Научная статья на тему 'Объектно-субъектные основы структурного регулирования российской экономики'

Объектно-субъектные основы структурного регулирования российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / структура / регулирование / многоуровневый подход / объекты / субъекты / economy / structure / regulation / multi-level approach / objects / subjects

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жиронкин Сергей Александрович

Поскольку структурные проблемы российской экономики сдерживают ее рыночные преобразования, дестабилизируют макроэкономическую динамику, препятствуют росту уровня жизни, а предпринимаемые государством меры структурного регулирования не приносят успеха, во многом из-за разрозненности теоретических подходов к определению его объектов, субъектов, уровней, в статье предложен подход к многоуровневому определению объектов и субъектов структурного регулирования национальной экономики. Его реализация призвана содействовать ускорению структурной реформы российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural problems of Russian economy hinder its market reforms, destabilize macroeconomic dynamics and hamper the increase of living standards. The measures of structural regulation taken by the government have no success, mostly because of inconsistency of theoretic approaches to defining the objects, the subjects and the levels of structural regulation. To improve this situation the author suggests an approach to multi-level definition of the objects and subjects of national economy structural regulation. Its introduction must speed up structural reform of Russian economy.

Текст научной работы на тему «Объектно-субъектные основы структурного регулирования российской экономики»

УДК 330.341.42 С.А. ЖИРОНКИН

ББК У9(2Рос)262.2 кандидат экономических наук, доцент

Кузбасского государственного технического университета,

г. Кемерово e-mail: zhironkin@inbox.ru

ОБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНЫЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Поскольку структурные проблемы российской экономики сдерживают ее рыночные преобразования, дестабилизируют макроэкономическую динамику, препятствуют росту уровня жизни, а предпринимаемые государством меры структурного регулирования не приносят успеха, во многом из-за разрозненности теоретических подходов к определению его объектов, субъектов, уровней, в статье предложен подход к многоуровневому определению объектов и субъектов структурного регулирования национальной экономики. Его реализация призвана содействовать ускорению структурной реформы российской экономики.

Ключевые слова: экономика, структура, регулирование, многоуровневый подход, объекты, субъекты.

S.A. ZHIRONKIN

PhD in Economics, Associate Professor, Kuzbass State Technical University, Kemerovo e-mail: zhironkin@inbox.ru

OBJECT AND SUBJECT BASES OF RUSSIAN ECONOMY STRUCTURAL REGULATION

Structural problems of Russian economy hinder its market reforms, destabilize macroeconomic dynamics and hamper the increase of living standards. The measures of structural regulation taken by the government have no success, mostly because of inconsistency of theoretic approaches to defining the objects, the subjects and the levels of structural regulation. To improve this situation the author suggests an approach to multi-level definition of the objects and subjects of national economy structural regulation. Its introduction must speed up structural reform of Russian economy.

Keywords: economy, structure, regulation, multi-level approach, objects, subjects.

Возрастание потребности в структурном регулировании российской экономики обусловлено как кризисными процессами последних лет, так и той сдерживающей ролью, которую играют структурные проблемы в продвижении рыночных реформ, в становлении постиндустриального уклада, в повышении уровня жизни. Тесную связь между структурными проблемами переходной экономики и успехом рыночных реформ подчеркивает Я. Корнаи: «Переменам препятствует отраслевая структура, сложившаяся при старой экономической системе и не соответствующая спросу» [1, с. 458]. Вмес-

те с тем сохранение сырьевой ориентации экономики России, слабые предпосылки становления нового технологического уклада, высокая зависимость бюджетных доходов от экспорта энергоносителей — все это свидетельствует о несовершенстве государственного регулирования структуры российской экономики.

По вопросу регулирования структуры экономики не просматривается единство мнений ученых; до сих пор противопоставляются друг другу кейнсианские инструменты (налоги, учетная ставка, госзаказ и пр.), институциональные регуляторы (законы,

целевые программы и пр.), неолиберальная антимонопольная деятельность. Налицо пробел в комплексном, многоуровневом понимании структуры национальной экономики и ее регулирования. Поэтому и в российской практике реформ нет единой структурной политики, а принимаемые меры противоречат друг другу.

