ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2023. № 2. С. 59-68. УДК 159.9.018
DOI: 10.24147/2410-6364.2023.2.59-68
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ» В КОНТЕКСТЕ БЛИЗКИХ ПО СМЫСЛУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ
К. Г. Сорокин
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)
Предлагается сравнительный анализ понятия «экзистенциальное самочувствие» и близких ему по значению понятий, уже вошедших в лексикон психологической науки. Оно соотнесено с понятиями, представленными в концепциях Р. Мэя, Л. Бинсвангера, А. Ленгле, Р. Д. Столороу, А. Шопе-грауэра, Д. А. Леонтьева, П. Е. Астафьева, А. Ф. Лазурского, С. Л. Франка, Н. Коптевой, Е. Н. Хо-лондович и др. Рассмотрена специфика содержания понятий «самочувствие», «чувство бытия», «бытие-в-мире», «экзистенциальная исполненность», «жизнестойкость», «онтологическая уверенность / неуверенность», «психологическое самочувствие», «общее самочувствие», «непосредственное самобытие», «онтологическое бессознательное», определены их сходство с понятием «экзистенциальное самочувствие» и отличие от него.
Понятие «экзистенциальное самочувствие» означает переживание человеком своего существования как самого достоверного из фактов бытия. Это переживание нельзя объективировать или измерить в непосредственных его проявлениях, но о нем можно судить по тому, как оно отражается в качественных характеристиках самосознания: ощущаем ли мы полноту бытия или опустошенность; чувствуем ли мы свою безмятежность или озабоченность; представляется ли нам бытие имеющим смысл или бессмысленным, - эти и другие качества самовосприятия свидетельствуют об определенной динамике экзистенциального самочувствия, от которой, в свою очередь, зависит и динамика качества нашей жизни в целом.
Экзистенциальное самочувствие не функция психики, однако оно обладает решающим функциональным значением во всем строе психического, подобно «фону», определяющему свойства и характеристики всякой «фигуры», образованной на этом «фоне». Понимание сущности экзистенциального самочувствия в порядке нашего существования обеспечит соответствующий душевный ресурс и в плане «жизнестойкости», и в плане способности полноценного и радостного проживания своей жизни.
Ключевые слова: экзистенциальное самочувствие; психологическое самочувствие; экзистенциальная исполненность; онтологическая уверенность; жизнестойкость; бытие-в-мире; чувство бытия.
THE CONTENT OF THE CONCEPT OF EXISTENTIAL SELF-SENTIMENT IN THE CONTEXT OF SIMILAR PSYCHOLOGICAL PHENOMENA
K. G. Sorokin
Herzen University (Saint Petersburg, Russia)
The article offers a comparative analysis of the concept of existential self-feeling with concepts close to it in meaning that have already entered the lexicon of psychological science. It is correlated with the concepts of the concepts of R. May, L. Binswanger, A. Lengle, R. D. Stolorou, A. Schopegauer, D. A. Leontiev, P. E. Astafiev, A. F. Lazursky, S. L. Frank, N. Kopteva, Holondovich and co-workers, etc. The specifics of the content of the concepts - well-being, sense of being, being-in-the-world, existential fulfillment, resilience, ontological confidence / uncertainty, psychological well-being, general well-being, direct self-being, ontological unconscious and their similarity and difference from the concept of existential self-sentiment are considered.
The concept of existential self-sentiment means a person's experience of his existence as the most reliable of the facts of existence. This experience cannot be objectified or measured in its immediate manifestations, but it can be judged by how it is reflected in the qualitative characteristics
© Сорокин К. Г., 2023
of self-consciousness: a sense of fullness of being or emptiness; do we feel our serenity or concern; meaningfulness of being or meaninglessness - these and other qualities of self-perception indicate a certain dynamics of existential well-being, on which, in turn, the dynamics of the quality of our life as a whole depends.
Existential self-feeling is not a function of the psyche, but it has a decisive functional significance in the entire structure of the mental, like a "background" that determines the properties and characteristics of any "figure" formed on this "background". Understanding the essence of existential well-being in the order of our existence will provide an appropriate mental resource, both in terms of "vitality", and in terms of the ability to fully and joyfully live our lives.
Keywords: existential self-feeling; psychological well-being; existential fulfillment; ontological certainty; vitality; being-in-the-world; feeling of being.
1. Введение
Герой известной повести А. Куприна «Олеся», пытаясь заняться лечением полесских крестьян, столкнулся с невозможностью ставить им диагнозы, поскольку описание признаков недомогания у всех было одинаковым и крайне обобщенным: у каждого болело где-то в середине... Современные психологи нередко сталкиваются с подобной ситуацией, особенно когда вопрос касается общего психологического самочувствия клиента.
Сегодня проблема психологического самочувствия как особого фактора благополучия человека всё больше притягивает внимание специалистов. Разрабатываются концепции и соответствующий инструментарий, позволяющие всесторонне описать и всесторонне оценить этот феномен (Ф. Рифф, У. Пэй-вот, Э. Динер, Е.Н. Холондович, П. А. Ковалев, А. Ю. Маленова, Е. Е. Федотова, Л. В. Кашкина и др.). «Данный феномен рассматривается большинством авторов как психологическое состояние и предполагает эмоциональную и когнитивную оценку человеком условий жизни и результатов собственной деятельности, определяющую степень и направленность активности личности. При этом эмоциональная сфера признается ведущей большинством авторов» [1, с. 149].
