Научная статья на тему 'Содружество Независимых государств: мы победили вместе в войне, мы вместе преодолеем кризис'

Содружество Независимых государств: мы победили вместе в войне, мы вместе преодолеем кризис Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
101
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы —

7 декабря 2009 г. в Информационном агентстве РБК прошла интернет-конференция председателя Исполнительного комитета Исполнительного секретаря Содружества Независимых Государств С.Н. Лебедева, посвященная итогам работы СНГ в 2009 г. и основным задачам на 2010 г. С 1 января 2010 г. председателем в СНГ становится Российская Федерация, планируется провести много мероприятий в рамках Содружества. Новый год объявлен Годом науки и инноваций, а также Годом ветеранов Великой Отечественной войны под девизом «Мы победили вместе»…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содружество Независимых государств: мы победили вместе в войне, мы вместе преодолеем кризис»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

2 (59) - 2010

содружество независимых государств: мы победили вместе в войне, мы вместе преодолеем кризис*

7 декабря 2009 г. в Информационном агентстве РБК прошла интернет-конференция председателя Исполнительного комитета — исполнительного секретаря Содружества Независимых Государств Сергея Николаевича Лебедева, посвященная итогам работы Содружества Независимых Государств в 2009 г. и основным задачам на 2010 г. В своем вступительном слове С. Н. Лебедев отметил, что в уходящем году было немало трудностей, связанных, во-первых, с экономическим кризисом, который охватил все страны Содружества. Во-вторых, трудности были вызваны некоторыми политическими событиями в странах СНГ: кризисом в Молдавии, сложной ситуацией на Украине. Кроме того, юридически с 18 августа Грузия перестала быть членом Содружества Независимых Государств. Хотя согласно решению, принятому в рамках СНГ, Грузия осталась участником 75 соглашений в рамках Содружества, в основном экономического плана, и продолжает взаимодействие.

Несмотря на определенные опасения, все запланированные мероприятия, в частности, заседаниях высших органов Содружества, были проведены. Все запланированные встречи, форумы, саммиты состоялись. В целом, оглядываясь на прошедший год, можно с удовлетворением констатировать, что год был успешным. В частности, и заседание Совета глав государств, которое прошло в октябре в Кишиневе, и два заседания Совета глав правительств, которые прошли в мае в Астане и в ноябре в Ялте были результативными. Все эти форумы приняли очень важные решения в рамках СНГ, которые будут регламентировать дальнейшую деятельность государств.

С 1 января 2010 г. председателем в СНГ становится Российская Федерация. Есть определенное чувство оптимизма относительно председательства России в СНГ, поскольку российская концепция по председательству предусматривает довольно много мероприятий в рамках Содружества. Новый год объ-

* Интернет-конференция председателя Исполнительного комитета — Исполнительного секретаря Содружества Независимых Государств С. Н. Лебедева в Информационном агентстве РБК публикуется в сокращении.

явлен Годом науки и инноваций, поэтому в концепции председательства России основное внимание уделено сотрудничеству стран СНГ в сфере инноваций и науки. 24 ноября в Дубне собиралась рабочая группа по инновационному сотрудничеству в рамках СНГ, и есть надежда, что эта группа продолжит свою активную работу, чтобы выработать конкретные документы в сфере взаимодействия в инновационной сфере.

2010 г. объявлен Годом ветеранов Великой Отечественной войны под девизом «Мы победили вместе». Этот девиз одобрительно воспринят всеми ветеранами Великой Отечественной войны, поскольку они сохраняют свою ветеранскую общность. Работает координационный комитет ветеранов Великой Отечественной войны в рамках СНГ, он тоже готовится к мероприятиям в 2010 г. Важным событием в рамках Года ветеранов станет совместный парад Победы на Красной площади 9 мая, Президент РФ Дмитрий Медведев пригласил на этот праздник президентов стран Содружества. Кроме того, будут приглашены ветераны из стран СНГ для участия в этом параде. За «парадной» стороной праздника стоит много мероприятий, которые направлены на удовлетворение жизненных потребностей ветеранов — это улучшение их социального положения, повышение пенсий, предоставление жилья или улучшение жилищных условий. Специальный план мероприятий по подготовке к 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, который был подписан в рамках Содружества, предусматривает проведение этих мероприятий. Ветеранов не так много осталось, очень важно сейчас сделать все для того, чтобы оставшиеся годы жизни эти заслуженные и уважаемые люди прожили в странах СНГ достойно.

