Научная статья на тему 'Содержательно-технологические основы разработки систем педагогического контроля физической подготовленности курсантов образовательных организаций МВД России'

Содержательно-технологические основы разработки систем педагогического контроля физической подготовленности курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ / ТЕОРИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА / PEDAGOGICAL CONTROL OF PHYSICAL FITNESS / CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA / TESTING THEORY OF HUMAN STATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Алексей Игоревич, Ахметов Руслан Султанович, Чернышенко Константин Юрьевич

В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы разработки систем педагогического контроля физической подготовленности курсантов образовательных организаций МВД России. Изложены современные подходы к определению комплексов тестов, а также методов оценивания достижений курсантов в ходе физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Алексей Игоревич, Ахметов Руслан Султанович, Чернышенко Константин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content and technological basics of systems development of pedagogical control of physical fitness of cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia

Theoretical analysis results of a problem of systems development of pedagogical control of physical fitness of cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia are presented in the article. It is explained not only modern approaches to definition of set tests, but also methods of estimation of cadets’ achievements during their physical training.

Текст научной работы на тему «Содержательно-технологические основы разработки систем педагогического контроля физической подготовленности курсантов образовательных организаций МВД России»

Кузнецов Алексей Игоревич

кандидат социологических наук, начальник кафедры специальной тактики Краснодарского университета МВД России (e-mail: alieksei kuznietsov [email protected])

Ахметов Руслан Султанович

преподаватель кафедры специальной тактики Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])

Чернышенко Константин Юрьевич

преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])

Содержательно-технологические основы разработки систем педагогического контроля физической подготовленности курсантов образовательных организаций МВД России

В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы разработки систем педагогического контроля физической подготовленности курсантов образовательных организаций МВД России. Изложены современные подходы к определению комплексов тестов, а также методов оценивания достижений курсантов в ходе физической подготовки.

Ключевые слова: педагогический контроль физической подготовленности, курсанты образовательных организаций МВД России, теория тестирования состояний человека.

A.I. Kuznietsov, Master of Sociology, Head of a Chair of Special Tactics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: alieksei [email protected];

R.S. Akhmetov, Teacher of a Chair of Special Tactics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];

K.Yu. Chernyshenko, Teacher of a Chair of Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

Content and technological basics of systems development of pedagogical control of physical fitness of cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia

Theoretical analysis results of a problem of systems development of pedagogical control of physical fitness of cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia are presented in the article. It is explained not only modern approaches to definition of set tests, but also methods of estimation of cadets' achievements during their physical training.

Keywords: pedagogical control of physical fitness, cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia, testing theory of human state.

Одним из важнейших компонентов процесса профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России являются технологии педагогического контроля, имеющие полифункциональное предназначение, включая следующие основные целевые установки:

а) объективную оценку изменений различных качественных характеристик обучающихся,

дифференцированную в зависимости от общих и частных задач физической подготовки;

б) учет возрастных особенностей контингента, для оценки состояний которого они сформированы;

в) воздействие на мотивационную сферу занимающихся в ходе сравнительного оценивания уровня их физической подготовленности;

г) возможность целенаправленной коррекции учебно-воспитательного процесса на основе по-

314

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2014 • № 1 (47)

лученных объективных данных об абсолютных значениях и динамике параметров различных видов физической подготовленности курсантов;

д) создание баз данных, отражающих физическое состояние значительной по величине выборки испытуемых, с целью определения нормативных показателей, характеризующих граничные значения должных норм физической подготовленности обучающихся;

е) минимизацию количества используемых тестовых процедур с максимально возможным объемом и объективностью полученной измерительной информации.

Вышеперечисленные требования предопределяют необходимость использования в контексте разработки технологий педагогического контроля физической подготовленности курсантов образовательных организаций МВД России положений теории тестов, являющейся специализированным направлением математической статистики, предназначенным для решения задач, связанных с определением состояний человека [1; 2, с. 83-87; 3]. По своей сути она представляет собой концепцию и совокупность конкретных приемов, позволяющих осуществлять обоснованный выбор тестов и оценивать результаты их выполнения.

Под термином «тест» понимают формализованное, стандартизированное и, как правило, ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в практических целях индивидуальных различий по различным личностным характеристикам испытуемых, выраженных в сравниваемых единицах изменения. При этом контрольные упражнения, в основе которых лежат двигательные действия, называются моторными.

