Научная статья на тему 'Софья Дмитриевна самарина и Союз православных женщин в 1918 году'

Софья Дмитриевна самарина и Союз православных женщин в 1918 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
145
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ЖЕНЩИН / СОВЕТ ОБЪЕДИНЕННЫХ ПРИХОДОВ / СЕМЬЯ САМАРИНЫХ / ЦЕРКОВНЫЙ ПРИХОД / ТРАДИЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Розина Ольга Владимировна

В данной статье рассматривается участие образованного в 1918 г. Союза православных женщин в организации приходской жизни Москвы в новых исторических условиях, а также его связь с Советом объединенных приходов. Автором введены в научный оборот новые архивные материалы о жизни и деятельности первого председателя Союза С.Д. Самариной, а также проанализированы опубликованные источники, среди которых особое место занимают материалы из канцелярии Патриарха Тихона и мемуары членов семьи Самариных. В результате впервые в историографии удалось восстановить отдельные черты жизненного пути С.Д. Самариной. Автор приходит к выводу об общности ее взглядов по ключевым проблемам общественной жизни как в предреволюционный период, так и в 1918 г., с позицией, занимаемой младшим братом, А.Д. Самариным председателем Совета объединенных приходов Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article studies the participation of the Union of Orthodox Women, formed in 1918, in the organization of Moscow's parish life in the new historical conditions, as well as its mutual relations with the Council of United Parishes. The author introduced into scientific circulation new archival materials on the life and work of S.D. Samarina, the first chairman of the Union, and analylized the published sources, among which special place is occupied by the materials from the office of Patriarch Tikhon and the memoirs of the members of the Samarin family. As a result, for the first time in historiography, it was possible to restore certain features of S.D. Samarina’s life. The author notes the commonality of her views on the key problems of public life, both in the pre-revolutionary period, and in 1918 with the position of her younger brother A. D. Samarin, chairman of the United Parishes Council of Moscow.

Текст научной работы на тему «Софья Дмитриевна самарина и Союз православных женщин в 1918 году»

УДК 926 Самарина «1918»; 94 (470+570) «1918» DOI: 10.18384/2310-676X-2017-5-145-153

СОФЬЯ ДМИТРИЕВНА САМАРИНА И СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ЖЕНЩИН В 1918 ГОДУ

Розина О.В.

Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация

Аннотация. В данной статье рассматривается участие образованного в 1918 г. Союза православных женщин в организации приходской жизни Москвы в новых исторических условиях, а также его связь с Советом объединенных приходов. Автором введены в научный оборот новые архивные материалы о жизни и деятельности первого председателя Союза С.Д. Самариной, а также проанализированы опубликованные источники, среди которых особое место занимают материалы из канцелярии Патриарха Тихона и мемуары членов семьи Самариных. В результате впервые в историографии удалось восстановить отдельные черты жизненного пути С.Д. Самариной. Автор приходит к выводу об общности ее взглядов по ключевым проблемам общественной жизни как в предреволюционный период, так и в 1918 г., с позицией, занимаемой младшим братом, А.Д. Самариным -председателем Совета объединенных приходов Москвы.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Союз православных женщин, Совет объединенных приходов, семья Самариных, церковный приход, традиционное воспитание.

SOFIA DMITRIEVNA SAMARINA AND THE UNION OF ORTODOX WOMEN IN 1918

O. Rozina

Moscow Region State University

10А, Radio st., Moscow 105005, Russian Federation

Abstract. This article studies the participation of the Union of Orthodox Women, formed in 1918, in the organization of Moscow's parish life in the new historical conditions, as well as its mutual relations with the Council of United Parishes. The author introduced into scientific circulation new archival materials on the life and work of S.D. Samarina, the first chairman of the Union, and analylized the published sources, among which special place is occupied by the materials from the office of Patriarch Tikhon and the memoirs of the members of the Samarin family. As a result, for the first time in historiography, it was possible to restore certain features of S.D. Samarina's life. The author notes the commonality of her views on the key problems of public life, both in the pre-revolutionary period, and in 1918 with the position of her younger brother A. D. Samarin, chairman of the United Parishes Council of Moscow.

Key words: Russian Orthodox Church, Union of Orthodox Women, Council of United Parishes, Samarin family, church parish, traditional education.

