Научная статья на тему 'Soft power в формировании самостоятельности студентов вуза в условиях бакалавриата'

Soft power в формировании самостоятельности студентов вуза в условиях бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / INDEPENDENCE AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / FUND ESTIMATED MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шибанова Е. К.

В статье раскрываются особенности soft power в формировании самостоятельности студентов вуза в условиях бакалавриата. Авторское видение проблемы представлено в постановке задач и содержании кластеров, в использовании в самостоятельной работе образовательного процесса фонда оценочных средств. Представлены рекомендации по использованию soft power в формировании самостоятель-ности студентов вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шибанова Е. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soft Power in Forming the Autonomy of University Students of Bachelor

The article reveals the peculiarities of soft power in the formation of the independence of University students in the conditions of a bachelor degree. The author’s vision of the problem is presented in setting objectives and content of clusters to use in independent work of the educational process of the Fund assessment tools. Recommendations on the use of soft power in the formation of the independence of University students

Текст научной работы на тему «Soft power в формировании самостоятельности студентов вуза в условиях бакалавриата»

Конференц-зал

тщщы

SOFT POWER

В ФОРМИРОВАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

студентов вуза в условиях бакалавриата

Шибанова Елена Климентьевна,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы, при Президенте РФ, Челябинский филиал,

кафедра политологии, истории и философии, заместитель заведующего, кандидат педагогических наук, доцент, г Челябинск, Россия,

E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье раскрываются особенности soft power в формировании самостоятельности студентов вуза в условиях бакалавриата. Авторское видение проблемы представлено в постановке задач и содержании кластеров, в использовании в самостоятельной работе образовательного процесса фонда оценочных средств. Представлены рекомендации по использованию soft power в формировании самостоятельности студентов вуза.

Ключевые слова:

самостоятельность, внеаудиторная работа, фонд оценочных средств.

Современное общество все больше тяготеет к информационным технологиям и их внедрению в образовательный процесс учебного заведения любого уровня: школа - техникум -вуз. И, безусловно, ничего «плохого» в этом на первый взгляд нет. Сторонники информатизации даже приведут множество совершено справедливых аргументов за данный контекст. Да и автор статьи не считает главным вести полемику по данному вопросу. В данной статье вопрос о компьютеризации является лишь отправной точкой к основному содержанию. Так сказать «затравкой» для вопроса о формировании самостоятельности современного молодого поколения в рамках обучения в вузе.

Почему же именно с этой идеи начинается статья? Дело в том, что современная система Интернет дает практически любые знания, без усилий, без особого поиска, без творчества самостоятельного труда.

Современный молодой человек, придя в вуз, сталкивается с трудностями самостоятельного поиска информации, составления аннотации статьи, выбором конкретного ма-

териала из учебника или монографии, и, как показала практика, не владеет понятием «оглавление» книги или статьи. Не берусь говорить о студентах всех российских вузов, но личная практика такова, особенно это становится удивительным, когда студент приходит на диплом, и вопрос о самостоятельной научной деятельности становится особенно остро.

На сегодня по требованиям ФГОС 3 поколения произошло существенное увеличение времени на самостоятельную работу студента. И это совершенно правильно. Однако в России всегда перегибы: как в сказке, дали крестьянину волю - да не знает он, что с ней делать. Так и у нас. Студент и рад бы самостоятельно учиться, да не готовили его в школе. Вот и получается, пришел учиться, а как не знает.

O. H. Ефремова справедливо отмечает, что организация самостоятельной работы, система ее отслеживания, критерии и оценивание результатов самостоятельной работы являются слабо реализуемыми в практике современного вузовского образования. Поэтому в современном образовательном процессе и педагогиче-

146

Конференц-зал

ских исследованиях самостоятельной работе уделяется всё большее внимание [3, с. 160].

Хотелось бы напомнить слова Л. А. Арцимовича: «Студент - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» [1, с. 28].

Так кто же должен зажечь этот факел, если не преподаватель вуза? Ведь понятие самостоятельности личности не должно сводиться к отстраненности или холодной вежливости. Должно быть разумное руководство, содействие со стороны преподавателя вуза, в некотором смысле soft power. Прагматическому обществу целесообразно использовать и иные инструменты.