Позитивное решение вопроса разработки эффективных технологий педагогического контроля любых состояний человека обусловлено реализацией двух основных задач:

1) комплектованием батареи контрольных упражнений, адекватно отражающих уровень развития физической подготовленности курсанта, в соответствии с основными целями проводимого тестирования;

2) обоснование соответствующих процедур оценивания результатов тестирования, дифференцированных также в соответствии с поставленными задачами.

В процессе выбора тестовых заданий используется достаточное количество научно-методических подходов, к основным из которых относятся:

1) системный анализ профессиональной деятельности и, в первую очередь, служебных двигательных действий, базирующийся на методах исследования, преимущественно используемых

в биомеханике, морфологии, физиологии, медицине и других науках, обеспечивающих научно-методическую помощь в процессе многолетней физической подготовки курсантов;

2) собственный педагогический опыт ведущих специалистов, позволяющий им конструировать оригинальные тестовые задания, как правило, глубоко и системно отражающие главные особенности служебных двигательных действий;

3) применение с целью разработки технологий педагогического контроля положений математической теории тестов, предполагающих использование целого ряда статистических методов.

Результаты анализа научно-методической литературы свидетельствуют о том, что наибольшее распространение в практике получил третий подход, который, по мнению многих ученых, более рентабелен и объективен.

В самом общем плане разработку технологий педагогического контроля различных видов физической подготовленности курсантов можно представить следующим алгоритмом.

Выбор адекватного задачам учебно-воспитательного процесса комплекса тестов, отражающих уровень развития основных физических качеств на основе изучения соответствия контрольных упражнений следующим требованиям математической теории тестирования [4]:

определение информативности, надежности и эквивалентности тестовых процедур;

разработка шкал относительной оценки результатов тестирования;

выявление информативности интегральных и суммарных показателей;

расчет граничных значений показателей с целью их представления в виде нормативных требований.

Анализ многочисленных публикаций позволяет выделить следующие основные подходы к определению информативности контрольных упражнений, которая позиционируется как степень точности, с которой измеряется качество, для оценки которого предназначено упражнение [1; 5, с. 26]:

а) анализ значений коэффициентов корреляции между параметрами тестирования и показателями, информативность которых сомнений не вызывает, например: параметры качества выполнения отдельных производственных операций и содержания деятельности по избранной специальности в ходе профессиональной подготовки [6, с. 14-17; 7]; основными требованиями к критериям информативности являются:

соотносимость его структуры и содержания с сущностными характеристиками контрольного упражнения или с его важнейшими характеристиками;

315

независимость критерия от условий внешней среды и от индивидуальных особенностей исследователя, проводящего тестирование;

высокий уровень надежности как важнейшей детерминанты объективизации процесса отбора контрольных упражнений;

б) расчет составного критерия, например суммы ранговых мест по результатам, показанным испытуемыми в нескольких контрольных упражнениях;

в) проведение факторного и дисперсионного анализа, что является свидетельством определения эмпирической (опытной) валидности контрольных упражнений;

г) определение логической информативности, особенно в тех случаях, когда применение четкого критерия информативности не представляется возможным.

Вторым важнейшим критерием отбора контрольных упражнений является их надежность, идентифицируемая как воспроизводимость результатов в ходе повторных тестирований [8, с. 15-19].

С целью определения надежности контрольных упражнений целесообразно использовать многочисленные подходы, к основным из которых относятся: выявление внутригрупповой вариации, изменение средних значений и повторное тестирование. Необходимо отметить, что эти методы применяются исходя из предположения о нормальном распределении массива экспериментальных данных.

Внутригрупповая вариация выражается соответствующими коэффициентами между результатами попыток либо стандартным отклонением средней двух попыток.

По изменению средних значений между последовательными попытками можно судить о мотивации испытуемых, степени их утомления, также существенно влияющих на уровень надежности контрольных упражнений.

Коэффициент ретестовой корреляции характеризует постоянство занимаемого испытуемым места в процессе повторных тестирований.

Надежность контрольных упражнений, как важнейший критерий возможности его использования в ходе тестирования различного половозрастного контингента испытуемых, зависит от многих факторов, в том числе:

1) индивидуальной изменяемости состояния организма испытуемых, обусловленной уровнем их физической и функциональной подготовленности, психологическим и эмоциональным состоянием, мотивацией к выполнению тестовых заданий;

2) особенностей недостаточного уровня организации тестирования, включающих не подда-

ющиеся контролю флуктуации измерительных приборов, несоблюдение правил формализации условий проведения данного процесса;

3) использование заведомо недостаточно надежных контрольных упражнений, например связанных с требованием высокой точности выполнения некоторых моторных тестов;

4) кадровой составляющей процесса тестирования, обусловленной возможной недостаточной профессиональной и методической подготовленностью педагогов.

