Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕЛОРУССКОГО ПЛАКАТА КАК ДОМИНИРУЮЩЕЙ ФОРМЫ РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ С 1914 ПО 1990 Г.'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕЛОРУССКОГО ПЛАКАТА КАК ДОМИНИРУЮЩЕЙ ФОРМЫ РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ С 1914 ПО 1990 Г. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
103
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАКАТ / АГИТАЦИЯ / ПРОПАГАНДА / ИДЕОЛОГИЯ / РЕКЛАМНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Солодовникова Татьяна Владимировна

Статья посвящена особенностям развития плакатного искусства в контексте рекламной коммуникации на территории Беларуси с 1914 по 1990 г. Проведен детальный анализ содержания белорусских плакатов в указанный исторический период, рассмотрены факторы, способствовавшие их широкому распространению как средства информационного воздействия на целевую аудиторию. Отмечена зависимость рекламного дискурса от социально-политических трансформаций, происходивших в обществе и государстве. В статье автор опирается на работы таких белорусских исследователей, как Голубович А. Г., Говин С. В., Шамшур В. В., Борозна М. Г., Саратовская Н. Н., Атрахович Е. И. Теоретический материал подкреплен многочисленными примерами белорусских плакатов, которые позволяют наглядно проследить специфику рекламной коммуникации в обозначенный период, в том числе затрагиваемую проблематику и особенности художественного исполнения. Установлено, что изучение плакатного искусства как одной из форм рекламной коммуникации позволяет выявить основные аспекты социально-экономического и политического развития страны на конкретном историческом этапе. Практическое значение исследования заключается в возможности использования его результатов для периодизации рекламной коммуникации на территории Беларуси, а также для определения перспектив применения плакатов для донесения информации до целевой аудитории в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT CHARACTERISTICS OF THE BELARUSIAN POSTER AS A DOMINANT FORM OF ADVERTISING COMMUNICATION IN THE TERRITORY OF BELARUS FROM 1914 TO 1990

The article is devoted to the peculiarities of the development of poster art in the context of advertising communication on the territory of Belarus from 1914 to 1990. The paper contains a detailed analysis of the content of Belarusian posters in the specified historical period, considers factors that contributed to their widespread dissemination as a means of informational influence on the target audience. In the article is noted the dependence of the advertising discourse on the socio-political transformations taking place in the society and the state. In the article, the author relies on the works of such Belarusian researchers as Golubovich A. G., Govin S. V., Shamshur V. V., Borozna M. G., Saratovskaya N. N., Atrakhovich E. I. The theoretical material is supported by numerous examples of Belarusian posters, which make it possible to visually trace the specifics of advertising communication in the indicated period, including the indexed issues and features of artistic performance. It has been defined that the study of poster art as one of the forms of advertising communication makes it possible to identify the main aspects of the socio-economic and political development of the country at a specific historical stage. The practical significance of the study is based on the possibility of using its results for the periodization of advertising communication in the territory of Belarus, as well as for determining the horizons of using posters to convey information to the target audience in modern conditions.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕЛОРУССКОГО ПЛАКАТА КАК ДОМИНИРУЮЩЕЙ ФОРМЫ РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ С 1914 ПО 1990 Г.»

УДК 659.1.01

Т. В. Солодовникова

Белорусский государственный университет

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕЛОРУССКОГО ПЛАКАТА КАК ДОМИНИРУЮЩЕЙ ФОРМЫ РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ С 1914 ПО 1990 Г.1

Статья посвящена особенностям развития плакатного искусства в контексте рекламной коммуникации на территории Беларуси с 1914 по 1990 г. Проведен детальный анализ содержания белорусских плакатов в указанный исторический период, рассмотрены факторы, способствовавшие их широкому распространению как средства информационного воздействия на целевую аудиторию. Отмечена зависимость рекламного дискурса от социально-политических трансформаций, происходивших в обществе и государстве.

В статье автор опирается на работы таких белорусских исследователей, как Голубович А. Г., Го-вин С. В., Шамшур В. В., Борозна М. Г., Саратовская Н. Н., Атрахович Е. И. Теоретический материал подкреплен многочисленными примерами белорусских плакатов, которые позволяют наглядно проследить специфику рекламной коммуникации в обозначенный период, в том числе затрагиваемую проблематику и особенности художественного исполнения.

