Научная статья на тему 'Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся-членов ЕАЭС: вопросы коллизионного регулирования'

Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся-членов ЕАЭС: вопросы коллизионного регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТНИК / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ / КОЛЛИЗИИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДОГОВОР / EMPLOYEE / PENSION PROVISION / INTERNATIONAL / CONFLICTS / REGULATION / CONTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестерякова Ирина Владимировна

Введение: в статье рассматриваются вопросы пенсионного обеспечения трудящих ся стран-членов ЕАЭС, связанные с принятием Соглашения о пенсионном обеспечении в рамках ЕАЭС. В работе проанализировано принятое Соглашение, международные трудовые нормы. Цель: выявить и обозначить возможные проблемы реализации Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся-мигрантов. Методологиче ская основа: всеобщие, общенаучные, формально-юридический, системно-правовой, сравнительно-правовой. Результаты: исследовано Соглашение о пенсионном обеспече нии трудящихся-мигрантов стран-членов ЕАЭС; выяснено влияние этого Соглашения на дальнейшую интеграцию государств-членов ЕАЭС; обозначены проблемы на пути реализации Соглашения и приложены решения выявленных проблем. Выводы: в ре зультате анализа Соглашения, статистических данных, международных договоров сделаны выводы о том, что решение вопросов пенсионного регулирования работников стран-членов ЕАЭС позволит решить вопрос о признании диплом об образовании высококвалифицированных работников, которые не получил своего разрешения в Договоре о ЕАЭС; легализовать трудовую миграцию, вывести из «тени» сектора экономики, где заняты мигранты; повысить правовую и социальную защищенность работников-мигрантов и членов их семей.Background: the article deals with the issues of pension provision for workers of the EEU member states related to the adoption of the agreement on pension provision within the EEU. The paper analyzes the adopted Agreement and international labor standards. Objective: to reveal and identify possible problems in implementing the Agreement on pen sion provision for migrant workers. Methodology: general, general scientific, formal-legal, system-legal, comparative-legal methods of research. Results: the Agreement on pension provision for migrant workers of the EEU member States was studied; the impact of this Agreement on the further integration of the EEU member states is clarified; problems on the way of implementing the Agreement are identified and solutions to the identified problems are applied. Conclusions: the analysis of the Agreement statistics, international treaties allowed to come to the conclusion that the decision of the pension regulation for employeesmember of the EAEU countries will solve the issue of recognition of a diploma of highly skilled workers education who have not received their permission according to the EAEU Treaty; to legalize labor migration, to withdraw from the “shadow” those sectors of the economy where migrants are employed; to promote legal and social protection of migrant workers and members of their families.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся-членов ЕАЭС: вопросы коллизионного регулирования»

ИНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА

DOI 10.24411/2227-7315-2020-10058 УДК 349.2

И.В. Шестерякова

СОГЛАШЕНИЕ О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ТРУДЯЩИХСЯ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС: ВОПРОСЫ КОЛЛИЗИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Введение: в статье рассматриваются вопросы пенсионного обеспечения трудящихся стран-членов ЕАЭС, связанные с принятием Соглашения о пенсионном обеспечении в рамках ЕАЭС. В работе проанализировано принятое Соглашение, международные трудовые нормы. Цель: выявить и обозначить возможные проблемы реализации Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся-мигрантов. Методологическая основа: всеобщие, общенаучные, формально-юридический, системно-правовой, сравнительно-правовой. Результаты: исследовано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся-мигрантов стран-членов ЕАЭС; выяснено влияние этого Соглашения на дальнейшую интеграцию государств-членов ЕАЭС; обозначены проблемы на пути реализации Соглашения и приложены решения выявленных проблем. Выводы: в результате анализа Соглашения, статистических данных, международных договоров сделаны выводы о том, что решение вопросов пенсионного регулирования работников стран-членов ЕАЭС позволит решить вопрос о признании диплом об образовании высококвалифицированных работников, которые не получил своего разрешения в Договоре о ЕАЭС; легализовать трудовую миграцию, вывести из «тени» сектора экономики, где заняты мигранты; повысить правовую и социальную защищенность работников-мигрантов и членов их семей.

Ключевые слова: работник, пенсионное обеспечение, международные, коллизии, регулирование, договор.

