Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО КОСТЮМА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОХРАНЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО КОСТЮМА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
67
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / БАКАЛАВРЫ / НАРОДНЫЕ МАСТЕРА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / НАРОДНАЯ ТРАДИЦИЯ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL EDUCATION / FOLK COSTUME / BACHELORS / PEOPLE MASTERS / DECORATIVE AND APPLIED ARTS / CONTINUITY / FOLK TRADITION / FOLK CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тумасян Сусанна Васильевна, Вакуленко Екатерина Гавриловна

В статье описаны проблемы изучения народного костюма в процессе профессиональной подготовки бакалавров с целью сохранения отечественной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION AND STUDY OF THE TECHNIQUE OF MAKING FOLK COSTUME IN THE SYSTEM OF MODERN VOCATIONAL EDUCATION

The article describes the problems of studying folk costume in the process of training bachelors in order to preserve the national culture.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО КОСТЮМА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

3. Афанасьев С.В. Обоснование актуальности разработки субстратно-атрибутивной модели информационной культуры в рамках философии культуры // Вестник Миниского университета. 2020. Т. 8, № 3. С. 10.

4. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

5. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Классика XXI, 2007. - 192 с.

6. Интерпретация // Музыкальный энциклопедический словарь / Глав. ред. Г.В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 214.

7. Корнелюк Т.А. Музыкознание как открытая система: опыт постановки проблемы (на материале отечественной музыкальной науки). Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд иск. - Новосибирск, 2007. - 29 с.

8. Малушко Е.Ю., Лизунков В.Г. Система электронного образования как инструмент повышения конкурентоспособности специалиста в условиях цифровой экономики // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 2. С. 3.

9. Лонг М. За роялем с Дебюсси. - М.: Советский композитор, 1985. - 158 с.

10. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. Учебное пособие. - СПб.: Лань, 2017. - 256 с.

11. Сизова О.А., Окунева П.Э., Прохорова А.Н. Современные тенденции в профессиональной подготовке педагога-музыканта: потенциал информационных технологий // Школа будущего. 2019. № 2. С. 126-135.

12. Чигарева Е.И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика. - URRS, 2000. - 280 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Тумасян Сусанна Васильевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Краснодарского края «Эколого-биологический Центр» (г. Краснодар); доктор педагогических наук, профессор Вакуленко Екатерина Гавриловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

СОХРАНЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО КОСТЮМА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье описаны проблемы изучения народного костюма в процессе профессиональной подготовки бакалавров с целью сохранения отечественной культуры.

Ключевые слова: профессиональное образование, народный костюм, бакалавры, народные мастера, декоративно-прикладное творчество, преемственность, народная традиция, народная культура.

Annotation. The article describes the problems of studying folk costume in the process of training bachelors in order to preserve the national culture.

Keywords: professional education, folk costume, bachelors, people masters, decorative and applied arts, continuity, folk tradition, folk culture.

Введение. Технология изготовления народного костюма в настоящее время недостаточно изучена. На наш взгляд, во многом это связано с тем, что для этого требуется знание не только теоретического материала по истории возникновения и развития народного костюма, (в теории он достаточно изучен), но и практического и технологического опыта, который имеется у народных мастеров - носителей традиции конкретного региона страны и конкретного народа. Такой подход, как показали проводимые нами исследования, позволяет не только освоить наиболее верно технологию изготовления народного костюма, но и сохранить преемственность - главное условие существования традиционной народной культуры.

В учебной дисциплине «Народный костюм» предусмотрены теоретические, практические занятия и самостоятельная работа студентов. В целях и задачах учебной программы предусматривается и практическое изготовление народного костюма на практических занятиях и самостоятельной работе. Однако количество часов практических занятий ограничен небольшим объемом, поэтому нами рассматривается технология лишь основных элементов костюма, а выполнение всего комплекса костюма студентам предлагается в часы самостоятельной работы.

В системе современного профессионального образования студент и педагог на практике сталкиваются с проблемой не разработанности некоторых этих вопросов. В современных условиях сложилось два подхода в раскрытии технологии изготовления народного костюма: научно-теоретический с учетом научной терминологии (что чаще всего сегодня наблюдается) и практический - совместно с народным мастером-носителем народной традиции и с учетом его практического опыта (достаточно редкий) и который нами избран.

