Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №3 (май - июнь) http://mir-nauki.com/vol5-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/48PDMN317.pdf Статья опубликована 05.07.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Шкунова А.А., Плесовских Г.А., Шипулло М.С. Содержательный аспект программ дополнительного профессионального образования студентов // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №3 http://mir-nauki.com/PDF/48PDMN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 378.046.4
Шкунова Анжелика Аркадьевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Россия, Нижний Новгород1
Доцент кафедры «Инновационных технологий менеджмента»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=482675
Плесовских Галина Артуровна2
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Россия, Нижний Новгород
Студент
E-mail: [email protected]
Шипулло Максим Станиславович3
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Россия, Нижний Новгород
Студент
E-mail: [email protected]
Содержательный аспект программ дополнительного профессионального образования студентов
Аннотация. Данная статья посвящена актуальной теме - содержательному аспекту программ дополнительного профессионального образования студентов. В рамках федеральной программы модернизации высшего педагогического образования происходит изменение содержательных, технологических и логистических аспектов основных профессиональных образовательных программ вуза. В основу разработки данной программы был положен личностно ориентированный и структурный подходы как ведущие методологические условия успешности обучения.
В настоящее время образовательные учреждения заинтересованы в том, чтобы в составе педагогического коллектива управленцев все большее место занимали работники с аналитическими способностями, склонными к поиску нового в сфере своей деятельности. Приоритетное значение приобретает воспитание и образование личности, направленное на развитие творческого мышления и лидерских качеств. В статье представлено и обосновано содержание модуля «Управление персоналом организации». Данный модуль является частью программы дополнительного образования, «Эффективные технологии менеджмента и маркетинга» целью которого, является получение навыков использования эффективных
1 603004, г. Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9
2 ВК: http://vk.com/id56105104
3 ВК: https://vk.com/shipullo maksim
технологий современного управления персоналом от построения личной и организационной стратегии до инструментов контроля деятельности, а также формирование общих навыков развития индивидуального стиля лидерства и командообразования. Данный модуль является наиболее популярным среди студентов направления 44.03.05 Педагогическое образование.
В заключении статьи сформулированы преимущества разработанного модуля программы дополнительного образования.
Вклад авторов. Плесовских Г.А. - автор внес существенный вклад в организацию научного исследования по проблеме. Автором была разработана анкета по образовательному модулю, которая прошла апробацию, среди студентов направлений: 44.03.05 Педагогическое образование. Проанализированы и интерпретированные данные по результатам анкетирования. Шипулло М.С. - автор оказывал участие в организации исследования, используя электронные ресурсы LMS Moodle и Google Apps, представил понятийный аппарат исследования. Шкунова А.А. - автором в рамках исследования разработан модуль «Управление персоналом» и размещен в LMS Moodle. Автор осуществил написание статьи, определил актуальность и методы исследования, обосновал результаты и выводы проведенной работы.
Ключевые слова: программа дополнительного профессионального образования; модуль; содержательный аспект; структурный подход; дистанционная система
Введение
В настоящее время дополнительное профессиональное образование как фактор расширения профессиональной компетентности приобретает все большую востребованность со стороны выпускников вуза и преподавателей. Это объясняется гибкостью системы дополнительного образования, что в условиях интенсивных изменений в экономике страны становится важным и актуальным для получения своевременных и качественных знаний.
Цель исследования
В связи с этим возникает необходимость внесения дополнительных модулей для создания более полного и практически направленного содержания основных образовательных программ вуза, технология использования которых основана на создании единого информационного образовательного пространства. Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012. № 273-ФЗ и Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» в НГПУ им. К. Минина в рамках федеральной программы модернизации высшего педагогического образования происходит изменение содержательных, технологических и логистических аспектов основных профессиональных образовательных программ вуза. Управленческие решения касались совершенствования модулей основных профессионально-образовательных программ (ОПОП), а также составления банка актуальных модульных программ дополнительного образования вуза.4
Развитие системы дополнительного образования вызвано рядом причин:
4 Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сб.ст. Всероссийской научно-практической конф. по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Н. Новгород, 2015. 478 с.