Во многом проблемы структурной перестройки в России вызваны слабым теоретическим обеспечением этого процесса, узким пониманием самой структуры экономики, концентрацией внимания на ее отраслевом аспекте. Вместе с тем глубина реформ, проникновение рыночных отношений во все сферы общественной деятельности требуют взглянуть на структуру национальной экономики шире, с тем чтобы ее регулирование носило комплексный, многоуровневый характер. Для этого мы предлагаем использовать логическую цепь: анализ структуры экономики-выделение уровней воздействия на нее-исследование уровней субъектов ее регулирования.

Структурное регулирование экономики мы понимаем, с одной стороны, как воздействие на ее структуру (объект регулирующего воздействия) с целью приведения ее изменений в соответствие с макроэкономическими ориентирами. С другой стороны, это есть упорядочивание развития многоуровневой системы экономических процессов, приведение хозяйственного механизма в соответствие с новыми технологическими укладами. При этом сама структура национальной экономики как объект регулирования имеет несколько уровней.

Первый уровень — структура производительных сил и экономических отношений. Последние, в свою очередь, включают в себя организационно-экономические (разделение, специализацию, кооперацию труда и пр.), а также социально-экономические отношения, главными из которых являются отношения собственности.

Второй уровень структуры национальной экономики отражает первоначальную детализацию структуры первого уровня и включает, во-первых, воспроизводственную (пропорции между накоплением капитала, потреблением, сбережениями и инвестициями; между производством средств производства и предметов потребления) и факторную (пропор-

ции использования факторов производства и соотношение их эффективности) структуры. Во-вторых, второй уровень структуры экономики содержит сегментную (пропорции между сферами производства и обращения, между реальным и финансовым секторами, между легальной и теневой экономикой), институциональную (комплекс «правил игры», механизмов принуждения и достижения коллективных целей), а также структуру отношений собственности. Связь между этими структурами и структурой первого уровня имеет форму базиса и надстройки, выделения теневой и легальной экономики, а также различных ее секторов.

Третий уровень — более детальный. Во-первых, он представляет собой ряд структур, связанных со структурами второго уровня разделением труда: территориальная (пропорции межрегиональной дифференциации инвестиций, производства национального продукта, занятости, кластеров конкурентоспособных производств), отраслевая (народнохозяйственные пропорции объемов выпуска, инвестиций, занятости, доходов между отраслями), инновационно-технологическая (пропорции между различными технологическими укладами и соответствующими им способами производства). Во-вторых, третий уровень включает в себя структуры, соединенные со вторым уровнем связями, характеризующими порядок обмена и распределения благ: рыночную (пропорции совокупного спроса и совокупного потребления, структура конкуренции на национальном рынке), а также социальную (пропорции перераспределения доходов, уровня жизни различных групп населения).

Четвертый уровень представляет собой инфраструктуру (региональную, промышленную, финансовую, инновационную, рыночную, социальную) как наиболее подробную детализацию структуры национальной экономики. В инфраструктуру входят группы фирм, обеспечивающих функционирование элементов структуры экономики третьего уровня.

Важнейшим принципом структурного регулирования национальной экономики является соответствие уровней структуры уровням субъектов воздействия на нее.

Первый уровень структурного регулирования экономики связан с аналитическо-

прогностическим воздействием на взаимосвязанное развитие в ней производительных сил и экономических отношений. Субъекты первого уровня должны включать в себя академические институты в сфере экономики, экономические научные школы университетов, социально-экономические научные лаборатории и пр. Предметная основа первого уровня структурного регулирования должна включать в себя проведение теоретических исследований структурных изменений национальной экономики, анализ проблем ее структурного развития, разработку рекомендаций по их преодолению, формирование прогнозов долгосрочных структурных изменений и их реализации в хозяйственной жизни.

