Теология
Архимандрит Симеон (Томачинский)
ВЛИЯНИЕ ДАНТЕ НА КОНЦЕПЦИЮ ИКОНОГРАФИИ СТРАШНОГО CУДА
В статье исследуется история появления чистилища в иконографической концепции Страшного суда и рассматривается влияние «Божественной комедии» Данте на иконографию загробного мира. До XIII века в изображениях Страшного суда присутствовали только ад и рай, без чистилища. Со второй половины XIV в., после появления «Божественной комедии» Данте, некоторые элементы чистилища возникают, в частности, на фресках Нардо ди Чоне во флорентийской церкви Санта Мария Новелла. В середине XV века в ряде изображений Страшного суда обнаруживается структурное выделение чистилища. Первым таким изображением стала «Коронация Марии» Ангеррара Шаронтона, которое датируется 1453 г. Практически все выдающиеся художники Х^ХУГ вв., писавшие Страшный суд: Фра Анджелико, Синьорелли, Микеланджело, Рафаэль, Вазари, во многом следовали дантовской концепции загробного мира и изображали самого Данте среди праведников и учителей. Из этого можно сделать вывод о значительном влиянии «Божественной комедии» на формирование иконографической концепции Страшного суда.
Ключевые слова: иконография, Страшный суд, чистилище, «Божественная комедия» Данте, фрески, Джотто, Нардо ди Чоне, Фра Анджелико, Микеланджело, Рафаэль, Франциск Ассизский.
Вступление
Не только русская иконопись является «богословием в красках», но и западная церковная живопись передает в образах богословские идеи католического мира. Порой изобразительное искусство может ярче и подробнее рассказывать о верованиях народа, нежели теологические трактаты.
Более того, для западного человека визуальные образы имеют гораздо большее значение, нежели для православной традиции с ее аскетической осторожностью в отношении изображения духовного мира. В этом связи интересным представляется проследить эволюцию образов чистилища в западной иконографии.
Как известно, римо-католический догмат о чистилище формировался постепенно, можно сказать, он рождался в муках. Наиболее подробно генезис представлений о «среднем месте» рассмотрен в книге французского культуролога Жака Ле Гоффа «Рождение чистилища»1.
Можно зафиксировать следующие главные этапы становления доктрины о чистилище:
- Идеи, связанные с «очистительным огнем» (Ориген и проч.) — дохристианская эпоха и первые 11 веков христианства;
- Появление слова рш^а^гшт, «чистилище», — конец XII в.;
- Лионская уния с греками (в документах нет слова «чистилище», но присутствует сама идея очищения) — Второй Лионский Собор, 1274 г.;
Архимандрит Симеон (Томачинский Владислав Викторович) — кандидат филологических наук, ректор Курской духовной семинарии, преподаватель Московской духовной академии ([email protected]).
1 Ле Гофф Ж. Рождение чистилища. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2011.
- Развернутая поэтическая религиозно-богословская концепция чистилища — Данте, «Божественная комедия», 1321 г.;
- Догмат о чистилище, ставший официальным учением Католической Церкви — Ферраро-Флорентийский собор, 1438-1439гг.
В данной статье делается попытка проследить, какое влияние оказало появление «Божественной комедии» Данте на концепцию изображения чистилища2.
Загробный мир в иконографии Треченто
Детального и полного исследования по вопросу о становлении сюжета чистилища в иконографии загробного мира не существует. Однако, по общему мнению искусствоведов, до XIV в. в изображении загробного мира чистилище отсутствовало. Фрески Страшного суда традиционно изображали посмертную участь праведников и грешников, рай и ад.
У современника Данте знаменитого изографа Джотто в его росписях Капеллы дель Арена в Падуе (завершены в начале XIV в.) мы находим еще двучастную композицию: ад и рай. По мнению В. Д. Дажиной, иконография Страшного суда в исполнении Джотто «имела близкие аналогии в произведениях византинирующего стиля XIII в., и в частности, в мозаиках Чефалу и в куполе флорентийского баптистерия»3.
