Научная статья на тему 'Соглашения о сотрудничестве между субъектами Российской Федерации как механизм государственного регулирования межрегиональных связей'

Соглашения о сотрудничестве между субъектами Российской Федерации как механизм государственного регулирования межрегиональных связей Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1882
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / РАЗВИТИЕ / ДОГОВОР / АНАЛИЗ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / INTERREGIONAL RELATIONS / DEVELOPMENT / CONTRACT / ANALYSIS / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ларионова Н. А.

Тема. Статья посвящена изучению роли и определению основных тенденций использования межрегиональных соглашений в рамках государственного регулирования связей между субъектами Российской Федерации. Цели. Выработка предложений по повышению эффективности работы механизма государственного регулирования межрегионального сотрудничества. Методология. В работе на основе различных статистических методов исследована динамика подписания договорных документов Кировской области в постсоветский период, проведена оценка роли соглашений в развитии межрегионального сотрудничества субъектов Российской Федерации. Для анализа наполнения соглашений о сотрудничестве использован метод анализа и синтеза. Результаты. Определены уровни взаимодействия субъектов Федерации с позиции регионального развития внешних связей. Уточнены и систематизированы подходы к понятию, характеризующему состояние и развитие сотрудничества между регионами одной страны в современной отечественной научной литературе. Показано что в Российской Федерации до сих пор нет федерального закона, регулирующего вопросы межрегионального сотрудничества. Выводы. Подписание и актуализация соглашений о сотрудничестве между субъектами Российской Федерации остается важным и действующим механизмом регулирования и развития межрегионального сотрудничества. В то же время данный механизм до сих пор не нашел своего отражения в законодательстве страны, что отрицательно сказывается на качестве их наполнения и уровне исполнения соглашений. Необходим федеральный нормативный акт, который обеспечит порядок подготовки, согласования и вступления в действие соглашений о сотрудничестве между регионами, а также наступление ответственности за их неисполнение. Исследование носит прикладной характер, но его результаты могут представлять определенный интерес для органов исполнительной власти федерального и регионального уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agreement on cooperation between the subjects of the Russian Federation as a mechanism of State regulation of interregional relations

Subject The article studies the role and defines the main trends of use of interregional agreements within the framework of State regulation of relationships between subjects of the Russian Federation. Objectives The paper aims to develop proposals for enhancing the effectiveness of the mechanism of State regulation of interregional cooperation. Methods Using the various statistical methods, I studied the dynamics of signing contractual documents of the Kirov oblast in the post-Soviet period, and evaluated the role of agreements in promoting the interregional cooperation of the subjects of the Russian Federation. To analyze the content of the cooperation agreements, I used a method of analysis and synthesis. Results I defined the levels of interaction of constituent entities of the Russian Federation from the position of regional development of external relations. I refine and systematize approaches to the concept underpinning the status and development of cooperation between regions of the same country in the modern domestic scientific literature. I show that the Russian Federation still has no federal law governing the interregional cooperation and defining the mechanisms of development. Conclusions I stress a need for the federal regulation that would provide the procedure for preparation, approval and entry into force of agreements on cooperation between regions, as well as the liability for their failure. The study is of applied character, but the results may be of some interest for the executive authorities at the Federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «Соглашения о сотрудничестве между субъектами Российской Федерации как механизм государственного регулирования межрегиональных связей»

Региональная экономика: Regional Economics:

теория и практика 7 (2016) 142-152 Theory and Practice

ISSN 2311-8733 (Online) Пространственная экономика

ISSN 2073-1477 (Print)

СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

Надежда Александровна ЛАРИОНОВА

аспирантка кафедры финансов и экономической безопасности, Вятский государственный университет, г. Киров, Российская Федерация nadlarionova@mail.ru

История статьи:

Принята 17.12.2015 Принята в доработанном виде 29.12.2015 Одобрена 11.01.2016

УДК 332.1 JEL: R11

Ключевые слова:

межрегиональные связи, развитие, договор, анализ, законодательство

Аннотация

Тема. Статья посвящена изучению роли и определению основных тенденций использования межрегиональных соглашений в рамках государственного регулирования связей между субъектами Российской Федерации.

Цели. Выработка предложений по повышению эффективности работы механизма государственного регулирования межрегионального сотрудничества.

Методология. В работе на основе различных статистических методов исследована динамика подписания договорных документов Кировской области в постсоветский период, проведена оценка роли соглашений в развитии межрегионального сотрудничества субъектов Российской Федерации. Для анализа наполнения соглашений о сотрудничестве использован метод анализа и синтеза.

