ры в музыке, но и является активным коммуникатором в ди-адном взаимодействии «личность-музыка». Степень когнитивной сложности этого взаимодействия в большей степени зависит от общей интеллектуальной, эмоциональной и духовной культуры личности. Музыка является интегративным методом, акме-фактором, воздействующим на интеллектуальную, духовную, социальную и физическую сферы человека. Знание объективных музыкальных параметров (лад, темп, тембр и др.) позволяет эффективно моделировать состояние сознания личности и группы, снизить неопределенность в процессах музыкального восприятия (эмоциональноэстетических реакциях слушателей) и улучшить эффективность музыкотерапии. Интрасубъективный (выявление индивидуальных закономерностей музыкального воздействия) и интерсубъективный (учет реакций других слушателей, знание их типологических особенностей) подходы к прогнозированию эмоционально-эстетических реакций слушателей высту-
пают как взаимодополняющие. Существуют универсальные закономерности музыкального восприятия, инвариантные к каким-либо индивидуальным или типологическим особенностям слушателей. Они проявляется как типические на уровне ощущений, эмоций, образов и символов [11].
Влияние музыки на клеточном уровне позволяет говорить о глубинном воздействии на мозговые структуры и на весь организм человека. Поэтому музыкальное образование поможет обеспечить более эффективные каналы связи с телесной сферой человека, с различными уровнями его сознания [12].
В заключении можно констатировать, что существуют теоретические основания использования музыкальной деятельности в развитии творческой продуктивности как инновационно-предпринимательской компетенции выпускников вуза, исходя из которых, и строит инновационную образовательную деятельность Томский институт бизнеса, ориентированный на акмеологическую парадигму образования.
Библиографический список
1. Матвеева, Т.М. Педагогические условия формирования предпринимательской компетентности у учащихся старших классов на основе метода проектов: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2001.
2. Демидов, В.В. Формирование компетентности студентов вуза в сфере предпринимательства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007.
3. Костихина, Н.М. Акмеологические аспекты профессионально-педагогической подготовки специалиста по физической культуре и спорту: автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 2007.
4. Деркач, А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. - М.: РАУ, 1993.
5. Козлова, Н.В. Личностно-профессиональное становление в условиях вузовского образования: акмеориентированный подход: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Томск, 2008.
6. Бухтеева, Е.Е. Применение инновационных технологий в образовательном процессе вуза / Е.Е. Бухтеева, Г.И. Давыдова, О.И. Кравец // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 11.
7. Геодакян, В.Г. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга [Э/р]. - Режим доступа: www URL: http://www.gordon.ru
8. Данилова, Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002.
9. Ротенберг, B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / под ред. Б.С. Мейлаха. - Л.: Наука, 1982.
10. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия - взаимодействие с основными психологическими школами и направлениями // Музыкальная психология и психотерапия. - 2010. - № 1; № 2.
11. Козлов, В.В. Психология дыхания, музыки, движения: монография. - М., 2009.
12. Джинджихашвили, Н.Я. К вопросу о психической необходимости искусства // Бессознательное: природа, функции, методы исследования: в 4 т. - Тбилиси, 1978.
Статья поступила в редакцию 08.10.10
УДК 31б.б2
М.А. Беляева, канд. пед. наук, доц. кафедры истории и теории социальной работы Института социального образования УрГПУ, г. Екатеринбург E-mail: marysia@e343.ru
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕПРОДУКТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье проводится анализ не устоявшегося пока в отечественной литературе понятия «репродуктивная культура», осуществляется попытка целостного описания данного феномена в виде модели, включающей ментальный, пронатальный и антинатальный блоки; раскрывается их внутренняя структура (ценностно-нормативный, когнитивно-праксеологический и материально-вещественный компоненты), содержание и взаимосвязь.
Ключевые слова: репродуктивная культура, репродуктивное поведение, содержательная модель репродуктивной культуры, ментальный блок, пронатальный и антинатальный блоки.
Понятие «репродуктивная культура» еще не устоялось в науке, а сама репродуктивная культура пока не заняла своего достойного места в системе культуры, поэтому существует потребность научного обоснования ее содержания.
