Научная статья на тему 'Содержание региональной системы привлечения инвестиций'

Содержание региональной системы привлечения инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АГЛОМЕРАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / STRUCTURAL AND INVESTMENT POLICY / AGGLOMERATIONS / INVESTMENTS / INVESTMENT POLICY / REGION / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / INVESTMENT OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махиев З. З.,

Цель данной статьи состоит в анализе теоретико-методологических основ региональной системы привлечения инвестиций. Рассматривается региональный механизм привлечения инвестиций, перспективы развития региональной инвестиционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the regional system of investment attraction

The purpose of this article is to analyze the theoretical and methodological foundations of the regional system of investment. The regional mechanism of attraction of investments, prospects of development of regional investment policy is considered.

Текст научной работы на тему «Содержание региональной системы привлечения инвестиций»

Содержание региональной системы привлечения инвестиций The content of the regional system of investment attraction

Махиев З.З.

Студент 2 курса,

ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»,

РФ, г.Казань e-mail: Zufar000@bk.ru

Mahiev Z.Z.

2nd year student,

FGBOU VPO "Kazan state power engineering University»,

Russian Federation, Kazan e-mail: Zufar000@bk.ru

Научный руководитель Шакирова Динара Марселевна

Кандидат социологических наук, Казанский Государственный Энергетический Университет,

РФ, г.Казань e-mail: dinara.mm@yandex.ru

Scientific adviser Shakirova Dinara Marselevna

Candidate of Sociological Sciences, Kazan State Power Engineering University,

Russia, Kazan e-mail: dinara.mm@yandex.ru

Аннотация.

Цель данной статьи состоит в анализе теоретико-методологических основ региональной системы привлечения инвестиций. Рассматривается региональный механизм привлечения инвестиций, перспективы развития региональной инвестиционной политики.

Annotation.

The purpose of this article is to analyze the theoretical and methodological foundations of the regional system of investment. The regional mechanism of attraction of investments, prospects of development of regional investment policy is considered.

Ключевые слова: структурно-инвестиционная политика, агломерации, инвестиции, инвестиционная политика, регион, инвестиционная привлекательность, инвестиционные возможности

Key words: structural and investment policy, agglomerations, investments, investment policy, region, investment attractiveness, investment opportunities

Стимулирование экономического роста регионов возможно благодаря инвестиционной политике, которая может быть направлена на решение актуальных проблем регионов путем устранения диспропорций в их развитии, структурного распределения инвестиций по регионам.

В настоящее время в силу различных процессов, происходящих в экономике России, сложилось множество таких диспропорций по используемым доходам и инвестиционным ресурсам. Показатели доходов населения, социальных благ сильно дифференцированы и попытки сглаживания, предпринимаемые правительством, позволяют не допустить коллапса в социальной сфере, однако дисбаланса в пространственном развитии не решают.

Поэтому объектами инвестиционной политики должны становиться регионы, располагающие условиями для модернизации производства, но не имеющими для этого достаточного количества инвестиционных ресурсов, те регионы, где инвестиции могли бы дать наиболее ощутимый эффект [5, с.55].

Регионы трех типов в этом смысле обладают конкурентными преимуществами: это промышленные

436

регионы, регионы с внутренними точками роста, и регионы с геополитическим и стратегическим преимуществом, такие как Северный Кавказ, Дальний Восток, Крым и т.д.

Потенциалом экономического роста обладают прежде всего промышленные регионы, это Поволжье (Республика Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Нижегородская, Самарская, Ульяновская области); Урал (Свердловская, Челябинская области); Сибирь (Красноярский край, Новосибирская, Омская, Иркутская области); часть территорий Дальнего Востока (Приморский и Хабаровский край); регионы Центрального округа, существенно обновившие в последние годы производственную базу и имеющие потенциал для дальнейшего развития (Калужская, Белгородская, Воронежская, Тульская области). Эти регионы будут формировать базу промышленной кооперации и оказывать влияние на развитие производств в других частях страны [9, с.32].

В регионах с новыми точками роста могут быть созданы новые высокотехнологичные и импортозамещающие производства, которые будут способствовать развитию транспортной и логистической инфраструктуры, развитию портов и приморских регионов, в этом смысле перспективным направлением является строительство космодрома «Восточный».