Результаты. Определены уровни взаимодействия субъектов Федерации с позиции регионального развития внешних связей. Уточнены и систематизированы подходы к понятию, характеризующему состояние и развитие сотрудничества между регионами одной страны в современной отечественной научной литературе. Показано что в Российской Федерации до сих пор нет федерального закона, регулирующего вопросы межрегионального сотрудничества.

Выводы. Подписание и актуализация соглашений о сотрудничестве между субъектами Российской Федерации остается важным и действующим механизмом регулирования и развития межрегионального сотрудничества. В то же время данный механизм до сих пор не нашел своего отражения в законодательстве страны, что отрицательно сказывается на качестве их наполнения и уровне исполнения соглашений. Необходим федеральный нормативный акт, который обеспечит порядок подготовки, согласования и вступления в действие соглашений о сотрудничестве между регионами, а также наступление ответственности за их неисполнение. Исследование носит прикладной характер, но его результаты могут представлять определенный интерес для органов исполнительной власти федерального и регионального уровней.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Межрегиональная интеграция субъектов Российской Федерации в последнее время становится все более актуальным направлением региональной экономики, так как развитие всестороннего взаимодействия между регионами с по с о б с тв уе т б о л е е актив н о м у и сбалансированному их социально-экономическому развитию на основе выстраивания между ними долгосрочных, равноправных и взаимовыгодных отношений.

Вместе с тем, несмотря на то, что негативные последствия дезинтеграции Российской Федерации широко обсуждаются, тема межрегионального сотрудничества остается недостаточно изученной, а регионы не наделены методологией стимулирования экономических связей.

Внешние связи - необходимое и важное условие социально-экономического развития любой территории. Ни одна административно-

территориальная единица не может развиваться в закрытом режиме без какого-либо взаимодействия с другими, поэтому принципы, направления, закономерности, условия

и методология развития внешних связей различного уровня вызывают особый интерес в научном мире уже не одну тысячу лет.

С позиции регионального развития внешних связей существуют следующие уровни развития взаимодействия:

1) регион - страна;

2) регион - регион другого государства;

3) регион - регион в рамках одной страны.

Чаще всего исследования в области региональной экономики затрагивают вопросы развития сотрудничества субъектов по первым двум направлениям, но не менее важное значение имеют и межрегиональные контакты внутри

страны, связанные с интеграционными процессами. Экономисты Ю.Н. Баженов и О.В. Подшувейт отмечают, что межрегиональное сотрудничество субъектов Российской Федерации, рассматриваемое как взаимодействие между регионами по всем направле ниям жизнеобе с пе чения

административно-территориальных единиц государства, предполагает наличие механизмов управления системой внешних связей региона внутри страны. Современные проблемы и задачи социально-экономического развития регионов России, наличие огромной приграничной территории, стремительное развитие процессов глобализации и регионализации обусловливают необходимость сбалансированного

и целесообразного участия регионов как в международных интеграционных процессах, так и межрегиональных [1].

В последние десятилетия такое направление региональной экономики остается крайне важным и актуальным. Так, принципы построения внешнеэкономических связей регионов освещали в научных трудах экономисты А.Г. Гранберг, И.М. Рукина, П.И. Бурак, В.Г. Ростанец, А.В. Топилин, М.А. Домбровский, В.В. Климанов, О.А. Полынев, В.И. Суслов, И.Н. Шапкин, А.О. Блинов, Я.М. Кестер и др. [2-10].

В научных периодических изданиях также активно освящаются различные аспекты взаимодействия регионов. Так, проблемы регулирования межрегионального сотрудничества изучали экономисты Е.А. Колодина, В.В. Гайдук, Ю.А. Демьяненко, С.Г. Езерская, Е.Г. Лезина, Е.В. Лукин, В.И. Утяшев, М.А. Мещерякова, О.П. Санжина, Л.Л. Чепурнова, Д.Г. Чайковский, Ю.Н. Баженов, О.В. Подшувейт и др. [1, 11-19].

Очевидно, что процесс активизации интеграции и глобализации рынков регионов будет способствовать созданию единого экономического пространства, а значит, укрепит экономику страны, сделает ее более устойчивой к внешним кризисам и рискам. Расширение своих позиций на рынках других регионов и стран, объединение усилий с регионами-партнерами в решении общих проблем может помочь субъектам Российской Федерации сохранить и увеличить валовой региональный продукт в производственных отраслях, улучшить социально-экономическую ситуацию.