К тому же XIV в. относятся, например, фрески Страшного суда неизвестного автора в церкви Санта Мария ин Пьяно в итальянском городе Лорето Апрутино (Loreto Aprutino). На них изображен восседающий на троне Христос, окруженный праведниками. Внизу души умерших перебираются через мост, где их встречает сидящий Архангел Михаил в красных одеждах, а добродетельным ангелы помогают перебраться на другую сторону. Некоторые падают с моста в реку, становясь, таким образом, добычей дьявола, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).
Образ моста, связывающего небо и землю в загробном мире, исследователи находят еще в древних дохристианских культах, например, в Иране или Индии4.
Аналогичную картину с выделением рая и ада мы находим в и других изображениях Страшного суда до эпохи Данте. После появления «Божественной комедии» ситуация начинает постепенно меняться.
В обширной фототеке Фонда Федерико Дзери (Federico Zeri) Болонского университета5, по сюжету «purgatorio» («чистилище»), находится несколько десятков изображений разных веков. Самое раннее датируется 1320-1325 гг., то есть временем непосредственно после смерти Данте. Это цикл фресок Visione del Purgatorio («Видение чистилища»), принадлежащий кисти Джулиано да Римини, в церкви Святителя Николая в итальянском городке Толентино. Фрески находятся в нижнем регистре юго-восточной стены. Они изображают объятые пламенем фигуры, в том числе священников, над которыми парит ангел.
Еще несколько сюжетов второй половины XIV в. связаны с предстательством Богоматери за души в чистилище. Так, в алтарной апсиде церкви Архангела Михаила города Чивителла находятся фрески Бьяджо ди Горо Гецци (цикл закончен к 1368 г.) На правой стене находится фреска «Богоматерь заступается за души чистилища», на которой Дева Мария вытягивает за руки спасаемую душу из котла с пламенем. Этот сюжет будет особенно популярным при изображении чистилища: к нему будут
2 Автор выражает благодарность Марине Сергеевне Тарасовой, канд. искусствоведения, сотруднику Курской картинной галереи им. Дейнеки, преподавателю Курской духовной семинарии, за помощь в подготовке данной публикации.
3 Дажина В.Д. Тема «конца времен» в искусстве итальянского Возрождения // Итальянский сборник. Вып. 3. М.: Памятники исторической мысли, 2003. С. 215.
4 Ле Гофф Ж. Рождение чистилища... С. 32.
5 Фототека доступна на сайте Фонда: URL: http://www.fondazionezeri.unibo.it (дата обращения: 29.08.2017).
обращаться, в частности, Карло Селлитто, Чезаре Сермеи, Себастьяно Риччи, Марчел-ло Федели, Федерико Цуккари, Джан Паоло Каванья и др. Чаще других в иконографических сюжетах о чистилище встречаются фигуры святителя Григория Великого и блж. Франциска Ассизского.
У Данте Богородица, восседающая в раю справа от Своего Сына, имеет особую благодать помогать людям. Как обращается к Ней в молитве в 33-й песни Бернард Клервосский,
Не только тем, кто просит, подает Твоя забота помощь и спасенье, Но просьбы исполняет наперед. (Рай, 33:16-18)6
La tua benignita non pur soccorre a chi domanda, ma molte fiate liberamente al dimandar precorre. (Par. 33:16-18)7
Одно из первых изображений, в котором влияние «Божественной комедии» очевидно, находится во флорентийской капелле Strozzi di Mantova. Считается, что фрески в капелле Строцци церкви Санта Мария Новелла были написаны Нардо ди Чоне (Nardo di Cione), возможно, вместе с его братом Андреа ди Чоне, называемым также Орканья, возможно, при участии также его сына Джованни8. Эти фрески, датируемые приблизительно 1360 г., то есть спустя несколько десятилетий после появления «Божественной комедии», написаны под несомненным влиянием Данте. Это особенно удивительно, учитывая тот факт, что состоявшийся в этой же самой церкви Санта Мария Новелла Поместный собор 1335 г. запрещал представителям доминиканского ордена чтение произведений Данте.
