УДК 343.9 ББК 67.4
СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОПЕРАТИВНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ КАК ОСНОВА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.В. РУДОЙ,
адъюнкт кафедры организацииоперативно-розыскной деятельности факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Академии управления МВД России
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются общественные отношения, которые возникают в связи и по поводу оказания содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, отдельными лицами.
Ключевые слова: конфидент, оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскной орган, содействие, сотрудничество, информация.
Abstract. The public relations which arise in communication and concerning rendering assistance to the bodies performing operational search activities, individuals are considered.
Keywords: confidant, operational search activities, operational search body, assistance, cooperation, information.
Борьба с преступностью является одной из важнейших функций государства. Это обусловлено тем, что для нормального функционирования его институтов, обеспечения безопасности как общества в целом, так и конкретных граждан, в частности, необходимо своевременно выявлять и нейтрализовывать преступные угрозы. Вместе с тем, в случае совершения преступлений необходимо в кратчайшие сроки и с большей долей вероятности устанавливать лиц, к ним причастных, для привлечения их к уголовной ответственности, восстановления социальной справедливости и компенсации материального ущерба.
Правоохранительные органы, в компетенцию которых входит задача борьбы с преступностью, располагают широким арсеналом средств и методов для ее реализации. Среди них особое место занимает институт содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (далее — институт содействия), который, несмотря на развитие технических и иных средств получения оперативной информации, не утерял своей актуальности.
При неудовлетворительном состоянии института содействия деятельность оперативных подразделений основывается во многом на удаче и неминуемо скатывается на путь самотека и разбора мелких уголовных дел. В случае же его нормального функционирования,
оперативные подразделения получают неоценимую помощь при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ), а также регулярно получают большой массив точной и своевременной оперативно-значимой информации.
Ведущее место в решении задач борьбы с преступностью занимают оперативные подразделения органов внутренних дел. Их роль состоит в том, чтобы на основе постоянного совершенствования организации и тактики оперативно-розыскной работы добиться своевременного выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также розыска лиц, уклоняющихся от следствия и суда, отбывания наказания, и пропавших без вести.
Главной целью использования содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, т.е. их негласных возможностей, является борьба с общеуголовной преступностью, а именно — защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, охрана собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Содействие можно определить также как помощь или деятельное участие лиц в подготовке и осуществлении ОРМ при условии неразглашения сведений о личности и характере их действий.
Для достижения указанной цели лица, оказывающие содействие, под руководством оперативных сотрудников решают разнообразные частные оперативно-тактические задачи, что, в конечном счете, сводится к решению задач, закрепленных в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»1.
Если в прошлом негласное сотрудничество граждан с оперативными подразделениями ОВД осуществлялось на основе закрытых ведомственных актов МВД, то сейчас право органов, осуществляющих ОРД, на привлечение граждан к такой форме содействия и право граждан на это закреплено в ст. 6, 15, 17, 18 ФЗ об ОРД. Таким образом, закон признает социальную необходимость и значимость содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Одним из приоритетных направлений отечественной государственной политики на современном этапе является обеспечение безопасности граждан, охрана их личности, прав и законных интересов от преступных посягательств. В соответствии с этим правоохранительные органы призваны осуществлять комплекс мер, надежно защищающих конституционные права и свободы граждан.
Об опасности преступных проявлений для общества говорится в Концепции общественной безопасности Российской Федерации (далее — Концепция), которую 20 ноября 2013 г. утвердил Президент Российской Федерации В.В. Путин. В ней отмечается, что в стране сложилась непростая криминогенная обстановка, отличающаяся высоким уровнем преступности и появлением новых видов угроз криминального характера. В свою очередь, обеспечение общественной безопасности, под которой понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества, в том числе от преступных посягательств, обозначается как одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности2.
Наряду с Концепцией, 15 апреля 2014 г. постановлением Правительства Российской Федерации утверждена программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», которая направлена на сокращение количества нераскрытых тяжких и особо тяжких преступлений, снижение числа неразысканных подозреваемых,
обвиняемых, подсудимых, осужденных, а также увеличение удельного веса возмещенного ущерба, причиненного преступлениями3.
Согласно ст. 17 ФЗ об ОРД, лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Конфиденциальность (от лат. Confidential) — доверие, свойство, предполагающее сохранение чего-либо в тайне от посторонних. В оперативно-розыскной деятельности — это специфическое конспиративное (секретное) правоотношение между гражданином и представителем государства, давшим согласие на сотрудничество.
Таким образом, понятия конспирация и конфиденциальность содействия органам внутренних дел не только базируется на понятии тайны, но и становятся взаимосвязанными через общие с государством задачи по борьбе с преступностью и обеспечением прав и свобод отдельного взятого гражданина.
Конфиденциальность, следовательно, соблюдение конспирации необходимо обеспечивать не столько в силу желания конфидента, сколько четкого указания на это законодателя. Чувство самосохранения диктует ему необходимость в любом случае стремиться к содержанию в тайне существующих между ним и оперативным подразделением отношений.
