Научная статья на тему 'СОФЬЯ ВЛАДИМИРОВНА ПАНИНА: ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ (1924-1938 ГГ.)'

СОФЬЯ ВЛАДИМИРОВНА ПАНИНА: ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ (1924-1938 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
350
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
С. В. ПАНИНА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ЧЕХОСЛОВАКИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ ЭМИГРАНТОВ / S. V. PANINA / CHARITY / RUSSIAN REVOLUTION / CHECHOSLOVAKIA / SELF-ORGANIZATION OF EMIGRANTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Серапионова Елена Павловна

Статья повествует о жизни и деятельности графини Софьи Владимировны Паниной. Аристократка, одна из богатейших женщин России уже в молодости увлеклась благотворительностью. «Красной графиней» ее стали называть за огромную просветительскую работу среди рабочих. На ее деньги и по ее инициативе были созданы столовые, библиотеки, больницы, она помогала театрам и построила обсерваторию. Главным ее детищем стал Народный дом на Лиговке в Петербурге. По своим политическим взглядам она принадлежала к Конституционно-демократической партии. Активно участвовала в деятельности Временного правительства, став первой женщиной - товарищем министра. Большевистский переворот не приняла. После поражения Белой армии эмигрировала за границу. И за рубежом она продолжала помогать нуждавшимся людям. Жила во Франции, Англии, Швейцарии. В 1924 г. она переехала в Чехословакию, где прожила до 1938 г. После Мюнхенского соглашения Панина уехала в США. Несмотря на значительное количество литературы, посвященной героине статьи, чехословацкий период ее жизни освещен недостаточно подробно. Именно поэтому основное внимание в работе сосредоточено на деятельности С. В. Паниной в Чехословакии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFYA VLADIMIROVNA PANINA: CHECHOSLAVAKIAN PERIOD OF LIFE (1924-1938)

The article dwells upon the life and work of Countess Sofya Vladimirovna Panina. An aristocrat, one of the richest women in Russia, as early as in her youth she was carried away by charity. She was called the “Red Countess” for her enormous educational work among the workers. With her money and on her initiative, dining rooms, libraries, hospitals were created, she helped theaters and she also built an observatory. Her main creation was the People’s Ligovsky House in St. Petersburg. As for her political views, she belonged to the Constitutional Democratic Party. She actively participated in the activities of the Provisional Government, and was the first woman in Russia to become a Minister’s assistant. She did not accept the Bolshevik coup. After the defeat of the White Army, she emigrated abroad. And there, she continued to help people in need. She lived in France, England, Switzerland. In 1924 she moved to Czechoslovakia, where she lived until 1938. After the Munich Agreement, Panina left for the USA. Despite a considerable amount of literature devoted to the heroine of the article, the Czechoslovak period of her life is not adequately covered. That is why the main attention in the work is focused on the activities of S.V. Panina in Czechoslovakia.

Текст научной работы на тему «СОФЬЯ ВЛАДИМИРОВНА ПАНИНА: ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ (1924-1938 ГГ.)»

УДК 929 ББК 63.3

Е. П. Серапионова Институт славяноведения РАН (Москва, Россия)

Софья Владимировна Панина: чехословацкий период жизни

(1924-1938 гг.)

Статья повествует о жизни и деятельности графини Софьи Владимировны Паниной. Аристократка, одна из богатейших женщин России уже в молодости увлеклась благотворительностью. «Красной графиней» ее стали называть за огромную просветительскую работу среди рабочих. На ее деньги и по ее инициативе были созданы столовые, библиотеки, больницы, она помогала театрам и построила обсерваторию. Главным ее детищем стал Народный дом на Лиговке в Петербурге. По своим политическим взглядам она принадлежала к Конституционно-демократической партии. Активно участвовала в деятельности Временного правительства, став первой женщиной - товарищем министра. Большевистский переворот не приняла. После поражения Белой армии эмигрировала за границу. И за рубежом она продолжала помогать нуждавшимся людям. Жила во Франции, Англии, Швейцарии. В 1924 г. она переехала в Чехословакию, где прожила до 1938 г. После Мюнхенского соглашения Панина уехала в США. Несмотря на значительное количество литературы, посвященной героине статьи, чехословацкий период ее жизни освещен недостаточно подробно. Именно поэтому основное внимание в работе сосредоточено на деятельности С. В. Паниной в Чехословакии.

Ключевые слова: С. В. Панина, благотворительность, русская революция, Чехословакия, самоорганизация эмигрантов.

Статья подготовлена при финансовой поддержке ПФИ Президиума РАН «Социально-гуманитарные аспекты устойчивого развития и обеспечения стратегического прорыва России»: подпроект «Культурно-сложные сообщества: понимание и управление», тема «Австро-Венгрия: механизмы самоорганизации культурно-сложных сообществ в композитарной монархии», № 0178-2018-0008.

DOI: 10.31168/2073-5731.2019.3-4.1.09

Жизнь и деятельность С. В. Паниной не раз привлекала внимание исследователей. Ей посвящены статьи, страницы в коллективных и индивидуальных монографиях. Американский профессор университета Вилланова в Филадельфии Адель Линденмайер много лет занималась биографией Паниной для написания книги о ней. В 2011 г. к 140-летию со дня ее рождения в Доме русского зарубежья (ДРЗ) прошел международный научный коллоквиум, материалы которого были опубликованы1. Есть даже Интернет-музей С. В. Паниной2.

Однако большее внимание исследователей занимает дореволюционный и революционный этапы ее жизни и деятельности. В эмиграции в основном рассматривалась общественная деятельность С. В. Паниной в Лиге Наций, а затем уже американский этап ее эмигрантской жизни (после 1938 г.). Чехословацкий период освещен в литературе лишь частично.

Софья Владимировна — одна из богатейших женщин России, известная общественная и политическая деятельница, меценат, литературный критик3 — родилась 23 августа 1871 г. в Москве4, крестили ее в Алексеевской церкви на Глинищах5. Крестным отцом Паниной был император Александр II. Она принадлежала к верхушке русской аристократии, была очень знатного происхождения, ее предками были князья Урусовы и Мещерские. Первые упоминания рода Паниных относятся еще к правлению Ивана Грозного6. Ее дедушка по отцовской линии В. Н. Панин, один из крупных землевладельцев, был министром юстиции при Николае I и при Александре II, дедушка по материнской линии, генерал С. И. Мальцов, являлся крупным предпринимателем. Обширную промышленную империю Мальцовых иногда

1 Мыслящие миры российского либерализма: графиня Софья Владимировна Панина (1871-1956). Материалы международного научного коллоквиума. Москва, 29-31 мая 2011 г. М., 2012.

2 http://www. sof-panina.ru

3 Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919-1939. М.: Прогресс-Академия, 1994. С. 289.

