Научная статья на тему 'Содержание социальной компетентности будущих педагогов сельских общеобразовательных учреждений'

Содержание социальной компетентности будущих педагогов сельских общеобразовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
716
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE NOTION AND STRUCTURE OF SOCIAL COMPETENCE / SOCIAL COMPETENCE MONITORING IN THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкарева Т. Г.

В статье анализируются основные модели подготовки учителя для малокомплектных школ в условиях педагогического колледжа, спецификой которых является ориентация на формирование социальной компетентности будущего педагога данного типа образовательного учреждения. Характеризуется понятие социальной компетентности, технологии ее формирования, мониторинг эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пушкарева Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF SOCIAL COMPETENCE IN TRAINING TEACHERS FOR RURAL UNGRADED GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article analyses major models necessary for ungraded school teacher training in the context of the pedagogical school, the specific feature of which is that the models are focused on social competence development of a future teacher in such educational institutions. The article defines the notion of social competence, techniques for its development and efficiency monitoring.

Текст научной работы на тему «Содержание социальной компетентности будущих педагогов сельских общеобразовательных учреждений»

УДК 371.2; 371.64/.69

Т. Г. Пушкарева

СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СЕЛЬСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье анализируются основные модели подготовки учителя для малокомплектных школ в условиях педагогического колледжа, спецификой которых является ориентация на формирование социальной компетентности будущего педагога данного типа образовательного учреждения. Характеризуется понятие социальной компетентности, технологии ее формирования, мониторинг эффективности.

Ключевые слова: понятие, структура социальной компетентности, мониторинг социальной компетентности в условиях среднего профессионального педагогического образования.

Одним из направлений формирования кадрового обеспечения является подготовка кадров для работы в сельских школах. Большинство образовательных учреждений (ОУ) Томской области относятся к числу малокомплектных (МКШ), малочисленных (МЧШ), отдаленных (ОСШ) сельских школ, что обусловило задачу подготовки кадров для данного вида ОУ.

С 2004 г. на базе ОГОУ «Томский государственный педагогический колледж» (ТГПК) ведется подготовка учителей для работы в малокомплектных школах в рамках специальности «преподавание в начальных классах» дополнительной подготовки «Преподавание в МКШ». Срок обучения 2 года 10 месяцев. В рамках эксперимента была разработана образовательная программа, частью которой является учебный план (см. табл. 1). В учебном плане дополнительной подготовки «Преподавание в МКШ» все предметы разделены на две большие группы: психолого-педагогического и методического характера. Психолого-педагогическую направленность имеют курсы «Малокомплектные школы как педагогическая система», «Технология преподавания в разновозрастных группах (РВГ)», «Формирование содержания образования на основе межпредметных связей», «Теория и методика предш-кольного образования» и др. Вторая группа дисциплин связана с методиками преподавания в разновозрастных группах на основе комплексного обучения по курсам математики (1-6-е классы), русского языка и литературы (1-9-е классы). Формирование содержания образования в ТГПК происходит на основе модульной системы. Все содержание образования разделено на группы: лекции, консультации, ау -диторные, самостоятельные и домашние работы. Формирование такого содержания образования заставляет педагога работать в системе интерактивных практико-ориентированных технологий, направленных на формирование реальных профессиональных педагогических компетентностей.

В процессе эксперимента главной составляющей стал процесс формирования социальных компетентностей у будущих педагогов сельских школ.

Дадим определение выделяемых компетентностей.

Под социально-психологической компетентностью (сошре1ет - соответствующий, способный) понимают [4] способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально-психологической компетентности входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.

В научной литературе имеется множество определений социальной компетентности. Выделяется два основных определения данного понятия: когнитивный и гуманистический. В основе когнитивного подхода лежит способность живого организма осуществлять взаимодействие с окружающей средой, позволяющей ему поддерживать собственный статус и развитие. Гуманистический подход предполагает акцентирование внимания на личностные свойства и мотивационные составляющие индивида. Отсюда вытекает следующее положение: понятие социальной компетентности не имеет четкого определения ни как ключевая, ни как педагогическая (профессиональная) компетентность.