• не достаточно полное удовлетворение профессиональных потребностей студентов в рамках содержания ОПОП;
• стремление студентов к более полной реализации себя в образовательной среде;
• требования работодателей к выпускникам выполнять различные виды деятельности в сфере управления без дополнительных сроков адаптации.
Главным и неоспоримым качеством системы дополнительного образования является ее гибкость, которая выражается в постоянном отслеживании изменений внешней среды, открытость для корректировки содержания обучения, что способствует достижению ближайших и актуальных целей. Таким образом, объектом нашего исследования является модульная программа «Эффективные технологии менеджмента и маркетинга», а предметом -модуль «Управление персоналом организации».
Методы исследования
В процессе разработки и реализации содержания модульных программ дополнительного образования кафедрой инновационных технологий менеджмента методами анкетирования, анализа, сравнения, наблюдения и с помощью электронных ресурсов решались проблемы социального, психологического, педагогического и организационно -управленческого плана, а именно: реальные требования организации, формирование и развитие требуемых компетенций, мотивация, использование инновационных технологий и дистанционных средств, выявление способностей студентов к исследовательской деятельности [3, 12].
В настоящее время образовательные учреждения заинтересованы в том, чтобы в составе педагогического коллектива управленцев все большее место занимали работники с аналитическими способностями, склонными к поиску нового в сфере своей деятельности. Приоритетное значение приобретает воспитание и образование личности, направленное на развитие творческого мышления и лидерских качеств [9, 10, 11].
Анализ мировых тенденций развития дополнительного образования показывает, что в развитых странах этот процесс обусловлен, с одной стороны, повышением уровня жизни людей на основе экономического роста (и соответственно платежеспособности населения), а с другой - развертыванием предпринимательской деятельности по предоставлению услуг в сфере образования как экономически эффективного вложения капитала [8, 15].
В психологических и педагогических исследованиях учебной деятельности зарубежных и отечественных ученых и специалистов обсуждаются различные аспекты, педагогического управления профессиональным развитием. Это работы В.Г. Афанасьева, Р.В. Веснина, О.С. Виханского, Д.Д. Крассовского, А.К. Маркова, Э.М. Никитина, В.Д. Семенова. В разных странах более шестидесяти лет создаются педагогические технологии Дж. Керролл США, Л. Андерсон, Р. Мейджер - США. Сторонники модульной технологии обучения активно разрабатывают дидактические средства, выводящие обучение на уровень технологического процесса с гарантированным результатом, за который педагог несет персональную ответственность [2, 15].
В связи с этим, основываясь на анализе мировых тенденций развития дополнительного образования и исследованиях зарубежных и отечественных ученых, а также разработках ученых нашего университета в Мининском педагогическом университете создан центр дополнительного образования, который объединяет деятельность факультетов и кафедр в целях разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, используя дистанционные и интерактивные методы работы [5, 11, 12]. Каждая кафедра разрабатывает и
утверждает дополнительные образовательные программы наиболее значимые и актуальные в современных социальных экономических условиях [6, 7, 14].
Кафедрой инновационных технологий менеджмента разрабатывается и применяется ряд модульных программ дополнительного образования как для преподавателей высшей школы, так и для студентов. Среди всех программ, разработанных для студентов, особенно популярной является модульная программа «Эффективные технологии менеджмента и маркетинга», целью которой является формирование и развитие компетенций в области рационального использования современных технологий менеджмента по управлению коллективом организации и распределению своего рабочего времени, маркетинговых исследований, диагностики группы [4, 14]. Данная программа является модульной дополнительной профессиональной программой, представляющей объединение модульных структур, имеющих общую логику достижения результата. Но они могут выступать как самостоятельные программы для повышения профессионального уровня. Содержание программы составляют следующие модули: управление временем, управление персоналом, управление продажами, управление маркетинговой деятельностью организации. Каждый модуль представлен определенным количеством элементов, который слушатель может осваивать в любом порядке [7].