Для проведения лекций преподавателю необходимо знание большого количества источников, поэтому нами предлагается список рекомендуемой литературы, который, на наш взгляд, наиболее полно раскрывает содержание лекций, и некоторые вопросы практических занятий и самостоятельной работе студентов по изучению технологического аспекта народного костюма.

Изложение основного материала статьи. Технологию изготовления народного костюма мы изучали, опираясь на опыт народных мастеров. Народный мастер - это прежде всего носитель национальных, региональных школ традиций. Понятие «народный мастер» рассматривалось и дискутировалось многими учеными. О значении народного мастера в сохранении традиции народного искусства говорится в работах В.С. Воронова, С.Б. Рождественской, В.Е. Гусева, М.А. Некрасовой и др.

В процессе обучения технологии народного костюма необходимо знать, что каждый этап работы следует выверять с опытным народным мастером. И сегодня такие народные мастера ещё есть на Кубани - они для нас как первоисточники традиционной народной культуры, с ними необходимо педагогу и студенту налаживать контакты, организовывать к ним поездки как в школу народной традиции.

Выверяя свои действия с народным мастером, приобретая традиционное понимание народного костюма, ученик учится и создает его в деталях, следуя народной традиции преобладает и собственный опыт в рамках этой традиции. Так вырабатывается традиционное мышление и сознание. Так протекает процесс познания традиции, а не только знание о ней, что, к сожалению, в основном и дают теоретические курсы обучения. Теоретические знания о необходимы, но познание, освоение её происходит только через личный, собственный, практический опыт (повтор, вариация, импровизация).

Для создания народного костюма следует изучить образцы, выполненные народными мастерами, которое еще не подвергались влиянию моды и промышленного производства. Такие образцы сегодня удается встретить в частных собраниях коллекционеров, в музеях и у самих народных мастеров.

Понятие школа традиции играет ведущую роль при определении содержания в обучении народному искусству, в том числе и народному костюму, так как традиция, сохраняющаяся в 3-х поколениях у перечисленных нами народных мастеров Кубани и именно в конце XIX - начале ХХ века, относится ко времени сформировавшейся традиционной культуры кубанского казачества, в том числе и женскому казачьему костюму. Это может помочь в сохранении национальных традиций в современных условиях.

Как показали проводимые нами исследования, сегодня очень редко можно найти народных мастеров и некоторых жителей края, которые сохранили в памяти традицию изготовления традиционного мужского и женского костюма кубанского казачества. Но есть их ученики, в том числе и выпускники кафедры народного декоративно-прикладного творчества ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», которые в течение 5-6 лет прошли такой опыт: Малова Яна, Лысенко Татьяна, Гарькуша Анна, Синявская Лариса, Будко Татьяна и др. Так например, вместе с мастером О.П. Гончаровой (пос. Пашковский) нами был воспроизведен женский комплекс костюма кубанской казачки конца XIX - начала XX вв., а также нами продолжаются исследования по воспроизведению мужского традиционного костюма кубанского казачества рассматриваемого периода. Ввиду естественного ухода народных мастеров, изготовление традиционного мужского костюма на территории Кубани в современных условиях затруднено и технологический аспект мужского костюма раскрывается нами лишь частично, так как требуются еще некоторые уточнения.

Женская сорочка являлась нательной и верхней одеждой. В зависимости от кроя выделяют несколько основных типов сорочек, наиболее широко бытовавших на Кубани: туникообразная и с поликами.

Туникообразный крой - это сорочка, выкроена с одного центрального, согнутого вдвое поперек основы (стана) полотна, к которому по бокам пришивались два рукава, согнутых по длине (основе). Ниже рукавов к стану, пришивались бока (половина основы шириной) согнутые по основе. Сверху боков делался надрез для ластовицы. Вверху основы делался вырез горловины и внутренний разрез.

Сорочка с поликами - это покрой с плечевыми вставками (поликами, уставками). Вставки расширяли плечевую часть сорочки и давали возможность сделать более объемной горловину и рукава, которые собирались очень мелкой сборкой. Ширина полика соответствовала целой (если ширина 38-40 см) или половине ширины полотна (при ширине 45-50 см). Объём верхней части сорочки регулировался еще и размером ластовиц. Чем шире был рукав, тем меньше размером была ластовица. На ластовицу шло полотно другого качества (так как, приходя в негодность, ластовица часто заменялась).