«Проявляется психологическое самочувствие через представления человека о его настоящем, прошлом и будущем, через его удовлетворенность / неудовлетворенность жизнью в целом, ощущением счастья / несчастья, в его активности, насколько он в своей деятельности и жизни в целом реализует себя как личность и субъект» [2, с. 74].
2. Теоретический обзор
Нами изучается психологический феномен, который мы назвали экзистенциальное самочувствие (еxistential self-feeling). В отличие от психологического самочувствия, экзистенциальное самочувствие имеет свое осо-
бенное содержание, определение и критерии оценки. Если психологический аспект самочувствия представлен на эмоциональном, когнитивно-мотивационном и рефлексивном уровнях психики, то экзистенциальный аспект ближе к «архесенсорному слою функционирования психики» [3, с. 103], где переживание собственного бытия дано в непосредственном и недифференцированном выражении, целостно и самодостоверно, поскольку оно «лежит» у истоков проявления в сознании чувственно-волевой и рефлексивной активности индивида. Отсюда и наш выбор прилагательного к понятию «самочувствие», поскольку глагол «existere» указывает на самый момент проступания к бытию, высказываемого затем фразою первой очевидности - «я есмь». Это высказывание, как проявление речевой деятельности, конечно, уже приняло рациональный оборот, но, оборачиваясь, рефлексируя в моменте переживания, оно указывает на свой невербальный и пред-рефлексивный исток самочувствия.
Может показаться, что это самочувствие, покуда оно имеет чувственное выражение, происходит из соматических начал. Такого взгляда придерживался А. Ф. Лазурский, когда в исследовании органических чувств он пришёл к некоторому общему чувству, которое, однако, так обширно для специальных определений и, по-видимому, уже не сводимо к чисто органическому субстрату, что получило у него наименование чувство жизни. И всё же, Лазурский идёт в обход феноменологии чувствований, раскрывая свое понятие на физиологических предпосылках, а потому чувство жизни для него - суммарный продукт органических чувств, который он сближает с настроением [4, с. 205]. С гораздо более научно-философской строгостью к этому вопросу подходил в своё время Шопенгауэр, который стоял у истоков не только «открытия тела» как философской проблемы [5, с. 22],
но и самочувствия как экзистенциально -психологического феномена. Он называл общим самочувствием непосредственное сознание телесности, которое имеет место до факта его определения рассудком, как объекта среди объектов [6, с. 32]. Телесность для него, -не материальный субстрат психического, а, скорее, экзистенциально-феноменологическая предпосылка восприятия объектов внешнего мира. В этом смысле можно интерпретировать телесность как трансцендентальное единство фигуры и фона, где фон и есть -общее, или, лучше сказать, экзистенциальное самочувствие, существенно определяющее, по «закону превосходства фона» [7, с. 246] \ характер и очертание всякой фигуры, «проступающей» в поле нашего восприятия.
Отсюда, экзистенциальное самочувствие может лишь в первом приближении быть оцениваемо как особый компонент психологического самочувствия, поскольку имеет отношение к психологическому состоянию человека. Но специфика экзистенциального самочувствия в том и состоит, что оно является не результирующим продуктом благополучия и оценки человеком своего качества жизни [8], а регулятивно-интегрирующим фактором психической активности, влияющим как на общее психологическое самочувствие, так и на жизненную мотивацию индивида в целом - способностью подтверждения собственного существования непосредственным чувством «я-есмь». В подражание известной картезианской формуле, выражающей самоочевидность истины сознания, Рол-ло Мэй формулирует психическую приоритетность чувства самобытия над когнитивными и поведенческими процессами такими словами: «Я есть, следовательно, я мыслю, я действую» [9, с. 142].
В экзистенциальной психологии формально близкими и частично схожими с понятием экзистенциальное самочувствие, - но всё же отвечающими скорее критериям оценки психологического самочувствия, - можно считать такие понятия, как: экзистенциальная исполненность, онтологическая уверенность и жизнестойкость.
Экзистенциальная исполненность - термин Виктора Франкла, который был разработан его учеником Альфридом Ленгле и опе-рационализирован А. Ленгле, С. В. Кривцовой и К. Ортглер. Экзистенциальная испол-ненность отображает субъективную оценку
человеком качества своей жизни, ее достоинства и смысла [10, с. 141].
Тесную связь концепции экзистенциальной исполненности А. Лэнгле и В. Франкла с концепцией онтологической уверенности Р. Лэйнга обнаружила Н. Коптева при опера-ционализации последней. В ее исследовании подтвердилось предположение о том, что из способностей, с помощью которых достигается экзистенциальная исполненность, онтологическая уверенность ближе всего к само-трансценденции в понимании А. Лэнгле, означающей не просто выход Я за собственные пределы, но и его причастность к Не Я. Нашла поддержку и гипотеза о связи большинства измерений онтологической уверенности и экзистенциальной исполненности [11, с. 29].