В основу разработки данной программы был положен личностно ориентированный и структурный подходы как ведущие методологические условия успешности обучения.
Структурный подход - это аналитический инструментарий планирования и управления целевыми, предметно - ориентированными проектами, основанными на использовании метода логического структурирования, при котором основные элементы проекта представляются в виде единой структуры с особым выделением логических связей между намеченными ресурсами, программой управления и ожидаемыми результатами [13].
В процессе работы над модулями и организацией прохождения различных видов практик преподаватели проводят различные мониторинги, где посредством обратной связи получают информацию, о наиболее востребованных компетенциях в области управления человеческими ресурсами в различных организациях. Это является побудительным фактором для изменения содержания модулей и разработки новых программ дополнительного образования. В 2016-2017 г. программа прошла апробацию среди студентов направлений: 44.03.05 Педагогическое образование (профили подготовки: русский язык и литература, история и право, история и обществознание); 44.03.04 Профессиональное обучение (профиль подготовки: декоративно-прикладное искусство и дизайн).
Интерес к данной программе обоснован. В школах, колледжах складывается социальный заказ на творческую личность, способную думать по-новому, предлагать нестандартные решения. Это должен быть не просто учитель-предметник, а креативный организатор, творчески развитый человек, владеющий основами педагогического менеджмента. Для этого особенно актуальным становится приобретение педагогом -предметником дополнительных профессиональных компетенций таких как: получение навыков использования эффективных технологий современного управления коллективом от построения личной и организационной стратегии до инструментов контроля деятельности, формирование общих навыков развития индивидуального стиля лидерства и командообразования [8, 13]. Например, в школе, учитель предметник выступает в роли классного руководителя, который исполняет функции, направленные на сплочение коллектива, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, распределяя и регулируя различные общественные функции. Естественным является тот факт, что данная программа дополнительного образования видоизменяется, разрабатываются новые модули, содержание которых является актуальным в настоящее время. За последние четыре
Мир Науки
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
года содержание данной программы совершенствовалось несколько раз в связи с целевыми запросами по содержанию и технологиям работы.
Вполне понятным и своевременным является использование инновационных технологий менеджмента в качестве дистанционной поддержки программ дополнительного образования. Несомненным является тот факт, что дистанционное обучение с помощью LMS Moodle, в контексте высшей школы наиболее эффективно не как самостоятельная форма образования, а как составная часть смешанного обучения [13, 14].
На рисунке 1. Представлен модуль «Управление персоналом организации».
Данный модуль сочетает в себе, как аудиторную, так и внеаудиторную работу. Модуль - Управление персоналом организации
R Teva '. Презентация: Фору v роЕ s - уе лн ного влуя н уя . ВЬкжнффепивное лидерство.
Задаме 1. Ежегодное повылен ге зарплапь.
Раздаточный материал 1. Самодиагностика персональныхстилен влияния, il Раздаточ ный иагтерпал 2. Стиль лг дерства б группе ф ВИДЕО фрагмент об адаптации руководителя Teva 2.3ффеггг вность лидерства в групповой взагиодегстБУГ
Определить рил к в валек группе, -согласно ролевой структуре вшинспеа. ._■■ Задание 2. 'Охота за мусорок или Коиандное взакиодеиствуе
Технологии корпоративного управления
Рисунок 1. Скриншот содержания (внеаудиторная работа) модуля «Управление персоналом организации» - составлено авторами
Цели модуля - получение навыков использования эффективных технологий современного управления персоналом от построения личной и организационной стратегии до инструментов контроля деятельности. Формирование общих навыков развития индивидуального стиля лидерства и командообразования.
В содержании модуля представлены следующие темы:
Тема 1. Построение эффективной личной и организационной стратегии. Формирование личной и организационной миссии, основанной на ценностях. Определение личного и командного видения и целей. Создание структур, обеспечивающих эффективное выполнения функций планирования, организации, мотивации и контроля в личной и командной работе.
Тема 2. Формирование личного влияния. Необходимость развития лидерства для организации. Современные подходы к лидерству. Ролевая структура коллектива.
