Научная статья на тему 'Содержание регулирования структурных преобразований экономики России'

Содержание регулирования структурных преобразований экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
587
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СТРУКТУРА / ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЪЕКТ / СУБЪЕКТЫ / УРОВНИ / ECONOMY / STRUCTURE / CHANGES / REGULATION / OBJECT / AGENTS / LEVELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жиронкин Сергей Александрович

Структура российской экономики, зависящая от индустриального технологического уклада и незрелого состояния конкурентной среды, предопределяет продолжение сырьевого варианта развития. Поэтому сегодня требуется теоретическое осмысление регулирования структурных преобразований экономики, определения его объекта, субъектов и инструментов. С этой целью в статье анализируются уровни регулирования структурных преобразований экономики, субъекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF RUSSIAN ECONOMYS STRUCTURAL REGULATION

The structure of Russian economy depends on industrial mode and undeveloped rivalry. It predetermines the continuation of the raw-material way of development. Thus, today the theoretical explanation economys structural regulation as well as the definition of its object, actors and instruments are required. To achieve this purpose the levels and agents of economys structural regulation are analysed in the paper.

Текст научной работы на тему «Содержание регулирования структурных преобразований экономики России»

УДК 330.341.42

СОДЕРЖАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

ЭКОНОМИКИ РОССИИ

С. А. Жиронкин

THE CONTENT OF RUSSIAN ECONOMY’S STRUCTURAL REGULATION

S. A. Zhironkin

Структура российской экономики, зависящая от индустриального технологического уклада и незрелого состояния конкурентной среды, предопределяет продолжение сырьевого варианта развития. Поэтому сегодня требуется теоретическое осмысление регулирования структурных преобразований экономики, определения его объекта, субъектов и инструментов. С этой целью в статье анализируются уровни регулирования структурных преобразований экономики, субъекты.

The structure of Russian economy depends on industrial mode and undeveloped rivalry. It predetermines the continuation of the raw-material way of development. Thus, today the theoretical explanation economy’s structural regulation as well as the definition of its object, actors and instruments are required. To achieve this purpose the levels and agents of economy’s structural regulation are analysed in the paper.

Ключевые слова: экономика, структура, преобразования, регулирование, объект, субъекты, уровни.

Keywords: economy, structure, changes, regulation, object, agents, levels.

Возрастание потребности в регулировании структурных преобразований российской экономики обусловлено как кризисными процессами последних лет, так и той сдерживающей ролью, которую играют структурные проблемы в продвижении рыночных реформ, в становлении новейшего технологического уклада, в повышении уровня жизни. Не случайно Президент РФ Д. А. Медведев связал текущий кризис отечественной экономики с диспропорциями в ее структуре, отметив, что «... кризис поставил нас в такие условия, когда мы должны будем принять решение по изменению структуры экономики. Иначе у нашей экономики нет будущего» [1]. Тесную связь между структурными проблемами экономики и успехом рыночных реформ подчеркивает и Я. Корнаи: «Переменам препятствует отраслевая структура, сложившаяся при старой экономической системе и не соответствующая спросу» [2, с. 32].

При определении содержания регулирования структурных преобразований экономики мы будем руководствоваться следующими понятиями:

- структурные преобразования - изменение структуры экономики под воздействием определенных сил, которые могут иметь как рыночное, так и нерыночное происхождение. Осуществление регулируемых структурных преобразований ведет к изменению структуры без ее коренной ломки, в рамках эволюционирования от старых укладов к новым, от менее эффективных форм воспроизводства к более эффективным, от отраслевых пропорций, сдерживающих экономический рост в долгосрочной перспективе, к ускоряющим его и т. п.;

- структурная перестройка - сознательно осуществляемые государством глубокие и всесторонние изменения структуры национальной экономики, с целью приведения ее в соответствие с выбранным направлением развития всей экономической системы;

- структурное реформирование - более узкое понятие, отражающее характер государственного воздействия на структуру экономики - через централизованное распределение разного рода ресурсов в приоритетные секторы и отрасли экономики, либо через создание условий развития в них предпринимательства;

- регулирование (от лат. regula - норма, правило): с одной стороны, направление движения, развития объекта с целью упорядочивания, систематизации; с дру-

гой стороны - воздействие на объект для достижения желаемых целей;

- регулирование экономики в целом - государственное воздействие на экономические отношения, субъекты и институты (альтернатива рыночному саморегулированию). Конечной целью регулирования выступает придание экономическим процессам организованного, упорядоченного вида, обеспечение соблюдения законов, государственных и общественных интересов;

- регулирование структурных преобразований экономики: с одной стороны, целенаправленное воздействие на структуру экономики с целью приведения ее изменений в соответствие с макроэкономическими ориентирами, с другой - упорядочивание развития производительных сил, экономических отношений, институтов; приведение хозяйственного механизма в соответствие с новыми технологическими укладами. В регулировании структурных преобразований должны сочетаться как механизмы государственного регулирования, так и рыночного саморегулирования.