4 Толстой И. Графиня Панина и русская благотворительность. URL: https://www.svoboda.Org/a/24261470.html (дата обращения: 12.04.2019).

5 Давыдова Л. Графиня Софья Панина: жизнь, наполненная надеждами. URL: http://raslo.cz/index.php/nauka/item/305-grafinya-sofya-panina-zhizn-napolnennaya-nadezhdami (дата обращения: 12.04.2019).

6 Молчанова М. «Красная графиня» Софья Панина — последняя представительница знатного рода. URL: https://diletant.media/ articles/38563227/ (дата обращения: 20.07.2019).

называли «Америкой в России»7. Софья была единственным ребенком единственного сына В. Н. Панина. Ее отец, камер-юнкер граф Владимир Викторович, умер очень рано, когда ей было всего два года, и она стала единственной наследницей рода Паниных. До 11 лет она жила с матерью Анастасией Сергеевной Паниной (ур. Мальцовой). Затем мать вышла замуж за видного деятеля земского движения И. И. Пе-трункевича, впоследствии одного из основателей партии кадетов, депутата I Государственной Думы. Над Софьей было установлено опекунство бабушки графини Натальи Павловны Паниной (ур. Ти-зенгаузен) и дяди, генерал-лейтенанта Владимира Васильевича Левашова. Софью определили в Училище благородных девиц ордена св. Екатерины (Екатерининский институт), где она проучилась шесть лет, с 1882 по 1887 г. В 20 лет Софью выдали замуж за сына статс-секретаря А. А. Половцова Александра. Посаженым отцом на свадьбе был император Александр III8. Однако брак оказался неудачным, и молодые развелись. Софья вернула свое имя и титул и поселилась в доме бабушки. Некоторое время она училась на Высших Бестужевских курсах, но не закончила их9. В это время она познакомилась с учительницей А. В. Пешехоновой, работавшей в народной школе в Петербурге. Первым их совместным проектом стало открытие 25 октября 1891 г. столовой для детей малоимущих рабочих. Далее последовали другие благотворительные акции. На свои средства она открыла чайную (1897), библиотеку (1898) и вечерние классы черчения для взрослых (1900).

В 1899 г. умерла бабушка, оставив Софье богатое наследство. С. В. Панина владела имениями Марфино под Москвой, Вейделев-ка, Дугино на Смоленщине, Городец в Нижегородской губернии. Ее имения по тем временам были образцовыми, со всеми новинками в сельском хозяйстве. В Вейделевской волости ее конный завод был

7 Данилевич Е. Народная графиня. Почему Софья Панина раздала все деньги простым людям. URL: http://www.spb.aif.ru/society/people/ narodnaya_grafinya_pochemu_sofya_panina_razdala_vse_dengi_prostym_ lyudyam (дата обращения: 14.04.2019).

8 Давыдова Л. Графиня Софья Панина: жизнь, наполненная надеждами. URL: http://ruslo.cz/index.php/nauka/item/305-grafinya-sofya-panina-zhizn-napolnennaya-nadezhdami (дата обращения: 20.07.2019).

9 Линденмайер А. Графиня Софья Владимировна Панина в истории русской филантропии и демократии // Мыслящие миры российского либерализма... С. 14.

лучшим, там же разводили овец, сочетавших в себе лучшие качества тонкорунных и неприхотливых местных пород. На средства Паниной была построена Вендеевская земская больница в 1907 г., лучшая в Воронежской губернии, и в 1912 г. кумысолечебница для больных туберкулезом, вместе с земством открыты начальные школы. При ее поддержке были организованы выставки-продажи новой сельхозтехники, открыты консультационные пункты, Кредитное и Потребительское общества.

От бабушки ей досталось и имение в Гаспре (Крым), где любили бывать и подолгу жили ее мать и отчим, а также многочисленные друзья и знакомые, среди них А. П. Чехов, М. Горький, К. Бальмонт, С. Н. Булгаков, В. Набоков и др.10 Здесь по ее приглашению отдыхал Л. Н. Толстой. В Свято-Духовой церкви имения Гаспра в 1900 г. состоялось венчание будущего чехословацкого премьер-министра К. П. Крамаржа и Н. Н. Хлудовой11.

В 1903 г. Софья Владимировна приобрела участок земли и построила Лиговский народный дом для просвещения рабочих с театральным и гимнастическим залами, библиотекой-читальней, учебными классами. Народный дом должен был стать просветительским учреждением для широких слоев населения, основной задачей которого была борьба с неграмотностью. Тут были организованы классы с четырьмя отделами, где шло преподавание по 13 предметам. Обучались в основном взрослые люди, которые могли получить начальное образование, а при желании заканчивали потом курсы второй ступени и, успешно сдав экзамены, приобретали диплом народного учителя.

В библиотеке, где устраивались сеансы синематографа и камерные концерты, установили мелодичный орган12. При Народном доме действовал общедоступный театр и передвижной музей учебных пособий для предметов естественнонаучного цикла, была открыта

10 Копршивова А. Графиня Софья Панина «Со всем живущим заодно...» // Дом в изгнании. Очерки о русской эмиграци и в Чехословакии 1918-1945. Прага, 2008. С. 178.

11 Серапионова Е.П. Карел Крамарж и Россия. 1890-1937 годы: Идейные воззрения, политическая активность, связи с российскими государственными и общественными деятелями. М., 2006. С. 61.

12 Молчанова М. «Красная графиня» Софья Панина — последняя представительница знатного рода. URL: https://diletant.media/ articles/38563227/ (дата обращения: 20.07.2019).

чайная с низкими ценами, бесплатная столовая и прачечная. При Народном доме имелись слесарная и переплетная мастерские, где детей учили этим профессиям. Здесь же действовала сберегательная касса. В 1905 г. в башне здания открылась Общедоступная обсерватория, целью которой стало распространение астрономических знаний. В Народном доме было многолюдно: собиралось до 1000 человек, проходили собрания, дискуссии, митинги, о чем можно прочесть в воспоминаниях С. В. Паниной «На Петербургской стороне»13 и «На Петербургской окраине»14. В Народном доме не разрешалось употребление спиртного, игра в карты и политическая агитация. А. Ф. Керенский одно время работал там в бесплатной юридической консультации, но был уволен за агитацию15. В 1908 г. при помощи графини С. В. Паниной под Викторополем была открыта Степная биологическая станция Петербургского общества естествоиспытателей, а в 1914-м — Опытная станция, положившая начало впоследствии возникшему Институту подсолнечника.

Панина оказала помощь и Московскому МХАТу, став одним из его пайщиков.