© Розина О.В., 2017.

Создание Союза православных женщин в 1918 г., председателем которого была С.Д. Самарина, и его первые шаги только недавно стали предметом научного исследования. Начало изучения было положено Е.В. и Н.А. Беляковыми, Е.Б. Емченко, а публикацию некоторых документов подготовила Н.А. Кривошеева [6; 11; 12]. Однако связь Союза с реализаций законодательных актов новой государственной власти, с одной стороны, а с другой - с Советом объединенных приходов, возглавляемых А.Д. Самариным, в указанных работах не рассматривались. Данное исследование в какой-то мере восполняет этот пробел.

Сестра и брат Софья и Александр Самарины происходили из известной дворянской семьи. Их дядя Юрий Федорович - один из родоначальников славянофильства, участник подготовки реформы по отмене крепостного права. Отец Дмитрий Федорович - влиятельный член Московского земства. Об Александре Дмитриевиче Самарине (1868-1932), государственном и общественном деятеле конца XIX - начала ХХ вв., имеются сведения в различных исследованиях и источниках [8; 18]. О Софье Дмитриевне (1863-1934) исследований нет, ее биография известна фрагментарно, хотя и имеются некоторые, в том числе архивные, материалы. Вместе с тем в 2010 г. Союз православных женщин был возрожден, стал международной организаций, а в 2018 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла будет отмечаться его 100-летие, что определяет актуальность заявленной в данной статье проблематики.

1918 г. насыщен различными историческими событиями, имевшими

основополагающее значение для дальнейшего развития России. Для решения поставленных задач выделим лишь два из них.

Первое событие носит духовный характер и связано с кардинальным изменением в системе руководства Русской Православной Церкви. Летом 1917 - осенью 1918 гг. состоялся Всероссийский Поместный собор Русской Православной Церкви, положивший конец синодальному периоду ее истории и восстановивший патриаршество. В конце октября 1917 г. Патриархом Московским и вся Руси был избран святитель Тихон (Белавин), интронизация которого состоялась 21 ноября (4 декабря).

Второе событие связано с радикальными переменами в церковно-го-сударственных отношениях, начало которым было фактически положено Декретом СНК РСФРС от 23 января (2 февраля) 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Пункт 12 данного законодательного акта лишал церковные и религиозные общества статуса юридического лица и собственности [2]. В ходе реализации Декрета все церковное имущество и здания по договору передавались во временное пользование приходским общинам. Единственной легитимной формой осуществления церковно-об-щественного служения становились различные объединения верующих, среди которых важное место занимали женские организации.

С учетом коренных изменений в политической и социальной сферах эти события приобрели судьбоносное значение как для развития самой Русской Православной Церкви, так и ее взаимодействия с новой государствен-

ной властью. Начался поиск форм приходской жизни в этих условиях.

30 января 1918 г. православные верующие Москвы на собрании представителей приходских советов создали Совет объединенных приходов, его председателем стал А.Д. Самарин. Инициатива была поддержана Поместным собором, который на заседании 18 апреля 1918 г. объявил о создании Всероссийского союза приходов.

В условиях социальных потрясений и грядущих гонений именно добровольные объединения верующих могли стать той силой, которая способна оказать хоть какое-то сопротивление и помощь пострадавшим. Поэтому в постановлении Священного Синода и Патриарха Московского и всея Руси Тихона о деятельности церковно-административ-ного аппарата в условиях новой государственной власти за № 65 от 15(28) февраля 1918 г. указывалось на важность объединения мирян в союзы при всех церквах, монастырях и учебных заведениях: «При всех приходских и бесприходских церквах надлежит организовывать из прихожан союзы (коллективы), которые и должны защищать святыни и церковное достояние от посягательства» [1, с. 97-99]. В этом же документе содержалось указание на цели таких объединений, давались рекомендации по названию: «Союзы эти должны иметь просветительные и благотворительные задачи и именования, они могут быть под председательством мирянина или священника, но не должны называться церковными или религиозными, так как всякие церковные и религиозные общества лишены новым декретом прав юридического лица» [1, с. 97].