Установлено, что изучение плакатного искусства как одной из форм рекламной коммуникации позволяет выявить основные аспекты социально-экономического и политического развития страны на конкретном историческом этапе. Практическое значение исследования заключается в возможности использования его результатов для периодизации рекламной коммуникации на территории Беларуси, а также для определения перспектив применения плакатов для донесения информации до целевой аудитории в современных условиях.

Ключевые слова: плакат, агитация, пропаганда, идеология, рекламная коммуникация.

Для цитирования: Солодовникова Т. В. Содержательные характеристики белорусского плаката как доминирующей формы рекламной коммуникации на территории Беларуси с 1914 по 1990 г. // Труды БГТУ, Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2021. № 2 (249). С. 147-152.

T. V. Solodovnikova

Belarusian State University

CONTENT CHARACTERISTICS OF THE BELARUSIAN POSTER AS A DOMINANT FORM OF ADVERTISING COMMUNICATION IN THE TERRITORY OF BELARUS FROM 1914 TO 1990

The article is devoted to the peculiarities of the development of poster art in the context of advertising communication on the territory of Belarus from 1914 to 1990. The paper contains a detailed analysis of the content of Belarusian posters in the specified historical period, considers factors that contributed to their widespread dissemination as a means of informational influence on the target audience. In the article is noted the dependence of the advertising discourse on the socio-political transformations taking place in the society and the state.

In the article, the author relies on the works of such Belarusian researchers as Golubovich A. G., Govin S. V., Shamshur V. V., Borozna M. G., Saratovskaya N. N., Atrakhovich E. I. The theoretical material is supported by numerous examples of Belarusian posters, which make it possible to visually trace the specifics of advertising communication in the indicated period, including the indexed issues and features of artistic performance.

It has been defined that the study of poster art as one of the forms of advertising communication makes it possible to identify the main aspects of the socio-economic and political development of the country at a specific historical stage. The practical significance of the study is based on the possibility of using its results for the periodization of advertising communication in the territory of Belarus, as well as for determining the horizons of using posters to convey information to the target audience in modern conditions.

Key words: poster, agitation, propaganda, ideology, advertising communication.

For citation: Solodovnikova T. V. Content characteristics of the Belarusian poster as a dominant form of advertising communication in the territory of Belarus from 1914 to 1990. Proceedings of BSTU, issue 4, Print- andMediatechnologies, 2021, no. 2 (249), pp. 147-152 (In Russian).

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований в рамках проекта «Рекламная коммуникация как результат моделирования информационно-коммуникативного пространства» («Ученый - 2021», № Г21У-001 от 01.07.2021).

Введение. По мнению А. Г. Голубович, «белорусское плакатное искусство - явление уникальное. Ни в одной другой стране мира оно не получило столь интенсивного развития, не было использовано политическим режимом в своих целях так эффективно и мощно, не привлекло к себе внимания лучших дизайнеров и ведущих художников-графиков, как в СССР. Плакат здесь долгое время оставался главным визуальным средством агитации за утопическое коммунистическое общество. Он способствовал формированию мировоззрения и поведения людей, находился в точке пересечения идеологических, политических и исторических процессов» [1, с. 7]. По справедливому замечанию Е. И. Атрахович, «изучение генезиса, тенденций развития и перспективной эволюции белорусской школы плаката актуально в контексте современности, учитывая процессы глобализации, которые неизбежно приводят исследователей к необходимости научного анализа специфики национальной культуры» [2, с. 89]. Исследованию белорусского плаката преимущественно в аспекте становления национальной художественной школы посвящены работы М. И. Гончарова [3], А. Г. Голубович [1, 4], Е. И. Атрахович [2, 5, 6], М. Г. Борозна [7, 8, 9], В. В. Шамшур [10], Н. М. Бабуриной [11], С. В. Го-вина [12], Н. Н. Саратовской [13, 14, 15, 16]. Однако именно плакат долгое время был доминирующей формой рекламной коммуникации на территории современной Беларуси, чем и обусловлена актуальность подхода, представленного в данной статье.

