Научная статья на тему 'Содержание понятия ответственности в современной педагогике'

Содержание понятия ответственности в современной педагогике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
451
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ответственность / компоненты / педагогика / содержание / воспитание / структура / responsibility / components / pedagogy / content / education / structure

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Денис Николаевич Желтухин

В статье описывается понятие, сущность и содержание ответственности в современной педагогике. Целью работы является научное обоснование понятия ответственности, основных ее компонентов (когнитивного, мотивационного, волевого, поведенческого, эмоционального) и раскрытие значения ее феномена для развития личности. Методологическую основу исследования составили анализ, индукция, систематизация и обобщение. Предмет исследования – положения научной педагогической литературы, определяющие понятие, значение и структуру ответственности. Актуальность данной темы обусловлена заинтересованностью государства и общества в воспитании социально ответственного гражданина, ориентированного на соблюдение моральных, этических и правовых норм. В статье на основе анализа научных трудов отечественных и зарубежных ученых определяется понятие ответственности в педагогике, а также ее основные компоненты. Предложения автора в области изучения понятия ответственности и раскрытия внутреннего содержания ее отдельных составляющих будут эффективным инструментом для дальнейших исследований данной проблемы в современной педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Денис Николаевич Желтухин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the concept of responsibility in modern pedagogy

In the article the author describes the concept, essence and content of responsibility in modern pedagogy. The purpose of the work is the scientific substantiation of the concept of responsibility, its main components (cognitive, motivational, volitional, behavioral, emotional) and the disclosure of the significance of its phenomenon for the development of personality. The methodological basis of the study was analysis, induction, systematization and generalization. The subject of the research is the provisions of scientific pedagogical literature that define the concept, meaning and structure of responsibility. The relevance of this topic is due to the interest of the state and society in the education of a socially responsible citizen, focused on the observance of moral, ethical and legal norms. Based on the analysis of scientific works of domestic and foreign scientists, the article defines the concept of responsibility in pedagogy, as well as its main components. The author's proposals in the field of studying the concept of responsibility and revealing the inner content of its individual components will be an effective tool for further research on this problem in modern pedagogy.

Текст научной работы на тему «Содержание понятия ответственности в современной педагогике»

УДК 378

DOI: 10.51522/2307-0382-2022-240-5-50-59

ДЕНИС НИКОЛАЕВИЧ ЖЕЛТУХИН

начальник отдела воспитательной и социальной работы с личным составом ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России, подполковник внутренней службы И denis.zheltuhin@yandex.ru Самара

Содержание понятия ответственности в современной педагогике

Аннотация. В статье описывается понятие, сущность и содержание ответственности в современной педагогике. Целью работы является научное обоснование понятия ответственности, основных ее компонентов (когнитивного, мотивационного, волевого, поведенческого, эмоционального) и раскрытие значения ее феномена для развития личности. Методологическую основу исследования составили анализ, индукция, систематизация и обобщение. Предмет исследования - положения научной педагогической литературы, определяющие понятие, значение и структуру ответственности. Актуальность данной темы обусловлена заинтересованностью государства и общества в воспитании социально ответственного гражданина, ориентированного на соблюдение моральных, этических и правовых норм. В статье на основе анализа научных трудов отечественных и зарубежных ученых определяется понятие ответственности в педагогике, а также ее основные компоненты. Предложения автора в области изучения понятия ответственности и раскрытия внутреннего содержания ее отдельных составляющих будут эффективным инструментом для дальнейших исследований данной проблемы в современной педагогике.

Ключевые слова: ответственность, компоненты, педагогика, содержание, воспитание, структура

Для цитирования

Желтухин Д. Н. Содержание понятия ответственности в современной педагогике // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 5. С. 50-59. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-240-5-50-59.

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

Жизнь - это удивительный процесс биологического существования человека на планете Земля, периоды которого (детство, отрочество, юность, молодость, зрелость) каждый раз ставят перед личностью все новые задачи, связанные с преодолением трудностей в становлении самого себя: проявление чувств (любви, заботы, уважения и прочих), приобретение навыков, привычек,

© Желтухин Д. Н., 2022

формирование ответственного отношения к своим поступкам и обязанностям.