В образовании подобного рода новых организаций наряду с другими

слоями населения приняли участие православные женщины. Уже летом 1917 г. существовало «Содружество женщин для церковной работы», приветствие от которого поступило в адрес Всероссийского Поместного собора [3, с. 150]. В свою очередь Собор на 11 и 16 заседаниях также рассматривал участие женщин в работе приходов [3, с. 150, 179; 4, с. 24; 10, с. 47].

Об особой роли женщин в просветительской деятельности, сохранении церковного имущества и храмов от разграбления и поругания 30 января (12 февраля) 1918 г. писал Патриарх Тихон в Открытом письме священнику Томской епархии Николаю Троицкому: «Отбирайте сначала лучших людей, не пренебрегайте беседами с благочестивыми женщинами, которые часто удерживают своих мужей и братьев от беззаконных поступков и защищают Церковь Божию. Составляйте из благонамеренных прихожан братства, союзы, советы, что найдете полезнее по местным условиям» [1, с. 89].

Православные москвички откликнулись на это решение священноначалия. Летом 1918 г. в исполнительное бюро Совета объединенных приходов было подано заявление за подписью 17 человек о создании Союза православных женщин и просьбой назначить на 11 (24) июня первое общее собрание по его организации [5, с. 322-323]. Собрание состоялось в Соборной палате Епархиального дома (Лихов переулок д. 6). Вскоре здание было разграблено и несколько лет находилось в запустении. Затем было использовалось различными учреждениями и ведомствами [15].

Заседание было открыто председателем Совета объединенных приходов, бывшим обер-прокурором Свя-

V14у

тейшего Синода А.Д. Самариным. Он сообщил сведения о возникновении женской организации, как отделения Совета [5, с. 324-325]. Затем выступил П.И. Астров - юрист, член Поместного собора. В выступлениях участниц подчеркивалась важность координации работы приходов под руководством духовенства. При этом отмечалась, что она должна быть «проникнута духом кротости, любви и подчинения, отнюдь не нося в себе признаков борьбы или осуждения, даже если бы для такового и было место» [12]. Так, в выступлении М.Н. Кривоблоцкой предлагалось за основу взаимоотношений взять опыт православных сестричеств, «равенство всех работниц Союза, независимо от их общественного, материального положения и образовательного уровня» [12].

Председателем Союза православных женщин была избрана Софья Дмитриевна Самарина (1863-1934), старшая сестра Александра Дмитриевича. По воспоминаниям его дочери Е.А. Чернышевой-Самариной, «семья моего отца была исключительной по своим твердым убеждениям и моральным устоям. Это была старая московская дворянская семья, принадлежавшая к высшему дворянскому кругу и жившая в традициях этого круга, но, помимо и выше традиций дворянских, в семье Самариных незыблемо хранились устои Православия. На этих основах семья Самариных строила свои убеждения, твердые и в то же время отличавшиеся большой внутренней свободой взглядов, это ставило их в несколько обособленное положение в их круге. Самарины никогда не принадлежали к каким-либо партиям и группировкам и тем более были дале-

ки от всяких интриг. Самарины всегда имели мужество держаться своих убеждений и, если это было нужно, высказывать свои взгляды при любых обстоятельствах. Эта непреклонность и прямота внушала уважение к ним даже среди людей совершенно других убеждений» [8, с.131]

В молодости Софья Дмитриевна вела активный образ жизни, посещала публичные лекции по литературе и истории, занималась общественной работой «с детьми в городских школах, приютах и детских колониях» [8, с. 131]. Писатель Иван Бунин писал о ней, называя «самой привлекательной девушкой Москвы» [13]. В мае 1896 г. она стала фрейлиной императрицы Александры Федоровны, что было и почётно, и ответственно. В фонде Соллогубов Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) сохранилась часть переписки Софьи Дмитриевны с двоюродными племянницами Еленой Федоровной Соллогуб и Верой Федоровной, также фрейлинами императрицы1. Там же можно найти ее письма двоюродному брату Федору Львовичу Соллогубу2, его жене Наталье Михайловне с ее от-ветом3 и тете Марии Федоровне Сол-логуб4.

Став фрейлиной, Софья Дмитриевна продолжала заниматься просветительской деятельностью, сосредоточив

1 РГАЛИ. Ф. 453. Оп. 1. Д. 1331. Письмо С.Д. Самариной Е.Ф. Соллогуб; РГАЛИ. Ф. 453. Оп. 1. Д. 1422. Письмо С.Д. Самариной В.Ф. Соллогуб.

