Научная статья на тему 'Содержательные характеристики отношения человека к деятельности'

Содержательные характеристики отношения человека к деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2830
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / САМООЦЕНКА / ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MAN'S ATTITUDE TO ACTIVITIES / MOTIVATION / SELFESTEEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зобков Валерий Александрович

В статье рассматривается отношение человека к деятельности как совокупность структурно-содержательных «внутренних условий». Показано, что доминирующими составляющими «внутренних условий» отношения человека к деятельности являются мотивация и самооценка, от внутреннего содержания которых зависит структурно-содержательная организация качеств и черт личности. Мотивация и самооценка определяют форму и содержание отношения человека к деятельности, что позволило автору употребить словосочетания личность/отношение, самооценка/ отношение. Сущность данных понятий состоит в том, что они несут в себе содержание, характеризующее единство внутреннего и внешнего. Дано определение деловой коллективистской и лично престижной мотивации как Я-отношения к деятельности, от содержания которых зависит продуктивность деятельности. Самооценка рассмотрена как внутренний регулятор действия. Приведены разновидности самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meaningful Characteristics of a Person’s Attitude to Activity

The article touches upon the man’s attitude to activities as an aggregate of structural content «internal conditions» of an attitude to activities. It was shown that the motivation and selfesteem was dominant components of «internal conditions». The structural and content organisation of character qualities and personality traits depends on internal contents of the motivation and selfesteem. Motivation and selfesteem determine the form and the content of man’s relation to the activities, what allowed the author to use the phrase personalityattitude, selfesteemattitude. These concepts have a content that characterizes the unity of the internal and external. The definition of a career collectivist and a personal prestigious motivation was given. This definition presents the attitude to activities and the productivity of activities depends on their contents. The selfesteem is considered as an internal control over actions. The variety of selfesteem was presented.

Текст научной работы на тему «Содержательные характеристики отношения человека к деятельности»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4(12)

УДК 159.92

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. А. Зобков

Зобков Валерий Александрович - доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии личности и специальной педагогики, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Россия E-mail: zobkov@gmail.com

В статье рассматривается отношение человека к деятельности как совокупность структурно-содержательных «внутренних условий». Показано, что доминирующими составляющими «внутренних условий» - отношения человека к деятельности - являются мотивация и самооценка, от внутреннего содержания которых зависит структурно-содержательная организация качеств и черт личности. Мотивация и самооценка определяют форму и содержание отношения человека к деятельности, что позволило автору употребить словосочетания личность/отношение, самооценка/ отношение. Сущность данных понятий состоит в том, что они несут в себе содержание, характеризующее единство внутреннего и внешнего. Дано определение деловой коллективистской и лично престижной мотивации как Я-отношения к деятельности, от содержания которых зависит продуктивность деятельности. Самооценка рассмотрена как внутренний регулятор действия. Приведены разновидности самооценки. Ключевые слова: мотивация, самооценка, отношение человека к деятельности.

Введение

Мотивируя своё поведение и деятельность, намечая этапные и перспективные цели и реализуя их в процессе своей жизнедеятельности, человек осуществляет постоянную рефлексию и организацию своих действий, в которых находят проявления его отношения к действительности. Отношение в этом плане, становясь личностной характеристикой, пронизывает всю жизнедеятельность человека. Раскрывая взаимосвязь человека и его отношений, А. Н. Леонтьев писал: «Тот путь, который открывает исторический анализ, показывает, что свойства человеческой психики определяются реальными отношениями человека к миру, зависящими от объективно-исторических условий его жизни» [1, с. 344].

Выдвинутая нами гипотеза о том, что отношение личности к деятельности определяется, прежде всего, совокупностью структурно-содержательных «внутренних условий», к которым мы отнесли мотивацию и самооценку и которые, в свою очередь, определяют структурно-содержательную организацию качеств личности, характеризующих её с организационно-деятельностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сторон, в дальнейшем была подтверждена на эмпирическом уровне.

Мотивация и самооценка как доминирующие структурно-содержательные характеристики отношения человека к деятельности

Мотивация и самооценка, как подчёркивается психологами и подтверждено в наших исследованиях, формируются в процессе воспитания и обучения через систему взаимоотношений и взаимодействий растущего человека с социальной средой. Известно, что вначале человек усваивает социальные нормы и правила поведения посредством отношений или, иначе, взаимосвязей с социальной действительностью, а в дальнейшем эти усвоенные отношения выступают основой в формировании доминирующей мотивации и соответствующей ей самооценки. В структуру мотивации, с нашей точки зрения, входят все устойчивые побудители-мотивы жизнедеятельности, в которой доминирующие мотивы, подчиняя все остальные, создают условия для формирования самооценки, отвечающей требованиям мотивации, определяют социальную позицию личности в жизнедеятельности. Самооценка тесно связана с мотивацией. На данный факт указывал С. Л. Рубинштейн [2, 3]. Самооценка, по его мнению, связана с социальным мотивом - стремлением выполнить общественный долг, проявить себя, заслужить признание членов коллектива, общества в целом.