Второй уровень структурного регулирования национальной экономики связан с воздействием на процессы накопления капитала и потребления, на сбережения и их инвестирование; с формированием пропорций между реальным и финансовым секторами, между промышленным производством и сферой обращения, между выпуском инвестиционных и потребительских товаров; с регулированием структуры собственности и экономических институтов. К субъектам регулирования второго уровня структуры национальной экономики относятся:

1. Президент и правительство — высший исполнительный орган. Предмет их деятельности в сфере структурного регулирования экономики заключается в детализации макроэкономических ориентиров развития — нормы накопления капитала и темпов обновления средств производства, нормы сбережения, соотношения внутренних и иностранных инвестиций и пр. Регуляторы, которые должна использовать высшая исполнительная власть при регулировании второго уровня структуры национальной экономики, должны быть по преимуществу косвенными (за исключением указов президента): нормы амортизации, макропланирование и прогнозирование, акценты налогообложения факторов производства, общий уровень таможенных пошлин и т.п.

2. Центральный банк — высшая денежная власть. Его роль в регулировании второго уровня структуры национальной экономики заключается в регулировании структуры денежного спроса и предложения и через

это — в воздействии на соотношение инвестиционного и потребительского спроса, на уровень финансовых спекуляций и акционерных инвестиций. К структурным регуляторам Центрального банка относятся: учетная ставка, валютные курсы, доходность государственных обязательств, объемы банковского рефинансирования.

3. Верховные законодательные (в России — Федеральное собрание) и судебные (Конституционный, Высший арбитражный суды) органы власти. Их деятельность связана с прямым регулированием структуры экономики — с законодательным закреплением прав собственности и их движения, с установлением формальных институтов. Также законодательные и судебные органы формируют систему принуждения к исполнению формальных правил, от которой зависят структура трансакционных издержек, соотношение легального и теневого сегментов экономики.

Третий уровень структурного регулирования образован субъектами воздействия на отраслевую, территориальную, инновационно-технологическую, рыночно-конку-рентную, социальную структуры. Также третий уровень структурного регулирования должен включать субъектов рыночной саморегуляции. К субъектам третьего уровня относятся:

1. Отраслевые министерства социально-экономического блока и входящие в их состав федеральные агентства и службы. Их роль заключается в распределении бюджетных ассигнований, государственных гарантий для стимулирования инвестиционной и инновационной активности в различных отраслях экономики; в согласовании отраслевых приоритетов инновационно-технологического развития; в регулировании конкурентной структуры отраслевых рынков; в воздействии на структуру занятости и распределения доходов. Регуляторы, используемые данными субъектами структурного регулирования, включают в себя бюджетные ассигнования, регуляторы материальных потоков (госзаказ, лицензии, квоты), налоговые льготы и пр.

2. Региональные органы законодательной и исполнительной власти, участие которых в структурном регулировании третьего уровня подразумевает выравнивание внутри- и

межрегиональных пропорций инвестирования, производства и распределения доходов, размещения конкурентоспособных производств. К регуляторам, которыми располагают данные субъекты, относятся региональные законы и нормативные акты, региональный заказ, инвестиции, поддерживающие предпринимательство в приоритетных для структурной перестройки отраслях. Характер применения таких регуляторов региональными субъектами третьего уровня должен иметь вид восполнения пробелов в деятельности федерального законодательного собрания и правительства по изменению структуры экономики, связанных с межрегиональными особенностями экономического развития.

3. Государственные корпорации (в России — Внешэкономбанк, Ростехнологии, Российская корпорация нанотехнологий, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Государственная корпорация по атомной энергии, Росавтодор и др.). Их основная роль — стимулирование «прорывных зон» изменения структуры экономики с целью повышения эффективности государственных капиталовложений применительно к задачам структурной перестройки. Поэтому используемые ими регуляторы должны включать государственные инвестиции, государственное предпринимательство.