Что такое ответственность? В чем ее сущностное предназначение и какую роль она играет в жизни человека, общества и государства в целом? Эти и многие другие вопросы, связанные с природой возникновения данного уникального феномена, интересовали ученых на протяжении многих столетий.

DЕNIS N. ZHELTUKHIN

head of the department of educational and social work with personnel of SLI of the FPS of Russia, Lieutenant Colonel of the Internal Service El denis.zheltuhin@yandex.ru Samara

The content of the concept of responsibility in modern pedagogy

Abstract. In the article the author describes the concept, essence and content of responsibility in modern pedagogy. The purpose of the work is the scientific substantiation of the concept of responsibility, its main components (cognitive, motivational, volitional, behavioral, emotional) and the disclosure of the significance of its phenomenon for the development ofpersonality. The methodological basis ofthe study was analysis, induction, systematization and generalization. The subject of the research is the provisions of scientific pedagogical literature that define the concept, meaning and structure of responsibility. The relevance of this topic is due to the interest of the state and society in the education of a socially responsible citizen, focused on the observance of moral, ethical and legal norms. Based on the analysis of scientific works of domestic and foreign scientists, the article defines the concept of responsibility in pedagogy, as well as its main components. The author's proposals in the field of studying the concept of responsibility and revealing the inner content of its individual components will be an effective tool for further research on this problem in modern pedagogy.

Keywords: responsibility, components, pedagogy, content, education, structure

For citation

Zheltukhin D. N. The content of the concept of responsibility in modern pedagogy // Vedomosti of the Penal System. 2022. No. 5. P. 50-59. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-240-5-50-59.

5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

Происхождение ответственности имеет глубокие исторические корни, идущие из первобытнообщинного строя. История рода людского сложилась таким образом, что с возрастанием степени свободы возрастала и мера ответственности. «Племя, род и их учреждения, -писал Ф. Энгельс, - были священны и неприкосновенны, были той данной от природы высшей властью, которой отдельная личность оставалась безусловно

подчиненной в своих чувствах, мыслях и поступках» [1]. В древние времена человек не отделял свое существование от природы, считая себя частью большого, не изведанного им мира. Охота, рыбалка, земледелие - все эти основные ремесла и занятия воспринимались людьми не иначе как дарами богов, посланными им свыше для обеспечения полноценной жизни и постижения природного мира. Только в труде, используя силы природы (огня,

воды, воздуха), человек познавал самого себя и испытывал необходимость вхождения в сплоченный коллектив.

Ввиду недостаточного уровня развития производительных сил при первобытнообщинном строе люди довольствовались тем, что явно представало их взору, не ведая о богатствах земных недр. Пытаясь спастись от неудач на охоте, болезней и прочих стихийных бедствий, порождающих страх и чувство бессилия в противостоянии с силами природы, человеческая раса прибегала к поклонению мифическим богам, идолам, к участию в ритуалах и обрядах.

Создавая определенную систему ценностей, основанную на вере в мифы, саги и легенды, человек все дальше и дальше удалялся от осознания ответственности за свои поступки, воспринимая неудачу на охоте, плохой урожай и прочие трудности в быту как следствие личной небрежности в исполнении обрядов и соблюдении обычаев. Самым страшным наказанием при первобытнообщинном строе считалось изгнание из общины, так как в противостоянии с дикой природой шанс на выживание человека сводился к нулю. Из этого следует, что «в первобытном обществе жизнь общины характеризовалась суровой справедливостью и подлинной солидарностью» [2].

В то же время необходимо заметить, что постепенное повышение качества и уровня производительности труда в общине первых людей дало определенный импульс формированию ответственного поведения индивида перед коллективом.

В современном мире без ответственности также никуда. Как составляющая часть внутреннего мира человека, она сопровождает его везде: в семье, в учебе, на работе, в решении сложных и экстремальных задач. Ответственность перед семьей, коллективом, государством - это прежде всего путь к уважению, доверию

и продвижению вперед. Поэтому такие понятия, как честь, пунктуальность, долг и достоинство, в данном контексте являются качественными показателями, определяющими фундамент содержательной части ответственности.

По утверждению Данилюка А. Я., Кондакова А. М., Тишкова В. А., в отечественной педагогике воспитание ответственного человека является важнейшей целью образования и одной из приоритетных задач общества и государства [3].

