Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ - РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ'

СОХРАНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ - РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР / ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ФИРМЫ / НОРМАТИВЫ НАКОПЛЕНИЯ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ / В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соболь Татьяна Сергеевна, Морозова Ольга Владимировна

В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования экономики организаций, относящихся к отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами. Учитывая сложность переходного этапа на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, в условиях динамично меняющегося законодательства Российской Федерации, целью исследования стало выявление и описание основных факторов, влияющих на формирование и сохранение экономической привлекательности организации - регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. В процессе исследования использованы общенаучные методы, методы статистического анализа. В ходе исследования был проведен анализ действующего законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, определены основные факторы, влияющие на экономические и финансовые показатели организаций - региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. В результате проведенного исследования предложены мероприятия, которые могут быть использованы для формирования экономической стратегии организаций данной отрасли и принятия управленческих решений руководством в целях сохранения бизнеса и повышения его экономической привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соболь Татьяна Сергеевна, Морозова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ - РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ»

УДК 338.26

Соболь Татьяна Сергеевна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, Московский университет имени С.Ю. Витте, г. Москва, Российская Федерация. Морозова Ольга Владимировна,

начальник отдела по обращению с отходами,

управление экологии и природных ресурсов Липецкой области,

г. Липецк, Российская Федерация.

Sobol Tatyana Sergeevna,

PhD, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Economy of Municipal Economy and Services Industry,

S.U. Vitte Moscow University, Russian Federation.

Moscow, Russian Federation.

Morozova Olga Vladimirovna,

Head of Waste Management Department,

Department of Ecology and Natural Resources of the Lipetsk Region, Lipetsk, Russian Federation.

СОХРАНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ— РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

CONSERVATION OF ECONOMIC ATTRACTIVENESS OFTHE COMPANY— A REGIONAL OPERATOR UNDERTHE CONDITIONS OF REFORMING THE SECTOR OFTHE HANDLING OF SOLID MUNICIPALWASTE

В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования экономики организаций, относящихся к отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами. Учитывая сложность переходного этапа на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, в условиях динамично меняющегося законодательства Российской Федерации, целью исследования стало выявление и описание основных факторов, влияющих на формирование и сохранение экономической привлекательности организации—регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. В процессе исследования использованы общенаучные методы, методы статистического анализа. В ходе исследования был проведен анализ действующего законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, определены основные факторы, влияющие на экономические и финансовые показатели организаций—региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. В результате проведенного исследования предложены мероприятия, которые могут быть использованы для формирования экономической стратегии организаций данной отрасли и принятия управленческих решений руководством в целях сохранения бизнеса и повышения его экономической привлекательности.

Ключевые слова: региональный оператор, обращение с твердыми коммунальными отходами, экономическая привлекательность фирмы, нормативы накопления твердых коммунальных отходов, территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

The article discusses current issues of forming the economies of organizations related to the solid municipal waste management industry. Given the complexity of the transition to a new system of solid municipal waste management, in the context of dynamically changing legislation of the Russian Federation, the aim of the study was to identify and describe the main factors affecting the formation and preservation of the economic attractiveness of the organization.In the research process, general scientific methods and statistical analysis methods were used. In the course of the study, an analysis was made of the current legislation of the Russian Federation in the field of waste management, the main factors affecting the economic and financial indicators of organizations — regional operators for the treatment of municipal solid waste were determined. As a result of the study, measures were proposed that can be used to formulate the economic strategy of organizations in this industry and make management decisions by management in order to preserve the business and increase its economic attractiveness.

Keywords: regional operator, municipal solid waste management, economic attractiveness of the company, standards for accumulating municipal solid waste, territorial scheme of waste management.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время на всей территории Российской Федерации ведется активное реформирование отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами. С 1 января 2019 года, в соответствии с требованиями действующего законодательства, все субъекты Российской Федерации обязаны были перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. В рамках реформы системы обращения с отходами,

187

которую реализует Минприроды России, в обязанности региональных операторов, в составе «Института региональных операторов» входит: «организация сбора, обработки, транспортировки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на определенной территории в соответствии с региональными программами по обращению с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, субъекта Российской Федерации» [1]. Регулирование деятельности «Региональных операторов» осуществляется субъектами Российской Федерации, а статус «Регионального оператора» присваивается по результатам конкурсного отбора, проводимого уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, на срок до 10 лет» [1].

