Научная статья на тему 'Содержательно-организационные аспекты контроля в обучении иностранным языкам'

Содержательно-организационные аспекты контроля в обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ОЦЕНКА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONTROL / ASSESSMENT / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пыхина Наталья Владимировна

Статья посвящена проблеме содержательно-организационных аспектов контроля в обучении иностранным языкам. Условия эффективной реализации контроля предполагают интеграцию когнитивного, эмоционального и деятельностного аспектов на основе компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content-organizational aspects of the control in the foreign language teaching

The article is devoted to the problem of the content-organizational aspects of the control in the foreign language teaching. The conditions of the effective control realization presuppose the integration of the cognitive, emotional and activity aspects on the basis of the competence approach.

Текст научной работы на тему «Содержательно-организационные аспекты контроля в обучении иностранным языкам»

УДК 372.881.1:371.263

Н. В. Пыхина

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Статья посвящена проблеме содержательно-организационных аспектов контроля в обучении иностранным языкам. Условия эффективной реализации контроля предполагают интеграцию когнитивного, эмоционального и деятельностного аспектов на основе компетентностного подхода.

The article is devoted to the problem of the content-organizational aspects of the control in the foreign language teaching. The conditions of the effective control realization presuppose the integration of the cognitive, emotional and activity aspects on the basis of the competence approach.

Ключевые слова: контроль, оценка, коммуникативная компетенция, компетентностный подход, обучение иностранному языку, деятельность.

Keywords: control, assessment, communicative competence, competence approach, foreign language teaching, activity.

Необходимость рассмотрения вопросов организации и содержания контроля в процессе обучения учащихся иностранным языкам обусловлена принятием новых целей развития образовательной системы России, модернизацией содержания образования, а также созданием национальной системы языкового контроля. Содержательно-организационные аспекты контроля приобретают особую актуальность в контексте проблемы повышения качества образования. Правильно организованный контроль выступает в качестве важнейшего фактора повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Совершенствование контроля является одной из наиболее актуальных проблем в обучении иностранному языку. Выдвижение коммуникативной компетенции в качестве цели и результата обучения иностранному языку актуализирует определение содержательно-организационных аспектов контроля. Организация контроля на этапе начального иноязычного образования обладает определенной спецификой, требующей учета возрастных особенностей учащихся. Воспитательная функция контроля имеет особое значение для младшего школьника, так как не только осуществляет регулирование учебно-познавательного процесса, но и формирует важные личностные качества. Тем не менее осуществление контроля и оценочной деятельности связано с определенными трудностями. Неоднозначность критериев оценки, влияние на результаты межличностных

© Пыхина Н. В., 2011

отношений и другие факторы не позволяют получить достоверных сведений об учебных достижениях учащихся. В условиях оценивания по единичным показателям, фиксирующим актуальный уровень знаний и умений учащихся, отмечается высокий процент ошибочных суждений, не позволяющих выявить реальный уровень сформи-рованности компетенции младших школьников. В традиционной системе оценивания не находят должного отражения проявления творческой деятельности учащихся.

Таким образом, актуальность исследования мы рассматриваем в связи с необходимостью разрешения противоречия между потребностью современной практики начального иноязычного образования в условиях реализации эффективного контроля и их недостаточной разработанностью применительно к данному этапу.

Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержательно-организационные аспекты реализации контроля в обучении иностранным языкам?

Определение содержательно-организационных особенностей контроля является одной из актуальных лингводидактических и психолого-педагогических проблем в связи с необходимостью обеспечения качества в обучении иностранному языку. Данное положение предусматривает необходимость наличия стандартных количественных и качественных показателей учебных результатов учащихся. Систематический контроль позволяет не только определить уровень успешности обучения, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках учащихся и тем самым внести необходимые коррективы.

К основными задачами контроля относятся:

- выявление уровня правильности, объема, глубины и действенности усвоенных знаний,

- получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе,

- определение эффективности методов, форм и способов обучения.

