Научная статья на тему 'Уверенность человека в себе в ситуациях принятия решения'

Уверенность человека в себе в ситуациях принятия решения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1609
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / Я-ОТНОШЕНИЕ / SELF-CONFIDENCE / DECISION-MAKING / MOBILISATION READINESS / I-ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зобков Валерий Александрович

В статье показано, что важную роль в принятии адекватного решения на возникающую сложную ситуацию играет оптимальная степень уверенности человека в своих возможностях как личностная характеристика отношения человека к себе. Оптимальная степень уверенности в правильном принятии решения на вызовы социальной действительности, как показали наши исследования, находится в диапазоне 58,5-75%, средний показатель 67%. Этот диапазон уверенности человека в себе характеризует мобилизационную готовность к действию, способствует активизации психомоторики человека на самовоспитание, саморазвитие, на достижение высокого результата в деятельности. Уверенность, фиксируемая выше или ниже приведённого диапазона активности личности, как правило, связана с дезорганизацией мотивации деятельности, перспективного целеполагания, самосознания. Ответная реакция на вызовы социальной действительности, как правило, связана с поиском решения, который привёл бы к позитивному выходу из проблемной ситуации. В статье показано, что мыслительная деятельность в ситуации выбора решения может проходить с учётом интеллектуально-аналитической паузы или быстро, минуя интеллектуальные задержки-паузы. Эмоции и воля человека принимают активное участие в организации мыслительной деятельности в ситуации принятия решения. Триединство эмоций, интеллекта и воли, участвующее в принятии решения в конкретной ситуации, всецело зависит от содержательных личностных характеристик Я-отношения: доминирующей мотивации, особенностей самооценки и качеств/черт личности, раскрывающих её с разных сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A person''s self-confidence in the situations of decision-making

The article shows that an important role in making an adequate decision on the emerging difficult situation played by the optimal degree of confidence in their capabilities as a personal characteristic of the relationship of person to itself. The optimal degree of confidence in the correct decision-making on the challenges of social reality, as shown by our research, is in the range of 58.5-75%, the average figure, 67%. This range of self-confidence characterises the mobilisation readiness for action, promotes activation of psychomotor person on self-upbringing, self-development, to achieve high results in activity. Confidence, fixed above or below the given range of activity of the individual, as a rule, is associated with disorganisation of motivation of activity, perspective goal-setting, self-consciousness. The response to the challenges of social reality is usually associated with the search for a solution that would lead to a positive way out of the problem situation. The article shows that the mental activity in the situation of decision-making can take place taking into account the intellectual and analytical pause or quickly, bypassing the intellectual delay-pause. Human emotions and will take an active part in the organisation of mental activity in the situation of decision-making. The Trinity of emotions, intellect and will are involved in decision-making in a particular situation depends entirely on the content of personal characteristics of the Self-relation: dominant motivation, features of self-esteem and qualities/personality traits, revealing it from different sides.

Текст научной работы на тему «Уверенность человека в себе в ситуациях принятия решения»

УДК 159.923

Зобков Валерий Александрович

доктор психологических наук, профессор Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

zobkov@gmail.com

УВЕРЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В СЕБЕ В СИТУАЦИЯХ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

В статье показано, что важную роль в принятии адекватного решения на возникающую сложную ситуацию играет оптимальная степень уверенности человека в своих возможностях как личностная характеристика отношения человека к себе.

Оптимальная степень уверенности в правильном принятии решения на вызовы социальной действительности, как показали наши исследования, находится в диапазоне 58,5-75%, средний показатель - 67%. Этот диапазон уверенности человека в себе характеризует мобилизационную готовность к действию, способствует активизации психомоторики человека на самовоспитание, саморазвитие, на достижение высокого результата в деятельности. Уверенность, фиксируемая выше или ниже приведённого диапазона активности личности, как правило, связана с дезорганизацией мотивации деятельности, перспективного целеполагания, самосознания.