Высокий уровень надежности контрольных упражнений характеризуется значениями коэффициентов корреляции в диапазоне 0,95-0,99; хороший - 0,90-0,94; приемлемый - 0,80-0,89; плохой - 0,79-0,70; неудовлетворительный -0,69 и ниже.

Необходимость определения эквивалентности контрольных упражнений обусловлена следующими обстоятельствами:

требованием минимизации количества используемых тестов, особенно в ходе массовых обследований испытуемых;

целесообразностью избегания ненужного дублирования, встречающегося в ходе оценки одного и того же качества с использованием нескольких контрольных упражнений;

повышением эффективности систем педагогического контроля на основе формирования состава тренирующих процедур за счет наиболее информативных контрольных упражнений.

Основной статистической операцией при определении эквивалентности тестов является расчет коэффициентов корреляции между результатами испытуемых в контрольных упражнениях, отражающих уровень развития одной и той же качественной характеристики индивида.

Важнейшей научно-методической задачей в ходе разработки технологий педагогического контроля является обоснование подходов к оценке результатов тестирования. При этом, как правило, рассчитываются соответствующие шкалы, позволяющие сопоставить достижения в тестах, представленные в различных единицах изменения (секунды, метры, килограммы и т.д.), на основе их перевода в относительные значения, как правило, в баллы.

По основанию оценки результатов тестирования шкалы в основном классифицируются на следующие виды:

а) пропорциональные, предполагающие начисление одинакового количества баллов за равный прирост результатов;

б) прогрессирующие, предполагающие начисление большего количества баллов за более высокие результаты в контрольных упражнениях;

316

в) регрессирующие, способствующие начислению меньшего количества баллов за более высокие результаты тестирования.

В ряде исследований доказана эффективность перцентильных шкал, основанных на разделении всего ряда показанных занимающимися результатов на 100 диапазонов, называемых перцентилями [9; 10].

Использование любой разновидности шкал позволяет вплотную подойти к решению важной научно-методической задачи - формированию интегральных и суммарных (обобщенных) показателей, отражающих уровень развития отдельных видов физической подготовленности курсантов. Применение в практике профессиональной и физической подготовки этих укрупненных показателей целесообразно по следующим причинам [11]:

1. Их информативность существенно выше по сравнению с результатами в отдельных контрольных упражнениях.

2. В ходе сопоставительного анализа уровня подготовленности значительного количества испытуемых исследователь оперирует одним показателем, комплексно отражающим различные стороны изучаемого качества.

3. На основе расчета интегральных и суммарных показателей можно создать многоуровневую технологию оценки состояния человека. Так, например, в ходе изучения физической подготовленности возможна оценка:

по результатам в контрольных упражнениях -уровня развития отдельных мышечных групп или различных проявлений координационных способностей или подвижности в суставах;

на основе составления интегральных показателей - уровня развития основных физических качеств (силы, гибкости, выносливости, ловкости, быстроты);

путем расчета суммарного показателя -общей физической подготовленности обследуемых.

Контрольно-учетные функции технологий педагогического контроля, как правило, предполагают формирование ее нормативной составляющей. При этом для определения степени развития изучаемых качеств и свойств личности целесообразно применять метод средних значений и стандартных отклонений, позволяющий рассчитать граничные значения пяти уровней: высокого, выше среднего, среднего, ниже среднего и низкого [12].

1. Зациорский В.М. Спортивная метрология. Педагогический контроль в трениро-

В ряде исследований обоснован подход к выявлению значений должных норм физической подготовленности на основе следующего алгоритма [13]:

1. Расчет средних значений интегральных и суммарных показателей.

2. Определение коэффициентов соотносительности интегральных и суммарных показателей.

3. Определение произведения от умножения коэффициента соотносительности и среднегруп-повой величины интегрального показателя.

4. Определение частного от деления полученной в пункте 3 величины на 100.

5. Расчет произведения от умножения полученной в пункте 4 величины на количество тестовых заданий в каждом виде физической подготовленности.

В настоящее время в практику педагогического контроля введено и активно используется понятие «мониторинг», объединяющее систему мероприятий по наблюдению, изменению, анализу, оценке и прогнозу физического состояния человека. В связи с этим целесообразно подчеркнуть некоторые характеристики данного процесса:

1. Идеологическую составляющую, сутью которой является тотальная индивидуализация процесса оценивания качеств и свойств курсантов с дифференциацией в возрастном аспекте.

