Научная статья на тему 'Содержательные характеристики временной перспективы личности студентов вуза'

Содержательные характеристики временной перспективы личности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
938
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ЛИЧНОСТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВО ВРЕМЕНИ / ПОДДЕРЖКА / КРЕАТИВНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ / PERSONALITY'STIME PERSPECTIVE / COMPETENCE / TIME / SUPPORT / CREATIVITY / EMOTIONAL ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медовикова Евгения Александровна, Морозова Ирина Станиславовна

В статье представлен сравнительный анализ содержательных характеристик временной перспективы личности студентов 1-3 курсов обучения. В результате анализа дополнено представление о временной трансперспективе личности. Раскрыто представление студентов о прошлом, настоящем и будущем, выявлены особенности содержания этих представлений в сравнении между собой. Цель нашего исследования состояла в изучении содержательных характеристик временной перспективы личности на определенных этапах обучения в вузе. Метод или методология проведения работы: методика «САТ» в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз; опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI); методика «ММИ» Ж. Нюттена в адаптации Н.Н. Толстых; методика рассказа по типу эссе. Методика определяет отношение человека к своему прошлому (воспоминания о детстве), отношение к настоящему (интересы, желания), проектирование будущего (планы, цели). Результаты. У респондентов на начальном этапе обучения существует четкое представление о настоящем, через призму которого они воспринимают прошлое и будущее, перспектива будущего в ранней юности «размыта» и выражена общими понятиями. Временная перспектива студентов к 3 курсу приобретает более оформленный характер по сравнению с предыдущими возрастными периодами. Область применения результатов. Объективная информация, полученная в ходе исследования, может лечь в основу разработки психологических тренингов и психокоррекционных программ, направленных на развитие у студентов потребности анализировать свою деятельность. Результаты анализа могут быть применены для разработки индивидуальной технологии управления временем на основе пребывания личности в определенных психологических условиях в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Медовикова Евгения Александровна, Морозова Ирина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIAL CHARACTERISTICS’PECULIARITIES OF PERSONALITY’S TIME PERSPECTIVE OF UNIVERSITY STUDENTS

The article presents a comparative analysis of personality’s time perspective substantial characteristics in example of university students. The analysis is supplemented by idea of personality’s temporary transperspektive. Students’ knowledge about the past, present and future is revealed there, the peculiarities of these representations are also disclosed in comparison. The main aim of our study was to investigate personality’s time perspective substantial characteristics at certain stages of education. Methodology: the method of «SAT» adapting by Y.E. Aleshina, L.J. Gozman, M.C. Sahika and M.C. Crozet; time perspective questionnaire by F. Zimbardo (ZTPI); the method «MMI» J. by Nutten adapting by N.N. Thick; story-type essaytechnique. The method determines the individual’s attitude to his past (memories of his childhood), attitude to his present (interests, desires), and plans for the future (plans, goals). Results. At the initial stage the respondents possess the clear understanding of their present and with its help they perceive their past and future, but the future prospects are expressed in general concepts in early adolescence. Students’time perspective becomes more formal to the 3rd course in comparison with the previous periods. Practical implications. Objective information obtained during the research can form the basis for the psychological trainings development and psycho-programs which help students to analyze their activities. The results of the analysis can be applied to develop individual techniques of time management on the basis of personality’s certain psychological conditions while studying at the University.

Текст научной работы на тему «Содержательные характеристики временной перспективы личности студентов вуза»

Б01: 10.12731/2218-7405-2014-12-19 УДК 159.9.075

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Медовикова Е.А., Морозова И.С.

В статье представлен сравнительный анализ содержательных характеристик временной перспективы личности студентов 1-3 курсов обучения. В результате анализа дополнено представление о временной трансперспективе личности. Раскрыто представление студентов о прошлом, настоящем и будущем, выявлены особенности содержания этих представлений в сравнении между собой.

Цель нашего исследования состояла в изучении содержательных характеристик временной перспективы личности на определенных этапах обучения в вузе.

