КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ЙОДА В ПРИРОДНЫХ ВОДАХ БУРМАКИНСКОГО РАЙОНА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОЧАГИ УВЕЛИЧЕНИЯ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ У НАСЕЛЕНИЯ
Доцент В. А. Флоринский Из Ивановского медицинского института
По данным Ярославской областной противозобной комиссии, Бурмакинский район, который сейчас вошел в состав Некрасовского района, не стоял в ряду наиболее пораженных эндемическим зобом. До проведения противозобных мероприятий в р'айоне при поголовно-выборочном обследовании 7075 жителей 8 сельских Советов увеличение щитовидной железы I—II степени установлено у 617 человек, истинный зоб (III—V степени) — у 32 жителей (0,45%). При этом следует отметить, что обследование проводилось местными медицинскими работниками, главным образом фельдшерами и медицинскими сестрами.
Обследовано население 27 деревень и сел. При этом установлено, что в 12 населенных пунктах на юге (Пружининский и Сеньковский сельские Советы) и на севере района (Редюкинский и Никольский сельские Советы) увеличение щитовидной железы у населения не встречается вовсе или отмечено в незначительном проценте — I—II степени менее 3%.
В то же время при обследовании населения центральных и западных сельских Советов — Бурмакинского, Троицкого, Кувакинского, Митинского — отмечены деревни, где увеличение щитовидной железы I—V степени зарегистрировано у 20—50% жителей. К таким населенным пунктам относятся: село Кувакино — 36%, деревня Баранов» Кувакинского сельского Совета — 45%, деревня Орлицы — 20% и деревня Копорье — 45% Бурмакинского сельского Совета, деревня Иваньково — 58% и деревня Каурце-во — 23% Троицкого сельского Совета и т. д. В некоторых селениях из числа указанных зоб III—V степени встречается очень часто (например, в деревне Копорье у 17% жителей), что может говорить о значительной тяжести эндемии (О. В. Николаев).
Таким образом, кажущееся благополучие Бурмакинского района в отношении по-раженности населения зобом не совсем соответствует действительности. Видимо, на территории района также встречаются очаги зобной эндемии.
В 1959 г. мы закончили составление йодной карты Бурмакинского района, положив в основу оконтуривания показанных на карте участков территории содержание йода в грунтовых водах обследованной местности.
Для составления картограммы даже одного района потребовались бы сотни анализов природных вод на содержание йода, если бы не учитывалась его миграция с поверхностными и подземными водами и способность почв удерживать и накапливать йод. Характер почв, их геоструктура, рельеф местности, гидрологические и другие условия являются косвенными показателями для характеристики местности по йодному балансу (А. П. Виноградов, В. В. Ковальский, Я. В. Пейве, Н. Н. Иванова и др.).
Для составления картограммы нами обследованы санитарно-гигиеническое состояние и условия водоснабжения более 50 селений в районе, проведено 8 физико-химических анализов природных вод и 17 анализов воды из различных водоисточников на содержание йода, использованы почвенные, гидрологические данные и описания рельефа местности. Так, зная площадь водосбора реки Туношенки в Бурмакинском районе с ее притоками (реки Кисьма и Шакша), учитывая, что почвы на данной площади не способны активно задерживать йод, имея данные, о том, что воды рек Туношенки, Кисьмы, Шакши содержат йода от 1 до 2 у/л, мы можем оконтурить всю площадь водосбора указанных рек как местность, где имеются от 1 до 2 у/л йода. Для этого потребуется всего 5—8 анализов воды из рек Туношенки, Кисьмы, Шакши. Если бы данные почвоведения и гидрологии были другие, возможно, потребовалось бы другое количество анализов и из других водоисточников. Поэтому отбор проб для анализа должен быть строго целенаправлен. Необходимо, чтобы сам исследователь проводил это важное для достоверности получаемых результатов дело. Использование сведений по почвоведению, геологии, топографии, гидрологии и т. д. до отбора проб значительно облегчает задачу составления йодной картограммы и делает ее более достоверной. Наш опыт составления йодных картограмм Петровского, Гаврилов-Ямского, Ростов-
ского, Ярославского и Некрасовского районов Ярославской области также подтверждает все отмеченное выше. Имеет значение поледовательность получения сведений об отдельных территориях. Так, для составления йодной картограммы указанных районов Ярославской области нам потребовалось провести около сотни анализов воды на содержание йода, а для составления йодной картограммы Бурмакинского района мы ограничились всего 17 анализами, использовав сведения о территориях районов, пограничных с Бурмакинским.
По содержанию йода наиболее богатыми оказались воды из села Пружинино — 4,1 у/л, реки Солонины у деревни Малые Выходы — 4,43—5 у/л, реки Сороки—2,1 у/л. Совершенно недостаточное количество йода содержат воды из деревни Бараново Ку-вакинского сельского Совета — 0,85 у/л, реки Туношенки у деревни Орлицы Бурмакинского сельского Совета — 1,04 у/л и ряд других водоисточников. На рисунке приведена картограмма содержания йода в природных водах Бурмакинского района.
УЧ-УУУУ^Р
ташоб т
ЧРеоюкир!.
¡шщ
урмат
Трушимн^,
Костромская волость
„ттш Гранс/1(и I - областей
Границы районов
о /г/л
До 3 к/л
\-:==ЩДо4Г/л ШИШ вьше 4 г/л 1 | Выше 70у/л
40°40'
Картограмма содержания йода в природных водах Бурмакинского района Ярославской области и очаги увеличения щитовидной железы у населения.
При общем обзоре картограммы района видно, что большая часть территории находится в зоне нерезко выраженной йодной недостаточности (образцы анализированных вод содержат менее 2 у/л йода).