Ответная реакция на вызовы социальной действительности, как правило, связана с поиском решения, который привёл бы к позитивному выходу из проблемной ситуации. В статье показано, что мыслительная деятельность в ситуации выбора решения может проходить с учётом интеллектуально-аналитической паузы или быстро, минуя интеллектуальные задержки-паузы. Эмоции и воля человека принимают активное участие в организации мыслительной деятельности в ситуации принятия решения. Триединство эмоций, интеллекта и воли, участвующее в принятии решения в конкретной ситуации, всецело зависит от содержательных личностных характеристик Я-отношения: доминирующей мотивации, особенностей самооценки и качеств/черт личности, раскрывающих её с разных сторон.

Ключевые слова: уверенность в себе, принятие решения, мобилизационная готовность, Я-отношение.

Современные социально-экономические условия всё больше требуют от личности уверенности в своих возможностях, в себе, самостоятельности и инициативности. Уве -ренность в себе оказывает существенное влияние на отношение человека к жизнедеятельности и её продуктивность, где важную роль играют такие качества/черты личности как самостоятельность, настойчивость, инициативность, трудолюбие, ответственность.

Уверенность в себе, являясь эмоциональной составляющей самооценки, принимает активное участие в выборе адекватного решения в сложной житейской ситуации, определяет эмоциональное состояние человека, его настойчивость, мотивацию в достижении цели действия и деятельности, влияя тем самым на продуктивность деятельности и взаимоотношений, на активность жизненной позиции.

Положение о том, что личность - это самоорганизующаяся система, является признанным. В данном случае возникает вопрос: не является ли уверенность человека в себе тем личностным звеном психологического механизма саморегуляции, который приводит в одном случае к успеху, к победе, к принятию правильного решения в сложных ситуациях жизнедеятельности, а в другом, к неуверенности в себе, становится тормозом достижения высокого результата в деятельности, тормозом собственного развития, приводя порой к саморазрушению, к аутодеструкции?

Успех в деятельности (эффективный и надёжный результат деятельности) сопутствует тому человеку, который проявляет мотивационно-ор-ганизационные качества (организованность, трудолюбие и др.) и который при выполнении не-

посредственного действия, как показали наши исследования, проявляет уверенность в успехе оптимальной интенсивности (58,5-75%) [2].

Уверенность в себе - интегративное эмоционально-интеллектуальное состояние (переживание), в котором интегрируются уровень притязаний (цель действия), установка на успех по реализации уровня притязаний, отраженная в сознании оптимальной степенью вероятности достижения цели действия, базирующейся на внутреннем анализе возможностей, подготовленности, запаса знаний, условий и психомоторной активности, что в итоге обуславливает реализацию цели (успех) в реальных условиях действия и деятельности.

Такое понимание уверенности в себе говорит о том, что эмоции уверенности в себе всегда непосредственно связаны с интеллектуальными и волевыми проявлениями психики человека. К интеллектуальным характеристикам уверенности относятся анализ и оценка своих возможностей, оценка условий, в которых будет реализовываться цель действия, постановка цели действия. К волевым характеристикам - удержание цели в затруднённых условиях, поддержание на высоком уровне психомоторной активности по реализации цели действия.

Уверенность проявляется в ситуациях поведения, общения и деятельности, отражает её динамический аспект. Она (уверенность) может выражаться как в количественных показателях (в процентах), так и в описательной форме, в форме вербального выражения. В ситуациях же проявляется и личность.

Рассматривать только динамический аспект личности (уверенность ради уверенности), отрывая его от содержательной стороны, на наш взгляд

не следует. Хотя, следует признать, что встречаются отдельные работы, где уверенность рассматривается как обобщённое свойство личности. В этом случае, во-первых, необходимо ответить на вопрос: из каких составляющих свойств состоит личность, отразив их иерархию и, во-вторых, желательно дать представление о «механизме» функционирования личности.

