Научная статья на тему 'СОГЛАШЕНИЕ (ДОГОВОР) О РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ПРАВОВАЯ ФОРМА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ'

СОГЛАШЕНИЕ (ДОГОВОР) О РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ПРАВОВАЯ ФОРМА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ДОГОВОР РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононова Елена Николаевна

В статье дан анализ примерной формы договора о сетевой форме реализации образовательных программ, предложенной законодателем, с точки зрения учета сетевого взаимодействия, складывающегося между участниками с различным объемом правомочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кононова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGREEMENT (CONTRACT) ON THE IMPLEMENTATION OF NETWORK EDUCATIONAL PROGRAMS AS A LEGAL FORM OF SECURING AGREEMENTS OF PARTICIPANTS IN THE TRAINING PROCESS

The article provides approximate contact’s form analysis which is dedicated to networking form of educational programs’ implementation which, in turn, is suggested by legislator, considering networking interaction between participants with different levels of competence.

Текст научной работы на тему «СОГЛАШЕНИЕ (ДОГОВОР) О РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ПРАВОВАЯ ФОРМА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_5_33 УДК 347.441

СОГЛАШЕНИЕ (ДОГОВОР) О РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ПРАВОВАЯ ФОРМА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ AGREEMENT (CONTRACT) ON THE IMPLEMENTATION OF NETWORK EDUCATIONAL PROGRAMS AS A LEGAL FORM OF SECURING AGREEMENTS OF PARTICIPANTS IN THE TRAINING PROCESS

КОНОНОВА Елена Николаевна,

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, ФГБОУ «Псковский государственный университет». 180000, Россия, Псковская обл., г. Псковск, ул. Советская, 21. E-mail: kononova_gpp@mail.ru;

KONONOVA Elena Nikolaevna,

Senior Lecturer of the Department of Civil Law and Procedure, Pskov State University.

21, Sovetskaya str., Pskov, Pskov region, 180000, Russia. E-mail: kononova_gpp@mail.ru;

Краткая аннотация: В статье дан анализ примерной формы договора о сетевой форме реализации образовательных программ, предложенной законодателем, с точки зрения учета сетевого взаимодействия, складывающегося между участниками с различным объемом правомочий.

Abstract: The article provides approximate contact's form analysis which is dedicated to networking form of educational programs' implementation which, in turn, is suggested by legislator, considering networking interaction between participants with different levels of competence.

Ключевые слова: образовательная программа, договор реализации образовательных программ в сетевой форме, сетевое взаимодействие, сетевая образовательная программа.

Keywords: educational programs, contract for the implementation of educational programs in a network form, network interaction, network educational program.

Для цитирования: Кононова Е.Н. Соглашение (договор) о реализации сетевых образовательных программ как правовая форма закрепления договоренностей участников процесса подготовки кадров // Право и государство: теория и практика. 2022. № 5(209). С.33-36. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_5_33.

For citation: Kononova E.N. Agreement (contract) on the implementation of network educational programs as a legal form of securing agreements of participants in the training process // Law and state: theory and practice. 2022. No. 5(209). pp.33-36. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_5_33.

Статья поступила в редакцию: 25.02.2022

Реализация образовательных программ в последние годы перестает входить в исключительных сферу деятельности образовательных организаций. В связи с существенным дефицитом кадров во многих отраслях экономики регионов, к подготовке студентов привлечены и иные субъекты - научные, медицинские, культурно-спортивные организации, а также коммерческий сектор, промышленные партнеры, а также властные структуры.

Согласно данным Росстата, численность безработных граждан в 3 квартале 2021 года составила в России 3,45 миллиона человек. В то же время имеется дисбаланс спроса и предложения на рынке труда. главная причина которого состоит в том, что кандидаты не владеют актуальными и востребованными навыками. По мнению вице-президента международной стаффинговой группы «Ancor» Алексея Миронова, рынок занятости в стране испытывает дефицит кадров при избытке вакансий, в том числе потому, что знания, которыми обладают кандидаты, не соответствуют ожиданиям работодателей. Компаниям нужны люди с определённой квалификацией уже сейчас, но зачастую соискатели не могут удовлетворить подобный запрос [1].

