ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И СОПРЯЖЕННОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 13-15 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
В.В. КОНОВАЛОВ,
Московский государственный областной университет,
г. Москва
Аннотация
В статье рассматривается проблема технической подготовки юных легкоатлетов 13-15 лет, специализирующихся в беге на 800-1500 м.
Дается обоснование эффективности используемых средств технической подготовки сопряженно с развитием специальных координационных способностей юных спортсменов.
Ключевые слова: юные легкоатлеты, техническая подготовка, координационные способности, специально-подготовительные и специально-беговые
упражнения.
Abstract
In article the problem of technical training of young athletes of 13-15 years specializing in run on 800-1500 m is considered. Justification of efficiency of used means of technical training is given is interfaced to development of special coordination abilities of young athletes.
Key words: young athletes, technical training, coordination abilities, special and preparatory and special and running exercises.
Специальные координационные способности легкоатлетов лежат в основе проявления различных характеристик двигательных действий, которые обеспечивают эффективную и рациональную технику выполнения соревновательного упражнения [2].
Одним из необходимых условий, стоящих перед юными легкоатлетами, специализирующиеся в беге на средние дистанции (800-1500 м), является приобретение такой координационной базы, которая позволила бы более эффективно выполнять технические действия на высокой скорости и создавала бы дополнительный двигательный потенциал для успешного освоения профессионально-прикладных действий [1, 3].
Следует констатировать, что координационные способности развиваются прежде всего в условиях осуществления той двигательной деятельности, в которой она наиболее точно проявляется. Применение специализированных упражнений в процессе подготовки формирует соответствующие и наиболее значимые координационные способности у спортсменов, создает предпосылки для более эффективного выполнения сложных двигательных действий и качественного освоения техники движений [4].
Цель исследования - обосновать эффективность содержания технической подготовки и сопряженного развития специальных координационных способностей юных легкоатлетов 13-15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции 800-1500 м.
Методы исследования
Анализ специальной и научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, контрольно-педагогические испытания (тесты), педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Организация исследования
В исследовании приняли участие две группы юных легкоатлетов 13-15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции (800-1500 м): контрольная и экспериментальная, по 20 чел. в каждой. В обеих группах занятия проводились 5 раз в неделю по 2 ч. В контрольной группе обучение проводилось по обычной методике, предусмотренной программой ДЮСШ. Основной особенностью учебно-тренировочных занятий в экспериментальной группе в отличие от контрольной являлось то, что в них содержались уп-
ражнения, направленные не только на повышение функциональных возможностей, но и на сопряженное развитие специальных координационных способностей и совершенствование технической подготовленности спортсменов.
Результаты исследования
Анализ результатов контрольно-педагогических испытаний показал, что у юных легкоатлетов 13-15 лет, специализирующихся в беге на 800-1500 м, отмечаются достаточно низкие показатели уровня развития координационных способностей и техники бега, что негативно отражается на достижении высоких спортивных результатов в соревновательном упражнении.
Результаты анализа табл. 1 свидетельствуют, что на достижение высоких спортивных результатов в соревновательном упражнении существенно влияет уровень координационной подготовленности спортсменов. Данный факт позволяет констатировать, что в процессе технической подготовки необходимо широ-
ко использовать средства тренировки, направленные на развитие специальных координационных способностей.
Для повышения технической подготовленности юных бегунов на средние дистанции в основной части занятия применялись специально-подготовительные и специально-беговые упражнения технической подготовки и сопряженно развивающие координационные и кондиционные способности юных спортсменов. Чаще всего нами использовались подводящие и специально-беговые упражнения, ускорения из различных исходных положений. Особое место уделялось барьерной подготовке. Количество этих упражнений в одном тренировочном занятии составляло в среднем 5-6 упражнений.
Эффективность внедрения в тренировочный процесс специализированных средств технической подготовки сопряженно с развитием координационных способностей юных бегунов 13-15 лет на средние дистанции 8001500 м проверялась по контрольным забегам на дистанциях 400, 600 и 1000 м (табл. 2).