Принцип конспирации означает и особый порядок получения оформления и хранения оперативной информации, а также обязательных правил обращения с оперативно-служебной документацией. Оперативно-розыскная деятельность, включающая в себя конфиденциальное содействие граждан, казалось бы, получила в 1995 г. (ФЗ об ОРД) и в 2011 г. (Федеральный закон «О полиции») законодательную регламентацию и перестала быть предметом идеологических и догматических спекуляций. Но данные законы всего лиц делегируют субъектам ОРД право ведомственного регулирования многообразных организационно-тактических и методических вопросов ОРД, носящих конспиративный характер. При этом ни ФЗ об ОРД, ни ФЗ «О полиции», ни ведомственные нормативные правовые акты, определяя правовой статус лица, оказывающего конфиденциальное содействие, не содержат
конкретных правовых механизмов, касающихся обеспечения гарантий большинства обязательств государства по правовой и социальной защите.
Несмотря на постоянно повышающийся оперативно-технических потенциал оперативных подразделений ОВД, содействие граждан органам, осуществляющим ОРД, остается основным инструментом борьбы с замаскированными и латентными преступлениями.
Содействие включает в себя сбор и получение оперативно-розыскной информации, представляющей для органов внутренних дел оперативный интерес, действия по использованию добытых сведений для подготовки и проведения ОРМ.
От лиц, находящихся в условиях временной изоляции, при наличии достоверных данных конфиденты могут получить следующую информацию о том, что они:
• знают места нахождения лиц, скрывшихся после совершения преступления или бежавших из мест лишения свободы;
• знают места хранения и сбыта оружия, наркотиков, похищенного или нажитого преступным путем имущества;
• знают о наличии и местах хранения предметов и документов, которые могут быть доказательствами по уголовному делу;
• скрывают свою личность, выдавая себя за другое лицо;
• скрывают обстоятельства совершенного ими преступления;
• причастны к другим преступлениям;
• имеют сообщников, не известных органам внутренних дел.
Особым характером выделяются отношения между оперативно-розыскными органами и гражданами, оказывающими им содействие на конфиденциальное основе. Отношения между оперативным сотрудником (оперативным подразделением) и конфидентом — это специфические отношения, качественно отличные от всех других отношений, как по форме, так и по задачам, обусловившим их возникновение, особенно в условиях временной изоляции. Естественно,это накладывает определенный отпечаток на поведение участников этих отношений. Именно отношение к оперативному сотруднику как к личности оказывается решающим фактором в
принятии лицом решения о согласии оказывать содействие органам, осуществляющим ОРД.
Специфика оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что основная часть оперативно-розыскных мероприятий, являющихся средством сбора оперативно-розыскной информации, в соответствии с ФЗ об ОРД носит негласный характер. Своеобразны и источники информации в процессе оперативно-розыскной деятельности.
Значительную часть разведывательно-поисковых данных о противоправной деятельности преступных организаций и сообществ оперативные сотрудники получают от негласных сотрудников. Оперативно-розыскная информация, получаемая в процессе розыскной доследственной деятельности, как правило, бывает не только объемной, но и разнообразной, противоречивой, не полной, с учетом числа и особенностей ее источников.
В случае если оперативная информация, полученная от конфидентов, не подтверждается другими гласными источниками, либо если таковых не имеется вовсе, а полученные сведения представляют для раскрытия преступления существенный интерес, возможно проведение дополнительных оперативных мероприятий по ее проверке.
Вполне очевидно и объективно необходимо, чтобы лица, проверку или разработку которых осуществляют оперативно-розыскные органы, по меньшей мере, не знали их конфидентов.
Практика показывает, что ОРМ, о проведении которых становится известно в криминальной среде, утрачивают свою эффективность и становятся просто бессмысленными. Поэтому их проведение с участием конфидентов допускается лишь в тех пределах, при которых может быть обеспечена зашифровка как ОРМ, так и их участников.
Негласный сотрудник должен располагать сыскными возможностями и обладать соответствующими личными качествами. Он специально готовится для выполнения заданий4.
Законодатель особо отметил, что только отдельные лица могут быть привлечены к подготовке и проведению ОРМ. Это означает, что привлечение к негласному сотрудничеству происходит сугубо индивидуально. Единственным основанием привлечения лица к содействию или сотрудничеству является исходящая из принципов ОРД и нормативно опреде-
ленная законодателем объективная необходимость достижения целей и задач ОРД. По желанию лица его содействие оперативно-розыскному органу может носить как конфиденциальный, так и гласный характер. Для получения у любого лица согласия на конфиденциальное содействие оперативное подразделение (оперативный сотрудник) не вправе использовать психологическое или физическое насилие.
Конфиденциальность как специфическое правовое отношение между двумя сторонами (оперативным подразделением и гражданином) характеризуется наличием определенных прав и обязанностей у обеих сторон, а также соответствующей ответственности.
Сотрудничество лиц с оперативными подразделениями, как уже отмечалось, носит исключительно добровольный характер. При этом мотивация такого сотрудничества может быть самой различной.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.