Основная часть. В годы Первой мировой войны (1914-1918) преобладал агитационный плакат, использовавшийся для призыва в армию, помощи раненым. Рекламная коммуникация посредством плаката замещала газету, поскольку плакат был более доступен широким массам, содержал лаконичные лозунги и всем понятные изображения: «плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли» [1, с. 8]. Отметим, что большевикам Беларуси не удалось в то время наладить постоянный выпуск газет, вследствие чего основными формами информирования населения о происходивших революционных событиях были обращения, листовки и прокламации. Так, например, прокламации как один из видов пропагандисткой агитации за идеи партии социально-демократического толка, выполненные, как правило, в метафорической манере, были очень распространены ввиду легкости производства и доступности населению: «Руская рэвалюцыя не памерла. Яна перажывае толью часовае знешняе защшша. Ц памёр чалавек, калi ён спщь? Не, не памер, таму што у iм ёсць яшчэ жыццёвыя сшы. Ен прачнецца i зноу пачне рухацца i жыць; щ памерла дрэва, калi зiмою стащь голае, пазбауленае

люця, - не, не памёрла, таму што у iм захавалюя караш, здольныя жывщь раслшу; прыйдзе вясна, караш зноу пачнуць цягнуць сою з зямлi i дрэва зноу будзе жыць. Ц памерла рэвалюцью, калi яна не праяуляецца у забастовках, дэманарацыях, пау-станнях? Не, не памерла, таму што захавалюя яшчэ тыя сшы, яюя выклiкалi яе» [12, с. 67].

И если в дореволюционное время на территории Беларуси преобладала политическая пропаганда, активно развивалась реклама товаров и зрелищных мероприятий, то в послереволюционный период рекламная коммуникация была ориентирована прежде всего на пропаганду «новых» ценностей и «нового мира». Публицистическая графика всегда несла в себе заряд боевого настроя и эмоционального возбуждения, не оставляла в покое как защитников революционных завоеваний, так и их врагов [10]. Над первыми плакатами в тогда еще Советской Беларуси работали П. Гутковский («Рабочий! Еще несколько мощных твоих ударов окончательно выбросят капиталистов, а ПРОЛЕТАРИАТУ дадут все необходимое!», 1920), Я. Н. Дроздович («Сонца навую скрозь хмары цемныя прагляне ясна над нашай шваю», 1920), Г. Змудинский («Красная армия выметет этот сор из трудовой белорусской хаты», 1921), А. Быховский («Невеждой не должен быть никто! Чтобы овладеть производством, необходимо овладеть знанием!», 1921; «Труд - отец всякого богатства, земля - его мать. Дружным трудом вспашем, взбороним, засеем, удобрим кормилицу-землю! Все за дело, кто хочет из нищей страны сделать богатой трудовую республику!», 1921), В. Бутков («В братском единении труда крестьян и рабочих залог производительности страны», 1921). Как видно из приведенных слоганов, рекламная коммуникация данного периода сосредоточена вокруг тематик просвещения и консолидации народа.

К 30-м г. XX в. индустриализация, равно как и культ личности Сталина, набирают все большую силу. Любая форма коммуникации была под пристальным контролем коммунистической партии, и уж тем более плакат, нашедший место не только на уличных стендах, выставках, но и в так называемых «красных уголках» на заводах, фабриках, учреждениях образования и здравоохранения. Главной задачей рекламистов-плакатистов 30-40-х гг. XX в. были разъяснения цели индустриализации массе полуграмотного населения, продвижение идей коллективизации. Как указывает А. Г. Голубович, вследствие жесткой критики плакатного искусства производство сконцентрировалось лишь в одном издательстве «ОГИЗ -ИЗОГИЗ», и «количество издаваемых плакатов постепенно уменьшалось, а качество ухудшалось, и в конце десятилетия появлялось едва ли 50 плакатов в год» [1, с. 25]. И, как правило, выпуск их

был приурочен к памятным датам и государственным праздникам. Как следствие, в 1930-е гг. рекламная коммуникация как в СССР, так и в Беларуси находилась в глубоком кризисе.

Рекламная коммуникация на территории Беларуси периода 1941-1945 гг. воплотилась преимущественно в плакатном искусстве и носила ислючительно агитационно-пропагандисткий характер, служила мощным идеологическим оружием в борьбе против врага, способствовала сплочению людей перед общей бедой, поднятию боевого духа.