2 РГАЛИ. Ф. 453. Оп. 1. Д. 82. Письмо С.Д. Самариной Ф.Л. Соллогубу.

3 РГАЛИ. Ф. 453. Оп. 1. Д. 755. Письмо С.Д. Самариной Н.М. Соллогуб; РГАЛИ Ф. 453. Оп. 1. Ф. 216. Письмо Н.М. Соллогуб С.Д. Самариной.

4 РГАЛИ. Ф. 453. Оп. 1. Д. 1513. Письмо С.Д. Самариной М.Ф. Соллогуб.

V14V

свое внимание на помощи жителям Васильевского, родового имения на Волге, тем самым продолжив традиции, заложенный ее дедом и отцом. Первый владелец имения Федор Васильевич уделял много внимания просвещению и здоровью крестьян своих имений [14]. Став владельцем усадьбы, Дмитрий Федорович продолжил дело отца. В 1891 г. в местной газете отмечалось, что «деятельность местного землевладельца г. Самарина на пользу местного населения заслуживает самого глубокого сочувствия и похвалы». Автор, прежде всего, отмечал «заботу Самарина о поднятии народного образования. С этой целью им давно уже содержится в селе Спасском на собственный счет прекрасно обставленное сельское училище, помещенное в специально для этого выстроенном им здании с квартирой учителя и с двухцветным залом для пения и литературных чтений. В училище имеется богатая коллекция учебных пособий и книг, и даже волшебный фонарь для литературных вечеров» [9].

Традицию поддержала Софья Дмитриевна: 14 октября 1904 г. она написала прошение на имя самарского губернатора А.С. Брянчанинова об открытии за ее счет и под ее ответственность в селе Спасском Самарского уезда бесплатной народной библиотеки-читальни. В документе указано, что «ближайшее заведывание библиотекой соглашается взять учительница Спасского имени Ю.Ф. Самарина начального училища Александра Михайловна Кильдюшевская. Библиотекарем желаю пригласить крестьянина села Спасского Прохора Бардина, грамотного»1. С просветительской де-

1 ЦГАСО. Ф. 3. Оп. 233. Д. 1900. Л. 1

ятельностью связана и ее переписка Татьяной Анатольевной Рачинской (Мамонтовой), дочерью старшего брата Саввы Ивановича Мамонтова Анатолия Ивановича, также занимавшейся попечительской деятельностью2.

Но вряд ли Софья Дмитриевна как фрейлина снискала особое доверие императрицы и ее приближенных. Получив в своей семье строгое традиционное воспитание, в общественной дискуссии вокруг имени Распутина она, как и ее младший брат Александр, заняла негативную позицию. В 1910-е гг. в определенных кругах Петербурга стал складываться его образ «целителя, прозорливца, царского друга», с одной стороны, и «хлыста, развратника», с другой. Сохранилась дневниковая запись великой княгини Ксении Александровны, младшей сестры императора Николая II, от 15 марта 1910 г.: «Сидели долго после с С.Д. [Софья Дмитриевна Самарина. - Прим. авт. О.Р.]. Она под впечатлением разговора с С.И. Тютчевой [Софья Ивановна, фрейлина императрицы, воспитательница царских детей. - Прим. авт. О.Р.] вчера в Царском и всего, что там творится: отношения Аликс и детей к этому темному типу Григорию, который считается чуть ли не святым, а на самом деле, говорят, просто хлыст!... Все няни под его влиянием и на него молятся. Я была совершенно подавлена этим разговором» [7]. Среди современных исследователей нет единого мнения по этому вопросу [17].

Но как бы реально не обстояло дело, Софья и Александр Самарины не считали правильным саму возможность нахождения человека подобного

2 РГАЛИ. Ф. 427. Оп. 1. Д. 3209. Письмо С.Д. Самариной Т. А. Рачинской

V149;

рода при дворе. Об этом пять лет спустя в 1915 г. дважды будет говорить с императором на личной аудиенции А.Д. Самарин [8, с. 138-139]. Как вспоминала его дочь, «отец вернулся из этой поездки подавленный и измученный, но отказаться от возлагаемого на него бремени не смог» [8, с. 139]. Видимо, такие же чувства подобные разговоры вызывали и у Софьи Дмитриевны, так как уже мае 1910 г. она была не «при дворе», а в Германии на курорте Кройцнах (Kreuznach), популярном среди аристократов своими минеральными водами для лечения ревматических заболеваний и опорно-двигательного аппарата. В это время к ней туда приезжал племянник Дмитрий, сын старшего брата Федора, который находился в университете Марбурга, о чем она сообщала в письме брату Федору и Ольге Николаевне Трубецкой [16].