Воспитание ответственности как один из важнейших принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования юридически закреплено в статье 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4].

Из этого следует, что формирование ответственности личности и свойственной ей линии поведения во многом зависит от качества педагогического и образовательного процесса.

Как отмечает Поланьи К., образование ведет к повышению уровня сознательности и, главное, ответственности - прежде всего за себя, а затем за общество в целом [5]. Предлагая авторскую концепцию духовно-нравственного воспитания, Дани-люк Я. А., Кондаков А. М., Тишков В. А. отмечают, что ответственность формируется вследствие личностного развития, обеспечивая готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению, формулированию нравственных обязательств, осуществлению нравственного самоконтроля, а также понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших [3].

Что же понимается под ответственностью в научных источниках?

В педагогических словарях под ответственностью подразумевается:

1) «способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми в обществе или коллективе соц., нравственными и правовыми нормами и правилами, чувством долга» [6];

2) «форма саморегуляции личности, выражающаяся в осознании себя причиной совершаемых поступков и их последствий, в осознании и контроле своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жизни» [7];

3) «отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему» [8].

Ученые-педагоги по-разному интерпретируют понятие «ответственность»:

1) как способность личности самостоятельно формировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, осуществлять самооценку и самоконтроль [9];

2) как способность отдавать отчет своим действиям [10];

3) как комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием осознанной и устойчивой склонности действовать в любой ситуации в соответствии с требованиями нравственного долга и правовых норм общества, умением предвидеть последствия своих действий и готовностью отвечать за них [11];

4) как качество личности, определяющее отношение и поведение человека на основе должного, характеризующееся способностью предвидения результатов своей деятельности и отвечать за нее [12];

5) как чувство неловкости за неправильное поведение даже без наказания [13].

Как видно, ответственность как научное понятие не имеет четкой характеристики и интерпретируется учеными с различных точек зрения: как свойство (Барановская Л. А.), как способность (Су-хомлинский В. А.), как качество (Максимова И. Е.), как средство (Макаренко А. С.). Однако определяющим, или в большей степени связующим, моментом в ее трактовке выступает нравственный аспект -осознание своих действий, обязанность (способность) предвидения результатов своей деятельности.

Исходя из этого, можно определить, что ответственность - это качество, формирующее в личности способность брать на себя в пределах установленных социальных норм нравственные обязательства за результаты и последствия своих действий. В то же время ее можно трактовать и как «право выбора между нравственным и безнравственным поступком» [14].

Если интерпретировать ответственность как качество личности, которое формируется в процессе ее воспитания и социализации в обществе, то в этом контексте следует определить ее содержательные доминанты, рассмотреть структуру и раскрыть ее внутренние и внешние стороны.

Многие ученые рассматривают содержание ответственности в совокупности ее отдельных компонентов, находящихся между собой в «тесном родстве» и обеспечивающих постоянное взаимодействие друг с другом. Изучение ответственности в системе единства ее регуляторных и результативных составляющих стало одним из ключевых моментов в научной теории Прядеина В. П., который вывел такие первостепенные компоненты ответственности, как мотивационный, эмоциональный, когнитивный и динамический [15].

Идея системности компонентов ответственности не только приобрела популярность в научной среде, но и легла в основу трудов многих ученых, предложивших свое видение их содержания. Так, Сафин В. Ф. выделил мотивационно-аф-фективный, интеллектуально-когнитивный, деятельностно-поведенческий компоненты ответственности [16], Курен-ков И. А. - когнитивный, мотивацион-ный, эмоциональный и поведенческий [17], Тимофейчев В. А. - поведенческий, интеллектуальный, морально-волевой и эмоционально-чувственный [18], Демен-тий Л. И. - эмоциональный, когнитивный и поведенческий [19], Шатун ова Т. Г. -эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный и рефлексивный [20], Пла-хотный А. Ф. - волевой, рациональный и эмоциональный [21].

Как мы видим, различные компоненты ответственности неоднократно становились объектом научных исследований, но, несмотря на это, единого подхода к их определению не сформировано. Анализ научной литературы показал, что в качестве доминирующих и приоритетно применяемых в практической деятельности компонентов чаще всего упоминаются когнитивный, мотивационный, волевой, поведенческий и эмоциональный.

