Научная статья на тему 'Содержательная характеристика готовности студентов к работе в детских центрах'

Содержательная характеристика готовности студентов к работе в детских центрах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ / УРОВНИ / ПОКАЗАТЕЛИ / ДЕТСКИЙ ЦЕНТР / CHILDREN’S CENTER / THE READINESS / COMPONENTS / LEVELS / INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ставринова Наталья Николаевна, Кухаренко Оксана Александровна

В статье отражена содержательная характеристика понятия готовность студентов к работе в детских центрах, выделены четыре компонента готовности педагога к работе в детских центрах: когнитивный, мотивационный, ориентировочный, технологический; определены показатели сформированности каждого компонента готовности и их уровни сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ставринова Наталья Николаевна, Кухаренко Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEANINGFUL CHARACTERISTICS OF THE READINESS OF THE STUDENTS TO WORK IN CHILDREN'S CENTERS

The article reflects the meaningful characteristics of the concept of the students’ readiness to work in children’s centers, four components of the readiness of the teachers to work in children’s centers are distinguished: cognitive, motivational, orientational, technological; the indicators of formation of each components of the readiness and their levels of formation are determined.

Текст научной работы на тему «Содержательная характеристика готовности студентов к работе в детских центрах»

ББК 74 р 30 УДК 378.016

Н.Н. СТАВРИНОВА О.А. КУХАРЕНКО

N.N. STAVRINOVA O.A. KUKHARENKO

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ В ДЕТСКИХ ЦЕНТРАХ

THE MEANINGFUL CHARACTERISTICS OF THE READINESS OF THE STUDENTS TO WORK IN CHILDREN'S CENTERS

В статье отражена содержательная характеристика понятия готовность студентов к работе в детских центрах, выделены четыре компонента готовности педагога к работе в детских центрах: когнитивный, мотивационный, ориентировочный, технологический; определены показатели сформированности каждого компонента готовности и их уровни сформированности.

The article reflects the meaningful characteristics of the concept of the students' readiness to work in children's centers, four components of the readiness of the teachers to work in children's centers are distinguished: cognitive, motivational, ori-entational, technological; the indicators of formation of each components of the readiness and their levels of formation are determined.

Ключевые слова: готовность, компоненты, уровни, показатели, детский центр.

Key words: the readiness, components, levels, indicators, children's center.

В настоящее время исследователи и практические педагоги, занимающиеся вопросами подготовки студентов к работе в детских центрах, отмечают сложность и проблемность современного состояния готовности студентов к такому виду деятельности. Сложность и проблемность заключается в том, что уровень подготовленности не соответствует тем процессам, которые свершаются в нашей стране. Профессиональная готовность не ориентирована на новые принципы и технологии обучения, качественные показатели, что не обеспечивает ее готовность студентов к работе в детских центрах.

В связи с тем, что в настоящее время в Российкой Федерации происходит смена образовательной парадигмы, возникает острая необходимость в ориентации воспитателя, вожатого на использование деятельностной модели организации досуга, образования и воспитания детей и подростков в детских центрах. Этообусловливаетнеобходимостьпереходасистемы подготовки педагогических кадров для работы в детских центрах на реализацию деятельностной модели, ориентированной на зону ближайшего развития будущего специалиста, на решение значимых в рассматриваемом контексте профессиональных задач.

Особое место в этой системе, по нашему мнению, должны занимать вопросы практической организация жизнедеятельности детей и подростков в детских центрах. Следует особо отметить, что число и профильность таких центров в последние годы увеличились, а это, в свою очередь, ещё раз подтверждает актуальность вопросов подготовки специалистов (воспитателей, вожатых, руководителей кружков, объединений и др.), способных грамотно построить работу с временным детским коллективом.

В ходе теоретического анализа мы констатировали, что последнее десятилетие XX века характеризовалось рядом негативных явлений в области организации работы детских центров. Среди них наиболее существенными, на наш взгляд, являются привлечение к работе с детьми и подростками неподготовленных людей, а также лишение представителей регионов возможности отправлять своих специалистов на стажировку в центры, имеющие богатый опыт работы («Артек», «Орленок», «Океан» и др.).

Обозначенные моменты требуют пересмотра подходов в решении актуальных задач подготовки и переподготовки специалистов к работе с детьми и подростками в современных детских центрах, уточнения структуры и содержания их готовности к рассматриваемой деятельности, а также способов формирования различных компонентов этой готовности. Сказанное требует уточнения наших научных позиций относительно обозначенных педагогических категорий, прежде всего, понятия «готовность» к работе с детьми и подростками в современных детских центрах.

