результаты исследования
Суммарная концентрация нитритов и нитратов в плазме крови у больных I, II и контрольной групп составила 146,4 ± 13,3, 182,1 ± 9,4 и 241,3 ± 27,4 мкмоль/л соответственно (р < 0,05). У пациентов с ИИ продукция NO оказалась ниже почти в 2 раза по сравнению с контролем. Сниженная концентрация Ц в крови пациентов с ИИ по сравнению с контрольной группой (14,5 ± 4,84 и 29,7 ± 4,15 ммоль/л соответственно; р < 0,05) косвенно подтвердила нарушение эндогенной продукции NO. Процесс десквамации эндотелия оказался наиболее выражен у пациентов I группы по сравнению со II и контрольной группами
— 14,7 ± 2,9, 6,8 ± 0,7 и 3,6 ± 1,4 клеток соответственно (р < 0,05).
С помощью факторного анализа нам удалось найти показатель, достоверно отражающий функцию эндотелия в целом. Суммарная концентрация нитритов и нитратов, содержание Ц в плазме крови и количество ДЭ статистически достоверно формировали один действующий фактор, который мы определили как «интегральный показатель эндотелиальной дисфункции» (ИПЭД). Вклад этих показателей в результирующий фактор оказался примерно одинаков (Factor Score Coefficients —0,37, —0,39 и 0,37 соответственно).
Правомерность включения именно этих составляющих в ИПЭД можно объяснить следующими предпосылками: NO является важнейшим эндотелиальным медиатором, и его продукция при развитии патологического процесса нарушается в первую очередь; содержание Ц в плазме крови отражает активность NO-синтазы и подтверждает эндогенное происхождение NO; десквамация эндотелиоцитов является конечным этапом нарушения функционирования эндотелия сосудов.
Полученный нами ИПЭД составил в I, II и контрольной группах, соответственно, —0,96 ± 0,29, 0,14 ± 0,09 и 1,25 ± 0,31 усл. ед. (р < 0,005). Если принять значение ИПЭД в контрольной группе за условную норму (колебания от 0,94 до 1,56), то у пациентов с АГ он выходит за пределы нормы, приближаясь к 0, но все же остается положительным. При развитии инсульта ИПЭД достоверно снижается и становится отрицательным. Таким образом, интегральная оценка функции эндотелия показывает, что у больных АГ наблюдается дисфункция эндотелия, но она компенсирована; тогда как у пациентов с ИИ происходит декомпенсация системы «NO — эндотелий».
выводы
При неосложненной артериальной гипертонии наблюдается дисфункция эндотелия, но она компенсирована, а развитие ишемического инсульта на фоне артериальной гипертонии сопровождается декомпенсацией системы «NO — эндотелий».
Определен «интегральный показатель эндотелиальной дисфункции», достоверно отражающий функцию эндотелия в целом. Этот показатель в равной степени формируют концентрация метаболитов оксида азота, цитруллина и количество десквамированных эндотелиоцитов.
Учитывая активное участие эндотелиальных механизмов в патогенезе острых нарушений мозгового кровообращения, перспективным является широкое использование препаратов, способных корригировать эндотелиальную дисфункцию не только для лечения, но и для профилактики церебральных осложнений артериальной гипертонии.
Т.М. Караваева, Б.С. Хышиктуев, Е.В. Фалько
содержание жирных кислот с короткой цепью в сыворотке крови и эпидермисе при псориазе
ГОУ ВПО «Читинская государственная академия Росздрава» (Чита)
Псориаз — тяжелое хроническое заболевание с преимущественным поражением кожного покрова. Его распространенность составляет 1—2 % в мире, что в абсолютных цифрах приравнивается к 132 млн. человек. Данная патология представляет серьезную проблему дерматологии ввиду отсутствия эффективных методов лечения, роста тяжело протекающих форм, ведущих к инвалидизации и социальной дизадаптации больных.
В настоящее время проводятся многочисленные исследования относительно этого дерматоза, однако большинство вопросов относительно этиологии, патогенеза, а соответственно, и терапии остаются открытыми.
Известно, что в основе псориазоформной реакции лежит повреждение процессов деления, пролиферации и апоптоза кератиноцитов, что придает особую значимость молекулярному уровню изучения патологических изменений. Результаты работ отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о нарушениях различных видов метаболизма, в том числе и липидного. Исследования преимущественно были направлены на поиск альтераций со стороны фракций фосфолипидов, триацилглицеролов,
холестерола, липопротеинов, процессов перекисного окисления липидов в различных биологических объектах.
В последние годы внимание ученых привлекают короткоцепочечные (летучие) жирные кислоты (КЖК) как биологически активные вещества, регулирующие многие биохимические и физиологические процессы в организме, что представляет интерес при псориазе — заболевании, имеющем мультифак-ториальную природу.