С. В. Панина начала работу в Российском обществе защиты женщин, возглавив отдел, в ведении которого находилось бюро по найму прислуги и помещение на 50, позже 80 работниц со столовой для приезжавших в столицу на заработки работниц. В 1910 г. Панина являлась одной из организаторов Всероссийского съезда по борьбе с проституцией. Под ее опекой находился приют для женщин-матерей Е. П. Калачевой на Охте.

В начале Первой мировой войны Панина возглавляла комиссию по народному образованию в Петроградской городской думе и стала еще заниматься и распределением пособий солдатским семьям. В Лиговском народном доме был размещен лазарет для раненых, созданный Всероссийским союзом городов. После Февральской революции 1917 г. Софью Владимировну избрали депутатом Петроградской городской думы, в мае она вошла в состав ЦК конституционных демократов. В марте 1917 г. она участвовала в депутации известных общественных деятельниц, которая доби-

13 Новый журнал. 1957. Кн. 48.

14 Новый журнал. 1957. Кн. 49.

15 Данилевич Е. Народная графиня. URL: http://www.spb.aif.ru/ society/people/narodnaya_grafinya_pochemu_sofya_panina_razdala_vse_ dengi_prostym_lyudyam (дата обращения 14.04.2019).

лась от премьер-министра князя Г. Е. Львова подтверждения намерения Временного правительства уравнять женщин в политических правах с мужчинами. С. В. Панина стала первой женщиной в истории России, занявшей пост товарища (заместителя) министра государственного призрения во Втором коалиционном правительстве, возглавляемом А. Ф. Керенским. Ее стали называть «красной графиней»16. В Третьем коалиционном правительстве, образованном в сентябре 1917 г., графиня Панина заняла должность товарища министра народного просвещения.

В результате большевистского переворота все министры Временного правительства были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Софья Панина, все еще остававшаяся на своем посту, по решению партии кадетов об активном сопротивлении большевикам перевела значительную сумму из министерской кассы (около 93 тыс. руб.) в один из зарубежных банков, обязуясь вернуть средства легитимно избранной Учредительным собранием власти. После Октябрьского переворота она вошла в Комитет спасения родины и революции и оказывала содействие антибольшевистским силам. 29 ноября Панина вместе с рядом других видных деятелей партии кадетов была арестована и помещена в женскую тюрьму на Выборгской стороне, а затем освобождена революционным трибуналом «ввиду прежних заслуг». Однако вскоре вновь была арестована и помещена в Петропавловскую крепость. Освобождена после того, как ее друзья и соратники передали большевикам необходимую сумму, с тем чтобы эти деньги постепенно возместил Всероссийский учительский союз, открывший подписку на сбор средств в пользу Паниной. Она принимала активное участие в организации Учредительного собрания, которое позже было разогнано большевиками.

После этого С. В. Панина едет на юг. Уже после ее отъезда, в апреле 1918 г. Панину лишили всего имущества, которое было национализировано.

В сентябре 1918 г. в Киеве вместе с однопартийцем Н. И. Астровым она участвовала в дискуссиях с П. Н. Милюковым о внешнеполитической линии партии кадетов, настаивая на возобновлении союза России со странами Антанты. Панина вошла в Национальный центр, став членом комиссии по пропаганде. В октябре 1919 г. она была избрана в бюро КДП.

16 Молчанова М. «Красная графиня» Софья Панина. URL: https:// diletant.media/articles/38563227/ (дата обращения: 20.07.2019).

Весной 1920 г. на Дону Софья Владимировна вступила в гражданский брак с Николаем Ивановичем Астровым17, последним городским главой Москвы, членом Особого совещания при генерале А. И. Деникине. В Крыму, в Гаспре, находились ее мать и отчим. После поражения белых вместе с остатками армий Врангеля Панина эмигрировала с родными за границу, сначала в Константинополь, потом во Францию и Англию. За рубежом Панина продолжала свою кипучую общественную деятельность. Известные общественные и политические деятели, в число которых безусловно входила Панина, составили ядро, вокруг которого происходила институционализация русской эмигрантской жизни18. В 1920 г. Панина поддержала создание Русской академической группы для объединения русских ученых за границей и оказания им помощи19. Она стала членом Временного главного комитета Всероссийского союза городов за границей (с 1920), Российского земско-город-ского комитета помощи российским гражданам за границей (с 1921 г.). На совещании членов ЦК КДП в Париже (26.05-02.06.1921) Панина подвергла критике «новую тактику» П. Н. Милюкова. С ноября 1921 г. жила в Женеве. В Швейцарии вместе с Н. И. Астровым она начала работать при Лиге Наций, организуя гуманитарную помощь русским эмигрантам. Кроме этого являлась заместителем Астрова в Совете представителей гуманитарных организаций при Верховном комиссаре по делам русских беженцев20. С. В. Панина помогала А. В. Жекулиной в 1921 г. в устройстве русской гимназии в Константинополе21 и перевозке

17 Копршивова А. Графиня Софья Панина «Со всем живущим заодно.». С. 181.

18 Гаген С. Политическая элита Российской империи в изгнании в Чехословакии (1919-1945) // Истории изгнания. Судьбы эмигрантов с территории бывшей Российской империи в межвоенной Чехословакии. Praha: Рат^шк пш^тЬо písemnictví, 2018. С. 28.

19 Волошина В.Ю. Вырванные из родной почвы. Социальная адаптация российских ученых-эмигрантов в 1920-1930-е годы. М., 2013. С. 124; Она же. Ученый в эмиграции: проблемы социальной адаптации ученых-эмигрантов сквозь призму «персональной истории». Омск, 2010. С. 95.

20 Подробнее об этом см.: БочароваЗ. С. «Взращивать добрые плоды своего неутомимого труда»: деятельность С. В. Паниной и Н. И. Астрова в Лиге Наций // Мыслящий мир русского либерализма. С. 78-88.

21 Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). Ф. 5913. Н. И. Астров. Оп. 1. Д. 1097. Письма А. В. Жекулиной С. В. Паниной. Л. 25-25об.; 27-27об.

ее в Чехословакию22. Обеих дам объединяла идея воспитать кадры интеллигентных людей для будущей России23. Обсуждали они и вопрос о бюро по регистрации беженцев24.