I.V. Shesteryakova

AGREEMENT ON PENSION PROVISION FOR EMPLOYEES-MEMBERS OF THE EEU: ISSUES OF CONFLICT OF LAWS REGULATION

Background: the article deals with the issues of pension provision for workers of the EEU member states related to the adoption of the agreement on pension provision within the EEU. The paper analyzes the adopted Agreement and international labor standards. Objective: to reveal and identify possible problems in implementing the Agreement on pension provision for migrant workers. Methodology: general, general scientific, formal-legal,

© Шестерякова Ирина Владимировна, 2020

Доктор юридических наук, профессор, и.о. заведующего кафедрой трудового права (Саратовская государственная юридическая академия)

© Shesteryakova Irina Vladimirovna, 2020 240 Doctor of law, Professor, acting head of the Labor law department (Saratov State Law Academy)

system-legal, comparative-legal methods of research. Results: the Agreement on pension provision for migrant workers of the EEU member States was studied; the impact of this Agreement on the further integration of the EEU member states is clarified; problems on the way of implementing the Agreement are identified and solutions to the identified problems are applied. Conclusions: the analysis of the Agreement statistics, international treaties allowed to come to the conclusion that the decision of the pension regulation for employees- member of the EAEU countries will solve the issue of recognition of a diploma of highly skilled workers education who have not received their permission according to the EAEU Treaty; to legalize labor migration, to withdraw from the "shadow" those sectors of the economy where migrants are employed; to promote legal and social protection of migrant workers and members of their families

Key-words: employee, pension provision, international, conflicts, regulation, contract.

Договор о Евразийском экономическом союзе (г. Астана, 29 мая 2014 г.) закрепляет, что одной из основных целей Союза является стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза (ст. 4). Таким образом, гармонизация в сфере труда является одним из необходимых средств достижения целей, ради которых создавался Евразийский экономический союз. Для решения вопросов дальнейшей интеграции в рамках ЕАЭС необходимо было принять решение о пенсионном обеспечении граждан, работающих на территории договаривающихся государств. Однако возможным это стало только через пять лет после принятия Договора о ЕАЭС.

Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС было принято в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 г. (далее — Соглашение). Необходимо отметить, что это большой шаг в трудо-правовой интеграции государств-членов ЕАЭС, можно сказать прорыв, который:

1) принесет новый виток интеграции для работников договаривающихся государств. Так, статистические данные показывают увеличение потоков легальной трудовой миграции. В частности, в 2014 г. в России, основной стране приема трудящихся, с целью работы на миграционный учет было поставлено 371 656 граждан Кыргызстана, а по итогам 2019 г. их число увеличилось на 22% и составило 453 702 чел. Численность граждан Кыргызстана, застрахованных в системе индивидуального персонифицированного учета Российской Федерации, на 1 июля 2019 г. составила 475 051 чел. В отношении 243 527 граждан были начислены страховые взносы1.

2) устанавливает дополнительные права и гарантии для указанных работников. Соглашение устанавливает равные права формирования пенсионных прав работников как приезжающих, так и коренных жителей государств;

3) позволит действительно свободно работать на территории государств ЕАЭС без опасения за будущую пенсию;

4) предусматривает гарантии для членов семьи работников. Одной из них следует признать право члена семьи на пенсию в случае смерти работника;

5) закрепляет нормы коллизионного регулирования пенсионных отношений работников. В основном это коллизионная привязка — страна трудоустройства (места работы). Также применяется привязка «государство проживания»;

1 В ЕАЭС растет поток публичной трудовой миграции. URL: http://www.eurasiancommission. org/ru/nae/news/Pages/06-03-2020.aspx (дата обращения: 14.03.2020).

6) будет способствовать легализация трудовой миграции и трудовых отношений. Следовательно, в секторах экономики, где высока доля работников-мигрантов из стран-членов ЕАЭС будет сокращаться «теневая» экономика, что будет способствовать росту заработной платы указанных работников;

7) приведет к снятию вопроса о признании документов об образования высококвалифицированных работников в сфере образования, юриспруденции, медицины и фармацевтики.

Соглашение было принято практически на исходе 2019 г. и сейчас пока рано говорить о каких-либо итогах, кроме тех преимуществ, которые были выше указаны. Однако следует отметить, что Соглашение закрепляет важные для работников дефиниции: государство проживания, государство трудоустройства, местожительство, пенсии, пенсионные взносы, стаж работы, член семьи и т.д.

Представляется необходимым также обратить внимание на то, что в Соглашении помимо дефиниций, непосредственно относящихся к пенсионным отношениям, закреплены и иные, например: персональные данные трудящийхся, обработка персональных данных и др.

В Алматы 31 января 2020 г. прошло заседание Евразийского межправительственного совета (ЕМПС), на котором выступили премьер-министры договаривающихся государств и они были единодушны — необходимо сосредоточится на устранении препятствий и барьеров в дальнейшем интеграции государств-ЕАЭС. Одним из таких барьеров являлся вопрос о «мобильных пенсиях».