В научной литературе нами выявлены различные подходы к толкованию понятия «готовность» человека к деятельности вообще и к профессиональной деятельности в частности, которые нашли отражение в научных трудах Н.К. Шабанова, Э.Н. Вайнера, С.Н. Горбушиной, И.Д. Зверева, В.И. Ясвина и других ученых.

Особо значимой для нашего исследования явилось мнение В.П. Зинчен-ко, Б.Г. Мещерякова, считающих, что «готовность к действию - это состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий» [1, с. 102].

И.А. Зимняя определяет «готовность» как компетентность человека проявлять свое отношение к важным жизненным показателям, процессам; отношение человека к себе как к субъекту деятельности и общения; как к субъекту собственной деятельности (всему этому характеристикам человек учится сам) [2, с. 34-42].

Н.Ю. Клеменко понятие «готовность» представляет как емкое, сложное содержание, интегрирующее профессиональные, социально-педагогические, социально-психологические, правовые и другие характеристики. В общем виде, в его понимании, готовность - это совокупность способностей, качеств, свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере [3, с. 22-28].

Готовность к какому-либо виду педагогического труда разными исследователями также трактуется по-разному: как «целенаправленный комплекс качеств, знаний, практических навыков и умений, отношений, состояний» [5, с. 30]; как «достаточно хорошая развитость тех качеств (физических, интеллектуальных, психологических и т.д.), которые необходимы при ее выполнении» [6].

Как отмечено выше, в рамках нашего исследования решалась задача уточнения понятия «готовность педагога к работе в детских центрах». Мы определили, что, рассматривая понятие «готовность», педагоги предполагали наличие у студентов профессиональных свойств и качеств, в которых отражается степень усвоения ими социального опыта, направленного на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья воспитанников, организации досуго-вой деятельности и способности пользоваться этим опытом в профессиональной деятельности. Данная позиция не отражает полного содержания понятия.

В своём исследовании мы основывались на результатах исследований В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.С. Лазарева, Н.Н. Ставриновой, которые определяют готовность педагога к работе в детских центрах как особую функ-

циональную систему психики и связанную с ней целостную совокупность качеств человека, обеспечивающую ему возможность быть эффективным субъектом этой деятельности.

Исходя из леонтьевской модели деятельности, нами на основании положений, выдвинутых названными учёными, выделено четыре группы таких качеств - компонентов готовности педагога к работе в детских центрах: когнитивный, мотивационный, ориентировочный, технологический.

Уровень общей готовности студентов вуза к работе в детских центрах определяется нами как совокупность уровней сформированности ее компонентов.

Когнитивный компонент готовности студентов рассматривается нами как совокупность знаний и понятий, которые необходимы педагогу, чтобы ставить и решать образовательные, воспитательные и оздоровительные, профессиональные задачи в детских центрах.

Уточняя содержательную характеристику каждого компонента, мы пришли к выводу, что показателями сформированности когнитивной готовности к работе в детских центрах могут служить:

- понимание философских, педагогических, психологических принципов организации досуга, оздоровления воспитанников в детских центрах;

- знание законодательных основ деятельности детских центров;

- знание особенностей организации отдыха детей в детских центрах;

- знание мер по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев в детских центрах;

- знание задач, содержания, способов организации деятельности детских центров в организационный, основной и заключительный периоды смены;

- знание методов педагогического исследования детского коллектива и особенностей ребёнка в детских центрах;

- знание технологии проектирования деятельности временных объединений в детских центрах.

Мотивационный компонент готовности - это смысл профессиональной деятельности в детских центрах для студента, причем если участие в этой деятельности воспринимается им как значимое, привлекательное для себя, то это означает его готовность к деятельности в детских центрах с точки зрения ценностной ориентации.

Показателями сформированности мотивационной готовности студентов вуза к работе в детских центрах служат:

- интерес к освоению новых способов деятельности в детских центрах;

- понимание смысла профессиональной деятельности в детских центрах;

- восприятие работы в детском центре как значимой, привлекательной для себя;

- активность участия во внеучебной деятельности и деятельности молодежных организаций, направленных на работу с детьми и детскими коллективами, во время обучения в вузе;

- активность в саморазвитии, стремление узнать и освоить больше, чем предлагают учебные программы в контексте осваиваемой деятельности;

- стремление участвовать в выездных практических мероприятиях с детьми и подростками;

- интерес к разработке и реализации проектов, направленных на улучшение пространства развития для воспитанников в детских центров;

- активное, заинтересованное участие в обсуждениях результатов реализации проектов, направленных на улучшение пространства развития для воспитанников детских центров;

- настойчивость в преодолении затруднений при работе с детьми и подростками.