В данной статье поставлена задача разработки и описания содержания культуры репродуктивного поведения на основе метода моделирования. Моделирование - это метод научного исследования объектов любой природы путем переноса знаний, полученных в процессе построения и изучения модели, на оригинал. Видов моделей достаточно много, но в данной статье мы представляем модель культуры репродуктивного поведения как информационно-знаковый аналог объекта исследования, позволяющий представить в достаточно наглядной форме ее содержание, недоступное в своей целостности непосредственному восприятию.
На наш взгляд, репродуктивная культура складывается из ценностей, норм, знаний, умений, и материальных средств, регулирующих репродуктивное поведение человека, которое мы рассматриваем как совокупность действий и отношений, направленных на регуляцию индивидом собственной фертильности с целью удовлетворения потребности в детях или их отсутствии в рамках имеющихся биологических и социальных возможностей [1, с. 257]. Репродуктивная культура определяет репродуктивный сценарий индивида, его выбор числа и сроков рождения детей, предпочтение тех или иных видов и способов контрацепции, отношение к собственным репродуктивным возможностям, их разумное использование на благо собственной самореализации и благополучия общества. Следует заметить также, что понятия «репродуктивная
культура» и «культура репродуктивного поведения» мы употребляем как тождественные по своему значению.
В своем содержании культура репродуктивного поведения демонстрирует дуализм пронатальной (продетной) и антинатальной (антидетной) составляющих, которые сосуществуют согласно диалектическому закону единства и борьбы противоположностей. Пронатальная составляющая объединяет все усилия направленные на рождение детей: подготовка к зачатию, беременность, роды, лактация. Анти-натальная составляющая направлена на противодействие собственной фертильности, ее «блокирование», с целью поддержания обратимой или необратимой инфертильности, т.е. бесплодия. В конкретный момент жизни каждый половозрелый индивид репродуктивного возраста сознательно или стихийно реализует либо ту, либо другую составляющую культуры репродуктивного поведения.
Пронатальную и антинатальную составляющие (блоки) культуры репродуктивного поведения мы рассматриваем как операционально-технологические комплексы, те. совокупность знаний, умений, материальных средств, основанных на достижениях современной науки и реализуемых индивидом в рамках определенного алгоритма самостоятельно или с привлечением медицинских, психологических, социально-педагогических услуг.
Объединяющим началом этих противоположных по своим целям составляющих репродуктивной культуры является общий блок, который мы назвали - ментальным (рис. 1).
«Менталитет, ментальность (от позднелат. тепЫгз -умственный), образ мыслей, совокупность умственных навыков, духовных установок и культурных традиций, присущих отдельному человеку или человеческой общности» [2, с. 140]. Данное определение подчеркивает, что тот или иной менталитет актуален для социокультурной реальности конкретного общества. В нашем случае мы моделируем содержание культуры репродуктивного поведения, исходя из современных российских условий.
Рис. 1: Содержательные блоки
репродуктивной культуры
Ментальный блок занимает центральную позицию и выполняет функцию ядра, включающего ценности, нормы, специальные знания и умения, определяющие отношение индивида к собственной фертильности, его репродуктивное самоопределение, выбор тех или иных репродуктивных страте-гий1. Следует отметить, что мы базируемся на понимании ценностей как основной характеристики любой культуры, указывающей на значимость тех или иных явлений и фактов и определяющей форму отношения субъекта (отдельной личности или социальной общности) к своему бытию, реальным
1 Подробнее о понятиях «репродуктивное самоопределение» и «репродуктивные стратегии» см. Репродуктивное поведение в зеркале социально-гуманитарного знания: коллективная монография / Под ред. М.А. Беляевой. Екатеринбург: УрГПУ, 2010. 267 с. С. 19; 85; 162.
условиям жизнедеятельности через выражение определенных смыслов и значений его поведения и деятельности [3, с. 231].
Среди существующих классификаций ценностей мы опираемся на разделение ценностей по сфере их функционирования: на витальные, социальные и нравственные; и полагаем, что в основе репродуктивной культуры лежат следующие ценности, входящие в ее ядро: витальные - жизнь, здоровье, безопасность; социальные - семья, дети, родительство, свобода; нравственные - чувство любви, долга и ответственности перед природой, обществом и самим собой.