Период между завершением Второй мировой войны (1945 г.) и смертью И. В. Сталина (1953 г.) принято называть «Большим стилем» в плакатном искусстве. Руководством СССР плакат рассматривался как рупор идей партии, пропагандистом социалистических идеалов [13]. Тематика плакатов этого периода с одной стороны направлена на поднятие энтузиазма народа в восстановлении страны (С. Г. Романов «Моладзь, - на аднауленне гарадоу i вёсак!», 1947; Л. П. Замах «Вытворчымi перамогамi умацуем справу мiру», 1952), являет радость победы (С. Г. Романов «Пар-тызанам i партызанкам Беларус - СЛАВА!», 1948; «3 лшеня - дзень вызвалення Беларус ад нямецка-фашююх захопткау», 1948), гордость советского народа («За годы совецкай улады Бела-руская ССР ператварылася у вдустрыяльна-кал-гасную краiну, з высока развгай соцыялютычнай культурай i навукай», 1947; П. Островский «Но-вымi вытворчымi поспехамi сустрэнем дзень вы-барау у Вярхоуны Совет Беларускай ССР!», 1950). С другой стороны, рекламная коммуникация, воплощенная в агитационно-плакатном искусстве, отражала начало холодной войны, борьбу с инакомыслием, апофеоз культа личности Сталина (Л. П. Замах «Мы будзем галасавать за кандыда-тау сталшскага блоку i беспартыйных!"; Н. Т. Гу-тиев «Праз буры свяцiла нам сонца свабоды, i Ленiн вялЫ нам шлях азарыу. Нас вырасщу Ста-лiн - на вернасць народу, На подзвт нас i на пра-цу натхшу», 1948; Н. Т. Гутиев «Лепшаму другу беларускага народа Вялшаму Сталiну СЛАВА!», 1950; Н. Т. Гутиев «Пад сонцам сталшскай кан-стытуцыi УПЕРАД ДА КОМУН1ЗМА!», 1950). Послевоенные годы не стали благоприятными для развития рекламы в Беларуси, но несмотря на очевидные трудности, коммерческая реклама все же существовала наряду с рекламой таких зрелищных мероприятий, как спектакли, концерты, киносеансы.

Во времена «хрущевской оттепели» плакатное искусство продолжало быть крайне политизированным и служило мощным орудием пропаганды, однако на первом плане уже находились образ В. И. Ленина, пропаганда партийных съездов, «Моральный кодекс строителя коммунизма»:

С. Г. Романов «Для шчасця людскога Вялш Ка-стрычшк, Як сонца, над нашай зямлёй узышоу, Наш край азарыу ё н святлом электрычным i ззян-нем агнёу завадскiх карпусоу!», 1957; Е. Н. Тарас «Улада Советам - мiр народам», 1957; Е. Н. Тарас «Няхай жыве саракавая гадавiна вялiкага Каст-рычшка!», 1957; Н. Т. Гутиев «Няхай жыве Са-вецкая Беларусь!», 1958; Н. Т. Гутиев «Слава Са-вецкай Беларуси», 1958; Л. П. Замах «Нашу мiр-ную пал^ыку ухваляе велiзарнейшая большасць насельнiцтва зямлЬ>, 1960. В тематику рекламных плакатов входили и научно-технические достижения советского народа, освоение космоса советскими исследователями (запуск первого спутника в 1957 г., полет Ю. Гагарина в 1961 г., В. Терешковой в 1963 г.); призывы к атеизму, например, Л. П. Замах «Больш не раба божая», 1965.

Общественный подъем и вдохновляющие общество перспективы находили отражение в образах сильных молодых людей с различными орудиями труда: Л. П. Замах «Творчымi перамогамi умацуем справу мiру!» 1952; М. А. Молчан «Адзш працэнт звыш плана!» 1961; П. В. Калинин «План 1959 г. - першага года сям^одю - выканаем да-тэрмiнова!», 1959; Л. П. Замах «План 1960 г. пе-равыканаем!», 1960; М. А. Мовчан «Стау перада-вым - дапамажы адстаючым!», 1961; Е. Н. Тарас «Сеяць толькi аборным зернем!», 1963; Л. П. Замах «Рабочы гонар беражы!», 1963; И. Ю. Боровский «Знайдзi свой рэзерв!», 1963.