Также в экономической литературе широкое распространение получил термин «структурная политика», зачастую используемый в качестве синонима регулирования макроэкономической динамики. В общем виде структурная политика, по словам одного из первых ее исследователей, - Ф. Перру, означает совокупность действий правительства по установлению желаемых темпов экономического роста [3, с. 56]. По его мнению, сбалансированный экономический рост неосуществим, и структурная политика должна осуществляться избирательно, преобразуя структуру производства и потребления в желаемом направлении.

Мы полагаем, что полностью отождествлять структурную политику государства и регулирование структуры экономики некорректно.

Во-первых, структурная политика чаще всего ассоциируется с отраслевой, инновационно-технологической или секторной структурой экономики, что не охватывает весь сложный комплекс последней.

Во-вторых, структурная политика широко понимается исключительно как прерогатива государства по централизованному распределению ресурсов (в основном финансовых), в которой практически нет места ни

рыночному саморегулированию, ни взаимодействию рынка и государства.

В-третьих, структурная политика субъективна, в зависимости от конкретного направления и исполняющих ее органов власти.

Наконец, в-четвертых, структурная политика по определению предполагает использование преимущественно директивных, административных мер по решению наиболее злободневных текущих проблем, способных иметь катастрофический характер (связанный с разрушением или дисфункцией элементов структуры -отраслей, регионов, целых сфер экономики).

Напротив, регулирование структурных преобразований должно иметь универсальный характер и осуществляться перманентно, в ходе последовательного анализа проблем, постановки целей и их своевременного решения. В этом процессе директивные меры не должны подменять собой экономическое воздействие и стимулирующее влияние на саморегулируемые процессы рынка. Поэтому место регулирования структурных преобразований в системе государственного воздействия на экономику можно определить как «интегратор» долгосрочных целей и инструментов инвестиционной, денежно-кредитной, научно-технической, рыночноконкурентной, социальной политики, реализация которых позволит придать структурным изменениям прогнозируемый, управляемый характер.

Таким образом, регулирование структурных преобразований имеет сложную цель, в которой увязаны воздействие на структуру в соответствии с общеэкономическими императивами развития, многоаспектность, глубина и эволюционность управляемого изменения структуры экономики, приоритетная роль государства в этом процессе.

Содержание регулирования структурных преобразований экономики целесообразно раскрыть через его объект, субъекты и предмет - порядок их взаимодействия.

Субъектами могут быть государство - управляющая подсистема национальной экономики, а также рынок -саморегулируемый механизм со своими особенными элементами. Специфика и характер их воздействия на структуру экономики образуют предмет регулирования структурных преобразований.

Объектом регулирования структурных преобразований выступает сама структура экономики. Необходимо учитывать ее двойственную природу: с одной стороны, структура является дискретным образованием (т. е. совокупностью отдельных элементов системы национальной экономики и связей между ними). В этом проявляется функциональность структуры экономики - ее свойство фиксировать и связывать различные экономические отношения, субъекты и явления. С другой стороны, структура экономики есть целостный блок и является самостоятельной категорией. Целостность структуры экономики обусловливает ее свойство регулируемости, то есть способность воспринимать воздействие, изменяться в соответствии с его направленностью и переносить изменения на составляющие ее элементы и связи между ними. Поэтому необходимо определить иерархию, типологию структуры экономики, выделить межструктурные связи и уровни их реализации. А выделив уровни структуры национальной экономики, объект регулирования можно сузить, поскольку, концентрируя воздействие на верхних уровнях

структуры; изменение нижних уровней можно только корректировать.

Первый уровень - структура производительных сил и экономических отношений. Последние, в свою очередь, включают в себя организационно-экономические (разделение, специализацию, кооперацию труда и пр.), а также социально-экономические отношения, главными из которых являются отношения собственности (базисные).

