Научная статья на тему 'Методические условия реализации целостного подхода в образовании учащихся школ Западной Сибири в 30-е гг. XX века'

Методические условия реализации целостного подхода в образовании учащихся школ Западной Сибири в 30-е гг. XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING AND METHODOLOGICAL SUPPORT / FORMS AND METHODS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадрина Евгения Владимировна

В статье определены методические условия реализации целостного подхода в образовании учащихся западносибирских школ в 30-е гг. ХХ в., определена специфика учебно-методического обеспечения, форм и методов организации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шадрина Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological conditions of realization of holistic approach in the education of schoolchildren of Western Siberia in the 1930s

The article determines methodological conditions of realization of holistic approach in the education of schoolchildren in Western Siberia in the 1930s, such as: developing training and methodological support, combining forms and methods of organization of educational activities concerning educational management which activate schoolchildren's cognitive resources and power of apprehension. The author defines specific character of training and methodological support, forms and methods of organization of educational activities.

Текст научной работы на тему «Методические условия реализации целостного подхода в образовании учащихся школ Западной Сибири в 30-е гг. XX века»

Библиографический список

1. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 696 с.

2. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. -М.: Сытин, 1916. - 600 с.

3. Вентцель К.Н. Борьба за свободную школу. -М.: Тип. торг. Дома А.П. Печковский, А.П. Буланже и К°, 1906. - С. 11-48.

4. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А.М. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

5. Кареев Н.И. Идеология общего образования. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1909. - 128 с.

6. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения / сост. И.Н. Решетень. - М.: Педагогика, 1988. - 400 с.

7. Розанов В.В. Три главных принципа образо-

вания // Сумерки просвещения. - М.: Педагогика, 1990. - С. 3-6.

8. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1989. - 542 с.

9. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1968. - С. 204-386.

10. Ферцер В.Ю. Проблема социализации личности в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX веков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 30 с.

11. Ферцер В.Ю., Кутякова Н.К. Поиск гармонии: личность и коллектив // Развитие образования в России: история и современность. - Орехо-во-Зуево: Изд. центр МГОПИ, 2004. - С. 40-43.

12. Шацкий С.Т., Шацкая В.Н. Бодрая жизнь: Из опыта детской трудовой колонии. - М.: Госиздат, 1924. - 180 с.

УДК 37.015

Шадрина Евгения Владимировна

Новосибирский государственный технический университет

Evgenya 77@gmail. com

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 30-Е ГГ. XX ВЕКА

В статье определены методические условия реализации целостного подхода в образовании учащихся западносибирских школ в 30-е гг. ХХ в., определена специфика учебно-методического обеспечения, форм и методов организации обучения.

Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, формы и методы организации обучения.

В современных условиях модернизации российского образования перед школой поставлены задачи формирования целостной системы научных знаний, умений, навыков учащихся, обогащения опыта их самостоятельной творческой деятельности и личной ответственности, то есть ключевых компетенций, определяющих качество образования. Данное обстоятельство детерминирует обновление содержания общего образования ориентированного на интеграцию принципов науки и учебного предмета; теории и практической деятельности; обучения и развития мыслительных способностей, воспитания личностных качеств и реализации их в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учебных заведений, обеспечивающих целостность образования учащихся.

Для современной науки и практики актуально обращение к истории школьного образования в 30-е гг. ХХ в., так как в этот период наиболее остро был поставлен вопрос о формировании целостности образования школьников.

Анализ теоретических исследований Н.К. Крупской [13], П.П. Блонского [3] позволил выделить основные критерии целостного подхода в образовании учащихся. К ним относятся отбор и систематизация учебного материала дисциплин естественно-математического и гуманитарного циклов соответственно возрастным возможностям учащих-

ся; соотношение теоретических знаний с практической деятельностью школьников; соотношение обучения с развитием мыслительных и творческих способностей учащихся; соотношение обучения с воспитанием личностных качеств соответственно потребностям производственной сферы общества.

Вышеперечисленные критерии важно было учесть не только в разработке учебно-методического обеспечения, но и реализовать в образовательном процессе путем комбинирования форм и методов организации обучения по степени управления учением таким образом, чтобы активизировать познавательную и мыслительную деятельность школьников.

Н.К. Крупская [14], В.Н. Верховский [4], Н.Н. Баранский [1; 2] особое внимание уделяли разработке основных компонентов учебно-методического обеспечения. Анализ их научных работ позволяет нам выделить основные принципы методического построения учебника:

- отбор и систематизация содержания каждой учебной дисциплины диалектическим методом,

- подача учебного материала соответственно предшествующему опыту учащихся,

- руководство познавательной деятельностью учащихся (введение в методический аппарат учебников вопросов не только репродуктивного типа, но и заданий аналитического типа.