В послереволюционное время Софья Дмитриевна поддерживала брата Александра в создании им Совета объединенных приходов, возглавив созданный при нем Союз православных женщин. В выступлении на учредительном заседании Союза православных женщин 11(24) июня 1918 г., она наметила основные направления работы новой организации. Предполагалось, что Союз будет иметь 7 отделов: 1) сбор сведений о деятельности женщин в приходах; 2) детского воспитания; 3) обучения и религиозно-нравственного просвещения женщин; 4) сбора книг и библиотечный; 5) помощи нуждающимся в пище и одежде; 6) помощи заключённым за исповедание веры; 7) разведения шелковичных червей «как лёгкого, доступного и удо-боприменимого в церковных оградах и садах и в то же время важного по боль-

шому спросу на шелковичные коконы» [5, с. 324].

Работа Союза православных женщин была благословлена Патриархом Тихоном. Епископ Вятский и Слободской (с 1925 г. митрополит) Никандр (Феноменов) передал Отделу помощи заключённым неполный список находящихся в московских тюрьмах священнослужителей [6, с. 75-76].

31 апреля 1919 г. Патриарху Тихону был представлен отчет о деятельности этого Отдела, который начал работу уже через неделю после создания. Его еженедельные заседания проходили под руководством Бюро в частной женской гимназии Н.П. Щепотьевой в Кисловском переулке. В отчете упоминаются наиболее активные работницы Отдела (Л.В. Фицнер, М.Я. Федорова, Руднева, Купер, Н.Л. Рогозина, М.Н. Кривоблоцкая, Д.И. Давидова, З.В. Васильева, С.Е. Колоколова, Н.М. Колоколова) и содержатся сведения о характере помощи конкретным заключенным. В резолюции Патриарха было указано на необходимость передачи этого документа членам делегации по переговорам с СНК о защите прав Церкви. 25 апреля (7 мая) 1919 г. Отделу Союза православных женщин была выражена благодарность Высшего Церковного Совета [6, с. 76-78].

Свидетельства о дальнейшей жизни Софьи Дмитриевны Самариной весьма немногочисленны. Известно, что в 1920-30-е гг. она проживала в доме Самариных на Поварской, д. 38, будучи больным человеком, и за ней ухаживала младшая сестра Анна Дмитриевна. Умерла С.Д. Самарина в 1934 г.

Таким образом, образованный в 1918 г. Союз православных женщин, являясь одним из отделов Совета объ-

единенных приходов, активно участвовал в поисках форм приходской жизни в новых исторических условиях и оказывал конкретную помощь заключенным в московские тюрьмы священнослужителям и мирянам. Председателем Союза была С.Д. Самарина, имевшая

общность взглядов по ключевым общественно значимым проблем с А.Д. Самариным, возглавлявшим Совет объединенных приходов. Ее, воспитанную в традиционной семье Самариных, отличали стремление к просветительству и преданность христианской вере.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Источники

1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917— 1943 / Сост. М.Е. Губонин. М.: Правосл. Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 1994. 1064 с.

2. Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» // Сайт Конституции Российской Федерации. URL: http://constitution. garant.ru/history/act1600-1918/5325/ (дата обращения 25.08.2017).

3. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.: репринтное издание 1918 г. [Т. 1]. М.: Новоспасский монастырь, 1994. 330 с.

4. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.: репринтное издание 1918 г. [Т. 4]. М.: Новоспасский монастырь, 1996. 360 с.

5. Еженедельник Совета Объединенных приходов г. Москвы № 10 от 27 мая/9 июня 1918 г. (гектограф) // Православная Москвы в 1917-1921 годах: сборник документов и материалов. М.: Главархив Москвы. 2004. С. 322-325.

6. Забота о братском посещении арестованных. Вступ. статья, публикация, примечания Н А. Кривошеевой // Вестник ПСТГУ 2011. Вып. II. № 3 (40). С. 72-79.