В ходе интернет-конференции председатель Исполнительного комитета — исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств С. Н. Лебедев ответил на многочисленные вопросы.

Тел: 606—05—29

С. Фромов. На заседании Совета глав государств в Кишиневе принято решение о совместном преодолении последствий мирового финансово-экономическо-

го кризиса. Насколько, на Ваш взгляд, обсуждаемые меры действенны?

— Вы знаете, что летом и осенью 2008 г. кризис поразил практически все страны СНГ. Наиболее чувствительными последствия кризиса оказались для Казахстана, России, Украины, то есть тех государств, которые в большей степени связаны с мировой экономикой, завязаны на международные финансовые институты. Необходимость принятия совместных мер в рамках СНГ стала очевидной. Именно по этой причине в 2008 г. в Бишкеке президенты стран СНГ внепланово обсудили необходимость принятия совместных мер и тогда же приняли решение — создать постоянно действующее совещание министров финансов стран СНГ. Поручили срочно собраться этому совещанию, и это поручение было выполнено: буквально через 10 дней после этого решения в Москве министры финансов стран СНГ собрались, обменялись мнениями и наметили необходимые меры, которые нужно было принять в рамках СНГ для ослабления последствий кризиса. Эти меры были обсуждены следом, в декабре на заседании межгосударственного валютного комитета стран СНГ, а затем и на заседании Экономического совета. Потом в марте 2009 г. состоялось второе заседание министров финансов стран СНГ. Но из финансовой сферы кризис перешел уже непосредственно в экономику, в промышленность, и поэтому на это совещание были приглашены министры экономики и руководители национальных банков. Второе совещание прошло уже в расширенном составе.

Очень важно, что участников этого совещания принял Президент РФ Д. Медведев, который внимательно выслушал представителей стран СНГ, высказал свое мнение. Для Президента РФ было важно услышать мнение стран СНГ, потому что он через пару дней выезжал в Лондон на встречу стран «большой двадцатки». Выступая на этой встрече, российский президент изложил согласованную позицию стран СНГ по преодолению последствий международного финансового кризиса. Эта работа была продолжена во взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ, и я непосредственно принимал участие в этой работе, и мои заместители, эксперты Исполкома СНГ.

15 сентября 2009 г. состоялась третья встреча, опять же в расширенном составе — также присутствовали представители Минэкономики и руководители национальных банков. Но теперь уже решили перейти от слов к делу, был разработан конкретный план. Состоялось довольно живое и детальное обсуждение этого плана, были включены допол-

нительные пункты по предложению государств. Президентам стран СНГ план был представлен 9 октября в Кишиневе, сделал это вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. Все главы делегаций приняли активное участие в обсуждении, были внесены дополнительные предложения по плану, принято решение — рекомендовать главам правительств, которые через месяц должны были собраться в Ялте, утвердить план в случае их согласия.

Могу с удовлетворением сказать, что этот план был утвержден главами правительств 20 ноября, сейчас мы работаем над его реализацией. Этот план явился результатом довольно сложных и обстоятельных дискуссий в рамках Содружества. Потому что, как я уже говорил, не все страны были подвержены в острой форме последствиям кризиса. Достаточно неплохо из кризиса вышли и выходят Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан. Меньше зависимость от международных финансовых структур у Туркменистана и Азербайджана — в силу наличия энергетических ресурсов. Поэтому, естественно, подходы к этому плану были разные у разных государств, но, тем не менее, мы договорились о принятии этого плана, который содержит как достаточно общие формулировки, регламентирующие направленность действий стран СНГ по преодолению негативных последствий кризиса, так и конкретные мероприятия. Например, пункт 1.1. — «подписать соглашение о правовом режиме взаимного допуска банков-резидентов государств — участников СНГ на их национальные валютные рынки», пункт 1.2. — «подписать соглашение об основных принципах валютного регулирования и валютного контроля в государствах СНГ» и т. д. То есть здесь есть конкретные мероприятия, которые, как мы надеемся, будут способствовать ослаблению негативных последствий финансового кризиса. Сейчас мы вместе с государствами работаем над тем, чтобы этот план был претворен в жизнь.

В. Трухин. В октябре в Баку прошла Вторая международная банковская конференция СНГ под названием «Повышение устойчивости финансовых и банковских систем государств Содружества». Расскажите, каковы основные итоги этого мероприятия?