Основным, стержневым образованием личности является иерархия мотивов, их предметное содержание, направленность на общественно значимые цели (в современных условиях, правда, общественно значимые цели подменяются лич-ностно престижными целями). Всё это находит проявление в самооценке, как свойстве личности, а самооценка как ценностное образование личности, интегрирует процессы целеполагания, оценки вероятности достижения цели (уверенность), оценки достигнутого результата.

Оптимальная степень уверенности человека в себе актуализирует побуждающую и волевую функции психической деятельности, создаёт мобилизационный настрой на выполняемое действие. Можно говорить о том, что уверенность оптимальной интенсивности существует как действенная энергетическая эмоция человека, обеспечивающая его мобилизационную готовность к действию и приводящая к эффективному и надёжному результату.

Мобилизационная готовность к действию в данном случае проявляется в интеллектуальной проработке непосредственной ситуации, в построении плана действий в конкретно сложившейся ситуации и нахождении необходимых средств по реализации цели действия, а также в проявлении побуждающей активности в строго заданных пределах, в соблюдении эмоционального настроя на действие, в эмоциональном контроле поведения. Эмоции уверенности в себе, задав импульс мобилизационной готовности, осуществляют эмоциональный контроль за ходом выполнения запланированных подготовительных действий, за переосмыслением сложившейся ситуации, за своим внутренним состоянием. Именно это и выступает действенным итогом эмоций уверенности человека в себе как важного звена механизма самооценки и саморегуляции поведения и деятельности.

Эмоции, как психическое явление, имеют объективную природу. Они социально обусловлены и связаны с предметным содержанием объективной действительности. Осознание объективных интересов проявляется в единстве эмоционального, познавательного и волевого компонентов сознания.

С.Л. Рубинштейн подчёркивал важную методологическую роль рассмотрения эмоций как целостной единицы психического, в которую, наряду с «эмоциональностью», включена интеллектуальная и волевая составляющие, находящиеся в единстве и взаимосвязи с интеллектом. И далее, что,

например, мышление как реальный психический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального [6]. Следует добавить, в данном случае, и волевого. Эмоционально-волевое напряжение, воздействующее на интеллектуальный компонент, может, как пружина, сжимать или блокировать степень проявлений интеллектуальной деятельности. В то же время интеллектуальная составляющая психической деятельности может ограничивать степень проявлений эмоций и воли. Но это, следует заметить, наблюдается, как правило, у человека с развитым самосознанием, со сформированной адекватно-ценностной самооценкой, способной осуществлять осознанную регуляцию поведения и деятельности.

Эмоционально-волевая сфера выполняет, на наш взгляд, роль пружины, сжимающей и блокирующей интеллектуальный компонент или, наоборот, участвует в создании внутренних условий для активной интеллектуальной деятельности.

Примерно к окончанию первого года жизни ребёнка формируются эмоции гнева, которые содержат в себе проявления волевой и интеллектуальной направленности. Можно говорить о том, что гнев - это социально сформированная эмоция, источником которой являются, во-первых, особенности нервной системы и темперамента, а во-вторых, социальная среда, создающая условия для попустительства, всепрощения, гиперлюбви к ребёнку. Гневливость ребёнка на возникающую ситуацию, как правило, наиболее ярко проявляется в 3-4 года, а также в подростковом возрасте (1314 лет). На наш взгляд любой крик, капризность ребёнка следует пресекать. Не следует идти на поводу желаний и требований ребёнка. Важно спокойно и настойчиво говорить ему, что капризами, слезами, криками ничего не добьёшься, что это не путь решения твоего вопроса. Важно приучать ребёнка эмоционально уравновешенно разговаривать, общаться; выражать свои просьбы спокойно, тихо.