Раскроем более подробно содержание каждой из представленных выше составляющих ответственности.

Когнитивный компонент представляет собой систему знаний, определяющую правила, характер и стиль ответственного поведения человека. Если рассматривать данный компонент через призму юриспруденции, то уместно будет вспомнить известное высказывание Леца С. Е. : «Незнание закона никогда не освобождает от ответственности. А знание - часто» [22], что в своем смысловом значении подчеркивает неизбежность наказания независимо от того, был ли человек осведомлен

о нормах законодательства или нет. Таким образом, осведомленность в данной ситуации выступает в качестве внешнего регулятора, отражающего приверженность личности придерживаться в обществе правовых требований и нести ответственность за свои поступки.

Однако в жизни людей нередко возникают ситуации, когда ввиду правовой неосведомленности человек действует из соображений совести, что обусловлено его нравственной и волевой позицией, определяющей порядок принятия решений, совершения им определенных действий и прогнозирования результатов от их последствий. Таким образом, в качестве внутреннего регулятора когнитивного компонента личности выступает моральное сознание - нравственная сторона сознательной деятельности человека. Совесть в этом контексте - это не просто сдерживающий элемент между отрицательными и положительными эмоциями, оказывающими влияние на характер совершенных поступков. Это моральный компас, определяющий линию поведения согласно принятым в обществе нравственным нормам, «это внутренний нравственный судья человека» [23]. «Сущность любой морали состоит в уважении, с которым личность относится к соблюдению правил» [24].

Из данных высказываний можно вывести заключение, что осведомленность и моральное сознание как внутренний и внешний факторы когнитивного компонента являются регулятором человеческого поведения, отражением его нравственной чистоты, продуктивности системы воспитания, справедливости и уважения прав других людей независимо от социального статуса, возраста и этнических особенностей общества. Таким образом, когнитивный компонент в структуре ответственности личности определяет прежде всего ее морально-нравственную позицию.

Мотивационный компонент ответственности представляет собой внутренний двигатель, силу человеческой активности, направленную на достижение поставленной цели или выполнение конкретного задания. Конечной целью любой мотивации как процесса человеческих мыслей, желаний и эмоций является результат либо итог определенной деятельности.

В педагогических источниках под мотивацией понимается «совокупность движущих сил, побуждающих человека к совершению определенных действий» [25].

На протяжении всей жизни человек постоянно движется вперед, работает над развитием своих физических и умственных способностей, обучается новым программам и методикам, стремится за лидерами, чтобы преодолевать трудности и преграды, становясь крепче, сильнее, сохраняя и приумножая при этом положительный опыт и перспективу дальнейшего саморазвития.

Мотивация как флагман ответственности является для человека направляющим вектором достижения успехов в своей деятельности. Так, например, ученик в школе старается учиться на положительные оценки, чтобы иметь больше шансов для поступления в высшее учебное заведение; обучаясь в вузе, студент стремится быть активным, творческим, спортивным и успевающем в учебе, чтобы после завершения обучения пройти отбор на должность в престижную организацию; работая в учреждении или организации, специалист пытается качественно и продуктивно выполнять поставленные задачи, чтобы получить повышение по службе и двигаться вверх по карьерной лестнице.

Готовность идти к чему-то новому и достигать положительных изменений в жизни подразумевает высокий уровень ответственности. При этом ответственность определяется прежде всего жела-

нием личности самостоятельно ставить перед собой цель и стремиться к ее реализации. Общепризнанно, что моти-вационный компонент ответственного поведения формируется исходя, с одной стороны, из интереса (желания) и позиции личности (стремления), что является внутренней стороной мотивации, а с другой - из заинтересованности в отдельной личности со стороны третьих лиц и совершения ими действий, направленных на ее стимулирование и протекцию.

Исходя из этого, приходим к выводу, что без желания заниматься конкретной деятельностью и интереса к ней, четко поставленной перед собой цели личность никогда не добьется положительного результата, следовательно, и уровень ответственности прогрессировать не будет. Таким образом, мотивационный компонент в структуре ответственности -это стимулирующий фактор для роста и развития личности.