Перед уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации стоит задача спрогнозировать развитие отрасли обращения с отходами и рассчитать необходимую валовую выручку регионального оператора на весь период таким образом, чтобы при минимальной нагрузке на тариф создать комфортные условия для юридического лица, получившего статус регионального оператора [2]. А юридическому лицу, претендующему на получение данного статуса, грамотно рассчитать свои финансовые возможности, оценить экономические риски и предоставить предложение стоимости своих услуг, и, в случае победы в результате конкурсного отбора, сохранить и по возможности повысить экономическую привлекательность организации. Итогом действий этих двух сторон должно стать формирование новой модели эффективной организации отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами в регионе [3, с. 108]. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

В исследовании планируется провести анализ перехода субъектов РФ на новую систему обращения с отходами и формирование экономики отрасли по обращению с твердыми коммунальными отходами, провести анализ факторов, влияющих на экономическую привлекательность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Предложить основные направления (факторы) формирования и сохранения экономической привлекательности организации — регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для создания новой модели эффективной организации отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами в регионе.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В Российской Федерации на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами полностью перешли 65 субъектов РФ, 7 субъектов РФ перешли частично, 12 — не перешли на новую систему, включая города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург, переход по которым отложен на 2022 год. Статус «Региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» присвоен 244 организациям, из них приступили к своим обязанностям — 159 [4].

Статус Регионального оператора присваивается в результате победы в конкурсном отборе, одним из критериев оценки которого является значение приведенной стоимости услуг регионального оператора на весь срок его деятельности. Данная величина впоследствии трансформируется в единый тариф регионального оператора и плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предъявляемую, в том числе, населению.

Максимальное значение приведенной стоимости услуг регионального оператора рассчитывается исполнительным органом субъекта Российской Федерации. В данную стоимость включаются затраты регионального оператора по транспортирование твердых коммунальных отходов из мест их накопления до конечной точки захоронения, включающую в себя утилизацию и обезвреживание отходов, затраты операторов на захоронение, утилизацию и/или обезвреживание отходов на объектах обращения с отходами, инвестиционные затраты на создание новых объектов или модернизацию (реконструкцию) существующих объектов обращения с отходами, приобретение и замену транспортной техники, сбытовые расходы и др. расходы (рис. 1) [5, с. 10].

Формирование экономической привлекательности предприятий — региональных операторов осуществляется, в том числе благодаря финансовой стабильности. Основой формирования необходимой валовой выручки данных предприятий является установленный предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для населения в субъектах РФ во 2 полугодии 2019 года, руб. за 1 куб. м [6, 7].

Интересен опыт субъектов Российской Федерации, которые перешли на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами до 1 января 2019 года и стали «пилотными» регионами. В условиях динамично формирующегося законодательства, органы власти регионов из-за неоднозначного трактования положений нормативно-правовых актов, в целях снижения будущего тарифа регионального оператора, осторожно относятся к его формированию. Часто не включают в выручку часть затрат, опасаясь отмены тарифного решения или применения к ним санкций. Данные действия негативно сказываются на экономическом состоянии регионального оператора, создавая риск банкротства юридического лица, и влекут за собой, в том числе вынужденные финансовые затраты из бюджетов субъектов Российской Федерации.

При расчете приведенной стоимости услуг регионального оператора учитывается величина нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Неверно утвержденные органами исполнительной власти субъектов РФ значения, отрицательно сказываются на экономическом балансе регионального оператора [3, с. 6]. Так, при заниженных значениях, объем оказываемых услуг увеличивается при неизменной сумме выручки; при завышенных значениях—утверждается низкий тариф на услугу регионального оператора при большом объеме оказываемых услуг, что влияет в конечном итоге на экономическую привлекательность организации (табл. 2).

188

транспортирование отходов

захоронение отходов

приобретение контейнеров для накопления отходов и их содержание

уборка мест погрузки отходов

Необходимая валовая выручка регионального оператора

расходы по предоставлению банковской гарантии

обеспечение обязательств по соглашению о б организации деятельности

РЦс. 1. Формирование необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (Составлено авторами)

Таблица 1. Предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для населения в субъектах РФ во 2 полугодии 2019 года *