В аспекте иностранного языка контроль, в понимании Р. К. Миньяр-Белоручева, определяется как «совокупность рецептивных действий обучающего характера с целью сопоставления воспринятого с эталоном» [1]. Контроль, являясь неотъемлемой частью процесса обучения, приобретает особую значимость в иноязычном образовании в связи с выделением уровней коммуникативной компетенции в качестве объектов, подлежащих проверке. Эффективная реализация контроля имеет приоритетное значение как для учащихся (показывает им достижения в овладении знаниями, стимулирует их к систематической работе), так и для учителя (помогает ему наиболее рационально организовать учебный процесс в целом).

Теория и методика обучения

Суть контроля состоит в процессе сличения объекта контроля и эталона. Эффективность контроля на уроках иностранного языка зависит от аутентичности, доступности и своевременности предъявления эталона.

Приоритетное значение среди разнообразных функций контроля имеют функция обратной связи, позволяющая определить уровень обученно-сти, а также стимулирующая функция, побуждающая ученика к аналитической работе. Немаловажную роль играет воспитательная функция контроля, формирующая адекватную самооценку, дисциплинированность, ответственность и другие положительные качества.

Реализация компетентностного подхода предусматривает, что наряду с традиционными формами контроля следует использовать и эмоционально окрашенные, нестандартные оценочные стратегии. М. Н. Татаринова приводит следующее определение данного понятия: «Эмоционально окрашенные оценочные стратегии - это прак-тико-ориентированные процедуры контроля учебно-познавательной деятельности, позволяющие обеспечить активное влияние на процесс и результаты обучения эмоционального фактора, т. е. совокупность эмоций, позволяющих осуществлять дальнейшее формирование устойчивой познавательной мотивации» [2]. За счет использования подобных стратегий происходит эмоциональное отражение учебного процесса, связанное с удовлетворением актуальных потребностей учащихся в заинтересованном познании и общении; в успешности, самоутверждении, признании достоинств. Данные потребности могут быть удовлетворены благодаря интеллектуально-эмоциональной насыщенности учебно-воспитательного процесса, неординарности содержания обучения, а также педагогического стимулирования значимых эмоций.

На основе сопоставления различных эмоционально-оценочных стратегий было выявлено, что наиболее репрезентативной оценочной формой является портфолио, позволяющее получить точные сведения об образовательных и творческих достижениях учащихся.

Нами были рассмотрены преимущества и отрицательные стороны тестовой формы контроля и выделены основные условия эффективного использования тестов. Важнейшими условиями являются наличие тематической репрезентативности и валидности теста, а также корректная формулировка тестовых заданий.

В процессе исследования была выявлена сущность контроля в раннем школьном обучении иностранному языку, который должен носить систематический, опосредованный характер. Использование контролирующих заданий в творческой, игровой форме значительно активизирует

интелектуальную деятельность учащихся и способствует снятию страха перед возможностью сделать ошибку.

В результате изучения организации контроля на этапе начального иноязычного образования было выявлено, что учителя отличаются малой осведомленностью о современных формах и методах контроля, а оценочную деятельность строят на основе традиционной модели. Формы и методы контроля, используемые педагогами, не отличаются вариативностью. В оценочной деятельности преобладют традиционные суждения, не предполагающие формирования адекватной самооценки учащихся.

В исследовании была обоснована значимость педагогической оценки в системе контроля. Приоритетное значение в реализации оценочной деятельности имеет индивидуальная направленность педагогической оценки, а также поощрение как оценочная доминанта. Педагогическая оценка в качестве своей основной цели предусматривает оправданное повышение самооценки.

Разработанная нами экспериментальная программа была направлена на реализацию основных функций контроля: педагогической, проверочно-оценочной, а также функции обратной связи Эффективность контроля обеспечивалась интеграцией когнитивного, эмоционального и деятельностного аспектов на основе компетент-ностного подхода.

Целевые установки программы включали следующие положения:

- формирование у учащихся положительной мотивации к изучению иностранного языка;

- воспитание уважения друг к другу;

- развитие творческих способностей детей в различных предметных областях с использованием иностранного языка;

- развитие у учащихся психических функций (памяти, внимания, воображения), познавательных способностей, эмоциональной сферы; расширение общеобразовательного кругозора детей.