4. Отраслевые союзы и ассоциации предпринимателей, которые должны взаимодействовать с субъектом второго уровня структурного регулирования — законодательной властью — с целью формирования законодательной инициативы структурных преобразований, а также с различными министерствами по поводу учета интересов бизнеса. В этом проявляется рыночная саморегуляция структуры национальной экономики — через взаимное согласование интересов отраслевых субъектов в рамках банковских, промышленных, предпринимательских ассоциаций, приведение их в соответствие с целями структурных преобразований национальной экономики.

5. Крупные национальные корпорации, подчас олицетворяющие собой целые отрасли. Именно они в значительной степени определяют технологическую структуру национальной экономики, состояние основных производственных фондов, структуру

национального экспорта. Следовательно, их место в осуществлении структурного регулирования определяется реализацией совместно с отраслевыми министерствами инновационных, инвестиционных проектов, программ территориального развития.

Наконец, четвертый уровень структурного регулирования национальной экономики заключается в развитии поддерживающей инфраструктуры таким образом, чтобы усилить действие регуляторов третьего уровня. Субъектами регулирования здесь являются, во-первых, заинтересованные министерства, фонды поддержки предпринимательства (применительно к развитию рыночной инфраструктуры бизнеса, социальной инфраструктуры), государственные агентства, региональные органы власти (в части регулирования региональной и промышленной инфраструктуры). Регуляторы, которыми располагают эти субъекты, включают в себя предоставление государственной поддержки фирмам инфраструктуры, государственный заказ, налоговые льготы, бюджетные ассигнования. Во-вторых, фирмы инновационно-технологической, финансовой инфраструктуры экономики могут являться субъектами рыночного саморегулирования.

Представление структуры национальной экономики — объекта структурного регулирования — в виде многоуровневой иерархии позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, в конечном итоге структура экономики определяется ее первым уровнем — пропорциями и особенностями развития производительных сил, их воспроизводством. Во взаимосвязи с ними находится структура отношений собственности, институтов, других социально-экономических отношений (второй уровень). Следовательно, структурные изменения на втором уровне затрагивают весь народнохозяйственный комплекс, поэтому требуют значительного времени, регулирующих усилий и институциональных решений.

Во-вторых, третий уровень структуры экономики связан с развитием экономических отношений разделения труда, распределения и обмена, перераспределения благ. Поэтому структурные изменения здесь более детальны и затрагивают отраслевые, территориальные пропорции, конкурентную структуру рынка, структуру уровня жизни.

Воздействие на них дает более быстрый эффект и требует меньше времени для получения результата. Главным условием эффективного регулирования структуры экономики на третьем уровне является комплексность, т.е. необходимость одновременного воздействия на территориальную, отраслевую, инновационно-технологическую, рыночно-конкурентную, социальную структуры. При этом предпринимаемые на третьем уровне меры структурного регулирования должны быть согласованы с регулированием экономических институтов и отношений собственности.

В-третьих, конечная детализация регулирования структуры третьего уровня означает развитие различных видов инфраструктуры (четвертый уровень структуры

национальной экономики). Воздействие на нее подразумевает создание условий для закрепления структурных преобразований третьего уровня, повышение их устойчивости во времени и в рамках структуры третьего уровня.

Таким образом, структурное регулирование не должно ограничиваться воздействием на межотраслевое распределение инвестиций, инноваций и объемов выпуска в рамках промышленной политики. Оно представляет собой многоуровневый и многосубъектный комплекс, элементы которого имеют четкую иерархию. Только системное, комплексное регулирование структуры российской экономики способно обеспечить ее поступательное развитие, стабилизировать макроэкономические процессы.

Список использованной литературы 1. Корнай Я. Социалистическая система. Политическая экономия коммунизма: пер. с англ. М., 2000.

Bibliography (transliterated)

1. Kornai Ya. Sotsialisticheskaya sistema. Politicheskaya ekonomiya kommunizma: per. s angl. M., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.