20 апреля 1923 г. С. В. Панина вместе с Н. И. Астровым внесли проект резолюции на заседании Совещательного комитета по делам беженцев при Лиге Наций в связи с бедственным положением русских в Польше и Румынии. В резолюции выражалась надежда, что Верховный комиссар по делам беженцев продолжит вести переговоры и предпринимать соответствующие действия для облегчения положения русских эмигрантов в этих странах. В документе содержалась и просьба к Верховному комиссару (учитывая, что некоторые беженцы выражали желание вернуться в Россию) «начать переговоры с правительствами России и Украины об оказании помощи беженцам, пожелавшим вернуться на родину, о предоставлении им прав, которыми обладают все российские граждане, а также условий, в которых они смогли бы восстановить свои жилища и заниматься социальной и экономической деятельностью»25. В связи с этим уполномоченный Российского Красного Креста при международных учреждениях в Женеве Ю. И. Лодыженский направил С. В. Паниной и Н. И. Астрову письмо, в котором ставил вопрос, чем вызвано изменение отношения Российского земско-городского комитета помощи российским гражданам за границей, представителями которого они являлись, к вопросу о репатриации русских эмигрантов. По его словам, ранее отношение всех эмигрантских организаций к репатриации было отрицательным26. В письме С. В. Паниной и Н. И. Астрова председателю Общества помощи русским гражданам в Берлине С. А. Смирнову их позиция по вопросу о репатриации полностью разъяснялась: резолюция представляла собой попытку частичного решения вопроса об изгоняемых с территории Польши и Румынии правительствами этих стран русских беженцев, причем только тех, кто сам изъявил желание вернуться в Россию27.

22 Там же. Л. 40-41об.; 37-37об.

23 Там же. Л. 26об.

24 Там же. Л. 29-29об.

25 Бочарова З. С. Русские беженцы: проблемы расселения, возвращения на родину, урегулирования правового положения (1920-1930-е годы). (Сборник документов и материалов). URL: www.auditorium.ru/ (дата обращения: 15.04.2019).

26 Там же.

27 Там же.

Берлинское отделение Комитета русских юристов, ознакомившись с проектом резолюции, представленным графиней С. В. Паниной и Н. И. Астровым в заседании Совещательного Комитета при Верховном комиссаре по русским делам 20 апреля 1923 г. и возражениями представителя Русского Красного Креста доктора Ю. И. Лодыженского, пришло к заключению, что так как никакого правового строя в России не существует, то «всякое обращение со стороны российских общественных организаций с предложениями и ходатайствами о репатриации должны быть признаны явно неуместными и недопустимыми»28.

В августе 1924 г.29 С. В. Панина по приглашению дочери президента Чехословацкой республики Алисы Масарик30, переехала вместе с родными в ЧСР. Ее приезд планировался годом раньше, но был отложен из-за болезни31.

Сначала они жили в Розтоках32 недалеко от Праги в одной вилле с семьями Жекулиных, профессора В. Э. Брунста и Евреиновыми33, затем перебрались в Прагу. И в Чехословакии Панина не прекращала своей кипучей общественной деятельности. Она вошла в Пражскую группу центральных кадетов. Вместе с Н. И. Астровым, князем П. Д. Долгоруковым, А. В. Жекулиной она входила в возглавляемый П. П. Юреневым Временный главный комитет Всероссийского союза городов, ведавший организацией и руководством дошкольных детских организаций в ЧСР и гимназией в Моравской Тршебове34.

С мая 1925 г. по 1938 г. С. В. Панина являлась бессменной председательницей комитета по организации празднования Дней русской культуры в Чехословакии. Она ежегодно выступала с приветственной

28 Там же.

29 ГАРФ. Ф. 5913. Оп. 1. Д. 1097. Л. 64.

30 Волошина В. Ю. Вырванные из родной почвы. С. 129; Копрши-вова А. Личные контакты президента Масарика с российской эмиграцией // Т. Г. Масарик и «Русская акция» Чехословацкого правительства. К 150-летию со дня рождения Т. Г. Масарика. По материалам международной научной конференции. М., 2005. С. 73.

31 ГАРФ. Ф. 5913. Оп. 1. Д. 1097. Л. 73-74об.

32 О начальном этапе эмигрантской жизни С. В. Паниной в ЧСР см.: Волошина В. Ю. Розтокская русская колония. Начало пражского периода эмиграции С. В. Паниной // Мыслящие миры русского либерализма. С. 72-78.

33 Волошина В. Ю. Вырванные из родной почвы. С. 60.

34 Серапионова Е. П. Российская эмиграция в Чехословацкой республике (20-30-е годы). М., 1995. С. 120-121.

речью на открытии Дня русской культуры, приуроченного ко дню рождения А. С. Пушкина. Празднование дня рождения А. С. Пушкина русскими эмигрантами началось в Эстонии в 1924 г. В октябре того же года в Праге на совещании по борьбе за сохранение нации, устроенном Педагогическим бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, было решено ежегодно устраивать День русской культуры. В 1925 г. празднование Дня русской культуры состоялось в 13 странах. В каждой из них устройством праздника занимались русские эмигрантские организации, связанные с Комитетом Дня русской культуры в Чехословакии, который и возглавила Панина. Комитету поручалось устройство собраний, докладов, лекций, концертов, спектаклей, торжественных заседаний, публикация отчетов. Приветственное слово председательницы Комитета Дня русской культуры в ЧСР гр. С. В. Паниной всегда значилось под номером 1 в праздничных мероприятиях35. Праздник был общенациональным, с каждым годом число стран, где он отмечался, росло. Комитет существовал за счет взносов эмигрантских организаций, доходов от культурно-просветительных мероприятий и пожертвований.

В Чехословакии праздник проходил достаточно масштабно. Панина принимала непосредственное участие в обсуждении программы и организации празднования, выдвигала новые идеи и вела переговоры с участниками. По ее поручению заблаговременно профессор историк Е. Ф. Шмурло составлял список памятных дат, связанных с именами русских писателей, поэтов, музыкантов и других выдающихся деятелей русской культуры, а затем решали, какой акцент сделать во время празднования очередного Дня русской культуры. Проводился праздник не только в Праге, но и в других городах Чехословакии, для его подготовки следовало координировать усилия различных эмигрантских организаций, достать средства на его проведение, пригласить чехословацких политических и общественных деятелей, представителей науки и культуры. Панина, благодаря своим связям с чехословацкими политическими и общественными деятелями, сумела «заразить» идеей празднования и чехословацкое общество. В отчете о проведении Дня русской культуры за 1928 г. Н. А. Цуриков писал: «В Праге чехи — друзья России не только присутствовали и участвовали в русском празднике, а сами устроили и сами (выделено в тексте. — Е. С.) праздновали "День Русской Культуры". Это замеча-

35 Документы к истории русской и украинской эмиграции в Чехословацкой республике (1918-1939). Прага, 1998. С. 246.

тельное торжество было чрезвычайно внушительно. Оно было устроено несколькими чешскими организациями, и ему предшествовало обращение к учителям народных школ, ко всем культурным организациям, к книжным магазинам и к чехословацкой журналистике с предложением о соответственном ознаменовании этого чешского "Дня", посвященного русской культуре. На торжественном заседании в зале Пражской городской радницы36 последовательно выступали: товарищ председателя Академии наук Ю. Поливка, председатель Чехословацкого национального совета А. Прокупек, вице-председатель Земского школьного совета Н. Полицер, известный чешский писатель Р. Медек и профессор литературы Горак»37.