С этих позиций, репродуктивное поведение, будучи биосоциальным феноменом, на наш взгляд, регулируется, с одной стороны, медико-биологическими нормами, которые обусловлены физиологическими возможностями организма и медицинскими технологиями их коррекции, а с другой, социальными (правовыми, этнографическими, этическими), которые складываются в конкретном социокультурном контексте. Норма - «...категория, отражающая законы и стандарты социального бытия людей» [4, с. 237], «...правила, которыми определяются ожидания общества в отношении действий индивидов в определенных обстоятельствах» [5, с. 266].
А.И. Антонов, В.М. Медков используют понятие «репродуктивные нормы», понимая под ним «. детерминированные общественным бытием принципы и образцы подобающего поведения, относящегося к рождению определенного числа детей, и принятые в тех социальных группах, к которым принадлежит или хотел бы принадлежать индивид. Репродуктивные нормы, как и любые другие социокультурные нормы, усваиваются личностью в качестве средств ориентации поведения и образуют основу внутреннего контроля, обеспечивающего согласованность разного рода действий и поступков, имеющих отношение к рождению определенного числа детей» [6, с. 214].
В данной трактовке репродуктивные нормы рассматриваются главным образом как регулятор числа детей. На наш взгляд, полномочия репродуктивных норм значительно шире, они затрагивают вопросы подготовки к рождению детей, образа жизни в ходе беременности, организации родовспоможения, отношения к лактации и альтернативным способам вскармливания детей младенческого возраста, а также допустимость использования мер вспомогательной репродукции в связи с бесплодием и т.д. Кроме того, репродуктивные нормы призваны регулировать и антинальную составляющую репродуктивного поведения, т.е. допустимость сознательного контроля фертильности, выбора средств контрацепции, применения абортов и др.
По своему генезу репродуктивные нормы - это не отдельное образование как, например, представление об идеальном, желаемом, планируемом числе детей, а интегративная сумма медико-биологических, правовых, этических, этнографических норм, регулирующих репродуктивное поведение в его различных проявлениях, поэтому конечная картина может иметь «пестрый вид», что и наблюдается в нашем обществе.
Содержание ценностно-нормативного компонента ментального блока культуры репродуктивного поведения представлено в Таблице 1.
Анализируя содержание ценностно-нормативного блока ментального ядра репродуктивной культуры, следует отметить, что медико-биологические нормы носят объективный характер. Они формулировались нами на основе соответствующих научных данных (Балахонов А.В., Брюхина Е.В., Жуков Д.А., Каткова И.П., Колесников Ю.В., Крученкова Е.П., Маршак В.В., Кулаков В.И., Серов В.Н. и др.). Правовые нормы - институциональны, т.е. зафиксированы в официальных документах и обладают исторической и политической изменчивостью, но на настоящий момент они также объективно существуют (по крайней мере, «ііе ]иго») и закреплены рядом Законов и других нормативных актов РФ (прежде всего Федеральным Законом «Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан»).
Таблица 1
Ценности: витальные - жизнь, здоровье, безопасность; социальные - семья, дети, родительство, свобода; нравственные - чувство любви, долга и ответственности перед природой, обществом и самим собой
Медико-биологические нормы Этические нормы Правовые нормы (для РФ) Этнографические нормы (для РФ)
Показатель средне-видовой плодовитости человека составляет 15-16 рождений на одну женщину за всю жизнь Сексуальные отношения требуют высокой личной ответственности, так как дают возможность появления новой жизни Право на планирование семьи, т. е. свободное репродуктивное самоопределение в отношении числа детей и сроков их рождения Дети обязательное условие развития брачных отношений, определенный гарант их продолжительности и стабильности
Репродуктивный потенциал конкретного индивида ограничен возрастом и функциональными возможностями организма Рождение детей - это благо для семьи и общества, для личностной самореализации конкретного индивида Право на искусственное прерывание беременности по желанию женщины в сроке до 12 недель (на больших сроках только при определенных медицинских и социальных показаниях) Идеальной является 2-детная модель семьи