Эмоции осуществляют регуляцию деятельности не сами по себе, а в сочетании с целеполага-нием, выполняющим роль когнитивной составляющей регуляции поведения и деятельности. Цель, как наиболее осознанный компонент действия и деятельности, как «потребное будущее» соотносима с жизненным смыслом.

В зависимости от складывающейся у ребёнка, подростка, или уже сложившейся самооценки, в которой ярко представлена уверенность в своих возможностях, а также от уровня развития мо-тивационной сферы и связанных с мотивацией и самооценкой сформированности качеств/черт личности, ответная поведенческая реакция на вызовы действительности может быть двойственной. В одном случае она будет мгновенной, без интеллектуальных пауз и, можно предположить, минуя в данном случае интеллектуальный слой, а в дру-

гом - через определённый промежуток времени, через интеллектуальную паузу, позволяющую человеку осуществить обработку воздействия и применить в последующем продуманную (осознанную) ответную поведенческо-волевую реакцию. Интеллектуальные паузы могут быть разными по времени и, как правило, зависят не только от содержательно-структурных компонентов личности, но в определённой степени и от особенностей темперамента и нервной системы.

Эмоции уверенности человека в себе - важный диагностический показатель психомоторной активности человека.

Как продиагностировать уверенность человека в себе? Хорошим диагностическим средством уверенности выступают показатели самооценки, диагностируемые по мотивационно-самооценоч-ной методике [2], а также по анализу достижения реальной (удовлетворяющей) и идеальной целей конкретного действия [2].

Реальная (удовлетворяющая) цель - минимальная цель конкретного действия, достижение которой способно вызвать чувство удовлетворения (нижний предел цели).

Идеальная цель - максимально возможный результат конкретного действия при наиболее благоприятно сложившихся условиях (верхний предел цели).

Наши исследования [2] показали, что для достижения реальной (удовлетворяющей) цели действия нужна не 100-процентная уверенность в успехе, а оптимально выраженная, равная 67 ± 1%. Человек, проявляющий оптимальную степень уверенности в реализации удовлетворяющей цели действия (67 ± 1%), как правило, превышает этот уровень цели и реализует идеальную цель конкретного действия, степень уверенности которой до начала реализации действия была в пределах 33 ± 1%.

Эмоциональный компонент саморегуляции, в который входит оптимальная степень уверенности в успехе (67%), обеспечивает человеку оценку собственной эффективности в достижении поставленных целей через сравнение своих достижений с оценками и успехами других людей. Уверенность определяет отношение к себе как к самостоятельному, волевому и надёжному человеку. Существенным моментом является связь саморегуляции с показателями общей интернальности (г = 0,43, р < 0,01), интернальности в области межличностных отношений (г = 0,48, р < 0,01), семейных отношений (г = 0,48, р < 0,01), в области неудач (г = 0,46, р < 0,01) и др.

Эмоциональная зрелость, уверенность в собственных силах (факторы «С», стандартизированный тест-опросник Р. Кеттелла - эмоциональная стабильность, г = 0,37, р < 0,01; «р3» - высокий самоконтроль, умение контролировать свои эмоции и управлять ими, г = 0,47, р < 0,01) тесно коррели-

руют с развитием волевых качеств учащихся, с высоким уровнем саморегуляции, самоорганизации и самоконтроля.

Уверенность в себе и своих возможностях, как важный элемент саморегуляции человека, определяет развитие положительных коммуникативных и эмоционально-волевых личностных качеств: дружелюбия и общительности («Н» - социальная смелость, г = 0,54, р < 0,01), самоорганизованности («р3» - высокий самоконтроль, г = 0,53, р < 0,01), обязательности и ответственности перед коллективом («в» - добросовестность, г=0,47, р < 0,01), готовности к сотрудничеству и активности в установлении контактов («А» - теплота, г = 0,46, р < 0,01), эмоциональной зрелости («С» -эмоциональная стабильность, г = 0,43, р < 0,01).