Общая композиция триптиха в капелле Строцци иллюстрирует евангельские слова Христа «Приидите, благословенные Отца Моего...» и «Идите от меня, проклятые...». Сюжет центрального паруса носит название «Страшный суд», он находится в глубине капеллы, вокруг витража с изображением Девы Марии.
Прямо над витражом, в центральной части композиции, изображен сидящий на облаках Христос, Который вершит Суд. Ниже находятся ангелы, потом Богородица и св. Иоанн Предтеча, затем апостолы и, наконец, в нижней части с правой стороны от Христа (или слева, если смотреть на фреску) помещены праведники, например, пророк Моисей, праотцы Ной, Исаак и другие. В группе «блаженных» (Beati) изображен также молящийся Данте.
С левой стороны от Христа, на центральной стене и в люнете, симметрично группе праведников изображены грешники, среди которых есть духовные и светские лица, цари и знаменитости. В частности, здесь мы видим Каина, египетского фараона, первосвященника Каиафу и других.
Две другие части триптиха более подробно изображают посмертную участь людей. Правая часть триптиха (слева от наблюдателя) носит название «Рай», левая — «Ад». По мнению некоторых исследователей, фрески Нардо ди Чоне изображают ад в дантовской интерпретации, с девятью кругами9, а также — впервые — чистилище
6 Данте. Божественная комедия / пер. с итал. и прим. М. Лозинского. М.: Интерпракс, 1992. С. 509.
7 Dante Alighieri. Divina Commedia / intr. di Italo Borzi; comm. a cura di Giovanni Fallani e Silvio Zennaro. Roma: Newton, 2012. P. 642.
8 См.: URL: https://it.wikipedia.org/wiki/Cappella_Strozzi_di_Mantova (дата обращения: 29.12.2015).
9 Майкапар А. Страшный суд // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f5390dd3-58c8-4ae1-a74d-4c44b3fefa18/Sujeti/VI.Po_ Voznesenii/80.Strachnii_Sud/Strashnii_Sud.htm (дата обращения: 28.12.2015).
как «надстройку» над адом10. Однако при ближайшем рассмотрении очевидно, что чистилище структурно не выделено11.
Важно отметить, что капелла с этими фресками находится в церкви Санта Мария Новелла, где во время Ферраро-Флорентийского собора, принявшего догмат о чистилище, размещался папский двор.
Еще одно изображение чистилища второй половины Треченто прямо соотносится с 10-й песнью «Чистилища» у Данте. Речь об алтарной картине Якопино ди Франческо де Бавози «Успение Богоматери» с клеймами (1360-1380, Болонья, Пинакотека). Одно из клейм называется «Святой Григорий освобождает из чистилища душу императора Траяна», другое, парное к нему, — Благовещение Пресвятой Богородицы.
В 10-й песни «Чистилища», сразу после входа во «второе царство» (это произошло в 9-й песни), Данте видит мраморный барельеф, состоящий из трех сюжетов. Два из них соотносятся с вышеупомянутой картиной: первый — Благовещение, когда Дева Мария отвечает Архангелу: «Ecce ancilla Dei» (Чист. 10:44)12; второй — сюжет о спасении по молитвам святителя Григория Великого души языческого императора Траяна, «того владыки римлян, чьи дела Григорий обессмертил величаво»13 (Чист., 10:74-75)14.
«Страшный суд» в эпоху Кватроченто
На родине Данте, во Флоренции, были написаны и знаменитые работы Фра Ан-джелико и его школы. В. Д. Дажина прямо утверждает, что «у Фра Анджелико дается топография дантовского Ада и Чистилища»15. В его «Страшном суде», написанном в монастыре Сан-Марко во Флоренции, в непосредственном соседстве с папским двором во времена Ферраро-Флорентийского собора, дантовская концепция изложена языком живописи. И это касается не только формальных признаков — сам загробный мир «воспринимается так просветленно, даже мучения грешников не пугают, а появление Чистилища вселяет надежду»16. Однако структурно чистилище никак не выделено.