С. В. Панина являлась основательницей и руководительницей Русского дома, так называемого «Русского очага» в Праге, основанного 26 ноября 1925 г. по инициативе д-ра А. Масарик, председательницы Чехословацкого Красного Креста. Эту идею С. В. Панина обсуждала в письмах с А. В. Жекулиной. 23 июня Жекулина в письме Паниной советовала ей обратиться к А. Масариковой с тем, чтобы та попросила у американского мецената Джона Крейна38, который в тот момент находился в Европе, деньги на помещение для Русского дома39. «Русский очаг» находился вначале на улице Кременцовой (д. № 8), а затем на улице Мисликовой. Задачей «Русского очага» являлось удовлетворение духовных и культурно-просветительных потребностей русской колонии в Праге, и в особенности русской учащейся молодежи. «Русский очаг» находился под покровительством Чехословацкого Красного Креста и управлялся комитетом, председательницей которого была А. Масарик, а в состав входили Д. Крейн, представители МИД ЧСР и Чехословац-

36 Радница — ратуша, орган городского самоуправления.

37 ГАРФ. Ф. 5850. Комитет Дня русской культуры в Чехословакии. Отчеты, информация, воззвания, статьи, объявления о проведении Дня русской культуры в Чехословакии. Оп. 1. Д. 10. Л. 16об.

38 Джон Оливер Крейн (1899-1983) — младший сын американского миллионера Чарльза Ричарда Крейна, лично знакомого с Т. Г. Масариком. Старший сын Ричард Теллер Крейн был первым послом США в ЧСР, Джон Крейн одно время являлся пресс-секретарем президента Масарика и посредником в благотворительной деятельности отца. Подробнее см.: Чеботарева Т. «На чужом пиру незваные гости»: из истории «Русского очага» в Праге // Русская акция помощи в Чехословакии: история, значение, наследие / Сост. Л. Бабка и И. Золотарев. Прага, 2012. С. 125-133.

39 ГАРФ. Ф. 5913. Оп. 1. Д. 1097. Л. 67-67об.

кого Красного Креста. Панина заведовала «Русским очагом» и руководила его работой40. Чехословацкое правительство в рамках «Русской акции помощи» выделяло средства на содержание различных русских эмигрантских учреждений, в том числе и «Русского очага». Так, из 24 млн 598 тыс. чехословацких крон (кр. ч.), выделенных в 1927 г. МИД ЧСР на «Русскую акцию», на его содержание пошло 96 тыс. кр. ч.41 Деньги на содержание Русского дома кроме Крейна предоставлял президент Масарик и его дочь Алиса42. За 12 лет существования «Русского очага» семья Крейнов выделила 784 275 кр. ч., семья Масариков — 516 000 кр. ч, МИД ЧР — 496 789 кр. ч., доход самого «Русского очага» составил 264 336 кр. ч.43 С 1931 г. в связи с прекращением «Русской акции» и финансовым кризисом в стране Русский дом перестал получать помощь от МИД ЧСР и продолжал работать исключительно благодаря помощи Крейнов и семьи Масарика.

«Русский очаг» состоял из библиотеки-читальни, клуба для проведения лекций, вечеров, концертов и буфета, где продавались простые дешевые блюда, с 12 до 15 можно было пообедать. Целью создания Русского дома было сохранение русских культурных традиций. Просуществовал он до 1944 г. В нем проходили не только культурные, но и многие общественные мероприятия, например, в июле 1934 г. состоялось общее собрание Союза русских писателей и журналистов в ЧСР под председательством Н. И. Астрова44. В Русском доме проводило свои заседания Русское историческое общество, Русское музыкальное общество, выступал хор Архангельского. Только за два первых года существования «Очага» в нем было проведено 367 мероприятий, в которых приняли участие в целом более 111,5 тысяч человек45. В 1930-е гг. библиотека «Русского очага» насчитывала около 10 тыс. томов. В читальне за 1 крону можно было провести весь день. Каждый год в июне месяце там проходили Дни русской книги46.

40 Русские в Праге 1918-1928 гг. / Ред.-сост. С. П. Постников. Прага, 1928. С. 122-123.

41 Документы к истории русской и украинской эмиграции. С. 120.

42 Tejchmanova S. Rusko V Ceskoslovensku (ВПа emigrace V CSR 19171939). Praha, 1993. 8. 51.

43 Чеботарева Т. «На чужом пиру незваные гости»: из истории «Русского очага» в Праге. С. 131.

44 Документы к истории русской и украинской эмиграции.. С. 96.

45 Волошина В. Ю. Розтокская русская колония. Начало пражского периода эмиграции С. В. Паниной. С. 76.

46 Те]^тапоуа X Rusko V Ceskoslovensku. 8. 52.

С. В. Панина поддерживала связи и вела переписку со многими известными российскими деятелями — А. И. Деникиным и его женой, матерью генерала П. Н. Врангеля М. Д. Врангель, историком Е. Ф. Шмурло, бывшим секретарем Л. Н. Толстого, директором Русского культурно-исторического музея, в создании которого Панина принимала деятельное участие, В. Ф. Булгаковым, директором Русской гимназии в Моравской Тршебове уже упоминавшейся А. В. Же-кулиной и многими другими известными в эмиграции лицами. Последняя в письмах Паниной рассказывала о трудностях издательского дела в ЧСР, так как печатать книги для эмигрантов представлялось невыгодным из-за того, что их покупательская способность была равна нулю, а для России — трудно было выдержать конкуренцию с более дешевыми берлинскими изданиями47. Отвечая на вопрос Паниной о визите П. Н. Милюкова в ЧСР в 1923 г., Жекулина писала: «.когда я его слушаю публично, всегда попадаю под влияние его ума и ораторских приемов, то же самое было и с его многочисленной аудиторией. Чехи принимали очень хорошо, на лекции был Бенеш, Гирса, все министерство иностранных дел, заместитель Швегова и очень много чинов министерства финансов. Был завтрак у Бенеша. Он приезжал к Президенту. Мне показалось, что сейчас он ближе к нам, а не к эс-серам, и я лично очень этому рада»48.

