Научная статья на тему 'Содержание процесса технико-тактической подготовки курсантов будущих сотрудников подразделений полиции специального назначения на специализированном этапе профессионального обучения в вузах МВД'

Содержание процесса технико-тактической подготовки курсантов будущих сотрудников подразделений полиции специального назначения на специализированном этапе профессионального обучения в вузах МВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
752
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / ОЦЕНКА ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИЕМОВ И СКД / УРОВНИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Витютнев Евгений Евгеньевич, Чернышенко Юрий Константинович, Чернышенко Константин Юрьевич

В данной статье изложено содержание методики совершенствования техники выполнения боевых приемов и специальных комплексных действий (СКД) по противодействию вооруженному (невооруженному) преступнику, тактики их применения в различных ситуациях, а так же педагогического контроля уровня технико-тактической подготовленности курсантов и слушателей 4-5 курсов образовательных учреждений МВД России будущих сотрудников специальных подразделений полиции. Методика основывается на моделировании ситуационных задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности работников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Витютнев Евгений Евгеньевич, Чернышенко Юрий Константинович, Чернышенко Константин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of the process of technique-tactics training of cadets future staff of special task police forces subdivisions at the specialized stage of professional training at institutions of higher education of Ministry of Internal Affairs

The article states the content of methods of perfection for the technique of fighting grips and special allembracing actions (SAA) to counteract armed (unarmed) criminal, tactics of their usage in different situations, as well as pedagogical control of the level of technique tactical training of the cadets and 4th-5th years students of the educational establishments of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation future staff of special police subdivisions. The technique is based on the modeling of the situational tasks arising in the course of the professional activity of employees of police.

Текст научной работы на тему «Содержание процесса технико-тактической подготовки курсантов будущих сотрудников подразделений полиции специального назначения на специализированном этапе профессионального обучения в вузах МВД»

УДК 378 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ - БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ МВД

Евгений Евгеньевич Витютнев, старший преподаватель,

Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, Константин Юрьевич Чернышенко, кандидат педагогических наук, Краснодарский университет МВД России

Аннотация

В данной статье изложено содержание методики совершенствования техники выполнения боевых приемов и специальных комплексных действий (СКД) по противодействию вооруженному (невооруженному) преступнику, тактики их применения в различных ситуациях, а так же педагогического контроля уровня технико-тактической подготовленности курсантов и слушателей 4-5 курсов образовательных учреждений МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции. Методика основывается на моделировании ситуационных задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности работников полиции.

Ключевые слова: технико-тактическая подготовка, боевые приемы, специальные комплексные действия, ситуационные задачи, оценка техники и тактики выполнения приемов и СКД, уровни развития.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p50-55 CONTENT OF THE PROCESS OF TECHNIQUE-TACTICS TRAINING OF CADETS

- FUTURE STAFF OF SPECIAL TASK POLICE FORCES SUBDIVISIONS AT THE SPECIALIZED STAGE OF PROFESSIONAL TRAINING AT INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Evgeniy Evgenievich Vityutnev, the senior lecturer,

Yuriy Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Konstantin Yurievich Chernyshenko, the candidate of pedagogical sciences,

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Annotation

The article states the content of methods of perfection for the technique of fighting grips and special all- embracing actions (SAA) to counteract armed (unarmed) criminal, tactics of their usage in different situations, as well as pedagogical control of the level of technique tactical training of the cadets and 4th-5th years students of the educational establishments of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation - future staff of special police subdivisions. The technique is based on the modeling of the situational tasks arising in the course of the professional activity of employees of police.

Keywords: technique-tactical training, sighting grips, special all- embracing actions, situational tasks, estimation of technique and tactics of grips and SAA fulfillment, levels of development.

Профессиональная компетентность сотрудников полиции специального назначения определяется, прежде всего, способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях чрезвычайных обстоятельств и ситуаций, а также в условиях режима чрезвычайного положения, обеспечивая при этом личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач [1, 4]. Успешность решения данных задач на прямую зависит от уровня профессионально-прикладной физической подготовленности (ППФП) полицейских данной группы предназначения.

Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов Краснодарского университета МВД России, обучающихся по специализации - «Деятельность специальных подразделений органов внутренних дел» призвана адаптировать готовность обуча-

ющихся не вообще к службе в органах внутренних дел, а к выполнению своих конкретных служебных обязанностей согласно должностным инструкциям. Особое место в системе профессионально-прикладной физической подготовке курсантов данной специализации занимает технико-тактическая подготовка (ТТП). Целью ТТП на этапе специализированной подготовки (4-5 курсы) является достижение высокого профессионального мастерства выполнения боевых приемов (БП) и специальных комплексных действий (СКД) в различных ситуациях.