Метод или методология проведения работы: методика «САТ» в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз; опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (2ТР1); методика «ММИ» Ж. Нюттена в адаптации Н.Н. Толстых; методика рассказа по типу эссе. Методика определяет отношение человека к своему прошлому (воспоминания о детстве), отношение к настоящему (интересы, желания), проектирование будущего (планы, цели).

Результаты. У респондентов на начальном этапе обучения существует четкое представление о настоящем, через призму которого они воспринимают прошлое и будущее, перспектива будущего в ранней юности «размыта» и выражена общими понятиями. Временная перспектива студентов к 3 курсу приобретает более оформленный характер по сравнению с предыдущими возрастными периодами.

Область применения результатов. Объективная информация, полученная в ходе исследования, может лечь в основу разработки психологических тренингов и психокор-рекционных программ, направленных на развитие у студентов потребности анализировать свою деятельность. Результаты анализа могут быть применены для разработки индивидуальной технологии управления временем на основе пребывания личности в определенных психологических условиях в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова: временная перспектива; личностная перспектива; компетентность во времени; поддержка; креативность; эмоциональное отношение.

SUBSTANTIAL CHARACTERISTICS'PECULIARITIES OF PERSONALITY'S TIME PERSPECTIVE OF UNIVERSITY STUDENTS

Medovikova E.A., Morozova I.S.

The article presents a comparative analysis of personality's time perspective substantial characteristics in example of university students. The analysis is supplemented by idea of personality's temporary transperspektive. Students' knowledge about the past, present and future is revealed there, the peculiarities of these representations are also disclosed in comparison.

The main aim of our study was to investigate personality's time perspective substantial characteristics at certain stages of education.

Methodology: the method of «SAT» adapting by Y.E. Aleshina, L.J. Gozman, M.C. Sahika and M.C. Crozet; time perspective questionnaire by F. Zimbardo (ZTPI); the method «MMI» J. by Nutten adapting by N.N. Thick; story-type essaytechnique. The method determines the individual's attitude to his past (memories of his childhood), attitude to his present (interests, desires), and plans for the future (plans, goals).

Results. At the initial stage the respondents possess the clear understanding of their present and with its help they perceive their past and future, but the future prospects are expressed in general concepts in early adolescence. Students 'time perspective becomes more formal to the 3rd course in comparison with the previous periods.

Practical implications. Objective information obtained during the research can form the basis for the psychological trainings development and psycho-programs which help students to analyze their activities. The results of the analysis can be applied to develop individual techniques of time management on the basis ofpersonality's certain psychological conditions while studying at the University.

Keywords:personality'stimeperspective; competence; time; support; creativity; emotional attitude.

Категория «времени» является сложной и неопределенной стороной мироощущения [3]. На сегодняшний день существует множество подходов к пониманию данного термина, однако единого представления о содержательных характеристиках понятия до сих пор нет, так как данный феномен связан со многими явлениями в психологии и условно может быть назван «сквозным процессом» [2; 5; 10; 12].

Проведенный анализ позволяет нам отметить два важных момента, характеризующих временную перспективу. Во-первых, временная перспектива несёт в себе пространственность, что означает нахождение чего-то на расстоянии, дистанции [1; 4]. Во-вторых, во временной перспективе открываются определённые возможности [8; 15]. Направленность временной перспективы устремляется к возможностям, реализующимся через определённую длительность, т.е. выражаемых восприятием будущего [13]. Данное утверждение позволяет нам рассматривать временную перспективу как отражение устремлённости к чему-то, что находится на определённой дистанции, открывая человеку определённый спектр возможностей [7;

14].

Цель нашего исследования состояла в изучении содержательных характеристик временной перспективы личности на определенных этапах обучения в вузе, раскрытии представлений студентов о прошлом, настоящем и будущем, выявлении особенностей содержания этих представлений в сравнении между собой.

В исследовании временной перспективы использовался комплекс диагностических методов и методик, в том числе:

• методика «САТ» в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз [6];

• опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI) [11];

• методика «ММИ» Ж. Нюттена в адаптации Н.Н. Толстых [9];

• методика рассказа по типу эссе.