В данном контексте хотелось бы обратиться к идеям Сократа, которые совершенно созвучны с мнением автора. Сократ, например, прекрасно сознавал, называя всех беседующих с ним «друзьями» (слово «ученики» он не любил, и не без оснований), что часть этих людей, которые сейчас восторженно его слушают, станет последователями, часть - обвинителями на суде, которые будут требовать для него смертного приговора, и лишь кое-кто (немногие) - другом. Сократ считал, что процесс познания (обучения) - это не процесс передачи знаний, умений, навыков информации, но он есть совершившийся акт понимания (встречи) [3, с. 279].

Именно таким должно быть взаимодействие преподавателя и студента при разъяснении и оценке самостоятельности последнего.

Еще один важный вопрос, который встает перед преподавателем - это оценка уровня самостоятельности. Почему мы и обозначили проблему как soft power. На первый взгляд, кажется, что этот вопрос давно решен. Есть балльно-рейтинговая система (БРС), есть фонды оценочных средств. И, тем не менее, каждая из них преследует иные цели. Так БРС оценивает подготовленность студента в аудиторной и внеаудиторной работе и за все виды отчетности, ФОС, казалось бы, преследует цели оценки внеаудиторной работы, однако оценочные средства показывают лишь конечный результат (решение задачи, написание эссе, выполнение творческого задания, соотнесение табличных

данных и пр.). Например, на практическом занятии в начале учебного года до каждого студента доводится информация о требованиях к самостоятельной работе. Студенту выдается рейтинг-лист по дисциплине, в котором обозначены темы лекций и практических занятий, индивидуальные задания, контрольные работы, список литературы, определено количество баллов, которые студенты могут получить в течение семестра за определенные виды работ, а также указаны результаты изучения дисциплины, которые студент должен продемонстрировать при освоении курса.

В рабочей программе дисциплины указываются часы на внеаудиторную самостоятельную работу, которая должна контролироваться и оцениваться преподавателем в течение семестра. В разделе «Организация и учебнометодическое обеспечение самостоятельной работы студентов» студенту указываются виды работ, которые включает в себя текущая СРС и творческая СРС. Там же приводится примерный перечень научных проблем и направлений научных исследований.

Вместе с тем, фонды оценочных средств не раскрывают механизмов формирования самостоятельности, имеет место чисто технологическая составляющая, в некотором смысле (как не вспомнить бихевиористов) стимул-реакция: выполнил - получил оценку. Задача же, по нашему мнению, должна состоять в содействии со стороны преподавателя овладению средствами, инструментарием и общей концепцией самостоятельности обучающегося.

Как указывалось выше новый Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает планирование не только аудиторных, но и внеаудиторных занятий, поэтому самостоятельная работа перестает быть частным делом студента. Она становится обязательным элементом обучения, детально планируемым и подлежащим контролю.

Роль навигатора в этом процессе должна выполнять рабочая программа дисциплин. В программе устанавливается траектория изучения дисциплины с указанием тематики лекций, семинарских и практических занятий, заданий на самостоятельную работу и поне-

147

Конференц-зал

дельный хронометраж времени на их выполнение, формат электронных и иных средств фиксации результатов выполненных в ходе самостоятельной работы заданий, механизм отчета об этой работе, критериях ее оценки и т. д. Контроль за ходом освоения материала таков, что не отчитавшись за одну тему (модуль), нельзя перейти к изучению дугой темы (модуля). Весь позитивный материал, таким образом, усваивается в полном объеме, без каких-либо пробелов и по определенной логической схеме.

В принципе, каждый студент вправе выбрать собственную траекторию обучения, согласовав с преподавателем график своей самостоятельной работы. Но такие возможности, как нам представляется, могут быть полноценно реализованы только на старших курсах, когда студент приобретет необходимые знания и умения. На начальном же этапе обучения важно научить студента приемам и методикам самостоятельной работы.

Следует отметить, что во многих учебных заведениях с первокурсниками проводят занятия по программе «Введение в специальность». Как правило, в рамках 10-12 часов, отводимых этой дисциплине, начинающих студентов знакомят со славным прошлым, настоящим и светлым будущим учебного заведения, особенностями приобретаемой в вузе профессии и последующей трудовой деятельности. Однако такая тематика мало ориентирована на обретение студентом умений и навыков, необходимых для самостоятельного усвоения программного материала.