© Шадрина Е.В., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

193

В начале 30-х гг. ХХ в. росло количество авторов, пишущих учебники для начальных и средних школ Западной Сибири. К 1932-33 учебному году были изданы учебники Березанской, Бутягина, Крогнуса, Ляпина, Никулина, Кюзейкиной, Федоровского, Киселева по математике; Пушкарева по естествознанию; рабочая книга по физике Сахарова; Будкевича, Верченко, Аванесова, Неймана и др. по русскому языку; Абрамовича, Бочарова по литературе и др.

Анализ основных компонентов учебно-методического обеспечения того времени позволил выявить недостатки в их разработке, затрудняющие реализацию целостного подхода в образовании учащихся школ. К ним относятся: отсутствие систематики в изложении учебного материала; чрезмерный объём учебной информации, затрудняющей восприятие текста учащимися; сложность формулировок основных понятий, отсутствие ярких примеров из жизненной практики; ограниченные возможности в реализации межпредметных связей, развитии мыслительных способностей и воспитании нравственных качеств личности; отсутствие описания того, как работать с учебником.

Недостаточное количество учебников по дисциплинам естественно-математического и гуманитарного цикла в большинстве школ Западной Сибири в течение всего исследуемого нами периода обусловило применение педагогическими кадрами в учебном процессе широкого спектра дополнительной учебной литературы для учащихся: хрестоматий, задачников, местных периодических изданий, справочников о крае. Такая литература позволяла педагогическим кадрам выбирать дополнительный дидактический материал. Хотя в отчетах многих школ Западной Сибири отмечался дефицит не только основных компонентов учебно-методического обеспечения, но и дополнительных, что затрудняло реализацию целостного подхода в образовательном процессе учащихся.

Реализация целостности в образовании обусловила не только определение основных и дополнительных форм организации обучения в учебно-воспитательном процессе начальных, неполных средних и средних школ, но и их соотношение.

Общеизвестно, что в 30-е гг. ХХ в. урок стал основополагающим элементом образовательной системы. Педагогические кадры западносибирских общеобразовательных учебных заведений уделяли особое внимание не только подготовке и проведению уроков комбинированного типа, но и обновляли его структуру, целевую установку, комбинировали методы и приемы организации обучения учащихся с целью активизации их познавательных и мыслительных способностей [5; 10].

Однако негативные моменты классно-урочной формы организации обучения: ограничения во времени, ведущие к недостаточному восприятию и ос-

мыслению учебного материала отдельными учащимися и не способствующие расширению их общеобразовательного и политехнического кругозора; затруднения, возникающие у педагогов в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся; недостаточный учет интересов и склонностей школьников и слабые возможности в реализации их творческого потенциала - затрудняли реализацию целостного подхода в образовании. Поэтому теоретики педагогической мысли 30-х гг. ХХ в. (Н.К. Крупская, С.Т Шацкий, И.А. Каиров) справедливо указывали на необходимость не только совершенствования этой формы организации обучения, но и на дополнение ее другими - внеурочными. В их числе: индивидуальные занятия, консультации, предметные кружки, экскурсии и домашние задания.

Особая роль отводилась предметным кружкам. Такие формы организации обучения служили дополнению, углублению, расширению содержания урока или готовили основу для урочной учебной деятельности.

Предметные кружки как основная форма внеурочной работы учащихся западносибирских школ работали под руководством преподавателей соответствующих учебных дисциплин. Анализ отчетной документации общеобразовательных школ показал, что широкое распространение имели кружки по ведущим учебным дисциплинам естественно-математического и гуманитарного циклов: физико-математические, естествоведческие, географические, химические, краеведческие, исторические, литературно-художественные.

В кружках учащиеся выступали с докладами или рефератами на ту или иную программную тему, но, в отличие от урока, она разрабатывалась на основе использования большого числа дополнительных литературных источников, что позволяло расширять общеобразовательный и политехнический кругозор школьников. хорошо подготовить учащихся школ к сдаче экзаменов в техникумы и ВУЗы, содействовать развитию индивидуальных склонностей, способностей учащихся.

В городских и сельских школах Западной Сибири внедрялись кружки авиамоделистов, планерные, юных техников, юных изобретателей, электротехников, опытников сельского хозяйства, юных натуралистов, кружки по изучению сельскохозяйственных машин и двигателей, связистов (радио, телефон, телеграф), топографистов-геодезистов, метеорологов, геологические, фото- и шахматные кружки, удовлетворяющие познавательные интересы и технические запросы учащихся начальных, неполных средних и средних школ.