Уверенность - личное чувствование, основа реализации цели действия в настоящем и устремлённости в будущее. Вера в свои возможности несёт человеку успех. Уверенность - стержень жизни. Однако иногда по причинам, понятным только бессознательному, принятие окончательного решения замедляется. Ситуация складывается по-иному, не по запланированному и вера в свои интеллектуальные и физические возможности постепенно падает, доходя порой ниже оптимальных величин?

Мы уверены в принятии решения на 100%. Мы говорим себе: «Да, только так». Однако проходит несколько секунд, порой минут, часов, и мы приходим к несколько другому решению проблемы, считая его теперь самым верным, отвергая тем самым первый вариант решения. И такой ход мыслей и принятия решения может быть неоднократным, пока мы не сделаем остановку и не скажем себе: «Это окончательный вариант».

Следует признать, что паузы в принятии окончательного решения должны быть. Мысленно мы должны «походить» взад-вперёд вокруг ситуации, стараясь найти наиболее оптимальный вариант решения проблемы (вопроса). Окончательный (оптимальный) вариант, вероятно, также соответствует 67% уверенности в правильности решения, а оставшаяся часть - дефицит уверенности - будет указывать на поиск идеального решения проблемы (которого, как правило, нет).

Можно предположить, что уверенность человека, связанная с принятием окончательного решения, «двигается» в интервале (диапазоне) от 100% до 67%, активизируя мыслительную деятельность, предметом которой является обсуждаемая ситуация, и завершается тогда, когда мы сделаем 3-4 аналитические попытки. Мы склонны предполагать, что каждая попытка по поиску оптимального решения уменьшает стопроцентную уверенность и связанное с ней принятие решения по реализации конкретной ситуации на микрошаг уверенности, равный, по нашим данным, 8,4%. Мы полагаем, что микрошаги также могут быть на 4,2%, 2,1%, 1%.

Психологический механизм принятия решения в проблемной ситуации

Жизнь дана нам, в первую очередь, в ощущениях активности-пассивности и переживаниях уве-ренности-сомнений на воздействия объективной действительности, а также в ответных реакциях на эти воздействия, где чётко проявляется триединство эмоций, интеллекта и воли. Ответная реакция человека на вызовы действительности, как правило, характеризуется интеллектуально-волевой ситуацией поиска того решения, которое бы привело к позитивному выходу из создавшейся проблемной ситуации. В тоже время мы склонны утверждать тот факт, что переживания уверенности-сомнений человека в правильности принятия решения выступают первоначальным звеном в запуске психологического механизма принятия решения в проблемной ситуации, а также первоосновой формирования его отношения к действительности.

Мы предполагаем, что для того, чтобы человек дал ответную реакцию на вызовы объективной действительности, они, в свою очередь, должны пройти, по нашему мнению, через три компонента (слоя) психической деятельности, находящихся в единстве: компонент эмоциональной сферы, компоненты интеллектуальной и волевой (поведенческий) сферы. Развитие и проявление названных сфер личности человека обусловлено развитием и проявлением самооценки, мотивации и качеств / черт как структурно-содержательных образований личности, характеризующих собой Я-отношение. От их сформированности будут зависеть сила и качество ответной реакции.

Объективная действительность воздействует, в первую очередь, на эмоциональный компонент психической деятельности, вызывая ощущения и переживания. Эмоциональный слой (компонент) как бы является первой (внешней) оболочкой психической деятельности, непосредственно принимающей информацию в виде ощущений и восприятий от внешней действительности. Этот компонент психической деятельности начинает наполняться содержанием и проявляться с первых дней жизни ребёнка, впитывая в себя те эмоциональные переживания, которые исходят от социальной действительности, от окружающих ребёнка людей и, в первую очередь, от родителей. Интеллектуальная и волевая составляющие психической деятельности на данном возрастном этапе (первые годы жизни ребёнка) обогащается за счёт эмоциональной составляющей.

