УДК 821.131.1
СОФИЙНАЯ СИМВОЛИКА В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ»: ОБРАЗ БЕАТРИЧЕ
А. С. КОСКОВА,
аспирант 1 курса, кафедры новой и новейшей истории, Таврическая Академия, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 295007, Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4; учёный
секретарь Центра исследований региональных культур «Южная Европа», Санкт-Петербург, тел. +7-978-560-11-09, e-mail: [email protected]
Аннотация
Коскова А. С. Софийная символика в «Божественной Комедии»: образ Беатриче.
В статье посредством сравнительного и комплексного филологического анализа мы анализируются «земные» и «небесные» черты в образе Беатриче в «Божественной комедии». Именно в этом художественном образе синтез «земного» и «небесного» доведен до абсолюта, который делает данного персонажа для литературоведов одним из наиболее неоднозначных и дискуссионных во всей «Комедии».
Существует множество интерпретаций образа Беатриче, перекликающиеся в отечественной и зарубежной историографии. В свою очередь, мы, на основе проведенного анализа фигуры Беатриче, мы предпринимаем самостоятельную попытку толкования ее образа и сравнения с прототипными ему фигурами в библейском тексте. Автором делается вывод о том, что образ Беатриче является носителем софийных черт, персонификацией Софии - небесной Мудрости.
Ключевые слова: Данте Алигьери, Беатриче, София, Божественная мудрость, символ, земное, небесное.
Summary
Koskova A. S. Interpretation of the Symbolic Meaning of the Image of Beatrice as Sofia in the Light of the Synthesis of «Terrestrial» and «Divine».
In our article, we analyze the terrestrial and divine features in the image of Beatrice in the «Divine Comedy» by means of the comparative and complex philological analysis. The features of this synthesis are so concentrated, that
© А. С. Коскова, 2018
make the image of Beatrice for the researchers to be one of the most controversial figure throughout the «Comedy».
There are many interpretations of this artistic image that are partly in common in Russian and foreign historiography. In our turn, we based on the analysis of the image of Beatrice, trying to give its interpretation on our own and to compare it with a prototype from the Bible text. We conclude that the image of Beatrice is a symbol of Sofia - personification of the divine wisdom.
Keywords: Dante Alighieri, Beatrice, Sophia, Divine wisdom, symbol, terrestrial, divine.
Образ Беатриче в творчестве Данте Алигьери обладает многосмысловым содержанием и, следовательно, является ключевым при попытке толкования и последующего понимания смысла произведений, в которых он является центральным: «Новая жизнь», где собраны наиболее ранние стихотворения поэта, и «Божественная Комедия», в которой Беатриче играет роль спасительницы лирического героя ее создателя.
В образе Беатриче «земные» и «небесные» категориальные черты являются настолько тесно взаимосвязанными, что делают данную фигуру наиболее дискуссионной и неоднозначной для интерпретации исследователями.
Поясним, что мы подразумеваем под категориями «земное» и «небесное». «Земное» - это то, что имеет отношение к мирскому, людскому, к жизни человека на земле. Земные черты указывают на человеческую сущность образа, его земное происхождение. «Небесное» мы понимаем, как относящееся к Богу, внеземному, высшему, трансцендентальному пространству. Данные характеристики свидетельствуют о причастности образа божественной сфере, ангельской сущности. Благодаря присутствию «небесных» черт образ Беатриче является способным к вбиранию в себя символического значения, толкование которого является предметом множества дискуссий дантологов разных времен.
Данная статья основывается на предварительно проведенном анализе в ходе которого автором были выявлены черты «земного» и «небесного» уровней в образе Беатриче. Исходя из данного анализа, автору статьи представляется очевидным,
что фигура Беатриче является обладательницей «софийных» характеристик, персонификацией Софии - небесной Мудрости. Сторонниками подобного толкования образа Беатриче являются, например, У. Боско, А. М. Кьявяччи Леонарди, И. Ф. Бэлза, А. Маццарелла, Л. Портирелли, Г. Россетти, Э. Ауэрбах, М. Л. Андреев и др.
София - теософское понятие, содержание которого уходит своими корнями в глубь веков: в философию античности, иудаизма и пр., где оно являлось олицетворением Божественной мудрости. Согласно С. С. Аверинцеву, термин «София» возникает в Древней Греции и в то время подразумевает отвлеченное понятие, в основном в текстах он встречается рядом с именем богини Афины. Но уже Ветхом Завете понятие Софии-Премудроси приобретает «личностный облик», то есть данный образ начинает пониматься как личностно олицетворённое существо. Именно подобное представление о Софии воспринимает в себя Христианство [1].
П. А. Сапронов говорит о том, что София, как правило, выступает как женское и одновременно божественное, сакральное начало [6, с. 7]. Следовательно, изначально образ премудрой Софии в нашем сознании является двойственным. Подобно Беатриче София содержит в себе как земные, так и небесные элементы. Но исследователь подчёркивает, что она премудра именно в женском ключе: она «премудро-прекрасна», но это ее свойство «не замыкается на ней, а имеет выход во вне: Софией «прекраснеет» и умудряется мир. Это - царствующая премудрость-красота» [6, с. 8]. Действительно, подобно Софии прекрасна и Беатриче, которая своей красотой оказывает благотворное влияние на весь мир (здесь можно привести в пример сонет «Tanto gentile»).