Общую выборку в исследовании составили студенты 1-3 курсов КузГТУ в возрасте от 17 до 21 года в количестве 150 человек. Выборка была разделена на 3 группы: студенты 1 курса в количестве 50 человек (группа № 1), студенты 2 курса в количестве 50 человек (группа № 2), студенты 3 курса в количестве 50 человек (группа № 3).

Изложение и обсуждение результатов исследования:

По результатам исследования, проведенного с помощью опросника временной перспективы Ф. Зимбардо у студентов 1-3 курсов можно выявить ряд особенностей в восприятии времени, которые отражены в таблице 1.

Таблица 1

Усредненные показатели исследуемых параметров временной перспективы Ф. Зимбардо в выделенных группах (значимыеразличия)

Значимые различия параметров временной перспективы студентов 1 и 2 курсов

Показатель 1 группа 2 группа Различия при p<0,05

балл о балл о

Позитивное прошлое 3,91 0,48 3,40 0,54 0,435430

Будущее 3,90 0,30 3,45 0,65 0,000000

Значимые различия параметров временной перспективы студентов 2 и 3 курсов

Позитивное прошлое 3,40 0,54 3,79 0,62 0,336648

Значимые различия параметров временной перспективы студентов 1 и 3 курсов

Будущее 3,90 0,30 3,47 0,50 0,000508

Значимые различия фиксируются у студентов 1 и 2 курсов и 2 и 3 курсов в отношении своего прошлого. Представители всех трех курсов характеризуют свое прошлое, придавая ему положительную окраску. Респонденты выражают теплое, сентиментальное отношение к прошлому, проявляя ноты ностальгии, в некоторых моментах сожалеют о своих поступках. Позитивное восприятие прошлого нарастает с взрослением юношей, так, например, позитивный взгляд на прошлое наблюдается у респондентов 1 курса (3,91, о = 0, 48), у респондентов 2 курса (3,40, о = 0, 54), у респондентов 3 курса (3,79, о = 0, 62).

Значимые различия среди групп фиксируются в отношении к построению перспективы будущего, что отражает стремление к реализации своих целей, планирование и достижение поставленных ориентиров. При этом значимые различия в восприятии будущего отмечены у респондентов 1 и 2 курсов, а также 1 и 3 курсов.

Будущее видится более «светлым и радостным» респондентам второго года обучения (3,45, о = 0,65), что может быть связано с успешной адаптацией респондентов в вузе, а также отделенной перспективой осуществления жизненного выбора и различного рода проблем с этим связанных.

Приведем данные, полученные в результате применения методики самоактуализации (САТ), которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Усредненные показатели исследуемых параметров согласно методике САТ в выделенных группах (значимыеразличия)

Значимые различия параметров студентов 1 и 2 курсов

Шкалы методики 1 группа 2 группа Различия при p<0,05

балл о балл о

Поддержка (I) 44,50 6,44 47,90 8,02 0,127608

Шкала Спонтанности 6,24 2,21 7,52 2,22 0,984244

Шкала Контактности (С) 9,50 2,57 10,62 2,15 0,215605

Значимые различия параметров студентов 2 и 3 курсов

Компетентность во времени (Тс) 8,38 2,62 9,86 4,05 0,002749

Шкала Принятия агрессии (А) 8,52 2,31 9,48 2,11 0,540612

Шкала Контактности (С) 10,62 2,15 11,54 1,66 0,072507

Шкала Креативности (Сг) 6,10 1,84 7,66 2,08 0,407976

Значимые различия параметров студентов 1 и 3 курсов

Поддержка (I) 44,50 6,44 50,04 9,61 0,005918

Компетентность во времени (Тс) 7,58 2,27 9,86 4,05 0,000084

Шкала Самопринятия ^а) 9,02 3,19 10,86 2,75 0,298672

Шкала Контактности (С) 9,50 2,57 11,54 1,66 0,002691

Шкала Креативности (Сг) 6,60 1,71 7,66 2,08 0,183532

Полученные данные свидетельствуют о том, что несмотря на относительную независимость суждений, постановку собственных целей, учащиеся прислушиваются в значительной степени к мнению и желанию родителей, к тому же для них очень важную роль играет мнение коллектива.