Ориентировочный компонент готовности - это совокупность умений, обеспечивающих выявление потребности в каких-то знаниях, обеспечивающих успешность работы в детском центре и построение образа того, как оно может быть получено в существующих условиях. Данный компонент определяет состав деятельности воспитателя, вожатого детского центра, цели и способы этой деятельности.

Показателями сформированности ориентировочного компонента готовности студента к работе в детском центре служат:

- умение спрогнозировать логику развития коллектива в соответствии с логикой развития смены в детских центрах;

- умение спроецировать основные способы взаимодействия с детьми и подростками в летних детских центрах;

- умение прогнозировать трудности и проблемы в деятельности детского коллектива;

- умение соотносить задачи и содержание деятельности коллектива в организационный период смены детского центра;

- умение соотносить задачи, содержание и технологии деятельности детских центров в основной период смены;

- умение спланировать основные виды и формы деятельности в детских центрах в соответствии с этапами развития смены;

- умение планировать деятельность в детских центрах, определяя структуру действий отдыхающих детей и студентов;

- умение определять адекватные методы выполнения действий в детских центрах;

- умение оценивать качество программ и проектов, направленных на улучшение пространства развития воспитанников в детских центрах.

Технологический компонент готовности к работе в детских центрах представляет собой совокупность умений субъекта выполнять действия, необходимые для работы в детских центрах и направленные на решение конкретной профессиональной задачи. Отличительной особенностью данного компонента являются умения применять на практике знания о формах, методах и приемах, используемых в детских центрах, изучения детского коллектива, способах взаимодействия со всеми субъектами этой деятельности.

Показателями технологической готовности служат умения применять основные способы планирования, организации, проведения и оценки результативности воспитательных, оздоровительных и образовательных мероприятий, регулирования и контроля реализации программ и проектов, изучения динамики развития временного детского коллектива.

Рассмотрев содержательное наполнение всех компонентов готовности студентов к работе в детских центрах, остановимся на характеристике уровней их сформированности. Прежде всего, уточним, что все названные выше компоненты готовности студентов к работе в детских центрах определяются нами по четырехуровневой шкале.

Высокий уровень когнитивной готовности имеет студент, знающий и понимающий суть задач и содержания, особенностей форм деятельности детских центров в организационный, основной и заключительный периоды сме-

ны. Студент прочно усвоил законодательные основы деятельности детских центров, особенности организации оздоровления, досуга, развития и воспитания детей разных возрастных категорий в детских центрах, меры по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев, методы педагогического исследования детского коллектива и личности ребёнка, технологии проектирования деятельности временных объединений в детских центрах; понимает философские и педагогические принципы организации детского отдыха.

При среднем уровне когнитивной готовности к работе в детских центрах студент достаточно информирован о задачах, содержании и формах организации деятельности воспитанников детских центров в организационный, основной и заключительный периоды смены, особенностях организации оздоровления, досуга, развития и воспитания детей разных возрастных категорий в детских центрах. Умеет реализовывать большинство форм организации детского отдыха в детских центрах, но делает это не всегда самостоятельно, нуждается в поддержке наставника, внешней стимуляции.

При низком уровне сформированности когнитивного компонента готовности к работе в детских центрах студент слабо понимает и осознает задачи, содержание деятельности педагога детского центра в организационный, основной и заключительный периоды смены. Непрочно и его понимание законодательных основ деятельности детских центров, мер по профилактике детского травматизма, способов предупреждения несчастных случаев. Студентом поверхностно усвоены многие понятия, факты, закономерности, которые достаточны только для организации элементарных форм деятельности детей в детских центрах. Он имеет знания, достаточные, чтобы применять на практике некоторые наиболее простые методы изучения временного детского коллектива и особенностей каждого ребёнка, не может самостоятельно определить и применить технологии проектирования деятельности временных объединений в детских центрах, не понимает философские, педагогические и психологические принципы организации детского досуга, оздоровления и развития.