Традиционный раскрой сорочек определялся в основном шириной полотна, которая зависела от возможностей ткацкого станка. В зависимости от ширины полотна на основу (стан) могли брать 3-4 полосы ткани. Так, если полотно было шириной 35-38 см, использовали 4 основы (длиной на длину сорочки), а если полотно было шириной 45-50 см - соответственно 3 основы. С середины XX века на производствах выпускали ткани шириной 145-150 см и для пошива сорочки стали использовать 2 полосы ткани шириной по 70-75 см.

Стан сорочки был как цельнокроеный, так и составной. На верхнюю часть брали ткань более тонкую, лучшего домотканого качества или фабричную, а на нижнюю - ткань другого качества, даже немного отличавшуюся по цвету, так как нижняя часть чаще изнашивалась. Полотно для нижней части кроилось в длину, реже - поперек. Длиной сорочки были до косточек, ниже края юбки на 4-5 см, так, чтобы из-под юбки выглядывала только нижняя вышитая часть подола.

Исследовав материалы музеев Краснодарского края и беседуя с мастерами, мы выяснили, что на Кубани встречаются женские сорочки с поликами, а туникообразные сохранились в основном в покрое мужских сорочек.

Наиболее распространенной являлась сорочка с прямыми поликами. Мастера кроили сорочки согласно определенному стандарту, который зависел от размера тканого полотна, и если взять такие сорочки, одеть на разных по комплекции людей, они всегда одинаково красиво сидели на любой фигуре. Раскрой такой сорочки представлен на схеме. Это 3 основы полотна, длина которых является длиной изделия, а ширина 45-50 см; 2 рукава (длина равна 50-55 см, ширина является шириной полотна (45-50 см); 2 полика (размер полика равен 1/4 рукава); 2 ластовицы (размер мог быть от 3 см до 10-12 см); 2 манжета (размер равен окружности кисти плюс на 2-3 см на петлю для пуговицы и горловина (длина равна окружности горловины, а высота в зависимости от орнамента на воротнике.

Когда все детали были раскроены, приступали к оформлению - вышивке. Вышивали разными техниками, это и крест, счетная гладь, мережка, мережка с настилом, реже встречались и другие швы. Предпочтение все-таки отдавали крестику. В вышивке чаще использовали растительный орнамент, но встречался и геометрический. Он мог располагаться на поликах как широкой, так и узкой полосой. Иногда встречались сорочки с вышитыми поликами по периметру: узкий орнамент по бокам по долевой, а широкая полоса орнамента внизу.

В свою очередь и рукава могли быть вышиты полосой орнамента возле шва с поликом, так и полностью зашитыми элементами орнамента, которые были размещены в шахматном порядке. Большое изобилие вышивки на рукавах преобладало в праздничных сорочках. Соответственно на обычной повседневной одежде вышивка могла присутствовать небольшими полосами на полике в верхней части рукава.

Подол сорочки также украшался вышивкой. Мы встречали на изделиях как цветную вышивку крестом, так и оформленную мережкой с настилом.

Манжеты рукавов и воротник могли быть и без вышивки, оформленные только зубцеванием. Отсутствие вышивки уместно было на узких полосках, если же манжеты и воротник были шире 4-5 см, то тогда выполнялась небольшая вышивка.

Вышив все орнаменты на деталях сорочки, можно приступать к сборке. Несмотря на одинаковый крой деталей, сборка поликовых сорочек отличалась. Чаще всего нам встречались два способа сборки сорочки: полики с рукавами пришивали по основе и рукава, пришитые к основе по утку. Мы рассмотрим оба варианта. Первый нами описанный вариант сборки - сборка рукавов по основе.

Сначала сшиваются полики с рукавами. Полик складывают вдвое, рукав тоже. Средние точки соединяем, сложив лицевые стороны вместе, и прокладываем шов.

Далее нужно пришить ластовицу к рукаву одной стороной, потом полик с рукавом и ластовицей к основе (стану) по долевой нитке.

Когда пришили рукав с одной стороны стана, пришивают рукав с другой стороны так, чтобы детали присоединялись на одинаковом расстоянии, и ластовица сложилась вдвое по диагонали, а потом продолжить шов по долевой до конца. Все детали соединяются в одинаковых местах.

Когда сшили два рукава, переходим к сборке рукава внизу для манжета. Манжеты можно было пришивать к собранному рукаву внизу большими складками или к собранному в мелкую сборку. Затем пришивают пуговицы. Делается прорезная петля, которая обшивается, как правило, петельным швом.

Готовое изделие стирают, подкрахмаливают. Гладить сорочку, как и любое другое вышитое изделие, рекомендуется чуть влажной.