Специфическая направленность процесса ТТП курсантов Краснодарского университета МВД России, обучающихся по специализации - «Деятельность специальных подразделений органов внутренних дел» реализуется в рамках практических учебных занятий по следующим темам, предусмотренным тематическим планом дисциплины «Физическая подготовка»:

- Тактика оказания помощи и взаимовыручка в различных ситуациях.

- Способы сковывания и переноски лиц, оказывающих пассивное сопротивление: стоящих, сидящих, лежащих на животе и спине.

- Тактика применения боевых приемов против невооруженного преступника.

- Тактика применения приемов против вооруженного преступника.

- Тактика применения против группы невооруженных и вооруженных преступников.

С целью приближения учебной обстановки к реальным условиям решения служебно-боевых задач сотрудниками данной группы предназначения в ходе академических занятий были реализованы следующие положения:

1. Внедрение в учебный процесс четырех групп ситуационных задач, отражающих специфику узкой специализации данной категории обучающихся, с методическими указаниями по их применению:

первая группа - задержание сидящего, стоящего, идущего невооруженного (вооруженного) преступника двумя сотрудниками;

вторая группа - задержание сидящего, стоящего, идущего невооруженного (вооруженного) преступника втроем;

третья группа - задержание и сопровождение невооруженных (вооруженных) правонарушителей группой сотрудников (5-10 человек);

четвертая группа - защита от нападения двух и более противников.

2. Моделирование обстановки места задержания (использование различных помещений и условий местности).

3. Использование реального холодного (затупленного) и огнестрельного (учебного) оружия при отработке техники и тактики задержания вооруженного преступника или группы преступников, с целью детализации элементов защиты от различного оружия и его изъятия, а так же формирования психологической готовности обучающихся к противодействию при наличии реального оружия.

4. Осуществление отработки тактики групповых действий по задержанию вооруженного (невооруженного) преступника или преступной группы с обязательным использованием в процессе отдельных учебных занятий по физической подготовке средств индивидуальной защиты, создающих некоторые неудобства при быстром перемещении и выполнении БП и СКД с целью адаптации обучающихся к данным внешним условиям и, при необходимости, коррекция техники выполнения изучаемых профессиональных действий.

5. Предоставление возможности обучающимся самостоятельного моделирования ситуационной задачи и выбора способа ее решения с последующей практической отработкой, позволяющее существенно повысить их мотивацию к обучению и развивать умения принимать правильные решения в различных служебно-боевых ситуациях.

Педагогический контроль уровня технико-тактической подготовленности предполагает систему качественной ее оценки, предусматривающую получение измеряемой информации о динамике данного вида подготовленности обучающихся с целью ее статистической обработки.

Значения интегральных показателей, характеризующих степень владения боевыми приемами и специальными комплексными действиями курсантами и слушателями 4-5 курсов, определялись с использованием разработанной шкалы оценок (таблица 1), интегрирующей следующие критерии:

- качество (технику) выполнения отдельных элементов приема;

- внутриструктурную последовательность элементов приема;

- полноту выполненных элементов, составляющих общий алгоритм приема или специального комплексного действия;

- темпо-ритмовую структуру выполнения приема.

Таблица 1

Шкала относительной оценки техники выполнения боевых приемов и специальных _______________________________комплексных действий_________________________________

Баллы Выполненные элементы

1 Неправильный захват (блок-захват, уклон-захват, уход-захват), расслабляющий удар, не достигший цели; полностью неправильное и неуверенное выполнение основных технических действий приема (рычагов, бросков, скручиваний); неверно выполненный болевой прием; отсутствие контроля задержанного; низкий темп выполнения приема с большими паузами между его элементами.

2 Неправильный захват (блок-захват, уклон-захват, уход-захват); расслабляющий удар, не достигший цели; погрешности и неуверенность в выполнении основных технических действий (рычагов, бросков, скручиваний); неправильные действия на задержание; отсутствие контроля задержанного; низкий темп выполнения приема с большими паузами между его элементами.

3 Нечеткий захват (блок-захват, уклон-захват, уход-захват); погрешности и неуверенность в выполнении основных технических действий (рычагов, бросков, скручиваний); неакцентированный расслабляющий удар, нанесенный после выполнения основных технических действий; неправильные действия на задержание; отсутствие контроля задержанного; низкий темп выполнения приема с большими паузами между его элементами.

4 Нечеткий захват (блок-захват, уклон-захват, уход-захват); правильное, но неуверенное выполнение основных технических действий (рычагов, бросков, скручиваний); неак-центированный расслабляющий удар, нанесенный после выполнения основных технических действий; погрешности в действиях на задержание; отсутствие контроля задержанного, низкий темп выполнения приема с большими паузами между его элементами.

