УДК373 (091)(47+57)«19»
Пивченко Владимир Петрович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета, vladimirpivchenko@yandex. т, Новосибирск
Шадрина Евгения Владимировна
Преподаватель кафедры специальной педагогики и гуманитарных наук Института социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета, [email protected], Новосибирск
СОДЕРЖАНИЕ ПОНяТИя «ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДхОД
в общем образовании» в истории педагогической мысли
Аннотация. В статье проанализированы взгляды теоретиков педагогической мысли на целостный образовательный процесс в школах. Интеграция представлений о сущности образовательного процесса позволила авторам дать определение «целостный подход в общем образовании». Установлено, что реализация целостного подхода в общем образовании предполагает решение проблемы интеграции принципов отбора и систематизации научных знаний по дисциплинам естественно-математического и гуманитарного циклов соответственно возрастным возможностям учащихся; соотношения теории и практики в учебно-воспитательном процессе; соотношения принципов обучения, воспитания и развития мыслительных способностей и креативного потенциала учащихся общеобразовательных учебных заведений.
Ключевые слова: история, педагогика, целостный подход в общем образовании.
Pivchenko Vladimir Petrovich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of the Institute of History, Humanitarian and Social Education at the Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
Shadrina Evgenia Vladimirovna
Lecturer at the Department of special training and humanities of the Institute of social rehabilitation at the Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk
THE CONCEPT CONTENT «HOLISTIC APPROACH IN GENERAL EDUCATION» IN THE HISTORY OF PEDAGOGICAL THOUGHT
Abstract. The article analyses views of theorists of pedagogical thought on integral educational process at schools. Integrating views of theorists of pedagogical thought on essence of educational process allowed the authors to give a definition of the term "holistic approach in general education". The article demonstrates that the realization of the holistic approach in general education proposing solution of the problem of integrating principles. Among them: selection and systematization of scientific knowledge of natural sciences and humanities according to age potentialities of secondary school students, correlation of theory and practice in educational process, correlation of learning and educational principles, forming and development of power of apprehension and creative potential of secondary school students.
Keywords: history, pedagogy, holistic approach in general education.
Для понимания педагогической категории «общее образование» как целостного явления имеются исторические предпосылки.
По мнению Я. А. Коменского, ориентация на формирование целостной системы научных знаний об окружающем мире - важная составляющая целостного подхода в образовании учащихся школ. Задача учителя, как
ключевой фигуры образовательного процесса школьников, заключалась в интеграции принципов отбора научных знаний соответственно возрастным особенностям учащихся и соотнесения теоретических знаний основ наук и искусств с реальной жизнью, с развитием и воспитанием школьников в процессе обучения. Учитель, по Я. А. Ко-
менскому, знающий и применяющий в процессе обучения учащихся все разнообразие метода, сможет достичь результата - всесторонне образовать учащихся, то есть не только дать целостную систему научных знаний об окружающем мире, но и воспитать нравственные качества личности обучающихся.
Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци, в отличие от Я. А. Коменского, понимал образование как процесс мыслительной деятельности самого учащегося. Целостный подход в образовании осуществляется путем обучения, направленного, в первую очередь, на активизацию и развитие мыслительных способностей учащихся школ. Такое обучение, согласно И.Г.Песталоцци, строится соответственно возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей в неразрывной связи с нравственным и трудовым воспитанием в процессе осуществления многообразной деятельности учащихся.
Основополагающие идеи И. Г. Песта-лоцци получили продолжение в теоретической деятельности немецкого педагога А. В. Дистервега. Этот ученый в своих педагогических сочинениях, так же, как Я. А. Ко-менский и И.Г.Песталоцци, отражает инте-гративный характер обучения, организация которого, по его мнению, должна воздействовать на учащегося целостно: не только развивать представления, понятия, мыслительные способности, но и способствовать воспитанию человеческих качеств.
Однако А. В. Дистервег, обозначая проблему реализации единства, целостности формального и материального в образовании учащихся, пошел дальше своих предшественников.
Подходы к исследованию проблемы целостного подхода в образовательном процессе разрабатывали и в отечественной педагогике во второй половине XIX века К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев и другие.
Особое внимание К. Д. Ушинский уделял задаче развития умственных способностей учащихся начальных школ, которая решалась в единстве с задачами постепенного приобретения теоретических знаний по дисциплинам естественно-математического и гуманитарного цикла; развития творческих способностей и воспитания нравственных качеств личности.
Формулу единства формального и материального образования этот ученый реализует в своих учебниках «Детский мир», а позднее - «Родное слово», предназначен-
ных для начальной школы.