Понятие жизнестойкости включается в систему понятий экзистенциальной теории личности (Kobasa, Maddi, 1977; Мадди, 2005) и является операционализацией понятия «мужество быть» П. Тиллиха [12, с. 4]. П. Тиллих считает, что человеку бытие не дается автоматически, а зависит от индивидуального мужества, без которого человек утрачивает бытие [9, с. 69]. С. Мадди разработал тест на выносливость, устойчивость, закаленность, адаптированный Д. А. Леонтьевым и Е. И. Рассказовой, как тест на «Жизнестойкость». Жизнестойкость характеризует способность личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннее чувство благополучия и не снижая успешность деятельности. Феномен жизнестойкости, таким образом, соотносится с проблемами психологии стресса и экзистенциальными представлениями об онтологической тревоге и способах совладания с ней [12, с. 4].
Наиболее близкими и во многом даже совпадающими с понятием экзистенциального самочувствия нужно назвать такие фундаментальные понятия экзистенциальной психологии, как: «бытие-в-мире» Л. Бинсвангера и особенно - самочувствие в концепции П. Астафьева и чувство бытия Р. Мэя.
Л. Бинсвангер, основываясь на идеях М. Хайдеггера, сделал особый акцент на понятии «бытие-в-мире» как важнейшем экзи-стенциале (предикате) Dasein'а, в котором отношение человека к миру конституируется не топологически, а как модальности одного бытия. Адаптируя это понятие к психотерапевтической практике, Л. Бинсвангер писал, что «...моя позитивная критика теории Хай-
деггера позволила мне расширить ее: бытие -в-мире как бытие существования ради себя (обозначенное Хайдеггером как «забота») было соотнесено с бытием-за-пределами-мира как бытием существования ради нас (обозначенным мною как «любовь»). Это изменение системы Хайдеггера следует учитывать особенно при анализе психотических форм экзистенции, где мы часто наблюдаем модификации трансценденции скорее в смысле «выброса» любви, чем «сверхподъема» заботы. Позвольте лишь напомнить чрезвычайно сложную форму сокращения экзистенциальной структуры, которую мы, обобщая, называем "аутизмом"» [13, с. 7-8].
В отечественной мысли близкие понятиям «бытие-в-мире» и «чувство бытия» взгляды настойчиво выделяли из смыслового контекста данной тематики персонологический аспект, - за исключением, пожалуй, С. Л. Франка.
С. Л. Франк, состоявший в тесной дружбе с Л. Бинсвангером, был хорошо знаком с концепцией Дазайн-анализа. Сам русский философ написал свою книгу «Непостижимое» первоначально на немецком языке (1937), где обильно ссылался на Хайдеггера и широко использовал в тексте его понятия Dasein и inder-Welt-sein («бытие-в-мире»). На немецком языке книге всё же не суждено было выйти, а в русских изданиях (1939 / 1971, München) на место хайдеггеровских понятий стало у него понятие «непосредственного самобытия». Франк определяет «...непосредственное самобытие как для-себя-бытие, как бытие себе самому открывающееся или сущее в форме самооткровения себе самому» [14, с. 326]. Непосредственное самобытие стоит позади всех явлений сознания, как непостижимое [14, с. 327] и его познание, в котором не может быть разделение на субъект и объект, представляет из себя «.умудренное, ведающее неведение...», которое «.есть здесь вместе с тем неведающее ведение» [14, с. 328]. И далее, Франк говорит, что есть лишь один словесный оборот, «который адекватен этому неведающему ведению» [14, с. 328] и он выражается словосочетанием «я есмь». И, более того, его можно выразить, утверждает Франк, даже одним словом, одной глагольной формой есмь [14, с. 327]. И здесь Франк повторяет Гегеля, который из полной логической формы фихтевского самотождества «я есть я» удалил категорию «я», как слишком психоло-
гическую для философии, оставив одно простое «есмь» бытия. «Непосредственное самобытие есть форма есмь (Bin-Form) бытия» [14, с. 328]. Этим устранением субъективного акцента Франк, с одной стороны, пытается сделать объективный характер чистого самосознания как «непосредственного самобытия» более выпуклым, а с другой - он подготавливает этим переход к онтологии человеческих отношений, где внутреннюю природу человеческого «я» размыкает категория «мы» как трансценденция. В этом аспекте Франк предельно сближается с трактовкой «бытия-в-мире» Бинсвангера2. Но стоит здесь также отметить, что именно это место Н. Бердяев поставил Франку в упрек в своей рецензии на книгу «Непостижимое». А именно, Бердяев тогда уточнил, что во внешний порядок бывает объективация, а не трансцендирование, так как последнее может быть только вовнутрь [15, с. 66].
О том, что самосознание «есть откровение объективного бытия самому себе» [16, с. 116], писал М. Грибановский в магистерской диссертации (1888 г.). Но он подчеркивал, однако, особое качество субъективного элемента, называя его самопрозрачностью: «.внутреннее есть то же самое бытие, что и действительное, лишь самопрозрачное для себя...» [16, с. 115]. Возможность трансцендентного для Грибановского раскрывается в имманентном: «.в непосредственном самосознании открывается сама действительность» [16, с. 128].