Таблица 1
Взаимосвязь координационных способностей с соревновательными результатами юных легкоатлетов,
специализирующихся в беге на 800 и 1500 м
№ п/п Название теста Коэффициент корреляции Уровень зависимости
1. Челночный бег 3x10 (с) 0,883 высокий
2. Три кувырка вперед (с) 0,632 средний
3. Метание теннисного мяча на дальность (сед ноги врозь) (м) -0, 457 слабый
4. Броски мяча в цель, стоя к ней спиной (м) -0,567 слабый
5. Бег к пронумерованным мячам (с) 0,812 высокий
6. Маятник бросок - цель 0,493 слабый
7. Упражнение маятник - реакция 0,367 слабый
8. Упражнение реакция - мяч 0,834 высокий
9. Балансировка на гимнастической скамейке 0,875 высокий
10. Перешагивание через гимнастическую палку -0,726 средний
Результаты контрольных забегов (М + m)
Дистанция, м (с) Группа Р
Контрольная Экспериментальная
400 60,2 ± 0,5 57,3 ± 0,54 < 0,05
600 131,3 ± 1,3 127,8 ± 1,8 < 0,05
1000 178,3 ± 7,6 166,6 ± 6,5 < 0,05
Таблица 2 Таким образом, анализируя результаты контрольных
забегов на 400, 600 и 1000 м, можно констатировать, что проведенный педагогический эксперимент доказал эффективность предложенной методики в экспериментальной группе юных бегунов на 800-1500 м, которая способствует не только оптимизации техники бега, но и улучшению спортивного результата.
Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что для повышения спортивного результата и уровня технической подготовленности юных бегунов на средние дистанции необходимо в тренировочном процессе использовать широкий спектр специализированных средств беговой подготовки сопряженно с развитием координационных способностей.
С*)
Выявленные специальные координационные способности обеспечивают эффективность бега на средние дистанции. Они отражают точность, способность к согласованию и перестроению двигательных действий, чувство времени, темп движений, способность к расслаблению мышц, динамическое равновесие.
Разработанная методика технической подготовки бегунов на средние дистанции, основным компонентом которой является сопряженное развитие специальных координационных способностей, апробирована в педагогическом эксперименте и дала положительные результаты.
Литература
1. Врублевский Е.П. Теоретические и методические основы индивидуализации тренировочного процесса легкоатлетов: учеб. пособие / Е.П. Врублевский, О.М. Мирзоев. - М.: РГУФК, 2006. - 100 с.
2. Жилкин А.И. Легкая атлетика: учеб. пособие / А.И. Жилкин, В.С. Сидорчук, В.С. Кузьмин. - М.: Академия, 2003. - 464 с.
3. Легкая атлетика: учебник / под общ. ред. Н.Н. Чес-нокова, В.Г. Никитушкина. - М.: Физическая культура, 2010. - 448 с.
4. Павлова О.И. Педагогическая технология управления содержанием и структурой многолетней подготовки юных спортсменов в беговых видах легкой атлетики: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О.И. Павлова. - М., 2005. - 46 с.
References
1. Vrublevsky E.P. Theoretical and methodical bases of an individualization of training process in athletes: learning manual / E.P. Vrublevsky, O.M. Mirzoev. - M: RGUFK, 2006. - 100 p.
2. Zhilkin A.I. Track and field athletics: learning manual / A.I. Zhilkin, V.S. Sidorchuk, V.S. Kuzmin. - M.: Academy, 2003. - 464 p.
3. Track and field athletics: textbook / under a general
edition of N.N. Chesnokov, V.G. Nikitushkin. - M.: Physical culture, 2010. - 448 p.
4. Pavlova O.I. Pedagogical technology of management of the contents and structure of long-term preparation of young athletes in running kinds of track and field athletics: autoref. of thesis of dr. of pedagogic sciences / O.I. Pavlova. - M., 2005. - 46 p.