Субъект РФ Стоимость услуги, руб. за 1 куб. м

Московская область (Рузский кластер) 949,56

Московская область (Алексинский кластер) 893,2

Мурманская область 890,42

Московская область (Каширский кластер) 875,93

Ленинградская о бласть 874,75

Московская область (Сергиево-Посадский региональный оператор кластер) 866,1

Московская область (Чеховский кластер) 796,54

Московская область (Воскресенский кластер) 787,24

Псковская область (зона 1) 778,39

Алтай (зона 3) 766,28

Псковская область (зона 2) 756,4

Тульская область (2) 747,62

ЯНАО 746,9

Московская область (Ногинский кластер) 739,67

Свердловская область (2) 705,66

ХМАО (зона Север) 697,51

Свердловская область (1) 695,23

ХМАО (зона Юг) 692,28

Ставропольскй край (вторая зона) 683,56

Кировская область 674,33

Ставропольскй край (первая зона) 665,59

Оренбургская область 645,08

Ставропольскй край (четвертая зона) 640,01

Ярославская область 637,02

Крым (4) 633,43

Нижегородская область 632,39

Башкортостан (зона 4) 629,2

Башкортостан (зона 4+) 625,64

Тульская область (1) 621,9

Башкортостан (зона 3) 619,8

Ставропольский край (третья зона) 619,11

189

Продолжение таблицы 1

Субъект РФ Стоимость услуги,

руб. за 1 куб.м

Башкортостан (зона 2) 610,38

Тверская область 606,55

Иркутская область (зона 1) 605,62

Ульяновская область (4) 601,36

Самарская область 598,16

Тамбовская область 575,83

Нижегородская область (зона 9) 573,31

Адыгея 569,45

Нижегородская область (зона 7) 563,87

Саратовская область 562,62

Волгоградская область 557,86

Иркутская область (зона 2) 557,76

Липецкая область (Северная зона) 548,66

Марий Эл 535,79

Курская область (1) 532,16

Вологодская о бласть 528,41

Липецкая область (Елецкая зона) 517,39

Калининградская область 5 10,75

Липецкая область (Грязинская зона) 509,89

Алтай (зона 2) 509,57

Ульяновская область (1) 507,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Смоленская область 506,92

Чеченская республика 503,09

Астраханская область (2) 502,48

Кемеровская область (зона Юг) 498,44

Рязанская область 495,88

Липецкая область (Центральная зона) 492,38

Курская область (2) 491,12

Костромская область (зона 2) 488,55

Крым (3) 487,35

Костромская область (зона 1) 487,26

Калужская область 485,62

Воронежская область 475,29

Костромская область (зона 3) 475,28

Свердловская область (3) 474,37

Орловская область 469,42

Ингушетия 458,42

Чувашия 456,82

Челябинская область (2) 451,76

Новосибирская область 446,82

Башкортостан (зона 1) 445,86

Белгородская область 444,53

Ульяновская область (3) 444,02

Челябинская область (3) 440,78

Новгородская область (зона 4) 439,08

Татарстан 439,03

Брянская область 438,97

Ульяновская область (2) 437,8

Алтай (зона 1) 435,43

Ивановская область 430,23

Бурятия (зона 2) 408,6

Бурятия (зона 1) 403,5

190

Продолжение таблицы 1

Субъект РФ Стоимость услуги, руб. за 1 куб.м

Сахалинская область 400,0

Бурятия (зона 3) 387,18

Челябинская область (1) 382,73

Астраханская область (1) 378,35

Севастополь 370,98

Челябинская область (4) 349,38

Кемеровская область (зона Север) 344,95

Челябинская область (5) 325,95

Новгородская область (зона 2) 312,07

Краснодарский край 305,62

Новгородская область (зона 1) 295,93

Новгородская область (зона 3) 273,74

Крым (2) 266,67

Крым (1) 250,0

* [7]

Табтца2. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов в субъектах Российской Федерации, куб.м / год на 1 человека *

Многоквартирные дома Индивидуальные жилые дома

г. Москва 1,45 1,45

г. Санкт-Петербург 2,055 3,96

Алтай 1,43 1,64

Бурятия 1,99 2,27

Ингушетия 2,2 3,0

Башкортостан 1,92 1,95

Татарстан 1,94 2,09

Марий Эл 1,85 — благоустроенные, 1,92 — неблагоустроенные

Крым 2,4 — город, 1,8 — районы

Севастополь 2,5 2,7

Чувашия 2,02 2,02

Ямало-Ненецкий автономный округ 2,41 2,41

* [2]

Значения нормативов накопления твердых коммунальных отходов и тарифов на услугу регионального оператора для населения значительно различаются по регионам РФ. Даже в соседних субъектах с одинаковыми климатическими условиями, территориальным устройством и приблизительно равным уровнем жизни населения данные значения различаются. Это оказывает влияние не только на плату граждан за услугу регионального оператора, но и зачастую, формируется негативное отношение населения к органам власти и региональному оператору. Жители отказываются оплачивать услуги, возникают различные митинги и т.д., что в конечном итоге, может сделать бизнес регионального оператора экономически невыгодным, непривлекательным и привести к банкротству организации. Поэтому в последнее время все чаще на федеральном уровне говорится о создании единого справочника нормативов накопления твердых коммунальных отходов, чтобы устранить проблемный вопрос с определением стоимости вывоза отходов для населения [6, с. 17].