Участниками и заинтересованными сторонами этого процесса выступают не только федеральные и региональные органы государственной власти,

но и коммерческие структуры, социальные, культурные и образовательные учреждения, общественные организации и др. Однако непосредственная координация должна сохраняться за органами государственной власти, так как нельзя недооценивать то обстоятельство, что межрегиональная интеграция остается необходимым условием равномерного развития страны. А способствовать государственным органам власти в этом могут обширная научная и всеохватывающая правовая базы.

Но вопросы развития межрегионального сотрудничества, по мнению ряда ученых, разрабатывающих эту тему (П.И. Бурак, А.В. Топилин, К.В. Павлов, Е.А. Колодина, И.М. Рукина и др.), остаются недостаточно изученными и требуют большего внимания.

Например, следует отметить, что в современной отечественной научной литературе подходы к понятию, характеризующему состояние и развитие сотрудничества между регионами одной страны, неоднозначны. В теории региональной экономики употребляются одновременно несколько понятий:

• межрегиональное сотрудничество;

• межрегиональные связи;

• межрегиональное взаимодействие;

• межрегиональное экономическое взаимодействие;

• межрегиональная интеграция.

При этом ни одно из них не имеет единой трактовки и четкого разграничения с другими.

Экономисты И.Н. Шапкин, А.О. Блинов, Я.М. Кестер применяют термин «межрегиональные связи» и считают, что это система экономических отношений между субъектами, функционирующими в региональном хозяйстве, связанных с производством и обменом о б ъ е ктам и м е жр е г и о н ал ь н ы х с в я з е й , осуществляемых в соответствии с принципами территориального разделения труда.

Доктор экономических наук В.В. Климанов употребляет термин «межрегиональное сотрудничество», основными задачами которого он считает расширение возможности региональных органов управления в увеличении внутреннего потенциала регионов, создание условий для более эффективного решения региональных проблем в экономической, социальной и политической сферах.

Определяет понятие «межрегиональные связи» как более узкое в сравнении с «межрегиональным взаимодействием» доктор экономических наук А.Г. Гранберг. Он подчеркивает, что экономика страны определяется как пространственный (многорегиональный) организм,

функционирующий на основе вертикальных ( це н тр - р е г ио н ) и го р и з о н тал ь н ы х ( м е жр е г и о н ал ь н ы х) э ко но м и ч е с к и х взаимодействий и входящих в систему межхозяйственных связей [2].

В законодательстве Российской Федерации также нет определения понятия «межрегиональное сотрудничество». В связи с этим в правовом поле отсутствуют трактовки, определяющие и внешние связи регионов. Например, не существует единого обособленного термина, определяющего только взаимодействие между субъектами Российской Федерации. Поэтому понятие «межрегиональное сотрудничество» используется также и в отношении связей региона одной страны с территориальными единицами других стран.

В целом правовое обеспечение межрегионального сотрудничества субъектов Российской Федерации в настоящее время остается недостаточно сформированным. Анализ нормативного правового обеспечения данной сферы показывает, что в стране до сих пор нет единой законодательной системы в данной сфере, нет федерального закона, регулирующего вопросы м е ж р е г и о н а л ь н о г о сотрудничества и определяющего механизмы его развития [17, 20].

В этой ситуации основным способом реализации межрегионального сотрудничества субъектов Российской Федерации остаются соглашения между регионами.

В 1990-х гг. в условиях разорванных торговых связей новой России соглашения о сотрудничестве носили рамочный характер, но являлись основным инструментом устранения барьеров для хозяйствующих объектов сторон. Текст документов закреплял дружественность намерений между регионами и определял основные направления взаимодействия, но редко содержал какие-либо конкретные мероприятия.

В настоящее время соглашения между правительствами регионов носят более развернутый характер, затрагивая вопросы всестороннего сотрудничества. Текст соглашения, как правило, содержит не менее пяти разделов и обозначает конкретные направления взаимодействия в торговой, экономической, социальной, культурной и научной сферах. В развитие соглашений о сотрудничестве

правительствами регионов нередко подписываются протоколы (планы мероприятий) совместных действий по его реализации с подробным указанием мероприятий, исполнителей и сроков.