Встречаются местности, значительно обедненные йодом, — Троицкий, Кувакинский, Бурмакинский сельские Советы. Почвы здесь значительно оподзоленные, грунтовые воды стоят высоко. Созданы условия для вымывания йода из почвы. Он уносится с поверхностными и грунтовыми водами в реки Нерехту, Туношенку и Кисьму, а также в их притоки, что, видимо, и привело с течением времени к обеднению йодом указанной территории района.
Достаточное количество йода отмечено в северо-восточной части района (Редю-кинский и Никольский сельские Советы). Местность здесь более высокая, сухая, почвы значительно менее оподзолены.
Санитарно-гигиенические условия жизни и водоснабжения большинства жителей Бурмакинского района примерно одинаковы. Исключение составляют некоторые селения Бурмакинского сельского Совета, где имеются крайне плохие условия водоснабжения — пьют воду из непроточных прудов. В настоящее время принимаются меры к улучшению водоснабжения указанных селений за счет бурения глубоких скважин.
В питании населения этого района преобладают местные продукты, количество йода в которых зависит от его содержания в природе данной местности (В. И. Вернадский, А. П. Виноградов и др.).
Исходя из приведенной картограммы, можно сделать вывод, что местные продукты питания в ряде сельских Советов Бурмакинского района также содержат недостаточное количество йода, что ведет к недостаточному поступлению йода в организм.
Недостаток йода в природе, как это видно из приведенной картограммы, выражен в районе неодинаково. Вероятно, этим обстоятельством объясняется наличие в
некоторых населенных пунктах очагов эндемического увеличения щитовидной железы у населения. Эти очаги находятся в тех местах, где содержится недостаточное количество йода в природе. Отклонений от этого правила в Бурмакинском районе нами не обнаружено, хотя они и могут быть, как это показывают наши данные по Ростовскому и Гаврилов-Ямскому району. Такие отклонения получаются в том случае, когда в питании населения основную роль играют привозные продукты из районов, богатых йодом.
В результате проведенных обследований по изучению заболеваемости населения эндемическим зобом и содержания йода в природе района были предложены мероприятия по борьбе с указанным заболеванием. В числе их было налажено снабжение населения йодированной солью, поставлен вопрос об улучшении водоснабжения населения наиболее пораженных зобом сельских Советов и т. д. В настоящее время всеми этими вопросами занимается областная противозобная комиссия и областной противо-зобный диспансер. В результате выездов работников противозобного диспансера для обследования населения и получения новых данных о заболеваемости зобом на территории бывшего Бурмакинского района поступают сведения об уменьшении процента увеличения щитовидной железы у населения Бурмакинского, Троицкого, Кувакинского, Митинского сельских Советов, население которых было наиболее поражено зобом. Эти сведения говорят о том, что борьба с зобом в Ярославской области организована лравильно.
ЛИТЕРАТУРА
Вернадский В. И. Биогеохимические очерки. М.—Л., 1940. — Виноградов А. П. Изв. АН СССР. Серия геогр. и геофиз., 1946, т. 10, № 4, стр. 341. — Виноградов А. П. (ред.) Геохимия редких и рассеянных химических элементов в лочвах. М., 1950. -— Ковальский В. В. Новые направления и задачи биологической химии сельскохозяйственных животных в связи с изучением биогеохимических провинций. М., 1957. — Николаев О. В. Эндемический (местный) зоб. М., 1955. — Ф л о-ринский В. А. Труды межобластной научно-практической конференции по проблеме зоба. Иваново, 1958, стр. 54. — О н ж е. Пробл. эндокринол. и гормонотер., 1959, № 6, стр. 93.
Поступила 1/ХП 1960 г.
САНИТАРНЫЙ РЕЖИМ РЕКИ ВОЛГИ НИЖЕ ПЛОТИНЫ ВОЛЖСКОЙ ГЭС ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА
Младший научный сотрудник А. Г. Марковская
Из Куйбышевского научно-исследовательского института эпидемиологии, микробиологии и гигиены
Заполнение Куйбышевского водохранилища в паводок 1957 г. и начало регулирования стока воды после пуска Волжской ГЭС на полную мощность (ноябрь 1957 г.) значительно изменили гидрологический и санитарный режим Волги на участке ниже плотины. В 1958—1960 гг. мы изучали изменения в санитарном режиме Волги в районе Куйбышева, расположенного по левому берегу реки, в 80 км ниже плотины.
Целью исследования являлось выяснение влияния нового гидрологического режима реки на ее санитарный режим, от которого в значительной степени зависят условия жизни населения большого города, широко использующего водоем. Для наблюдения был выбран створ, расположенный выше города в дачной местности. В 3 точках створа ежемесячно брали пробы воды, определяли качество ее по органо-лептическим, физико-химическим и бактериологическим показателям. Всего взято 250 проб воды. В том же створе гидрометеорологическая станция вела наблюдения за гидрологическим режимом реки, данными которых мы воспользовались в нашей работе.
Дополнительно для получения сравнительной характеристики Волги до и после зарегулирования был проанализирован материал многолетних (с 1950 по 1959 г.) фи-зико-химических и бактериологических анализов воды Куйбышевской насосно-фильтро-вальной станции (НФС), проводимых в том же створе.
Продолжительность весеннего половодья около Куйбышева до перекрытия Волги составляла 85 дней (по многолетним данным), а в 1958—1960 гг. — соответственно 60, 45 и 34 дня. Изменилось соотношение периодов развития и спада весеннего половодья. До образования водохранилища и начала регулирования стока воды развитие паводка до высшего уровня занимало около 20 дней, а спад воды продолжался 65 дней. В 1958—1960 гг. период развития паводка был почти в 2 раза больше времени спада воды до меженных уровней. Продолжительность последнего колебалась от 20 до