Отдельной тематикой в рекламе этого периода представлен спорт, спортивные достижения, здоровый образ жизни, участие в спартакиадах: И. Е. Маслан «Павышайце спартыунае майстэр-ства!», 1958; И. Е. Маслан «Сустрэнем 40-ю гада-вшу Савецкай Беларус новымi спартыунымi по-спехамi», 1958; И. Е. Маслан <^зкультурнш i спартсмены! Рыхтуйцеся да трэцяй усебеларускай спартатаады!», 1961; а также темы мира и устойчивого развития: А. М. Кашкуревич «Атам - мiру», 1961; Ф. И. Выпас «Подкармливайте полезных птиц», 1961; Е. Н. Тарас «Мр - гэта жыцце!», 1963.

С 1960-х гг. в связи с развитием радио, телевидения и прессы плакат уступил часть своих функций новым СМИ.

Со сменой власти в 1964 г., когда во главе партии оказался Л. Брежнев, произошел возврат к директивному планированию, приведший впоследствии к глубокому экономическому «застою». Плакат по-прежнему служил идеологическим орудием, одним из способов трансляции основных ценностей, а рекламные лозунги постепенно мифологизировали картину потребления белорусского народа. К концу 1970-х гг. белорусская экономика, равно как и в целом советская, находилась в полном упадке, что повлекло за собой появление новых лозунгов, задачей которых было привлечение внимания к проблемам экономики,

производительности труда, качеству продукции, экономии средств, трудовой дисциплине.

Конец 70-80-х гг. XX в. был ознаменован углублением конфликта между властью и интеллигенцией. Идеологические ограничения и табу сковывали свободу творчества художников-плакатистов на всех уровнях: и в проблемно-тематическом, жанровом, даже образном и стилевом выборах они вынуждены были подстраиваться под указания «сверху» [14]. Вместе с тем именно этот период оказался решающим в становлении белорусского плакатного искусства в частности и рекламной коммуникации в целом. Значительную роль в этом процессе сыграла редакция политического плаката и литературы по изобразительному искусству издательства «Беларусь» (созданное еще в 1921 г.) под руководством Г. Голубовича.

1980-е гг. связаны с переосмыслением реальности, в том числе и в плакатном искусстве. Основными лозунгами начинавшейся «перестройки» стали «честность» и «гласность». Плакат по-прежнему восхвалял СССР (Н. А. Стома «СССР - апо-ра мiру!», 1982; Ю. Лысов «Мiр - справа наро-дау усей зямл^», 1984), демонстрировал единство народа относительно политики КПСС (Л. Б. Гор «Каmталiзм - крынща насшля», 1986; В. Макар-чук «Ускорению социально-экономического развития страны - энергию молодым, XXVIII съезд ленинского коммунистического союза молодежи Белоруссии», 1987; Ю. Гарановский «Занимай, Беларусь, маладая мая, свой пачэсны пасад мiж народам^», 1988; В. В. Васюк «Няхай жыве вольная працоуная Беларусь!», 1989).

Тематический диапазон также значительно расширяется. Отмечается усиление ориентации на личность, образ человека, обобщенный или персонифицированный, проблемы взаимоотношений в обществе, проблемы воспитания детей (А. А. Добровольский «Светом ума рушгтся тьма», 1986; В. В. Васюк «...Людз^ дзе нарадзшся i узгадавалюя, ад таго месца вялшую ласку ма-юць», 1987; Д. М. Кулагин «Творчество народа определяет его культуру», 1987; И. И. Влады-чик «?00 000 дзяцей выхоуваецца у дзщячых дамах пры жывых бацьках», 1988), старость, труд (В. З. Ковалевский «Працаушю сельскай гаспа-дарю, надзейна забяспечым краiну прадуктамi харчавання! 1984; Д. М. Кулагин «Повысить качество товаров и услуг», 1987; Д. М. Кулагин «Ручной труд - на плечи машин», 1987).