«Страшный суд» Фра Анджелико относится к 1422-1425 г., т. е. ко времени, непосредственно предшествующему Ферраро-Флорентийскому собору. Показательно, что уже после собора, в 1445 г., папа Евгений IV вызывает Фра Анджелико расписывать церковь Крещения в Ватикане. Более того, понтифик возвращается в Рим из Флоренции вместе с Фра Анджелико, рука об руку17.
Однако первое изображение собственно чистилища как отдельного места, структурно обособленного как от рая, так и от ада, появляется лишь после Ферраро-Флорен-тийского собора, в 1453 г., как повествует об этом соответствующая статья в авторитетном «Лексиконе богословия и церковных терминов»18.
Этим изображением стала картина «Коронация Марии» (Вильнев-лез-Авиньон, Городской музей), написанная Ангерраром Шаронтоном в Авиньоне. На ней совершенно идентичные по виду Бог-Отец и Бог-Сын вместе с Духом Святым в виде голубя возлагают корону на Пресвятую Деву. Справа и слева их окружают святые, а внизу грешники разделены на две группы: те, что слева от зрителя, мучимые бесами, движутся постепенно в объятия ангелов (таково изображение чистилища), а те, что справа, — горят в вечном огне адского мучения. Это изображение имеет мало
10 Дажина В.Д. Тема «конца времен» в искусстве итальянского Возрождения... С. 216.
11 Автор посетил церковь Санта Мария Новелла в июне 2013 года.
12 Данте. Божественная комедия. С. 225.
13 Dante Aligheri. Divina Commedia... P. 291.
14 Данте. Божественная комедия. С. 226.
15 Дажина В.Д. Тема «конца времен» в искусстве итальянского Возрождения. С. 223.
16 Там же. С. 217.
17 См.: Норвич Д. История папства / пер. с англ. А. Короленкова и Е. Семеновой. М.: АСТ, 2014. С. 311.
18 Lexikon für theologie und Kirche. Verlag Herder Freiburg, 1986. S. 55.
общего с дантовским представлением о чистилище, но отражает решения Флорентийского собора, в частности концепцию Filioque, стирающую ипостасные различия между Лицами Святой Троицы.
Интересно сравнить картину А. Шаронтона, впервые представившую структурное выделение чистилища, с другим изображением Страшного суда, сделанным несколькими годами ранее, в 1435 г., немецким живописцем Штефаном Лохнером. Лохнер считается главным мастером так называемой кельнской школы: в частности, ему принадлежит знаменитый алтарный триптих «Поклонение волхвов» в Кельнском соборе, где хранятся и мощи самих волхвов.
«Страшный суд» Лохнера изображает вершащего Суд Христа во славе, по правую и левую сторону от Которого пребывают в молитвенном положении Пресвятая Богородица и св. Иоанн Предтеча19. Справа от Христа процессия праведников шествует в райские селения под охранением ангелов, слева грешники под ударами бесов низвергаются в ад, где изображен дьявол. Многие образы этой картины предвосхищают живописный язык Босха с его причудливо-уродливыми существами. В центре картины в «среднем месте» находятся души, которые взывают к Богу о помиловании. Композиционно и концептуально они вполне могли бы оказаться душами чистилища, если при ближайшем рассмотрении не обнаруживалось бы, что бесы, опутав их веревками, ведут в адскую бездну. Время чистилища еще не пришло.
Пройдет всего лишь два десятка лет, и все изменится. Примерно тем же временем, что и картина Шаронтона, датируются фрески в Терни (область Умбрия), в церкви Св. Франциска Ассизского, в капелле семьи Парадизи. Их автор — Бартоломео ди Томмазо да Фолиньо ^1454). На стенах капеллы мы видим следующие изображения: «Страшный суд» (в люнете за алтарем, центральная стена), «Рай» (центральная стена за алтарем), «Ад» (правая стена и люнет с окном), «Чистилище» (левая стена, нижняя часть) и «Сошествие Христа в лимб» (левая стена, верхняя часть, люнет, прорезанный окном). Души в чистилище движутся вперед и вверх, на гору, в направлении, указанном ангелом. Это изображение в целом соответствует дантовской концепции. Но и в данном случае структурное выделение чистилища стало возможным лишь после решений Ферраро-Флорентийского собора.