1. Под содействием граждан органам, осуществляющим ОРД, понимается оказание отдельными лицами помощи указанным субъектам при привлечении их на добровольной основе к подготовке или проведению оперативно-розыскных и иных мероприятий, решению других частных задач ОРД.
2. Сущность института содействия заключается в том, что он является одним из ключевых средств в арсенале оперативных подразделений по решению стоящих перед ними задач посредством использования помощи отдельных лиц, которая может оказываться в различных организационно-тактических формах.
3. При нормальном функционировании института содействия оперативные подразделения получают неоценимую помощью при подготовке и проведении ОРМ, а также регулярно получают большой массив точной и своевременной оперативно-значимой информации, от которой зависит эффективность решения стоящих перед ними задач. В случае его неудовлетворительного состояния деятельность оперативных подразделений основывается во многом на удаче и неминуемо скатывается на путь самотека и разбора мелких уголовных дел. Вместе с тем, все средства и методы оперативно-розыскной деятельности должны дополнять друг друга, что обуславливает их комплексное использование, так как, несмотря на свою эффективность, институт содействия
по различным причинам не всегда и не везде может обеспечить оперативные позиции.
4. Содействие органам, осуществляющим ОРД, могут оказывать любые дееспособные лица, достигшие установленного возраста, независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений. При этом запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.
5. При привлечении граждан к содействию и в последующей работе с ними категорически запрещается использовать насилие и иные незаконные методы воздействия.
6. Отдельные лица могут оказывать содействие оперативным подразделениям путем участия в подготовке или проведении ОРМ, представления оперативной информации, предоставления помещений и иного имущества, руководства лицами, оказывающими содействие, поддержания связи с лицами, оказывающими содействие, выполнения иных функций, предусмотренных ведомственными нормативными актами.
7. Сотрудничество на конфиденциальной долговременной основе схоже с трудовыми и в некотором роде гражданско-правовыми отношениями, но ими не является.
8. Взаимодействие правоохранительных органов с различными слоями населения возможно только при наличии положительных морально-нравственных и деловых качеств сотрудников правоохранительных органов и надлежащего уровня правосознания граждан.
9. Правоохранительным органам необходимо осуществлять пропаганду, направленную на разъяснение сущности и видов содействия, а также его общественной полезности. Кроме того, гражданам необходимо сообщать о возможности получения вознаграждения за оказание результативного содействия и о социальных гарантиях, предусмотренных законодательством. Также можно перенять положительный мировой опыт по сближению населения и правоохранительных органов.
Решение затронутых в статье проблем требует продолжения дискуссии и дальнейших исследований, однако учет их в практике оперативными подразделениями, думается, будет полезным.
1 Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / под ред. А.И. Алексеева и В.С. Овчин-ского. М.: Проспект, 2014. С. 12.
2 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации от 20 ноября 2013 г.: URL : http://kremlin.ru/acts/19653.
3 Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» от 15 апреля 2014 г. № 345 // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. IV). Ст. 2188.
4 Оперативно-розыскная деятельность: учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 243.
УДК 343.2/.7 ББК 67.408
ФОРМЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ИХ ВИДЫ:
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ДВОРЕЦКИЙ,
кандидат юридических наук, доцент Тамбовского филиала Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте Российской Федерации
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В представленной публикации рассматриваются направления законодательного совершенствования отдельных видов формы реализации уголовной ответственности. В статье рассматриваются наиболее актуальные проблемы эффективности уголовной ответственности, ее форм и их видов, в том числе, связанные с традициями генезиса отечественного уголовного законодательства, особенностями их назначения, исполнения и освобождения от них.
Ключевые слова: направления законодательного совершенствования уголовной ответственности формы уголовной ответственности и их виды; понятие, систематизация наказаний; предупредительное воздействие системы наказаний; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; предупредительное воздействие видов наказаний в контексте их эффективности.
Abstract. In the present publication addresses the legislative direction of improving the implementation of certain types of forms of criminal responsibility. The article deals with the most pressing problems of the efficiency of the criminal liability of its forms and types, including related to the genesis of the national traditions of criminal law, the peculiarities of their destination, the execution and clearing of them.
Keywords: direction of improving the legislative form of criminal liability and criminal liability of their species; concept, ordering punishments; Preventive effect of the penal system; compulsory labor; correctional work; restriction on military service; deprivation of special, military or honorary title, class rank and state awards; Preventive effects of types of penalties in the context of their effectiveness.
Поскольку этимология самого понятия «ответственность» фактически означает непосредственно какую-либо необходимость, и (или) обязанность кого-нибудь отдавать отчет по поводу реально имевшихся своих действий (бездействий), поступков, нести ее и (или) заставлять отвечать за осуществленное (неосуществленное), то производное от данного термина словосочетание «уголовная от-
№ 4 / 2016
ветственность», являющееся уголовно-правовым институтом остается наиболее дискуссионным. Так, по нашему представлению, само существование понятия «Уголовная ответственность» в отечественном понятийно-терминологическом аппарате предполагает комплексное исследование пяти аспектов этой основополагающей уголовно-правовой категории:
221
Вестник экономической безопасности