5 Нечеткий захват (блок-захват, уклон-захват, уход-захват); неакцентированный расслабляющий удар; правильное, но неуверенное выполнение основных технических действий (рычагов, бросков, скручиваний); погрешности в действиях на задержание; отсутствие контроля задержанного; слитное выполнения приема в среднем темпе или боевой темп выполнение отдельных элементов приема с небольшими паузами между ними.

6 Нечеткий захват (блок-захват, уклон-захват, уход-захват); неакцентированный расслабляющий удар; правильное, но неуверенное выполнение основных технических действий (рычагов, бросков, скручиваний); погрешности в действиях на задержание; неполный контроль задержанного; слитное выполнения приема в среднем темпе или боевой темп выполнение отдельных элементов приема с небольшими паузами между ними.

7 Нечеткий захват (блок-захват, уклон-захват, уход-захват); эффективный расслабляющий удар; правильное, но неуверенное выполнение основных технических действий (рычагов, бросков, скручиваний); погрешности в действиях на задержание; неполный контроль задержанного; слитное выполнения приема в среднем темпе или боевой темп выполнение отдельных элементов приема с небольшими паузами между ними.

Баллы Выполненные элементы

8 Правильный захват (блок-захват, уклон-захват, уход-захват); эффективный расслабляющий удар; правильное, но неуверенное выполнение основных технических действий (рычагов, бросков, скручиваний); погрешности в действиях на задержание; неполный контроль задержанного; слитное выполнения приема в боевом темпе.

9 Правильный захват (блок-захват, уклон-захват, уход-захват); эффективный расслабляющий удар; правильное, но неуверенное выполнение основных технических действий (рычагов, бросков, скручиваний); грамотные действия на задержание; полный контроль задержанного; слитное выполнения приема в боевом темпе.

10 Правильный захват (блок-захват, уклон-захват, уход-захват); эффективный расслабляющий удар; правильное и уверенное выполнение основных технических действий (рычагов, бросков, скручиваний); грамотные действия на задержание; правильный контроль задержанного; слитное выполнения приема в боевом темпе.

Значения суммарных показателей рассчитывались путем суммирования баллов интегральных показателей. Информативность интегральных и суммарных показателей технико-тактической подготовленности (таблица 2) определялась на основе расчета коэффициентов корреляции между значениями составного критерия и оценки за преддипломную практику (5 курс) [2, 3, 5].

Таблица 2

Информативность интегральных и суммарных показателей технико-тактической

подготовленности курсантов и слушателей 4-5 курсов

№ п/п Интегральные и суммарные показатели Курсы

4 1 5

Составной критерий Практика

1. Болевые примы стоя 0,711 0,821 0,869

2. СКД защиты от ударов невооруженного преступника 0,616 0,732 0,842

3. СКД защиты от ударов преступника, вооруженного холодным оружием (предметом 0,601 0,714 0,813

4. СКД защиты от угрозы применения огнестрельного оружия и упреждающие действия при попытках достать (изъять) его 0,711 0,794 0,831

5. СКД по освобождению от захватов, обхватов, удушений 0,703 0,806 0,856

Суммарный показатель 0,788 0,836 0,892

Анализ результатов статистической обработки данных позволил сформулировать следующие выводы:

1. Все интегральные показатели ТТП курсантов (слушателей) 4-5 курсов более информативны, чем их оценки за выполнение отдельных контрольно-практических заданий. Несколько большей взаимосвязью с критериями информативности на обоих курсах обладают результаты выполнения БП стоя, СКД защиты от угрозы применения огнестрельного оружия и упреждающие действия при попытках достать (изъять) его, СКД по освобождению от захватов, обхватов, удушений.

2. Суммарные показатели курсантов (слушателей) 4-5 курсов более информативны, чем входящие в них отдельные интегральные показатели, что позволяет их использовать как основные критерии оценки уровня технико-тактической подготовленности.

3. Суммарные показатели слушателей 5 курса более информативны, чем эти же параметры у курсантов 4 курса.

В таблице 3 представлены рассчитанные на основе метода средних значений и стандартных отклонений граничные значения пяти уровней суммарных и интегральных показателей курсантов и слушателей 4-5 курсов.