К Паниной продолжали обращаться русские эмигранты за помощью в переезде в Чехословакию и устройстве на работу, в получении информации, пересылки писем в Россию, получении материальных средств, издании и присылке книг. Как могла, Софья Владимировна стремилась всем помочь. 3 декабря 1921 г. А. И. Деникин благодарил С. В. Панину за хлопоты по изданию его книги49, а 16 декабря просил передать издателю Браунеру, что из-за слишком коротких сроков на перевод договор об английском издании его очерков подписать не сможет50. В конце концов вопрос с английским изданием был решен. Перевод сделал К. Д. Набоков. Договор с издательством был подписан, о чем он и извещал Панину 5 февраля 1922 г.51 16 февраля 1922 г. в связи с началом работы над 3 томом «Очерков российской смуты» (май 1918 — апрель 1920 гг.) он обращался к Софье Владимировне с

47 ГАРФ. Ф. 5913. Оп. 1. Д. 1097. Л. 70-70об.

48 Там же. Л. 64об.

49 Там же. Д. 1093. Письма А. Деникина С. В. Паниной 1921-1922 гг. Л. 2.

50 Там же. Л. 5.

51 Там же. Л. 7.

просьбой: «Не найдете ли возможным помочь мне присылкой соответственного материала, как то Ваших личных воспоминаний, печатных и архивных документов, словом, всего того, что может дать ясное представление о военных, политических, экономических, социальных, общественных и бытовых условиях, в которых протекала жизнь и борьба на Юге»52. 17 октября 1922 г. Деникин в письме Паниной жаловался на слежку за собой и женой, перлюстрацию корреспонденции, в связи с чем он даже вынужден был обратиться с заявлением к венгерским властям. Его возмущали эти действия, так как он полностью отошел от политической деятельности. Поэтому он просил Софью Владимировну исхлопотать ему разрешение на переезд во Францию53. А в декабре 1922 г. Деникин просил Панину прозондировать почву об издании второго тома очерков во французском издательстве54. В письмах он жаловался на издателя Поволоцкого, задержавшего издание второго тома на французском и первого тома на русском языке, и просил ее поговорить с ним55. В июне 1928 г. он выражал ей соболезнования по поводу кончины ее отчима И. И. Петрункевича56. В 1921 г. жена А. И. Деникина К. С. Деникина просила ее узнать через знакомых в Москве адрес своего отца В. С. Чижа57 и рассказывала о крайне стесненных условиях жизни своей семьи в Бельгии. Отца Деникиной разыскали, он оказался в Крыму, прислал дочери письмо, в котором сообщал, что «нищ, гол, голодает, но жив»58. В письме от 12 марта 1922 г. К. С. Деникина благодарила Софью Владимировну за посылки отцу и просила послать еще продукты. Любопытны ее рассуждения о «Западе»: «.о всей "загранице" [.] у нас, русских, было превратное представление. Я очень разочаровалась в "людях Запада" [.] Мы как-то проглядели, что все на Западе изменилось в корне и давно, а мы все считали, что здесь все лучше, чем у нас. Теперь уже русские люди узнали цену этой самой "загранице", и я думаю, разочарование общее и прочное»59. 2 ноября 1922 г. Деникина просила Панину послать отцу посылку с теплыми вещами и благодарила за три посылки

52 Там же. Л. 6.

53 Там же. Л. 13-13об.

54 Там же. Л. 10.

55 Там же. Л. 11.

56 Там же. Л. 4.

57 Там же. Д. 1094. Письма К. С. Деникиной С. В. Паниной 1921-1922. Л. 3.

58 Там же. Л. 10.

59 Там же. Д. 1094. Л. 5.

с продуктами, которые спасли ему жизнь60. Она обращалась также с просьбами переслать письма родным и знакомым в Россию61. 16 июня 1923 г. К. С. Деникина уже из Венгрии, куда они переехали, опять обращалась с просьбой к Паниной послать «посылку Нансена» своему отцу в Крым62. Деньги за посылки переводил А. И. Деникин63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В октябре 1921 г. А. В. Жекулина просила Софью Владимировну вместе с Ю. И. Лодыженским ходатайствовать перед Верховным комиссаром по делам русских беженцев Ф. Нансеном о содействии в выезде из Феодосии за границу ее дочери Ольги, отбывшей несколько месяцев в тюрьме, и полуслепой сестры с 10-летней девочкой64. В июне 1923 г. Жекулина просила Софью Владимировну прислать ей книгу о преподавании истории профессора Форстера и каталог изданных в Швейцарии при Институте Бовэ книг65. В письме от 4 октября 1923 г. она, отвечая на ходатайства С. В. Паниной, сообщала, что работы в ЧСР нет никакой, а получить визу на жительство даже в Подкарпатской Руси крайне сложно66.

В фонде Н. И. Астрова, хранящемся в ГАРФе, сохранились письма к С. В. Паниной, написанные в 1927 г. матери барона Врангеля М. Д. Врангель. Мария Дмитриевна Врангель была знакома с Паниной по Обществу попечения о молодых девушках О. К. Нечаевой и Л. Н. Яковлевой. Знакомство, судя по всему, было не слишком близким, так как в первом письме от 9 июня 1927 г. из Брюсселя в Прагу М. Д. Врангель высказывала сомнения относительно того, помнит ли ее графиня. Обратилась она к Паниной, прочитав в газете о «Русском очаге», вспомнив об активной общественной деятельности Софьи Владимировны и ее отзывчивости. Просьба состояла в том, чтобы Панина, имевшая связи в литературных и издательских кругах ЧСР, прочитала книгу ее покойного мужа «Воспоминания (от крепостного права до большевиков)» и, если ей понравится, замолвила словечко в пользу ее перевода на чешский язык и издания в ЧСР. Эта книга, по ее словам, выдержала шесть русских изданий и была переведена на финский, шведский, французский и английский языки. Как наследница автора

60 Там же.

61 Там же. Л. 6-7.

62 Там же. Л. 12.

63 Там же. Д. 1093. Л. 12.

64 Там же. Д. 1097. Л. 71-71об.

65 Там же. Л. 7068.

66 Там же. Л. 72.

она хотела получить за чешское издание единовременно какую-то сумму, а не процент с тиража. Врангель писала о стесненном материальном положении, невозможности найти работу в ее возрасте (ей исполнилось 70 лет) и нежелании быть дополнительной обузой для сына, у которого и так большая семья (он содержал жену и четверых детей)67. Софья Владимировна быстро откликнулась, она купила книгу, прочитала (либо просмотрела) и посоветовала, какому издателю послать эту работу и рецензии на нее, предупредив, что издатели не торопятся, и дело может затянуться. В другом письме от 6 июля 1927 г. баронесса Врангель писала Паниной: «Очень была тронута Вашей очень скорой и активной отзывчивостью на мое обращение. Никак не могу привыкнуть к сухой эмиграции Брюсселя, здесь все ушли исключительно в заботу о франках и о своих личных интересах, а потому я особенно оценила Ваше отношение ко мне, человеку совершенно для вас чужому»68. Дело действительно, вероятно, затянулось, так как в последующих письмах Марья Дмитриевна сокрушалась по поводу того, что Панина на свои деньги приобрела книгу, и спрашивала, какую сумму во французских или бельгийских франках ей послать, так как чешские кроны в Бельгии хождения не имели и она не знала валютный курс. А кроме того, она жаловалась на то, что от издателя нет никакого ответа и он не прислал ей назад рецензии на книгу мужа, которыми она очень дорожила69.