Тема 3. Эффективность лидерства в групповом взаимодействии. Пять личностных черт лидера. Самодиагностика персональных стилей влияния по пяти позициям: эмпатия, открытость, различия, ситуация, поведение. Деловая игра "Создай свою команду". Самопроверка "Роли и модели поведения лидера".
Основное содержание аудиторной работы представлено активными формами обучения такими как тренинговые упражнения, имитационное моделирование, деловые игры, кейс -метод, метод составления сценария.
В освоении данного модуля принимало участие 30 человек, студенты, обучающиеся по направлениям педагогическое образование и профессиональное образование по разным профилям подготовки, а также студенты из других вузов.
Мониторинг освоения данного модуля осуществляется на базе LMS Moodle, где представлена опрос-анкета «Рефлексия освоения данного модуля», на базе GoogleApps. Данный электронный ресурс позволяет очень быстро получать информацию слушателей об отношении к прохождению данного модуля. На вопрос анкеты «Чему я научился во время прохождения данного модуля», слушатели указали освоение следующих навыков, которые показаны на рисунке - 2.
Мир Науки
Рисунок 2. Результаты рефлексии слушателей по освоению модуля «Управление персоналом организации»
Согласно результату исследования, свыше 80% студентов научились определять качественный состав группы, это означает, что методы группового взаимодействия могут совершенствоваться в зависимости от возраста группы, состава, зрелости ее членов. Для будущих учителей это является значимым определяющих фактором, потому что работа в образовательной организации предполагает выстраивание системы взаимодействия как с учениками начальной школы, среднего звена и высшего звена, так и с их родителями. Студенты также отмечают, что и другие управленческие группы могут также оказывать существенное влияние. Все слушатели отметили, что могут распределять объем работ в группе и принимать решения, учитывая качественный состав группы. Диапазон ответов при этом распределился от 60% до 70%. Наивысший показатель был получен по умению применять технологию аргумента в процессе группового влияния. Дополнительный опрос среди студентов показал, что освоение технологии построения аргумента является необходимой компетенцией для работы в образовательных учреждениях. От освоения этой компетенции зависит определение основных мотивов, целей и выработка определенной стратегии поведения.
Выводы и результаты исследования
1. Современная социально-экономическая обстановка предопределяет необходимость создания программ дополнительного образования в рамках освоения дополнительных компетенций студентами на новых организационных и социально-педагогических основах.
2. Разработка дополнительных профессиональных модулей в области управления человеческими ресурсами в педагогическом менеджменте направлена на развитие лидерских качеств преподавателя в условиях работы в группе.
3. Содержательный аспект программы ясен, понятен и доступен слушателю и должен постоянно обновляться в соответствии с запросами самого слушателя, а также с учетом постоянного мониторинга ситуации на рынке труда.
Итак, итоги опроса слушателей программы показали, что разработанный авторами модуль способствует повышению профессиональной компетенции студентов в области управления коллективом организации, а именно освоены навыки групповой работы, принятия решений в группах, технологии аргумента в процессе влияния. Все это необходимо для адаптации будущих бакалавров в профессии.
Программы дополнительного образования кафедры «Инновационные технологии менеджмента» развивают и обогащают такие направления деятельности вуза, как «Шаг в профессию», «Педагог будущего», «Электронное обучение», «Клинические базы практик»
[3].
Интеграция деятельности факультетов и кафедр в разработке программ дополнительного образования на основе дистанционных и интерактивных методов формирует единую стратегию работы университета.
ЛИТЕРАТУРА
1 Бабанова Е.Д. Проектирование целей личностно-профессионального развития в дополнительном образовании // Мир образования - образование в мире. 2015. № 2. С. 221-225.
2 Даньшина С.А. Инновации в дополнительном профессиональном образовании // Преподаватель XXI век. 2010. Т. 1. № 3. С. 26-30.
3 Игнатович Е.В. Студент вуза как субъект непрерывного обучения: диагностика готовности к дополнительному и дополнительному профессиональному образованию // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 2 (10). С. 31-47.