Фертильность может снижаться под влиянием многих факторов: поведенческих, экологических, эпидемиологических и др., приводя к обратимому или необратимому бесплодию Жизнь ребенка, как и жизнь матери, одинаково ценны для общества Право на доступность соответствующей информации и медицинских услуг Оптимально рождение детей в браке, но для незамужних женщин старше 30 лет внебрачное материнство предпочтительней одиночества
Оптимальные сроки рождения детей для женщины 2035 лет Мотивы рождения ребенка должны быть конструктивными Право на искусственное оплодотворение, в том числе с использованием донорского материала и суррогатного материнства Получение образования (общего и профессионального) должно предшествовать рождению детей
Для сохранения здоровья матери и ребенка необходимо соблюдать интервал между родами не менее 2 лет Недопустимо использование абортов и абортивной контрацепции в целях регулирования фертильности Ребенок становится субъектом права с момента рождения Ребенок должен быть запланированным и желанным, выбор сроков рождения детей является личным делом каждого
С возрастом родителей повышается риск невынаши-ваемости беременности, внутриутробных аномалий развития плода, нарушений в родовой деятельности Супружеское взаимопонимание предполагает выработку единой репродуктивной стратегии Право на получение пособий и льгот в связи с беременностью, родами и уходом за ребенком до 3 лет Материальное благополучие (работа, жилье, стабильный доход) - важное условие готовности к рождению детей
Физиологический процесс репродукции человека не является болезнью, но создает повышенную функциональную нагрузку на организм женщины Ребенок должен развиваться в атмосфере любви и привязанности Право на бесплатное медицинское обслуживание в период беременности и родов в рамках существующего перечня услуг ТФОМС В период беременности и родов обязательно обращение за медицинской помощью
Образ жизни беременной, ее физическое и эмоциональное состояние оказывают определяющее влияние на развитие плода Беременной и кормящей женщине необходимо бережное отношение со стороны окружающих Право на добровольный выбор медицинских услуг Вынужденная бездетность -тяжелое испытание для личности, особенно для женщин
Адекватное материнское поведение (в отличие от отцовского) помимо социокультурных механизмов, имеет и биологическую (нейрогуморальную) природу Рождение и воспитание детей сопряжено с ограничением собственных потребностей, т.е. определенной долей самопожертвования Официальный отказ от воспитания собственного ребенка не влечет за собой уголовной ответственности Дети ограничивают личную свободу, так как создают сложную и долгосрочную систему обязательств
Сознательное сдерживание фертильности предполагает использование методов контрацепции, выбор которых зависит от многих медикобиологических и социальных факторов Среди существующих медицинских и социальных методов преодоления бесплодия и бездетности наименее приемлемо - использование донорских половых клеток и суррогатного материнства Родители могут быть лишены родительских прав в случае невыполнения родительских обязанностей Применение искусственного прерывания беременности оправдано при определенных условиях (медицинские показания, изнасилование, тяжелые социальноэкономические условия жизни)
Этнографические нормы складываются стихийно и, как наиболее распространенные повседневные практики, принимают форму обычая. Неофициальный характер этих норм не означает отсутствия карающего воздействия, которое может проявляться в таких формах как осуждение, порицание, избегание, игнорирование тех людей, которые действуют некорректно, вопреки сложившимся социальным ожиданиям - обычаям и традициям обыденной жизнедеятельности людей. Этнографические нормы не являются непосредственным предметом нашего исследования, и в позиционировании соответствующего компонента ментального блока репродуктивной культуры мы опирались на данные, полученные в разных областях науки: социологические (Т.А. Гурко, М.В. Денисенко, Т.А. Долбик-Воробей, Р.И. Зинурова и др.) и демографические исследования (В.Н. Архангельский, А.И. Кузьмин, О.Л. Лебедь, А.В. Носкова, А.Б. Синельников, А.В. Узик и др.), психолого-педагогические исследования (К.Н. Белогай, С.А. Гильманов, Е.И. Лашкова, А.А. Попова, И.А. Сапарова и др.).