Эту мысль наиболее детально и обстоятельно развил другой русский философ и психолог - П. Е. Астафьев (1846-1893), который, пожалуй, настойчивее других в свое время отстаивал права субъективности в познании мира объектов. Современный исследователь русской философии (при этом, доктор физико-математических наук), Н. П. Ильин подчеркивал у Астафьева именно этот акцент на живой субъективности, которая «.в наши дни особенно охотно подменяется "интерсубъективностью", "транссубъективностью" и т. д. [18, с. 179] и тому подобными понятиями теорий субъективности "без настоящего субъекта"» [18, с. 179]. Астафьев, говорит Ильин, делает «.акцент на том, что достоверность внешнего опыта, или познания объектов, напрямую зависит от достоверности внутреннего опыта, от самопознания субъекта. Ограничусь, - продолжает Ильин, -
одним примером. Общим местом является утверждение, согласно которому цвета существуют «только субъективно», а в объективном мире им соответствуют вовсе не цвета, а колебания некого поля. Но в том-то и дело, что, если бы мы не были убеждены в субъективной реальности цвета, мы никогда не поставили бы вопроса о том, что именно соответствует цвету в объективном мире. Мы вообще что-либо "открываем" во внешнем мире только в связи с непосредственно известными фактами внутреннего опыта» [18, с. 178]. А таким самодостоверным фактом является, по убеждению Астафьева, только «.знание о себе, как деятельной воле» [19, с. 510]. Это знание является источником всякого существования и всякой осознанности, данных в простоте конкретных восприятий [20]; оно укореняется в непосредственном чувстве собственного бытия, в недифференцированном переживании своего существования, которое Астафьев называл самочувствием.
Что особенно важно в определении Астафьева, - это его акцент на деятельностном характере самочувствия, на его жизнеутверждающей активности. Он пишет, что «.первая жизненная потребность живого существа есть знать о своем бытии, так сказать, подтверждать его себе, - а это самочувствие дается в деятельности и через деятельность...» [21, с. 137]. Прежде всего, деятельность выявляет в живом существе чувство усилия как самое глубокое в нём жизненное начало. В чувстве собственного волевого усилия укореняется самочувствие живого существа - главное условие его жизнеспособности. Не даром поэтому, Астафьев сближает понятия самочувствия и самосохранения. «Стремление к самосохранению совпадает со стремлением к подтверждению себе своего бытия в самочувствии» [21, с. 66-67]. Пока живое существо чувствует себя способным к самодеятельности, чувствует себя активным началом жизни, сохраняется у него и способность поддерживать это состояние. К этому состоянию стремится вся наша активность -во всём подтверждающая: «я есмь», «я живу», «я существую». В самочувствии «.мы имеем и такое единое стремление, совпадающее со стремлением к самой жизни, самосохранению во всех возможных его формах, которое упраздняет необходимость предположения многих первоначальных стремлений (все они сводятся к нему).» [21, с. 311]. Покуда есть
самочувствие, есть и воля к жизни, точнее - к поддержанию, к сохранению оной в фундаментальном ее проявлении - чувстве жизни, чувстве собственного бытия. Астафьев решительно утверждает: «.жизни нет без какого-либо знания живым существом о своей жизни, хоть бы в самой смутной форме самочувствия, рождающегося вместе с характеризующим жизнь произвольным движением.» [21, с. 128]. И в этом глубинном самосознании - в самочувствии - заключена, как было сказано, и мера, и ценность жизни живого существа. Не принцип удовольствия становится у Астафьева руководящим динамическим принципом, а именно самочувствие. Человек может идти на любые страдания, лишь бы они подтверждали ему факт его бытия. Известно, что есть люди, способные чувствовать полноту своего бытия через установку на страдание, и их ощущение жизни сводится к пониманию: «жизнь - боль» [22]. И такая жизнь представляет для них реальную ценность, поскольку в данном качестве она чувствуется ими наиболее ярко и убедительно. Поэтому, психотерапевту не стоит спешить менять установку такого клиента прежде, чем он разберётся в содержании и условиях её возникновения [23]. Более того, если человек приучился воспринимать жизнь через боль, то несвоевременная отвычка может запустить в нём механизм самоликвидации. Наиболее яркий пример этого механизма известен как синдром психогенной смерти [24], имеющий, с нашей точки зрения, и более точное наименование - «дисэкзистенциальный синдром» [25], когда человек становится на линию прогрессивного самоугасания и скорой гибели без объективных к тому предпосылок [26]. Где нет усилия и связанного с ним самочувствия, «.там и жизнь для самого живущего не может иметь никакой ценности - сохранение или потеря ее должны представляться равно безразличными» [21, с. 328]. И когда, продолжает Астафьев, «.соответствие между жизненной энергией и внешними условиями нарушено, - он столь же просто, как жил и наслаждался жизнью, - умирает. И заметьте -умирает без ожесточенной борьбы против наступающей смерти, протеста против неё, спокойно и покорно» [21, с. 138-139]. Угасание самочувствия, а, равно, утрата (жизненного) усилия - ведут к утрате и угасанию самой жизни. И нужно понимать, что самочувствие, о котором говорит Астафьев, является
скорее особой формой психической саморегуляции, нежели мотивационным или смыс-лоориентированным ее вариантом, с которыми мы привыкли связывать соответствующую терапевтическую меру, восстанавливающую в человеке жизненный стимул.