Среди актуальных тем, затрагиваемых в плакатах, в контенте рекламы особое место занимала экзистенциональная проблематика:

- преступность (А. П. Новожшов «Колью зло-дзею ш красцi, а кары не мшаваць», 1984);

- алкоголизм и курение (В. Н. Ересько «На дзень гайда, на век бяда!», 1987; В. И. Жук «Падзенне непазбежна!», 1987);

- проблемы экологии (Н. А. Стома «Наву-ку - на службу прыродзе!», 1984; И. И. Владычик «Не забруджвай навакольнае асяроддзе - не ад-мыеш!», 1988; К. В. Хотяновский «Судьба планеты - твоя судьба», 1988; Р. М. Найден «Chernobyl», 1995);

- единение народов и национальная безопасность (Н. А. Стома «Mip, сяброуства, адзшства i супрацоунщтва, 1981; Н. А. Стома «СССР - апора мiру, 1982; Я. И. Хайрулин «Непарушнае адзш-цтва i брацкая дружба народау СССР - вялшая заваёва сацыялiзму», 1982; С. В. Кузьмичев «1м-перыялiзм - выток войнау i сацыяльных бед-ствау», 1982; Д. Р. Маслий «БССР - член ААН»);

- коррупция (В. Ф. Шматов «Здавауся не-прыступным ён, ды перамог "напалеон"», 1982; А. П. Новожiлов «Колью злодзею нi красьцi, а кары не мшаваць», 1984);

- сталинская политика (В. Я. Цеслер, С. В. Вой-ченко «Нержавеющий Сталин», 1987; С. В. Вой-ченко «Октябрь», 1989; А. П. Новожилов, Р. Н. Найден «1937», 1990);

- война в Афганистане (В. Я. Цеслер, С. В. Вой-ченко «Афган», 1989).

Обращает на себя внимание нарастающее появление едкой сатиры, меткие метафоры, гротеск, использование символики (различные представления серпа и молота, кирпичная стена с партийной номенклатурой, рука рабочего и колхозницы в наручниках и т. д.).

Вместе с тем, несмотря на тематическое разнообразие и постоянно улучшающееся качество оформления, плакат не имел массовых тиражей, был преимущественно представлен на выставках и в альбомах.

С распадом СССР и роспуском Коммунистической партии исчез и главный заказчик. Авторские плакаты теперь уже не призывали и не агитировали, а служили инструментом переосмысления произошедших событий в жизни общества и государства, причем не с позиции властных структур, а с точки зрения обывателей: В. Я. Цеслер, С. В. Войченко «День Победы», 1995; В. Я. Цеслер, С. В. Войченко «Made in New Russia. Cheese», 1995; В. Я. Цеслер, С. В. Войченко «Good morning, Belarus!», 1997; В. Я. Цеслер, С. В. Войченко «Мiжнароды год мiру», 1986; С. Саркисов «World without arms and violence - our ideal», 1987.

«Плакат стилистически и художественно «от А до Я» отобразил основные животрепещущие идеи своего времени. Он стал рупором эпохи, «зеркалом войны», вышел на боевой рубеж в «Окнах РОСТА», «Окнах ТАСС», «Партызанскай дубшцы». Плакат отразил эволюцию общественной жизни от революции до распада СССР, перестройку и современное общество потребления» [1, с. 269].

Одновременно белорусские плакатисты начинают адаптировать свои работы под тематику и

проблематику зарубежных выставочных форумов. Они начинают принимать активное участие в решении общих международных проблем, уделяя при этом меньшее внимание вопросам национальной жизни. На определенный «интернационализм» плакатного искусства Беларуси указывают в том числе плакатные надписи, выполненные зачастую на иностранных языках: «Chernobyl» и «Libertas» Р. М. Найдена, «Dream of century» В. Свентахов-ского и др. [15].

Конец 90-х XX в. - бурное развитие рекламы, обусловленное технологическими достижениями, которые стали широкодоступными массовому адресату. Плакат также, уподобляясь европейским тенденциям, все больше стал погружаться в коммерческую среду, а в результате широкого распространения интернет-технологий в настоящее время наблюдается массивное внедрение рекламы в электронные медиа, исследуются стратегии коммуникации в сети интернет, модели поведения пользователей, проводятся измерения эффективности рекламных кампаний и т. д. Диверсификация же носителей информации в свою очередь привела к взрыву интернет-рекламы и повлекла

за собой кардинальные изменения в самой практике рекламной коммуникации.

Заключение. На протяжении 1914-1990 гг. плакатное искусство занимало одну из доминирующих позиций в рекламной коммуникации на территории Беларуси. Этому способствовала прежде всего способность плакатов обеспечить эффективное воздействие на целевую аудиторию на фоне недостаточного развития альтернативных источников средств массовой информации.