Этические нормы относятся к эталонным нормам, т.е. специально созданным в качестве образца для подражания. Этические нормы, призванные регулировать репродуктивное поведение, наиболее спорны и неоднозначны в своем содержании, так как современный мир полон противоречий: наука говорит о кризисе семьи, тем не менее, подавляющее число граждан предпочитают одиночеству семейный образ жизни. Оптимальное с точки зрения государственных интересов количество детей в семье варьирует в зависимости от национальных и географических масштабов: то, что хорошо для
Азии, не подходит Европе; то, что отвечает интересам российского государства (модель 3-4-детной семьи), не воспринимается рядовым российским гражданином как реальная возможность. В повседневной жизни мы видим, как, с одной стороны, быстро развивается индустрия товаров и услуг, нацеленных на семью, ожидающую рождение ребенка, с тем, чтобы сделать питание, одежду, поведение беременных женщин максимально соответствующими их высокой миссии. С другой стороны, совершенствуются контрацептивные технологии и методики искусственного прерывания беременности, набирают силу антидетные настроения, уже породившие собственную идеологию добровольной бездетности - «сЫШгее», последователи которой принципиально не желают иметь детей. Конечно, можно не замечать этих эпатажных граждан, но само наличие явления добровольной бездетности и рост его популярности говорит о серьезном этическом вакууме в мотивационной сфере молодежи, определяющем нежелание становиться родителем, давать жизнь следующему поколению.
Учитывая существующую аномию в сфере репродуктивного поведения человека, мы представляем собственную позицию относительно этических норм репродуктивной культуры (табл. 1).
Формирование ментального ядра репродуктивной культуры происходит не только за счет ценностно-нормативного, но и когнитивно-праксеологического компонента. Этот компонент включает в себя знания и умения, определяющие мотивы репродуктивного поведения (табл. 2).
_________________________________________________Таблица 2
Когнитивно-праксеологический компонент ментального блока репродуктивной культуры
Знания Умения
• демографических закономерностей в развитии общества; • своих прав (правовых норм) в области репродуктивного поведения; • эталонных ориентиров (этических норм), определяющих приемлемость тех или иных репродуктивных стратегий; • биологических и социальных рисков репродуктивного поведения на индивидуальном и общественном уровнях; • биологических закономерностей, определяющих возможность иметь детей; • факторов, подрывающих репродуктивное здоровье; • взаимообусловленности личностного роста и реализации репродуктивного поведения; • закономерных связей между семейным благополучием и наличием детей. • сохранять репродуктивный потенциал (фертильность), поддерживая здоровый образ жизни, • снижать биологические риски, связанные с репродуктивным поведением; • выстраивать конструктивную репродуктивную стратегию, позволяющую максимально успешно сочетать родительские, профессиональные, супружеские и иные социальные роли; • защищать свои репродуктивные права.
Перечисленные ценности, нормы, знания и умения, образующие ментальный блок репродуктивной культуры, играют роль внутреннего «компаса», задающего вектор репродуктивного поведения конкретного индивида в его антинатальном или пронатальном вариантах. Но само наличие и исправность этого компаса зависит от индивидуальных социальнодемографических характеристик, а также социальноэкономических условий жизни: уровня доходов, доступности необходимых услуг (в том числе образовательных), влияния религии и других социальных институтов, определяющих уклад повседневной жизни.
Кроме ментального блока в содержательную модель репродуктивной культуры входят пронатальный и антинаталь-ный блоки, в каждом из которых мы выделяем когнитивно-праксеологический компонент, но уже представленный не общими, а специальными знаниями и умениями, а также материально-вещественную составляющую (рис. 2).
Пронатальный блок включает знания и умения, необходимые в процессе подготовки к рождению ребенка и его первые месяцы жизни, это знания:
• комплекса условий, необходимых для зачатия и бла-
гополучного пренатального развития ребенка;
• особых потребностей женщины в период беременности, родов, лактации; физических и психологических изменений в ее организме и самооценке в связи с ожиданием и рождением ребенка;
• сенсорных возможностей ребенка в период внутриутробного развития и необходимости взаимодействия с ним;
• закономерных изменений в межличностных отношениях брачных партнеров в связи с появлением родительских ролей;
• социальных гарантий в связи с беременностью, родами и уходом за ребенком до 1,5 лет;
• особенностей организации медицинского обслуживания женщин в РФ в связи с беременностью и родами;
• особенностей организации педиатрической службы по месту жительства;
• существующих вспомогательных репродуктивных технологий, нацеленных на преодоление бесплодия,
а также умения:
• физической и психологической подготовки к беременности;
• изменения образа жизни в связи с беременностью, родами, грудным кормлением (поддержание необходимого
Рис. 2. Компоненты содержательных блоков репродуктивной культуры
Ментальный когнитивно-праксеологический компонент
когнитивно-праксеологический материально-вещественный
режима дня, питания, ограничения социальных контактов, физических и психологических нагрузок);
• владеть соответствующими методами пренатального воспитания (гопнотомия, музыкальное, голосовое воздействия и др.);
• превентивное освоение техник (дыхательных, релаксационных), способствующих естественным родам;
• эффективного взаимодействия с брачным партнером и ближайшим окружением в период ожидания ребенка и в процессе его дальнейшего развития;
• эффективного взаимодействия с медицинским персоналом в период беременности, родов, лактации и ухода за ребенком;
• освоение навыков, способствующих установлению и поддержанию лактации;
• освоение физических и психологических навыков, способствующих восстановлению организма женщины в послеродовой период;
• освоение навыков ухода за ребенком младенческого возраста.
