Научная статья на тему 'Влияние экономических объединений на макроэкономическую безопасность государств-участников'

Влияние экономических объединений на макроэкономическую безопасность государств-участников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕДИНЕНИЕ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / КРИЗИС / ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молочников Н. Р., Пономарева Т. Г.

В статье анализируется влияние экономических объединений на макроэкономическую безопасность государств-участников на примере стран Европейского Союза и Содружества Независимых Государств. Рассматривается ожидаемый Форсайт основных макроэкономических показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние экономических объединений на макроэкономическую безопасность государств-участников»

УДК 330.101.541

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ

Н. Р. МОЛОЧНИКОВ,

доктор экономических наук,

профессор, заместитель заведующего кафедрой

прикладной экономики и управления персоналом

по научной работе

E-mail: 007@mail. kuban. ru

Кубанский государственный университет

Т. Г. ПОНОМАРЕВА,

кандидат экономических наук,

профессор кафедры экономической теории,

институциональной и экспериментальной экономики

E-mail: ponomareva_tg@mail. ru

Санкт-Петербургский университет

управления и экономики

В статье анализируется влияние экономических объединений на макроэкономическую безопасность государств-участников на примере стран Европейского Союза и Содружества Независимых Государств. Рассматривается ожидаемый форсайт основных макроэкономических показателей.

Ключевые слова: объединение, макроэкономическая безопасность, Европейский Союз, Содружество Независимых Государств, кризис, прогнозные оценки.

Под экономической безопасностью любой страны следует понимать способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках хозяйственных национальных традиций и ценностей. Мировой опыт в этом вопросе показывает, что обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности об-

щества, государства и личности, и следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, ее прочности при возможных внешних и внутренних угрозах [1].

Макроэкономическая безопасность в рамках любого экономического объединения представляет собой набор экономических, политических и социальных факторов, которые сложились и функционируют в процессе существования объединения. В этой связи рассмотрение вопросов, касающихся влияния экономических объединений на макроэкономическую безопасность государств-участников, представляет определенный интерес и определяет актуальность избранной темы.

Существенные сдвиги в развитии мировой торговли во второй половине ХХ в. способствовали возникновению новых явлений в ее международной организации. К числу этих явлений относится так называемый регионализм, т. е. соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов. Одним из первых регионализмов стал Европей-

ский Союз (ЕС). Начальные попытки в создании объединения были предприняты в 1951 г. странами Бельгия, Германия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия, которые подписали договор об учреждении Европейского объединения угля, целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля; в силу данный договор вступил с 1952 г. В целях углубления экономической интеграции эти же государства в 1957 г. учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Это одно большое, развитое государство, состоящее из отдельных небольших, живущих по общеустановленным правилам торговли, таможни, ведения экономики, политических реорганизаций, которые устанавливаются единым органом объединения - Европейским Союзом [2].

Европейский Союз имеет особое значение в структуре мирового хозяйства. На него приходится почти 28 % совокупного валового мирового продукта. Европейский Союз представляет собой группу экономически развитых государств, имеющих однотипную экономику. Для них характерен достаточно высокий уровень экономического развития и показателей величины ВВП в расчете на душу населения -не ниже пятидесятой позиции среди всех стран мира. С момента учреждения ЕС на территории всех государств-участников был создан единый рынок; единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону и заметно сближая свои основные макроэкономические показатели [3]. Основные макроэкономические показатели еврозоны позволили определить, что по уровню инфляции ЕС находится на 3-м месте, уступая при этом Японии и США.

