Научная статья на тему 'Содержательные основы личностном саморегуляции в досуговой деятельности'

Содержательные основы личностном саморегуляции в досуговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-REGULATION / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITIES / ДОСУГ / LEISURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарковская Наталия Владимировна

В статье излагаются содержательные основы (социокультурные, психологические, педагогические) саморегуляции личности в досуговой деятельности. Раскрывается значение личностной саморегуляции в организации досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIAL BASES OF PERSONAL SELFCONTROL IN LEISURE ACTIVITY

The article sets out the substantive basis (socio-cultural, psychological, pedagogical) self-regulation of the individual in leisure activities. Disclosed value of the personal and active self-regulation in the organization of leisure.

Текст научной работы на тему «Содержательные основы личностном саморегуляции в досуговой деятельности»



^ Социально-культурная деятельность

социально-культурной деятельности / Е. И. Григорьева // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2011. — Т. 103. — № 11. — С. 137—142.

4. Запесоцкий, А. С. Образование: философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. — Москва : Наука, 2002. — 456 с.

5. Коменский, Я. А. Избр. пед. соч. : в 2 т. / Я. А. Коменский. — Москва : Педагогика, 1982. — Т. 1.

6. Краевский, В. В. Сколько у нас педагогик? / В. В. Краевский // Педагогика. — 1997. — № 4.

7. Малыгина, И. В. Культурная идентичность в современной России: поиск новых моделей / И. В. Малыгина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2011.

— № 3. — С. 43—48.

8. Ремизов, В. А. Культура личности как ресурс развития общества: к постановке проблемы / В. А. Ремизов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2011. — № 5.

— С. 13—18.

9. Флиер, А. Я. Культурологическая парадигма образования (к определению понятия) / А. Я. Флиер // Культура и образование. — 2013. — № 1 (10). — С. 24—31.

10. Флиер, А. Я. Культурология 20—11. Авторский сборник эссе и статей / А. Я. Флиер. — Москва : Согласие, 2011. — 560 с.

11. Флиер, А. Я. Фундаментальная культурология: актуальные направления исследований / А. Я. Флиер // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2013. — № 3 (53).

— С. 46—51.

12. Ярошенко, Н. Н. Науки о культуре: проблемные точки рефлексии культурного процесса / Н. Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2010.

— № 6. — С. 83—90.

одержательные основы личностном саморегуляции в досуговой деятельности

УДК 008.2; 351.85 Н.В. Шарковская

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье излагаются содержательные основы (социокультурные, психологические, педагогические) саморегуляции личности в досуговой деятельности. Раскрывается значение личностной саморегуляции в организации досуга.

Ключевые слова: личность, саморегуляция, деятельность, досуг.

N. V. Sharkovskaya

Moscow State University of Culture and Arts

SUBSTANTIAL BASES OF PERSONAL SELF-CONTROL IN LEISURE ACTIVITY

The article sets out the substantive basis (socio-cultural, psychological, pedagogical) self-regulation of the individual in leisure activities. Disclosed value of the personal and active self-regulation in the organization of leisure.

Keywords: personality, self-regulation, activities, leisure.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 83-87 83

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^

Личностная саморегуляция — один из уровней регуляции общественных отношений, обладающих разной степенью активности при организации взаимосвязей индивида с социальным и культурным окружением. Благодаря системе этих отношений осуществляется рациональное функционирование досуговой деятельности. Именно они определяют специфику реализации средств отражения личностью событий культурной жизни, в которых она принимает участие в свободное от основных занятий время, их избирательность и целенаправленность.

Характерная особенность личностной саморегуляции в досуговой деятельности в том, что она совершается в единстве непрерывных динамических и смысловых аспектов, обладающих способностью не только выражать отношение индивида к институтам социализации, но и осознавать суть приобретаемых в них знаний и ценностей о мире культуры как «знаний-для-себя» в контексте цивилизационного развития [4].

На наш взгляд, сформулированное К. А. Абульхановой-Славской представление о содержательном основании саморегуляции — процессе воссоздания жизнедеятельности, стимулирует поиск объединяющих факторов, его составляющих: «условий» и «требований», значимых для выбора оптимальных путей принятия личностью «решения», то есть своего рода формы участия в культурно-типовых ситуациях [1]. Применительно к нашей проблематике, к подобным консолидирующим факторам следует так же причислить просоциальные действия, назначение которых — сохранение, защита, облегчение функционирования или содействие развитию того или иного социального объекта [3]. Непосредственно отнесенными к досуговой деятельности можно считать такого типа разновидности вышеназванных действий, как альтруистические, полагающие, кооперирующие. Механизм их выполнения обусловлен:

а) наличием у личности намерения проявлять либо инициативу, либо исполнительность при реализации самостоятельных

поступков в режиме социально ориентированного свободного времени;

б) выбором моделей проведения досуга в соответствии с конкретными жизненными обстоятельствами;

в) желательностью постоянно вносить элементы новизны в организацию своего свободного времени.