Под руководством мастера нами была воспроизведена такая рубаха. Для шитья рубахи понадобится натуральный лен. Сначала кроили полочку. Края предварительно выкроенных деталей рубахи следует обработать, чтобы в процессе вышивания ткань не распускалась. Можно это сделать вручную или на швейной машине. Цвет нитей сочетается с цветом ткани. Перед началом процесса вышивания руки необходимо вымыть с мылом, чтобы не загрязнить рабочую нитку и ткань. Для того, чтобы вышивка не загрязнялась, будущую рубаху нужно держать в специальной салфетке.

На выкроенной полочке отмечаем середину (вдоль полотна наметывается нитками). От центра, отступив 3 см, по обеим сторонам вышивается по схеме рисунока.

После каждой вышивки делается мережка («кисточка»). Переднюю часть рубахи нужно разрезать по намеченному центру почти до конца вышивки.

Остальную, не вышитую часть, можно оставить, сделав складкой, а можно прострочить до самого конца.

Далее следует вырезать планочку, наложить ее на полочку и наживить с обеих сторон на лицо и прострочить. Потом планочку выворачивают и наметывают. Планочки должны быть разные: одна для петелек, через которые проходят кисточки, а другая для пуговиц. Та, что для пуговиц должна быть снаружи, а та, что для петелек, должна быть внутри. Все прострачивается и подворачивается к планочке, в результате получается толстый слон для петель, «пробиваем» петли, а потом планки пришиваем потайным швом. Застегивается рубаха на правую сторону. Если планочки соединить, то их не видно, а рисунок получается однообразный, целый.

Вышитую рубаху необходимо простирать и выгладить с изнаночной стороны, во влажном состоянии. Подшитый вдвое край изделия гладят с лицевой стороны. Загрязненные изделия с цветной вышивкой стирают осторожно в теплой воде (можно в воду добавить уксус, чтобы цветные нитки не полиняли), отжимают и заворачивают на несколько минут в махровое полотенце или простыню. Также после стирки изделие можно подкрахмалить для придания яркости нитям и самой ткани. Готовое изделие гладить начинают с середины, чтобы вещь не вытянулась по краям. После глажения рубаха должна лежать в развернутом виде до тех пор, пока не остынет.

Выводы. Из теоретических, практических занятий и самостоятельной работы студентов, предусмотренных в учебной дисциплине, технология изготовления народного костюма нами рассматривалась лишь практическая работа студентов. Полное освещение теоретического материала лекционного курса не входит в цели и задачи данной статьи.

При изучении технологии изготовления народного костюма необходимы знания истории, этнографии, теории и истории культуры, теории и истории народного искусства, этнопедагогики, народной педагогики и других наук.

В статье дается технология наиболее устойчивых элементов комплекса одежды, бытовавших на Кубани на протяжении конца XVIII - начала XX века - рубаха (сорочка) женская и мужская, (в динамике развития: туникообразная, поликовая) кофта.

В полевых исследованиях нами исследовался опыт не менее 2-3 мастеров, что позволило определять и выверять, что общего в технологии, а что частное, индивидуальное, присущее каждому. Например, частично разнились название частей деталей и их обработка, приемы кроя, но сохраняется общий крой, пропорции, форма, конструкция и др.

Из материалов многих исследователей истории и традиционной культуры Кубани можно сделать вывод, что во второй половине XIX века жизнь и быт кубанских казаков уже стала приобретать самобытные черты, зачастую уже не похожие на родственные ему черты в материальной культуре русских, украинских и горских народов Северного Кавказа. Женский и мужской костюм кубанского казачества приобрел свои характерные отличительные черты, локальные особенности (второй этап).

В преподавании технологии изготовления народного костюма нами изучена народная педагогика и ее методы обучения, так как при неправильном подборе методов обучения возникает опасность разрушения народной традиции в целом. При составлении примерного учебно-тематического плана практических занятий учебной программы нами учитывался опыт народных мастеров и народной педагогики местной традиции, а методы и принципы ученичества стали методологической основой обучения.

Литература:

1. Вакуленко Е.Г. Изучение и сохранение народного искусства Кубани: к юбилею кафедры народного декоративно-прикладного искусства: монография. - Краснодар, 2013. - 200 с.

2. Вакуленко Е.Г. Народные мастера Кубани. - Краснодар: Традиция, 2009. - 144 с.

3. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре XX - XXI век / М.А. Некрасова. -М., 2003. - 254 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.