Рассмотрим некоторые определения социальной компетентности различных авторов.

1. В. Н. Куницына рассматривает социальную компетентность как систему знаний о социальной действительности и о себе, систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру, действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.

2. Немецкие психологи У Пфингстен и Р. Хинтч понимают под социальной компетентностю владение когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных си-

Таблица 1

Модуль учебного плана. Специальность 050709 «преподавание в начальных классах», дополнительная подготовка «Преподавание в МКШ».

Квалификация специалиста «учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области преподавания в малокомплектной школе»

Индекс ДПП Наименование дисциплин Распределение по семестрам Количество контрольных работ Максимальная нагрузка Самостоятельная нагрузка студентов Обязательные учебные занятия, ч Распределение обязательных учебных занятий по курсам и семестрам

ны а з к & курсовые работы в е чеа з Всего В том числе 1 курс 2 курс 3 курс

занятий на уроках лаб., практ. занятий 1 сем. 19 недель 2 сем. 19 недель 3 сем. 18 недель 4 сем. 17 недель 5 сем. 18 недель 6 сем. 14 недель

01 МКШ как педагогическая система 1 49 її 38 3S 2/ 3S

02 Технология преподавания в РВР 1 49 її 38 3S 2/3S

0З Формирование содержания образования в МКШ на основе межпредметных связей 1 ЗУ 9 2S 2S 2/28

04 Теория и методика предшкольного образования 1 ЗУ 9 2S 2S 2/28

05 Русский язык с методикой преподавания в основной МКШ і 2 З 1б0 ЗУ 123 123 2/3S i/is 1/1У 2/Зб 1/14

0б Литература с методикой преподавания в основной МКШ 2 2 151 З5 11б 11б i/is 2/34 2/Зб 2/28

0У Математика с методикой преподавания в МКШ 2 2 1У1 40 131 131 2/Зб 1/1У 2/Зб 3/42

Итого б 11 б54 152 502 502 2/3S 4/Уб 4/У2 4/б8 б/108 10/140

туациях ведут к долгосрочному благоприятному соотнесению положительных и отрицательных следствий.

3. В работах А. Голфрида и Р. Дзуриллы социальная компетентность понимается как способность индивида эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается.

4. Г. Зилгер трактует социальную компетентность как повседневную эффективность индивида во взаимодействии со своим окружением.

5. По Г. Форду социальная компетентность может быть рассмотрена как достижение соответствующих социальных целей в специфических социальных условиях с использованием соответствующих средств, достигая при этом положительных сдвигов в развитии.

6. С. Уотер и Р. Сроуф определяют социальную компетентность как способность использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы с целью достижения хороших результатов в развитии [3].

7. Представители Евросоюза трактовали социальную компетентность как способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать ре-

шение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества.

8. В работах А. Г. Асмолова, Г. У Солдатовой социальная компетентность понимается как динамичная развивающаяся характеристика личности, которая включает в себя набор когнитивных, социальных и эмоциональных навыков, необходимых для успешной адаптации к школьной среде в соответствии с требованиями возрастного этапа.

9. По Е. И. Фастовой социальная компетентность выступает в качестве интегративной характеристики личности, т. е. такого новообразования в структуре личности, которое позволяет ей продуктивно реализовывать свои функции, проявлять свою человеческую субъективность, быть успешной в различных ситуациях жизнедеятельности в контексте социальной ситуации развития и одновременно развивать способность личности к диалогическому взаимодействию с собой и окружающим миром. При этом диалогичность рационального и иррационального, социального и индивидуального, саморазвития и взаимодействия с социумом, интроверсии - обращенности внутрь себя и

экстраверсии - открытости к влиянию извне, личностных мотивов и социальных ценностей будет являться определяющей характеристикой социальной компетентности.

Таким образом, видно, что социальная компетентность относительно любого определения является более широким понятием, чем социально-психологическая и социально-политическая компетенции.

