Innovative Academy Research Support Center IF = 7.899 www.in-academy.uz
ARTICLE INFO
CONTENT, CONDITIONS AND CRITERIA FOR MORAL PREPARATION OF STUDENTS FOR PROFESSIONAL
ACTIVITIES Utebaeva A.
English teacher Nukus Pedagogical Institute named after Ajiniyaz https://doi.org/10.5281/zenodo.14513666
ABSTRACT
Received: 11th December 2024 Accepted: 17th December 2024 Online: 18th December 2024
KEYWORDS Moral preparation, ethical consciousness, self-education, structural components of an integral characteristic,
motivational-value attitude, rules of cultural behavior, pedagogical situation.
This article discusses the content, conditions and criteria for the moral preparation of students for professional activities. And also the ways of formation of students' moral readiness, orientation of self-education in the educational and extracurricular process are studied. The structural components of the readiness of teachers for the moral education of students are formulated.
СОДЕРЖАНИЕ, УСЛОВИЯ И КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Утебаева А.
Педагог английского языка Нукусский педагогический институт имени Ажинияза https://doi.org/10.5281/zenodo.14513666
ARTICLE INFO
ABSTRACT
Received: 11th December 2024 Accepted: 17th December 2024 Online: 18th December 2024
KEYWORDS Нравственная подготовка, этическое сознание,
самовоспитание, структурные компоненты интегральной характеристики, мотивационно-ценностное отношение, правила
культурного поведение,
педагогическая ситуация.
В данной статье рассматриваются содержание, условия и критерий нравственной подготовки студентов к профессиональной деятельности. А также изучаются пути формирования нравственной готовности студентов,
ориентировки самовоспитанию в учебном и вне учебном процессе. Сформулированы структурные компоненты готовности педагогов к нравственному воспитанию студентов.
Innovative Academy Research Support Center IF = 7.899 www.in-academy.uz
На основе теоретического понимания сущности и структуры нравственной подготовки, будущих педагогов, условно выделены основные направления и содержание опытной работы:
- развитие профессионально - этического сознания будущих педагогов на основе целенаправленного формирования положительной мотивации, расширения и углубления объёма этико - педагогических знаний;
- воспитание у студентов устойчивого мотивационно - ценностного отношения к нравственному воспитанию;
- формирование у них соответствующих педагогических умений и навыков.
Методологическая и этическая готовность будущего педагога к нравственному
самовоспитанию характеризуется необходимым объёмом знаний: знание сущности и содержания этических категорий, наличие необходимого объёма общественно -политических знаний, необходимых для нравственного самосовершенствования студентов, потребности в самообразовании по данному вопросу, сформированность профессионально значимых личностных качеств: мировоззрения, осознания общественного долга, гражданской активности и важности нравственной пропаганды на современном этапе развития общества, знание методологических основ нравственного воспитания.
Научно - методическая готовность будущего педагога к осуществлению нравственного самосовершенствования характеризуется знанием: логики и этапов развития процесса усвоения нравственных норм; сущности, содержания и задач нравственного самовоспитания; содержания нравственных норм, необходимых для усвоения; индивидуальных особенностей нравственного развития; основных путей, способов и методов деформирования нравственного сознания, нравственных чувств и опыта нравственного поведения.
Практическая готовность педагога к работе по нравственному воспитанию учащихся колледжей, школ обусловлена наличием сформированности у них необходимых умений - формировать нравственное сознание, чувства, качества личности, опыт нравственного поведения.
Формирование нравственного самосознания студентов обеспечивается: умением выявить уровень сформированности нравственных представлений и понятий выделить нравственный аспект в изучаемом материале, раскрыть ценностное содержание изучаемых нравственных понятий, добиваться усвоения нравственных понятий, дать нравственную оценку.
Известно, что в любой стране формирование личности осуществляется под влиянием системы социальных связей. Эффективность воспитания обеспечивается приобщениям студентов к нравственному опыту.
Педагогическая целесообразность деятельность студентов определяется не только интересами воспитателей/предподователей, но также потребностями самих воспитуемых, уровнем их возможностей.
Именно поэтому в нашем исследовании ведущая роль в формировании нравственной воспитании и подготовки профессиональной деятельности отведена организатору деятельности. Чтобы приблизиться к пониманию этого процесса нужно
Innovative Academy Research Support Center IF = 7.899 www.in-academy.uz
анализировать полученный материал в нескольких аспектах. Сопоставление особенностей нравственности у студентов трех групп даёт возможность проследить общую тенденцию его развития. Углубленное изучение индивидуальных структурных особенностей мотивационной среды студентов помогает обнаружить разнообразие нравственных идеалов, выделить несколько этапов их формирования, установить значимость, влияние на личность различных жизненных условий.
Для осуществления задуманного необходимо последовательно решить следующие конкретные задачи:
1. Сплочение студентов общими нравственно оправданными интересами, способными пересилить групповые интересы;
2. Создание в группе актива, который явился бы организаторам новых мероприятий;
3. Воспитание у каждого ответственного отношения к учебному и общественному полезному труду.
В поисках общих дел способных объединить всех студентов нужно учитывать преобладающие групповые интересы.
Рещающее значение на наш взгляд имеет следующее:
- Соотношение нравственных сил в группе;
- Отношение обшественного мнения к учебному и обшественно-полезному деятельности;
- Преобладающие устремление студентов;
- Основной критерий ценности личности в данном группе;
- Мера самостоятельности студентов в решении жизненно важных вопросов;
- Способность актива смело решить и бороться за торжество нравственно оправданных взглядов и убеждений в среде.
Учитывая значимость перечисленных факторов нужно придавать им большое значение при выявлении уровня зрелости изучаемого материала. Педагогический «диагноз» (выявление уровня воспитанности) дает возможность судить о целесообразности предшествующей воспитательной работы и определить ее дальнейшие направление.
В процессе анализа опыта работы различных групповых руководителей нами создавалась гипотеза определившая совокупность объективных требований к системе работы по формированию намеченного нравственного убеждения студентов в подготовке профессиональной деятельности.
Формирование нравственных чувств требует реализации таких умений как: умение направить своё внимание на эмоционально - нравственную сторону изучаемого материала; отобрать материал для самовоспитания нравственных чувств; применять разнообразные средства, формы и методы для пробуждения нравственных переживаний; создавать педагогические ситуации для воспитания у студентов нравственных чувств, качеств личности и соответствующих поступков и поведения, умение управлять им.
Формирование опыта нравственного поведения определяется следующей группой умений: выявить уровень нравственного развития у студентов, задать
é
Ws,
References:
1. Иванова, Т. А. Этика профессиональной деятельности. — М.: Издательство "Профессионал", 2020.
2. Смирнов, А. В. Психология нравственного развития личности. — СПб: Издательство "Наука", 2018.
3. Фролова, Н. Б. Профессиональная этика в образовательной сфере. — М.: Просвещение, 2019..
4. Абдуллаев Ю. Бушуй - Иностранный язык в современном мире. Ташкент, 2000 йил.
5. Азизходжаев Н.Н. Педогогическая технология и педогогическое мастерство. Ташкент, 2005 год.
6. Ищмухаммедова Р, ва бошкалар-Таьлимда инновацион-технологиялар. Ташкент. 2008 год.
7. Петрова, Л. В. Нравственная подготовка студентов: Теория и практика. — Екатеринбург: Издательство УРФУ, 2021.