Таблица 3

Уровни развития интегральных и суммарных показателей технико-тактической ________физической подготовленности курсантов и слушателей 4-5 курсов____________

№ БП и СКД (балл) Уровень

п/п Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

1. Болевые примы стоя и сопровождение 18,0< 18,1-36,0 36,1-54,0 54,1-72,0 72,1-90

2. СКД защиты от ударов невооруженного преступника 10,0< 10,1-20,0 20,1-30,0 30,1-40,0 40,1-50

3. СКД защиты от ударов преступника, вооруженного холодным оружием (предметом) 10,0< 10,1-20,0 20,1-30,0 30,1-40,0 40,1-50

4. СКД защиты от угрозы применения огнестрельного оружия и упреждающие действия при попытках достать (изъять) его 24,0< 24,1-48,0 48,1-72 72,1-96 96,1-120

5. СКД по освобождению от захватов, обхватов, удушений 22,0< 22,1-44,0 44,1-66,0 66,1-88,0 88,1-110

Суммарный показатель 84,0< 84,1-168,0 168,1-252,0 252,1-336,0 336,1-420

Таким образом, на основе результатов исследования, разработана методика педагогического контроля уровня технико-тактической подготовленности курсантов и слушателей - будущих сотрудников полиции подразделений специального назначения на специализированном этапе профессиональной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алдошин, А.В. Педагогическая технология специальной физической подготовки курсантов вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов / А.В. Алдошин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (43). - С. 3-7.

2. Ахметов, Р.С. Модель процесса формирования базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов 1-3 курсов вузов МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2013. - № 3 (97). - С. 25-30.

3. Баландин, В.А. Научно-педагогические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Баландин В.А. -Краснодар, 2001. - 50 с.

4. Витютнев, Е.Е. Методика педагогического контроля специальной физической подготовленности курсантов - будущих сотрудников подразделений полиции специального назначения на специализированном этапе профессиональной подготовки / Е.Е. Витютнев, Ю.К. Чернышенко, К.Ю. Чернышенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 30-36.

5. Губа, В.П. Измерения и вычисления в спортивной практике : учеб. пособие для вузов физической культуры / В. П. Губа. - 2-е изд. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.

REFERENCES

1. Aldoshin, A.V. (2008), “Pedagogical technology of special physical training of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs to performance of office and fighting tasks in the conditions of the local conflicts”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9, Vol. 43, pp. 3-7.

2. Akhmetov, R.S. (2013), “Model of process of formation of basic professional and applied physical culture of cadets of 1-3 courses of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia - future staff of special divisions of police”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3, Vol. 97, pp. 25-30.

3. Balangdin, V.A. (2001), Scientific and pedagogical bases of updating of process of physical training at elementary school, dissertation, Krasnodar.

4. Vityutnev, E.E., Chernyshenko, Yu. K., Chernyshenko, K. Yu. (2014), “Methodology of pedagogical control of special physical readiness of cadets - future staff of the police divisions of special purpose at the specialized stage of vocational training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 32, Vol. 108, pp. 30-36.

5. Guba, V.P. (2006), Measurements and calculations in sports practice: studies. Grant for higher education institutions of physical culture, publishing house “Physical culture and sport”, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.02.2014.

УДК 159.9

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ ПАЦИЕНТОВ СОМАТИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ

Наталья Вячеславовна Власова, медицинский психолог,

Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения городского округа Тольятти «Городская клиническая больница №1» (МБУЗ «ГКБ №1»)

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассмотрена взаимосвязь внутриличностных, клинических и социально-средовых факторов и психологических реакций пациентов терапевтического, неврологического, хирургического стационаров в лечебно-диагностическом процессе. Интегративный подход к изучению факторов формирования психологических реакций пациентов соматической клиники обеспечивает возможность выявить наиболее значимые факторы для врачей, медицинских сестер и посетителей клиники, общие и специфические.

Знание специфики взаимосвязи внутриличностных, социально-средовых и клинических факторов и психологических реакций пациентов в зависимости от профиля стационара в лечебнодиагностическом процессе позволяет определить мишени психологической коррекции и является критерием для дифференциального подхода работы медицинского психолога в соматической клинике.

Ключевые слова: внутриличностные, клинические и социально-средовые факторы; психологические реакции.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p55-59 INTEGRATIVE APPROACH TO STUDYING THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL REACTIONS OF THE PATIENTS OF SOMATIC CLINIC

Natalya Vyacheslavovna Vlasova, the clinical psychologist,

Togliatti Municipal budget health institution "City Clinical Hospital No.1"

Annotation

The article examined the relationship of intrapersonal, clinical and socio-environmental factors and psychological reactions of the patients of therapeutic, neurological and surgical hospitals. Integrative approach to studying the formation of the psychological reactions of patients of somatic clinic: the identification of general and specific psychological features of the diagnostic and treatment process of patients of therapeutic, neurological and surgical hospitals can be applied by the clinical psychologist of somatic hospitals in connection with the specification of differentiated ways of psychological adjustment.

Specificity of intrapersonal relationships, socio-environmental and clinical factors and psychological reactions of the patients, depending on the profile of the department in the medical diagnostic process determines the target of psychological intervention is the criterion for the differential treatment of clinical psychologist somatic clinic.

Keywords: intrapersonal relationships, socio-environmental and clinical factors and psychological reactions.

ВВЕДЕНИЕ

В медицинской практике все актуальнее становится необходимость привлечения методов психологической коррекции в работе с пациентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.