Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение западносибирских общеобразовательных учебных заведений 30-х гг. Xx В. (историко-педагогический аспект)'

Кадровое обеспечение западносибирских общеобразовательных учебных заведений 30-х гг. Xx В. (историко-педагогический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ПЕДАГОГИКА / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / HISTORY / PEDAGOGY / QUALIFIED PEDAGOGICAL STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадрина Евгения Владимировна

Определена степень соответствия педагогических кадров общеобразовательных школ Западной Сибири новому подходу к содержанию образования в исторический период 30-х гг. XX в. Выделены и сгруппированы требования к педагогическим кадрам. Определены их уровень образования, мероприятия, повышающие общеобразовательную и профессиональную подготовку учителей. Выявлены недостатки в подготовке учителей для школ. Определена специфика кадрового обеспечения общеобразовательных учебных заведений Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шадрина Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article demonstrates that in the 1930s the theorists of popular schooling offered a holistic approach to the content of schooling including selection and systematization of the teaching material concerning the disciplines of sciences and humanities with the dialectical method, accounting age, gender and individual peculiarities and interests of high school students, developing their power of apprehension and creative potential, correlation of educational principles. The author formulates and classifies requirements for the teaching staff capable of introducing the above-listed principles in the educational system such as: motivation of the pedagogical activities, teachers training, rational organization of the educational process, participation in many-sided public activities, mastering pedagogical skills. The research shows that at the beginning of the analyzed period the comprehensive schools of the West-Siberian Territory did not have enough skilled teachers possessing proper techniques and methodology of realization of the new educational approach. Therefore, in the course of the whole period examined the popular schooling authorities struggled systematically with the teacher shortage that was more considerable in Western Siberia than in Central Russia; conducted various activities in their advanced training: regional and inter-regional practical courses and conferences training elementary school teachers (two-month, three-month, five-month, two-year, three-year; full-time and evening classes), group and individual consultations and cluster conferences; extended the popular schooling and higher pedagogical education system; put skilled teachers in charge of young specialists to help them with planning performance of tasks set at the courses as well as with organizing the educational process. It is established that the above-listed measures in teachers training and advanced training enabled to give help to teachers in their work with new curriculums and textbooks, to obtain the valuable material for the methodological work concerning the optimal organization of the educational process in comprehensive schools, to master methodology and technology of realization of the holistic approach in education. The article reveals shortcomings in teachers training that made difficulties for improvement of their general and professional skills. It is established that in some schools in Western Siberia there were teachers who sought to realize the new principles in the educational process in comprehensive schools. The article demonstrates the specific character of human resources of secondary schools in Western Siberia in the 1930s. It is noted that the solution of the problems that underlay definitions of the techniques of teachers training, advances training and professional development for realization of the holistic approach in the 1930s is also an urgent problem for modern teaching practice.

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение западносибирских общеобразовательных учебных заведений 30-х гг. Xx В. (историко-педагогический аспект)»

Е.В. Шадрина

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАПАДНОСИБИРСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 30-х гг. XX в. (ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Определена степень соответствия педагогических кадров общеобразовательных школ Западной Сибири новому подходу к содержанию образования в исторический период 30-х гг. XX в. Выделены и сгруппированы требования к педагогическим кадрам. Определены их уровень образования, мероприятия, повышающие общеобразовательную и профессиональную подготовку учителей. Выявлены недостатки в подготовке учителей для школ. Определена специфика кадрового обеспечения общеобразовательных учебных заведений Западной Сибири.

Ключевые слова: история; педагогика; квалифицированные педагогические кадры.

В современных условиях модернизации российского образования перед школой поставлены задачи формирования целостной системы научных знаний, умений, навыков учащихся, обогащения опыта их самостоятельной творческой деятельности и личной ответственности, т.е. ключевых компетенций, определяющих качество образования. Между тем перегруженное содержание учебных программ общеобразовательных школ, отсутствие практической ориентации в общем образовании, недостаточное внимание развитию мыслительных способностей и креативного потенциала учащихся, воспитанию нравственных качеств личности не способствуют решению вышеперечисленных задач. Данное обстоятельство детерминирует не только решение проблемы обновления содержания общего образования, ориентированного на интегративный сплав принципов науки и учебного предмета, теории и практической деятельности, обучения и развития мыслительных способностей, воспитания личностных качеств и реализации их в учебновоспитательном процессе общеобразовательных учебных заведений, обеспечивающих целостность образования учащихся, но и разработку эффективной системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадрового обеспечения школ.