В те годы организовывалась сеть разнообразных детских учреждений дополнительного образования, работники которых оказывали помощь учителям школ в выявлении одаренных детей, фор-

мировании их задатков и способностей и в развитии научной, технической и художественной самодеятельности школьников в разнообразных добровольных обьединениях: кружках, клубах.

Во многих школах Западной Сибири педагогические кадры классно-урочные формы организации обучения дополняли внеурочными [17, с. 228-232]. Однако в 30-е гг. ХХ века в некоторых общеобразовательных учебных заведениях дополнительные формы обучения учащихся не получили широкого распространения. В их числе Калманская средняя школа, 54 неполная средняя школа Куйбышевского райсовета Сталинского Горсовета Новосибирской области, некоторые школы Баевского района, Барабинского, Волчихинского, Горно-Шорского, Грязнухинского и других районов.

Реализация целостного подхода в образовательном процессе начальных, неполных средних и средних учебных заведений Западной Сибири 30-х гг. ХХ в. обусловила отбор и соотношение методов организации обучения педагогическими кадрами таким образом, чтобы активизировать мотивационную и познавательную сферу школьников. В основу выделения методов организации обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ 30-х гг. ХХ в. положена классификация Ю.К. Бабанского, позволяющая выделить разнообразные комбинации методов организации обучения, способствующих реализации целостного подхода в образовании.

Анализ педагогических работ Н.К. Крупской [12], Б.П. Есипова [15], М.Н. Скаткина [16] позволил нам проследить комбинации методов по степени управления учением, занимающих первоочередное место в реализации целостного подхода в образовании учащихся школ 30-х гг. ХХ века:

1) под руководством учителя: репродуктивные, проблемно-поисковые;

2) самостоятельной работы учащихся: репродуктивные, проблемно-поисковые.

В отборе и сочетании методов организации обучения лучшие учителя школ 30-х гг. ХХ в. учитывали уровень познавательных возможностей и мыслительных способностей, возрастных особенностей, интересов, основного канала восприятия учебной информации учащихся школ; специфику учебной дисциплины.

Широкое распространение в 30-е гг. ХХ века в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ Западной Сибири получила подгруппа методов по источникам восприятия и передачи учебного материала; стимулирования и мотивации учения; контроля и самоконтроля в обучении. Но в связи с особым вниманием ученых к разработке словесных методов организации обучения, многие учителя выбирали воспроизводящий тип обучения, методами которого являлись изложение, воспроизводящая беседа и т.д. В этом плане в архивных дан-

ных отмечены Ягуновская, Павловская, Курьинс-кая начальная школа Покровского района, Волчи-хинская образцовая неполная средняя школа, Петропавловская ШКМ Кр.-Озерского района, Подгорная образцовая семилетка Чаинского района На-рымского округа и другие [7; 9, лл. 7, 84].

Следовательно, выделялись такие системы обучения, как догматическое (учащиеся запоминали факты, заучивали учебный материал, не осмысливая его), репродуктивное обучение, связанное с воспроизведением, репродуцированием образцов деятельности.

Разумеется, подобные системы обучения вели не к реализации целостного подхода в образовании, а к внедрению одностороннего, «теоретизи-рованного» подхода в общеобразовательных учебных заведениях не только Западной Сибири, но и всей страны.

Анализ данных архивной документации, отзывов и статей о работе педагогических кадров школ 30-х гг. ХХ в., их конспектов занятий [6; 8; 11], показал, что учителя некоторых западносибирских общеобразовательных учебных заведений в те годы тщательно систематизировали и подавали учебный материал соответственно возрастным особенностям, основному каналу восприятия учебной информации и уровню подготовки учащихся школ; соотносили теоретические знания с их практической деятельностью в мастерских и рабочих комнатах, а также с работой на учебно-опытном участке; разрабатывали учебно-методическое обеспечение, позволяющее реализовать принципы целостности образования; грамотно отбирали и сочетали формы и методы организации обучения с целью активизации познавательной и мыслительной сферы школьников; используя возможности учебного материала, воспитывали нравственные качества личности своих подопечных. В их числе Е. Купрессо-ва (учитель начальных классов Бердской образцовой школы), Павлова (учитель начальных классов образцовой школы №5 г. Ойрот-Тура), В.А Кару-зина (учитель ботаники в 4-5-х классах Белоярс-кой школы Верхне-Кетского района), П.И. Десятов (преподаватель русского языка и литературы в старших классах Прокопьевской образцовой средней школы) и другие.