Анализ педагогической литературы позволил сделать вывод, что успех организации СРС обеспечивают четыре группы кластеров: аналитический, образовательный, ценностноцелевой и рефлексивный.

К аналитическому кластеру относятся: бюджет времени, место СРС (аудиторная, внеаудиторная), средства для СРС (учебная литература, компьютер и т. д.), форма деятельности (групповая, парная, индивидуальная).

К образовательному кластеру относятся: планирование преподавателем заданий на самостоятельную работу (по объему, срокам выполнения), обучение методам самостоятельной

работы (самостоятельное изучение источников, подготовка докладов, учебных проектов и т. д.) и использованию компьютера (для оформления работы, решения задачи, построения графиков и т. д.), управление самостоятельной работой (сотрудничество преподавателя со студентом, система контроля и самоконтроля).

К ценностно-целевому кластеру относятся: познавательные интересы, потребность узнать новое, расширить свои знания, овладеть каким-либо умением и т. д.

К рефлексивному кластеру относятся: формирование универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, учет личностных качеств, самооценка и самопознание.

При организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по гуманитарным дисциплинам отдается предпочтение групповой, парной и индивидуальной деятельности, которая будет способствовать развитию необходимых компетенций. Групповая и парная деятельность предполагает возможность продемонстрировать готовность студента к кооперации с коллегами, к командной работе. Индивидуальная деятельность позволяет студенту критически оценить свои личностные качества, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков.

Многолетний опыт по проблеме доказывает, что внеаудиторную самостоятельную работу надо организовать таким образом, чтобы она помогла студенту сделать первые шаги в овладении методами научного исследования. Целесообразно в процессе обучения студентов проводить самостоятельную работу, которая будет направлена на разработку образовательных интегративных проектов по межпредметным дисциплинам.

При организации внеаудиторной СРС мы ставили следующие задачи:

1) помочь студентам овладеть приемами работы с традиционными носителями информации, с компьютером, Интернет-ресурсами, базами данных, электронными словарями и т. д.;

2) развивать способность студентов демонстрировать базовые знания в области

148

Конференц-зал

гуманитарных дисциплин, готовность к решению профессиональных задач на основе полученных знаний;

3) создавать в процессе обучения условия для развития у студентов умений соединять разрозненные факты в единое целое, интегрировать полученные знания для решения познавательных и творческих задач, исследовательские умения и навыки;

4) развивать способность студентов к самоконтролю, рефлексии и самооценке;

5) развивать у студентов профессионально важные личностные качества, такие как выбор собственной стратегии, ответственность за принятие решения и т. п.

Предложенная организация самостоятельной работы направлена не только на достижение учебных целей дисциплины, но и на развитие у студентов личностных качеств, вовлечение их в самостоятельную поисковую деятельность и формирование первоначального опыта решения профессиональных задач на основе полученных знаний.

В этой связи мы полагаем целесообразным сформулировать некоторые рекомендации по использованию soft power в формировании самостоятельности студентов вуза в условиях бакалавриата:

1. Ознакомление первокурсников с методическими основами образовательного процесса в вузе. Это вопросы, связанные с нормативно-правовой и учебно-методической базой высшего учебного заведения. Они объединяют материалы из общероссийского законодательства об образовании, локальных нормативных актов, действующих в конкретном вузе, учебных и учебно-тематических планов, программ учебных дисциплин и т. д.

2. Формирование представлений о содержании аудиторных занятий и внеаудиторной работы студента в вузе. Студенту надлежит знать, какова роль лекции, какие по видам и содержанию лекции читаются в юридическом вузе. Обстоятельные характеристики семинарских и практических занятий, практикумов, деловых игр и других видов аудиторной работы, рассматриваемые через призму стоящих перед ними целей и задач, будут ориентировать сту-

дента работать на них со знанием дела, полно и глубоко осваивая учебный материал.