На экономическую стабильность регионального оператора также оказывает влияние и грамотно разработанная территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, региона, в котором организация осуществляется свою деятельность. Зачастую в данном документе, который утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, указанное количество отходов не соответствует утвержденным нормативам их накопления.

Неверно принятые управленческие решения органов власти влекут за собой поиск источников по компенсации части затрат региональных операторов. Только в некоторых регионах более 90% населения компенсируют расходы региональных операторов: в Тверской, Курской, Липецкой, Томской, Ярославской областях, республиках Мордовия и Татарстан, в Севастополе (табл. 3).

В то же время на сохранение экономической привлекательности организации — регионального оператора по обращению с отходами оказывает влияние и проведение собственной стратегии фирмы, в том числе:

191

Таблица3. Собираемость платежей за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в регионах Российской Федерации (по состоянию на апрель 2019 года) *

Регион РФ Собираемость платежей, %

Ульяновская область 30

Алтайский край 25

Красноярский край 25

Новосибирская область 23

Пермский край 20

Республика Кабардино — Балкария 15

Республика Адыгея 14

Республика Дагестан 5

Самарская область 5

* [7]

• увеличение охвата населения услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами;

• увеличение охвата юридических лиц договорами на оказание услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

• участие организаций в программах финансовой поддержки региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, предлагаемых ППК «Российский экологический оператор» (льготный лизинг, компенсация части затрат на погашение банковских кредитов в случае строительства объектов обращения с ТКО);

• участие в программах финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, предлагаемых региональными властями;

• усиление работы по взысканию задолженности за предоставленные услуги.

Таким образом, для сохранения экономической привлекательности фирмы — регионального оператора в современных условиях, условиях реформирования отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами, необходимо принимать серьезные меры. Необходимо разрабатывать основные направления (факторы) формирования и сохранения экономической привлекательности организации — регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для создания новой модели эффективной организации отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами в регионе. Данная модель должна включать основные направления: законодательные и управленческие решения органов власти (нормативно — правовое регулирование деятельности по обращению с отходами, тарифная политика региона и т.д.) и собственную стратегию фирмы, которая должна включать работу с клиентской базой, совершенствование инфраструктуры, участие в специальных программах — поддержках отраслевого бизнеса.

Разделим на два основополагающих основных блока:

1. Законодательные и управленческие решения органов власти. К ним относятся: нормативно — правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами, тарифная политика региона и т.д. Так неверно утвержденные значения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, ошибки при разработке территориальных схем обращения с отходами, не включение некоторых затрат при расчете единого тарифа регионального оператора и т.д. негативно скажется на экономике регионального оператора.

На наш взгляд, формирование нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней должно быть направлено на помощь интересам юридических лиц области обращения с отходами, учитывая сопротивление общества к новым условиям.

Примером может стать предоставление доступа региональным операторам к информации о собственниках жилых/нежилых помещений, количестве зарегистрированных в жилых помещениях лиц, использование сведений Федеральной налоговой службы о расположенных в зоне деятельности регионального оператора юридических лицах и т.д. Данные сведения окажут значительную поддержку региональным операторам в части формирования начислений за предоставленные услуги с целью снижения доли недополученных доходов.

2. Собственная стратегия фирмы, в которую должна входить работа с клиентской базой, совершенствование инфраструктуры, участие в специальных программах — поддержках отраслевого бизнеса.

Региональному оператору не стоит надеяться только на поддержку органов власти. Усиление юридической службы организации и ее работа по взысканию задолженностей приводит к увеличению финансовых показателей фирмы, повышает стабильность организации. Полученные доходы организация имеет возможность для направления на приобретение нового оборудования, например, мусоросортировочных станций, дробильных установок, оборудования по обезвреживанию отходов.

Так, использование мусоросортировочного оборудования позволяет извлечь до 20% вторичного сырья, которое можно реализовать специализированным организациям, получить дополнительный доход и улучшить экологические показатели региона и собственного бизнеса. Экономию по затратам на оборудование возможно получить, участвуя в специальных программах-поддержках на федеральном и региональных уровнях.

192

ВЫВОДЫ

Сформулируем следующие выводы:

В настоящее время на всей территории Российской Федерации ведется активное реформирование отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами. Регулирование деятельности региональных операторов осуществляется субъектами Российской Федерации.