Спецификой регионов, которые могут реализовывать общенациональные приоритеты страны, являются принятые в них государственные программы, обеспечивающие приток инвестиций в регион; в таких регионах может быть привлечен иностранный капитал, формироваться кооперационные производства совместно с иностранными компаниями, расширяться транспортная инфраструктура.

При этом к числу приоритетных объектов для вложения инвестиций не относят регионы с преимущественной добычей полезных ископаемых, в таких регионах нет возможности наращивания производства более чем на 1-2% в год, и они обеспечивают доходную базу бюджета государства для перераспределения ее на выравнивание диспропорций в других регионах [6, с. 17].

Часть территорий даже в условиях благоприятного экономического развития останутся слабо привлекательными в плане экономической эффективности, для этих территорий (преимущественно находящихся на севере страны), также должны быть предусмотрены программы поддержки со стороны государства.

Одним из сдерживающих факторов развития регионов является демография, это сокращение населения трудоспособного возраста: предполагаемое сокращение при нынешних темпах роста составит в 2030 году 868 тыс. чел., падение населения планируется во всех регионах страны, за исключением СКФО, Республики Татарстан и Башкортостан. Положительная динамика населения наблюдается в Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской, Калининградской области, в основном за счет миграционного прироста [2, с.226].

Реализация грамотной инвестиционной политики способствовала бы изменению характера миграционных потоков и препятствовала бы повышенной концентрации населения в мегаполисах. Важным фактором развития регионов является усиление внутрирегионального спроса, создание локальных рынков с драйверами роста. Конечное потребление домашних хозяйств может стать тем фактором, который будет определять стабильность социально-экономической ситуации конкретного региона [4, с.38].

Существует также проблема бюджетных ограничений инвестиционных возможностей развития отдельных регионов - большая часть инвестиций проходит через внебюджетные источники; доля бюджетных инвестиций составляет всего порядка 15-17% от общих сумм инвестиций. Из бюджетных инвестиций наиболее высока доля инвестиций федерального бюджета.

В 2016 году доля бюджетных инвестиций составила 16% (9% из федерального бюджета и 7,0% из региональных бюджетов), при этом за счет средств федерального бюджета75 было сформировано 25,7% от общего объема инвестиций в Северо-Кавказском федеральном округе, 21,1% в Южном и 10,6% в Дальневосточном федеральных округах. В республиках Ингушетии и Северной Осетии-Алании инвестиции из

федерального бюджета превысили 70% от общей суммы, в Приморском, Хабаровском краях и Еврейской автономной области - более 20%. В пространственной структуре инвестиций из региональных бюджетов традиционно доминировали Москва, Тюменская область с автономными округами, другие регионы, получавшие доходы от сырьевого экспорта. В 2016 году доля инвестиций из регионального бюджета существенна только в Москве (21,2% от всех инвестиций).

В большей части регионов ограничены возможности инвестирования, и нет бюджетов для формирования инвестиционных программ; регионы вынуждены конкурировать друг с другом за привлечение инвестиционных ресурсов, и поэтому вынуждены предоставлять инвесторам преференции и льготы.

Масштабные инфраструктурные проекты по окончании инвестиционного цикла оказывают весьма скромное влияние на экономику регионов - реципиентов капиталовложений. Например, обслуживание трубопроводов после завершения строительства создает мало рабочих мест, а добавленная стоимость от эксплуатации таких объектов находится в распоряжении компаний, не являющихся "резидентами" регионов.

Потенциал роста инвестиций находится в отраслях, относящихся к сфере транспорта, нефтегазовому комплексу, электроэнергетике, в развитии Восточного полигона, строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань, - реализация таких масштабных проектов создаст условия для привлечения бюджетных инвестиций, создаст мультипликативный эффект для инвестиционного спроса.

Важным для привлечения инвестиций является жилой фонд, жилищное строительство может простимулировать спрос на строительные материалы, обеспечить загрузку строительного комплекса, обеспечить регион трудовыми ресурсами. Потенциал неравномерно распределен по территории федеральных округов: половина жилого фонда сосредоточена в двух федеральных округах: Центральном (28,5% всего жилого фонда и 30,5% сельского) и Приволжском (20,8% всего фонда и 19,7% сельского).