В работах Л. И. Божович [4] и исследованиях, проведенных под ее руководством, самооценка рассматривается как фактор, определяющий отношение субъекта к действительности (в частности, к оценкам в учебной деятельности), как компонент управления поведением в условиях реальной деятельности с учетом направленности личности, ведущих мотивов, целеполагания («уровня притязаний»), эмоциональных переживаний и результатов деятельности школьников.

Мы определяем самооценку как личностную структурно-содержательную характеристику целостной регуляции действия, поведения, интегрирующую в себе особенности целеполагания (исходный уровень притязаний, взаимосвязь и расхождение - «мостик» - между реальной, удовлетворяющей, и идеальной целями действия, динамику уровня притязаний в ситуациях «успех» и «неудача», оценку вероятности достижения цели - степень уверенности/сомнений в ситуации целе-полагания, определяемую по 100-процентной самооценочной шкале), оценку достигнутого результата. Таким образом, самооценка рассматривается

© Зобков В. А., 2014

В. А. Зобков. Содержательные характеристики отношения человека к деятельности

нами как системное личностное образование, включающее целый ряд важнейших внутренних компетенций регуляции действия, поведения и в целом деятельности в их взаимосвязи.

Актуальность изучения проблемы самооценки, согласно С. Л. Рубинштейну, состоит в том, что, во-первых, этот нравственно-психологический механизм связан с формированием «одного из ценнейших характерологических свойств человека» [2, с. 472] - ответственного отношения к делу, и в этом смысле самооценку можно рассматривать как нравственный регулятор поведения и деятельности, и, во вторых, он является массовидным, проявляющим себя у каждого человека в различных сферах его деятельности. «Успех или неуспех действующего лица может быть понят по-разному - или как чисто личный успех, или как успех определённого общественного дела» [2, с. 474].

Самооценка как важнейшая составляющая самосознания человека является также центральным «звеном» в структуре отношение/личность. Изучение самооценки/отношения на уровне действия позволило обнаружить несколько её разновидностей: адекватную, адекватно высокую, адекватно низкую, заниженную, завышенную, адекватную с тенденцией к завышению, адекватную с тенденцией к занижению, несформированную (неустойчивую), несформированную с тенденцией к завышению, несформированную с тенденцией к занижению.

Существенным аспектом, характеризующим уровень самооценки, являются изменения как в целеполагании, так и в эмоциональной сфере, в переживаниях уверенности в достижении цели действия. Содержательный аспект самооценки раскрывается через анализ особенностей этапного целеполагания, а также эмоциональных переживаний уверенности/сомнений, соотнесённых с целеполаганием и достигнутым результатом. Эффективный и надёжный уровень достижений свойственен, как правило, личности с адекватной самооценкой и характеризуется объективностью, осознанностью, активностью, нравственностью, саморегуляцией.

Самооценка как внутренняя содержательная характеристика отношения/личности к действительности формируется и развивается в процессах деятельности и общения, в процессе воспитания. Исследования показывают, что наиболее существенное влияние на формирование и развитие самооценки учащегося оказывают виды деятельности и общения, вынесенные за рамки школьного обучения: занятия в музыкальной школе, в спортивных секциях, занятия по интересам в Доме творчества и т. п. Участие в таких видах деятельности позволяет ребёнку, учащемуся ставить «задачи на смысл», решение которых способствует гармоничному развитию самооценки, ведет к осознанию эмоциональных переживаний. Однако следует заметить, что в настоящее время наблюдается резкое снижение количества содержательных духовно-нравственных бесплатных

образовательных и культурно-оздоровительных услуг для детей и учащейся молодёжи, что, конечно, негативно сказывается на становлении отношения/личности к деятельности. Можно отметить, что в современных социально-экономических условиях увеличилось количество детей, учащейся молодёжи с деструктивной самооценкой (заниженной, завышенной, несформированной), и это является одной из причин их деструктивного поведения, социально неадекватного отношения к деятельности, духовно-нравственной незрелости.

В зависимости от того, каковы структура мотивации и соответствующая ей самооценка, личность выстраивает свою логику взаимоотношений с социальной действительностью. Активность личности в данном случае проявляется в отражении объективной действительности, организации её пространства, в определении решаемых задач, их последовательности, согласовании «внутренних условий» с внешними и способами деятельности. Личность, в структуре которой доминируют мотивы деловой коллективистской направленности и соответствующая ей адекватная самооценка, строит свои взаимоотношения с социальной средой с учётом требований этой среды и на основе рефлексии прошлого, настоящего и позитивного прогноза на будущее. Такие содержательные характеристики личности свойственны, как правило, людям с социально адекватным типом отношения к деятельности.

Деловая коллективистская мотивация интерпретируется нами как опредмеченная потребность личности, предметом которой выступают социально приемлемые ценности, цели, условия, средства деятельности. Предметное содержание их отражено в сознании в виде «личностных смыслов», переживаемых в форме стремлений, желаний и проявляемых на экстериоризированном уровне в дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, инициативности, познавательно-творческой активности, эмоциональной устойчивости к отрицательным факторам, позитивно содержательного общения, в переживаниях счастья и т. п. Переживания полного счастья, как пишут А. Л. Журавлёв и А. Б. Купрейченко, сможет пережить лишь личность, осознающая, что цели её жизни не противоречат ценностям значимого для неё социального окружения и большинства людей [5, с. 44].