Полвека спустя от публикаций астафьев-ских трудов, французский философ-экзистенциалист Габриэль Марсель (1889-1973) начнёт использовать близкое «самочувствию» понятие «чувство бытия», которое, благодаря Ролло Мэю, занимает теперь центральные позиции в тезаурусе экзистенциальной психологии.
Габриэль Марсель, указывая на фундаментальное свойство человека, - на онтологическую потребность, - подчеркивал, что удовлетворение этой потребности выражается в особом онтологическом чувстве - чувстве бытия. Он также констатировал, что отличительной чертой современного западного человека «...является именно отсутствие осознания «онтологического чувства, чувства бытия» [9, с. 136]. «В самом деле, удивительно,
- говорит он, - что психоаналитический метод, будучи более глубоким и проницательным, чем любой другой, не обнаружил губительных последствий вытеснения этого чувства и игнорирования этой потребности» [9, с. 136].
Ролло Мэй, подчёркивая исключительное положение категории «чувство бытия» в экзистенциальной психологии, резюмирует свои мысли утверждением, что «.обретение чувства бытия - это цель всей терапии» [9, с. 141], поскольку оно представляет из себя не одно из переживаний, а прото-пережи-вание, называемое им также переживанием «я-есть» [9, с. 141]. «Мы можем подозревать,
- говорит Р. Мэй, - что решение отдельных личностных проблем в ходе психотерапии без переживания "я-есть" будет в большей или меньшей степени псевдо эффективным» [9, с. 142]. Современный экзистенциальный терапевт Римантас Кочюнас, называет чувство бытия или переживание «я-есть» также «переживанием экзистенции». И он подчёркивает, что «это та интегрирующая внутренняя структура человека, развитие и укрепление которой является основополагающей целью психотерапии» [27, с. 140].
Примечательно, что психоаналитик Роберт Столороу, разработавший с коллегами свою - наиболее личностно-ориентирован-
ную - ветвь психоанализа, глубоко исследует через призму клинической практики понятия «бытия-в-мире» и «чувства бытия», сближаясь в трактовке этих категорий с позицией Астафьева, как мы её здесь описали. Столо-роу говорит, что «чувство бытия» неотделимо от самого бытия, являясь его конститутивным элементом. «Если Хайдеггер был прав - говорит Столороу, - то для нас потеря чувства бытия есть на самом деле потеря бытия. Это видно особенно отчетливо в феноменологии психотических состояний, суть которых мои соавторы и я <...> охарактеризовали как опыт личного уничтожения. В таких экстремальных психологических катастрофах распад бытия-в-мире является настолько глубоким и радикальным, что само различие между потерей чувства бытия и потерей самого бытия, в сущности, стирается» [28, с. 71]. Столороу ввёл даже специальный термин, обозначающий потерю «чувства бытия»: «.я использую словосочетание онтологическое бессознательное для обозначения потери чувства своего бытия» [28, с. 61].
В понятиях самочувствие (П. Астафьев), чувство бытия (Р. Мэй) и частично - бытие-в-мире (Л. Бинсвангера), экзистенциальная психология, можно сказать, открыла особый уровень (допонятийного и предрефлексивно-го) самосознания человека, который, однако, функционирует не как примитивная, не развитая психическая инстанция, а как «интегрирующая внутренняя структура» (Р. Кочю-нас) и, как такой глубинный «архесенсорный слой функционирования психики» (В. Козлов), который является предпосылкой развития эго, его необходимым условием [9, с. 144]. «Эго является частью личности, - поясняет Ролло Мэй, - традиционно относительно слабой частью, тогда как чувство бытия является более целостным переживанием, охватывающим как сферу сознания, так и бессознательного, вовсе не являясь фактором осознания» [9, с. 144]. Эго в данной трактовке представляет из себя не целостное качество, а часть, именно «половину» бинарной функции сознания, существующей в динамике субъ-ектно-объектных отношений, в то время как «.чувство бытия возникает на уровне, который предшествует этой дихотомии» [9, с. 145].
Таким образом, понятие «чувство бытия» (Р. Мэй), - которое мы расширили с помощью интенсивностных характеристик, присущих
определениям П. Астафьева, до понятия экзистенциальное самочувствие, как допонятий-ное, чувственное, но всё же знание о том, что «я есть», - можно считать психологически предельным уровнем самосознания. На этом уровне рационального отчета - «я есмь» -еще не последовало, а импульс об этом факте самобытия уже получил свое место в чувствах человека и выразил себя эмоциональным фактом самодостоверности. Само это состояние, как необъективируемое основание субъективности, конечно, не представляется возможным описать или измерить его качество и интенсивность в непосредственных проявлениях. Но, поскольку, как мы увидели, экзистенциальное самочувствие проникает во все
уровни самосознания, о нем можно судить по таким качественным характеристикам последнего, в которых человек находит себя представленным в бытии определённым образом: либо характеризуя бытие как полноту, либо как опустошённость; или чувствуя в бытии свою безмятежность или озабоченность; может, переживая бытие как имеющее цель и смысл, а может, и как бесцельное и бессмысленное и т. д.