— Хотел бы сразу сказать, что банковскую конференцию СНГ решено сделать традиционной. Впервые мы собрались в 2008 г. в Баку при поддержке руководства Республики Азербайджан и Международного банка Азербайджана, причем мы получили поддержку администрации президента республики. И естественно, были волнения: насколько эффективным окажется этот форум,

- 3

много ли приедет туда участников, к каким результатам мы придем по итогам этой конференции? Но дискуссия оказалась очень конструктивной, и уже тогда, год назад, многие высказывали мнение о том, что встречаться в таком формате надо ежегодно. Руководство Азербайджана тогда же заявило о том, что оно готово предоставить нам свою площадку для ежегодного проведения такой банковской конференции СНГ. Организатором и инициатором этой конференции стал Финансово-банковский совет СНГ, мы поддержали его инициативу, и в этом году приехало большее количество участников, чем в прошлом, была более живая дискуссия.

Хочу сказать, что в конференции приняли участие 223 представителя практически из всех стран Содружества и международных банковских структур. Это были и чиновники высокого ранга из сферы экономики и финансов, и представители центральных, государственных банков и коммерческих банковских объединений. В течение двух дней они обсуждали насущные вопросы, но главное, что в ходе дискуссии звучали конкретные предложения по укреплению взаимодействия в рамках Содружества, совместному преодолению последствий мирового финансового кризиса. Для Исполнительного комитета СНГ очень важно, что Финансово-банковский комитет СНГ по итогам конференции аккумулирует все эти предложения и готовит соответственно рекомендации для отраслевых советов СНГ по совершенствованию сотрудничества в финансово-банковской сфере. И все эти предложения, как правило, направлены на то, чтобы в результате скоординированных действий улучшить финансово-экономическую ситуацию в странах Содружества, это главная цель этой конференции.

Мы надеемся, что конференция состоится и в 2010 г. Примечательно, что к опыту проведения финансово-банковской конференции в Баку проявили интерес и в других государствах Содружества, 20 июня аналогичная конференция прошла в Кишиневе. Она была меньшего масштаба, но не менее интересной. Там, естественно, в силу особенностей региона больше были представлены финансово-банковские структуры России, Белоруссии, Молдавии и Украины. Что касается Баку, то на бакинской конференции были даже гости из соседних государств — Турции и Ирана.

И. Колесников. Как Вы оцениваете сельскохозяйственный форум, прошедший в Туркменистане? Каковы перспективы сельскохозяйственного сотрудничества в рамках СНГ?

— Я бы хотел отдельно отметить важность обеспечения продовольственной безопасности в

4 -

странах СНГ. Эта проблема и в мировом масштабе является достаточно актуальной. Многие государства работают над тем, чтобы укрепить сельское хозяйство, обеспечить стабильное снабжение продуктами населения. Особенно актуальна проблема обеспечения продовольствием населения для стран Азии и Африки, но она актуальна и для стран СНГ, несмотря на относительно благоприятную ситуацию по сравнению с регионами Африки и Южной Азии. Поэтому по инициативе ряда государств (Казахстана, Белоруссии, Украины), высказанной в 2007 г., был разработан комплекс мер по обеспечению продовольственной безопасности. И в развитие этих решений было решено провести ряд мероприятий, которые бы способствовали укреплению сотрудничества в аграрной сфере. Что примечательно, в июне 2008 г. в рамках обсуждения этих мер президент Туркменистана внес инициативу — провести такой сельскохозяйственный форум в Ашхабаде. Такое мероприятие было впервые проведено в рамках СНГ. В течение года Исполнительный комитет СНГ совместно с руководством Туркменистана готовил этот форум, в 2009 г. форум состоялся в Ашхабаде с 24 по 27 ноября.

Форум стал успешным, в его рамках были проведены важные встречи, в частности, состоялось заседание Совета по сотрудничеству в области агропромышленного комплекса (АПК) с участием министров сельского хозяйства стран СНГ. Также состоялось заседание Совета по сотрудничеству в области ветеринарии и Межправительственного координационного совета по вопросам семеноводства. Рассматривались проекты концепции продовольственной безопасности и основных направлений развития рынка мясомолочной продукции государств СНГ, вопросы дальнейшего взаимодействия в агропромышленном комплексе в посткризисный период. Но, кроме того, в рамках форума прошли дискуссии по таким темам, как «Инновации и новые технологии в производстве и переработке сельхозпродукции», «Сельхозтехника и оборудование. Перспективы сотрудничества», «Приоритетные направления производства и использования минеральных удобрений, химических средств и биологических ресурсов». Я сам принимал участие в форуме, был свидетелем этих живых и заинтересованных встреч ученых-аграриев стран СНГ, представителей предприятий по производству сельхозтехники.