Повышение качества подготовки кадров с учетом отраслевого и территориального развития одна из ключевых задач, стоящих сегодня перед высшими учебными заведениями, которую не решить без создания устойчивого партнерства между университетами и организациями-работодателями. И если ранее подобные организации выступали в качестве баз практики студентов, то сегодня характер взаимодействия меняется. Они включены в так называемое сетевое взаимодействие в области профессионального образования посредством реализации согласованных усилий образовательных организаций и организаций-партне-

ров, обладающих ресурсами для осуществления образовательной деятельности по сетевой образовательной программе.

Под сетевым взаимодействием понимается система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов [2, с.35].

В ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что в реализации образовательных программ могут участвовать не только образовательные организации, но и организации науки, культуры, спорта и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения по различным видам учебной деятельности, предусмотренным соответствующей образовательной программой [3]. Перечень организаций, привлекаемых к участию в сетевом обучении, законодатель оставляет открытым.

Обращаем внимание, что ключевым элементом процесса организации сетевого взаимодействия по реализации образовательной программы является наличие ресурсов у стороны соглашения и, соответственно, их отсутствие или недостаточность у другой стороны договора. Это обстоятельство является ключевым элементом для понимания экономической природы рассматриваемого соглашения.

В зависимости от тех ресурсов, недостаток которых испытывает образовательная организация, планирующая вступить в сетевое взаимодействие, выбирается партнер. Кроме того, это обстоятельство влияет и на определение целей, ради которых та или иная организация участвует в соглашении о реализации сетевой образовательной программе.

Для образовательной организации сетевое взаимодействие связано с возможностью расширения доступа обучающихся к современным образовательным технологиям, использованием опыта ведущих образовательных организаций, гарантирующих повышение уровня квалификации выпускников. С другой стороны, иные участники сетевого взаимодействия получают возможность включения в образовательную программу углублённого изучения модуля по профилю деятельности, в рамках которого они испытывают кадровый дефицит или недостатки существующей подготовке специалистов.

Университеты активно развивают партнерские связи по широкому кругу направлений. К примеру, выстраивание тесного сотрудничества с бизнес-сообществом - одно из приоритетных направлений деятельности НИТУ «МИСиС». Университет сотрудничает более чем с 1600 ведущими российскими и зарубежными компаниями, среди которых Металлоинвест, Сбербанк, ОМК, Каракан Инвест, Mail.ru Group, РУСАЛ, Росатом, Роснано, Huawei и др. Реализуются совместные программы технологического предпринимательства и инновационного развития, научно-исследовательские, образовательные и социальные проекты [4].

Традиционным вектором образовательной политики Южного федерального университета также является сетевое взаимодействие. В 2020 году были реализованы в сетевой форме 4 программы бакалавриата и 10 программ магистратуры [5].

Примером успешного сотрудничества Санкт-Петербургского государственного университета с работодателями можно назвать новую основную образовательную программу бакалавриата по направлению 06.03.01 «Биология» («Биология: биоинженерные технологии»), разработанную совместно с компанией ЗАО «БИОКАД» [6].

По данным статистической отчетности Минобрнауки России в 2021 году 2139 образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры были реализованы с использованием сетевой формы. Это на 211 % больше, чем 2019 году. При этом численность обучающихся по сетевым программам возросло на 234%, с 29619 человек в 2019 году до 69538 - в 2021 году [7].

Высокий рост числа образовательных программ, реализованных в сетевой форме, ведёт к расширению круга участников образовательной и инновационной деятельности. Для достижения общей цели необходимо превратить часто разрозненные действия сторон сетевого взаимодействия в социально-экономические результаты, обеспечить тесную синергию с национальными и региональными программами. Так, например, основными задачами программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» заявлены интеграция университетской науки с научными организациями и реальным сектором экономики, а также расширение межинституционального сетевого взаимодействия [8].

Для решения поставленных задач важно иметь надлежащую юридическую основу сотрудничества, которая позволит университетам и партнерам, прежде всего, индустриальным, эффективно работать вместе.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», договор о реализации образовательной программы в сетевой форме является основанием сетевого взаимодействия. Однако, положения указанной ста-

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

тьи указывают на перечень сведений, подлежащих включению в договор, но не обозначают его предмет, правовую цель сделки, не закрепляют в полной мере его существенные условия [9, с.187]. Таким образом, структура договора может быть весьма примитивной и сторонам сетевого взаимодействия не всегда ясно, какие именно условия должны быть включены в договор.