Особую актуальность в этой связи имеет период 30-х гг. прошлого столетия. Данный временной отрезок характеризуется как историческая параллель, так как обнаруживаются сходные ситуации, связанные с выявлением и решением проблем в подготовке педагогических кадров общеобразовательных учебных заведений, переходящих на новые принципы организации обучения учащихся.

Важнейшей задачей обучения в начальных, неполных средних и средних школах в 30-е гг. XX в. являлось обеспечение всестороннего гармонического развития личности каждого ученика. В этой связи теоретиками народного образования, такими как Н.К. Крупская [1], П.П. Блонский [2], В.Н. Верховский [3] и др. был предложен целостный подход к содержанию образования, предполагающий:

- отбор и систематизацию учебного материала по дисциплинам естественно-математического и гуманитарного циклов диалектическим методом: выделение основных разделов и тем каждого школьного предмета и установление между ними внутрипредметных связей; освещение основных разделов и тем учебных дисциплин гуманитарного цикла историческими экскурсами и сравнениями; соотношение теории и практики в учебно-воспитательном процессе; реализация интегративных связей;

- учет возрастных, тендерных, индивидуальных особенностей и интересов учащихся школ;

- развитие мыслительных способностей, креативного потенциала школьников;

- соотношение принципов обучения и воспитания.

Именно от реализации целостного подхода в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ СССР, в том числе и Западной Сибири, в 30-е гг. XX в. зависело качество образования.

Поэтому в реформировании системы образования того времени решающая роль отводилась педагогическим кадрам. От их позиции и подготовленности зависел успех модернизации образования.

Анализ Постановления ЦК ВКП(б) от 25 августа

1931 г. «О начальной и средней школе» [4], осмысление взглядов теоретиков, методистов, практиков и руководящих работников народного образования 30-х гг. ХХ в., таких, как Н.К. Крупская [1], А.Г. Калашников [5], С.Т. Шацкий [6], А.Я. Вышинский [7], П.Н. Груздев [8], позволяет выделить и сгруппировать следующие требования к педагогическим кадрам, способным внедрить новые принципы в систему образования:

1. Мотивация к педагогической деятельности.

2. Педагогическое образование:

- специальная подготовка (глубокие знания перечня преподаваемых дисциплин или учебного предмета и родственной группы научных дисциплин, позволяющие овладеть методическим расположением учебного материала этих дисциплин в современной программе и дающие прочную базу к дальнейшей методической эволюции);

- педолого-педагогическая подготовка, включающая знание возрастных, психических, краевых и индивидуальных особенностей учащихся школ, умение выявлять их склонности и интересы к определенным видам деятельности;

- общественно-педагогическая подготовка, которая давала бы будущему педагогу навыки общественной работы в области краеведения, различных областей советского строительства и пр.

3. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса:

- доступное изложение учебного материала;

- соотношение принципов обучения и воспитания;

- сочетание интересов класса с интересами и возможностями каждого ученика;

- развитие мыслительных способностей по законам диалектической логики (т.е. обучение методам сравнения, анализа, синтеза, индукции, дедукции) и креативного потенциала учащихся средних учебных заведений;

- оказание дополнительной помощи ученикам, имеющим склонности к определенным видам деятельности;

- руководство внеклассной и внешкольной работой учащихся по технике; создание условий, стимулирующих развитие их креативного потенциала.

4. Участие в многогранной общественной деятельности.

5. Овладение педагогическим мастерством.

В этой связи возникают вопросы: Достаточно ли было квалифицированных педагогических кадров в западносибирских общеобразовательных учебных заведениях 30-х гг. XX в.? Все ли педагоги школ были знакомы с современными основами производства и систематически повышали свою квалификацию, чтобы реализовать целостный подход в образовании?