7. Загадка убийства Распутина: записки князя Юсупова. М.: АСТ, 2014. 97 с.

8. Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных. М.: Изд-во ПСТБИ, 2001. 225 с.

9. Село Спасское Самарского уезда (Добрая деятельность г. Самарина) // Самарская га-зета.1891. № 203.

10. Собрание Определений и Постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви. М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 1994. 184 с.

Литература

11. Белякова Е.В., Белякова Н.А. Святая преподобномученица Елизавета Федоровна и вопрос о пути русского монашества // Церковь и время. 2009. № 3(48). С. 220-234.

12. Белякова Е.В., Белякова Н.А., Емченко Е.Б. Женщина в православии. Церковное право и российская практика. М.: Кучково поле, 2011. 780 с.

13. Бунин И.А. Освобождение Толстого // Lib.ru: Классика [электронная библиотека] URL: http://az.lib.rU/b/bunin_i_a/text_1850-1.shtml (дата обращения 25.08.2017).

14. Жуклёнков А.А. Становление и развитие усадебной культуры в России (на примере усадьбы Самариных в Васильевском (Приволжье) // Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков - молодым» [сайт]. URL: http:// ist-konkurs.ru/raboty/2010/1311-stanovlenie-i-razvitie-usadebnoj-kultury-v-rossii-na-primere-usadby-samarinykh-v-vasilevskom-privolzhe (дата обращения 25.08.2017).

15. Козлов В.Ф. Епархиальный дом в Москве. Хроника жизни дома и Князь-Владимирского храма, 1902-1918. М.: Издательство ПСТГУ, 2015. 653 с.

Visy

16. Поливанов К.М. Борис Пастернак и современники. Биография. Диалоги. Параллели, Прочтения. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006.

17. Рассулин Ю.Ю. Месть врага рода человеческого. Ч. 3-4 // Русская народная линия: информационно-аналитическая служба [сайт]. URL: http://ruskline.ru/ analitika/2013/05/25/mest_vraga_roda_chelovecheskogo/ (дата обращения 25.08.2017).

18. Сазонов Д. Александр Дмитриевич Самарин. История возникновения и деятельности Союза объединенных приходов г. Москвы. К оценке личности // Богослов: научный богословский портал http://www.bogoslov.ru/text/5467078.html (дата обращения 25.08.2017).

SOURCES AND REFERENCES Sources

1. [The acts of his Holiness Tikhon, Patriarch of Moscow and all Russia, latest documents and correspondence on the canonical succession of the Supreme ecclesiastical authority, 19171943]. M.E. Gubonin. Moscow, Pravoslavnyi Svyato-Tikhonovskii Bogoslovskii in-t Publ., 1994. 1064 p.

2. Dekret Soveta Narodnykh Komissarov «Ob otdelenii tserkvi ot gosudarstva i shkoly ot tserkvi» [The decree of the Council of people on "Separating Church from the state"] Sait Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii. [The Website of the Constitution of the Russian Federation]. Availavle at: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5325/ (accessed 25.08.2017).

3. [The acts of the sacred Council of the Russian Orthodox Church of 1917-1918: reprint of 1918 [vol. 1]]. Moscow, Novospasskii monastyr' Publ., 1994. 330 p.

4. [The acts of the sacred Council of the Russian Orthodox Church of 1917-1918: reprint of 1918 [vol. 4]]. Moscow, Novospasskii monastyr' Publ., 1996. 360 p.

5. Ezhenedel'nik Soveta Ob"edinennykh prikhodov g. Moskvy № 10 ot 27 maya/9 iyunya 1918 g. (gektograf) [The weekly of the Council of the united parishes of Moscow № 10 from 27 may/9 June 1918 (hectograph)] Pravoslavnaya Moskvy v 1917-1921 godakh: sbornik do-kumentov i materialov. [The Orthodox of Moscow in the 1917-1921s: a collection of documents and materials.]. Moscow, Glavarkhiv Moskvy Publ., 2004, pp. 322-325.

6. ["Care for the brethren visiting the imprisoned". Introd. article, publication and notes. Kriv-osheeva]. Vestnik PSTGU, 2011, Iss. II, 2011, no. 3 (40), pp. 72-79.