Второй уровень структуры национальной экономики отражает первоначальную детализацию структуры первого уровня и включает, во-первых, воспроизводственную (пропорции между накоплением капитала, потреблением, сбережениями и инвестициями; между производством средств производства и предметами потребления) и факторную (пропорции использования факторов производства и соотношение их эффективности) структуры. Связь между ними и структурой первого уровня заключается в разделении производительных сил по факторам производства. Во-вторых, второй уровень структуры экономики содержит сегментную (пропорции между сферами производства и обращения, между реальным и финансовым секторами, между легальной и теневой экономикой), институциональную (комплекс «правил игры», механизмов принуждения и достижения коллективных целей), а также структуру отношений собственности. Последняя характеризует распределение прав владения, распоряжения и пользования между государством, корпорациями, частнопредпринимательским сектором, а также между пред-принимателями-собственниками средств производства и наемными работниками (классовая структура). Связи между этими структурами и структурой первого уровня имеют форму базиса и надстройки, выделения теневой и легальной экономики, а также различных ее секторов.

Третий уровень - более детальный. Он представляет собой, во-первых, ряд структур, связанных со структурами второго уровня разделением труда: территориальная (пропорции межрегиональной дифференциации инвестиций, производства национального продукта, занятости, кластеров конкурентоспособных производств), отраслевая (народнохозяйственные пропорции объемов выпуска, инвестиций, занятости, доходов между отраслями), инновационно-технологическая (пропорции между различными технологическими укладами и соответствующими им способами производства). Во-вторых, третий уровень включает в себя структуры, соединенные со вторым уровнем связями, характеризующими порядок обмена и распределения благ - рыночную (пропорции совокупного спроса и совокупного потребления, структура конкуренции на национальном рынке), а также социальную (пропорции перераспределения доходов, уровня жизни различных групп населения).

Четвертый уровень представляет собой инфраструктуру как наиболее детализированную структуру национальной экономики (региональную, промышленную, финансовую, инновационную, рыночную, социальную). В инфраструктуру входят группы фирм, обеспечивающие функционирование структур третьего уровня.

Таким образом, представление структуры национальной экономики - объекта регулирования структурных преобразований, в виде многоуровневой иерархии позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, в конечном итоге структура экономики определяется пропорциями и особенностями развития производительных сил - факторов производства, их воспроизводством. Во взаимосвязи с ними находится структура отношений собственности, институтов, других социально-экономических отношений. Поэтому на втором уровне структуры национальной экономики мы имеем самые глубокие народнохозяйственные пропорции: между накоплением капитала и потреблением, между сбережениями и инвестициями, между различной эффективностью использования факторов производства, между реальным, финансовым секторами и сферой потребительских услуг, между разными формами собственности, между производством и обращением, между производством средств производства и предметов потребления. Следовательно, структурные изменения на втором уровне затрагивают весь народнохозяйственный комплекс, поэтому требуют значительного времени, регулирующих усилий и институциональных решений. А любые просчеты в регулирующем воздействии здесь приведут к нежелательным результатам, значимым для всей системы национальной экономики и широко проявляющимися на нижних уровнях ее структуры.

Во-вторых, третий уровень структуры экономики связан с развитием социально-экономических отношений разделения труда, распределения и обмена, перераспределения благ. Поэтому структурные изменения здесь более детальны и затрагивают отраслевые, территориальные пропорции, конкурентную структуру рынка, структуру уровня жизни. Воздействие на них дает более быстрый эффект и требует меньше времени для получения результата. Главным условием эффективного регулирования структуры экономики на третьем уровне является комплексность, то есть необходимость параллельного воздействия на территориальную, отраслевую, инновационно-технологическую, рыночно-

конкурентную, социальную структуры. При этом предпринимаемые меры регулирования структурных преобразований на третьем уровне должны быть согласованы с регулированием экономических институтов и отношений собственности (второй уровень).

В-третьих, конечная детализация регулирования структуры третьего уровня означает развитие различных видов инфраструктуры (четвертый уровень структуры национальной экономики). Воздействие на нее означает создание условий для закрепления структурных преобразований третьего уровня, повышение их устойчивости во времени и в рамках структуры третьего уровня.