Подтверждением высокой значимости той роли, которая отводилась плакатам во взаимодействии с общественностью, является участие в их создании авторитетных художников, имевших возможность задействовать в своих работах широкий спектр выразительных средств изобразительного искусства.

Тематика плакатов, обусловленная зачастую социально-политической конъюнктурой эпохи, чутко реагировала на происходящие трансформации в различных сферах общественной жизни, что позволяет проследить основные векторы и проблемы развития страны на конкретном историческом этапе.

Список литературы

1. Голубович А. Г. Белорусский советский плакат. Минск: Беларусь, 2014. 302 с.

2. Атрахович Е. И. Белорусский плакат: особенности становления национальной художественной школы // Культура. Наука. Творчество: VII Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 29-30 мая 2013 г. Минск, 2013. С. 89-93.

3. Гончаров М. И. Белорусский политический плакат. Минск: Беларусь, 1989. 240 с.

4. Галубовiч А. Г. Беларуси плакат «эпох застою». Ад таталгтарызму да андэграунду // Роднае слова. 2011. № 5. С. 104-106.

5. Атрахович Е. И. Плакат в культурном процессе: проблема взаимодействия и взаимовлияния искусств // Пытанш мастацтвазнауства, этналогп i фалькларыстыю. 2007. С. 149.

6. Атраховiч А. I. Беларуси плакат: тэндэнцьи i перспектывы развiцця // Пытанш мастацтвазнауства, этналогп i фалькларыстыю. 2006. С. 8.

7. Баразна М. Р. Тэндэнцып развщця беларускай кшжнай графт 1960 - сярэдзшы 1990 гг. (на ма-тэрыялах мастацкай лгаратуры): аутарэф. дыс. ... канд. мастацтвазнауства: 17.00.04. Мшск,1998. 20 с.

8. Баразна М. Р. Псторыя выяуленчага мастацтва Беларусi ХХ ст. Мшск: БДАМ, 2016. 320 с.

9. Баразна, М. Р. Кшжная графша Беларусi ХХ стагоддзя. Мшск: БДАМ, 2017. 144 с.

10. Шамшур В. В. Пасланцы новага свету: Рухомыя аптацыйныя сродю рэвалюцыйнай Беларус // Беларуси плакат. 2016. URL: https://plakat.unid.by/blogosphera/paslancy-novaga-svetu (дата обращения: 15.06.2021).

11. Бабурина Н. М. Агитационное массовое искусство Советской России 1918-1932. М.: Искусство, 2002. 288 с.

12. Говш С. В. Псторыя беларускай журналютыю (1563-1917 гг.) Мшск: БДУ, 2003. 99 с.

13. Саратовская Н. Н. Советский плакат периода позднего сталинизма (на материале творчества белорусских художников) // Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского. 2005. URL: http://www.irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?c21com=2&i21dbn=ref&p21dbn=ref&z21id= &image_file_download=1&image_file_name=/articles/2005//05snnlsp.pdf (дата обращения: 15.06.2021).

14. Саратовская Н. Н. Белорусский плакат 1970 - середины 1980-х годов // Беларуси плакат. 2017. URL: https://plakat.unid.by/blogosphera/belorusskiy-plakat-1970-serediny-1980-h-godov (дата обращения: 15.06.2021).

15. Саратовская Н. Н. Современный белорусский плакат (1990-2000) // Беларуси плакат. 2016. URL: https://plakat.unid.by/blogosphera/sovremennyy-belorusskiy-plakat-1990-2000 (дата обращения: 15.06.2021).

16. Саратовская Н. Н. Художественный образ в плакате: проблема содержания и формы // Вюн. Харюв. держ. акад. дизайну i мистецтв. 2005. № 6. С. 90-96.

References

1. Golubovich A. G. Belorusskiy sovetskiyplakat [Belarusian Soviet poster]. Minsk, Belarus' Publ., 2014. 302 p.

2. Atrakhovich E. I. Belarusian poster: features of the formation of the national art school. VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. "Kul 'tura. Nauka. Tvorchestvo " [VII International Scientific and Practical Conference "Culture. The science. Creation"]. Minsk, 2013, pp. 89-93 (In Russian).