Анализируя приведенные выше определения и сопоставляя их, под социальной компетентностью будем понимать способность личности в принятии соответствующих социальных целей в специфических социальных условиях с использованием соответствующих ресурсов социального окружения и личностных ресурсов индивида.

Таким образом, социальная компетентность адекватна совокупности понятий личностного дифференциала (т. е. личностным ресурсам индивида), социальной активности (в рамках использования ресурсов социального окружения) и целеполагания (способности достижения социальных целей в специфических социальных условиях).

Как и определение социальной компетентности, вопрос о ее структуре является дискуссионным вопросом, несмотря на значительный интерес многих исследователей к этой теме. Так, Х. Шредер и М. Форверг считают, что структуру социальной компетентности пронизывают четыре свойства: 1) коммуникабельность - коммуникативный потенциал личности; 2) решимость на создание отношений - готовность к общению; 3) влиятельность -свойство, охватывающее способность внушения (сила влияния); 4) «Я-концепция» - познавательно эмоциональный образ, ядром которого является самоуважение.

В предложенной структуре готовность к общению можно рассматривать как одну из составляющих коммуникативной компетентности. Влиятельность, на наш взгляд, не является существенной характеристикой социальной компетенции. Так как ее уровень свидетельствует о том, насколько человек способен занимать руководящие позиции. Однако для того чтобы комфортно существовать в обществе, необязательно владеть этим качеством. Осознание себя как личности, умение оценить реальные свои возможности, то есть выделить свой личный потенциал, является очень важной составляющей развития личности в обществе.

Р. Ульрих разработал концепцию, в которой сформулировано семь характеристик социально компетентного человека. По мнению этого исследователя, социально компетентный человек обладает следующими способностями: принимать решения относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований; забывать

блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность, представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом, правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права, анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение, представлять, как с учетом конкретных обстоятельств и времени вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования; отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других.

Способности принимать решения относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований и забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность можно отнести к качествам «Я-концепции». Пункты «принимать решения относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований» и «представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом» относятся к умению личности ставить цели и достигать их.

Способности человека «анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение», представлять, как с учетом конкретных обстоятельств и времени вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования», можно отнести к блоку умений человека использовать ресурсы общества, то есть таких качеств, как социальная мобильность, активность. Способность «отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других» дублирует пункт «правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права и представлять, как с учетом конкретных обстоятельств и времени вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования».

Так как если человек взвешивает и учитывает права других людей и ведет себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования, то он уже не может быть агрессивен по отношению к другим людям. То есть можно говорить о том, что выделенные данным автором способности можно группировать по трем блокам: способности, относящиеся к целеполаганию; способности, относящиеся к социальной активности и мобильности; способности, относящиеся к «Я-концепции», то

есть к личностному потенциалу человека. Однако включенные в эту структуру способности не описывают полностью понятие социальной компетентности.

Если рассмотреть компетенции по Дж. Ровену, то их условно можно разделить на пять блоков [5].

Блок 1. Компетентность, связанная со способностью брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений, ставить цели и планировать результат, анализировать, корректировать. Цель -средства - результат.

Блок 2. Компетентность, связанная с наличием личностного дифференциала человека, качеств личности, способствующих формированию социальной компетентности.

Блок 3. Компетентность, связанная с социальной мобильностью, активностью человека.

Блок 4. Компетентность, связанная с общением.

Блок 5. Компетентность, связанная с жизнью в обществе.

Основываясь на определении социальной компетентности, сформированной выше, можно говорить о том, что умения, выделенные Дж. Ровеном и помещенные нами в блоки 1-3, можно рассматривать как составляющие умения, способности или компетенции социальной компетентности. Тогда как компетентность, связанную с общением, необходимо внести в коммуникативную компетентность.

В 1992 г. в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе» появилось понятие «ключевые компетенции». Впоследствии были определены пять ключевых компетенций, которые можно дифференцировать по блокам: «изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело и адаптироваться». Одной из них является социальная компетентность, которая определяется Советом Европы как способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества.