Регионы сильно дифференцированы по состоянию жилого фонда, его благоустройству, обеспеченности жилой площадью. Доля ветхого и аварийного жилья в среднем по России составляет 2,5%, в Центральном и Южном федеральных округах - 1,2%, в Дальневосточном - 5,8%, Северно-Кавказском федеральном округе-5,9%. Минимальный уровень обеспеченности жилой площадью также в восточных регионах страны. При среднем по стране показателе 24,4 м2 в Сибирском федеральном округе он составляет 23 м2, в Дальневосточном - 23,3м2; ниже он только на Северном Кавказе - 20,3 м2 и в Крыму - 16,6 м2. Оценки показывают, что только для замещения ветхого и аварийного жилищного фонда необходимый объем инвестиций составляет 3480,4 млрд. руб. Если же исходить из задачи замещения неблагоустроенного городского жилищного фонда, то общая сумма необходимых инвестиций составит 26843,2 млрд. руб.

Реализация жилищных программ при этом способна оказать влияние на инвестиционный и потребительский спрос, прирост ВВП, связанный с данным фактором, за период 2017 - 2035 гг. может составить 0,45 - 0,75 п.п. в год (в зависимости от региона).

Потенциалом роста, способным стимулировать модернизацию промышленности и обеспечивающим условия для нее, однако требующим значительных объемов инвестиций, является модернизация социальной и производственной инфраструктуры регионов. В перспективе должна возрасти роль механизмов реализации структурно-инвестиционной политики, действующих на федеральном уровне. Вместе с тем, интенсивность влияния федеральных институтов развития на региональном уровне не может быть одинаково эффективной. Из всего комплекса специализированных каналов финансирования для регионов наиболее важными являются Фонд развития АПК, АИЖК, Институциональные корпорации (МПС и др.).

В настоящее время разработан широкий спектр инструментов региональной политики, которые могут быть использованы для привлечения инвестиций на приоритетные территории (особые экономические зоны,

территории опережающего роста, специальные инвестиционные контракты, другие формы создания преференций). Большинство регионов достаточно активно пытаются привлекать инвестиции, используя весь спектр инструментов повышения их инвестиционной привлекательности, разработанных в настоящее время на федеральном уровне.

Практически во всех регионах приняты инвестиционные стратегии, которые используются регионами как инструмент для привлечения инвестиций и межрегиональной конкуренции за инвестиционные ресурсы. Лучшие практики регионов по привлечению инвестиций анализируется и тиражируется. Однако существенным фактором, сдерживающим инвестиционную активность подавляющего большинства российских регионов, является острый дефицит собственных финансовых ресурсов.

При реализации региональной инвестиционной политики важно предусмотреть ее принципы и приоритеты; первоначальными задачами должно быть создание высокотехнологичных производств, социальные инвестиции и инвестиции в развитие и поддержание экологической среды. Важным направлением региональной политики является взаимодействие бизнес-структур и региональных органов власти [5, с.55].

Блоками региональной политики являются: факторы привлечения инвестиций, этапы формирования инвестиционной политики, компоненты реализации инвестиционной политики в регионе.

Механизм инвестиционной политики региона отражен на рис.1 и включает в себя выбор органов и сроков реализации политики, создание условий привлечения инвестиций, выбор надежных источников финансирования и разработку правовой базы регулирования.

Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций

Определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики

I

I

Создание нормативно-правовой базы для функционирования

Выбор надежных и эффективных источников и методов

Рисунок 1. Механизм реализации инвестиционной политики [2, с.232]

Посредством реализации инвестиционной политики региона достигается мобилизация инвестиционных ресурсов, концентрация инвестиционных потоков, повышение эффективности отдачи инвестиций, увеличение инвестиционной активности в регионе.

Механизмами реализации инвестиционной политики является набор методов и технологий воздействия на привлечение инвестиций. Методы региональной политики могут носить административно-экономический характер в зависимости от способа воздействия рыночных факторов.