Историк И. П. Савицкий причислял Панину к ряду выдающихся русских эмигрантов-подвижников, которые предложили новую, отличную от эсеровской концепцию «Русской акции» (от центра «прогрессивных» русских к центру образования русских), согласовали ее с Масариком и продвигали в русской среде70.

В 1934 г. скончался Н. И. Астров, а уже после мюнхенского сговора и оккупации части чехословацкой территории Панина в декабре 1938 г. покинула Чехо-Словакию и перебралась в США71. Там она

67 Там же. Д. 1089. Письма М. Врангель С. В. Паниной 9 июня — 13 сентября 1927 г. Л. 1-3об.

68 Там же. Л. 7.

69 Там же. Л. 13-14об.

70 Савицкий И. Специфика Праги как духовного центра эмиграции // Духовные течения русской и украинской эмиграции в Чехословацкой Республике (1919-1939) (Менее известные аспекты темы) / Под ред. Л. Бе-лошевской. Прага, 1999. С. 65.

71 Русское зарубежье во Франции. Т. 2. С. 394; Волошина В. Ю. Вырванные из родной почвы. С. 384.

вместе с А. Л. Толстой, С. Рахманиновым, Б. Бахметьевым участвовала в основании Толстовского фонда помощи русским эмигрантам в Европе после начала Второй мировой войны. Она помогала новым эмигрантам в Америке осваивать английский язык, искать работу, она даже давала уроки детям и была очень активной до конца жизни72. Графиня Панина скончалась в США в 1956 г. и была похоронена на кладбище Новодивеева монастыря близ Нью-Йорка.

Источники и литература

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).

Бочарова З. С. «Взращивать добрые плоды своего неутомимого труда»: деятельность С. В. Паниной и Н. И. Астрова в Лиге Наций // Мыслящие миры русского либерализма: графиня Софья Владимировна Панина (1871-1956). Материалы международного научного коллоквиума. Москва, 29-31 мая 2011 г. М., 2012. С. 78-88.

Бочарова З. С. Русские беженцы: проблемы расселения, возвращения на родину, урегулирования правового положения (1920-1930-е годы). (Сборник документов и материалов). URL: www.auditorium.ru/ (дата обращения: 15.04.2019).

Волошина В. Ю. Вырванные из родной почвы. Социальная адаптация российских ученых-эмигрантов в 1920-1930-е годы. М.: Форум, 2013. 439 с.

Волошина В. Ю. Розтокская русская колония. Начало пражского периода эмиграции С. В. Паниной // Мыслящие миры русского либерализма. С. 72-78.

Волошина В. Ю. Ученый в эмиграции: проблемы социальной адаптации ученых-эмигрантов сквозь призму «персональной истории». Омск: Издание Омского государственного университета, 2010. 219 с.

Гаген С. Политическая элита Российской империи в изгнании в Чехословакии (1919-1945) // Истории изгнания. Судьбы эмигрантов с территории бывшей Российской империи в межвоенной Чехословакии. Praha: Pamatnik narodniho pisemnictvi, 2018. С. 13-31.

72 Толстой И. Графиня Панина и русская благотворительность. URL: https://www.svoboda.Org/a/24261470.html (дата обращения: 12.04.2019).

Давыдова Л. Графиня Софья Панина: жизнь, наполненная надеждами. URL: http://ruslo.cz/index.php/nauka/item/305-grafinya-sofya-panina-zhizn-napolnennaya-nadezhdami (дата обращения: 12.04.2019).

Данилевич Е. Народная графиня. Почему Софья Панина раздала все деньги простым людям. URL: http://www.spb.aif.ru/society/people/ narodnaya_grafinya_pochemu_sofya_panina_razdala_vse_dengi_prostym_ lyudyam (дата обращения: 14.04.2019).

Документы к истории русской и украинской эмиграции в Чехословацкой республике (1918-1939). Прага: Еурославика, 1998.

Копршивова А. Графиня Софья Панина «Со всем живущим заодно.» // Дом в изгнании. Очерки о русской эмиграции в Чехословакии

1918-1945. Прага: Издательство RT+RS Servis, 2008. S. 177-183.

Копршивова А. Личные контакты президента Масарика с российской

эмиграцией // Т. Г. Масарик и «Русская акция» Чехословацкого правительства. К 150-летию со дня рождения Т. Г. Масарика. По материалам международной научной конференции. М., 2005. С. 70-75.

Линденмайер А. Графиня Софья Владимировна Панина в истории русской филантропии и демократии // Мыслящие миры российского либерализма. С. 9-26.

Молчанова М. «Красная графиня» Софья Панина — последняя представительница знатного рода. URL: https://diletant.media/articles/38563227/ (дата обращения: 20.07.2019).

Мыслящие миры российского либерализма: графиня Софья Владимировна Панина (1871-1956). Материалы международного научного коллоквиума. Москва, 29-31 мая 2011 г. М., 2012. 282 с.

Новый журнал. 1957. Кн. 48; 49.

Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции

1919-1939. М.: Прогресс-Академия, 1994. 292 с.

Русские в Праге 1918-1928 гг. / Ред.-сост. С. П. Постников. Прага, 1928. С. 122-125.

Савицкий И. Специфика Праги как духовного центра эмиграции // Духовные течения русской и украинской эмиграции в Чехословацкой Республике (1919-1939) (Менее известные аспекты темы) / Под ред. Л. Бе-лошевской. Прага, 1999. С. 47-96.

Серапионова Е. П. Карел Крамарж и Россия. 1890-1937 годы: Идейные воззрения, политическая активность, связи с российскими государственными и общественными деятелями. М.: Наука, 2006. 512 с.

Серапионова Е. П. Российская эмиграция в Чехословацкой республике (20-30-е годы). М., 1995. 196 с.

Толстой И. Графиня Панина и русская благотворительность. URL: https://www.svoboda.org/a724261470.html (дата обращения: 12.04.2019).

Чеботарева Т. «На чужом пиру незваные гости»: из истории «Русского очага» в Праге // Русская акция помощи в Чехословакии: история, значение, наследие / Сост. Л. Бабка и И. Золотарев. Прага, 2012. С. 125-133.

Tejchmanova S. Rusko v Ceskoslovensku (Bila emigrace v CSR 19171939). Praha, 1993.

References

Gosudarstvennyj archiv Rossijskoj Federacii (Moscow).