Правомочными инициаторами заключения договора могут выступать сами образовательные учреждения, как юридические лица, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.

Объемы полномочий участников сетевой программы различаются, соответственно от выбора партнера будет зависеть модель сетевого взаимодействия, а правоотношения, складывающиеся в связи с реализацией сетевых образовательных программ с разным набором участников (субъектов), будут регулироваться посредством различных правовых норм.

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» определяет, что сторонами договора о сетевой форме являются базовая образовательная организация и организация-участник, которая может не обладать лицензией на ведение образовательной деятельности, но обладать ресурсами для реализации образовательной программы [10]. Это одно из важнейших нововведений последних лет. Теперь необразовательные организации, обладающие необходимыми ресурсами, становятся полноправными участниками образовательного процесса. При этом не требуется вносить существенных изменений в организационно-распорядительные акты образовательной организации, вносить дополнения в лицензию университета.

Но регулятор (Министерство образования и науки РФ) определил переход к новым типам реализации образовательных программ еще ранее, когда предложил разные модели сетевого взаимодействия в письме от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях». Данный документ и сегодня может рассматриваться в качестве ориентира при определении возможного характера сетевого взаимодействия между партнерами, устанавливаемого договором существенных условий, прав и обязанностей сторон.

Например, следует обратить внимание на специфику правоотношений сторон договора, где субъектами выступают только образовательные организации. Она характеризуется юридическим равенством сторон, специальной правосубъектностью и императивными пределами имущественной обособленности, поскольку имущество закреплено за ними на праве оперативного управления. Подобный договор носит смешанный характер, поскольку существенные условия такого договора определены законодательством об образовании и носят административно-правовой характер. Что же касается возникновения имущественных отношений между сторонами, то в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона «Об образовании в Российской Федерации», использование имущества осуществляется на безвозмездной основе. При этом безвозмездность такого договора не должна презюмироваться. Для университетов именно потребность в определении условий возмездного характера сетевого взаимодействия становится наиболее сложным организационным условием, особенно в части договоров, заключаемых с иностранными организациями (как индустриальными партнерами, так и образовательными и научными организациями). Для российских партнеров, проблема была связана с применением законодательства о закупках для государственных нужд. Исходя из определённого законодателем порядка финансового обеспечение сетевого договора, полагаем, что данный договор является возмездным. Включение в перечень существенных условий условия о цене представляется логичным

Ранее Малеина М.Н. выражала мнение о том, что заключение сетевого договора бюджетными организациями можно рассматривать, как нарушение законодательства о контрактной системе [11]. Однако Письмом Минобрнауки России от 21.10.2020 № МН-5/20371 «О направлении информации» разъяснены особенности реализации договора сетевого взаимодействия, в частности прямо указано, на то что положения законодательства, регламентирующие организацию оказания государственных (муниципальных) услуг не применимы [12].

Гораздо более сложный по структуре и содержанию договор сетевого взаимодействия возникает в том случае, если в реализации сетевой программы принимают участие промышленные предприятия или научные организации, предоставляющие ресурсы для реализации какого-либо модуля образовательной программы [13].

Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 утверждена примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ. В предложенной законодателем форме предусмотрены условия о предмете договора, основные характеристики образовательной программы, срок, а также варианты финансового обеспечения реализации программы. Таким обра-

зом, участники сетевого взаимодействия могут дополнить основной сетевой договор, договором оказания платных услуг, включив в последний все необходимые условия, предусмотренные гражданским законодательством.

Следует отметить, что предложенная примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ регулирует характер и объем ресурсов, предоставляемых субъектом договора для реализации сетевой программы, однако не предусматривает никакой ответственности сторон за ненадлежащее исполнение обязательств, отсутствует порядок возмещения убытков, условия изменения и расторжения договора.

Целостность и полнота нормативно-правового регулирования отношений по заключению сетевого договора обеспечит готовность образовательных организаций и организаций-партнеров к интеграции. Развитие экономики страны или региона в значительной степени зависит от результатов деятельности ее высших учебных заведений (ВУЗов), что требует большего внимания к стратегическому управлению высшим образованием.