Волевой компонент ответственности представляет собой способность человека достигать поставленной цели путем преодоления внутренних и внешних трудностей. Другими словами, это сознательное регулирование человеком своих действий в сложных и экстремальных ситуациях. С волевым компонентом ответственности связаны такие понятия, как «сила воли» и «чувство долга», которые приобретают особую важность применительно к профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, в которой от стойкости, усидчивости, терпения и уровня ответственности нередко зависят жизни людей и безопасность государства.

В общественной жизни волевой компонент определяет степень целеустремленности человека, его готовности к достижению поставленных перед собой целей. Подлинным измерителем уровня волевого компонента, его качественных

характеристик часто выступают непредвиденные, экстремальные обстоятельства.

Известный отечественный педагог и психолог Крутецкий В. А. среди наиболее важных волевых качеств выделяет такие, как целеустремленность (стремление человека к достижению конкретной цели), принципиальность и самостоятельность (линия поведения, построенная на четком следовании своим убеждениям и взглядам), решительность (умение человека в трудных обстоятельствах своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения), настойчивость (умение достигать определенного результата, несмотря на трудности и неудачи, сложившиеся на его пути), выдержка, стойкость, самообладание (умение абстрагироваться от ненужных действий, которые могут нанести ущерб при достижении поставленной цели) [26].

Исходя из изложенного, можно сказать, что волевой компонент в структуре ответственности представляет собой умение и желание личности сознательно идти к достижению поставленной цели путем преодоления определенных препятствий. В то же время очень важно отметить, что волевой компонент - это продукт планомерного педагогического и физического воспитания личности, особенность которого заключается в постоянной работе и контроле личности над собой, своими желаниями, эмоциями и так далее.

Поведенческий компонент в структуре ответственности определяет стиль или модель поведения человека в различных жизненных ситуациях. По своей функциональной принадлежности он напоминает механизм саморегуляции человеческого поведения - умение контролировать свои действия и управлять ими, принимать решения и отвечать за них. В то же время поведенческий компонент имеет много общего с эмоциональным ввиду того, что действия

и поведение человека в определенных ситуациях определяются его состоянием (страх, стресс, тревога, апатия и так далее). В зависимости от степени напряженности окружающей обстановки человек по-разному реагирует на события, происходящие в его жизни, меняется и степень его ответственности. Например, в условиях опасности, вызванной стихийным бедствием (наводнение, землетрясение, пожар и подобные), человек может повести себя по-разному. В одном случае он готов пойти на риск, чтобы спасти жизни других людей ценой своей жизни (ответственность за других), в ином - может убежать с места событий и обеспечить себе тем самым личную безопасность (безответственность, равнодушие).

Из этого следует, что уровень сознательности человека (воля, совесть, чувство долга) влияют на модель его поведения и степень ответственности личности за происходящее. Таким образом, можно прийти к выводу, что поведенческий компонент в структуре ответственности -это «пульт управления» действиями и решениями личности.

Эмоциональный компонент в структуре ответственности, в свою очередь, представляет собой внутреннее состояние человека, отражающее во внешней среде эмоции, чувства, переживания. В научной среде параметры эмоционального компонента, как правило, измеряются через стеничность - «положительные эмоции или их появление при выполнении ответственных дел» и астеничность - «отрицательные эмоции при необходимости выполнения, в ходе реализации и при неуспехе в ответственном деле» [27].

К положительным эмоциям относят радость, восторг, восхищение и так далее, к отрицательным - гнев, стыд, страх, обиду, агрессию и другие. Состояние эмоциональной среды формирует настроение че-

ловека, а следовательно, и его поведение в обществе: манеры, стиль, общение.

Эмоции человека как процесс, отражающий внутреннюю реакцию человека на определенные ситуации, возникают под влиянием внешних факторов и, как правило, находят свое отображение в поведении человека (мимика, жестикуляция, тембр голоса). В качестве примера можно привести поощрение (материальное или иное) начальником подчиненных за хорошо выполненную работу. Данный процесс вызывает у работников позитивный настрой, душевное удовлетворение (радость), воспитывает в них высокое чувство ответственности за оказанное им начальником доверие и мотивирует на дальнейшую продуктивную деятельность. С другой стороны, там, где позитивная рабочая атмосфера сменяется негативом, выраженным постоянной критикой со стороны начальника за допущенные неточности в служебной деятельности, на фоне концентрации отрицательных эмоций (разочарование, печаль и другие) происходит снижение мотивации на успех, а следовательно, и уровня ответственности работника.