В целом в форуме приняли участие более 1 000 представителей государств. И что примечательно, интерес к форуму проявили не только участники из стран СНГ, но и ряд сельхозпроизводителей

из дальнего зарубежья. В частности, были представлены агропромышленные предприятия стран Евросоюза, кроме того, были представлены такие известные производители агропромышленной техники, как «Джон Дир», «Челленджер» и другие. Но наиболее обширно, конечно, были представлены предприятия стран СНГ. Это известный трактор «Беларусь», пользующийся большим спросом в странах Содружества. Была представлена продукция Алтайского тракторного завода из России, Харьковского тракторного завода, комбайны Ростсельмаша, комбайны Гомельского завода сельскохозяйственного машиностроения (Гомсельмаша) и т. д. И что важно — по итогам форума заключены сделки о поставках этой сельхозтехники в страны СНГ.

В ходе форума также прозвучали предложения сделать его традиционным и проводить его, допустим, раз в два года. Форум был очень полезным, ему было уделено большое внимание со стороны стран СНГ, лично президент Туркменистана курировал проведение форума. Самая представительная российская делегация возглавлялась первым вице-премьером правительства России В. Зубковым, который несколько дней участвовал в работе форума и был принят президентом Туркменистана. Мне представляется, что форум стал очень полезным мероприятием в рамках Содружества, и, несомненно, он будет способствовать укреплению сотрудничества в агропромышленной сфере.

А. Борисовец. Известно, что 2009 год был объявлен в СНГ Годом молодежи. Каково Ваше мнение по поводу молодежного сотрудничества на пространстве Содружества?

— Этот вопрос очень важен для нас, потому что, это и я чувствую, и это отмечают многие, кто внимательно следит за ситуацией на пространстве СНГ, взаимодействие в рамках СНГ в основном получает поддержку и позитивные импульсы от представителей старшего поколения. Не секрет, что мы, те, кому за 40, еще сохраняем нашу советскую общность, у нас есть интерес друг к другу, у нас сохраняется и знание языка, я имею в виду знание русского языка в других странах Содружества. Хотя русский язык и является рабочим в соответствии с достигнутыми договоренностями в рамках СНГ, но, что греха таить, новое поколение и мыслит по-другому, и не чувствует той общности, которая была характерна для старшего поколения. А потому перед нами стоит очень важная задача: чтобы эту общность на пространстве Содружества привить молодому поколению, чтобы они тоже чувствовали себя друзьями, чтобы они чувствовали, что явля-

ются гражданами стран, входящих в Содружество. Для этого делается очень много.

Во многих странах СНГ самостоятельно были объявлены и проведены Годы молодежи — например, в Молдавии он проходил годом раньше, и мы в 2009 г. использовали опыт Молдавии с учетом еще того фактора, что Молдавия была председателем СНГ. Было проведено немало молодежных форумов. В частности, форум творческой и научной интеллигенции, который состоялся в Кишиневе, проходил под девизом объединения молодежи. Были представители студенчества, молодежных организаций стран СНГ в Кишиневе, которые обменивались опытом, говорили о том, как организовать молодежные встречи. У нас в рамках СНГ работает Совет по делам молодежи на уровне заместителей министров или руководителей департаментов соответствующих министерств и ведомств стран СНГ. Совет по делам молодежи регулярно заседает и обсуждает, в том числе и стратегию международного молодежного сотрудничества стран СНГ. Кстати, проект этой стратегии был разработан Министерством образования Республики Беларусь и рассмотрен на заседании Совета по делам молодежи в Душанбе 3—4 июля 2009 г. Мы надеемся, что эта стратегия международного молодежного сотрудничества будет утверждена на высоком уровне и станет базовым документом для активизации взаимодействия в молодежной сфере. Я сам довольно часто встречаюсь с представителями студенческих организаций стран СНГ и вижу заинтересованный подход молодежи во встречах, обмене молодежными делегациями, поэтому этой проблематике уделяется внимание на самом высоком уровне.