Обозначенные знания и умения можно подразделить на тематические подгруппы: социально-правовые, медико-
биологические, психолого-педагогические.
Материально-вещественное наполнение пронатально-го блока сегодня включает разнообразные предметы и средства, ориентированные в качестве потребителя на женщин: одежда, лечебная косметика, фармацевтические средства (витамины и пищевые добавки), средства гигиены для беременных и кормяшдх, специальные ортопедические приспособления -дородовой и послеродовой бандажи, технические средства, стимулирующие лактацию, и т.д.; и детей младенческого возраста: памперсы, одежда специального кроя, детская косметика, бытовое оборудование, детское питание, обеспечивающие надлежащий уход за ребенком.
Антинатальный блок основан на знаниях и умениях, которые направлены на сдерживание фертильности. Это знания:
• основных средств и методов контрацепции (поведенческих, химических, механических, хирургических и гормональных);
• механизмов их действия (в том числе с точки зрения абортивности/неабортивности), степени эффективности, возможных побочных (в том числе неблагоприятных) последствий, объективных (возраст, пол, фертильный статус) и субъек-
тивных (образ жизни, степень сексуальной активности, качество отношений с сексуальным партнером, индивидуальные личностные особенности) ограничений к использованию;
• методов искусственного прерывания беременности, физических и психологических последствий их применения;
• правовых норм, регулирующих правомочность и доступность медицинских услуг, связанных с применение отдельных средств и методов контрацепции (хирургическая стерилизация, ВМС, гормональные контрацептивы), а также производства искусственных абортов;
и умения:
• использовать средства и методы контрацепции в соответствии с собственным возрастом, образом жизни и репродуктивными планами;
• последовательно соблюдать требования и ограничения, обеспечивающие эффективность и безопасность применяемого средства или метода контрацепции;
• умение наладить взаимодействие с сексуальным (брачным) партнером с учетом используемого метода контрацепции.
Материально-вещественное наполнение антинаталь-ного блока складывается из существующих средств контрацепции, к которым относятся, например: механические приспособления, химические и гормональные фармацевтические препараты, приборы для самонаблюдения, используемые женщинами в сочетании с поведенческими методами контрацепции (ритмический метод, метод лактационной аменореи), и т. д.
Представленный комплекс ценностей и норм, а также знаний, умений и материальных средств, объединенных в рамках ментального, пронатального и антинатального блоков, следует рассматривать в качестве содержательной модели современной культуры репродуктивного поведения, сформировавшейся в условиях РФ.
Репродуктивная культура предназначена для грамотного обращения человека с собственной фертильностью, т.е. в центре ее внимания способность половозрелого индивида иметь детей. Если эта способность утрачена в силу разных обстоятельств или возраста, то репродуктивная культура на индивидуальном уровне теряет свою актуальность.
Реальный человек (юноша, девушка) к моменту наступления совершеннолетия и вступления в репродуктивные права, обладает культурой репродуктивного поведения фрагментарно. По мере накопления жизненного опыта, проходя через ошибки, разочарования и даже преступления (аборты), уровень знаний и умений, приоритет ценностей индивида меняются. Учитывая объективную временную и функциональную ограниченность фертильности, в репродуктивном самоопределении как, например, профессиональном самоопределении, молодежи нужна помощь. Усвоение современной культуры репродуктивного поведения при ее информационной емкости и операционально-технологическом разнообразии не возможно без целенаправленного применения социально-
педагогических и социокультурных технологий .