Эмоциональный слой (компонент), можно предположить, «обволакивает» и оказывает влияние на интеллектуальный и волевой компоненты (слои) сознания, актуализируя побуждающую функцию психической деятельности, создавая внутренние условия для выбора адекватного направления действий и деятельности, позволяя осуществлять

регуляцию своего поведения, взаимоотношений с другими, участвующими в данном акте взаимодействия, приводя структуру качеств / черт личности в такую систему, которая позволяет обеспечить продуктивность деятельности, взаимоотношений, взаимодействий.

Грубость, гнев, раздражение одного человека по поводу действий другого (других) в условиях социального контакта (учебное занятие, семейная ситуация, рабочая обстановка) приводят, как правило, к блокировке интеллектуальной и волевой составляющих сознания тех, кто это выслушивает, что связано также с блокировкой побуждающей и направляющей деятельности сознания. В таких ситуациях мы не слышим говорящего и не усваиваем его гневные, ярко эмоционально окрашенные изречения. Ответной поведенческой реакцией в этом случае является или пассивный (ситуация молчания), или активный (ситуация эмоционального взрыва, грубости, нетактичности) протест, неподчинение требованиям говорящего.

В тот же момент в ситуации подобного социального контакта при наличии эмоционально-интеллектуальной поддержки, подсказки в направлении правильного разрешения ситуации, наблюдается актуализация интеллектуальной и волевой сфер психической деятельности, участвующего в социальном взаимодействии человека (людей).

Запуск механизма функционирования личности на воздействие окружающей действительности начинается с ответных реакций, исходящих из эмоциональной сферы в виде переживаний радости, счастья, успеха или печали, гнева, неуспеха, в которых отражена в определённой степени уверенность-сомнение человека, как динамическая характеристика самооценки, мотивации, личности человека в целом.

Ссылаясь на фундаментальный труд Б.Ф. Ломова [5], отметим, что компонент «принятие решения» входит в структурную организацию компонентов деятельности, занимая решающую позицию, которая вытекает из содержания вышестоящих компонентов структурной схемы деятельности [5, с. 216]. Вероятно, и действия, образующие саму деятельность, строятся по той же схеме деятельности, но только в менее ограниченный промежуток времени. Ниже приведём рассуждение по проблеме принятия решения в ситуации выбора к выполнению отдельного действия.

Что же побуждает человека, в одном случае, принимать решение и совершать действие мгновенно, веря в его успех на 100% и, в другом случае, принимать решение и совершать действие не сразу, а «походить» взад-вперёд около ситуации и выбрать наиболее оптимальное решение? Ответ, вероятно, может быть двойственным. С одной стороны, можно говорить о том, что ведущей организующей и направляющей силой выступает

доминирующая мотивация и соответствующая ей самооценка (а по схеме Б. Ф. Ломова - мотив, цель, планирование, переработка текущей информации, оперативный образ), а с другой стороны, вероятно, есть что-то скрытое, идущее из подсознания, что командует и направляет сознание человека, его действия. Подсознание богаче сознания по информационным единицам во много раз (в 1028, по мнению профессора А.И. Субетто).

Но ведь что-то побудило человека сделать так, а не иначе? Это вопрос, который остаётся пока открытым для психологов, психофизиологов, а также для других специалистов. Ответ на такой вопрос, как правило, один: не знаю, не пойму, но уверен на 100%. Однако время показывает, что были и другие, более успешные, варианты решения проблемы, но время ушло, результат не изменить. Практика свидетельствует, что успешные в своём деле люди идут не напрямую, а в обход, то есть совершают, как правило, 3-4 аналитические попытки. В данном случае цель действия не меняется, а остаётся той же, постоянной.