Из этого следует, что эмоциональный компонент в структуре ответственности -

это внутренняя реакция человека на внешние раздражители.

Все вышеуказанное позволяет прийти к выводу, что все компоненты, составляющие ответственность: когнитивный, мотивационный, волевой, поведенческий, эмоциональный, - это элементы одной системы, обеспечивающие ее бесперебойное развитие.

Для современной педагогики ответственность - это конечный продукт процесса формирования личности, результат плодотворной педагогической работы на всех уровнях образовательной системы Российской Федерации.

Быть ответственным - значит уважительно относиться к себе, к окружающим людям, к служебным обязанностям, отдавать отчет своим действиям и их последствиям, правильно понимать и оценивать критическую ситуацию, быть примером для других. Таким образом, актуальность изучения ответственности в узком смысле обусловлена потребностями государства в подготовке компетентных, ответственных специалистов во всех отраслях современной индустрии, а в широком - необходимостью формирования гражданского общества, в котором каждая отдельная личность является патриотом, вносящим свой вклад в процесс поступательного развития общества и государства.

1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 21. М. : Государственное издательство политической литературы, 1961. С. 99.

2. Ореховский А. И., Поляков В. В. Воспитание ответственности личности в коллективе. Барнаул : Алтайское книжное издательство, 1971. С. 8.

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. М. : Просвещение, 2009. С. 14.

4. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 30.12.2022). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Поланьи К. Избранные работы. М. : Территория будущего, 2010. С. 9.

6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2000. С. 102.

7. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М. : НМЦ СПО, 1999. С. 219.

8. Профессионально-педагогические понятия : словарь / сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Оси-пова, О. В. Тарасюк ; под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. С. 318.

9. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. М. : Педагогика, 1979-1981. Т. 3 : Разговор с молодым директором школы : статьи. 1981. С. 239.

10. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под. ред. А. М. Арсеньева. М. : Педагогика, 1982. С. 614.

11. Барановская Л. А. Становление социальной ответственности современного студенчества : монография. Красноярск : СибГТУ, 2009. С. 39.

12. Максимова И. Е. Психологические условия организации процесса воспитания ответственности как личностного качества младших школьников из неблагополучных семей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 2-4. С. 812.

13. Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. М. : Педагогика, 1983-1986. Т. 4. 1984. С. 92.

14. Ежова О. Н., Ушков Ф. И. Ответственность как профессионально значимое качество сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Психология и право. 2021. Т. 11, № 2. С. 76.

15. Прядеин В. П. Комплексное исследование ответственности как системного качества личности : дис. ... д-ра психол. наук. Екатеринбург, 1999. С. 88.

16. Сафин В. Ф. Психологическая сущность ответственности личности // Теория и практика формирования коммунистического сознания : межвузовский сборник научных трудов. Уфа : БГПИ, 1986. С. 124-129.

17. Куренков И. А. Психология ответственности. Балашов : Изд-во БГПИ, 2002. 60 с.

18. Тимофейчева В. А. Ответственность как системное качество личности и ее сущностные признаки // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2008. № 3. С. 40.

19. Дементий Л. И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2005. 357 с.

20. Шатунова Т. Г. К вопросу выявления критериев и уровней сформированности ответственности у подростков // Наука и образование : тезисы конференции. Белгород, 2005. С. 87-89.

21. Плахотный А. Ф. Проблема социальной ответственности. Харьков : Изд-во при Харьковском университете, 1981. 191 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Лец С. Е. Непричесанные мысли / пер. М. Малькова. СПб. : Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. С. 44.

23. Сатонина Н. Н. Проблема ответственности в теории и практике // Вестник Самарского муниципального института управления. 2005. № 3. С. 207.

24. Психология : учебник / под ред. А. А. Крылова. М. : Проспект, 1998. С. 141.

25. Коняева Е. А., Павлова Л. Н. Краткий словарь педагогических понятий : учебное издание. Челябинск : Изд-во Челябинского государственного педагогического университета, 2012. С. 84.

26. Крутецкий В. А. Воспитание воли и характера. М. : Знание, 1960. 40 с.

27. Прядеин В. П. Ответственность как системное качество личности : учебное пособие. Екатеринбург : УрГПУ, 2001. С. 22.