Важнейшим принципом регулирования структурных преобразований национальной экономики является соответствие уровней структуры и уровней субъектов воздействия на нее. Использование данного принципа позволяет сформировать логическую цепь: «уровни структуры экономики - уровни субъектов ее регулирования - уровни воздействия на нее». Реализация данной цепи в формировании теоретических основ регулирования структурных преобразований экономики выглядит следующим образом.

На первом уровне должно осуществляться аналитическо-прогностическое воздействие на взаимосвязанное развитие в ней производительных сил и экономических отношений. Субъекты первого уровня («флагманы» регулирования структурных преобразований экономики,

формирующие ее научные основы) должны включать в себя академические институты в сфере экономики, экономические научные школы университетов, социальноэкономические научные лаборатории и пр. В свою очередь, предметная основа первого уровня должна включать в себя проведение теоретических исследований структурных изменений экономики, анализ проблем ее структурного развития, разработку рекомендаций по их преодолению, формирование прогнозов долгосрочных изменений структуры и их реализации в хозяйственной жизни.

На втором уровне регулирования структурных преобразований экономики должно разрабатываться и осуществляться воздействие на процессы накопления капитала и потребления, на образование сбережений и их инвестирование; на формирование пропорций между реальным и финансовым секторами, между промышленным производством и сферой обращения, между выпуском инвестиционных и потребительских товаров; на отношения собственности и экономических институтов. Базисный, фундаментальный характер регулирования структуры экономики на ее втором уровне требует сформировать круг субъектов, наделенных максимальными полномочиями в сфере экономики и максимальной ответственностью за предпринимаемые шаги. К таковым мы относим следующие:

1. Президент и правительство - высший исполнительный орган. Предмет их деятельности в сфере регулирования структуры экономики на втором уровне заключается в детализации и структурировании макроэкономических ориентиров развития - нормы накопления капитала и темпов обновления средств производства, нормы сбережения, соотношения внутренних и иностранных инвестиций и пр. Регуляторы, которые должна использовать высшая исполнительная власть при регулировании второго уровня структуры национальной экономики, должны быть по преимуществу косвенными (за исключением указов Президента): нормы амортизации, макропланирование и прогнозирование, акценты налогообложения факторов производства, общий уровень таможенных пошлин и т. п.

2. Центральный банк - высшая денежная власть. Его роль в регулировании второго уровня структуры национальной экономики заключается в регулировании структуры денежного спроса и предложения и через это

- в воздействии на соотношение инвестиционного и потребительского спроса, на уровень финансовых спекуляций и акционерных инвестиций, на привлекательность экономики для иностранного или национального капитала. К регуляторам, применение которых Центральным банком может оказывать влияние на факторную, воспроизводственную и сегментную структур национальной экономики относятся учетная ставка, валютные курсы, доходность государственных обязательств, объемы банковского рефинансирования.

3. Верховные законодательные (в России - Федеральное собрание) и судебные органы власти (Конституционный, Высший арбитражный суды). Как субъекты регулирования второго уровня структуры экономики, их деятельность связана с прямым регулированием - с законодательным закреплением прав собственности и их движением (в ходе приватизации, национализации), с установлением норм и правил, на основе которых формируется структура формальных институтов. Также законодательные и судебные органы формируют сис-

тему механизмов принуждения к исполнению формальных правил, от которой в конечном итоге зависят структура трансакционных издержек, соотношение легального и теневого сегментов экономики.

На третьем уровне регулирования структурных преобразований экономики находятся субъекты воздействия на отраслевую, территориальную, инновационнотехнологическую, рыночно-конкурентную, социальную структуры. Также третий уровень регулирования должен включать субъекты рыночной саморегуляции. К субъектам третьего уровня относятся:

1. Отраслевые министерства социально-экономического блока (в России - Министерства природных ресурсов и экологии, регионального развития, сельского хозяйства, транспорта, социального развития, связи, энергетики, финансов, экономического развития) и входящие в их состав федеральные агентства и службы (антимонопольная, налоговая, по контролю над финансовым рынком и пр.). Их роль заключается в распределении бюджетных ассигнований, государственных гарантий для стимулирования инвестиционной и инновационной активности в различных отраслях экономики; в согласовании отраслевых приоритетов инновационно-технологического развития; в регулировании конкурентной структуры отраслевых рынков и пропорций между частным, корпоративным и государственным предпринимательством; в воздействии на структуру занятости и распределения доходов.

Регуляторы, используемые данными субъектами регулирования структурных преобразований, включают в себя бюджетные ассигнования, регуляторы материальных потоков (госзаказ, лицензии, квоты), налоговые льготы и пр.

