Научная статья на тему 'Принципиальная основа структурного регулирования экономики'

Принципиальная основа структурного регулирования экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
417
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРА / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ / АНАЛИЗ / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / STRUCTURE / REGULATION / PRINCIPLES / ANALYZE / ECONOMY / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жиронкин Сергей Александрович

В статье раскрыты принципы структурного регулирования российской экономики. В методологии экономической науки принципы стоят в одном ряду с такими составляющими, как подходы, категории, законы. Поэтому без анализа принципов структурного регулирования экономики невозможно сформировать его теоретические основы, учесть российские особенности и наметить формы реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the principles of structural regulation of Russian economy. These principles are placed in the line with such parts as approaches, categories and laws in the methodology of economy. Though without analysis of the principles of structural regulation of economy it is impossible to make theoretical base, to observe its Russian peculiarities and outline the forms of its realization.

Текст научной работы на тему «Принципиальная основа структурного регулирования экономики»

УДК 330.341.42

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ОСНОВА СТРУКТУРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

С. А. Жиронкин

THE PRINCIPLE BASE OF ECONOMY’S STRUCTURAL REGULATION

S. A. Zhironkin

В статье раскрыты принципы структурного регулирования российской экономики. В методологии экономической науки принципы стоят в одном ряду с такими составляющими, как подходы, категории, законы. Поэтому без анализа принципов структурного регулирования экономики невозможно сформировать его теоретические основы, учесть российские особенности и наметить формы реализации.

The article describes the principles of structural regulation of Russian economy. These principles are placed in the line with such parts as approaches, categories and laws in the methodology of economy. Though without analysis of the principles of structural regulation of economy it is impossible to make theoretical base, to observe its Russian peculiarities and outline the forms of its realization.

Ключевые слова: структура, регулирование, принципы, анализ, экономика, развитие Keywords: structure, regulation, principles, analyze, economy, development

Структура является не только экономической, но и философской категорией. При этом она выступает основой любого материального явления или процесса, то есть служит относительно устойчивой базой, на которой функционируют более подвижные элементы. Следовательно, наиболее близким понятием, позволяющим раскрыть сущность структуры экономики, проблему познания ее преобразований и их регулирования, выступает система. Именно с помощью раскрытия структуры, как основополагающего элемента системы национальной экономики, можно раскрыть факторы происходящих в ней глубоких изменений, причины кризисного характера реформ.

Возрастание потребности в структурном регулировании российской экономики обусловлено как кризисными процессами последних лет, так и той сдерживающей ролью, которую отводят структурным проблемам в продвижении рыночных реформ, в становлении постиндустриального уклада, в повышении уровня жизни. В свою очередь, анализ принципов структурного регулирования экономики важен для формирования ее теоретических основ, учета национальных особенностей и форм их реализации. Сущность понятия «принцип» раскрывает его латинское значение - начало, основание

(рппаршш), на котором может быть построена теория, экономическая политика и т. п. Как научная категория, принципы стоят в одном ряду с такими составляющими научной методологии, как подходы, экономические категории и законы.

Одними из первых принципы регулирования экономики выделили представители классической политэкономии, в частности, А. Смит [1]: невмешательство государства в функционирование национального хозяйства, действие «невидимой руки» рынка.

К. Маркс [2] выделил общие методологические принципы исследования категорий экономики, заложив, тем самым, основу для исследования процессов и явлений в развитии экономических отноше-

ний, их структуры и форм реализации в хозяйственной практике.

Первым принципом является диалектический, согласно которому внутри любого экономического явления имеется внутреннее противоречие, составляющее источник его собственного развития. Структура национальной экономики здесь также не может быть исключением, поскольку она есть четко очерченная категория, что подразумевает наличие в ней взаимопроникающих и взаимоисключающих противоположностей. Из этого общего, предложенного К. Марксом для анализа всех экономических явлений принципа, целесообразно выделить ряд частных принципов, применимых к структурному регулированию экономики:

- непрерывность изменения структуры экономики и, соответственно, перманентная потребность в ее регулировании;

- обусловленность структурных изменений объективными факторами (такими как научно -технический прогресс, развитие отношений собственности, появление новых форм экономических отношений). Поэтому структурное регулирование должно затрагивать не только количественные показатели экономического развития (воспроизводственные, макро-динамические), но и качественные, которые связаны с преобразованием экономических отношений в результате накопления постепенных количественных изменений;

- неабсолютность экономической динамики как критерия для определения направлений, форм и результатов структурного регулирования экономики, поскольку ее развитие не есть повторение циклов, а поступательное движение по восходящей линии. Следовательно, при развитии структурного регулирования необходимо руководствоваться не только экономическим ростом, но и развитием экономических отношений и институтов.