Вместе с тем необходимо отметить, что данные документы не имеют единой регламентированной формы. Каждый регион формирует, согласовывает и утверждает соглашения о сотрудничестве с другими регионами Российской Федерации в индивидуальном (не всегда законодательно закрепленном) порядке.

Так, в соответствии с Уставом Кировской области полномочия по представлению региона в отношениях с органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации с правом подписания договоров и соглашений от имени области закреплены за губернатором области.

Межрегиональные соглашения между Кировской областью в настоящее время остаются наиболее эффективным и часто используемым инструментом реализации межрегионального сотрудничества.

Сторонами соглашения о межрегиональном сотрудничестве могут быть два региона Российской Федерации либо их высшие государственные органы исполнительной власти.

С 1993 г. администрацией Кировской области начата работа по восстановлению и установлению новых торговых и экономических связей путем заключения соглашений о сотрудничестве с органами государственной власти иных регионов.

Динамика количества подписанных за год договорных документов (соглашений, протоколов и планов мероприятий по реализации соглашений) за период с 1993 г. по настоящее время представлена на рис. 1.

В 1999 г. по рекомендации Правительства Российской Федерации работа в данном направлении была активизирована.

За период с 1993 по 2000 г. Кировской областью были подписаны соглашения со всеми регионами, с которыми возникала необходимость в установлении контактов. Данные соглашения носили рамочный характер и устанавливали только основные направления развития сотрудничества между регионами, но они позволили предприятиям области в непростой экономический период восстановить торговые связи с предприятиями регионов-партнеров.

С 2000 г. органами исполнительной власти Кировской области начата работа по актуализации имеющихся соглашений между областью и другими субъектами Российской Федерации, так как некоторые из них утратили юридическую силу в связи с истекшими сроками реализации. К таким регионам относятся Алтайский край, Астраханская, Воронежская, Владимирская, Липецкая, Московская, Новосибирская, Ростовская и Рязанская области.

С остальными регионами соглашения пролонгированы, с наиболее перспективными партнерами подпис аны соглаше ния о сотрудничестве в новых редакциях, а также утверждены протоколы или планы мероприятий по их реализации на среднесрочные перспективы с указанием конкретных совместных мероприятий, исполнителей и сроков реализации.

Кировская область поддерживает отношения в рамках соглашений о сотрудничестве с 31 субъектом Российской Федерации. Перечень действующих договорных документов представлен в табл. 1.

Каче ство наполне ния соглаше ний о сотрудничестве напрямую зависит от года его подписания. Так, соглашения, подписанные в период до 1996 г., включали в себя в основном только торгово-экономическую составляющую. Соглашения, подписанные в последние годы, являются развернутыми и всесторонними.

Определяющими направлениями сотрудничества в настоящее время являются:

• обмен опытом по всем направлениям работы органов исполнительной власти регионов;

• содействие в проведении совместных конфе ре нций, с еминаро в, конкурсов профессионального мастерства, мастер-классов с участием ведущих специалистов сторон;

• проведение межрегиональных выставочно-ярмарочных мероприятий в целях расширения и развития товарных рынков и установления устойчивых связей между организациями, заре гистрированными на те рриториях сопредельных регионов, в том числе содействие в продвижении продукции сторон, в том числе предприятий промышленности и агропромышленного комплекса;

• совместная реализация на взаимовыгодных условиях инвестиционных проектов;

• реализация совместных проектов промышленной кооперации, реализуемых предприятиями регионов;

• осуществление взаимодействия во всех областях (образовании, здравоохранении, науке, культуре, социальной сфере и т. д.).

Практика показывает, что наиболее эффективно реализуются соглашения, в рамках которых подписаны протоколы (планы мероприятий) по их реализации, отражающие конкретные направления сотрудничества на среднесрочную перспективу. В настоящее время действующие редакции протоколов (планов мероприятий) по реализации соглашений подписаны с Москвой, Республикой Марий Эл, Архангельской, Нижегородской, Пензенской и Ярославская областями.

Результаты межрегионального экономического сотрудничества региона определяются прежде всего торговыми отношениями с субъектами Российской Федерации. Межрегиональное сотрудничество Кировской области характеризуется обширной географией товарных связей. Предприятия области сотрудничают в рамках договорных отношений с предприятиями практически всех регионов Российской Федерации. Например, в 2013 г. Кировская область имела торговые отношения со всеми регионами, кроме Чукотского автономного округа и Республики Ингушетия.