В Национальной галерее (Вашингтон) есть флорентийская медаль конца XV в. (коллекция Кресс). На аверсе ее изображен профиль Данте с надписью по кругу. На реверсе — фигура автора «Божественной комедии» возле «горы Чистилища» с тремя маленькими фигурками вверху.
«Страшный суд» в эпоху Возрождения
Дантовскую концепцию загробного мира также воспринял Лука Синьорелли, который с 1499 по 1502 г. заканчивал росписи капеллы Мадонны ди Сан-Брицио, начатые еще в 1447 г. Фра Анджелико. По словам В. Д. Дажиной, при разработке программы и выборе сюжетов Синьорелли опирался, помимо Священного Писания, также на «Божественную комедию» Данте, «комментирование которой составило к тому времени хорошо разработанную гуманистическую традиции20. Любопытно, что среди свидетелей последней битвы с антихристом Синьорелли изобразил самого Данте21.
Также Данте у Синьорелли изображен в нижнем ярусе стен среди тех, кто «в своих произведениях предсказал „конец мира" и кого посещали пророческие видения: Овидия, Горация, Вергилия, Гомера, Лукиана, Орфея, Эмпедокла» 22. Здесь же помещены сцены из «Чистилища» Данте.
19 Картину можно увидеть на флорентийском сайте Archivo fotográfico SCALA // URL: http:// scalarchives.it (дата обращения: 29.08.2017).
20 Дажина В.Д. Тема «конца времен» в искусстве итальянского Возрождения... С. 219.
21 Там же. С. 219.
22 Там же. С. 220.
По мнению В. Д. Дажиной, итогом ренессансного восприятия темы «конца времен» стала фреска «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле23. В ней мы также находим несомненные следы влияния Данте.
Подробно о росписях Сикстинской капеллы рассказывает классическое исследование Х. Пфайфера «Раскрытая Сикстина. Иконография шедевра» (Pfeiffer H. La Sistina svelata. Iconografia di un capolavoro), которое выдержало множество переизданий, а также перевод на семь иностранных языков. Aвтор, священник Хейрик Пфайфер, является профессором истории христианского искусства в Папском григорианском университете в Риме (Pontifica Università Gregoriana di Roma). В частности, ученый находит во фреске «Страшного суда» Микеланджело мотивы дантовского чистилища, а также особенности ада в интерпретации «Божественной комедии»24. Например, у Микеланджело Харон веслом изгоняет души грешников из своей лодки — мотив, заимствованный у Данте (.Дд, 3:82 и далее).
Молодой, безбородый и обнаженный Христос предстает у Микеланджело, скорее, в образе античного бога25. Этот прием использования «античных одежд» многократно встречается в «Божественной комедии». Например, Данте использует именование Giove, Юпитер, обращаясь ко Христу (вместо имени «Юпитер» в русском переводе стоит аналогичное «Дий»):
И, если смею, о верховный Дий, За род людской казненный казнью крестной, Свой правый взор от нас не отводи! (Чист., 6:118-120)26
Es se licito m'e, o sommo Giove, che fosti in terra per noi crucifisso, son le giusti occhi tuoi rivolti altrove? (Purg 6:118-120)27
В той же Сикстинской капелле присутствует и отдельное изображение Данте, созданное Рафаэлем. В «Станцах» Рафаэля Данте изображен среди праведников, стоящих вокруг алтаря: Франциск Aссизский, Фома Aквинский, Бонавентура и другие. Эта фреска, созданная в 1508-1511 гг., находится в Ватикане, в Aпостольском дворце, и носит название Disputa di S. Sacramento.