3. Goncharov M. I. Belorusskiypoliticheskiyplakat [Belarusian political poster]. Minsk, Belarus', 1989. 240 p.

4. Galubovich A. G. Belarusian poster of "the era of stagnation". From totalitarianism to the underground. Rodnaye slova [Native word], 2011, no. 5, pp. 104-106 (In Belarusian).

5. Atrakhovich E. I. Poster in the cultural process: the problem of interaction and mutual influence of arts. Pytanni mastatstvaznaustva, etnalogii ifal'klarystyki [Questions of art history, ethnology and folklore studies], 2007. P. 149 (In Russian).

6. Atrakhovich A. I. Belarusian poster: trends and prospects of development. Pytanni mastatstvaznaustva, etnalogii ifal'klarystyki [Questions of art history, ethnology and folklore studies], 2006. P. 8 (In Belarusian).

7. Borozna M. G. Tendentsyi razvitstsya belaruskay knizhnay grafiki I960 - syaredziny 1990 gg. (na ma-teryyalakh mastatskay litaratury): Autaref. dys. ... kand. mastatstvaznaustva [Trends in the development of Belarusian book graphics in the 1960s-mid-1990s. (based on the materials of fiction). Abstract of thesis PhD (Art Science)]. Minsk, 1998. 20 p.

8. Borozna M. G. Gistoryya vyyaulenchaga mastatstva BelarusiXXst. [The history of fine art of Belarus of the XX century]. Minsk, BDAM Publ., 2016. 320 p.

9. Borozna M. G. KnizhnayagrafikaBelarusiXX stagoddzya [Book graphics Belarus ofthe XX century]. Minsk, BDAM Publ., 2017. 144 p.

10. Shamshur V. V. Envoys of the new world : Mobile agitation means of revolutionary Belarus. Bela-ruskiplakat [Belarusian poster], 2016. Available at: https://plakat.unid.by/blogosphera/paslancy-novaga-svetu (accessed 15.06.2021).

11. Baburina N. M. Agitatsionnoye massovoye iskusstvo Sovetskoy Rossii 1918-1932 [Mass propaganda art of Soviet Russia 1918-1932]. Moscow, Iskusstvo Publ., 2002. 288 p.

12. Govin S. V. Gistoryya belaruskay zhurnalistyki (1563-1917gg.) [The history of Belarusian journalism (1563-1917)]. Minsk, BDU Publ., 2003. 99 p.

13. Saratovskaya N. N. Soviet poster ofthe late Stalinist period (based on the work of Belarusian artists). Natsional 'naya biblioteka Ukrainy imeni V. I. Vernadskogo [National Library of Ukraine named after V. I. Ver-nadsky], 2005. Available at: http://www.irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?c21com=2&i 21dbn=ref&p21dbn=ref&z21id=&image_file_download=1&image_file_name=/articles/2005//05snnlsp .pdf (accessed 15.06.2021).

14. Saratovskaya N. N. Belarusian poster of the 1970s - mid-1980s. Belaruskiplakat [Belarusian poster], 2017. Available at: https://plakat.unid.by/blogosphera/belorusskiy-plakat-1970-serediny-1980-h-godov (accessed 15.06.2021).

15. Saratovskaya N. N. Modern Belarusian poster (1990-2000). Belaruski plakat [Belarusian poster], 2016. Available at: https://plakat.unid.by/blogosphera/sovremennyy-belorusskiy-plakat-1990-2000 (accessed 15.06.2021).

16. Saratovskaya N. N. Artistic image in a poster: the problem of content and form. Visnik Kharkiv. derzh. akad. dizaynu i mistetstv [Vestnik Kharkiv State Academy of Design and Arts], 2005, no. 6, pp. 90-96 (In Russian).

Информация об авторе

Солодовникова Татьяна Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры романских языков факультета международных отношений. Белорусский государственный университет (220006, г. Минск, ул. Ленинградская, 20, Республика Беларусь). E-mail: tatianasolodovnikova2015@gmail.com

Information about the author

Solodovnikova Tatiana Vladimirovna - PhD (Philology), Associate Professor, Assistant Professor, the Department of Roman languages. Belarusian State University (20, Leningradskaya str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: tatianasolodovnikova2015@gmail.com

Поступила 02.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.