Большое количество учителей в начале 30-х гг. XX в. не имели достаточного образования и стажа педагогической работы. Так, в Западно-Сибирском крае среди 25 тыс. учителей начальной школы и 6 тыс. средней наблюдался большой процент как с низкой квалификацией, так и без квалификации. По начальной школе в 1932/33 учебном году учителей с высшим образованием было 0,3%, среднее и незаконченное высшее имели 30,8%, низшее - 67,9%. По средней школе: с высшим образованием - 4,3 %, со средним и незаконченным высшим - 72,7%, с низшим - 23%. Анализ состава учителей по стажу их педагогической работы позволяет сделать вывод о том, что большая часть учителей - педагогическая молодежь. Например, по начальной школе со стажем до года - 32%, от года до трех лет - 41,5%, от 4 до 10 лет - 16,4% и свыше 10 лет - 10,1%. По средней школе - соответственно 18,6; 29,7; 26 и 25,6% [9].

Из сказанного следует, что общеобразовательные учебные заведения Западно-Сибирского края в начале исследуемого периода не имели достаточного количества квалифицированных педагогических кадров, обладающих достаточной технологией и методологией для реализации нового подхода в образовании.

В этой связи органами народного образования в те годы была проведена система мероприятий по подготовке и повышению квалификации учителей:

- Районные и межрайонные курсы-практикумы и курсы-конференции по подготовке учителей для начальных школ (двухмесячные, трехмесячные, пятимесячные; двухгодичные и трехгодичные; дневные и вечерние). С 1933 по 1936 г. в Западной Сибири через курсовую систему было обучено 2 890 учителей.

- Групповые и индивидуальные консультации и кустовые совещания (учебно-методический сектор крайоно в

1932 г. организовал консультационное бюро, куда школьные работники обращались за разъяснением по интересующим их вопросам обучения и воспитания учащихся начальных, неполных средних и средних школ).

- Прикрепление к молодым учителям опытных, которые помогали: планировать работу по выполнению заданий, полученных на курсах, давали советы о порядке их выполнения; выбирать нужную литературу, проверяли выполнение работы; оказывали помощь в планировании и организации учебно-воспитательного процесса, школьной работы, в разработке планов и конспектов занятий.

- Расширение системы средних и высших педагогических учебных заведений с дневным, вечерним, дистанционным и заочным обучением. (Так, в 1933 г. в Западной Сибири действовали уже 28 педагогических техникумов и 3 педагогических института: Томский, Омский и Тюменский. Позднее педагогические вузы появились в Омске, Тюмени, Кемерове и Красноярске, Барнауле, Тобольске и Енисейске, Бийске и Абакане, Горно-Алтайске и Кызыле. С 1934 г. для подготовки учительских кадров 5-7-х классов создавались двухгодичные учительские институты. К 1934 г. в ЗападноСибирском крае было 20 вузов с общим количеством студентов в 13 097 человек.)

- Организация показательных уроков для массового просвещенца [10].

Таким образом, молодые учителя и работники школ, не имеющие семилетнего образования, были охвачены разными формами повышения квалификации: курсовыми мероприятиями, экстернатом, групповыми и индивидуальными консультациями. А педагоги, имеющие общее среднее образование, - дневным, вечерним, заочным и дистанционным обучением в педагогических техникумах и высших учебных заведениях, что позволяло повысить качество их педагогического труда.

Особая роль в подготовке учительских кадров отводилась образцовым школам. Квалифицированные педагогические кадры этих учебных заведений участвовали в проведении курсовых мероприятий, организовывали групповые и индивидуальные консультации для учителей массовых средних учебных заведений, проводили конференции и работу по организации на местах дистанционного обучения, устанавливали регулярную письменную связь с обучающимися учителями, оказывая им практическую помощь в работе над новыми программами и учебниками, а также в организации педагогического процесса [Там же].

Итак, вышеперечисленные мероприятия по подготовке и повышению квалификации учителей позволяли:

- оказать учителю необходимую помощь в работе по новым программам и учебникам;

- получить ценный материал по методической работе для оптимальной организации учебно-воспитательного процесса в средних учебных заведениях;

- овладеть методикой и технологией реализации целостного подхода в содержании школьного образования.