Мы предполагаем, что мыслительная деятельность человека, связанная с поиском оптимального решения проблемы, «ходит» взад-вперёд от сознательного к информационному полю бессознательного и вновь - к сознательному. Мы склонны думать о том, что такие аналитические попытки-поиски приводят к снижению уверенности человека в себе на один шаг уверенности, который равен 8,4%, и через 3-4 аналитические попытки человек начинает пребывать в состоянии оптимальной степени уверенности в совершении действия (в диапазоне 67-75%). Дефицит уверенности человека в себе, равный 8,4%, характеризует собой процесс интеллектуальной паузы, во время которой человек черпает новую информацию из информационного поля бессознательного, насыщая образ-цель новой информацией, на основе чего принимается новое решение. К четвёртой аналитической попытке сужается круг информации, уверенность человека в принятии правильного (оптимального) решения находится в диапазоне оптимальных величин. После третьей-четвёртой попытки у человека, как правило, снижается эмоциональная напряжённость, он готов к реализации действия (действий).

Однако если время не ждёт, то в данном случае человек совершает действие, не оглядываясь назад, а идя вперёд и убеждая себя в том, что правильно поступил.

Можно привести массу примеров из практики, когда владеющий ситуацией человек принимает однозначное решение действовать так, и только так. Данный человек находится, как правило, в возбуждённом состоянии. Ему говорят, что время пока есть, что надо подумать, что есть и другие варианты.

- Нет, других вариантов нет. Некогда рассуждать, надо действовать, - отвечает он.

- Ты рассуждаешь, как ребёнок, есть ещё варианты. Давай подумаем, обсудим варианты, - советуют ему.

- Нет, это моё мнение, и оно окончательное, а это - ваше, которое меня не интересует.

Занимая доминирующую позицию, такой уверенный в себе человек утверждает, что надо действовать так, как он думает и говорит, что он уверен в правильности принятого решения на 100%. Дальнейший ход событий показывает, что другие варианты решения проблемы были экономнее во времени и более продуктивны.

А что происходит с переживанием уверенности человеком, когда он сталкивается с трудной и неразрешимой в настоящий момент проблемой?

Наши исследования показали [2], что человек с адекватно-ценностной самооценкой, столкнувшись с решением трудной и в данный момент неразрешимой для него задачей, затрачивает на её решение, как правило, три и максимум четыре попытки, и после получения неуспешного результата снижает уровень притязаний. Следует отметить тот факт, что психомоторная активность при выполнении повторного и последующих действий в затруднённых условиях снижается, хотя испытуемый утверждает, что уверен в реализации цели действия на 70-100%. Судя по психомоторной активности по реализации цели действия, можно утверждать, что уменьшается и степень уверенности в достижении успеха примерно на 30%: 100% -первая попытка, 67% - вторая, 33% - третья, 0% -четвёртая попытка. Снижение уровня притязаний у таких испытуемых наступает, как правило, после третьей попытки.

Испытуемые с заниженной самооценкой, неуверенные в себе, при решении трудной задачи после первой неудачной попытки, как правило, понижали свой уровень притязаний. По-другому вели себя в данной ситуации испытуемые с завышенной самооценкой, самоуверенные в себе. После первой неудачной попытки при решении трудной задачи они не совершали повторных попыток её решения, а повышали свой уровень притязаний, получая неуспешный результат. Доводили до максимума уровень притязаний и после получения неуспешного результата отказывались от продолжения эксперимента, проявляя тем самым низкую степень настойчивости в реализации цели действия. Следует отметить тот факт, что в данной ситуации испытуемые демонстрировали сниженную психомоторную активность, проявляя в то же время бурную эмоциональную активность. Такое рассогласование активности испытуемых можно объяснить тем, что у них во внутреннем плане в скрытой форме наблюдалась неуверенность в себе, которая во внешнем плане проявлялась как самоуверенность, сопровождаемая суетливостью, несобранностью, чрезмерной раскованностью в мыслях, в движениях.

