Научная статья на тему 'Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России с учетом их психологических особенностей'

Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России с учетом их психологических особенностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
627
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРОФИЛЬ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПСИХОТИП / PHYSICAL TRAINING / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / PROFILE OF PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT / PSYCHOTYPE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасимова Наталья Владимировна

Статья посвящена физической подготовке курсантов с учетом их психологических особенностей. Установлены взаимосвязи между различными свойствами и типами личности. Раскрываются эффективные средства физической подготовки с учетом профилей психофизического развития курсантов вузов юридической специализации в период профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Герасимова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia taking into account their psychological features

Article is devoted to the physical training of cadets taking into account their psychological characteristics. Interrelations between the different personality types and properties are considered. Effective means of physical preparation with profiles developmental needs of students of universities of legal specialization in vocational training are describes.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России с учетом их психологических особенностей»

Герасимова Наталья Владимировна

кандидат педагогических наук,

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612584769)

Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России с учетом их психологических особенностей

Статья посвящена физической подготовке курсантов с учетом их психологических особенностей. Установлены взаимосвязи между различными свойствами и типами личности. Раскрываются эффективные средства физической подготовки с учетом профилей психофизического развития курсантов вузов юридической специализации в период профессиональной подготовки.

Ключевые слова: физическая подготовка, психологические особенности, профиль психофизического развития, психотип.

N.V. Gerasimova, Master of Pedagogics, Senior Teacher of a Chair of Psychology and Pedagogics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584769.

Physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia taking into account their psychological features

Article is devoted to the physical training of cadets taking into account their psychological characteristics. Interrelations between the different personality types and properties are considered. Effective means of physical preparation with profiles developmental needs of students of universities of legal specialization in vocational training are describes.

Key words: physical training, psychological characteristics, profile of psychophysical development, psychotype.

Работа сотрудников Министерства внутренних дел РФ относится к экстремальному виду деятельности, сопряженному с повышенным риском не только для самого специалиста, но и для окружающих его людей. Учет психотипа личности при обучении курсантов владению различными видами стрелкового оружия и опасными приемами единоборств существенно снижает риск попадания в органы внутренних дел лиц, не пригодных для данного вида деятельности.

Одним из приоритетных направлений современных исследований считается анализ избирательности факторов, от которых зависят величина и характер физических и психических нагрузок, разнообразие их функциональных проявлений, воздействующих на эффективность профессиональной деятельности. Особенно выраженные функциональные сдвиги в экстремальной ситуации обусловлены в большей мере не внешними условиями, а психической готовностью человека к такой нагрузке, его личностными особенностями и уровнем физической подготовленности [1; 2].

В сопряженной системе физической и профессиональной подготовки курсантов важное место занимают занятия единоборствами и пулевой стрельбой, которые требуют хорошего развития скоростных качеств, общей и силовой выносливости [3; 4]. Модель функциональных качеств у представителей единоборств включает группы качеств морфологического, физического, нервно-типологического и психологического характера [5]. Их учет дает возможность инструктору более глубоко оценивать возможности каждого курсанта и выбирать оптимальный вариант его подготовки.

Кроме того, в развитии профессиональных качеств курсантов особую роль играют функции памяти и внимания, которые, наряду с мотивацией, организуют другие познавательные процессы - ощущения, восприятия и мышления. Однако практически не исследована взаимосвязь этих функций с физической подготовленностью курсантов вузов юридической системы.

Особенно важно учитывать социальные и эмоционально-личностные факторы при фи-

190

зической подготовке курсантов, т.к. и уровень подготовленности новобранцев, и степень профессиональной готовности к выполнению обязанностей сотрудника правоохранительных органов во многом определяется ими. Это, безусловно, должно учитываться при выборе содержания и средств физической подготовки курсантов.

Практически отсутствуют исследования, посвященные анализу эффективности средств физической подготовки с учетом профилей психофизического развития курсантов вузов юридической специализации в период профессиональной подготовки.

Исследования проводились на базе Краснодарского университета МВД России.

На первом этапе проводились пилотажные исследования с целью выявления нормативных профилей личности и физической подготовленности курсантов. Результаты данного этапа работы позволили обосновать технологию коррекции психофизической подготовленности и выбрать критерии ее эффективности.