Программа состоит из трех блоков: обучающего, направленного на формирование лингвистической компетенции; интегративного, предусматривающего развитие творческих способностей; оценочного, имеющего целью формирования адекватной самооценки. Реализация программных блоков происходит комплексно, в течение урока.

Лингвистическая компетенция, формирование которой осуществляется в процессе реализации обучающего блока, рассматривается в единстве лексико-семантического, деятельностно-речево-го и национально-культурного аспектов. Под лексико-семантическим аспектом понимается наличие определенного запаса слов в пределах доступности возрасту и опыту, способность адек-

ватно использовать лексические единицы. Дея-тельностно-речевой аспект рассматривается как способность комплексного использования учащимися речевых и неречевых средств с целью коммуникации в конкретных ситуациях. Национально-культурный аспект предстает как совокупность представлений об основных национальных традициях, обычаях и реалиях страны изучаемого языка. Таким образом, совокупность критериев сформированности лингвистической компетенции в нашем исследовании включает: а) когнитивный аспект, суть которого в наличии знаний, их глубины и полноты, в стремлении обобщать и анализировать их адекватно коммуникативной ситуации; б) практический аспект, определяющий способность реализовать знания и умения в речи; в) аспект отношения к языковым явлениям, характеризующийся наличием или отсутствием интереса.

Цель интегративного блока - развитие творческих способностей младших школьников на основе обучения иностранному языку. Содержание интегративного блока предусматривает взаимодействие игровой и изобразительной деятельности, при этом иностранный язык выступает в качестве основного механизма интеграции.

Рисуночные тесты, использование которых основано на принципе проекции, позволяют получить описание личностных особенностей детей. В результате анализа рисунков учащихся, вошедших в экспериментальную группу, были сделаны следующие выводы. Цветовая гамма строится ими в соответствии с изображениями предметов в природе, без привлечения смешанных тонов. Этот способ изображения характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче. Дети, пользующиеся яркими цветами - красным, зеленым, характеризуются повышенным уровнем эмоционального напряжения. Учащиеся, пользующиеся в основном желтым и голубым цветами, имеют направленность на контакты с другими людьми. У большинства детей хорошо развито умение ориентироваться в реальной жизни, поскольку цвета плавно переходят друг в друга.

В целях формирования адекватной самооценки младших школьников вводится система знаковых обозначений, используемых перед проведением текущего и итогового контроля. Используя символические изображения солнца, учащи-

еся в конце занятия обозначают степень усвоения материала. Яркое солнце соответствует уверенному, безошибочному владению тем или иным языковым аспектом. Солнце, которое закрывают облака, свидетельствует о наличии некоторых затруднений в овладении определенными видами речевой деятельности. Солнце, полностью закрытое тучами, - о низком уровне освоенности темы.

При завершении работы над темой дети получают изображения сказочных персонажей, символизирующих наличие или отсутствие умения. Учащиеся должны оценить собственные умения в аспекте диалогической, монологической речи, знание слов и освоение национально-культурного компонента, используя соответствующие изображения сказочных героев.

Перед итоговым контролем эффективно используется изображение двери, символизирующей владение языковым и речевым материалом: широко открытая дверь - высокий уровень; полуоткрытая дверь - средний; закрытая - низкий.

Для оценки эмоционального состояния учащихся после занятий перед контролем вводятся изображения людей с соответствующей мимикой: веселое, нейтральное, испуганное выражение лица.

Для дифференциации оценки учителем применяются знаковые и цветовые обозначения. В частности, наглядным является принцип «светофора»: зеленый цвет - высокий уровень, уверенное владение; желтый - осторожно, есть возможность ошибки; красный - опасность, необходимо быть особенно внимательным.

Интегративный характер программы способствовал более прочному усвоению языкового материала и развитию творческих способностей учащихся в изобразительной и игровой деятельности, а также формированию адекватной самооценки.

Примечания

1. Миньяр-Белоручев Р. К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения иностранным языкам. М.: Стелла, 1996. С. 117.

2. Татаринова М. Н. Эмоционально окрашенные оценочные стратегии при компетентностном подходе к процессу обучения иностранным языкам // Коммуникативно-когнитивный подход в реализации целей обучения иностранным языкам в школе и вузе: межвуз. сб. науч. ст. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2007. С. 133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.