Среди специфических черт Софии можно выделить присущее ей материнское начало - как хозяйке, «устроительницы» мира: «я была при нем художницею» (Притч. 8: 30); «Итак, дети, послушайте...» (Притч. 8:32). В «Божественной Комедии»
и Беатриче проявляет заботу в отношении лирического героя Данте сходную с материнской, выполняет роль наставницы: так, сам Данте проводит сравнение Беатриче с матерью, а самого себя - с ее сыном (Purg. XXX: 43-44, Purg. XXX: 79-80, Par. I: 101-102).
В целом, так называемые «софийные» образы, существующие в матрице христианской культуры, основываются на текстах Священного Писания и Священного Предания. В тексте «Книги Притчей Соломоновых» София произносит следующие фразы: «К вам, люди, взываю я [..] Научитесь, неразумные, благоразумию...» (Притч. 8:4-5); «Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания» (Притч. 8:12). Очевидно, что речь идет именно о том «разуме», олицетворением которого впоследствии в «Божественной Комедии» является фигура Вергилия - первого проводника, который взял на себя эту обязанность по просьбе Беатриче-Софии.
Кроме того, в другом, уже не являющемся каноническим тексте «Книги Премудрости Соломоновой» Премудрость Бога описывается множеством лексем, входящих в состав семантического поля «света»: «её сияние - неусыпное» (7: 10) и т.д. Образ Беатриче также обогащён лексемами, связанными с указанным «световым» семантическим полем, и во многом внешнее описание софийной фигуры «Комедии» строится именно из них.
В кантике «Рай» Беатриче становится носителем небесных, священных знаний: так, она своими речами посвящает лирического героя Данте в божественные тайны устроения мира, поражает его своими боговдохновенными способностями. Обращаясь к «Книге Премудрости Соломоновой», можно провести сравнение со следующими фразами, относящимися к образу Софии-Мудрости: «Она посвящена в тайные науки Бога» (8:4); «она знает и разумеет всё» (9:11).
Кроме указанных нами сходных черт Беатриче и Софии, необходимо земетить и тот факт, что София, обладая спо-
собностью спасения людей, наделена даром отведения их от неправедно-неправильного пути: «были выпрямлены тропы тех, кто на земле, люди [..] были спасены Мудростью» (Прем. 9:18). Беатриче также являет собой «средство спасения», посланное свыше главному герою «Комедии» и способствующее жизни по правилам Божественных законов, помогающее человечеству не погрязнуть в противопоставленных вечным христианским ценностям преходящих искушениях (пример: Purg. XXX: 121-123). А когда Данте теряет Беатриче из виду, забывает о ней, отворачивается от ее добродетелей, то сбивается с истинного пути и становится на путь земных страстей (Inf. I: 1-3), за что, в свою очередь, будет каяться при встрече с Беатриче в последних песнях «Чистилища» (Purg. XXX: 130-131).
Атрибутом Беатриче и в то же время одним из «несущих» элементов образа Софии является радость/веселье: «и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его» (Притч. 8:30). В этом веселии София соединяет человека/человечества и Бога согласно представлениям о женщине в лирике Средневековья в целом (Притч. 8:31). Носительницей небесной радости является также Премудрость Соломона (8:9).
Другим явным подтверждением софийности образа Беатриче в творчестве Данте служит аллюзия на «Песнь Песней» (Песн.4:8), в момент встречи Беатриче ангелами в конце второй кантики (Purg. XXX. 11). В своём комментарии Э. Коццани утверждает, что «возлюбленная в Песни песней - это символ Святой Мудрости» [10, с. 43].
Наделив образ своей возлюбленной - лирической героини подобным высокодуховным значением, Данте разрешает противоречия, существовавшие между плотской любовью к земной женщине и платонической, небесной любовью - ага-пе к Богу, которое существовало в философии и литературе Средних веков. Таким образом, Данте выводит чувство земной любви в священное смысловое пространство [6, с. 218].
В итоге такого достаточно тезисного анализа «софийных» характеристик (требующего дальнейшей детальной проработки и обоснования), присутствующих в образе Беатриче, следует сказать о том, что, благодаря явному наполнению данного образа сходными чертами, произведения Данте «Новая жизнь» и «Божественная комедию» являются первыми или, по крайней мере, одними из первых «софийных произведений» в мировой литературе [6, с. 218].
Список использованных источников
1. Аверинцев С. С. София - Логос. Сдоварь. Киев: Издательство «Дух и Литера», 2000. С. 159-161.
2. Библия. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. 1054 с.
3. Книга Песни песней Соломона [Электронный ресурс]. URL: http://otveti.org/tolkovanie-biblii/pesnya-pesney/ (дата обращения: 20.01.2015)
4. Книги премудрости Соломона. М.: Благовест, 2014. 157 с.
5. Песнь песней Соломона / Пер. с древнеевр. В.Н. Не-чипуренко ил. Зева Рабана и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», 2010. 79 с.
6. Сапронов П. А. Русская софиология и софийность. СПб.: Церковь и культура, 2006. 440 с.
7. Alighieri, Dante. La Divina Commedia. Inferno/ A cura di A. M. Chiavacci Leonardi. Milano: Oscar Mondadori, 2014. 1186 p.
8. Alighieri, Dante. La Divina Commedia. Purgatorio/ A cura di A. M. Chiavacci Leonardi. Milano: Oscar Mondadori, 2014. 1130 p.
9. Alighieri, Dante. La Divina Commedia. Paradiso/ A cura di A. M. Chiavacci Leonardi. Milano: Oscar Mondadori, 2014. 1184 p.
10. Cozzani, Ettore. Chi é Beatrice? Milano: Angelicum, 1968. 63 p.