Второй принцип - соответствие производственных отношений характеру и уровню производительных сил, которые являются сторонами каждого способа производства. Следовательно, выделяя в струк-

туре экономики технологические уклады (как доминирующие способы производства общественного продукта), нельзя ориентироваться только на образующие их отраслевые производительные силы (по К. Марксу - средства производства и люди, обладающие определенным производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие). Необходимо проанализировать, соответствует ли уровень развития экономических отношений желаемому укладу.

Детализируя принцип диалектического соответствия производственных отношений и производительных сил применительно к структурному регулированию экономики, мы полагаем, что воздействие на структуру с целью развития определенного уклада (в нашем случае - пятого и шестого) требует не только развития требуемых высокотехнологичных производств, но и совершенствования экономических отношений. Это должно затронуть как сферы собственности, инвестиций и кредита, распределения стоимости готового продукта и доходов, так и распределение людей в структуре общественного производства (по К. Марксу - классовую структуру общества). Последнее перекликается с кейнсианской идеей изменения в структуре потребления, которое должно соответствовать структурным изменениям в производстве общественного продукта.

Третий принцип - единство теории и практики. К. Маркс придавал понятию «практика» характер философской категории, связанной с воздействием на явления материального мира с целью их изменения. Для нас это означает, что анализ структуры экономики, определение проблем, связанных с ее развитием, не должен заканчиваться определением структурных элементов и связей, факторов их деформации. Наиболее важно разработать комплекс воздействия на структуру экономики с целью ее изменения в желаемом направлении. Этот комплекс должен включать объекты, субъекты структурного регулирования, его формы и инструменты.

Таким образом, марксовы принципы анализа экономических явлений и их регулирования являются общеметодологическими, их ценность в том, что они применимы для всех категорий экономики, в том числе и ее структуры. Вместе с тем, более детализированными являются принципы неолиберального регулирования экономики, выдвинутые и обоснованные сторонниками современного неолиберализма.

Л. Эрхард как яркий представитель данного направления экономической науки, продолжил развитие классических принципов экономического регулирования, адаптируя их к реалиям рыночной экономики двадцатого века. В отличие от классической школы, неолиберализм основывается на идее приоритетности свободной конкуренции, но не вопреки, а как следствия воздействия государства на экономику. Роль государства в регулировании экономики неолибералы видят в функциях «ночного сторожа» или «спортивного судьи». Кредо неолиберализма емко выразил Л. Эрхард: «Конкуренция везде, где возможно, регулирование - там, где необходимо» [3,

с. 76]. Поэтому основные принципы неолиберального воздействия на экономику включают в себя:

- либерализацию экономики, то есть обеспечение минимально необходимого вмешательства в нее;

- необходимость государственного содействия свободной конкуренции, а также использование принципов свободного ценообразования;

- приоритет частной собственности и свободных рынков, вмешательство в которые государством допустимо только в экстремальных случаях (война, катастрофы, катаклизмы).

В противоположность неолиберальным, основные принципы кейнсианского экономического регулирования включают в себя следующие [4; 5].

Первый принцип заключается в том, что главным (но, безусловно, не единственным) регулятором современной рыночной экономики является не рынок, а государство. Следовательно, значимые для экономики регулирующие действия формируются не на микро-, а на макроуровне, и учитывают общенациональные цели и интересы. Само воздействие оказывается не только на межфирменные связи, но и на взаимосвязи «государство-фирмы» и «фирмы-домохозяйства». Государство становится ведущим субъектом национальной экономики, наделенным своей собственностью. Поэтому мы можем выделить из кейнсианских положений значимый для нас принцип структурного регулирования экономики, который заключается во взаимодействии ее государственного и частного секторов. Данное взаимодействие должно развиваться в следующих направлениях: национализация и приватизация объектов собственности в промышленности, в инфраструктурном и финансовом секторах; создание государственных компаний в новейших отраслях, концентрирующих в себе шестой технологический уклад; налоговое стимулирование инноваций.

Второй принцип - планово-прогнозный характер регулирования, формируемый на научной основе и значительно сокращающий воздействие рыночной стихии на развитие национальной экономики. Поэтому, применительно к структурному регулированию экономики, мы подчеркиваем важность принципа индикативного планово-прогнозного воздействия государства на экономику.