На втором этапе исследования были изучены особенности познавательных процессов и мотивации в связи с уровнем стрелковой и физической подготовленности у первокурсников Краснодарского университета МВД России различных групп.

Третий этап заключался в проведении педагогического эксперимента с курсантами Краснодарского университета МВД России второго года обучения. При разработке инновационной технологии были систематизированы различные техники, заимствованные из специального кинезиологического комплекса [6], комплекса упражнений дыхательной и пальцевой гимнастики [7] соответственно задачам исследования. Их количество было ограничено следующими требованиями к упражнениям: предназначенность для лиц, отнесенных к группе психической и физической нормы; возможность применения многими сотрудниками полиции и курсантами; доступность техники выполнения; ориентированность, прежде всего, на сопряженное развитие психических и двигательных функций; обеспечение синерги-ческого эффекта развития способности к саморегуляции [8].

Четвертый этап состоял в обработке результатов и анализе эффективности инновационной технологии физической подготовки курсантов Краснодарского университета МВД России, а также в разработке перспективы использования методики построения профилей психофизического развития, средств его оптимизации

и коррекции в системе подготовки курсантов вузов МВД России.

Установленные взаимосвязи между различными свойствами и типами личности дали основание предложить практические рекомендации в плане коррекции негативных проявлений личности курсантов.

Наши исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Необходимость дифференцирования содержания занятий по физической подготовке по индивидуальным различиям обусловлена неоднозначной взаимосвязью между показателями физической подготовленности и психическими функциями у курсантов разных групп.

2. Долговременными регуляторами состояния психофизической готовности курсантов вузов системы МВД России к экстремальной деятельности являются факторы самоконтроля, эмоциональной устойчивости, теоретического мышления, смелости, внушаемости, подчиненности, групповой зависимости, релаксации, а также кардиореспираторной и силовой выносливости. Оперативными регуляторами служат факторы сохранности межполушарного взаимодействия и психоэмоционального состояния.

3. В структуре психофизического профиля курсантов выявилась явная недостаточность развития общей выносливости, вегетативного тонуса, психической работоспособности, оперативной памяти и уровня сохранности межпо-лушарных связей.

Система оценки уровня физической подготовленности курсантов требует коррекции, которая, особенно для девушек, занижена, что при нормировке приводит к необоснованному заключению о более высоком физическом развитии девушек по сравнению с юношами.

4. Срочный эффект инновационной технологии психофизического развития курсантов проявился у юношей в равномерной позитивной динамике умственной работоспособности независимо от характера используемых комплексов упражнений.

У курсантов-девушек пальцевая гимнастика оказала наибольший суммарный эффект с достоверностью при всех исходных уровнях умственной работоспособности, а выполнение ими кинезиологического комплекса привело к резкому улучшению продуктивности внимания при его низком исходном уровне.

Кумулятивный эффект инновационной технологии психофизического развития курсантов проявился в существенном улучшении показателей сохранности межполушарного взаимодействия и пси-способностей.

191

Процесс подготовки курсантов целесообразно усилить специальными психофизическими упражнениями, а ведущим направлением психологического сопровождения подготовки курсантов должно быть обеспечение развития способности активной саморегуляции за счет сопряженного развития умений контролировать свое состояние и оперировать абстрактными символами. Решение данной задачи возможно путем использования упражнений пальцевой гимнастики и кинезиологического комплекса.

Мужчины-курсанты для активизации умственной работоспособности могут применять любой из апробированных нами комплексов. Кроме того, комплекс дыхательных упражнений целесообразно постоянно включать в занятия физической подготовкой.

Женщинам-курсантам рекомендуется в основном комплекс пальцевой гимнастики с учетом преимуществ условий его выполнения перед другими комплексами. Особенности служебной одежды не позволяют женщинам полноценно выполнять ряд упражнений ки-незиологического комплекса, а дыхательные упражнения несущественно улучшают у них умственную работоспособность.

Установленные взаимосвязи между различными свойствами и типами личности дали основание предложить практические рекомендации в плане коррекции негативных проявлений личности курсантов.

В учебный план подготовки курсантов целесообразно ввести специальные курсы и тренинги, направленные на формирование у них социально значимых качеств, таких как умение подчиняться воле других людей (что невозможно без развития собственных волевых качеств), способность к самоконтролю и самокоррекции эмоционального состояния, а также навыков общения (адекватного ситуации) с незнакомыми людьми.