П. Ф. Каптерев в «Дидактических очерках» обосновал образовательный процесс не только с внешней стороны, но и с внутренней. Анализ педагогических произведений П. Ф. Каптерева позволяет нам выделить компоненты, раскрывающие сущность целостного подхода в образовании учащихся школ. К ним относятся:
- отбор содержания общего образования с точки зрения единства формальной и материальной составляющей в обучении и воспитании учащихся;
- обеспечение взаимосвязи содержания дисциплин естественно-математического и гуманитарного цикла, а также дисциплин, необходимых для практического пользования соответственно возрастным и умственным особенностям учащихся;
- взаимосвязь содержания учебного материала уроков определенной области научного знания;
- соотношение развития, обучения и воспитания; личного и общественного на уроке;
- соотношение методов организации обучения и воспитания.
В 20-е - 30-е гг. ХХ века целевая установка на обеспечение всестороннего гармонического воспитания человека нового, социалистического общества нашла отражение в программно-методической документации тех лет и определила организацию учебно-воспитательного процесса школ.
Анализ теоретических исследований Н. К. Крупской, П. П. Блонского, М. М. Пи-страка, Б. П. Есипова и других [6, с. 402-403] позволил нам выделить основные критерии, способствующие реализации целостного подхода в образовании учащихся школ. К ним относятся: отбор и систематизация научного материала дисциплин естественно-математического и гуманитарного циклов соответственно возрастным возможностям учащихся (единство науки и учебного предмета); соотношение теоретических знаний с практической деятельностью школьников (единство теории и практики); соотношение обучения с развитием мыслительных и творческих способностей учащихся (единство обучения и развития); соотношение обучения с воспитанием учащихся школ (единство обучения и воспитания).
Обозначенные теоретиками педагогической мысли вышеперечисленные принципы важно было не только учесть в отборе со-
держания образования и реализовать в узких рамках учебной работы в школе, но и за ее пределами в тесной связи с внешкольной воспитательной работой.
В конце 50-х гг. ХХ в. наметилась тенденция отечественных исследователей (М.А.Данилов и другие) углубления в отдельные стороны педагогического процесса.
В 70-е - 80-е гг. ХХ в. в научной литературе широко употребляются понятия «комплексный подход к учебно-воспитательному процессу», «целостный подход к учебно-воспитательному процессу», «комплексный подход к воспитанию», «целостный учебно-воспитательный (педагогический) процесс», исследование которого стало одним из приоритетных направлений многочисленных работ В.С. Ильина, Ю.К. Бабанского, В.В. Краев-ского, М.И. Кондакова, Ю.П. Сокольникова, Э.И. Моносзона, Н.К.Сергеева, В.А. Кулько, в которых учебно-воспитательный процесс рассматривается с различных сторон.
Наиболее широкое определение этой категории дано Ю. П. Сокольниковым. По его мнению, целостность образования - это вся совокупность процессов: и обучения, и воспитания, и развития. Вместе с тем из данного определения не вытекает степень взаимосвязи и направленности деятельности учителей школ и учащихся, семьи, производственных коллективов, общественности на то, чтобы учащиеся школ постепенно приобретали целостное общее образование.
Содержание понятий «целостный подход в педагогическом процессе», предложенных учеными в 1990-е годы и в настоящее время, не противоречит понятию этого многоаспектного педагогического феномена, освещенного в работах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. В. Дистервега, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, Н. К. Крупской, П. П. Блонского, М. М. Пистрака, В. С. Ильина, Ю. К. Бабанского и других.
В настоящее время превалирует тенденция исследования отдельных аспектов образовательного процесса.
Так, В. Ф.Бак, Р. Г.Баранцев, М. Н. Беру-лава акцентируют внимание на целостном (интегративном) подходе к содержанию учебных дисциплин.
В. В. Краевский выделяет процесс обучения как важную составляющую единого педагогического процесса.
В. П. Пивченко вслед за Т. А. Ромм, Л. И. Новиковой и другими исследователями
акцентирует внимание на целостном подходе к воспитанию школьников [2; 5].
Итак, целостный педагогический процесс в широком смысле включает множество целостных компонентов, взаимодействие которых направлено на всестороннее развитие личности учащихся школ и постепенное приобретение целостного образования. Вместе с тем следует констатировать, что большинство исследователей (начиная с 50-х годов ХХ века и по настоящее время) целостность педагогического процесса трактуют преимущественно в одном аспекте. На наш взгляд, в особую группу следует отнести исследования, посвященные целостному подходу в обучении, поскольку оно является основным путем получения систематического образования.