3. Ознакомление с приемами самостоятельной работы студента. С учетом знаний, полученных на предыдущих занятиях, студент узнает, как нужно готовиться к лекции, как работать по ходу лекции, в чем заключаются особенности работы над конспектом и его дальнейшего использования в учебном процессе. Кроме того, педагог должен предложить студенту комплекс приемов и методик по подготовке к различным видам аудиторных и внеаудиторных занятий, написанию эссе и рефератов, выполнению контрольных и курсовых работ, подготовке к текущему, рубежному и итоговому контролю, участию в олимпиадах и конкурсах, выступлениям на заседании научных кружков и студенческих конференциях. Студенту предстоит столкнуться с большим потоком информации, поэтому ему следует учиться выделять в изучаемом материале главные мысли, сопровождать их комментариями, давать им адекватную оценку, формировать собственную точку зрения.

4. Формирование представлений и активизация деятельности с фондами оценочных средств. Студент должен знать систему оценочных средств по каждой дисциплине. Преподаватель знакомит с теми оценочными процедурами, которые должен пройти студент в течение всего курса обучения.

5. Организация работы с информационно-поисковыми системами в Интернете. Преподаватель должен научить студента поиску рекомендуемой литературы и информации в целом. Студент должен знать, что такое научная, учебная, учебно-методическая литература, нормативные источники: законы и подзаконные акты. Необходимо научить студента самостоятельно находить рекомендуемые и иные литературные источники в вузовской библиотеке, пользоваться межбиблиотечным абонементом, фондами районных, региональных и федеральных библиотек. Он должен знать, что такое учебный и научный абонемент, как организовать работу в читальных залах, чем предметный каталог отличается от систематического и как использовать электронные базы библиотек.

149

Конференц-зал

С первых дней занятий студент должен усвоить требования к документальному оформлению своей самостоятельной работы и обязательной отчетности перед преподавателями. О конкретных формах и приемах такого контроля студент информируется в завершающей теме курса.

6. Организация самостоятельной работы и контроль за ее исполнением.

Таким образом, soft power в формировании самостоятельности студентов вуза в условиях бакалавриата не сводится к уяснению и совершенствованию технологии обучения. Ее роль важна в обеспечении столь желанного для общества перехода от трудно изживаемой «знаниевой концепции», в которой студент выступает в роли «сосуда», который надо залить знаниями, умениями и навыками, к деятельности обучающегося по саморазвитию и самообразованию. Выполнение предлагаемых рекомендаций способствует формированию у студента навыка самостоятельного поиска. Студент, пройдя подобную систему, совершен-

но уверенно способен получить информацию и обработать ее самостоятельно и, что особенно важно, пронести этот багаж «самостоятельности» на протяжении всего периода вузовского обучения, не ощущая себя «пустым сосудом».

1. Арцимович, Л.А. Что каждый физик должен знать о плазме. 2-е изд. [Текст] / Л.А. Арцимович. - М.: Атомиздат, 1977. - С. 28.

2. Васильев, В.А. Сократ о благе и добродетели [Текст] / В.А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. - М., 2004. - № 1. - С. 276-290.

3. Ефремова, О.Н. Опыт организации самостоятельной работы студентов [Текст] / O.H. Ефремова // Высшее образование в России. - 2013. № 8-9. - С. 160-162.

1. Arcimovich, L.A. Chto kazhdyj fizik dolzhen znat’ o plazme. 2-e izd. [Tekst] / L.A. Arcimovich. - M.: Atomizdat, 1977. - S. 28.

2. Vasil’ev, V.A. Sokrat o blage i dobrodeteli [Tekst] / VA. Vasil’ev // Social’no-gumanitarnye znaniya. - M., 2004. -№ 1. - S. 276-290.

3. Efremova, O.N. Opyt organizacii samostoyatel’noj raboty studentov [Tekst] / O.H. Efremova // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2013. № 8-9. - S. 160-162.

SOFT POWER

IN FORMING THE AUTONOMY OF UNIVERSITY STUDENTS OF BACHELOR

Shibanova Elena Klimentievna,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk branch,

Department of politic, history and philosophy,

Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor,

Chelyabinsk, Russia,

E-mail: [email protected]

Annotation

The article reveals the peculiarities of soft power in the formation of the independence of University students in the conditions of a bachelor degree. The author’s vision of the problem is presented in setting objectives and content of clusters to use in independent work of the educational process of the Fund assessment tools. Recommendations on the use of soft power in the formation of the independence of University students.

Key words:

independence and extracurricular activities, the Fund estimated means.

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.