Оптимальная степень уверенности человека в себе, в своих возможностях (58,5-75%) оказывает существенное влияние на регуляцию психического состояния человека в проблемной ситуации принятия решения. Проблемная ситуация всегда связана с выбором того решения, которое с точки зрения человека, находящегося в этой проблемной ситуации, является наиболее правильным.

Наши рассуждения сводятся к тому, что триединство эмоций, интеллекта и воли выступают в роли психологического механизма принятия решения человеком в проблемных ситуациях жизнедеятельности. Эмоциональная сфера (компонент) психической деятельности выступает тем первоначальным компонентом, который улавливает воздействия, исходящие из внешней и внутренней среды. Интеллектуальная (мыслительная) деятельность человека, связанная с поиском наиболее правильного решения для разрешения конкретной ситуации, находится, с нашей точки зрения, в своеобразных «тисках» между эмоциональным и волевым компонентами, и может проходить по двум направлениям. Первое направление связано с, так называемой, интеллектуальной паузой, когда мыслительные процессы как бы «ходят» взад-вперёд от сознательного к информационному полю бессознательного и вновь - к сознательному, совершая 3-4 аналитические попытки, после которых человек принимает то решение, которое как бы им выстрадано, получает удовлетворение от проведённого мыслительного анализа и находится в состоянии оптимальной степени уверенности в совершении действия (в диапазоне 58,5-75%). После третьей-четвёртой попытки у человека, как правило, снижается эмоциональная напряжённость, он готов к реализации действия (действий). Дефицит уверенности (25-41,5%) указывает на то, что данная ситуация находится ещё в поле сознания человека и этот выбор и совершённое действие будет находиться в памяти как своеобразный опыт. Второе направление характеризуется отсутствием интеллектуальной паузы, оно протекает без специфической мыслительной обработки ситуации. Решение в данном случае принимается мгновенно, которое не подлежат обсуждению, но которое, как показывает практика, не всегда эффективно. Ситуация принятия решения и поведенческие реакции человека, пребывающего в этом состоянии, как правило, насыщены ярко представленными эмоциями раздражения, гнева.

Наши исследования показали, что эффективных результатов в жизнедеятельности, в которой имеют место адекватные ситуации правильные решения, характерна той части учащейся молодёжи, работающих специалистов, в структуре личности которых доминирует деловая просоциальная мотивация, адекватно дифференцированная самооценка, а также высокий уровень развития мотиваци-онно-организационных, эмоционально-волевых, интеллектуально-волевых и коммуникативных качеств / черт личности.

Библиографический список

1. Зобков А.В. Личностные компоненты саморегуляции учебной деятельности // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - Т. 2. - № 3. -С. 234-237.

2. Зобков В.А. Психология отношения человека к деятельности: теория и практика. - Владимир: Транзит - Икс, 2016. - 251 с.

3. Зобков В. А. Системные ритмы психического развития и жизнедеятельности человека // Системная психология и социология. - 2017. - № 4 (24). -С. 17-27.

4. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Ленинград.: ЛГУ, 1960. - 427 с.

5. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.

6. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: АПН СССР, 1957. - 328 с.

References

1. Zobkov A.V Lichnostnye komponenty samoregulyacii uchebnoj deyatel'nosti // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2010. -T. 2. - № 3. -S. 234-237.

2. Zobkov V. A. Psihologiya otnosheniya cheloveka k deyatel'nosti: teoriya i praktika. - Vladimir: Tranzit -Iks, 2016. - 251 s.

3. Zobkov V.A. Sistemnye ritmy psihicheskogo razvitiya i zhiznedeyatel'nosti cheloveka // Sistemnaya psihologiya i sociologiya. - 2017. - № 4 (24). - S. 1727.

4. Myasishchev VN. Lichnost' i nevrozy. -Leningrad.: LGU, 1960. - 427 s.

5. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. - M.: Nauka, 1984. - 444 s.

6. Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. - M.: APN SSSR, 1957. - 328 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.