7. [The mystery of the murder of Rasputin: the memoirs of Prince Yusupov]. Moscow, AST Publ., 2014. 97 p.

8. [The Samarins. The Mansurovs. The memories of the relatives]. Moscow, Izd-vo PSTBI Publ., 2001. 225 p.

9. [Spasskoe village in Samara district (The good activity of G. Samarin)]. Samarskayagazeta, 1891, no. 203.

10. [The collection of Rulings and resolutions of the Holy Council of the Russian Orthodox Church]. Moscow, Izd-vo Novospasskogo monastyrya Publ., 1994. 184 p.

References

11. Belyakova E.V., Belyakova N.A. [The Holy Martyr Elizabeth Feodorovna and the question of Russian monasticism]. Tserkov' i vremya, 2009, no. 3 (48), pp. 220-234.

12. Belyakova E.V., Belyakova N.A., Emchenko E.B. [The woman in the Orthodox Church. Canon law and Russian practice]. Moscow, Kuchkovo pole Publ., 2011. 780 p.

13. Bunin I.A. Osvobozhdenie Tolstogo [The Liberation Of Tolstoy] Lib.ru: Klassika [elektron-naya biblioteka] [Lib.ru: the Classics [electronic library]]. Availavle at: http://az.lib.ru/b/ bunin_i_a/text_1850-1.shtml (accessed 25.08.2017).

V15V

14. Zhuklenkov A.A. Stanovlenie i razvitie usadebnoi kul'tury v Rossii (na primere usad'by Sa-marinykh v Vasil'evskom (Privolzh'e) [The formation and development of estate culture in Russia (on the example of Samarina's estate in Vasilievsky (the Volga region)] Vserossiiskii konkurs na luchshuyu rabotu po russkoi istorii «Nasledie predkov - molodym» [All-Russian competition for the best work on Russian history, "The heritage of ancestors to the youth" [website]. Availavle at: http://ist-konkurs.ru/raboty/2010/1311-stanovlenie-i-razvi-tie-usadebnoj-kultury-v-rossii-na-primere-usadby-samarinykh-v-vasilevskom-privolzhe (accessed 25.08.2017).

15. Kozlov V.F. Diocesan house in Moscow. A chronicle of the life of the house and the Church of Prince Vladimir, 1902-1918. Moscow, Izdatel'stvo PSTGU Publ., 2015. 653 p.

16. Polivanov K.M. Boris Pasternak and his contemporaries. Biography. Dialogs. Parallels. Readings. Moscow, GU VSHE Publ., 2006.

17. Rassulin Yu.Yu. Mest' vraga roda chelovecheskogo. Ch. 3-4 [Revenge of the enemy of the human race. P. 3-4] Russkaya narodnaya liniya: informatsionno-analiticheskaya sluzhba [Russian folk line: information and analytical service [website]. Availavle at: http://ruskline. ru/analitika/2013/05/25/mest_vraga_roda_chelovecheskogo/ (accessed 25.08.2017).

18. Sazonov D. Aleksandr Dmitrievich Samarin. Istoriya vozniknoveniya i deyatel'nosti Soyuza ob"edinennykh prikhodov g. Moskvy [Alexander Dmitrievich Samarin. The history and activities of the Alliance of the United parishes of Moscow] Bogoslov: nauchnyi bogoslovskii portal [Theologian: a scientific theological portal]. Availavle at: http: //www.bogoslov.ru/ text/5467078.html (accessed 25.08.2017).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Розина Ольга Владимировна - кандидат исторических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доцент кафедры истории России средних веков и нового времени Московского государственного областного университета; e-mail: olgarozina2017@ yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Olga К Rozina - honorary worker of higher professional education of the Russian Federation, PhD in Historical Science, associate professor of Department of Russian History of the Middle Ages and modern times, Moscow Region State University; e-mail: olgarozina2017@ yandex.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Розина О.В. Софья Дмитриевна Самарина и Союз православных женщин в 1918 году // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2017. № 5. С. 145-153. DOI: 10.18384/2310-676X-2017-5-145-153

FOR CITATION

O. Rozina. Sofia Dmitrievna Samarina and the Union of Ortodox Women in 1918. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Politic Sciences, 2017, no 5, pp. 145-153. DOI: 10.18384/2310-676X-2017-5-145-153

Visy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.