То есть можно говорить о том, что в определении, данном Советом Европы, можно выделить два существенных блока:

- компетентность, связанная со способностью брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений и регулировать конфликты;

- компетентность, связанная с жизнью в многокультурном обществе, включающая в себя понимание различий между культурами, уважение и способность жить с людьми других культур.

Однако в этой структуре не учтены ни потенциал личности, который, безусловно, оказывает влияние на формирование любой из компетентностей, в

том числе и социальной, не определены способности целеполагания.

Рассмотрим работы современных российских исследователей. В. Н. Куницына считает, что в структуру социальной компетентности необходимо включить: коммуникативную и вербальную компетентность, социально-психологическую компетентность; межличностную ориентацию; эго-компетентность; социальную компетентность. В этой структуре остается открытым вопрос о том, что автор включает в структуру социальной компетентности саму эту компетентность. Таком образом, нет четкой разбивки социальной компетентности на компетенции (то есть на способности, умения). На наш взгляд, коммуникативную компетентность необходимо рассматривать как отдельную компетентность, а не часть социальной компетентности. Такие исследователи, как А. В. Хуторской, выделяют ее отдельно. В перечне компетентностей Совета Европы она выделена тоже отдельно.

Согласно классификации И. А. Зимней, в ключевые социальные компетентности входят [2]: здо-ровьесбережение (знание и соблюдение норм здорового образа жизни); гражданственность (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина); информационно-технологическая (навыки управления информацией, знание интернет-технологий); компетентность социального взаимодействия (знание и применение норм поведения в различных группах и ситуациях); общение (умение вести общение во всех его формах, включая общение на иностранном языке).

По мнению этого автора, социальная компетентность является интегративной характеристикой и включает в себя широкий круг других компетентностей, что делает невозможной выделение в социальной компетентности конкретных умений, которые бы можно было померить.

Выше мы дали определение социальной компетентности, при этом выделив три блока, входящих в состав социальной компетентности. Попробуем конкретизировать способности и умения (то есть компетенции), входящие в состав этих блоков. Для этого будем основываться на умениях и способностях, выделенных Дж. Ровеном [5], а также на некоторых психологических характеристиках личности.

Блок 1. Компетентность, связанная со способностью брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений, ставить цели и планировать результат, анализировать, корректировать: тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели; тенденция контролировать свою деятельность; поиск и использование обратной связи; склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагирова-

нию; внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей.

Блок 2. Компетентность, связанная с наличием личностного дифференциала человека, качеств личности, способствующих формированию социальной компетентности: уверенность в себе; самоконтроль; адаптивность: отсутствие чувства беспомощности; настойчивость; использование ресурсов; доверие.

Блок 3. Компетентность, связанная с социальной мобильностью, активностью человека: самостоятельность мышления, оригинальность; критическое мышление; готовность решать сложные вопросы; готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим; беспокойство; исследование

Формирование социальной компетентности (ее уровней) происходит в различных средах, а ее основных составляющих компетенций - в учебном процессе на уроках. Внеклассная работа позволяет создавать модель социума, здесь происходит «сборка» сформированных в учебной деятельности компетенций и

окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих); готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск; отсутствие фатализма; готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели; знание того, как использовать инновации; уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям; установка на взаимный выигрыш и широта перспектив; способность принимать решения; персональная ответственность.

Мы дали понятие «социальная компетентность» и определили ее составляющие. Теперь можно говорить о диагностике уровня сформированности социальной компетентности (табл. 2).

формируется социальная компетентность. Реализация социальной компетентности в неопределенной ситуации (взаимодействие с социумом) происходит посредством включения студентов как в педагогическую практику, так и организацию условий для их взаимодействия с различными структурами общества.