Вы знаете, что Президент России Дмитрий Медведев неоднократно говорил о важности взаимодействия наших молодежных организаций. Что интересно, отмечая Год ветеранов, мы стараемся максимально привлечь к мероприятиям в рамках Года ветеранов и молодежь. Например, Азербайджанская Республика провела научно-творческий фестиваль «Есть идея» с молодежью, Республика Беларусь — международный форум «Открытый проект: Молодежное сотрудничество», Киргизская Республика — конференцию молодых ученых «Энергоресурсы будущего». Мы проводим молодежную эстафету в странах СНГ, посвященную 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. В рамках этой эстафеты молодежь посещает мемориалы, места захоронения воинов и не просто посещает в порядке любопытства, а принимает меры по сохранению памятников, связанных с Ве-

- 5

ликой Отечественной войной. Мне представляется, что эти мероприятия будут способствовать тому, что представители молодежи в странах СНГ будут ощущать себя преемниками подвигов старшего поколения и, естественно, примут эстафету дружбы и взаимодействия в рамках СНГ.

В. Семашко. Каковы перспективы энергетического сотрудничества между странами СНГ? Что представляют собой концепция сотрудничества государств СНГ в сфере энергетики и план первоочередных мер по ее реализации?

— Эта концепция была принята как результат многомесячной работы в рамках Года энергетики в СНГ. Прошедший год был объявлен Годом энергетики, и уже в январе 2009 г. группа экспертов из стран СНГ приступила к работе, разработала в течение года концепцию сотрудничества в сфере энергетики. Этот документ имеет общую направленность, а в развитие этой концепции подготовлен план первоочередных мероприятий по ее реализации. Он обсуждался на заседании Экономического совета стран СНГ в сентябре 2009 г., был представлен на заседании глав правительств в Ялте. Но было принято решение направить его на доработку, потому что поступили дополнительные предложения от государств относительно строительства гидроэнергетических объектов.

Эта концепция и план будут предусматривать совместное использование линий электропередач (ЛЭП) в рамках Содружества, совместное строительство и использование энергетических объектов: тепловых электростанций, атомных электростанций, гидроэнергетических объектов. Кроме того, важным направлением видится совместный поиск и разработка альтернативных источников энергии. Это особенно актуально сегодня, потому что, как вы знаете, в Копенгагене на Всемирном экологическом форуме шла речь о том, как важно энергопроизводство сочетать с экологической безопасностью. Об этом думают ученые и энергетики на пространстве СНГ. И одним из направлений, которое эта концепция определяет как направление сотрудничества в рамках СНГ, является как раз поиск альтернативных источников энергии.

Л. Козина. Как Вы оцениваете работу миссии наблюдателей СНГ?

— Миссия наблюдателей СНГ за прошедшие годы стала, по сути, неотъемлемым элементом системы международного мониторинга выборов, проходящих в государствах СНГ. И свидетельством того, что миссия наблюдателей СНГ стала более авторитетной и востребованной, я мог бы назвать тот факт, что в прошлом году мы впервые получили

6 -

приглашение для наблюдения за выборами в меджлис Туркменистана, а в этом году, также впервые за время существования СНГ, получили приглашение для наблюдения за выборами в Молдавии. В декабре 2008 г. миссия по наблюдению выезжала в Ашхабад, но мы были не только в Ашхабаде, ездили по всей республике, были практически во всех областях (велаятах). Миссия наблюдателей СНГ была на двух парламентских выборах в Молдавии — 5 апреля и 29 июля 2009 г. Что бы хотелось отметить? Миссия по наблюдению за выборами и референдумами на пространстве СНГ констатирует значительное совершенствование избирательного процесса в странах Содружества.

Избирательное законодательство в странах СНГ сейчас практически везде уже приближено к избирательным кодексам ведущих демократических государств мира. Учтен опыт развитых стран по организации избирательного процесса, внесены существенные коррективы в избирательные кодексы, выборы стали более открытыми, демократичными. Но, с другой стороны, избирательные кодексы стран СНГ, конечно же, учитывают национальные особенности государств Содружества. Нельзя ставить на одну доску, например, Таджикистан и Великобританию, Туркменистан и Германию — есть особенности, исторический опыт, национальные традиции.

Тем не менее прошедшие выборы показывают, что избирательные законы в странах СНГ обеспечивают право граждан этих стран на свободное волеизъявление. Не секрет, есть некоторые технические ошибки в ходе выборов, нарушения, но тоже технического характера, не влияющего в целом на результаты выборов. Например, в некоторых странах граждане по традиции пытаются голосовать за всю семью. Приходит глава семьи (особенно в странах Центральной Азии) и говорит: «Я хочу проголосовать за жену, за пятерых детей, они сегодня заняты, на полевых работах». Разве можно здесь говорить о каком-то нарушении? Ему вежливо объясняют, что если раньше он мог так сделать, то сегодня мы не имеем права позволить это. Или муж и жена заходят в кабину вдвоем голосовать. Западные наблюдатели иногда делают из этих нарушений проблему, говорят: как же так, не обеспечены демократические принципы голосования. Но я не думаю, что именно на этом нужно концентрировать внимание.