Для курсантов конформного (податливого) психотипа личности необходимо создавать такие ситуации, в которых они бы вынуждены

были проявить самостоятельность, определенность, стойкость, доказательность своих субъективно-личностных отношений и позиций.

Коррекция гипертимного типа заключается в том, чтобы направить энергию студента в определенное русло, где он сам мог бы регулировать свое поведение и вырабатывать тормозные реакции.

При коррекции эмоционально-лабильного типа создаются такие ситуации, где курсанты могли бы проявить уверенность, твердость, смелость (типа публичных выступлений), но эти задания должны быть посильными. При проблемах в обучении соответствующая помощь должна быть продумана и преподнесена в тактичной форме. Малейший успех должен быть замечен, поддержан и закреплен.

Тактика коррекции демонстративного (исте-роидного) типа должна исходить из особенностей конкретной личности. Например, учитывая повышенное самолюбие и эгоцентризм таких курсантов, необходимо дать выход их эгоцентрическим устремлениям в социально полезной деятельности, а также заставить посмотреть их на себя как бы со стороны, подчеркивая невыгодность для них самих такого поведения, проигрыш в глазах окружающих. Припоминать случаи, когда неэффективные действия поставили их в смешное, невыгодное для личности положение.

Коррекция развития курсантов истероидного типа требует от педагогов большого терпения, гибкости, потому что этот тип часто предпринимает попытку всеми способами овладеть вниманием наставника и удерживать его только возле своей личности.

В случае тревожно-мнительной (психасте-ничной) типологии необходимо предоставлять курсантам как можно больше самостоятельности и усилить общефизическую подготовку.

Система контрольных требований при психолого-педагогическом сопровождении подготовки курсантов должна быть дифференцирована в соответствии с исходным уровнем их психофизического развития.

1. Яковлев Б.П., Вагина В.А. Психическая нагрузка в малых циклах соревновательного периода подготовки // Физическая культура, спорт и здоровье нации: материалы между-нар. конгресса. СПб., 1996.

2. Harris D.V., Harris B.L. Goal setting: the regulation of motivation // The athlete's guide to sport psychology: mental skills for physical people. New York, 1984.

1. Yakovlev B.P., Vagina V.A. Mental load in small rings of competition period of training // Physical culture, sport and health of the nation: proc. of intern. congress. St. Petersburg, 1996.

2. Harris D.V., Harris B.L. Goal setting: the regulation of motivation // The athlete's guide to sport psychology: mental skills for physical people. New York, 1984.

192

3. Пивоваров И. И. Стрелковый спорт как средство физического воспитания. М., 1981.

4. Талышев Н.В., Низкова Л.А. Моделирование эмоционального состояния сотрудника ОВД при стрельбе из боевого оружия //Научно-практические аспекты совершенствования системы подготовки и управления процессом тренировки в стрелковом спорте: сб. науч. материалов. Воронеж, 2000.

5. Шулика Ю.А. Технико-тактическая модель борца и методология его многолетней подготовки. Краснодар, 1988.

6. Шанина Г.Е. Специальный кинезиологиче-ский комплекс в системе обучающих воздействий у школьников и студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 1997.

7. Цуцуми Й. Упрощенная методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. М., 1990.

8. Королева Т.П. Психолого-педагогический контроль в системе здоровьесберегающих технологий подготовки юных спортсменов и туристов: науч.-метод. пособие. Краснодар, 2003.

3. Pivovarov I.I. Shooting sports as a means of physical education. Moscow, 1981.

4. Talyshev N.V., Nizkova L.A. Modeling emotional state of DIA employee during fired from military weapons // Scientific and practical aspects of improving the system of training and the management of training in shooting sports: coll. of sci. materials. Voronezh, 2000.

5. Shulika Yu.A. Technical and tactical fighter model and methodology of its long-term preparation. Krasnodar, 1988.

6. Shanina G.E. Special kinesiological complex in system of training effects in pupils and students: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Krasnodar, 1997.

7. Tsutsumi J. Simplified method of preservation of health with finger exercises. Moscow, 1990.

8. Koroleva T.P. Psycho-pedagogical control in health-saving system technology training of young sportsmen and tourists: sci. and methodical manual. Krasnodar, 2003.

193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.