Административными методами (принятием нормативно-правовых актов) достигается регулирование мер по привлечению инвестиций: нормативно-правовые акты регулируют выдачу кредитов, субсидий, лицензий

и квот.

Экономическими методами (прямыми и косвенными) производится привлечение инвестиций в регион и контроль над их освоением. Косвенные меры инвестиционной политики включают прогнозные программы, планирование экономического развития территории, задействование налоговых и кредитных мер (льготирование, снижение налоговых ставок).

Прямые экономические методы предусматривают привлечение инвестиций в отстающие регионы, изменение соотношения государственных и частных инвестиций и т.д. Основными формами реализации инвестиционной политики региона являются: разработка и реализация целевых национальных или муниципальных программ; развитие государственной / муниципальной системы поставок продукции для удовлетворения потребностей государства; поддержка высокотехнологичных отраслей и развитие высокотехнологичных технологий; участие государственных или муниципальных органов власти в инвестиционных и инновационных проектов; укрепление внешнеэкономических связей в регионе; создание необходимых условий для формирования частных экономических зон и технопарков;;

Существует три тенденции влияния на региональное распределение, направленные на рациональную мобилизацию ресурсной базы региона:

1) Инструменты влияния на физико-технические параметры: выбор инвестиционных инструментов и стадий; изменение производственных приоритетов, накопление финансовых ресурсов.

2) Влияние на социально-экономическое развитие региона, обоснование ценности привлечения социальных инвестиций; создание стимулов для улучшения инвестиционного климата в регионах.

3) Создание региональных программ, проектов, распределение инвестиционных вложений, разработка нормативно-правовой базы инвестиций.

Эффективность реализации регионального управления инвестициями достигается посредством планирования и прогнозирования инвестиционных процессов согласно современным методам управления, при поддержке региональных органов власти и с соблюдением принципов сбалансированности и последовательности.

Структура регионального механизма регулирования инвестиционной деятельности отражена на рис.6. В этих блоках отражены три аспекта механизма управления инвестициями (влияние на производительные силы и отношения производственных структур, высокие технологии), одновременно определены важнейшие задачи и функции и инструменты его влияния.

Инструменты воздействия на материально-техническую о азу

Формы организации и координации регионального производства

Методы гармонизации регионального комплекса региона

Регулирование размещения объектов инвестиционного комплекса региона

Рисунок 2. Структура регионального механизма регулирования инвестиционной деятельности [3, с.54]

Залог успеха инвестиционной деятельности в регионе и эффективного функционирования механизма регуляризации региональной инвестиционной инфраструктуры. Только система, основанная на выявлении взаимосвязи между производительными силами и отношениями, способна определить комплекс задач, решаемых за счет инвестиций в инфраструктуру, функции каждого из элементов в конечном составе самих элементов. Залогом эффективности инвестиционной деятельности является также защита от рисков инновационной деятельности. Согласно статье Шакировой Д.М., «успешность выявления степени риска в конечном итоге определит, какой доход получит предприятие по результатам внедрения инноваций» [8].

Таковы стратегические цели региональной экономики, благоприятный инвестиционный климат, повышающий инвестиционную привлекательность регион.

Привлекательность инвестиций в регионе является неотъемлемой частью атрибутов инвестиционного климата, уровня развития инфраструктуры и способности привлекать инвестиции в ресурсы и других факторов, существенно влияющих на формирование доходов и инвестиционных рисков.

Для оценки инвестиционной привлекательности региона используют ряд наборов факторов: это географический: размер Земли и естественных условий, расстояние от промышленных центров, легкая перевозка к другим областям; природные ресурсы, включающие водные, минеральные, земельные и биологические виды ресурсов; интеллектуальные ресурсы, связанные с численностью населения и его плотностью, миграцией рабочей силы, уровнем знаний и т. д.; экономическая ситуация: уровень экономического развития территории, Фискальная политика, состояние регионального рынка и др.; экологический фактор: включающий параметры загрязнения окружающей среды, цену измерений охраны окружающей среды и иные составляющие; политическую ситуацию (по отношению к факторам форс-мажора): в конкурентном регионе, социальную напряженность и др.; законодательный уровень: уровень развития существующей правовой базы в области инвестиций.