Считаем, что принятие Соглашения, безусловно будет иметь положительный эффект для всех государств-членов ЕАЭС. Однако есть и вопросы, которые нуждаются в уточнении или применении Соглашения, т.е. явно вызовут вопросы:

1) обозначенные в Соглашении термины и применение их на практике. Так, в Соглашении закреплено понятие «член семьи» — лицо, состоящее в браке с трудящимся, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Это понятие важно как для обращения за назначением и выплатой пенсии, а также и для ее получения. Однако пониманием законодателем «члена семьи» разное в национальном законодательстве стран-участниц. Например, в российском законодательстве как такого, этого понятия вообще не существует. Отправным можно считать определение, которое дано в Семейном кодексе РФ (с. 2)2. Однако о членах семьи говорится и в нормативных правовых актах, непосредственно посвящённых пенсионным правам граждан. Так, Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»3 (в ред. от 1 октября 2019 г.) предусматривает, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют члены семьи как нетрудоспособные, так и трудоспособные, как состоящие на иждивении, так и вне зависимости от этого признака (ст. 10). В данном случае, следует также иметь ввиду нормы Конвенции

ё 2 Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных

прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52, ч. I, ст. 6965; 2014. № 2, ч. II (по-242 правка).

МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»4 (Женева, 1952 г.), которую Российская Федерация ратифицировала в 2018 г. При сравнении норм Конвенции МОТ, ФЗ «О страховых пенсиях» и Соглашения можно констатировать коллизии между этими документами. В указанной Конвенции МОТ не предусмотрен термин «член семьи», однако по смыслу этого документа можно сделать вывод о том, что это жена и дети, находящиеся на иждивении (п. «а» ст. 61). Таким образом, положения российского законодательства значительно расширяют круг тех, кто имеет право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, следовательно, несмотря на вступление в действие для России Конвенции 102 к россиянам, так и гражданам стран-участниц ЕАЭС будет применяться российская норма, т.к. она улучшает положение работников и членов их семей, по сравнению с действующим международным договором. В качестве положительного момента Соглашения следует отнести тот факт, что в качестве члена семьи четко указано, что это лицо, состоящее в браке. Это важный момент, т.к. в этом случае пенсионные права предоставляются только тем парам, которые находятся в зарегистрированном, а не в так называемом «гражданском» браке. В то же время, если сравнивать вариант европейской интеграции, то при регулировании трудовых и иных отношений применяется формулировка о том, что такие права имеют как работники, состоящие в зарегистрированном браке, так и не в зарегистрированном;

2) правила применения электронного документооборота. Очевидно, что в скором времени этот вопрос потребует разрешения. Например, Соглашение закрепляет понятие «персональных данных» и «стажа работы». Эти понятия непосредственно связаны с назначением и получением пенсии. Много десятилетий основным документом, подтверждающим стаж работы, а также данные о работе и прочие, была трудовая книжка. Однако сегодня государства ЕАЭС на национальном уровне переходят на электронный документооборот. Значит потребуется либо унифицировать законодательство о ведении такого документооборота в социально-трудовой сфере, либо принимать унифицированные нормы в качестве дополнения к Соглашению. Для всех государств ЕАЭС это новый институт, но для единообразия в расчете стажа работы, работы с налоговыми органами и фондами страхования, внесения данных о работе, передаче данных государств друг другу необходимо будет выработать общий единообразный механизм;

3) потребуется выработать общие нормы и о передаче персональных данных работника. Это связано с передачей сведений о стаже работы, стажа работы по определенной профессии или условиях. Возможно будет предложено создание единой платформы работников стран ЕАЭС, по примеру платформ других государств (платформа Adepto). Такая платформа будет удобна для работодателя, т.к. предлагает им огромный выбор работников с резюме, достижениями, подготовкой и т.д. Эта система имеет разветвленные сети с корпорациями и позволяет подбирать работников в разных отраслях, создавая общеотраслевые «экосистемы рабочей силы», организовать переобучение работников и пр. Такая экосистема позволит учесть интересы работника по подбору работы. Кроме того, она будет интересна всем заинтересованным государственным органам, в т.ч. и по назначению пенсий, т.к. позволит получать всю необходимую информацию,

4 Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения. URL: https:// www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/ wcms_c102_ru.pdf (дата обращения: 02.02.2020). 243

не делая дополнительных запросов. Это существенно упростит получение информации, а пребывание работников на территории договаривающихся государств сделает комфортным. Возможно, на такой платформе будет программа, которая предоставляет сведения о прохождении обучения, получения дополнительной квалификации. Такая система предоставит дополнительные возможности не только для работников и работодателей, но и учебных заведений, предоставив возможности для потенциальных обучающихся;

4) в случае назначения пенсии по инвалидности возникает вопрос о признании выданных на территории договаривающихся государств ЕАЭС медицинских документов о состоянии здоровья, группе, сроке и причине инвалидности. Соглашение предусматривает, что в данном случае процедура признания документа не потребуется. Однако, например, может быть сложно будет представить документ, выданный на языке государства-члена. Возможно, что потребуется его перевод, заверение, и др., т.е. дополнительные материальные затраты хотя ст. 9 Соглашения предусматривает, что все решения принимаются на безвозмездной основе.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что принятое Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся-членов ЕАЭС будет способствовать развитию интеграции и усилению интеграционных процессов в рамках договаривающихся государств, унификации отдельных вопросов пенсионного обеспечения, предоставления и передачи информации между государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.