При не сформированности когнитивного компонента готовности к деятельности в детских центрах студент не понимает особенностей задач и содержания деятельности педагога в организационный, основной и заключительный периоды смены детского центра, не владеет законодательными основами организации деятельности детских центров, мерами по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми. Он имеет знания совершенно не достаточные для организации простейших форм деятельности воспитанников в детском центре, не владеет методами изучения детского коллектива и особенностей каждого ребёнка в детском центре.

При высоком уровне мотивационной готовности студент с интересом относится к освоению способов деятельности в детских центрах, принимает активное участие во внеучебной деятельности и деятельности молодежных организаций, направленных на работу с детьми и детскими коллективами, во время обучения в вузе. Он проявляет активность в саморазвитии, стремление узнать и освоить больше, чем предлагают учебные программы, т.к. считает это необходимым для своей дальнейшей профессиональной деятельности. Студент стремится участвовать в выездных практических мероприятиях с детьми и подростками, проявляет интерес к разработке и реализации проектов, направленных на улучшение пространства развития воспитанников детских центров, активно и заинтересованно участвует в обсуждении результатов реализации проектов, направленных на преобразование названного пространства, проявляет настойчивость в преодолении затруднений при работе с детьми и подростками.

При среднем уровне мотивационной готовности к работе в детских центрах студент с интересом относится к освоению способов деятельности в детских центрах, активно участвует во внеучебной деятельности и деятельности молодежных организаций, направленных на работу с детьми и детскими коллективами, во время обучения в вузе. Однако делает он это не регулярно, не целенаправленно, ему требуются внешняя поддержка и стимуляция. Не стабильно занимается саморазвитием в рассматриваемом нами аспекте, не всегда стремится узнать и освоить больше, чем предлагают учебные программы в рамках рассматриваемой нами деятельности. Может участвовать в выездных практических мероприятиях с детьми и подростками, проявляет интерес к разработке и реализации проектов, направленных на преобразование развивающей среды детских центров, но без особого проявления активности. Без интереса участвует в обсуждениях результатов реализации проектов, направленных на преобразование развивающего и воспитывающего пространства детского центр. Не проявляет должной настойчивости в преодолении затруднений при работе с детьми и подростками, анализе их причин.

При слабой мотивационной готовности к работе в детских центрах студент с небольшим интересом относится к освоению различных способов деятельности в детских центрах, но не проявляет активности во внеучебной деятельности и деятельности молодежных организаций с детьми и детскими коллективами во время обучения в вузе. Не стремится участвовать в выездных практических мероприятиях с детьми и подростками, не инициативен при разработке и реализации проектов, направленных на преобразование развивающей среды детских центров, не активно и совершенно не заинтересованно участвует в обсуждении результатов реализации проектов, направленных на создание развивающего, воспитывающего и оздоравливающего пространства детских центров. Не проявляет должной настойчивости в преодолении затруднений при работе с детьми и подростками.

При не сформированной мотивационной готовности студент не проявляет интерес к освоению способов деятельности в детских центрах. Совершенно не проявляет активности во внеучебной деятельности и деятельности молодежных организаций с детьми и детскими коллективами. Устраняется от уча-стияввыездныхпрактическихмероприятияхсдетьмииподростками,непроявляет интерес к разработке и реализации проектов, направленных на улучшение среды развития детских центров. Не участвует в обсуждении результатов реализации проектов, направленных на создание развивающего, воспитывающего и оздоравливающего пространства детских центров, не пытается проявлять настойчивость в преодолении затруднений при работе с детьми и подростками, не задумывается об их причинах.

Студент с высоким уровнем ориентировочной готовности прогнозирует логику развития временного детского коллектива в соответствии с логикой развития смены в детских центрах, корректно использует информацию об основных типах летних детских центров при разработке программ и проектов по организации оздоровления, досуга, развития и воспитания детей; умеет прогнозировать трудности и проблемы в решении обозначенных задач, развитии детского коллектива. Соотносит задачи и содержание деятельности коллектива в организационный, основной и заключительный периоды смены детского центра, соотносит основные виды и формы деятельности в детских центрах в соответствии с этапами развития смены. Планирует деятельность в детских центрах, обусловливая структуру действий детей, определяет адекватные методы выполнения действий в детских центрах, оценивает качество программ и проектов, направленных на создание развивающего, воспитывающего и оздоравливающего пространства детских центров.