Целостное содержание образования как неотъемлемая часть процесса обучения, по мнению В. В. Краевского включает четыре основных структурных элемента: опыт познавательной деятельности, фиксируемой в форме ее результатов - системы научных знаний; опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности -в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоциональных отношений -в форме личностных ориентаций [1].
На наш взгляд, если говорить о формировании целостной разносторонне развитой личности, готовой к самостоятельному решению жизненных проблем, то в первую очередь необходимо решить проблему соотношения основных элементов целостности в разработке содержания общего образования.
Недостаточное решение проблем отбора и систематизации научных знаний соответственно возрастным возможностям учащихся, неверное соотношение теоретических знаний с практической деятельностью учащихся; теории с развитием мыслительных способностей и с воспитанием личностных качеств в проектировании содержания общего образования приведет к тому, что в учебно-воспитательном процессе будет ре-ализовываться теоретизированный подход, определяющий репродуктивные методы организации обучения, что вызывает негативное отношение учащихся к школе. На наш взгляд, в таком педагогическом процессе разрушается целостность не только между основными компонентами содержания общего образования: знаниями, умениями, навы-
ками, опытом творческой деятельности и опытом осуществления эмоциональных отношений, но и распадается целостность на уровне взаимодействия между педагогами и учащимися, поскольку обучение, в большей степени, будет направлено на репродуктивное восприятие учебной информации, а не на развитие учащихся школ. Такой педагогический процесс не будет способствовать формированию целостности общего образования.
Полноценное развитие учащихся будет зависеть от того, насколько учителям школ удастся решить проблемы, лежащие в основе реализации целостного подхода в образовании школьников, и соотнести образовательную функцию с развивающей и воспитательной не только в узких рамках учебной работы на уроке, но и воспитательной работы вне учебной деятельности как в школе, при согласованной деятельности педагогического персонала и учащихся, так и за ее пределами. Речь идет в первую очередь об организациях дополнительного образования: секциях, клубах и т.д.
Итак, целостный подход в общем образовании представляет собой содержательный (Чему мы будем учить? Какие качества личности будем развивать и воспитывать в процессе обучения? Как соотнести обучение, развитие и воспитание, чтобы учащиеся постепенно приобретали целостное образование?) и опе-рационно-деятельностный (Как будем соотносить формы и методы организации обучения, развития и воспитания в образовательном процессе?) компоненты. О целостности содержательного компонента мы можем говорить только в том случае, если в нем определены соотношения принципов отбора и систематизации научных знаний по дисциплинам естественно-математического и гуманитарного цикла с возрастными возможностями учащихся; теории с практической деятельностью школьников; обучения с развитием мыслительных и творческих способностей и обучения с воспитанием личности учащегося. Реализация всех вышеперечисленных принципов в единстве через операционно-деятель-ностный компонент путем сочетания форм и методов организации обучения и воспитания, активизирующих познавательные возможности и мыслительные способности школьников при согласованной деятельности всех субъектов позволит реализовать целостный подход в общем образовании.
Интегрируя взгляды ученых на сущность
образовательного процесса в школах, целесообразно сформулировать такое определение: целостный подход в общем образовании - это решение проблемы интеграции принципов науки и учебного предмета; теоретической и практической деятельности школьников; обучения, воспитания и развития мыслительных и творческих способностей, как в содержании общего образования, так и реализации их в учебном и воспитательном процессе учащихся путем комбинирования форм и методов организации обучения и воспитания, позволяющих активизировать познавательные возможности и мыслительные способности школьников.
Проблема соотношения и интеграции принципов целостности общего образования решается
- на уровне отбора и соотношения общеобразовательных учебных дисциплин;
- на уровне содержания каждой учебной общеобразовательной дисциплины;
- на уровне интеграции содержания определенной группы учебных дисциплин (речь идет разработке интегративных учебных курсов, таких как естествознание и об-ществознание);
- на уровне соотношения теоретической и практической; репродуктивной, мыслительной и творческой деятельности учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Библиографический список
1. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. - Т.1. - С. 18-57.
2. Краевский В. В. Содержание образования -бег на месте // Педагогика. - 2000. -№7. - С. 6-7.
3. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 229 с.
4. Пивченко В. П. Педагогический коллектив в воспитательной системе А.С.Макаренко: исторический контекст и современный взгляд // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №№1. - С. 200-205.
5. Ромм Т. А. Социальное воспитание - ресурс развития социальности в человеке // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка. - 2010. - Т. 16. - № 2. - С. 11-15.
6. Шадрина Е. В. Осмысление подхода к содержанию общего среднего образования в 30-е гг. ХХ в. // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова. - 2009. -том 15. - №3. - С.401-404.