Важным вопросом в области внешней политики ЕС является политика безопасности (обороны). Как и внешняя политика, совместная политика безопасности основывается на межправительственных контактах. Однако современная экономическая ситуация в Европе и существующий долговой кризис позволяют сделать вывод, что макроэкономическая безопасность будет достигнута не в скором времени. На начало декабря 2011 г. общий долг еврозоны составлял 89 % ВВП. Допустимый предел превышали не только периферийные экономики (госдолг Греции -166 % ВВП, Португалии - 106 % ВВП), но и крупнейшие экономики региона (госдолг Германии -83 % ВВП, Франции - 87 % ВВП) [4]. В 2012 г. 5 из 27 стран могут выйти из еврозоны. В частности, это касается Греции, Португалии, Ирландии, Италии, Испании. Их экономики не справляются с мировым

кризисом, и все же, несмотря на помощь стран еврозоны, данные страны только ухудшают показатели ЕС. Кризис еврозоны усугубляется с каждым днем. Наиболее сложное положение в экономике испытывает Греция, от дефолта которой пострадают Германия и банковские сектора Румынии и Болгарии. Проблема госдолга приводит к тому, что правительства стран еврозоны не могут принять решительных действий, которые определили бы перспективу в будущем.

Для дальнейшего развития ЕС необходимо обеспечить устойчивость валюты (евро) по сравнению с долларом (европейская валюта заметно ослабела) и уделить внимание макроэкономической безопасности стран в сфере обороны, внешней политики, торговли, таможни. Европейский Союз не имеет права включать в свой состав страны с увеличивающимся государственным долгом, бюджетным дефицитом, снижающимся ВВП. Страна должна соответствовать требованиям, установленным ЕС. При этом ЕС обязан каждый год проверять все макроэкономические показатели, предъявляемые странами, и своевременно реагировать на малейшее изменение ситуации.

Макроэкономическая безопасность может быть достигнута в том случае, если степень обострения внутриполитической, социальной и экономической ситуации в странах объединения не будет превышать предела, который грозит утерей национального суверенитета, существенным ослаблением военной мощи, значительным снижением уровня и качества жизни населения [5].

Поэтому важнейшей задачей для всех стран -участников другого объединения - Содружества Независимых Государств (СНГ) - является создание системы коллективной безопасности и общего военно-стратегического пространства Содружества.

Содружество Независимых Государств - региональная международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. Содружество Независимых Государств не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. Создано в декабре 1991 г. В принятой декларации участники Содружества заявили о своем взаимодействии на началах суверенного равенства. Содружество Независимых Государств объединяет: Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику,

Республику Молдова, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Республику Узбекистан и Украину. С августа 2005 г. Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получил статус ассоциированного члена-наблюдателя. С декабря 1993 по 18 августа 2009 г. в состав СНГ входила Грузия.

Основными целями организации являются: ^ сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

> всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

> обеспечение прав и свобод человека;

^ сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

> взаимная правовая помощь;

> мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

К сферам совместной деятельности государств-участников относятся:

• обеспечение прав и основных свобод человека;

• координация внешнеполитической деятельности;

• сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;

• сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

• охрана здоровья и окружающей среды;

• вопросы социальной и миграционной политики;

• борьба с организованной преступностью;

• сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ. Организационный этап завершен в январе

1993 г., когда в Минске был принят Устав Содружества Независимых Государств. В сентябре 1993 г. главами государств Содружества был подписан Договор о создании Экономического союза для формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики, сближении методов регулирования хозяйственной деятельности, создании благоприятных условий для развития прямых производственных связей.

В 1995 г. были подписаны Соглашение об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях четырех стран (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия) и Соглашение о создании Сообщества Суверенных Республик (ССР) в составе Беларуси и России с созданием соответствующих координационных органов. Решением Межгосударственного Совета четырех стран (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия) в феврале 1999 г. Республика Таджикистан признана полноправным участником Таможенного союза.

В октябре 2000 г. главами государств пяти стран (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан) подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В настоящее время Армения, Молдавия и Украина обладают статусом наблюдателя при ЕврАзЭС. 25 декабря 2005 г. к этой организации присоединился Узбекистан. В декабре 2008 г. Республика Узбекистан приостановила членство в ЕврАзЭС.