Результаты межрегионального экономического сотрудничества региона в области товародвижения характеризуются объемом и структурой товарооборота между областью и субъектами Российской Федерации. Следует отметить, что значительная часть от общего объема товарооборота между Кировской областью и регионами страны ежегодно приходится на те субъекты Российской Федерации, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве. Товарооборот с регионами по итогам 2014 г., с которыми заключены соглашения о сотрудничестве, представлен в табл. 2.

Таким образом, можно сделать вывод, что подписание и актуализация соглашений о сотрудничестве между субъектами Российской Федерации остается важным и действующим механизмом регулирования и развития межрегионального сотрудничества. В то же время данный механизм до сих пор не нашел своего отражения в законодательстве страны, что отрицательно сказывается на качестве наполнения соглашений и уровне их исполнения.

В связи с тем, что участниками процесса подписания и реализации данных документов выступают все регионы страны, необходим федеральный нормативный акт, который должен содержать порядок подготовки, согласования и вступления в действие соглашений о сотрудничестве между регионами, а также

наступление ответственности за их неисполнение. Принятие такого документа позволит законодательно систематизировать и упростить расширение связей между регионами, а также ускорить пространственное развитие страны как единой территории.

Таблица 1

Соглашения Кировской области о сотрудничестве с регионами Российской Федерации Table 1

Kirov Oblast's agreements on cooperation with the regions of the Russian Federation

Регион (дата подписания) Торгово-экономическая сфера Предпринимательство Сельское хозяйство Транспорт и дорожное хозяйство ЖКХ Природоохранная деятельность Правопорядок Наука и высокие технологии Здравоохранение Социальная защита, занятость населения Образование Молодежная политика Культура, искусство Туризм Физкультура и спорт В других сферах

1. Архангельская область (2009 г.) + + + + + + + + + + + +

2. Вологодская область (2007 г.) + + + + + + + + + +

3. Москва (2011 г.) + + - - + - - - - + + - + - + +

4. Санкт-Петербург (2010 г.) + + + + + - - + + + + + + + + +

5. Ивановская область (1996 г.) + +

6. Кемеровская область (1996 г.) +

7. Костромская область (2007 г.) + + + + + + + + + + + +

8. Краснодарский край (1999 г.) + + + + + +

9. Ленинградская область (1999 г.) + + + + + + + + + +

10. Мурманская область (1999 г.) + + + + + + + +

11. Нижегородская область (2011 г.) + + + + + + + + + + + +

12. Новгородская область (1999 г.) + + + + +

13. Омская область (1999 г.) + + + + +

14. Оренбургская область (1996 г.) +

15. Пензенская + + + - - + - - - + + - + + - +

область

(2009 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Пермский + + + + + - - + + + + + + + +

край (2009 г.)

17. Республика + + + + + + - + + + + + + + + +

Башкортостан (2013 г.)

18. Республика Коми + + + - - + - + + + + + + + + +

(2014 г.)

19. Республика Марий Эл (2012 г.) + + + + + + + + + + + +

20. Республика + - - - - - + + + + + - + + - +

Мордовия (1999 г.)

21. Республика + + + + - + - - + - + + + - + +

Татарстан (2009 г.)

22. Самарская область + - + - + - + - + + + - + + + -

(1999 г.)

23. Свердловская область + - - - - - - - + + + + + - + -

(1999 г.)

24. Тульская область + - - - - - - - + + + - + + - -

(1999 г.)

25. Тюменская + - - - - + - - - - - - + - + -

область

(1999 г.)

26. Удмуртская + + + - + + - - + + + + + + + +

Республика

(2014 г.)

27. Ульяновская +

область

(1996 г.)

28. Челябинская + - - - - + - + + + + - + + + -

область

(2001 г.)

29. Чувашская Республика + - +

(2001 г.)

30. Ямало-Ненецкий + + - - - - + + + - + - + + - -

автономный округ

(2000 г.)

31. Ярославская область + + + - + + - - + + + + + + + +

(2012 г.)

Примечание. В скобках указан год подписания последней действующей редакции соглашения. В строке 3 в графе «В других сферах» указаны соглашения в сфере демографии. В строке 4 в графе «В других сферах» указаны соглашения в сфере СМИ. В строке 9 в графе «В других сферах» указаны соглашения в сфере законодательства.

В строке 11 в графе «В других сферах» указаны соглашения в сфере ТЭК, имущественно-земельных отношений, архивного дела.