1. Engels F. The Origin of the Family, Private Property and the State // Marx K., Engels F. Collected Works. T. 21. M. : State publishing house of political literature, 1961. p. 99.

2. Orekhovsky A. I., Polyakov V. V. Education of responsibility of the individual in the team. Barnaul : Altai book publishing house, 1971. p. 8.

3. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a Russian citizen in the field of general education. M. : Education, 2009. p. 14.

4. On education in the Russian Federation : Feder. Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on December 30, 2022). Access from Legal Reference System «ConsultantPlus».

5. Polanyi K. Selected Works. M. : Territory of the Future, 2010. p. 9.

6. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Yu. Pedagogical dictionary : for students. higher and voc. ped. textbook establishments. M. : Publishing Center «Academy», 2000. p. 102.

7. Vishnyakova S. M. Vocational education. Vocabulary. Key concepts, terms, actual vocabulary. M. : NMTs SPO, 1999. p. 219.

8. Professional and pedagogical concepts : dictionary / comp. G. M. Romantsev, V. A. Fedorov, I. V. Osipova, O. V. Tarasyuk ; ed. G. M. Romantseva. Yekaterinburg : Publishing house Ros. state prof.-ped. un-ta, 2005. p. 318.

9. Sukhomlinsky V. A. Selected pedagogical works : in 3 volumes. M. : Pedagogy, 1979-1981. Vol. 3 : A conversation with a young school principal : articles. 1981. p. 239.

10. Kapterev P. F. Selected pedagogical works / under. ed. A. M. Arsenyeva. M. : Pedagogy, 1982. p. 614.

11. Baranovskaya L. A. Formation of the social responsibility of modern students : monograph. Krasnoyarsk : SibGTU, 2009, p. 39.

12. Maksimova I. E. Psychological conditions for organizing the process of educating responsibility as a personal quality of younger schoolchildren from disadvantaged families // Izvestiya of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2011. V. 13, No. 2-4. p. 812.

13. Makarenko A. S. Pedagogical essays : in 8 volumes. M. : Pedagogy, 1983-1986. T. 4. 1984. p. 92.

14. Ezhova O. N., Ushkov F. I. Responsibility as a professionally significant quality of an employee of the penitentiary system of the Russian Federation // Psychology and Law. 2021. V. 11, No. 2. p. 76.

15. Pryadein V. P. Comprehensive study of responsibility as a systemic quality of personality : dis. ... Dr. Psych. Sc. Ekaterinburg, 1999. p. 88.

16. Safin V. F. Psychological essence of the responsibility of the individual // Theory and practice of the formation of communist consciousness : interuniversity collection of scientific papers. Ufa : BSPI, 1986. pp. 124-129.

17. Kurenkov I. A. Psychology of responsibility. Balashov : Publishing house of BSPI, 2002. 60 p.

18. Timofeycheva V. A. Responsibility as a systemic quality of personality and its essential features // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy. 2008. No. 3. p. 40.

19. Dementiy L. I. Responsibility of the individual as a property of the subject of life : dis. ... Dr. Psych. Sc. M., 2005. 357 p.

20. Shatunova T. G. On the issue of identifying criteria and levels of responsibility formation among adolescents // Science and education : conference abstracts. Belgorod, 2005. pp. 87-89.

21. Plakhotny A. F. The problem of social responsibility. Kharkov : Publishing House at Kharkov University, 1981. 191 p.

22. Lec S. E. Uncombed thoughts / trans. M. Malkova. SPb. : Humanitarian Agency «Academic Project», 1999. p. 44.

23. Satonina N. N. The problem of responsibility in theory and practice // Bulletin of the Samara Municipal Institute of Management. 2005. No. 3. p. 207.

24. Psychology : textbook / ed. A. A. Krylova. M. : Prospekt, 1998. p. 141.

25. Konyaeva E. A., Pavlova L. N. Brief dictionary of pedagogical concepts: educational edition. Chelyabinsk : Publishing House of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2012. p. 84.

26. Krutetsky V. A. Education of the will and character. Moscow : Znanie, 1960. 40 p.

27. Pryadein V. P. Responsibility as a systemic quality of personality : a textbook. Yekaterinburg : UrGPU, 2001. p. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.