Исследование опыта тех субъектов Российской Федерации, которые стали «пилотными» регионами и перешли на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами до 1 января 2019 года, показывает, что формируя приведенную стоимость услуг регионального оператора органы власти в целях снижения валовой выручки и, тем самым, размера будущего тарифа регионального оператора, часто не включают в выручку часть затрат. Данные действия негативно сказываются на экономическом состоянии регионального оператора, создавая риск банкротства юридического лица, и влекут за собой, в том числе, вынужденные финансовые затраты из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В связи с этим, для сохранения экономической привлекательности фирмы — регионального оператора в современных условиях, условиях реформирования отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами, необходимо принимать серьезные меры. Необходимо разрабатывать основные направления (факторы) формирования и сохранения экономической привлекательности организации — регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для создания новой модели эффективной организации отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами в регионе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование и сохранение экономической привлекательности организации — регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами зависит от нескольких факторов: законодательные и управленческие решения органов власти (нормативно — правовое регулирование деятельности по обращению с отходами, тарифная политика региона и т. д.) и собственную стратегию фирмы, которая должна включать работу с клиентской базой, совершенствование инфраструктуры, участие в специальных программах — поддержках отраслевого бизнеса.

На наш взгляд, от результата грамотной реализации комплекса предложенных мероприятий зависит повышение экономической привлекательности фирмы — регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (дата обращения 13.12.2019).

2. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. —Режим доступа: www.mnr.gov.ru (дата обращения 13.12.2019).

3. Гладун И.В. Концепция схемы обращения с твердыми коммунальными отходами в Хабаровском крае / И.В. Гладун, Г.А. Волосникова, П.И. Гладун // Региональные исследования. — 2019. — № 1 (63). — С. 108-117.

4. Региональные операторы по обращению с ТКО [Электронный ресурс] // Концессии и инфраструктурные инвестиции: экспертный журнал. — Режим доступа: investinfra.ru/regionalnye-operatory (дата обращения: 12.12.2019).

5. Пластинина Ю.В. Формирование новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами в субъектах Российской Федерации / Ю.В. Пластинина, Л.М. Теслюк, Н.В. Дукмасова // Инновационное развитие экономики. — 2018. — № 5 (47). — С. 129-139.

6. Урошлева А. Перспективы регулирования обращения с отходами и поступления в атмосферу парниковых газов в рамках обеспечения экологической безопасности / А. Урошлева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2018. — № 4. — С. 17-21.

7. Твердые бытовые отходы: отраслевой ресурс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.solidwaste.ru/ (дата обращения: 24.12.2019).

SPISOK UTERATURY

1. Ob otkhodakh proizvodstva i potrebleniya: Federal'nyy zakon ot 24.06.1998 № 89-FZ [Elektronnyy resurs] // Konsul'tantPlyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (data obrashcheniya 13.12.2019).

2. Ministerstvo prirodnykh resursov i ekologii Rossiyskoy Federatsii: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.mnr.gov.ru (data obrashcheniya 13.12.2019).

3. Gladun I.V. Kontseptsiya skhemy obrashcheniya s tverdymi kommunal'nymi otkhodami v Khabarovskom kraye / I.V. Gladun, G.A. Volosnikova, P.I. Gladun // Regional'nyye issledovaniya. — 2019. — № 1 (63). — S. 108-117.

4. Regional'nyye operatory po obrashcheniyu s TKO [Elektronnyy resurs] // Kontsessii i infrastrukturnyye investitsii: ekspertnyy zhurnal. — Rezhim dostupa: investinfra.ru/regionalnye-operatory (data obrashcheniya: 12.12.2019).

5. Plastinina Yu.V. Formirovaniye novoy sistemy obrashcheniya s tverdymi kommunal'nymi otkhodami v sub"yektakh Rossiyskoy Federatsii / Yu.V. Plastinina, L.M. Teslyuk, N.V. Dukmasova // Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki. — 2018. — № 5 (47). — S. 129-139.

6. Uroshleva A. Perspektivy regulirovaniya obrashcheniya s otkhodami i postupleniya v atmosferu parnikovykh gazov v ramkakh obespecheniya ekologicheskoy bezopasnosti / A. Uroshleva // Natsional'nyye interesy: prioritety i bezopasnost'. — 2018. — № 4. — S. 17-21.

7. Tverdyye bytovyye otkhody: otraslevoy resurs [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.solidwaste.ru/ (data obrashcheniya: 24.12.2019).

Статья поступила в редакцию 10 января 2020 года Статья одобрена к печати 23 марта 2020 года

193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.