Цель исследования: изучить динамику количественных сдвигов в спектре короткоцепочечных жирных кислот в сыворотке крови и роговом слое эпидермиса патологических и видимо здоровых участков кожи у пациентов в различные периоды течения псориатической болезни.
материалы и методы
Обследовано 38 больных (24 мужчины и 14 женщин) в возрасте 18 — 40 лет с распространенной формой псориаза в период обострения, в прогрессирующую стадию, и 13 пациентов в период ремиссии, имеющих «дежурные бляшки» и ранее входивших в первую группу.
В контрольную группу вошел 21 практически здоровый волонтер в соотношении, сопоставимом по полу и возрасту с группой больных.
Методом газожидкостной хроматографии в сыворотке крови и эпидермисе были определены: С2
— уксусная, С3 — пропионовая, С4 — масляная, isoС4 — изомасляная, С5 — валериановая, С6 — капроновая кислоты. Статистическую значимость различий значений показателей в сопоставимых группах оценивали по критерию Стьюдента.
результаты исследования
В сыворотке крови лиц контрольной группы преобладали уксусная, пропионовая, масляная кислоты, на долю которых приходилось 80 %, наибольший вклад в пул КЖК вносила С2 (60 %). Данное соотношение несколько изменилось в крови больных в фазу прогрессирования, где их сумма (С2, С3, С4) уменьшалась до 71,4 %, а доля ацетата — до 46,8 %. В ремиссию цифры указанных показателей составляли 75,5 % и 50,2 % соответственно.
Общее количество всех КЖК в стадию обострения в сыворотке страдающих псориатической болезнью незначительно снижалось (на 9,2 %; р = 0,03) относительно контроля с сохранением картины изменений данного параметра во время затухания процесса.
Колебания в спектре летучих жирных кислот в данном биологическом субстрате носили разнонаправленный характер: в период манифестации уменьшались цифры ацетата, пропионата более чем на 20 %, и увеличивались таковые изобутирата, валериата и капроната. Наибольший рост значений — на 40,7 % (р < 0,001) — был присущ для изомасляной кислоты. Статистически значимых различий по величинам масляной кислоты не регистрировалось. В ремиссию подобная динамика изменений продолжала наблюдаться со стороны показателей С2, С3, числа isoС4, С5, С6 достоверно снижались, но не достигали уровня таковых у здоровых, а ранее неизменный параметр С4 становился ниже на 16,7 % (р < 0,001).
Сдвиги в роговом слое эпидермиса у обследуемых пациентов носили следующий характер: в обеих клинических группах, как и в контрольной, превалирующим был ацетат, намного меньше приходилось на долю пропионата, концентрация каждой из других кислот составляла менее 1 нМоль/мг.
Сумма изучаемых соединений в эпидермисе патологических участков в прогрессирующую стадию была ниже на 51,3 % (р < 0,001), а в регрессирующую — на 44,7 % (р < 0,001), по сравнению с контролем. В образцах визуально неизмененной кожи пул КЖК при обострении также уменьшался на 28,0 % (р = 0,003), но с разрешением процесса данный показатель возвращался к величине, свойственной здоровым.
Дефицит КЖК в первой клинической группе как в пораженных, так и в интактных участках эпидермиса в большей степени возникал из-за снижения уровня ацетата, хотя в процентном отношении наиболее существенный вклад вносил капронат: в папулах — на 72,2 % (р < 0,001) и в непораженных зонах — на 66,6 % (р < 0,001). Вместе с тем С6 явилась кислотой, которая претерпела доминирующую положительную динамику в патологических очагах после проведенной терапии, однако так и не приобрела величину числа, отражающего параметр, выявленный у лиц, не страдающих дерматозом. В видимо непораженном эпидермисе в стадию ремиссии наблюдалось возвращение к контрольным цифрам показателей С2, С3, С4, на фоне ранее неотмечавшегося роста содержания isoС4, С5 на 32,0 % (р < 0,001) и 22,0 % (р = 0,03) соответственно с сохранением низкой концентрации капроната. Следует подчеркнуть, что статистически значимые низкие цифры всех кислот были характерны для псориатических бляшек, по сравнению с интактными участками кожи, независимо от периода заболевания.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что течение псориаза сопровождается изменениями в спектре жирных кислот с короткой цепью, проявляющимися снижением их концентрации в период обострения как на системном (за счет С2, С3), так и на локальном уровнях, наиболее выраженными в роговом слое визуально пораженного эпидермиса. В период депрессии основного процесса полного восстановления выявленных нарушений не происходит, хотя некоторая положительная динамика наблюдается, главным образом, со стороны интактной кожи.