Библиография:

1.Почему в России не хватает кадров на фоне безработицы (profile.ru)// Еженедельный журнал «Профиль»// URL: https://profile.ru/society/pochemu-v-rossii-ne-hvataet-kadrov-na-fone-bezraboticy-987380// (Дата обращения: 15.02.2022)

2.Швецов М. Ю., Алдар Л. Д. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе // Уч. зап. Забайкал. гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. - 2012. - С. 35.

3.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. 30.12.2021г.)

4.Отчет самообследования НИТУ «МИСиС»за 2020 год // URL: https://misis.ru/files/- /9e46678e4d7775112bb653000fcb512f/otchet _2020.pdf (Дата обращения: 15.02.20220)

5.Отчет ректора ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» И.К. Шевченко. // URL:https://sfedu.ru/docs/ufudoc/ оtchet_rectora_2020%20_30_03.pdf (Дата обращения: 17.02.2022).

6.Отчет самообследования Санкт-Петербургского государственного университета за 2020 год // .URL:https://spbu.ru/sites/default/files/pokazateli_samoobsledovaniya_2020.pdf (Дата обращения: 17.02.2022).

7.Сводная форма Информация Минобрнауки России о сборе отчетности по формам ФСН согласно ФПСР// URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/fsn/(Дата обращения: 19.02.2022)

8.Программа «Приоритет 2030» // URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/ (Дата обращения: 19.02.2022)

9.Суровцова М.Н. Содержание и структура сетевого договора // Вестник Томского государственного университета. 2018. №29.

10.Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».

11 .Малеина М.Н. Договор о сетевой форме реализации образовательных программ // Lex Russica. 2016. № 7. С. 177-183.

12.Письмо Минобрнауки России от 21.10.2020 № МН-5/20371 «О направлении информации» (вместе с Письмом Минфина России от 19.06.2020 № 12-11-17/53528 «О предоставлении разъяснений») http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65420.html/ © КонсультантПлюс, 1992-2022 (Дата обращения: 19.02.2022)

13.Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях».

References:

1. Why is there not enough personnel in Russia against the background of unemployment (profile.ru )// Weekly magazine "Profile"// URL: https://profile.ru/society/pochemu-v-rossii-ne-hvataet-kadrov-na-fone-bezraboticy-987380 // (Accessed: 02/15/2022)

2. Shvetsov M. Yu., Aldar L. D. Network interaction of educational institutions of vocational education in the region // Uch. zap. Zabaikal. state University. Ser.: Pedagogy and psychology. - 2012. - p.

35.3.Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation" (ed. 12/30/2021)

4. NUST MISIS Self-examination Report for 2020 // URL: https://misis.ru/files /- /9e46678e4d7775112bb653000fcb512f/otchet _2020.pdf (Accessed: 02/15/20220).

5. Report of the rector of the Southern Federal University I.K. Shevchenko. // URL:https://sfedu.ru/docs/ufudoc / onch-et_rectora_2020%20_30_03.pdf (Accessed: 02/17/2022).

6.Self-examination report of St. Petersburg State University for 2020 //

.URL:https://spbu.ru/sites/default/files/pokazateli_samoobsledovaniya_2020.pdf (Accessed 17.02.2022).

7.Summary form Information of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on the collection of reports on the FSN forms according to the FPSR// URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/fsn /(Accessed: 02/19/2022)

8.The Priority 2030 Program // URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030 / (Accessed: 02/19/2022)

9. Surovtsova M.N. The content and structure of the network contract // Bulletin of Tomsk State University. 2018. №29.

10. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation and the Ministry of Education of the Russian Federation dated August 5, 2020 No. 882/391 "On the organization and implementation of educational activities in the network form of educational programs".

11. Maleina M.N. Agreement on the network form of educational programs implementation // Lex Russica. 2016. No. 7. pp. 177-183.

12. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 10/21/2020 № MN-5/20371 "On sending information" (together with the Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 06/19/2020 № 12-11-17/53528 "On providing explanations") http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65420.html/ © ConsultantPlus, 1992-2022 (Accessed: 02/19/2022)

13. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated August 28, 2015 No. AK-2563/05 "On methodological recommendations".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.