Значимые различия по шкале поддержки выявлены у респондентов первого и второго курсов, однако, данная характеристика у респондентов 2 курса проявляется ярче, чем у респондентов 1 курса (I = 44,50, а = 8,02). Значимые различия по данной шкале выявлены у респондентов 1 и 3 курсов, что свидетельствует о значимом возрастании показателя поддержки к 3 курсу (I = 50,04, а = 9,61) и характеризует способности респондентов в ситуации предстоящего выбора прислушиваться к мнению окружающих и делать соответствующие выводы. У респондентов 1 курса в полной мере не сформировано представление о времени жизни личности. Несмотря на то, что респонденты различают временные отрезки и могут их охарактеризовать, у них отсутствуют причинно-следственные связи между прошлым, настоящим и будущим временем и наблюдается ориентация на настоящий период, что подчеркивает дискретное восприятие своего собственного жизненного пути. Значимые различия в ориентации во времени выявлены между респондентами 1 (Тс = 7,58, а = 2,27) и 3 курсов (Тс = 9,86, а = 4,05), при этом к 3 курсу

ориентация во времени приобретает качественно новый характер, «обрастая» способностью характеризовать временные аспекты с точки зрения жизненного пути личности. Полученные данные сопоставимы с результатами предыдущих исследований [1].

Большую конкретизацию временная перспектива респондентов получила благодаря методу мотивационной индукции Ж. Нюттена. Отвечая на вопросы ММИ, респонденты чаще называют события, относящиеся к периоду ранней взрослости. Так респонденты 1 курса отмечают: «Я намереваюсь закончить вуз, устроиться на хорошую работу». Респонденты студенты 2 курса отмечают: «Я хочу стать счастливым, успешным», «Я намереваюсь закончить вуз, создать семью, устроиться на работу». Респонденты 3 курса отмечают: «Я хочу получить диплом, создать счастливое будущее», «Я намереваюсь получить профессию, закончить вуз».

При анализе ответов респондентов отмечается общая динамика, выраженная в нежелании конкретизировать свое будущее, формулировать конкретные жизненные цели. Так респонденты 1 курса, отмечают: «Я надеюсь на хорошее будущее» (64 %), «Я очень хочу счастливое будущее» (58 %), «Я намереваюсь получить высшее образование (52 %). Респонденты 2 курса отвечают следующим образом: «Я надеюсь на счастливое будущее» (60 %), «Я очень хочу счастливое будущее» (58 %), «Я намереваюсь закончить вуз, создать семью, устроиться на работу» (64 %). Респонденты 3 курса отвечают: «Я надеюсь получить диплом» (46 %), «Я намереваюсь закончить вуз» (50 %), «Я мечтаю добиться успехов» (46 %).

Размышляя о жизненных событиях, учащиеся связывают временные отрезки с пережи-ваними о собственных изменениях: «Я стремлюсь стать лучше, успешнее, самосовершенствоваться» (1 курс - 62%, 2 курс - 64 %, 3 курс - 64%). Респонденты отмечают стремления в достижении успехов в учебе, достижении умений и навыков, но не конкретизируют эти понятия.

В оценке перспектив своего будущего респонденты отмечают, что сделают все возможное для самореализации: «Я сделаю все возможное, чтобы достичь своих целей, самореализоваться» (64 % - респонденты 1 курса и 74 % - респонденты 2 и 3 курсов).

У многих респондентов продолжительность жизненных планов не велика и связана с окончанием вуза и началом карьеры, при этом учащиеся не устанавливают временных границ самореализации. Первое место в иерархии жизненных событий занимает обучение в вузе, что является основанием для реализации всех временных перспектив, при этом период обучения воспринимается как пассивный период времени, когда респонденты просто «пережидают» и готовят себя к началу сложной взрослой жизни. Собственную перспективу респонденты описывают лишь в виде планируемых событий будущего.

Согласно результатам методики рассказа по типу эссе основной акцент в описании временной перспективы студенты делают на настоящем времени.