Третий принцип кейнсианского экономического регулирования - осуществление государством политики «эффективного спроса». Центральная задача государства, по мнению Дж. М. Кейнса - обеспечение высоких объемов «эффективного спроса» (той части совокупных расходов, которая определяется склонностью домохозяйств наращивать свое потребление по мере роста доходов вместо увеличения сбережений). Для нас важно то, что реализация принципа регулирования «эффективного спроса» позволяет воздействовать на структуру инвестиций и инноваций, изменять пропорции выпуска потребительских товаров и средств производства.

Четвертый принцип - агрегированное макроэкономическое моделирование, которое, с одной стороны, противопоставлено стихийному рыночно-

му регулированию классической школы, с другой -практически не учитывает состояние структуры экономики. Причина этого в том, что кейнсианские макромодели затрагивают, прежде всего, общеэкономические независимые переменные величины, которые не поддаются непосредственному воздействию государства (склонность к потреблению и накоплению, ставка процента и др.). Поэтому применение принципа агрегированного макроэкономического моделирования в целях структурного регулирования экономики видится нам затруднительным.

Институционалисты (Дж. К. Гэлбрейт [6], Д. Норт [7] и др.) классифицируют принципы регулирования экономики на базовые и производные:

- базовые принципы: согласование экономических интересов субъектов предпринимательства; обеспечение единства правоприменения, принуждения и контроля со стороны государства за обязательным выполнением институциональных установок; обязательное выполнение контрактных обязательств; организация экономического порядка и ответственность государства за установление общих «правил игры» для субъектов предпринимательства;

- производные принципы: обоснованный выбор стратегий развития субъектов рынка, способствующих повышению эффективности производства и распределения благ; гарантии институциональных условий для оперативной адаптации фирм к рыночной среде; предпочтительное отношение к эффективно функционирующим хозяйствующим субъектам; осуществление предпринимательской деятельности в пределах установленных норм и правил.

Вместе с тем, методология индивидуализма (объяснение сути институтов через интересы и поведение индивидов, которые их используют для координации своих действий), используемая неоинституционализмом, или холизма (в которой исходным пунктом в анализе становятся не индивиды, а институты), применявшаяся «старой» институциональной теорией, не позволяет исследовать все многообразие структуры современной экономики. В рамках институционализма используются понятия «техноструктуры», структуры норм, институтов, повторяющихся взаимодействий между людьми, конституционных и экономических правил и т. п. Однако при этом без внимания остается структура производительных сил и экономических отношений, структура рынка, пропорции реального и финансового капитала и др., которые напрямую определяют динамику и качественное развитие экономики. Поэтому как базовые, так и производные принципы, которыми институционалисты обосновывают необходимость государственного воздействия на экономику, не в полной мере применимы для ее структурного регулирования. Исключение, пожалуй, составляют принцип «выращивания необходимых институтов», целенаправленного формирования институциональной структуры экономики как важной установки ее регулирования.

Рассмотренные выше принципы связаны, главным образом, с познанием экономических законо-

мерностей и явлений, а также с регулированием всей системы национальной экономики в целом. Принципиальные вопросы развития структуры национальной экономики рассматриваются в рамках системно-структурного и системно-самоорганиза-ционного подходов [8]. В целом их основные принципы включают в себя:

- принципы системности и изоморфизма системы национальной экономики. Эти принципы отражают всеобщий взгляд на экономику как на систему со всеми присущими ей закономерностями, а также на соответствие структуры подсистем структуре «головной» системы;

- принцип диссипации, который заключается в том, что из совокупности допустимых состояний системы под влиянием регулирующего воздействия реализуется то, которому отвечает минимальный рост энтропии (неупорядоченности);

- принцип наличия аттрактора (желаемого состояния системы и ее структуры, к которому стремиться система в своем развитии);

- наличие в структуре системы «катализаторов» ее развития - факторов, направляющих экономику на наиболее выигрышные аттракторы.

Таким образом, мы имеем дело с достаточно широким спектром принципов, составляющих основу подходов к регулированию экономики, сформированных различными научными школами. Поэтому исходным пунктом выделения принципов структурного регулирования является разделение существующих принципов функционирования и регулирования экономики (применительно к ее структуре) на следующие части:

1. Принципы анализа структуры экономики: приоритет содержания над формой; учет факторов воздействия внешней среды; единство теории и практики; диалектический принцип, подразумевающий развитие через движение и разрешение противоречий; неабсолютность экономической динамики как критерия структурного анализа экономики.

2. Принципы функционирования структуры национальной экономики: системность и изоморфизм, синергия и информатизация; обусловленность структурных изменений объективными факторами; непрерывность структурных изменений и перманентность потребности в их регулировании; соответствие производственных отношений характеру и уровню производительных сил; соразмерность между ресурсами и потребностями; соответствие институциональной структуры общества технологической структуре производства; наличие в структуре экономической системы аттрактора и катализаторов ее развития.