Так, в ходе выполнения личностью просо-циальных действий в качестве меры организации досуговой деятельности осуществляется комплекс полагающих и кооперативных типов актов данных действий. Среди них мы выделяем:

• автономное избрание форм сотрудничества с участниками досуговых проектов для достижения совместных целей при одновременном разделении ими социально-культурных функций;

• проектирование видов досуга в соответствии с осознанными ценностными установками;

• «наполнение» содержания досуга непрагматически ориентированным поведением в социальных ситуациях, сопряженных с риском;

• оценивание соответствия фактических результатов проведения досуга критериям его успешности с точки зрения общественно допустимых норм.

Дальнейшее постижение содержательных основ саморегуляции связывается нами с обращением к методологическому принципу субъекта деятельности. Как раз он стимулирует возникновение у личности потребности учета не только объективных факторов приобщения к духовным ценностям и, как следствие этого, осуществления досуговой деятельности, но и возможностей реализации себя в виде субъекта, то есть зрителя, слушателя, читателя.

В соответствии с применением этого принципа усиливается культурная составляющая социально значимых качеств, причем предельные возможности их выражения регулируются как самой личностью, так и другими социальными индивидами — участниками тех или иных общественных программ,

^ Социально-культурная деятельность

в которых она соучаствует. Проследим это на примере социальной активности, которая позволяет личности стать субъектом досуго-вой деятельности.

На первоначальном этапе личность на основе авторской рефлексии своих духовных потребностей и общих социальных установок увязывает многообразные аспекты их проявлений в архитектонике не только самой досуговой деятельности, но и конкретно избранного «поля» досуга. Отметим при этом, что его содержательный характер способен проявляться в соотнесенности с мотивами выбора действий, последовательным их развитием. Осознанная личностью конкретизация целей досуга делает возможным выявление как качественных, так и количественных характеристик их регламентации.

На следующем этапе личность не только успешно адаптируется к изменяющейся досуговой среде, ее атрибутам, но также формирует ценностное отношение к нормам, образцам поведения, заданным этой средой (этическое, эстетическое и пр.). Антиципация выражения конкретного вида социальной активности позволяет субъекту подчинять личным правилам равно как организацию, так и меру потребления своего свободного времени. Достигается это путем выделения комплекса психологических, педагогических условий, значимых для достижения целей. Этот этап совпадает с выражением личности как субъекта собственной культурной жизнедеятельности с точки зрения повышения уровня проведения досуга.

На третьем этапе субъект, оценивая стиль межличностных взаимодействий с участниками досуговых объединений, а также позитивно воспринимая весомость своих занятий на досуге, тем самым привносит элементы культурной содержательности в свою повседневную жизнь. Во многом этому способствуют различные воспитательные и образовательные средства, в том числе Интернет. На данном этапе с его помощью принимается решение о необходимых коррекциях воплощения социальной активности в конкретные действия, связанные с реа-

лизацией функций использования свободного времени.

Из развернутой характеристики приведенных этапов становится более чем очевидным, что изменения, происходящие в осознании личностью себя как субъекта, фиксируются не столько по отношению к предыдущему этапу, сколько по отношению к собственным культурным притязаниям и возможностям их реализации. Иными словами, они фиксируются динамикой противоречий, посредством которых происходит реализация социальной активности. По убеждению Н. Н. Ярошенко, как раз эти изменения определяют созерцательность или, напротив, действенность поведения личности, интенсивность или — социальную пассивность при выборе наиболее приемлемых для нее форм проведения досуга в постоянно развивающейся социокультурной среде [5].

В самом деле, концептуальная отража-тельность принципа позволяет расширить набор способов управления действиями субъекта применительно к социальным, экономическим, а также временным факторам устройства его культурной жизни.

Принимая в качестве главного показателя результативности саморегуляции субъективную модель условий досуговой деятельности, которая необходима для разработки программы действий, заметим, что она способна полноценно выполнять свои функции (мотивационно-стимулирующую, самосовершенствования и др.) лишь при наличии постоянного осмысления субъектом воспринятой цели, а также желания оценивать культурно-бытовые факты, нужные для ее реального воплощения. Однако принятая субъектом цель не всегда тождественно фиксирует условия, которые значимы для построения программы исполнительских действий. Данная программа включает в себя разнообразную по содержательности социокультурную информацию, в том числе о критериях успешного или неуспешного осуществления досуговой деятельности. Например, при сходных моделях значимых условий досуговой деятельности наблю-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^

даются разные способы получения результатов в выполнении предметных действий. Прежде всего это связано с поиском и нахождением эффективных путей соизмеримости модели и программы индивидуально-типологических особенностей субъектов, проявляющихся обычно в диапазоне от умений самостоятельно организовывать деятельность на досуге, а значит, проявлять активность на высшем и среднем уровнях, до совершенной невыраженности умений изыскивать оптимальные способы ее выражения в конкретном социальном пространстве, то есть субъект находится на низком уровне активности.