3. Сравнение концепций
В ниже приведенной таблице представлен сравнительный анализ теоретических конструктов, по содержанию близких к феномену экзистенциальное самочувствие.
Сравнение авторских теоретических конструктов феномена «самочувствие» в контексте экзистенциальной проблематики
Авторы Главный феномен авторской концепции Содержание авторского конструкта
П. Е. Астафьев [1, с. 37; с .66-67] Самочувствие Самочувствие - это непрерывный жизнедеятельностный акт, в котором субъект подтверждает на уровне непосредственного чувства своё существование и, тем самым, продляет и сохраняет себя
Р. Мэй [16, с. 140-141] Чувство бытия (термин Марселя) Чувство бытия - это «базовое чувство», «переживание собственного существования» и единение с ним; это «прото-переживание» («я-есть») является общей предпосылкой всех частных переживаний
Л. Бинсвангер [13] Бытие-в-мире (термин М. Хайдеггера) Бытие-в-мире означает существование человека, как особого модуса бытия, выраженного в трансценденции
А. Лэнгле [13] Экзистенциальная испол-ненность (термин В. Франкла) Экзистенциальная исполненность отображает субъективную оценку человеком качества своей жизни, ее достоинства и смысла
Д. Леонтьев, Е. Рассказо-ва [15] Жизнестойкость (адаптированный опросник С. Мадди) Жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности
Н. Коптева [11, с. 33, 36] Экзистенциальная проблематика уверенности - неуверенности у Р. Лэйнга Первичная онтологическая уверенность - это чувство «своего присутствия в мире в качестве реальной, живой, цельной и, во временном смысле, непрерывной личности». От этой уверенности «зависит любая другая уверенность»
Е. Н. Холондович, др. [19] Психологическое самочувствие Проявляется психологическое самочувствие через представления человека о его настоящем, прошлом и будущем, через его удовлетворенность / неудовлетворенность жизнью в целом, ощущением счастья / несчастья, в его активности, насколько он в своей деятельности и жизни в целом реализует себя как личность и субъект
А. Ф. Лазурский [14, с.205] Чувство жизни Совокупность органических чувствований создает «общее чувство жизни», которое «может быть повышено или понижено, приятно или неприятно в зависимости от здоровья и от состояния нашего организма»
А. Шопенгауэр [20, с. 32] Общее самочувствие Общее самочувствие - это непосредственное сознание телесности, которое имеет место до факта его определения рассудком, как объекта среди объектов
С. Л. Франк [18, с. 326] Непосредственное самобытие Франк определяет «.. .непосредственное самобытие как для-себя-бытие, как бытие себе самому открывающееся или сущее в форме самооткровения себе самому»
Р. Д. Столороу [16, с. 61] Онтологическое бессознательное Столороу использует «словосочетание «онтологическое бессознательное» для обозначения потери чувства своего бытия»
4. Выводы концепций Р. Мэя, Л. Бинсвангера, А. Ленгле,
Таким образом, понятие экзистенциаль- Р. Д. Столороу, А. Шопеграуэра, Д. А. Леон-ное самочувствие соотносится с понятиями тьева, П. Е. Астафьева, А. Ф. Лазурского,
С. Л. Франка, Н. Коптевой, Е. Н. Холондович с сотрудниками и др. и означает переживание человеком своего существования как самого достоверного из фактов бытия. Это переживание нельзя объективировать или измерить в непосредственных его проявлениях, но о нём можно судить по тому, как оно отражается в качественных характеристиках самосознания. Чувствуем ли мы полноту бытия или чувствуем опустошенность, чувствуем ли свою безмятежность или озабоченность, осмысленность бытия или его бессмысленность -эти и другие качества самовосприятия свидетельствуют об определённой динамике экзистенциального самочувствия, от которой, в свою очередь, зависит и динамика качества нашей жизни в целом. Экзистенциальное самочувствие - не функция психики, однако оно обладает решающим функциональным значением во всем строе психического, подобно «фону», определяющему свойства и характеристики всякой «фигуры», образованной на этом «фоне». Понимание сущности «экзистенциального самочувствия» в порядке нашего существования обеспечивает соответствующий душевный ресурс и в плане «жизнестойкости», и в плане способности полноценного и радостного проживания своей жизни.
Примечания
1 Данный закон утверждает: «Фон выступает в качестве фундамента процесса построения образа объекта» [7, с. 246].
2 Впрочем, уже Банзен апеллирует к «мы», когда говорит, что «чувство бытия», с одной стороны, дает нам знание о нашем личном существовании, а с другой, - о существовании других людей [17, с. 165]. Более того, в категории «мы», говорит Гизетти, Банзен находит равновесие единства и множественности [17, с. 167].