В строке 15 в графе «В других сферах» указаны соглашения в сфере лесного хозяйства и лесной промышленности. В строке 16 в графе «В других сферах» указаны соглашения в сфере газификации.

В строке 17 в графе «В других сферах» указаны соглашения в сфере инноваций, лесного хозяйства, информатизации, национальной политики.

В строке 18 в графе «В других сферах» указаны соглашения, касающиеся чрезвычайных ситуаций.

В строке 19 в графе «В других сферах» указаны соглашения в сфере СМИ.

В строке 20 в графе «В других сферах» указаны соглашения в сфере законодательства, муниципального хозяйства.

В строке 21 в графе «В других сферах» указаны соглашения в сфере лесного хозяйства, информатизации.

В строке 26 в графе «В других сферах» указаны соглашения в сфере информатизации, национальной политики, государственных закупок.

В строке 31 в графе «В других сферах» указаны соглашения в сфере борьбы с коррупцией. Источник: авторская разработка

Note. In brackets: the signing date of the latest agreement, as amended. Source: Authoring

Таблица 2

Объем торгового оборота между Кировской областью и субъектами Российской Федерации, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве по итогам 2014 г.

Table 2

Volume of trade turnover between the Kirov Oblast and the constituent entities of the Russian Federation (concluded cooperation agreements) according to the results of 2014

Регион Товарооборот всего, тыс. руб. Удельный вес в общем объеме товарооборота, %

Москва 13 870 816,7 14,2

Пермский край 11 341 274,3 11,6

Республика Татарстан 5 384 918,8 5,5

Нижегородская область 3 367 598 3,4

Самарская область 27 570 022,9 2,8

Республика Коми 2 737 463,9 2,8

Республика Марий Эл 2 466 588,6 2,5

Омская область 2 249 221,7 2,3

Республика Башкортостан 2 056 840 2,1

Свердловская область 1 839 585,7 1,9

Ленинградская область 1 518 739,1 1,6

Удмуртская Республика 1 452 037 1,5

Ямало-Ненецкий автономный округ 1 381 998 1,4

Челябинская область 1 330 784,3 1,4

Санкт-Петербург 908 753,1 0,9

Кемеровская область 865 377,9 0,9

Краснодарский край 824 064,2 0,8

Чувашская Республика 720 698 0,7

Ульяновская область 706 078,6 0,7

Вологодская область 649 588,4 0,7

Ярославская область 640 346,6 0,7

Оренбургская область 565 031,1 0,6

Тюменская область 542 243,3 0,6

Архангельская область 517 837,3 0,3

Ивановская область 327 494,3 0,3

Республика Мордовия 291 773,9 0,3

Тульская область 270 356,4 0,3

Пензенская область 256 879,7 0,3

Костромская область 217 635 0,2

Новгородская область 200 87,2 0,1

Мурманская область 73 767,4 0,1

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 1

Количество подписанных договорных документов Кировской областью (соглашения, протоколы и планы мероприятий) в течение года за период с 1993 по 2014 г.

Figure 1

Number of contract documents signed by the Kirov Oblast (agreements, protocols, action plans) during the year, for the period from 1993 till 2014

Количество подписанных соглашений

1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Список литературы

1. Баженов Ю.Н., Подшувейт О.В. Проблемы и возможности развития внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия // Международные отношения. 2012. № 1. C. 70-80.

2. ГранбергА.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 495 с.

3. Рукина И.М. Регионы России: развитие экономических связей и процессов интеграции в условиях перехода к рыночным отношениям. М.: Альфа-Доминанта, 2003. 75 с.

4. Бурак П.И., Ростанец В.Г., Топилин А.В. Инфраструктура межрегионального экономического сотрудничества и императивы инновационного развития. М.: Экономика, 2009. 367 с.

5. Ростанец В.Г., Топилин А.В. Направления и методы исследования проблемы институциональной консолидации процессов межрегионального и межмуниципального экономического сотрудничества в современной России // Вестник Российской академии естественных наук. 2015. № 2. С. 11-13.

6. Домбровский М.А. Управление потенциалом рыночной инфраструктуры региона: монография. Пермь: ПГУ, 2011. 178 с.

7. Климанов В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. М.: Эдиториал, 2003. 296 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Полынев О.А. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования. М.: Эдиториал, 2011. 208 с.

9. Суслов В.И. Измерение эффектов межрегиональных взаимодействий: модели, методы, результаты. Новосибирск: Наука, 1991. 247 с.

10. Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. Управление региональным хозяйством. М.: КноРус, 2005. 400 с.

11. Колодина Е.А. Роль государства в регулировании межрегиональной интеграции. Проблемы теории и практики управления // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2003. № 2. С.62-68.

12. Гайдук В.В., Демьяненко Ю.А. Трансформация института межрегионального сотрудничества субъектов Российской Федерации: этапы и их особенности // Вестник Псковского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2013. № 3. С.204-211.

13. Езерская С.Г. Ивановская область в системе межрегиональных экономических связей // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Естественные, общественные науки. 2010. № 3. С.89-92.

14. Лезина Е.Г. Методические подходы к оценке эффективности регулирования межрегионального сотрудничества // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2012. № 8. С. 46-51.

15. Лукин Е.В. Межрегиональные связи: состояние и проблемы развития (на примере Вологодской области) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 6. С.205-217.

16. Утяшев В.И. Обеспечение сбалансированного развития межрегиональных торгово-экономических связей субъекта РФ (на примере Республики Башкортостан) // Экономика региона. 2007. № 2. С.276-282.

17. Мещерякова М.А. Правовые основы регламентации взаимодействия субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. № 9. С. 23-29.

18. Санжина О.П., Чепурнова Л.Л. Современные проблемы интеграции на уровне территориально-организованных экономических систем // Вестник Восточно-Сибирского технологического университета. 2011. № 1. С. 103-109.

19. Чайковский Д.Г. Межрегиональная торговля как фактор экономического развития региона // Вестник ОГУ. 2008. № 81. С. 47-53.

20. Ларионова Н.А. Правовое обеспечение межрегионального сотрудничества субъектов Российской Федерации на примере Кировской области // Приоритетные научные направления: от теории к практике. Уфа: РИО МЦИИ «ОМЕГА САЙНС». 2014. С. 35-38.

Региональная экономика: Regional Economics:

теория и практика 7 (2016) 142-152 Theory and Practice

ISSN 2311-8733 (Online) Spatial Economics

ISSN 2073-1477 (Print)

AGREEMENT ON COOPERATION BETWEEN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A MECHANISM OF STATE REGULATION OF INTERREGIONAL RELATIONS

Nadezhda A. LARIONOVA

Vyatka State University, Kirov, Russian Federation nadlarionova@mail.ru

Article history:

Received 17 December 2015 Received in revised form 29 December 2015 Accepted 11 January 2016

JEL classification: R11

Keywords: interregional relations, development, contract, analysis, legislation

Abstract

Subject The article studies the role and defines the main trends of use of interregional agreements within the framework of State regulation of relationships between subjects of the Russian Federation. Objectives The paper aims to develop proposals for enhancing the effectiveness of the mechanism of State regulation of interregional cooperation.

Methods Using the various statistical methods, I studied the dynamics of signing contractual documents of the Kirov oblast in the post-Soviet period, and evaluated the role of agreements in promoting the interregional cooperation of the subjects of the Russian Federation. To analyze the content of the cooperation agreements, I used a method of analysis and synthesis. Results I defined the levels of interaction of constituent entities of the Russian Federation from the position of regional development of external relations. I refine and systematize approaches to the concept underpinning the status and development of cooperation between regions of the same country in the modern domestic scientific literature. I show that the Russian Federation still has no federal law governing the interregional cooperation and defining the mechanisms of development. Conclusions I stress a need for the federal regulation that would provide the procedure for preparation, approval and entry into force of agreements on cooperation between regions, as well as the liability for their failure. The study is of applied character, but the results may be of some interest for the executive authorities at the Federal and regional levels.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Bazhenov Yu.N., Podshuveit O.V. [Challenges and possibilities for the development of foreign economic activity of St. Petersburg, Leningrad Oblast, and the Republic of Karelia]. Mezhdunarodnye otnosheniya = International Relations, 2012, no. 1, pp. 70-80. (In Russ.)

2. Granberg A.G. Osnovy regional'noi ekonomiki [Framework of the regional economy]. Moscow, HSE Publ., 2003, 495 p.

3. Rukina I.M. Regiony Rossii: razvitie ekonomicheskikh svyazei i protsessov integratsii v usloviyakh perekhoda k rynochnym otnosheniyam [Regions of Russia: the development of economic relations and integration processes in the conditions of transition to market relations]. Moscow, Al'fa-Dominanta Publ., 2003, 75 p.