Для меня важно то, что мы в последние годы стали теснее взаимодействовать с миссиями наблюдения от западных организаций: от ОБСЕ, от Совета Европы, Парламентской ассамблеи Совета

Европы. В ходе взаимодействия (в частности, я могу назвать здесь и наши оценки парламентских выборов в Белоруссии в сентябре 2008 г., оценки выборов в Молдавии в апреле и в июле) оценки западных наблюдателей и миссии наблюдателей от СНГ фактически совпали. У нас очень неплохое и конструктивное взаимодействие с наблюдателями западных стран. Главными критериями для нас являются объективность, невмешательство во внутренние дела государства при наблюдении за выборами, соблюдение законодательства этой страны при наблюдении за выборами и осуществлении избирательного процесса. Если этим руководствоваться и нам, и западным наблюдателям, то волей-неволей мы приходим к общим оценкам. В конце 2009 г. — парламентские выборы в Узбекистане. Миссия наблюдателей уже сформирована, 18 декабря выезжает передовая группа, будет открыт штаб по наблюдению за выборами в Узбекистане, и я сам планирую туда съездить для того, чтобы возглавить эту миссию. Выборы состоятся 27 декабря. В феврале 2010 г. предстоят парламентские выборы в Таджикистане. Исполком СНГ также готовится к тому, чтобы сформировать подобную миссию для поездки в Таджикистан.

М. Зиновьев. Какие изменения в миграционное законодательство Вы бы сегодня предложили?

— Это очень актуальная тема для стран Содружества, для России как принимающей стороны. Казахстан, кстати, также принимает много мигрантов из соседних государств. И сейчас, в условиях международного финансового кризиса, проблема использования рабочей силы из числа мигрантов, так называемых гастарбайтеров, обострилась. Поэтому, уделяя большое внимание этой проблеме, Совет глав государств СНГ в октябре 2007 г. принял Декларацию о согласованной миграционной политике государств СНГ. Основной целью этой декларации было и есть создание единого миграционного пространства, включающего в себя свободное передвижение граждан, функционирование общего рынка труда. Тогда же был создан Совет руководителей миграционных органов государств СНГ, который возглавил руководитель Федеральной миграционной службы России Константин Ромодановский.

Хочу сказать, что Совет руководителей миграционных органов с первых дней создания проявил себя как достаточно эффективный орган. Руководители миграционных ведомств регулярно собираются, обсуждают насущные проблемы, и именно при активном участии этого органа в ноябре 2008 г. была принята Конвенция о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей. Это очень

важный документ, потому что, вы знаете, нередко трудящиеся мигранты являются бесправными, незащищенными. Эта конвенция предусматривает правовую защиту мигрантов на пространстве СНГ. Сейчас идет разработка многих документов, регулирующих миграционные процессы. В частности, в октябре 2009 г. Совет руководителей миграционных органов утвердил общие принципы организационного привлечения трудящихся мигрантов к трудовой деятельности в государствах СНГ, подписал Протокол об обмене информацией между миграционными органами государств СНГ, и эта работа продолжается. Работа объемная, предстоит еще немало сделать, но самое главное, что эта работа направлена на то, чтобы стабилизировать ситуацию в сфере миграции, сделать миграцию управляемой, прозрачной, отвечающей законодательству стран СНГ.

Вопрос. Каково Ваше мнение о военном взаимодействии на территории СНГ?

— Не скрою, что военное взаимодействие в большей мере, более глубоко осуществляется в рамках ОДКБ. Но страны ОДКБ — это тоже государства Содружества, они входят в СНГ, и я искренне рад тому, что ряд государств СНГ готовы идти на углубленное сотрудничество в оборонной сфере, сфере безопасности. Есть государства, которые в меньшей мере готовы к взаимодействию в военной сфере и сфере безопасности, но все равно готовы. И это очень важно: мы являемся соседями, у нас сохранились связи между военными ведомствами со времен Советского Союза, между предприятиями, производящими военную продукцию, поэтому сотрудничество в военной сфере остается просто жизненной необходимостью для всех государств СНГ. Так, Совет министров обороны СНГ проводит свои заседания два раза в год. Я тоже присутствую, если не нахожусь в командировках, на заседании этого совета. Совет формирует идеологию в русле общих проблем военной и военно-технической интеграции. Кроме того, в рамках Совета министров обороны обсуждаются совместные мероприятия вооруженных сил, представителей оборонных ведомств либо каких-то подразделений министерств обороны. В частности, совсем недавно мы рассмотрели и утвердили на одном из саммитов СНГ ряд документов, регулирующих совместные действия в сфере противовоздушной обороны. Кроме того, взаимодействуют представители инженерных войск. Проводятся спортивные встречи между представителями вооруженных сил.