Существует ряд инструментов инвестиционной политики государства, делится он на три группы:

Обоснование социально-экономической эффективности инвестиций

Инвестиционные программы. планы привлечения и размещения средств

макроэкономические инструменты, определяющие общий инвестиционный климат, микроэкономические инструменты - затрагивающие определенные компоненты инвестиций или отдельные отрасли - налоговые ставки, гарантии, льготные кредиты, и т.д. Благодаря институциональным инструментам улучшается координация инвестиционных программ частных инвесторов и государственных органов.

Таким образом, региональная система привлечения инвестиций характеризуется рядом методов формирования централизованной и децентрализованной политики; централизованные методы и механизмы инвестиционного развития разрабатываются на национальном уровне, при децентрализации - инвестиционные механизмы разрабатываются на региональном уровне. Развитие инвестиционного режима в регионе может предложить в виде трех блоков взаимосвязанных факторов: инвестиционная политика (первая группа), этапы ее формирования (вторая группа) и методы реализации (правовая, нормативная информация). Управление инновациями в регионах влияет на инвестиционную привлекательность регионов. Специфика регионов, реализующих общенациональные приоритеты, состоит в том, что в отношении их приняты государственные программы, которые обеспечивают приток государственных инвестиций, а также реализуют уже сформированную систему стимулов и преференций для привлечения в эти регионы трудовых ресурсов и частного капитала. В указанных регионах может проводиться политика развития экспортного потенциала, в том числе сырьевого, формирование кооперационных производств с участием иностранных компаний, расширение транспортной инфраструктуры, ориентированной на развитие внешнеэкономической деятельности.

Реализация структурно-инвестиционной политики, стимулирующей использование эндогенных факторов роста, модернизацию производства, создание высокодоходных рабочих мест в регионах, должно способствовать изменению характера миграционных потоков, сохранению населения в местах исторического проживания, препятствовать высокой концентрации населения в мегаполисах регионов. В целях территориального развития принципиально важным для регионов является вопрос о ресурсах, формирующих потенциал экономического развития. Разница между производимыми в регионах объемами добавленной стоимости и ее использованием на потребление и накопление позволяет объективно (безотносительно межрегионального перераспределения) оценить возможности разных регионов самостоятельно сформировать ресурсы воспроизводства. Анализ показывает, что в динамике такие возможности для большинства регионов сокращаются, поэтому необходимо учитывать международный опыт в целях улучшения собственной региональной политики привлечения инвестиций.

Список используемой литературы:

1. Гайтерова, О.А. Особенности реализации региональной политики привлечения инвестиций / О. А. Гайтерова // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2012. - № 1 (39). - С. 131.135.

2. Гладкая, С.В. Механизмы повышения инвестиционной привлекательности региона / С. В. Гладкая // TerraEconomicus. - 2013. - Т. 11. - № 4-3. - С. 226-232.

3. Коява, Л.В. Инвестиционная политика как фактор развития российской экономики / Л. В. Коява, Э. С. Некрасова, Н. К. Уланова // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 9 (27). - С. 54.

4. Носенкова, М.Ю. Современные проблемы инвестиционной привлекательности России / М. Ю. Носенкова // Ешореат^еагск - 2014. - № 1. - С. 38-43.

5. Петрова, Я.В. Ключевые проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России / Я. В. Петрова // Научный журнал КубГАУ. - 2017. - № 102(08). - С.55-59.

6. Семина, Л. А. Инвестиционная привлекательность: теоретический аспект / Л. А. Семина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. -№ 14 (195). - Экономика. Вып. 27. - С. 17.

7. Чванова, А. В. Эффективная инвестиционная политика региона / А. В. Чванова // Вестник Челябинского госу-дарственного университета. - 2015. - № 73 (258). - С. 137-139.

8. Шакирова Д.М. Управление рисками как фактор эффективности инновационных проектов // Вестник КХТИ. - 2014. - №10.

9. Юзвович, Л. И. Эффективная инвестиционная политика региона / Л. И. Юзвович, А. Г. Арутюнян // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2017. - № 5. - С. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.