2 Подробнее об этом см.: Беляева, М.А.Основные задачи и направления воспитательной работы в вузе по формированию репродуктивной культуры молодежи // Педагогическое образование и наука. М., 2008. № 6. С. 83-88.
Библиографический список
Беляева, М.А. Репродуктивное поведение человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2010.
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: изд-во «Большая Российская энциклопедия». 2002.
Словарь социального педагога и социального работника / под ред. И.И. Калачевой [и др.]. - Мн.: БелЭн, 2003.
Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей. - М.: Академический проект, 2002.
Лоусон, Т. Социология. А-Я.: Словарь - справочник / Т. Лоусон, Д. Гэррод; пер. с англ. К. С.Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: Изд-во МГУ, 1996.
Статья поступила в редакцию 08.10.10
УДК 373.2.035
Л.А. Дорошук, соискатель ГОУ ВПО «ШГПИ», г. Шадринск, Т: (352 53) 5-28-07
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Предметом исследования является воспитание основ гражданственности у старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования детей. Построение структурно-функциональной модели процесса воспитания основ гражданственности на основе личностнодеятельностного подхода. Создание условий для эффективности работы данной системы.
Ключевые слова: модель, моделирование, система воспитания, личностно-деятельностный подход, компоненты, педагогические условия.
Основными принципами политики в области образования, являются гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Проблема патриотического воспитания очень актуальна. Наблюдается постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государственным и социальным институтам. Поэтому необходимо укрепление системы воспитания патриотизма у современной молодежи.
Патриотическим воспитанием детей должны заниматься не только учреждения дошкольного образования и школа. Большое значение имеет система дополнительного образования, которая основана на таких принципах, как свободный выбор ребенком видов деятельности, ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка, единство обучения, воспитания и развития, практикодеятельностная основа образовательного процесса. Именно дополнительное образование детей, организованное в сфере свободного выбора, способно «незаметно», а значит наиболее эффективно сформировать в ребенке такие гражданские качества личности, как правовая культура, патриотизм, межнациональная толерантность.
С учетом специфики и цели нашего исследования мы построили структурно-функциональную модель системы гражданского воспитания в учреждениях дополнительного образования.
Моделирование - метод исследования объектов на их моделях - аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности [1, с. 146].
«Под моделью, - пишет В.А. Штофф, - подразумевается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [2, с. 19].
Смешанная модель сочетает в себе те или иные признаки других моделей; объединение двух моделей (структурной и
функциональной) принято называть структурно-
функциональной [2, с. 35].
В исследовании нами выбраны системный и личностнодеятельностный подходы. Достижение высокого уровня гражданского самосознания дошкольника может быть осуществлено только при построении воспитательного процесса как целостной системы, т. е. некоего целого, состоящего из взаимосвязанных между собой элементов. При этом законы, принципы и порядок связи этих элементов образуют внутреннюю структуру системы, а характер взаимодействия ее с окружающими условиями - ее функционированием.
Система (от греч. Бу8Іеша) - это множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство [3, с. 66].
С позиций системного подхода дополнительное образование и воспитательная деятельность педагогов рассматривается как целостная система.
Следующий методологический подход, который мы использовали в исследовании - личностно-деятельностный [3].
Основные положения личностно-деятельностного подхода в решении проблемы воспитания основ гражданственности у старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования мы можем сформулировать следующим образом:
1) Основная идея личностно-деятельностного подхода в воспитании связана с деятельностью как средством становления и развития субъектности индивида, удовлетворяющей его потребности в саморазвитии, в самореализации.
2) Непременным условием воспитания основ гражданственности у дошкольника в контексте личностнодеятельностного подхода является опора на его собственные силы, на внутреннюю логику его развития.
3) Воспитательный процесс в аспекте личностнодеятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуаций воспитывающей деятельности.
Обоснуем компоненты модели системы гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста в деятельности УДОД. Любая деятельность имеет цель, средства, результат. Средствами же в широком смысле выступают содержание, формы и методы. Это дает основание говорить о целе-