Такая подготовка учительских кадров для общеобразовательных школ в определенной степени создавала предпосылки к реализации целостного подхода в содержании образования. Однако глубокую профессиональную подготовку в организации учебно-воспитательного процесса по новым программам могли дать в те годы высшие учебные заведения, поэтому в 30-е гг. XX в. они ежегодно открывались, росло количество студентов.

Вместе с тем в работе по повышению квалификации учителей имелись существенные недостатки:

- отдельные виды мероприятий не имели определенной последовательности и не были взаимосвязаны между собой;

- часто просвещенцы, командированные на курсы, два года подряд прорабатывали один и тот же матери-

ал, иногда с теми же лекторами и по тем же учебным пособиям; задания для самостоятельной работы в межкурсовые периоды просвещенцы не получали;

- содержание работы по повышению квалификации учителей не дифференцировалось в зависимости от их общеобразовательной и специально-педагогической подготовки;

- планы по повышению квалификации учителей были ориентированы на среднего просвещенца;

- не был налажен учет работы по повышению квалификации и продвижению учителя по ступеням общеобразовательной и специальной подготовки.

Следовательно, организация учета и работы по повышению квалификации учителей была недостаточно продумана.

Поэтому общеобразовательный уровень западносибирских педагогических кадров поднимался очень медленно. Достаточно сказать о том, что в Новосибирской области в 1940/41 учебном году с высшим образованием было только 9% учителей, со средним - 40%, с незаконченным средним - 51%. В начальной школе лишь 20% учителей имели среднее образование, а в таких районах, как Усть-Тарский, Пышкино-Троицкий, Пихтовский, не было ни одного учителя с законченным высшим образованием. В Омской области с высшим образованием работало 4% учителей, с незаконченным высшим - 7,5%, со средним - 47% и незаконченным средним - 41,5% [12]. В этой связи целостный подход не мог быть реализован в общеобразовательных учебных заведениях 30-х гг. XX в. в масштабе всего региона. Тем не менее в некоторых школах Западной Сибири были учителя, которые, соответствуя вышеперечисленным представлениям теоретиков педагогической мысли, реализовывали новые принципы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ. В их числе: П.А. Кичигина, А.А. Красновская, А.М. Храмова, Е.С. Шепель (Омская область); С.А. Алексеев, П.И. Гринько, Ю.П. Пасечникова, Е.Г. Пегова, Ю.С. Филиппова, М. Хасенов (Алтайский край); К.М. Вахрина, Ф.М. Кожухова, М.М. Куприна, А.М. Сахаров,

М.И. Таныгина, А.И. Чирышева, учитель Сахаров из Сузунского района, учитель Легостаевской средней школы Сергеев, И. Скоп (Новосибирская область) [Там же. С. 248]; М.А. Михайлова, С.С. Беляева, В.Е. Шадрин, С.Г. Судаков, Е.С. Букарина, А.С. Борисов, А.С. Андреева, Е.А. Шавалгина, Ф.Д. Баклашов, К.В. Чадова, К.П. Багаева, Е.Н. Коновалова, Н.В. Попова, А.Н. Тихомирова, А.А. Игнатов, В.Г. Звонацкий, Н.Т. Сапранков, А.Е. Докшин, О.А. Киселева, А.К. Попова, К.Г. Малева, А.А. Иванова, Т.А. Плескач, М.Ф. Белокопытов, Ф.С. Свечникова (Томская область) [13, 14].

Эти учителя добились в те годы прекрасных результатов в обучении и воспитании учащихся начальных, неполных средних и средних учебных заведений. Причем многие из них не имели высшего образования и большого стажа педагогической работы. Так, например, учитель Тайгинского района Яков Александрович Сопин, заведующий образцовой школой Новосибирской области И. Скоп, учитель начальных классов Ачинской городской семилетки № 1 Феокиста Семеновна Свечникова, систематически повышая свою квалификацию, добивались прочных знаний своих подо-

печных, применяя на уроках разнообразные методы и приемы обучения и воспитания в различных сочетаниях. Они разрабатывали задания не только репродуктивного (на закрепление теоретических знаний через практическую деятельность учащихся школ), но и аналитического типа. Основную форму организации обучения дополняли внеурочными (кружковыми) занятиями с целью развития креативного потенциала школьников. Увязывали общеобразовательные знания с воспитанием молодых строителей бесклассового социалистического общества. Эти учителя не только обучали учащихся, развивали их креативный потенциал, но и воспитывали любовь к нашей стране, своей культуре.

