит Иржи Добрыжскому, который в 1937 г. организовал «конкурс на лучшую шопку». На первом смотре наградой послужили кольцо колбасы и шоколадный торт. Конкурс прижился, прервавшись лишь на время Второй мировой войны.

Отличительной особенностью именно краковской шопки является использование элементов городской архитектуры - сочетание атрибутов барокко, готики, византийских мотивов, что передает специфику краковской «грусти». Куратор выставки краковских вертепов Марта Марек отмечает, что «этот тип, вид вертепа получил название «краковский», и легко понять, почему так произошло. В краковских вертепах присутствует визуализация архитектуры города. Часто зритель может даже узнать конкретные памятники

14 См. по адресу: http://www.mhk.pl/wydarzenia cykliczne. (ссылка последний раз проверялась: 08.12.2011)

15 Пушкарев В. Г. Культурный потенциал современного фольклорного театра. Автореф. дисс. канд. культурологии. СПб., 2011. С. 19.

16 Streszczenia artykulow // Od szopki do teatru lalek. Lodz, 1961. P. 140.

архитектуры, которыми гордится наш Краков. Центр города, какие-то башни, Мариацкий костел, замок польских королей - Вавель. Благодаря этому чувствуется дух, атмосфера, настроение Кракова. Я думаю, что человек, который даже не является историком искусства, безошибочно сможет отличить краковский вертеп от какого-то другого. Для этого достаточно хотя бы раз приехать к нам в гости и познакомиться с нашей архитектурой»17.

Краковская шопка является неотъемлемой частью рождественских праздников. Конкурс проводится в первых числах декабря. К шопке, выставляемой на конкурсе, предъявляются два главных требования - присутствие в ней мотивов краковской архитектуры и элементов, символизирующих Рождество Христово.

Сегодняшний день привносит в шопку множество новшеств и в тематике, и в средствах оформления: часто действие переносится в наши дни, отражая все атрибуты современной жизни, или подключаются высокотехнологичные средства, когда все вращается, двигается, ангелы летают, овечки щиплют травку. Смещаются сценографические аспекты. Если в первые годы конкурса предпочтение отдавалось башням церкви Святой Марии в стиле барокко, то в последнее время мастеров вдохновляют Барбакан, ворота Святого Фло-риана, Вавель, городские стены, крыши и чердаки домов. Это свидетельствует о том, что шопка - динамичное, а не «замороженное» во времени явление культуры. Но важно сохранить связь современной шопки с древними традициями, когда люди собирались вместе, переодевались и делали «живой» вертеп, прочно связанный с древней традицией пения колядок: «Верующие собирались возле него и часами могли петь рождественские песни. Поверьте, эта атмосфера радости и веселья могла впечатлить не меньше, а может и больше, чем все современные спецэффекты»18, - отмечает директор Исторического музея города Кракова Михал Незабитовский.

Туристы, приезжающие в Краков, активно включаются в процессы, связанные с нематериальным культурным наследием Польши. Это относится к местной еде, которая разнообразно представлена в ресторанах города, историческим зрелищам и фестивалям, ремесленным ярмаркам и фольклорным представлениям. «Когда посетители включены в такую деятельность, как театральные постановки, художественное или ремесленное производство, их опыт гораздо более интенсивен и воспоминания более четки»19, - отмечают европейские исследователи Р. Паардекупер и К. Пре. Действительно, приобщение к традиционной культуре и осмысление опыта предыдущих поколений может дать плодотворные результаты в построении современных концепций, форм, стилей, выработать стратегию дальнейшего развития.

17 См. по адресу: http://www.polskieradio.pl/zagranica/ш/news/artvkul.aspx?id=123104. (ссылка последний раз проверялась 08.12.2011)

18 Там же.

19 Паардекупер Р., Пре К. Пробуждая прошлое, формируя будущее // Музей. 2011. № 10. С. 60.

Информация о статье

Автор: Гнутикова Светлана Сергеевна - канд. культурологии, главный хранитель изофондов, Россия, Музей театральных кукол Государственного академического центрального театра кукол имени С. В. Образцова, Москва. s_gnutikova@mail.ru

Заглавие: Сохранение и популяризация нематериального культурного наследия музейными средствами: Конкурс на лучшую шопку в Кракове:

Абстракт: В статье затрагиваются вопросы сохранения нематериального культурного наследия через реконструкцию традиционных форм представлений, которые не находят применения в современной практике и могут быть утеряны. В качестве примера рассматривается конкурс на лучшую шопку, ежегодно проводимый в Кракове. Отмечается важность участия в этом процессе музейных специалистов, обеспечивающих научную поддержку мероприятия.

Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, шопка, реконструкция, музейная коммуникация, традиционные формы культуры.

On article

Author: Gnutikova Svetlana Sergeevna - Candidate of Science in Culturology, senior curator, Russia, Museum of theatrical puppets, The State Academic Central puppet theatre named after S. V. Obraztsov, Moscow. s_gnutikova@mail.ru.

Title: Preservation and promotion of intangible cultural heritage by museum means: Competition for the best shopka in Krakow:

Abstract: This article considers the problems of preservation intangible cultural heritage through the reconstruction of traditional forms of representation that are not claimed in today's practice and may be lost. The competition for the best shopka in Krakow is examined as an example. It is important when museum professionals take part in this process, providing scientific support to the event.

Key words: intangible cultural heritage, shopka, reconstruction, museum communication, traditional forms of culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.