Там же можно видеть и парную ей фреску «Афинская школа», на которой представлены античные философы: Платон, Aристотель и др. Одним из главных художественных достижений Рафаэля искусствоведы считают органичное соединение христианских и античных образов, привитие христианства к «античному дереву»28. Но именно эта задача прежде успешно была решена в «Божественной комедии», поэтому появление Данте в «Станцах» Рафаэля отнюдь не случайно.
Столь же заметное влияние оказала концепция Данте и на фреску Страшного суда (Il Giudizio universale), созданную в куполе главного флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре с 1572 по 1579 г. последовательно Джорджио Вазари и Федерико Цуккари. В частности, фигура Люцифера у Вазари практически полностью соответствует описанию, данному в «Божественной комедии»29.
23 Там же. С. 221.
24 Pfeiffer H. La Sistina svelata. Iconografia di un capolavoro, Jaca Book, 2007. P. 330.
25 Майкапар А. Страшный суд.
26 Данте. Божественная комедия. С. 207.
27 Dante Alighieri. Divina Commedia. P. 269.
28 МуратовП.П. Образы Италии. Исторический путеводитель. T.I-III.M.: Издательство В. Шевчук, 2016. С. 294.
29 Giacomelli G. Il Guidizio universale di Vasari e Zuccari fra chiesa, corte e teatro musicale // Recercare. 2008. Vol. 20. № У2. [Fondazione Italiana per la Musica Antica]. P. 109.
В Риме в церкви Святого Имени Иисуса, в капелле Ангелов, находится фреска Федерико Цуккари «Ангелы освобождают души из чистилища», датируемая 1599— 1600 гг. На ней изображены ангелы, которые представляют Христу и Богородице, восседающим на небесах, души, очистившиеся в чистилище. Эта фреска также вполне вписывается в предложенную Данте трактовку «среднего места», откуда души постепенно переходят в рай.
После Ферраро-Флорентийского собора изображений чистилища становится значительно больше, и, чтобы сделать даже их краткий обзор, потребуется много страниц. Очевидно, что концепция чистилища была полностью воспринята западной иконографической традицией.
Весьма символичное изображение создал в 1465 г. Доменико ди Микелино, оно носит название: «Данте, держащий открытую книгу своей Комедии, которая проливает свет на Флоренцию». Композиция картины такова: в центре стоит Данте с раскрытой «Божественной комедией», справа от него — гора Чистилища, по которой взбираются грешники, а слева — Санта Мария дель Фьоре, где проходил за 26 лет до этого Ферраро-Флорентийский собор. Мысль художника можно прочитать так: именно благодаря дантовской книге собор принял догмат о чистилище, Данте подарил людям надежду.
Боттичелли создал цикл иллюстраций к «Божественной комедии». Оригинал этого издания хранится в Ватиканской библиотеке, но оно многократно воспроизводилось в переизданиях.
Данте и францисканцы
Одно из самых ярких свидетельств влияния Данте на восприятие загробного мира в католическом мире можно увидеть в кафедральном соборе Ассизи, в месте рождения францисканского ордена. Над фресками собора работал главным образом Джотто, но принимали участие и другие знаменитые художники: Чимабуэ, Пьетро Лоренцетти, Симоне Мартини и др.
В нижнем храме, под алтарем которого находится гробница Франциска Ассизского, Джотто символически изобразил главные добродетели блж. Франциска, соответствующие трем монашеским обетам: нестяжания, целомудрия и послушания. Ряд искусствоведов считает, что эти фрески в парусах принадлежат ученику Джотто, а не самому мастеру, которому не свойственно «монашеское направление» в аллегориях30, однако это в данном случае не имеет особого значения.
В правом от алтаря парусе на фреске, посвященной целомудрию (castitas), изображен Данте в одежде францисканского монаха, принимающий в блаженные обители тех, кто сумел приобрести эту добродетель. В противоположном углу фрески ангелы и святые отгоняют демонов. В центральной части в окне белой башни находится дева, которой два ангела приносят венец и цветок.