В сентябре 2003 г. четырьмя странами - Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной было подписано соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП).

Взаимодействие стран в рамках Содружества Независимых Государств осуществляется через его координирующие институты - уставные органы, исполнительные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ. 1 июля 2010 г. был сформирован Таможенный союз, объединяющий Республику Казахстан, Российскую Федерацию и Республику Беларусь.

Главы государств также приняли решение о повышении роли Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах - участниках Содружества Независимых Государств.

Основные макроэкономические показатели стран СНГ приведены в табл. 1 [6].

Прогнозные оценки Статкомитета СНГ на 2011-2012 гг. приведены в табл. 2 [6].

Драйвером роста в экономиках стран-экспортеров сырья по-прежнему является чистый экспорт, для стран - экспортеров рабочей силы драйвером роста выступают денежные переводы мигрантов.

Однако в СНГ в целом сфера научных интересов, связанных с изучением проблемы безопасности, еще не определилась в полном объеме. Не установлены ее связи с конфликтологией, проблемами войны и мира, региональной безопасностью,

Таблица 1

Основные макроэкономические показатели стран СНГ (январь-декабрь 2011 г., в % к январю-декабрю 2010 г.)

Валовой внутренний Промышленная продук- Продукция сель- Инвестиции в основной капитал (в Перевозки грузов Оборот розничной Индексы цен Ин-

ского хозяйства (в постоянных ценах) торговли (в постоянных ценах; все каналы реализации) Экспорт Импорт производителей про-мыш-ленных товаров дексы потребитель-ских цен

Страна продукт (в пос- ция (в посто- постоянных ценах; (без трубоп-

тоянных ценах) янных ценах) хозяйства всех категорий) рово- дов)

Азербайджан 100,1 95,0 105,8 127,3 107,8 110,2 127,0 148,9 112,8 105,6

Армения 104,4 114,1 114,1 88,5 88,7 102,4 131,1 112,3 109,7 104,7

Беларусь 105,3 109,1 106,6 113,3 104,9 107,1 163,7 135,0 249,4 208,7

Казахстан 107,2 103,5 126,7 102,4 123,0 112,5 151,7 122,6 120,3 107,4

Кыргызстан 105,7 111,9 102,3 93,4 104,6 106,4 143,6 132,2 114,8 105,7

Молдова 106,7 108,9 104,6 111,3 116,8 116,5 147,1 136,4 108,1 107,8

Россия 104,3 104,7 122,1 106,2 104,9 107,2 130,9 135,7 112,0 106,1

Таджикистан 107,4 105,9 107,9 105,0 100,3 109,2 108,8 122,8 115,5 109,3

Туркменистан 114,7 - - 123,2 104,0 115,3 - - - 105,3

Узбекистан 108,3 106,3 106,6 107,2 109,1 116,4 - - 114,9 104,5

Украина 105,2 107,3 117,5 121,2 109,0 114,7 134,3 138,1 114,2 104,6

Всего по СНГ 104,7 105,1 118,4 108,3 111,7 108,3 134,7 134,8 119,3 109,6

Таблица 2

Прогнозные оценки Статкомитета СНГ темпов роста основных макроэкономических показателей стран СНГ на 2011-2012 гг.

Страна Продукция промышленности Продукция сельского хозяйства Оборот розничной торговли (все каналы реализации) Инвестиции в основной капитал Экспорт товаров (в текущих ценах) Импорт товаров (в текущих ценах)

2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012

Азербайджан 95-97 102,5 108 102,5 109,2 108 123 130 130,0 160 160,0 108

Армения 106-108 106 117 103,0 102,3 101 80 103 126,6 120 109,7 11

Беларусь 109,5 103 101,9 102,5 113,6 112 117,4 116,5 119,2 117,7 119,3 115

Казахстан 104,4 104,0 113 102,3 108,5 108 101,2 100,4 125,6 124,3 108,8 106

Кыргызстан 111,1 105,6 103 101,7 102,1 102 101,4 103,9 126,1 128,2 131,3 133

Молдова 102,3 103 - 103,5 104,6 105,3 104,5 103 109,8 110,1 145 115-120 131 115 - 120

