Научная статья на тему 'Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни'

Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

519
37
Поделиться

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Судакова Л. А., Ковалева В. Г., Сапунцова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни»

Секция физического воспитания и спорта

проведенные среди подростков и юношей, не занимающихся спортом, показали, что большинство из них при максимально быстром для себя беге производят отталкивание за 150-160 м/сек., а спортсмены-разрядники - за 110-130 м/сек. В то же время встречаются и такие спортсмены, которые по координации нервно-мышечных усилий, специфических для спринтерского бега, заметно отличаются от своих сверстников и демонстрируют время отталкивания, равное 80-90 м/сек. Такие дети по важнейшему критерию правильности и рациональности спортивной техники - ритму бега - мало чем уступают лучшим спринтерам и, следовательно, имеют важные предпосылки для успешной специализации в этом виде легкой атлетики.

Мы воспользовались регистрацией спортивного времени у юных спортсменов в качестве дополнительного критерия оценки их потенциальных возможностей, тем более, что время опорной реакции относится к мало изменяемым в тренировке показателям.

После того, как был осуществлен условный отбор спортсменов на основании данных о темпах прироста физических качеств в первые 1,5 года занятий, у всех юношей с помощью телеметрической аппаратуры было определено время отталкивания при максимально быстром беге на Юме ходу. Повторно такое же тестирование было проведено в конце четвертого года тренировки, когда спортсменам исполнилось 16 лет.

Важно отметить, что после первых полутора лет и после четырех лет занятий показатели темпов прироста физических качеств, так же как результаты в беге на 100 м, были очень тесно связаны с показателями и временем отталкивания.

Руководствуясь приведенными данными в сочетании с показателями темпов прироста физических качеств и результатов в беге на 100 м, тренеры смогут объективнее и эффективнее отбирать бегунов на короткие дистанции.

УДК 378.147/515

Л.А. Судакова, В.Г. Ковалева, С.Н. Салунцова СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В настоящее время понятие здоровье включает комплекс факторов физических, технических и социальных, формирующих состояние индивидуального благополучия и комфорта, хотя совсем недавно здоровым считался тот, у кого не было физических недугов. Сохранение и укрепление здоровья - это и жизненная необходимость и нравственный долг каждого человека.

Двигательная деятельность, потребность в движении особенно необходимы работникам умственного труда и так называемых "сидячих" профессий, к которым вполне можно отнести и студентов, которые пребывают в сидячем положении до 10 часов в сутки. Особенно велико умственное напряжение в период различных нарушений со стороны сердечно-сосудистой и центральной нервной системы.

Поэтому для восстановления необходимо использовать активный отдых в форме спортивных и подвижных игр, плавания, туризма, еже-

Известия ТРТУ

дневной утренней гимнастики, бега и лыжных прогулок. Систематическая, разнообразная, эмоциональная повседневная двигательная активность тонизирует функции нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и других систем организма и является средством эффективной профилактики умственного перенапряжения и, следовательно, заболеваний.

Соблюдение режима груда и отдыха - важнейшее условие здорового образа жизни. А отдых - это целесообразно используемое свободное время, предназначенное для гармоничного развития интеллектуальных и физических возможностей организма человека.

Ритмичная деятельность — один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.

Соблюдение определенного, усвоенного организмом ритма и темпа, — важнейший фактор работоспособности и здоровья. Трудовой ритм задает ритм физиологический, так как нагрузка в определённые часы усиливает обмен веществ, способствует появлению чувства усталости и диктует необходимость отдыха, восстановления сил и энергии.

Рациональное питание - понятие, под которым мы понимаем си держание в пище полноценных белков, жиров и углеводов в определенном соотношении, а также достаточное количество витаминов и микроэлементов.

Необходимо также помнить, что так называемые "вредные привычки" оказывают сильнейшее отрицательное воздействие на здоровье человека и поэтому избавляться рт них необходимо, если хочешь быть здоровым. .

УДК 378.147/515

М.В. Зуева

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВКИ В ИЗБРАННОМ ВИДЕ СПОРТА В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Конкретизация основных задач занятий системой физических упражнений в условиях вуза предусматривает:

1) сохранение и укрепление здоровья, содействие всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

2) профессиональную физическую подготовку с учетом особенностей будущей трудовой деятельности;

3) физическую подготовку в объеме зачетных требований;

4) приобретение необходимых знаний по теории и методике физического воспитания;

5) совершенствование спортивного мастерства.

Физическое воспитание в вузах осуществляется в следующих формах:

1) учебные занятия, как обязательная форма физического воспитания, предусматриваемые учебным планом. На основании данных врачебного осмотра, оценки состояния здоровья и физической подготовленности студенты распределяются для прохождения курса физического воспитания на три группы: специальную, подготовительную и основную. Соответственно создаются три отделения: специальное, подготовительное