Описывая свое прошлое, респонденты 1 курса часто вспоминают свое детство, обозначая свои воспоминания следующими фразами: «Когда я был маленьким, то думал (а), что взрослым быть здорово, жизнь простая штука», подчеркивая этим свое желание быстрее стать взрослыми и самостоятельными. Респонденты 2 и 3 курсов при описании своего детства отмечают, что в детстве жизнь кажется проще и подчеркивают тот момент, что они уже с детства мечтали о выборе определенной профессии, что в очередной раз подчеркивает их стремление к независимости.

Респонденты 1 курса не могут придать полюс восприятию прошлого (50 % - оценивают прошлое положительно, 50 % - отрицательно), что в очередной раз подчеркивает несформи-рованность временной перспективы. Респонденты 2 курса в своих ответах в большей степени конкретизируют прошлое, давая ему отрицательную оценку в 58 % случаев («Я хотел бы многое исправить», «Испытываю чувство ностальгии», «Я жалею о том, что не сделал»). Респонденты 3 курса помимо отрицательной оценки прошлого, в 36 % случаев отмечают, что вспоминают и радостные события.

В описании настоящего респонденты 1 курса определяют для себя основную деятельность и сферу своих интересов в направлении учебы, получения знаний (76 %); респонденты 2 и 3 курсов расширяют круг своих интересов добавляя к учебе друзей, семью и спорт (90 %). В связи с тем, что расширяется временная перспектива личности с течением времени и растет круг интересов.

В описании будущего респонденты сходятся на мнении о том, что оно будут «радужным, счастливым, положительным» (64 % - 1 курс, 60 % - 2 курс, 94 % - 3 курс), однако наряду с этим у респондентов 1 курса отмечается страх перед событиями будущей жизни (36 %).

Таким образом, можно сказать, что у респондентов на начальном этапе обучения существует четко обозначенное представление о настоящем времени, через призму которого они воспринимают прошлое и будущее. Будущее характеризуется студентами 1-3 курсов неопределенно, в связи с тем, что студентам трудно связать свои цели в настоящем с прогнозом на будущее. К 3 курсу временная перспектива «обрастает» более определенными содержательными характеристиками, в связи с чем приобретает более оформленный характер.

Список литературы

1. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - М.: Смысл, 2008. 272 с.

2. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. - М.: Смысл, 2004. 306 с.

3. Морозова И.С. Личность и саморегуляция деятельности. - Кемерово, 2000. 94 с.

4. Алонцева А.И., Морозова И.С. Самоосуществление личности студентов на этапе вхождения в вуз // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 1. С. 129-133.

5. Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопросы психологии. 2000. №4. С. 61-73.

6. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-66.

7. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивационная регуляция поведения // Тезисы докладов II Всесоюзного семинара молодых ученых Симферополь. - М., 1986. С. 58- 59.

8. Сырцова А. Возрастная динамика временной перспективы личности: дис.канд. психол. наук: 19.00.13 // Московский психолого-педагогический ун-т. 2008. 317 с.

9. Толстых Н.Н. Использование метода мотивационной индукции для изучения мотивации и временной перспективы будущего // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. С. 33-43. URL: http://psyjoumals.ru/psyedu/2009/n3/22762.shtml (дата обращения: 02.12.2014).

10. Fraisse P. The psychology of time. - Westport: Greenwood. 1963. 264 p.

11. Zimbardo P.G., Boyd, J. The time paradox. The new psychology of time that will change your life. - N.Y., London, Toronto, Sydney. 1999. 378 p.

12. Frank L.K. Time perspectives // Journal of Social Philosophy. 1939. Vol. 4. Рр. 293-312.

13. Gjesme T. On the concept of future-time orientation. Consideration of some functions' and measurements' implications // International Journal of Pychology. 1983. Vol. 5. Рр. 443-462.

14. Lewin K. Time perspective and morale // In: G. Watson (Ed.) Civilian morale. - Boston: Houghton Mifflin. 1942. Рр. 48-70.

