бенностей у женщин входящих в ту или иную группу, проанализировав которые, можно будет быстрее и эффективнее начать коррекционную работу с пациенткой (женщиной, находящейся на стадии беременности).
Литература
1. Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. - СПб.: СОТИС, 2001. - 320 с.
2. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18-27.
3. Русалов В.М., Рудина Л.М. Индивидуально-психологические особенности женщин с осложненной беременностью // Психологический журнал, 2003 г., том 24, № 6, стр. 16-26.
4. Филиппова Г.Г. Мотивационная основа материнского поведения: филогенетический аспект // Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве. М., 1995.
5. Филиппова Г. Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ): Докт. дис. М., 2001.
6. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
7. Kreisler L. L'enfant du desordre psychosomatique. Toulouse: Private, 1981.
Г.А. Магомедов
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТА К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Ключевые слова: содержание воспитания, профилактическая работа, готовность, трудный подросток.
Традиционно выделяются следующие элементы внеаудиторной работы: функции и основные принципы внеаудиторной работы, ее содержание, формы и методы, организация и планирование, критерии оценки результатов. В подготовке студентов к профилактической и коррекционной работе с трудными детьми внеаудиторной работе нами отводилась, прежде всего, роль психологической подготовки. Предполагалось формирование устойчивого положительного отношения, пробуждения или углубления интереса к социально-педагогическим проблемам детей и подростков, а также пополнение знаний студентов в этой области, овладение навыками самостоятельной исследовательской работы, раскрытие педагогических способностей студентов, воспитание их общественной и познавательной активности. Отмеченные функции внеаудиторной работы действуют через принципы, лежащие в ее основе.
Наиболее общим принципом, определяющим специфику внеаудиторной работы, является органическая связь между учебной и внеучебной работой студентов. Внеаудиторная работа должна быть логически связана с учебным процессом и являться его про-
© Магомедов Г.А., 2013
должением. Основополагающим принципом является также профессиональная направленность внеаудиторной работы, т.е. убежденность студента в общественной значимости профессии учителя, интерес к педагогической деятельности, желание дальнейшей работы по избранной специальности. Важным принципом занятий со студентами во внеурочное время является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий.
Большое значение имеет преемственность и постепенное усложнение содержания и форм внеаудиторной работы по педагогике, охват ею студентов с первого по выпускной курсы. Содержание внеаудиторной работы определяется ее назначением и основными принципами и сводится к расширению знаний в области социальной педагогики, формированию умений в области социального воспитания и овладению методами психолого-педагогической диагностики. С учетом всего вышеизложенного была организована работа студенческой проблемной группы «Трудный подросток».
В начале организационного периода со студентами была проведена вводная беседа. Студентам объяснили, с какой целью организуется проблемная группа «Трудный подросток», какого рода работа предстоит ее членам. Работа проблемной группы строилась на принципе добровольности, однако вначале выразили желание участвовать в ее деятельности почти все студенты экспериментальной группы (92%). В дальнейшем по разным причинам отсеялось еще некоторое количество студентов, но основная часть экспериментальной группы (79%) работала в составе проблемной группы на протяжении всех лет обучения.
В начальный, организационный период собрания проблемной группы проводились каждую неделю, в дальнейшем члены группы два раза в месяц собирались на занятия и еженедельно работали на объектах. В самом начале работы проблемной группы мы столкнулись с недостаточной подготовленностью студентов не только к волонтерской деятельности, но и к самостоятельной поисковой и исследовательской работе, низким уровнем сформированности у них умений и навыков самостоятельной работы. На этом этапе со студентами проводились занятия в библиотеке, где им объясняли, как работать с каталогом, учили отбирать литературу по избранной теме. Студенты учились делать выписки, составлять конспекты, тезисы, знакомились с методами научно-педагогического исследования, учились извлекать из книг необходимую информацию по определенным вопросам, реферировать источники, анализировать информацию, составлять библиографию и обзоры по заданной теме. В дальнейшем студенты не раз подчеркивали, что эти первые навыки самостоятельной работы оказали им неоценимую помощь в занятиях по всем учебным дисциплинам.