При среднем уровне ориентировочной готовности к работе в детских центрах студент прогнозирует логику развития временного детского коллектива в соответствии с логикой развития смены в детских центрах, умеет прогнозировать трудности и проблемы в деятельности детского коллектива, умеет, но в сложных случаях испытывает затруднения и не справляется. В большинстве случаев испытывает затруднения в соотношении задач и содержания деятельности коллектива в организационный, основной и заключительный периоды смены детского центра, в большинстве случаев демонстрирует умение планировать деятельность детей и подростков в детских центрах, определяя структуру и содержание деятельности отдыхающих детей и подростков, определяет методы выполнения действий в детских центрах, но не всегда верно. Испытывает затруднения при качественной оценке программ и проектов, направленных на создание и улучшение единого пространства развития для воспитанников детского центра.

При низком уровне ориентировочной готовности к работе в детских центрах студент не может спрогнозировать логику развития временного детского коллектива в соответствии с логикой развития смены в детских центрах, прогнозирует отдельные, чаще несущественные трудности в деятельности детского коллектива. Испытывает сложности в соотношении задач и содержания деятельности коллектива в различные периоды смены детского центра. Студент не может спланировать и организовать деятельность воспитанников в детских центрах, определить структуру и содержание деятельности отдыхающих детей и подростков. Он не самостоятелен в выборе адекватных способов организации детской и своей деятельности в детских центрах, испытывает существенные затруднения при качественной оценке программ и проектов, направленных на создание и улучшение развивающего, воспитывающего и оздо-равливающего пространства детских центров.

При не сформированной ориентировочной готовности к работе в детских центрах студент совершенно не прогнозирует логику развития временного детского коллектива, не может соотнести её с логикой развития смены в детском центре, обозначает второстепенные проблемы и трудности, которые могут возникнуть в деятельности и развитии временного детского коллектива, не соотносит на практике по степени сложности задачи и содержание деятельности временного детского коллектива в различные периоды смены детского центра. Студент не может спланировать и организовать деятельность воспитанников в детских центрах, определить структуру и содержание деятельности отдыхающих детей и подростков. Не может определить и отобрать адекватные возрасту отдыхающих способы организации деятельности в детских центрах, не умеет проводить качественную оценку программ и проектов, направленных на создание и улучшение развивающего, воспитывающего и оздоравливающего пространства детских центров.

При высокой технологической готовности студент умеет применять основные способы организации воспитательных, оздоровительных, развивающих и обучающих мероприятий, успешно реализует умения планировать, организовывать, регулировать и контролировать процесс реализации программ и проектов. Студент грамотно применяет методы и методики изучения детского коллектива, в соответствии с имеющимися условиями использует все современные способы взаимодействия с детьми и подростками в детских центрах.

При средней технологической готовности к работе в детских центрах студент умеет применять только часть известных ему способов организации воспитательных, оздоровительных, развивающих и обучающих мероприятий.

В целом умеет планировать, организовывать, регулировать и контролировать процесс реализации программ и проектов, но не проявляет при этом самостоятельности и активности. Студент применяет общеизвестные методы и методики изучения детского коллектива, но не уверенно, не все результаты правильно интерпретирует. В соответствии с ситуацией применяет большинство из известных ему современных способов взаимодействия с детьми и подростками в детских центрах.

При низкой технологической готовности к работе в детских центрах студент умеет применять в соответствии с имеющимися условиями элементарные методы организации деятельности в детских центрах.

При не сформированной технологической готовности к работе в детских центрах студент не умеет применять в соответствии с имеющимися условиями методы, необходимые ему для работы в детских центрах, хотя может знать о них.

Обобщая изложенное выше, уточним, что готовность студентов к работе в детских центрах рассматривается нами как особая функциональная система психики и связанная с ней целостная совокупность качеств человека, которая обеспечивает ему возможность быть субъектом этой деятельности.

В ходе теоретического исследования выделено четыре компонента готовности студента к работе в детских центрах: когнитивный, мотивационный, ориентировочный, технологический; дана их содержательная характеристика и охарактеризованы уровни сформированности каждого названного компонента готовности к работе в детских центрах.

Результаты проведенного теоретического анализа содержательной наполняемости компонентов изучаемой нами готовности позволяют приступить к разработке новой системы подготовки студентов вуза к работе с детьми и подростками в современных детских центрах. Задуманная система будет основана на положениях деятельностной теории обучения и позволит целенаправленно, планомерно, комплексно формировать все рассмотренные выше компоненты.

Литература

1. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. -М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

3. Клеменко, Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы [Текст] / Н.Ю. Клеменко // Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 22-28.

4. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М.: Наука и жизнь, 2000. - 246 с.

5. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

6. Психология развития. Словарь [Текст] / под ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - Т. 1. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.