ЛИТЕРАТУРА
1. Ковалев П. А. Психологическое и социальное самочувствие: анализ содержания понятий // Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches. - 2019. -Vol. 8, iss. 6A. - 168 с.
2. Холондович Е. Н. Психологическое самочувствие человека как психологическая проблема. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. - 2018. - Т. 3, № 4 (12). -С. 61-80.
3. Козлов В. В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. - М. : Психотерапия, 2007. -528 с.
4. Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная. - СПб. : Алетейя, 2001. - 288 с.
5. Чикин А. А. Артур Шопенгауэр и открытие тела как философской проблемы // Философские науки. - 2013. - № 5. - С. 22-37.
6. Шопенгауэр А. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 1. Мир как воля и представление. М. : ТЕРРА - Книжный клуб : Республика, 1999. - 496 с.
7. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. - СПб. : Речь, 2003. - 296 с.
8. Akimova E. I., Madzhuga A. G., Shurupo-va R. V., Bueverova E. L. A new understanding of health and a healthy lifestyle a holistic and existential-humanistic approach // Perspectives of Science and Education. - 2020. -№ 5 (47). - P. 10-21.
9. Мэй Р. Теория и практика экзистенциальной психологии. - 2-е изд. - М. : ИОИ, 2015. -335 с.
10. Кривцова С. В., Лэнгле А, Орглер К. Экзистенциальный анализ № 1. Бюллетень, 2009. - М. : ИЭАПП, 2009. - 212 с.
11. Коптева Н. В. Онтологическая уверенность: теоретическая модель и дигностика : монография. - Пермь, 2009. - 158 с.
12. Леонтьев Д. А. Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. - М. : Смысл, 2006. - 63 с.
13 Бинсвангер Л. Экзистенциальный анализ. -М. : ИОИ, 2014. - 271 с.
14. Франк С. Л. Сочинения. - М. : Правда, 1990. - 607 с.
15. Бердяев Н. Франк. Непостижимое // Путь. -1939. - № 60, май-сент. - 70 с.
16. Грибановский М. Истина бытия Божия. -СПб., 1888. - 174 с.
17. Гизетти А. А. Забытый мыслитель. (Жизнь и сочинения Юлия Банзена) // Вопросы философии и психологии. - 1912. - Кн. 113. -С.135-189.
18. Ильин Н. П. Истина и душа. Философско-психологическое учение П. Е. Астафьева в связи с его национально-государственными воззрениями. - СПб. : Алетейя, 2019. -458 с.
19. Астафьев П. Е. Философия нации и единство мировоззрения. - М. : Москва, 2000. -544 с.
20. Langle A. Being is Becoming. Development in the Existential Paradigm // Existential Analysis. Newsletter. - 2019. - № 10-11. - P. 5287.
21. Астафьев П. Е. Избранные произведения: Философия. Психология. Культура. - М. : Институт Наследия, 2021. - 590 с.
22. Ceylan i. Existential / spiritual approach to the awareness levels of individuals with substance use disorders in the process of change //
Turkish Journal for the Spiritual Counselling and Care. - 2020. - № 2. - P. 97-134.
23. Nekhorosheva E. V. Creating security in the teacher-student relationship from the perspective of the existential-analytical approach // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Conference proceedings. -London, 2020. - P. 654-664.
24. Stumpfe KD. The psychogenic death of Mr. J. A case report // Z Psychosom Med Psycho-ther. - 1979. - Vol. 25. - P. 263-273.
25. Leach J. «Give-up-itis» revisited: Neuropa-thology of extremis // Medical Hypotheses. -2018. - № 120. - P. 14-21.
26. People can die from giving up the fight / Medical Xpress // University of Portsmouth. URL: https://medicalxpress.com/news/2018-09-peo ple-die.html (дата обращения: 18.04.2020).
27. Кочюнас Р. Экзистенциальная терапия в группах // Московский психотерапевтический журнал. - 2002. - № 2. - C. 139-161.
28. Столороу Р. Д. Травма и человеческое существование. Автобиографические, психоаналитические и философские размышления : пер. с англ. - М. : Когито-Центр, 2016. - 120 с.
REFERENCES
1. Kovalev P.A. Psihologicheskoe i social'noe samochuvstvie: analiz soderzhaniya ponyatii. Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches, 2019, Vol. 8, iss. 6A, 168 p. (In Russia).
2. Holondovich E.N. Psihologicheskoe samochuvstvie cheloveka kak psihologicheskaya problema. Institut psihologii Rossiiskoi akademii nauk. Social'naya i ekonomicheskaya psihologiya, 2018, Vol. 3, no. 4 (12), pp. 61-80. (In Russia).
3. Kozlov V.V. Integrativnaya psikhologiya: Puti dukhovnogo poiska, ili osvyashchenie povsednevnosti. Moscow, Psikhoterapiya publ., 2007, 528 p. (In Russia).
4. Lazurskii A.F. Izbrannie trudi po obshchei psikhologii. Psikhologiya obshchaya i eksperimentalnaya. Saint Petersburg Aleteiya publ., 2001. 288 p. (In Russia).