Сравнительный анализ кадрового обеспечения общеобразовательных учебных заведений Западной Сибири с общероссийскими показателями позволил обнаружить такую специфику:

- Увеличение учебной нагрузки учителей западносибирских школ к началу 1931 г. в связи с недостаточным количеством квалифицированных педагогических кадров в сравнении с другими районами СССР.

- В Западную Сибирь высылалось много учителей из центра, которых руководство страны не считало способными реализовывать новую концепцию общего политехнического образования. Многие из них владели несколькими языками, поддерживали связь с зарубежными педагогами.

- Год работы учителей в Сибири (особенно в отдаленных районах) приравнивался к 1 году 2 месяцам или к 1 году 8 месяцам.

- Ориентация учителей Сибири на опыт коллег из европейской части России. В Западной Сибири немного позднее (к 1939 г.), проводились научнопрактические конференции (на Алтае, в Новосибирске, в Омской области), чем в центральной части России.

- Подготовка западносибирских педагогических кадров для общеобразовательных учебных заведений осуществлялась в основном через краткосрочную курсовую сеть, так как педагогические учебные заведения открылись значительно позже, чем в европейской части России.

- До 1940 г. практика подготовки педагогических кадров для дальних областей Сибири существовала только в центральных областях. После 1940 г. практика осуществлялась на местах.

Решение проблем, лежащих в основе определения технологий подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров к реализации целостного подхода в образовании в 30-е гг. XX в. актуально и для современной педагогической практики.

В настоящее время в осуществлении перехода общеобразовательных учебных заведений к реализации федеральных государственных стандартов второго поколения ключевая роль отводится педагогическим кадрам. В этой связи использование определенных технологий подготовки педагогических кадров 30-х гг. XX в., переходящих на новые принципы организации обучения учащихся, актуально и в условиях переподготовки учителей современных школ к работе по новым стандартам. В новых условиях необходимо одновременно решать вопросы тщательного отбора студентов в педагогические вузы; определения последовательности

в прохождении курсовой системы подготовки; усиления дифференцированного подхода в содержании работы по повышению квалификации учителей школ. Недостаточно продуманный и налаженный учет повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, ориентация планов по подготовке кадрового обеспечения школ на среднестатистические показатели затруднят реализацию новых стандартов.

Некоторые методические разработки учителей школ 30-х гг. XX в., стремившихся к реализации новых принципов в учебно-воспитательном процессе учащихся общеобразовательных школ, с положительным педагогическим эффектом реализуются в практике преподавания специфических учебных заведений (Институте социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета).

ЛИТЕРАТУРА

1. Крупская Н.К. Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин // На путях к новой школе. 1933. № 1. С. 12.

2. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961. С. 291-299.

3. Верховский В.Н. Методика преподавания химии в средней школе: Учеб. пособие для учителей. М.; Л.: Учпедгиз, 1936. С. 36-38.

4. Народное образование в СССР: Сб. документов. 1917-1977 гг. М., 1974. С. 159-164.

5. Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.Г. Калашникова. М., 1930. Т. 3. С. 233.

6. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1965. Т. 4. С. 127.

7. Вышинский А.Я. Речь на Всероссийском совещании актива учителей и руководящих работников народного образования // Народный учи-

тель. 1939. № 1. С. 29.

8. Груздев П.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. М.; Л.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1949. С. 26-37.

9. ЛегченкоИ. Настойчиво вести борьбу за ленинское отношение к учителю // Просвещение Сибири. 1933. № 8. С. 9.

10. Как организовать помощь молодому учителю в повышении квалификации и текущей школьной работе // Просвещение Сибири. 1933. № 6. С. 25-28.

11. Шамахов Ф. Ф. Школа Сибири за 60 лет советской власти. Барнаул, 1982. С. 247-248.

12. Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 588. Л. 1-7.

13. ГАТО. Ф. р.-591. Оп. 1. Ед. хр. 110. Л. 8-14, 16, 98, 125-126.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 5 мая 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.