4. Burak P.I., Rostanets V.G., Topilin A.V. Infrastruktura mezhregional'nogo ekonomicheskogo sotrudnichestva i imperativy innovatsionnogo razvitiya [Interregional economic cooperation infrastructure and innovative development imperatives]. Moscow, Ekonomika Publ., 2009, 367 p.

5. Rostanets V.G., Topilin A.V. [Directions and methods of study of the problem of institutional consolidation of the processes of interregional and inter-municipal economic cooperation in modern Russia]. Vestnik Rossiiskoi akademii estestvennykh nauk = Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences, 2015, no. 2, pp. 11-13. (In Russ.)

6. Dombrovskii M.A. Upravlenie potentsialom rynochnoi infrastruktury regiona: monografiya [Managing the market infrastructure potential of a region: a monograph]. Perm, PSU Publ., 2011, 178 p.

7. Klimanov V.V. Regional'nye sistemy i regional'noe razvitie v Rossii [Regional systems and the regional development in Russia]. Moscow, Editorial Publ., 2003, 296 p.

8. Polynev O.A. Mezhregional'naya ekonomicheskaya differentsiatsiya: metodologiya analiza i gosudarstvennogo regulirovaniya [Interregional economic differentiation: a methodology of analysis and government regulation]. Moscow, Editorial Publ., 2011, 208 p.

9. Suslov V.I. Izmerenie effektov mezhregional'nogo vzaimodeistviya: modeli, metody, rezul'taty [Measuring the effects of interregional interaction: models, methods, results]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1991, 247 p.

10. Shapkin I.N., Blinov A.O., Kester Ya.M. Upravlenie regional'nym khozyaistvom [Managing the regional economy]. Moscow, KnoRus Publ., 2005, 400 p.

11. Kolodina E.A. [The role of State in regulating the interregional integration. Problems of the theory and practice of management]. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2003, no. 2, pp. 62-68. (In Russ.)

12. Gaiduk V.V., Dem'yanenko Yu.A. [Transformation of the institution of interregional cooperation of subjects of the Russian Federation: stages and the features]. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Sotsial'no-gumanitarnye i psikhologo-pedagogicheskie nauki = Vestnik PskovSU. Ser.: Socially-Humanitarian and Psycho-Pedagogical Sciences, 2013, no. 3, pp. 204-211. (In Russ.)

13. Ezerskaya S.G. [The Ivanovo Oblast in the system of interregional economic linkages]. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Estestvennye, obshchestvennye nauki = Vestnik of Ivanovo State University. Ser.: Natural, Social Sciences, 2010, no. 3, pp. 89-92. (In Russ.)

14. Lezina E.G. [Methodological approaches to the assessment of the effectiveness of management of interregional cooperation]. Problemy sovremennoi ekonomiki (Novosibirsk) = Problems of Modern Economics (Novosibirsk), 2012, no. 8, pp. 46-51. (In Russ.)

15. Lukin E.V. [Interregional relations: the current state and problems of development: evidence from the Vologda oblast]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2012, no. 6, pp. 205-217. (In Russ.)

16. Utyashev V.I. [Ensuring a balanced development of interregional trade and economic relations of a subject of the Russian Federation: evidence from the Republic of Bashkortostan]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2007, no. 2, pp. 276-282. (In Russ.)

17. Meshcheryakova M.A. [The legal basis regulating the interaction of subjects of the Russian Federation].

Zhurnal rossiiskogoprava = Journal of Russian Law, 2010, no. 9, pp. 23-29. (In Russ.)

18. Sanzhina O.P., Chepurnova L.L. [Modern problems of integration at the level of geographically-organized economic systems]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo tekhnologicheskogo universiteta = ESSUTM Bulletin, 2011, no. 1, pp. 103-109. (In Russ.)

19. Chaikovskii D.G. [Interregional trade as a factor of economic development of the region]. Vestnik OGU = Vestnik of Orenburg State University, 2008, no. 81, pp. 47-53. (In Russ.)

20. Larionova N.A. Pravovoe obespechenie mezhregional'nogo sotrudnichestva sub"ektov Rossiiskoi Federatsii na primere Kirovskoi oblasti. V kn.: Prioritetnye nauchnye napravleniya: ot teorii k praktike [Legal support for interregional cooperation of subjects of the Russian Federation: evidence from the Kirov Oblast.

In: Priority research areas: from theory to practice]. Ufa, RIO MTSII Omega Sains Publ., 2014, pp. 35-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.