Bocharova, Z. S. "Vzrasncnivat dobrye plody svoego neutomimogo truda: S. V. Panina i N. I. Astrov v Lige Nacij". Mysliashchie miry rossijskogo liberalizma: grafinja Sofja Vladimirovna Panina (1871-1956). Materialy mezhdunarodnogo nauchnogo kol-lokviuma. Moskva, 29-31 maia 2011. Moscow, 2012, s. 78-91.

Bocharova, Z. S. Russkie bezhenci: problemy rasselenia, vozvrashchenia na rodinu, uregulirovania pravovogo polozhenia (1920-1930-е gody). (Sbornik doku-mentov i materialov). URL: www.auditorium.ru. Accessed: 15.04.2019.

Chebotareva, T. ""Na chuzhom piru nezvannye gosti": iz istorii "Russkogo ocha-ga" v Prage." Russkaia akciia v Chekhoslovakii: istoriia, znachenie, nasledie. Sost. L. Babka i I. Zolotarev. Praga, 2012, s. 125-133.

Davydova, L. Grafinia Sofia Panina: zhizn, napolnennaia nadezhdami. URL: http://ruslo.cz/index.php/nauka/item/305-grafinya-sofya-panina-zhizn-napolnennaya-nadezhdami. Accessed: 12.04.2019.

Danilevitch, E. Narodnaia grafinia. Pochemu Sofia Panina razdala vse dengi prostym liudiam? URL: http://www.spb.aif.ru/society/people/narodnaya_grafinya_po-chemu_sofya_panina_razdala_vse_dengi_prostym_lyudyam. Accessed: 14.04.2019.

Dokumenty k istorii russkoj i ukrainskoj emigracii v Chekhoslovackoj respublike (1918-1939). Praha: Euroslavica, 1998.

Gagen, S. "Politicheskaia elita Rossijskoj imperii v izgnanii v Chekhoslovakii (1919-1945)." Istorii izgnaniia. Sud'by emigrantov s territorii byvshej Rossijskoj imperii v mezhvoennoj Chekhoslovakii. Praha: Pamatnik narodniho pisemnictvi, 2018, s. 13-31.

Koprshivova, A. "Grafinia Sofia Panina "So vsem zhivushchim zaodno..."." Dom v izgnanii. Ocherki o russkoi emigratsii v CHekhoslovakii 1918-1945. Praga: Izdatel'stvo RT+RS Servis, 2008, s. 177-183.

Koprshivova, A. "Lichnye kontakty prezidenta Masaryka s rossijskoi emigratsiei." T. G. Masaryk i "Russkaia akciia" Chechoslovackogopravitel'stva. K 150-letiiu so dnia

rozhdeniia T. G. Masaryka. Po materialam mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moscow, 2005, s. 70-75.

Lindenmaer, A. "Grafinia Sofia Vladimirovna Panina v istorii russkoj filantropii I demokratii." Mysliashchie miry rossijskogo liberalizma..., s. 9-26.

Molchanova, M. "Krasnaia grafinia" Sofia Panina — posledniaia predstavitel'nica znatnogo roda. URL: https://diletant.media/articles/38563227/. Accessed: 20.07.2019.

Mysliashchie miry rossijskogo liberalizma: grafinja Sofja Vladimirovna Panina (1871-1956). Materialy mezhdunarodnogo nauchnogo kollokviuma. Moskva, 29-31 maia 2011. Moscow, 2012.

Novyj zhurnal. 1957. Kn. 48; 49.

Raev, M. Rossija za rubezhom. Istoriia kultury russkoj emigracii 1919-1939. Moscow: Progress-Akademiia, 1994.

Russkie v Prage 1918-1928 gg. Red.-sost. S. P. Postnikov. Praga, 1928, s. 122-125.

Savitsky, I. "Specifika Pragi kak dukhovnogo centra emigracii." Duchovnye tech-eniia russkoj I ukrainskoj emigracii v Chekhoslovackoj respublike (1919-1939) (Menee izvestnye aspekty temy). Pod red. L. Beloshevskoj. Praha, 1999, s. 47-96.

Serapionova, E. P. Karel Kramarzh i Rossiia. 1890-1937 gody: Idejnye vozzreniia, politicheskaia aktivnost', sviazi s rossijskimi gosudarstvennymi i obshchestvennymi deiateliami. Moscow: Nauka, 2006.

Serapionova, E. P. Rossiiskaia emigraciia v Chekhoslovackoi respublike (20-30-e gody). M., 1995.

Tejchmanova, S. Rusko v Ceskoslovensku (Bila emigrace v CSR 1917-1939). Praha: Nakladatelstvi a vydavatelstvi Komenskeho, 1993.

Tolstoj, I. Grafinia Panina I russkaia blagotvoritel'nost'. URL: https://www.svo-boda.org/a/24261470.html. Accessed: 12.04.2019.

Voloshina, V. J. Vyrvannye iz rodnojpochvy, Social'naia adaptacia rossijskich uchenych-emigrantov v 1920-1930-e gody. Moscow: Forum, 2013.

Voloshina, V. J. "Roztokskaia russkaia koloniia. Nachalo prazhskogo perioda emigracii S. V. Paninoi."Mysliashchie miry rossijskogo liberalizma., s. 72-78.

Voloshina, V. J. Uchenyj v emigracii: problem social'noj adaptacii uchenych-emigrantov skvozprizmu "personal'noj istorii". Omsk: Izdanie Omskogo gosudarst-vennogo universiteta, 2010.

192

E. n. Cepanu0H0Ba

Elena P. Serapionova Institute of Slavic Studies, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia)

Sofya Vladimirovna Panina: chechoslavakian period of life (1924-1938)

The article dwells upon the life and work of Countess Sofya Vladimirovna Panina. An aristocrat, one of the richest women in Russia, as early as in her youth she was carried away by charity. She was called the "Red Countess" for her enormous educational work among the workers. With her money and on her initiative, dining rooms, libraries, hospitals were created, she helped theaters and she also built an observatory. Her main creation was the People's Ligovsky House in St. Petersburg. As for her political views, she belonged to the Constitutional Democratic Party. She actively participated in the activities of the Provisional Government, and was the first woman in Russia to become a Minister's assistant. She did not accept the Bolshevik coup. After the defeat of the White Army, she emigrated abroad. And there, she continued to help people in need. She lived in France, England, Switzerland. In 1924 she moved to Czechoslovakia, where she lived until 1938. After the Munich Agreement, Panina left for the USA. Despite a considerable amount of literature devoted to the heroine of the article, the Czechoslovak period of her life is not adequately covered. That is why the main attention in the work is focused on the activities of S.V. Panina in Czechoslovakia. Keywords: S. V. Panina, charity, Russian revolution, Chechoslovakia, self-organization of emigrants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.