10 ноября в Душанбе прошло заседание Совета министров обороны, где они одобрили Концептуальные подходы к развитию военного сотрудничес-

- 7

тва на период до 2015 г. — очень важный документ, а также утвердили План совместных мероприятий вооруженных сил стран СНГ на 2010 г. В целом я считаю это взаимодействие полезным и нужным, направленным на укрепление оборонной безопасности стран СНГ.

А. Власов. Как Вы оцениваете совместную работу в двух направлениях: социальной сфере и гуманитарном сотрудничестве? Каковы итоги IV форума творческой и научной интеллигенции СНГ?

— Это тоже очень важная сфера. Большинство знает, какие сложности пришлось пережить гражданам СНГ в начале 1990-х гг. Разрыв связей между республиками бывшего Советского Союза привел к большим сложностям в пенсионном обеспечении, медицинском обеспечении граждан стран СНГ, это коснулось ветеранов вооруженных сил, ветеранов труда. Поэтому необходимо было срочно что-то предпринять, чтобы улучшить ситуацию в социальной сфере в странах СНГ. Именно поэтому сразу же после создания СНГ, через год — в 1992 г., было подписано соглашение «О гарантиях прав граждан государств СНГ в области пенсионного обеспечения», а также был принят ряд важных решений в социальной сфере. В том же 1992 г. был образован специальный межгосударственный орган — Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств СНГ. Что касается социальной защиты мигрантов, мы уже затронули эту тему. Очень важна социальная защита пенсионеров стран СНГ. Я уже говорил о плане мероприятий по подготовке к 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне — планом предусмотрено многое сделать для того, чтобы улучшить положение наших ветеранов.

Очень важную роль в улучшении сотрудничества в социальной сфере играет Межпарламентская ассамблея государств СНГ. В частности, в рамках Межпарламентской ассамблеи были приняты такие модельные законы (и рекомендованы для принятия в государствах), как «О государственных социальных стандартах», «О минимальном потребительском бюджете», «О занятости», «Об охране труда», «О гарантиях медицинского и санаторно-курортного обслуживания граждан государств СНГ», «Об основных гарантиях прав ребенка» и целый ряд других. Во всех наших планах в рамках Содружества обязательно присутствуют социальные разделы, разделы, которые предусматривают сотрудничество в социальной сфере. Это жизненно необходимо, и я надеюсь, что дальнейшая работа в этой сфере поможет улучшению социальной ситуации в странах СНГ.

8 -

Гуманитарное сотрудничество является одной из трех сфер взаимодействия в рамках СНГ. Приоритетной, как вы знаете, является экономическая сфера, потом идет сфера безопасности и правопорядка и гуманитарная сфера. Я бы даже не выставлял номера приоритетности. Убежден, что гуманитарная сфера — одна из важнейших сфер, и взаимодействие здесь требуется достаточно активное. Кроме того, в последние годы гуманитарное сотрудничество у нас на подъеме. Благодаря чему? В рамках СНГ создан Совет по гуманитарному сотрудничеству и учрежден Межгосударственный фонд международного сотрудничества. Эти две организации — и совет, и фонд — прилагают очень много сил для того, чтобы активизировать взаимодействие в гуманитарной сфере. И это им удается. Форумы научной и творческой интеллигенции, о которых я уже говорил, это один из результатов. Но это только одна сторона деятельности этих важных структур в рамках Содружества. Гуманитарное сотрудничество осуществляется и в сфере образования.

Министры образования регулярно собираются (последняя встреча была в мае 2009 г. в Минске) и принимают меры для совершенствования взаимодействия в сфере образования. Вы знаете, что идет обмен профессорами, преподавателями. В странах СНГ создаются филиалы вузов соседних государств. В частности, очень широко сейчас представлен Московский государственный университет — в ряде столиц стран СНГ созданы филиалы МГУ, которые успешно действуют и, естественно, пользуются большой популярностью у местных абитуриентов и студентов. Разработан и утвержден документ о взаимном признании дипломов. Кроме того, государства предоставляют друг другу места в ведущих вузах для студентов из соседних стран. Вы знаете, что и в России обучается немало студентов из стран СНГ, аналогичным образом предоставляют места для студентов из стран СНГ Украина, Казахстан, Азербайджан.