Однако возможен и антитетический вариант, когда первостепенное значение приобретает не достижение личностью определенных результатов в досуговой деятельности, а концентрация внимания на процессе выполнения того или иного ее вида. Подтверждением этому являются работы американского ученого М. Чиксентмихайи, в которых раскрыты возможности продуктивного изучения деятельности, мотивы которой сориентированы именно на процесс. Моделируя свое исследование в пределах научной парадигмы, в которой главенствующая роль принадлежит тезису об отграничении мотива от цели и смещении на саму деятельность, М. Чиксентмихайи основной продукт такой деятельности видит в развитии навыков и способностей человека, в росте и становлении его личности [2, с. 54].

Конструктивность предложенной им концепции состоит в том, что использование особого термина «поток», который характеризует духовное состояние личности, осуществляется с позиций определенной функции — «оптимального опыта», достигаемого в процессе деятельности. Суть данной теории заключается в том, что состояние потока можно испытывать в самых разных контекстах, например — обусловленных трудовой и спортивной деятельностью; социальным взаимодействием; восприятием произведений искусства; домашним трудом и уходом за детьми; занятиями, связанными

с землей, миром растений и животных и т.д. Другая, не менее плодотворная ее черта заключается в том, что стержневые признаки «потока»: а) чувство слитности субъекта со своими действиями; б) полная управляемость ситуацией; в) потеря самосознавания в плане исчезновения стандартной концепции «конструкта — Я» [2, с. 55], равно как и их особенности: повышенная степень сложности решаемой задачи, четкость цели, контроль над ситуацией, раскрываются на примерах не только трудовой, но и культурной деятельности, в том числе туристической, воспитательной и т.д. Следует отметить, что в этих состояниях соединяются принцип реальности и принцип удовольствия, тем самым раздвигая границы возможностей человека в восприятии конкретной социальной ситуации.

Представляя результаты экспериментальных данных, указывающих на то, что ключевые условия возникновения «потока» весьма существенны для формирования состояния гармонии человека с окружающим миром в процессе деятельности, он обращает внимание на такое условие, как «баланс между требованиями деятельности и индивидуальными способностями субъекта, который возникает на основе отчетливо сформулированных задач осмысления механизма их воплощения» [2, с. 68]. Обстоятельно анализируя содержательную сторону «потока», ученый отмечает, что он имеет место в тех условиях, которые стимулируют субъекта к мобильности [2, с. 68], а значит, к активности, вызывают чувство полного духовного удовлетворения процессом деятельности, так важного для его творческого роста.

Междисциплинарная выраженность концепции М. Чиксентмихайи позволяет в полной мере использовать основные ее положения применительно к раскрытию основ саморегуляции личности в досуговой деятельности.

Итак, суть содержательных основ саморегуляции досуговой деятельности обуславливается социальной желательностью личности осуществлять выбор конкретного реше-

ф

^ Социально-культурная деятельность

ния, что, в свою очередь, связано с той или иной формой участия в культурно-досуговых программах и проектах (активной, пассивной). Во многом это зависит от степени успешности или неуспешности реализации принципа субъекта жизнедеятельности.

Принятая в виде основного показателя результативности саморегуляции субъективная модель условий досуговой деятельности является существенным фактором для раз-

работки программы конкретных действий в социально-культурной среде. Сама цель программы может быть сориентирована либо на достижение результата, либо на процесс формирования «оптимального» социального, культурного опыта при выполнении до-суговых действий. Тем самым личность выступает регулятором как своих мотивов, так и своих целеполаганий применительно в организации досуга.

Примечания

1. Абульханова-Славская, К. А. О путях построения типологии личности / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. — 1983. — Т. 4. № 1. — С. 14—29.

2. Буякас, Т. М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайи) / Т. М. Буякас // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. — 1995. — № 2. — С. 53—61.

3. Рейковский, Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» / Я. Рейковский // Вестн. Моск.ун-та. Сер.14. Психология. — 1981. — № 1. — С. 14—22.

4. Ярошенко, Н. Н. Ценности досуга в контексте цивилизационного развития / Н. Н. Ярошенко // Вестник МГУКИ. — 2011. — № 6. — С. 66—73.

5. Ярошенко, Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры / Н. Н. Ярошенко // Вестник МГУКИ. — 2012. — № 6. — С. 130—134.

#

С/едагогический потенциал

смыслотворческой и коммуникативной функций социально-культурной рефлексии

УДК 351.858(091) Е.А. Топольская

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается педагогический потенциал смыслотворческой и коммуникативной функций социально-культурной рефлексии. Автором статьи раскрывается смыслотворческая функция социально-культурной рефлексии через анализ ее влияния на саморазвитие личности и порождение жизненного смыслообразования.

Ключевые слова: педагогический потенциал, смыслотворческая функция, коммуникативная функция, социально-культурная рефлексия.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 87-91 87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.