Таблица 2

Диагностика социальной компетентности

Социальные компетенции Показатели (в чем выражается) Как диагностируется

Блок 1. Компетентность, связанная со способностью брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений, ставить цели и планировать результат, анализировать, корректировать 1. Локус-контроль, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Указывает на тип локализации контроля над значительными для себя событиями. 2. Показатели по ОСД: умение видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств, и, проявляя волевые качества и настойчивость, идти к ее достижению 1. Уровень субъективного контроля. Разработана в НИИ им. В. М. Бехтерева. Данная экспериментально психологическая методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. 2. Опросник самоорганизации деятельности (ОСД). Разработан А. Д. Ишковым на базе голографической модели самоорганизации. Опросник предназначен для диагностики сфор-мированности навыков тактического планирования и стратегического целеполагания

Блок 2. Компетентность, связанная с наличием личностного дифференциала человека, качеств личности, способствующих формированию социальной компетентно сти Факторы оценки, силы, активности. Высокие результаты фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя носителем позитивных, социально желательных характеристик. Высокие значения фактора силы говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Фактор активности указывает либо на высокую активность, общительность, импульсивность, либо на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева

Блок 3. Компетентность, связанная с социальной мобильностью, активностью человека Очевидно, что жизнестойкость следует рассматривать как системное психологическое свойство, возникающее у человека вследствие особого сочетания установок и навыков, позволяющих ему превращать проблемные ситуации в новые возможности. В нее входят такие факторы, как включенность, контроль, вызов Богомаз С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Материалы научно-практич. конгрессов III Всерос. форума «Здоровье нации - основа процветания России». Т. 3. Ч. 1. М., 2007. С. 23-25

Оптимальными технологиями и методами для формирования социальной компетентности, на наш взгляд, являются метод проектов, модельный метод (деловые и ролевые игры) и психологические тренинги.

Выбор метода проектов [1] обусловлен тем, что он является одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании. Она способствует развитию у студентов способности к рефлексивной оценке планируемых и достигнутых результатов, ставить цель и выбирать средства, т. е. формированию компетентностей, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений, ставить цели и планировать результат, анализировать, корректировать (таблица 1, блок 1).

Модельный метод предоставляет студенту наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска. Деловые и ролевые игры - это реализация

модельного метода обучения, на сегодняшний день является очень популярным. Его использование позволяет проигрывать различные социальные роли, исследовать окружающую среду для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих), формировать готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск и т. д. в модельной (искусственно созданной) ситуации.

Психологические тренинги, кроме задачи формирования социальной компетентности, направлены на преодоление дисбаланса в межличностных отношениях. Поэтому психологические тренинги, как правило, дифференцированы для каждой конкретной группы студентов.

Совокупность перечисленных выше технологий позволяет эффективно повышать уровень социальной компетентности будущих педагогов сельских школ.

Список литературы

1. Асмолов Г. У., Солдатова Г. У. Социальная компетентность: режиссура совместных действий. М.: Гратис, 2006. 240 с.

2. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности студентов вузов //

Вестник университета. 2007. № 8. С. 14.

3. Краснокутская С. Н. Анализ состояния проблемы социальной компетентности в отечественной и зарубежной литературе // Сб. науч. тр. Сев.-Кав. гос. техн. ун-та. 2005. № 1 (13). С. 63.

4. Минкина О. В. Сущность и содержание понятия социально-психологической компетентности специалиста социальной работы // Сб.

науч. тр. Сев.-Кав. гос. техн. ун-та. 2005. № 1 (13). С. 45.

5. Ровен Дж. Компетентность в современном обществе. М.: Когито-центр, 2002. С. 128.

Пушкарева Т. Г., заместитель директора.

Томский государственный педагогический колледж.

Ул. Крылова, 12а, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.

Материал поступил в редакцию 10.09.2010.

T. G. Pushkareva

THE CONTENT OF SOCIAL COMPETENCE IN TRAINING TEACHERS FOR RURAL UNGRADED GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article analyses major models necessary for ungraded school teacher training in the context of the pedagogical school, the specific feature of which is that the models are focused on social competence development of a future teacher in such educational institutions. The article defines the notion of social competence, techniques for its development and efficiency monitoring.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: the notion and structure of social competence, social competence monitoring in the context of pedagogical secondary vocational education.

Tomsk State Pedagogical College.

Ul. Krylova, 12a. Tomsk, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.