3. Принципы регулирования структуры экономики:

- кейнсианские принципы: инициирующая и регулирующая роль государства, приоритет государства (а не рынка) в регулировании структуры экономики, планово-прогнозный характер такого регулирования;

- институциональные принципы: ответственность государства за установление общих «правил игры»; согласование экономических интересов

субъектов предпринимательства и «выращивание» необходимых институтов в структуре экономики;

- неолиберальный принцип монетаризма: перенос структурных изменений в денежно-кредитной системе на структуру экономики страны;

- принципы системно-самоорганизационного подхода: функциональность и диссипация. Последнему принципу противоречат классические принципы регулирования - невмешательство государства в функционирование субъектов рынка, «невидимой руки», использование которых в структурном регулировании неизбежно усилит энтропию в системе национальной экономики. В результате структурные изменения будут непредсказуемыми, дезорганиза-ционными.

Именно эти принципы должны стать основанием для определения теоретического содержания структурного регулирования экономики. К ним целесообразно добавить еще ряд принципов, позволяющих более полно раскрыть сущность структурного регулирования.

Первым из них выступает многосторонность, комплексность структурного регулирования, которое должно включать в себя:

• нормативное регулирование (путем совершенствования законодательно-правовых основ, технических, финансовых, экологических, социальных стандартов и пр.);

• индикативное программно-целевое регулирование (разработка и принятие целевых планов и программ развития отдельных элементов структуры национальной экономики - инновационной, инвестиционной подсистем, программ отраслевого и регионального развития, поддержки малого предпринимательства и пр.);

• рыночное регулирование (создание условий для межотраслевого перетока капитала, развития конкурентной среды, выравнивания межрегиональных диспропорций, активизация предпринимательской деятельности в инновационном секторе).

Второй принцип - этапность структурного регулирования. С позиций системного понимания, развитие структурного регулирования экономики (как в теории, так и на практике) требует последовательного решения следующих ключевых проблем.

Первая - выделение различных критериев структурирования национальной экономики и видов структуры, идентификация объектов, субъектов, предметно-целевой области структурного регулирования.

Вторая - определение эффективных направлений структурного регулирования национальной экономики, основываясь на анализе связей между ее структурой, формами экономических отношений и особенностями их реализации. Для российской экономики важно учесть взаимосвязи между ее рыночной трансформацией и структурной реформой, поскольку рыночные реформы предъявляют качественно новые требования к структуре экономики, а

структурные проблемы тормозят развитие рыночных отношений.

Третий предлагаемый нами принцип структурного регулирования экономики - соответствие его форм и инструментов уровню структурных проблем. В частности, огромное технологическое отставание России от развитых стран, крайне низкие темпы становления новейшего - шестого - уклада в экономике страны вызвано отсутствием в ней целого комплекса экономических отношений, институтов, эффективно взаимодействующих субъектов экономики. Поэтому их формирование требует принятия не только экономического стимулирования, но и прямого регулирования сферы НИОКР и инноватики. А регулирование структуры экспорта и импорта как «производной» от производственного сектора должно осуществляться преимущественного экономическими методами, избегая излишнего протекционизма, порождающего рентоориентированные и иждивенческие тенденции среди отечественных предприятий.

Таким образом, исследование подходов к определению принципов раскрытия структурных проблем национальной экономики позволило разделить их на принципы анализа, функционирования и регулирования ее структуры (кейнсианские, институциональные, неолиберальные, системно-самоорганизационные). В дополнение к ним мы предложили принципы многосторонности и комплексности, этапности структурного регулирования экономики, а также принцип соответствия его форм и инструментов уровню структурных проблем. Реализация данных принципов призвана содействовать ускорению структурной перестройки российской экономики.

Литература

1. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. - 665 с.

2. Маркс, К. Капитал: в 3-х т. / К. Маркс. - М.: Политиздат, 1986.

3. Эрхард, Л. Благосостояние для всех / Л. Эрхард. - М.: Начала-пресс, 1991. - 336 с.

4. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное / Дж. М. Кейнс. - М.: Экс-мо, 2007. - 960 с.

5. Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал / Дж. Р. Хикс. - М.: Прогресс, 1988. - 190 с.

6. Гэлбрейт, Дж. К. Новое индустриальное общество. Избранное / Дж. К. Гэлбрейт. - М.: Эксмо, 2008. - 1200 с.

7. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт.

- М.: Начала, 1997. - 204 с.

8. Ерохина, Е. А. Развитие национальной экономики: системно-самоорганизационный подход / Е. А. Ерохина. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.