А. Никитин. Каково Ваше впечатление о встрече на высоком уровне под названием «Соединим пространство СНГ»?

— Такая встреча недавно состоялась — в конце ноября в Минске. Инициатором этой встречи выступило руководство Беларуси и Международный электротехнический союз (МЭС) во главе с малийцем Хамадуном Туре. МЭС провел аналогичный форум в Африке «Соединим Африку», потом в других регионах мира и предложил нам тоже провести аналогичное мероприятие. Исполком СНГ сразу же подключился к подготовке этого форума вместе с руководством Беларуси. Форум состоялся,

он продолжался несколько дней в Минске, туда приехали министры связи стран СНГ, руководство Международного электротехнического союза.

Были обсуждены актуальные проблемы сотрудничества государств СНГ в сфере связи и, самое главное, перспективы создания общего информационного пространства. Здесь много и технических, и организационных, и идеологических аспектов взаимодействия. Но самое главное, что на этом форуме доминировало общее желание сделать все для того, чтобы улучшить информационный обмен в рамках СНГ и вывести страны Содружества в мировую информационную сеть. Что нужно для этого сделать? Конечно, модернизировать техническую оснащенность наших информационных систем в рамках Содружества и облегчить доступ потребителям в мировое информационное пространство. Я, как председатель Исполкома СНГ, в первую очередь заинтересован в том, чтобы у нас было общее информационное пространство в рамках СНГ, и мы будем делать все необходимое для того, чтобы люди получали более широкий доступ к информационным ресурсам.

В качестве конкретного примера сотрудничества могу назвать проект создания общей электронной библиотеки стран СНГ (такой проект сейчас обсуждается) с тем, чтобы любой гражданин стран Содружества мог войти в сеть и получить доступ к порталам наших библиотек на пространстве Содружества, доступ к той или иной книге. Но для этого, конечно, нужно провести огромную работу — и техническую, и организационную.

Форуму «Соединим пространство СНГ» было уделено большое внимание и со стороны президентов стран СНГ. На заключительном заседании 26 ноября в Минске присутствовали президенты некоторых стран СНГ, они выступили там с конкретными предложениями по улучшению взаимодействия в информационной сфере, форум принял соответствующие решения. И мы надеемся, что углубление сотрудничества государств СНГ в инфор-

мационной сфере и в сфере связи с одновременным укреплением взаимодействия с международными структурами поможет нам действительно улучшить ситуацию в этой области.

В заключение я хотел бы поблагодарить всех тех, кто помогает нам в укреплении интеграционного сотрудничества. Признаюсь, что это нелегкая работа. Приходится преодолевать много трудностей, искать компромиссы. У нас 11 государств, и у каждого свое мнение, поиск согласия очень важен. Все те, кто верит в СНГ, верит, что у СНГ есть будущее, все те, кто помогает нам в укреплении взаимодействия, конечно же, заслуживают самой высокой признательности и благодарности со стороны Исполкома СНГ, наших экспертов, сотрудников отраслевых советов. Факты говорят о том, что СНГ существует, работает, развивается. Да, нелегко идет процесс, есть подъемы, есть, к сожалению, и спады, но в целом тенденция в развитии взаимодействия поступательная, она говорит о том, что взаимодействие поднимается на новую ступень все выше и выше, эта общая тенденция.

Мы надеемся, что 2010 год под председательством Российской Федерации принесет новые позитивные результаты в нашем сотрудничестве. Я был бы признателен всем, кто поддерживает нас, за их будущую поддержку, в которой мы очень нуждаемся. И когда СМИ объективно отражают нашу работу, объективно освещают те процессы, которые у нас происходят, и отмечают позитивно наши усилия и результаты нашей деятельности, то это, безусловно, придает нам дополнительные силы. Когда же СНГ необоснованно пытаются хоронить и наши усилия по укреплению Содружества не оценивают должным образом, то это не совсем приятно слушать. Надеюсь на то, что позитивные процессы найдут объективное освещение в СМИ, и мы будем получать от представителей СМИ моральную и организационную поддержку в наших усилиях по укреплению взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ И СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации — 6 000 рублей (НДС не облагается) за две журнальные страницы формата А4.

Тел./факс: (495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.