2. Воспитательную составляющую, включающую несколько аспектов:

выявление причинно-следственных связей, обусловливающих углубление тенденций ухудшения состояния здоровья, снижения уровня физической и двигательной подготовленности курсантов образовательных организаций МВД России;

приобщение обучающихся к освоению и реализации правил и ценностей здорового образа жизни, а также мотивации к их распространению в кругу друзей и близких;

формирование и развитие такого важнейшего феномена и регулятора развития человеческой сущности, как физическая культура курсантов, поддерживающая общее культурологическое формирование их личности.

Таким образом, представленные научные положения позволяют определить основные направления разработки и организации процесса построения технологий педагогического контроля оценки физической подготовленности курсантов образовательных организаций МВД.

1. Zatsiorsky V.M. Sports metrology. Pedagogical control in training process (foundation of the theory

317

вочном процессе (основы теории тестов и оценок): учеб. пособие для студентов ин-тов физкультуры. М., 1978.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ланда Б.Х. Физическая подготовленность и физическое развитие обучающихся в построении системы оценки качества образования // Теория и практика физической культуры. 2008. № 7.

3. Чернышенко Ю.К. Методы отбора юных гимнасток 7-10 лет на основе оценки двигательной подготовленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1982.

4. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: учеб. для студентов пед. вузов. М., 2000.

5. Ланда Б.Х. Тестирование в физическом воспитании // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 2.

6. Ахметов Р.С. Информативность показателей профессионально-прикладной физической культуры курсантов вузов МВД России // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2012. № 4.

7. Шафран Л.М., Псядло Э.М. Теория и практика профессионального психофизиологического отбора моряков. Одесса, 2008.

8. Бондаревский Е.Я. Надежность тестов, используемых для характеристики моторики человека // Теория и практика физической культуры. 1970. № 5.

9. Виленская Т.Е. Объективные риски процесса физического воспитания и педагогические способы их минимизации (на примере физического воспитания младших школьников): автореф. дис. . д-ра пед. наук. Краснодар, 2012.

10. Ефремова Т.Г. Формирование физической культуры студентов медицинских колледжей на основе интенсификации самостоятельной работы: автореф. дис. . канд. пед. наук. Краснодар, 2011.

11. Баландин В.А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: автореф. дис.... д-ра пед. наук. Краснодар, 2001.

12. Губа В.П. Измерения и вычисления в спортивной практике: учеб. пособие для вузов физической культуры / В.П. Губа [и др.]. 2-е изд. М., 2006.

13. Баландин В.А. Педагогический контроль за специальной двигательной подготовленностью гимнасток 11-14 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1986.

of tests and estimates): study aid for students of physical culture institutions. M., 1978.

2. Landa B.H. Physical readiness and physical development of being trained in creation quality assessment system in education // Theory and practice of physical culture. 2008. № 7.

3. Chernyshenko Yu.K. Methods of young gymnasts selection aged 7-10 basis of an assessment of motor readiness: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. M., 1982.

4. Smirnov Yu.I., Polevshchikov M.M. Sports metrology: textbook for students of pedagogical higher education institutions. M., 2000.

5. Landa B.H. Testing in physical training // Physical culture: upbringing, education, training. 2005. № 2.

6. Akhmetov R.S. Informativeness of indicators of professional and applied physical culture of cadets of higher education institutions of the Ministry of the Interior of Russia // Physical culture, sports - science and practice. 2012. № 4.

7. Shafran L.M., Psyadlo E.M. Theory and practice of professional psychophysiological selection of seamen. Odessa, 2008.

8. Bondarevsky E.Ya. Validity of tests used for the characteristic of human being motor skills person // Theory and practice of physical culture. 1970. № 5.

9. Vilenskaya T.E. Objective risks of physical training and pedagogical ways of their minimization (by an example of physical training in primary school children): auth. abstr. ... Dr of Pedagogics. Krasnodar, 2012.

10. Efremova T.G. Formation of physical culture with students of medical colleges based on the intensification of independent work: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Krasnodar, 2011.

11. Balandin V.A. Scientific and technological bases of physical training process updating at elementary school: auth. abstr. ... Dr of Pedagogics. Krasnodar, 2001.

12. Guba V.P. Measurements and calculations in sports practice: study aid for higher education institutions of physical culture /VP. Guba, etc. 2nd ed. M., 2006.

13. Balandin V.A. Pedagogical control of special motor readiness of gymnasts aged 11-14: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. M., 1986.

318

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.