Столь значимая роль, которая отводится здесь автору «Божественной комедии», обусловлена тем, что Данте принадлежал к ордену францисканцев. В юности он даже был послушником в братстве. У францисканцев существуют три своего рода отделения: собственно, монахи, женщины и миряне. Данте принадлежал к третьей категории, и существуют свидетельства, что перед смертью он велел надеть на себя коричневую сутану, что разрешалось терциариям31.
Художественная концепция росписей собора принадлежит самим францисканцам, а в ордене с большим почтением относились к Данте32. Высоко оценивал творчество Данте и его современник Джотто.
30 Муратов П.П. Образы Италии... С. 442.
31 Чистяков Г., свящ. Беседы о Данте. М.: Центр книги Рудомино, 2016. С. 194.
32 Данная информация предоставлена францисканцами из монастыря Сакро-Конвенто во время посещения Ассизи автором настоящей статьи 12 мая 2017 г.
Автор «Божественной комедии» нашел свое последнее пристанище именно при монастыре францисканцев в Равенне, где до сих пор находится часовня с его гробом — tomba di Dante. В свое время, когда флорентийцы пытались заполучить домой тело изгнанника, францисканцы послали им лишь пустой саркофаг.
Воспетая Данте флорентийская церковь Санта-Кроче, перед которой сегодня стоит его памятник, также принадлежит францисканскому ордену. И таких связей немало.
Nacque al mondo un sole33 — «Солнце в мир взошло» (Рай, 11:50), — написал Данте о Франциске Ассизском, которому посвящена 11-я песнь «Рая», где описывается четвертое небо. Данте повествует о зарождении ордена францисканцев так:
Он царственно все то, что движет братью,
Раскрыл пред Иннокентием, и тот
Устав скрепил им первою печатью.
(Рай, 11:91-93)34
Ma regalmente sua dura intenzione
ad Innocenzio aperse, e da lui ebbe
primo sigillo a sua religione35.
Особого внимания заслуживает тот факт, что сам Франциск Ассизский одним из первых начал использовать итальянский народный язык, volgare, для литературных и богословских целей. В частности, на итальянском им были написаны знаменитый «Гимн творению» (Il cantico delle creature, или Il cantico di Frate Sole) и «Простая молитва» (Preghiera semplice). Таким образом, и в этом отмечается близость взглядов основателя ордена францисканцев с дантовскими идеями.
Неудивительно, что три века спустя, когда создавалась новая заалтарная роспись нижнего соборного храма, в ней особенно ярко проявилось влияние Данте. Эта фреска апсиды, написанная в совершенно ином стиле, нежели школа Джотто, изображает Страшный суд. Она создана в 1623 г. Чезаре Сермеи.
На этой фреске мы встречаем не только рай и ад, но и структурно выделенное чистилище, выбраться из которого грешникам помогают францисканцы с помощью своих веревочных поясов. Многие детали свидетельствуют об усвоении дантовской концепции загробного мира. В частности, в аду изображен Мухаммед, как об этом повествует «Божественная комедия» (восьмой круг ада).
Заключение
Итак, в изображениях Страшного суда до XIV в. чистилище отсутствовало. Начиная со времени появления «Божественной комедии», после 1321 г., в западной иконографии Страшного суда возникают элементы изображения загробного мира, позаимствованные у Данте. Чистилище в этот период не выделяется структурно, но присутствует в виде отдельных элементов либо как «надстройка» над адом. Особенно часто в этих сюжетах подчеркивается предстательство Богоматери и некоторых святых.
Структурное выделение чистилища в изображении загробного мира начинается со времени принятия соответствующего догмата на Ферраро-Флорентийском соборе. Первым таким изображением стала «Коронация Марии» Ангеррара Шаронтона.
Практически все выдающиеся художники XV-XVI в., писавшие Страшный суд, — Фра Анджелико, Синьорелли, Микеланджело, Рафаэль, Вазари, во многом следовали дантовской концепции загробного мира и изображали самого Данте среди праведников и учителей. Это ясно говорит о том, какое огромное влияние оказала
33 Dante Alighieri. Divina Commedia... Р. 501.
34 Данте. Божественная комедия. С. 402.