Однако основной целью работы проблемной группы было не формирование навыков и умений научно-исследовательской работы, а формирование и пробуждение интереса к проблемам «трудных» детей и подростков. Данный этап опытно-экспериментальной работы связан с формированием деятельностно-практического компонента педагогической подготовки студентов к превентивной и коррекционной работе с «трудными» детьми. В каждом конкретном случае мы имеем неповторимое сочетание черт, качеств, свойств личности и мотивов ее общественно опасного поведения. Но в каждой индивидуальности всегда есть что-то общее, типичное, определяющее факт отклонения от социальной нормы. Знание этого общего и типичного в духовном мире несовершеннолетнего может оказать помощь воспитателю. Влияя на эмоциональную, волевую, рациональную стороны духовного мира подростка, нужно помнить, что основа его положительных черт - это правильно сформированное мировоззрение. Именно в подростковом и юношеском возрасте складываются в виде системы более или менее устойчивые представления об
окружающем мире, об общественных требованиях, выраженных в правовых и моральных нормах. Молодой человек, освоивший эти нормы, становится последовательным в выборе положительных целей и планов, сознательно противопоставляя свои поступки, свой образ мыслей и усвоенную систему ценностей чуждым обществу представлениям, взглядам и действиям, он сможет лучше разобраться в сложных жизненных ситуациях, увидеть общественную значимость своих поступков и никогда не преступать рамок, установленных общественными нормами [1;2;3]. Студенты стремились максимально учитывать индивидуальные особенности каждого подростка, на этой основе строили индивидуальную реабилитационную программу.
Социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка. Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов.
Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. При построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с подростками девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения.
1. Опора на положительные качества несовершеннолетнего. Необходимо следовать путем создания для него «ситуации успеха», уметь найти положительное в поведении подростка, строить согласно этому деятельность социального педагога.
2. Формирование будущих жизненных устремлений. Имея, как правило, хроническую неуспеваемость в школе, подростки часто «отчаиваются», не верят в свои силы, не видят будущего. Для такого подростка важно дальнейшее профессиональное самоопределение, и в этом случае помощь социального педагога вместе с психологом направлена на определение его будущей профессии, выбор соответствующего интересам и возможностям подростка учебного заведения и трудоустройство.
3. Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей трудовой судьбой, необходимо включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом детей. Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные подростки самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.
4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. В силу отсутствия у дезадаптированных подростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому действию. Терпение и выдержка - главные помощники педагогу в работе с такими детьми. Кроме этого необходима работа с семьей с целью установле-
ния значимых взаимоотношений между ребенком и родителями, которая предполагает: диагностику педагогических позиций семьи; индивидуальное консультирование; включение родителей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребенком.
Других подходов требует ребенок, который находится в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным поведением подростка. Зачастую такое поведение представляет собой реакцию подростка на проблемную, неразрешимую для него ситуацию [2]. В работе с данной категорией детей используются: экстренная диагностика эмоционального состояния; выявление причин данной проблемы; обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями; работа над формированием позитивной «Я-концепции».
Полученные результаты позволили утвердиться в правильности выдвинутой гипотезы о влиянии содержания внеаудиторной подготовки студентов на профилактическую работу с трудными подростками.
Литература
1. Атаниязова, Т.В. Педагогические условия профилактики социальной дизадаптации подростков из неблагополучных семей: Дис.канд.пед.наук. - Москва, 2001. - 183.
2. Бровко, Е.И. Психолого-акмеологические и педагогические особенности профилактики и коррекции делинквентного поведения юношей допризывного возраста: Дис.канд.пед.наук. - Москва, 2004. - 166с.
3. Колобов, Б.А. Педагогические условия профилактики девиантного поведения у воспитанников детско-юношеской спортивной школы: Дис.канд.пед.наук. - Кострома, 2011. - 146с.
М.В. Маркина
ОБРЕМЕНЕНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ РЕНТОЙ
Ключевые слова: жилое помещение, рента, плательщик ренты, получатель ренты, залог, обременение.
Дом, квартира, другое имущество могут быть отчуждены лицу, которое взамен этого обязуется обеспечивать бывшему собственнику этого имущества денежное или иное материальное содержание (ренту).
Согласно статье 583 ГК РФ [3] по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме. По договору ренты допускается установление обязанности выплачивать ренту бессрочно (постоянная рента) или на срок жизни получателя ренты (пожизненная рента). Пожизненная рента может быть установлена на условиях пожизненного содержания гражданина с иждивением. При передаче под выплату ренты
© Маркина М.В., 2013