15. Sanitioso R.B. Motivated self and recall: visual perspectives in remembering past behaviors // European Journal of Social Psychology. 2008. Vol. 38. Рр. 566-575.

References

1. Golovakha E.I., Kronik, A.A. Psychological time personality. - M.: Meaning, 2008. 272 p.

2. Nutten J. Motivation, action and future prospects. - M.: Meaning, 2004. 306 p.

3. Morozova, I.S. Personality and self-regulation activities. - Kemerovo, 2000. 94 p.

4. Alontseva A.I., Morozova I.S. The self-realization of the personality of the students at the stage of entering the University // Vestnik of Kemerovo state University. 2013. №. 1. Pp. 129-133.

5. Arestova O.N. Operational aspects of time perspective of the person // Questions of psychology. 2000. №. 4. Pp. 61-73.

6. Leontiev D.A., Shelobanova E.C. Professional self-determination as the construction of images of a possible future // Questions of psychology. 2001. №. 1. Pp. 57-66.

7. Magomed-Aminov M.W. Motivational regulation of behavior // proceedings of the II all-Union seminar of young scientists Simferopol. - M., 1986. Pp. 58-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Sircova A. Age dynamics of temporal perspective of an individual: dis. k.p.n.: 19.00.13 // Moscow psychological-pedagogical University, 2008. 317 p.

9. Thick N.N. Use of the method of motivational induction for the study of motivation and future time perspective // Psychological diagnostik. 2005. №. 3. Pp. 33-43. URL: http://psyjournals.ru/ psyedu/2009/n3/22762.shtml (date of access: 02.12.2014).

10. Fraisse P. The psychology of time. - Westport: Greenwood. 1963. 264 p.

11. Zimbardo P.G., Boyd, J. The time paradox. The new psychology of time that will change your life. - N.Y., London, Toronto, Sydney. 1999. 378 p.

12. Frank L.K. Time perspectives // Journal of Social Philosophy. 1939. Vol. 4. Pp. 293-312.

13. Gjesme T. On the concept of future-time orientation. Consideration of some functions' and measurements' implications // International Journal of Pychology. 1983. Vol. 5. Pp. 443-462.

14. Lewin K. Time perspective and morale // In: G. Watson (Ed.) Civilian morale. - Boston: Houghton Mifflin. 1942. Pp. 48-70.

15. Sanitioso R.B. Motivated self and recall: visual perspectives in remembering past behaviors // European Journal of Social Psychology. 2008. Vol. 38. Pp. 566-575.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Медовикова Евгения Александровна, аспиpант кафедpы общей психологии и психологии pазвития ФГБОУ ВПО «КемГУ»

Филиал Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева в г. Прокопьевске

ул. Ноградская, д. 32, г. Прокопьевск, Кемеровская область, 653033, Россия e-mail: [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 1466-5710

Морозова Ирина Станиславовна, заведующая кафедрой общей психологии и психологии развития ФГБОУ ВПО «КемГУ», доктор психологических наук, профессор, чл.-корр. САН ВШ

Кемеровский государственный университет в г. Кемерово ул. Красная, д. 6, г. Кемерово, Кемеровская область, 650043, Россия e-mail: [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 9296-1166

DATA ABOUT THE AUTHORS

Medovikova Eugenia Aleksandrovna, postgraduate student of the Department of General psychology and developmental psychology Federal State Budget Educational Institution for Higher Professional Education «Kemerovo state University»

T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (Prokopyevsk branch) 32, Nogradskaja street, Prokopyevsk, Kemerovo region, 653033, Russia e-mail: [email protected]

Morozova Irina Stanislavovna, head of the Department of general and developmental psychology at Federal State Budget Educational Institution for Higher Professional Education Kemerovo State University, doctor of psychological Sciences, professor, Corr.-Corr. SAN VS Higher Professional Education Kemerovo State University, Kemerovo 6, Krasnaya street, Kemerovo, Kemerovo, 650043, Russia e-mail: [email protected]

Рецензент:

Яницкий Михаил Сергеевич, декан факультета, зав. кафедрой социальной психологии и психосоциальных технологий, доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» в г. Кемерово

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.