Россия 105,0 104,6 110-115 101,0 106,4 105 105 106 130 110 133,1 134

Таджикистан 102,8 102,7 108,2 108,4 108,4 107 - - 111,3 111,5 118,5 119

Украина 108,8 109,0 112 104,6 112,2 111 120,0 122 130,0 126 135 137

Всего по СНГ 105,3 104,9 111,2 102,1 107,3 106 106,5 107,6 129,0 115,4 129,8 130

предполагающей формирование общего пространства безопасности.

При этом возможными направлениями формирования пространства безопасности могут выступать следующие:

• создание совместных вооруженных сил и широкое взаимодействие спецслужб;

• разработка научных концепций безопасности и совершенствование на их основе миротворческой, оборонной и антитеррористической деятельности;

• гармонизация национальных законодательств по вопросам безопасности;

• развитие интеграционного взаимодействия в сфере экономики;

• создание общего образовательного пространства;

• совершенствование системы глобальной международной безопасности.

Тем не менее концепции развития СНГ планомерно реализуются. Среди них:

Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года и План мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 гг.);

Приоритетные направления сотрудничества государств - участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года;

- 19

Комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концепция повышения продовольственной безопасности государств - участников СНГ;

Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ;

Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в сфере энергетики;

План приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ на 2011-2012 годы;

Стратегия международного молодежного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года;

Концепция военного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2015 года;

Комплексный план первоочередных мер, направленных на практическую реализацию принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств - участников СНГ;

Положение о председательстве в СНГ;

Положение о национальных координаторах государств - участников СНГ, новые правила процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и экономического совета СНГ, общее положение об органах отраслевого сотрудничества и др. [7].

На наш взгляд, влияние любых экономических объединений на макроэкономическую безопасность государств-членов может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное влияние оказывается за счет единого торгового пространства и отмены таможенных сборов при торговле между странами, а также финансовой помощи тем странам, которые испытывают экономические трудности. Отрицательное влияние проявляется в цепной реакции на все экономические сложности, возникающие в условиях неопределенности внешней среды в одной из стран.

Между тем национальные интересы создаются на стыке взаимоотношений с другими странами,

взаимодействуя в таких сферах, как инвестиции, торговля, производство и т. д. Для того чтобы правильно определить свои национальные интересы, необходимо знать интересы других стран.

Следует отметить, что уже к 2007 г. Россия вернула себе международное влияние путем изменения государственных институтов, подъема внешнеполитической активности и повышения макроэкономической безопасности.

Рассматривая вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) с позиции макроэкономической безопасности страны, можно отметить, что для большинства стран - это вынужденная мера. В ее состав входят более 130 стран, причем еще многие страны стоят в очереди на вступление, понимая, что, не находясь в ВТО, страна ограничивает себя почти во всех сферах мировой экономики. После 18 лет переговоров с определенными условиями и оговорками Россия в декабре 2011 г. присоединилась к ВТО.

Несомненно, вступление в ВТО затрагивает интересы всего населения страны. Для России вхождение в ВТО должно стать инструментом позиционирования российских товаров на мировых рынках и повышения собственной макроэкономической безопасности.

Список литературы

1. Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 10.

2. URL: http://www. ereport. ru/articles/ecunions/ wblocs. htm.

3. URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/Европей-ский_союз.

4. URL: http://www. bloomberg. com/news/2012-01-23/lagarde-urges-larger-european-rescue-fund-recommends-eurobonds. html.

5. URL: http://ru wikipedia. org/wiki/Экономи-ческая безопасность.

6. URL: http://cisstat. com/rus/borecast 20112012 an. htm.

7. URL: http:// nsi-press. ru/2011/09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.