4 Кулешова С.С., Шкунова А.А. // Технологии коммуникативного взаимодействия в системе педагогического менеджмента: сб.ст. Всероссийской научно -практической конференции «Инновационные технологии управления». Н. Новгород, 2014. С. 125-130.
5 Печникова Е.Н. Новые педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 52. С. 45-50.
6 Прохорова М.П., Шкунова А.А. Особенности инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования //
Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1-0. С. 106109.
7 Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Вариативность основных профессиональных образовательных программ как механизм обеспечения реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся // Вестник Мининского университета, 2016. - №1. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/352/samerkhanova, дата обращения (24.02.2017).
8 Сысоева Е.Л. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования граждан России // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии.2013. № 4 (18). С. 20-24.
9 Lebedeva T.E., Egorov E.E., Vakulenko R.Y., Stouhina N.Y. Innovation aspects of managing bachelor training program in the context of bologna process in russia // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 10. С. 1097.
10 Yashkova E,V., Sineva N.L., Shkunova A.A., Bystrova N.V., Smirnova Z.V, Kolosova T.V. Development of innovative business model of modern manager's Qualities // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. -VOL. 11, NO.11. - рр. 4650-4659. http://www.ijese.net/arsiv/137.
11 Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Инновационные подходы к развитию персонала в контексте управления знаниями // "Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований" № 7 (часть 4) 2016, стр. 648-651.
12 Шкунова А.А. Формирование этико-когнитивных отношений у учащихся профессионального лицея: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. Нижний Новгород, 2004.
13 Шкунова А.А. // Формирование этико-когнитивных отношений у учащихся профессионального лицея: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2004.
14 Шкунова А.А., Плесовских Г.А. «Организация личного труда»: исследовательский проект самостоятельной работы будущих педагогов // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, № 4, (3) [Электронный ресурс] - М: Мир науки, 2017 - Режим доступа http://mir-nauki.com/PDF/40PDMN316.pdf (доступ свободный) Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
15 Шагеева Ф.Т., Городецкая И.М. Дополнительное профессиональное образование студентов за рубежом // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 22. С. 380-385.
16 Tan G. 'Managing creativity in organizations: A total system approach // Creativity and Innovation Management. 1998 Vol. 7, № 1.
17 Betz F. Managing Technological Innovation: Competitive Advantage from Change / F. Betz. - New York: 2003. J. Willey 8c Sons.
18 Reuck A.A. Theory of Conflict Resolution by Problem-solving. In J. Burton & F. Dukes (Eds.). Conflict: Readings in Management & Resolution. N.Y.: St Martin,s Press., 1990. - P. 183-192.
Мир Науки
Shkunova Angelika Arkadievna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Russia, Nizhniy Novgorod
E-mail: [email protected]
Plesovskih Galina Arturovna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Russia, Nizhniy Novgorod
E-mail: [email protected]
Shipulo Maxim Stanislavovich
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Russia, Nizhniy Novgorod
E-mail: [email protected]
The content aspect of programs of additional professional education of students
Abstract. This article is devoted to the content aspect of additional professional education programs of students. In the framework of the Federal program of modernization of higher pedagogical education there is a change in content, technology and logistical aspects of the basic professional educational programs of the University. The basis for the development of this program was based on a learner-centered and structural approaches as the leading methodological terms of the success training.
Currently, educational institutions are interested in the teaching staff of managers with analytical skills, inclined to search the new in the scope of its activities, giving priority to the upbringing and education of the individual, aimed at development of creative thinking and leadership qualities. The article presents and justifies the contents of the module "HR Management". This module is the part of the program of additional education "Effective technologies of management and marketing" the purpose of which is to get skills in the use of efficient technologies and modern management staff from building personal and organizational strategies to means of control activities, as well as the formation of general skills for the development of individual leadership styles and teambuilding. This module is the most popular among students of 44.03.05 direction - teacher education.
In conclusion, the paper formulates the advantages of the developed module of the program of additional education.
Keywords: additional professional education; module; the content aspect; structural approach; distant system