35 Dante Alighieri. Divina Commedia. Р. 504.
«Божественная комедия» на понимание посмертной жизни и насколько органичными для западного сознания стали дантовские представления о чистилище. Все эти факты свидетельствуют о включении Данте в пантеон творцов картины загробного мира.
Источники и литература
1. Dante Alighieri. Divina Commedia / intr. di Italo Borzi; comm. a cura di Giovanni Fallani e Silvio Zennaro. Roma: Newton, 2012.
2. Данте. Божественная комедия / пер. с итал. и прим. М. Лозинского. М.: Интерпракс, 1992.
3. ДажинаВ.Д.Тема «конца времен» в искусстве итальянского Возрождения // Итальянский сборник. Вып. 3. М.: Памятники исторической мысли, 2003.
4. Ле Гофф Ж. Рождение чистилища / пер. с франц. В. Бабинского, Т. Краевой. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2011. С. 5-542.
5. Майкапар А. Страшный суд // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f5390dd3-58c8-4ae1-a74d-4c44b3fefa18/ Sujeti/VI.Po_Voznesenii/80.Strachnii_Sud/Strashnii_Sud.htm (дата обращения: 28.12.2015).
6. МуратовП.П.Образы Италии. Исторический путеводитель. T.I-Ш.М.: Издательство В. Шевчук, 2016. С. 294.
7. Норвич Д. История папства / пер. с англ. А. Короленкова и Е. Семеновой. М.: АСТ, 2014.
8. Чистяков Г., свящ. Беседы о Данте. М.: Центр книги Рудомино, 2016.
9. Archivo fotografico SCALA // URL: http://scalarchives.it (дата обращения: 29.08.2017).
10. Cappella Strozzi di Mantova // URL: https://it.wikipedia.org/wiki/Cappella_Strozzi_di_ Mantova (дата обращения: 29.08.2017).
11. Fondo Federico Zeri // URL: http://www.fondazionezeri.unibo.it (дата обращения: 29.08.2017).
12. Giacomelli G. Il Guidizio universale di Vasari e Zuccari fra chiesa, corte e teatro musicale // Recercare. 2008. Vol. 20. № P. 95-115. [Fondazione Italiana per la Musica Antica.]
13. Lexikon für theologie und Kirche. Freiburg: Verlag Herder, 1986. P. 55.
14. Pfeiffer H. La Sistina svelata. Iconografia di un capolavoro. Jaca Book, 2007.
Archimandrite Simeon (Tomachinsky). The Influence of Dante on the Concept of Iconography of the Last Judgment.
The article deals with the history of the appearance of purgatory in the iconographic concept of the Last Judgment and examines the influence of Dante's "Divine Comedy" on the iconography of the afterlife. Before the XIIIth century in the images of the Last Judgment there were only hell and paradise, without purgatory. From the second half of the XIVth century, after the appearance of Dante's "Divine Comedy", certain elements of purgatory appear, in particular, on the frescoes of Nardo di Chona in the Florentine church of Santa Maria Novella. In the middle of the XVth century, a number of images of the Last Judgment show the structural accent on purgatory. The first such image was the "Coronation of Mary" by Engerrand Charonton, which dates back to 1453. Almost all outstanding artists of the XV-XVIth centuries who painted the "Last Judgment": Fra Angelico, Signorelli, Michelangelo, Raphael, Vasari, largely followed the Dante conception of the afterlife and portrayed Dante himself among the righteous and teachers. From this we can draw a conclusion about the significant influence of the "Divine Comedy" on the formation of the iconographic concept of the Last Judgment.
Keywords: Iconography, The Last Judgment, Purgatory, Dante's "Divine Comedy", frescoes, Giotto, Nardo Di Chone, Fra Angelico, Michelangelo, Raphael, Francis of Assisi.
Archimandrite Simeon (Tomachinsky Vladislav Viktorovich) — Candidate of Philology, Rector of the Kursk Theological Seminary, Teacher of the Moscow Theological Academy ([email protected]).