2. Региональные органы законодательной и исполнительной власти, участие которых в регулировании третьего уровня структуры подразумевает выравнивание внутри- и межрегиональных пропорций инвестирования, производства и распределения доходов, размещения конкурентоспособных производств. К регуляторам, которыми располагают данные субъекты, относятся региональные законы и нормативные акты, региональный заказ, инвестиции, поддерживающие предпринимательство в приоритетных для структурной перестройки отраслях. Характер применения таких регуляторов региональными субъектами третьего уровня должен иметь вид восполнения пробелов в деятельности федерального законодательного собрания и правительства по изменению структуры экономики, связанных с межрегиональными особенностями экономии-ческого развития.

3. Государственные корпорации (в России - Внешэкономбанк, Ростехнологии, Российская корпорация нанотехнологий, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Государственная корпорация по атомной энергии, Росавтодор и др.). Их основная роль - стимулирование «прорывных зон» изменения структуры экономики с целью повышения эффективности государственных капиталовложений, применительно к задачам структурной перестройки. Поэтому используемые ими

регуляторы должны включать государственные инвестиции, государственное предпринимательство.

4. Отраслевые союзы и ассоциации предпринимателей, которые должны взаимодействовать с субъектом второго уровня - законодательной властью, - с целью формирования законодательной инициативы структурных преобразований, а также с различными министерствами по поводу согласования регулирующего воздействия с интересами бизнеса. В этом воздействии в определенной мере проявляется рыночная саморегуляция структуры национальной экономики - через взаимное согласование интересов отраслевых субъектов в рамках банковских, промышленных, предпринимательских ассоциаций, приведение их в соответствие с целями структурных преобразований национальной экономики.

5. Крупные национальные корпорации, подчас олицетворяющие собой целые отрасли (типичным примером могут служить российские компании ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС», ОАО «Базовый элемент», ОАО «Лукойл», а также высокотехнологичные компании «1С», ОАО «Вымпелком» и пр.). Именно они в значительной степени определяют технологическую структуру национальной экономики, состояние основных производственных фондов, структуру национального экспорта. Следовательно, их место в осуществлении регулирования структурных преобразований определяется реализацией совместно с отраслевыми министерствами инновационных, инвестиционных проектов, программ территориального развития.

Наконец, четвертый уровень регулирования структурных преобразований экономики заключается в развитии поддерживающей инфраструктуры таким образом, чтобы усилить действие регуляторов третьего уровня. Субъектами регулирования здесь являются, во-первых, заинтересованные министерства, фонды поддержки предпринимательства (применительно к развитию рыночной инфраструктуры бизнеса, социальной инфраструктуры), государственные агентства, региональные органы власти (в части регулирования региональной и промышленной инфраструктуры).

Регуляторы, которыми располагают эти субъекты, включают в себя предоставление государственной поддержки фирмам инфраструктуры, государственный заказ, налоговые льготы, бюджетные ассигнования. Во-вторых, фирмы инновационно-технологической, финансовой инфраструктуры экономики могут являться субъектами рыночного саморегулирования. Необходимость в этом продиктована важностью развития конкуренции на финансовом рынке, в инновационной сфере.

Таким образом, регулирование структурных преобразований экономики не должно ограничиваться воздействием на межотраслевое распределение инвестиций, инноваций и объемов выпуска. Оно представляет собой многоуровневый и многосубъектный комплекс, элементы которого имеют четкую иерархию. Только системное, комплексное регулирование структурных преобразований российской экономики способно обеспечить ее поступательное развитие, стабилизировать макроэкономические процессы.

Литература

1. Выступление Президента РФ Д. А. Медведева перед лидерами думских фракций: «У нынешней российской экономики нет будущего» // Новости, бизнес, финансы. - 10.08.2009.

2. Корнаи, Я. Социалистическая система. Политическая экономия коммунизма: [пер. с англ.] / Я. Корнаи // Вопросы экономики. - М., 2000. - 672 с.

3. Перру, Ф. Экономика ХХ века / Ф. Перру. - М.: Экономика, 2000. - 326 с.

Информация об авторе:

Жиронкин Сергей Александрович - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, КузГТУ,

Zhironkin Sergey Alexandrovich - Candidate of Economics, Associate Professor at the Department of Economics of Kuzbass State Technical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.