Следует отметить, что эти педагогические кадры отдавали предпочтение урокам, преимущественно комбинированного типа как основной форме организации обучения, на котором применяли разнообразные методы в различных сочетаниях с целью активизации познавательных возможностей учащихся начальных, неполных средних и средних учебных заведений Западной Сибири. Наряду с коллективными формами организации обучения (уроками), ими проводились индивидуальные, групповые занятия, экскурсии и кружковые занятия.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

195

Итак, в 30-е гг. ХХ в. определились методические условия реализации целостности образования школьников. К ним относятся: разработка учебнометодического обеспечения, позволяющего реализовать идею целостности образования; сочетание основных и дополнительных форм и методов организации обучения по степени управления учением таким образом, чтобы активизировать познавательную и мыслительную деятельность школьников.

Сравнительный анализ учебно-методического обеспечения, основных и дополнительных форм и методов организации обучения в западносибирских школах с общероссийскими показателями позволил обнаружить специфику, затрудняющую реализацию целостного подхода в образовании в масштабе всего западносибирского региона:

- в начале 30-х гг. ХХ в. многие западносибирские и национальные школы не были готовы к перестройке учебного процесса по новым программам;

- киноуроки и технические кружки не получили широкого распространения в школах Западной Сибири в 30-е гг. ХХ в., так как не имелось достаточного оборудования (особенно в школах сельской местности);

- большинство учителей школ Западной Сибири в начале 30-х гг. ХХ века работали по старым программам, т.к. новые программы не получали,

а, следовательно, не использовали разнообразные методы организации обучения, не сочетали их, в отличие от педагогов школ европейской части России;

- учителя многих образцовых школ Западной Сибири проводили однообразные уроки, на которых применяли преимущественно словесные методы организации обучения, в ущерб их оптимального сочетания, поэтому их сеть значительно сокращалась, в отличие от образцовых школ центральной части России.

К особенностям, способствующим реализации целостного подхода в образовании в масштабе всего западносибирского региона в те годы следует отнести:

- издание научной и методической литературы для педагогов и учебной литературы для учащихся общеобразовательных учебных заведений на базе местного краеведческого материала;

- разработку учебников для учащихся национальных школ.

Проблемы, лежащие в основе разработки учебно-методического обеспечения Западно-Сибирских

общеобразовательных учебных заведений, исторический опыт подготовки и проведения уроков, дополнения их внеурочными формами организации обучения, отбора и сочетания методов в 30-е гг. ХХ в. имеет большое научно-практическое значение и представляет интерес для современной педагогики с точки зрения реализации концепции целостности образования учащихся.

Решение данных проблем не может быть окончательным, оно требует специализированного углубленного ретроспективного анализа, ориентированного на перспективу современных разработок.

Библиографический список

1. Баранский Н.Н. Исторический обзор учебников географии (1876-1934). - М.: Географгиз, 1954. - С. 401-453.

2. Баранский Н.Н. Очерки по школьной методике экономической географии. - М.: «Учпедгиз», 1954. - 502 с.

3. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1961.

4. Верховский В.Н. Методика преподавания химии в средней школе. - М.; Л.: Учпедгиз, 1936. -С. 36-38.

5. ГАНО, ф.: р.- 61, оп. 1, ед. хр. 1168, л. 18-26.

6. ГАНО, ф.: р-61, оп.1, ед.хр. 1189, лл. 101103; 159-169; 177-186.

7. ГАНО, ф.: р-61, оп. 1, ед.хр. 1201, л. 21, 32.

8. ГАНО, ф.: р-61, оп.1, ед.хр. 1247, л. 25-53.

9. ГАТО, ф.: р-591, оп. 1, ед. хр. 5, л. 7-8; 84.

10. ГАТО, ф.: р.-591, оп.1, ед.хр.110, л.8-14, 16, 98, 125-126.

11. ГАТО, ф.: р-591, оп.1, ед.хр. 132, л. 38-39.

12. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. - М., 1957. - С. 626-642.

13. Крупская Н.К. О политехнизме // 15 лет на стройке политехнической школы: Сб. статей. - М.; Л., 1934. - С. 53-54; 138.

14. Крупская Н.К. Хороший учебник политехнической школе // На путях к новой школе. - 1933. -№ 1. - С. 22-30.

15. Основы дидактики. - М.: «Просвещение», 1967. - С. 241-263.

16. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. - М.: «Педагогика», 1971. - С. 121-124; 172-180.

17. Шамахов Ф.Ф. Школа Западной Сибири за 60 лет советской власти. - Барнаул: 1982. - С. 204232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.