С. Л. Рубинштейн подчёркивал важность формирования такой мотивации деятельности человека, которая характеризуется, в первую очередь, направленностью на «общественный успех» и подчинённостью ей мотивов «личного успеха». Это пожелание С. Л. Рубинштейна необходимо учитывать при воспитании детей и учащейся молодёжи в настоящее время, в период активного развития в стране рыночной экономики, когда ценности «деньги» и «власть» в обществе занимают доминирующую позицию, а в мотивационной сфере значительной части

Теоретико-методологические подходы к исследованию развития психики 317

Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4(12)

молодёжи и взрослого населения доминирует мотив «личного успеха».

При доминировании в структуре личности мотивации личного престижа и неадекватных форм самооценки (завышенной, заниженной, с тенденцией к завышению или занижению, неустойчивой, адекватно низкой) специфическим образом строится система отношений с социальной действительностью.

Лично престижный мотив, занимая главенствующее положение в мотивационной иерархии, окрашивает, как отмечал С. Л. Рубинштейн, «в свой цвет другие мотивы», обусловливая тем самым специфические проявления активности личности в социальных условиях деятельности. Под лично престижным мотивом мы понимаем опредмеченное побуждение, предметом которого выступает личностное самоутверждение средствами, не связанными с выполняемой деятельностью. Реальные ценности деятельности в данном случае отражаются в сознании человека в субъективно неадекватной форме в качестве средств лично престижного самоутверждения.

При доминировании в структуре личности учащегося мотивов лично престижной направленности, неадекватной или несформированной самооценки наблюдается социально неадекватный тип отношения учащихся к учебной деятельности. Результатом такого отношения является нарушение целостности учебной деятельности, и в таком случае, на наш взгляд, следует говорить не об учебной деятельности, а об учебной работе, выполняемой ради личного успеха или избегания порицания, наказания, а порой небрежно, не до конца, лишь бы что-то было сделано.

Заключение

Резюмируя сказанное, отметим, что только личность с социально адекватным типом отношения к деятельности владеет видами целостной деятельности (учебной, мыслительной, мнемиче-ской и др.), что указывает на состояние развитости учащегося. Только при наличии названного типа отношения учащегося к учебной деятельности она отвечает таким требованиям, когда все ее компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены: состояние - учебной задачи и ориентировочной основы, учебных действий, самоконтроля и самооценки, результативность учебной деятельности. Перед школой, перед учебными заведениями стоит важная и сложная задача, связанная с формированием личности учащегося с социально адекватным типом отношения к деятельности, в структуре которого есть деловая коллективистская мотивация и адекватная самооценка.

Библиографический список

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940. 596 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. 704 с.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.

5. Журавлёв А. Л., Купрейченко А. Б. Исследование гуманизации управленческих отношений в организации как научно-практическое направление в современной психологии // Психология отношений человека и психическая регуляция деятельности / под ред. А. Л. Журавлёва, В. А. Зобкова. М. ; Владимир, 2007. С. 7-21.

Meaningful Characteristics of a Person's Attitude to Activity

Valery A. Zobkov

Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs 87, Gorky str., Vladimir, 600005, Russia E-mail: zobkov@gmail.com

The article touches upon the man's attitude to activities as an aggregate of structural content «internal conditions» of an attitude to activities. It was shown that the motivation and self-esteem was dominant components of «internal conditions». The structural and content organisation of character qualities and personality traits depends on internal contents of the motivation and self-esteem. Motivation and self-esteem determine the form and the content of man's relation to the activities, what allowed the author to use the phrase personality-attitude, self-esteem-attitude. These concepts have a content that characterizes the unity of the internal and external. The definition of a career collectivist and a personal prestigious motivation was given. This definition presents the attitude to activities and the productivity of activities depends on their contents. The self-esteem is considered as an internal control over actions. The variety of self-esteem was presented.

Key words: motivation, self-esteem, man's attitude to activities. References

1. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' (Activity. Consciousness. Personality), Moscow, 1975. 304 p. (in Russian).

2. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshcheypsikhologii(Elements of general psychology). Moscow, 1940. 596 p. (in Russian).

3. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii (Elements of general psychology). Moscow, 1946. 704 p. (in Russian).

4. Bozhovich L. I. Lichnost'i eeformirovanie v detskom voz-raste (Personality and its formation in childhood). Moscow, 1968. 464 p. (in Russian)

5. Zhuravlev A. L., Kupreychenko A. B. Issledovanie gu-manizatsii upravlencheskikh otnosheniy v organizatsii kak nauchno-prakticheskoe napravlenie v sovremennoy psikhologii (Investigation of management humaniza-tion in organization as scientific and practical current in modern psychology). Psikhologiya otnosheniy cheloveka i psikhicheskaya regulyatsiya deyatel 'nosti (Psychology of man's relations and psychical regulation of activity). Ed. by A. L. Zhuravlev, V. A. Zobkov. Moscow; Vladimir, 2007, pp. 7-21 (in Russian).

318 Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.