5. Chikin A.A. Artur Shopengauer i otkritie tela kak filosofskoi problemi. Zhurn. Filosofskie Nauki, 2013, no. 5, pp. 22-37. (In Russia).
6. Shopengauer A. Sobranie sochinenii: v 6 t. T. 1: Mir kak volya i predstavlenie. Moscow, TERRA - Knizhnii klub publ.; Respublika publ., 1999. 496 p. (In Russia).
7. Agafonov A.Yu. Osnovi smislovoi teorii soznaniya. Saint Petersburg, Rech publ., 2003. 296 p. (In Russia).
8. Akimova E.I., Madzhuga A.G., Shurupova R.V., Bueverova E.L. A new understanding of
health and a healthy lifestyle a holistic and existential-humanistic approach. Perspectives of Science and Education, 2020, no. 5 (47), pp. 10-21.
9. Mei R. Teoriya i praktika ekzistentsialnoi psikhologii, 2nd ed. Moscow, IOI publ., 2015. 335 p. (In Russia).
10. Krivtsova S.V., Lengle A., Orgler K. Ekzistentsialnii analiz, no. 1. Byulleten, 2009. Moscow, IEAPP publ., 2009. 212 p. (In Russia).
11. Kopteva N.V. Ontologicheskaya uverennost: teoreticheskaya model i dignostika, monografiya. Perm, 2009. 158 p. (In Russia).
12. Leontev D.A. Rasskazova Ye.I. Test zhiznestoikosti. Moscow, Smisl publ., 2006. 63 p. (In Russia).
13. Binsvanger L. Ekzistentsialnii analiz. Moscow, IOI publ., 2014. 271 p. (In Russia).
14. Frank S.L. Sochineniya. Moscow, Pravda publ., 1990. 607 p. (In Russia).
15. Berdyaev N. Frank. Nepostizhimoe. Put, 1939, no. 60, May - Sept. 70 p. (In Russia).
16. Gribanovskii M. Istina bitiya Bozhiya. Saint Petersburg, 1888. 174 p. (In Russia).
17. Gizetti A.A. Zabitii mislitel. (Zhizn i sochineniya Yuliya Banzena). Voprosi filosofii i psikhologii, 1912, iss. 113, pp. 135-189. (In Russia).
18. Ilin N.P. Istina i dusha. Filosofsko-psikho-logicheskoe uchenie P.E. Astafeva v svyazi s yego natsionalno-gosudarstvennimi vozzre-niyami. Saint Petersburg, Aleteiya publ., 2019. 458 p. (In Russia).
19. Astafev P.E. Filosofiya natsii i yedinstvo mirovozzreniya. Moskow, 2000. 544 p. (In Russia).
20. Längle A. Being is Becoming. Development in the Existential Paradigm. Existential Analysis. Newsletter, 2019, no. 10-11, pp. 52-87.
21. Astafev P.E. Izbrannie proizvedeniya: Filosofiya. Psikhologiya. Kultura. Moscow, Institut Naslediya publ., 2021. 590 p. (In Russia).
22. Ceylani. Existential / spiritual approach to the awareness levels of individuals with substance use disorders in the process of change. Turkish Journal for the Spiritual Counselling and Care, 2020, no. 2, pp. 97-134.
23. Nekhorosheva E.V. Creating security in the teacher-student relationship from the perspective of the existential-analytical approach, in: European Proceedings of Social and Behavioral Sciences, conference proceedings. London, 2020, pp. 654-664.
24. Stumpfe KD. The psychogenic death of Mr. J. A case report. Z Psychosom Med Psychother, 1979, iss. 25, pp. 263-273.
25. Leach J. "Give-up-it is" revisited: Neuropathology of extremis. Medical Hypotheses, 2018, no. 120, pp. 14-21.
26. People can die from giving up the fight / Medical Xpress. University of Portsmouth, available at: https://medicalxpress.com/ news/2018-09-people-die.html (accessed: April 18, 2020).
27. Kochyunas R. Ekzistentsialnaya terapiya v gruppakh. Moskovskii psikhoterapevticheskii
Информация о статье Дата поступления 31 марта 2023 Дата принятия в печать 23 мая 2023
Сведения об авторе
Сорокин Константин Геннадьевич - ассистент кафедры общей и социальной психологии Российского государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия). Адрес для корреспонденции: 191186, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48. E-mail: [email protected].
Для цитирования
Сорокин К. Г. Содержание понятия «экзистенциальное самочувствие» в контексте близких по смыслу психологических феноменов // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2023. - № 2. - С. 59-68. -DOI: 10.24147/2410-6364.2023.2.59-68.
zhurnal, 2002, no. 2. pp. 139-161. (In Russia).
28. Stolorou R.D. Travma i chelovecheskoe sushchestvovanie. Avtobiograficheskie,
psikhoanaliticheskie i filosofskie razmishleniya. Moscow, Kogito-Tsentr publ., 2016. 120 p. (In Russia).
Article info
Received March 31, 2023 Accepted May 23, 2023
About the author
Sorokin Konstantin Gennadievich - Assistant Lecturer at the Department of General and Social Psychology, Herzen University (St. Petersburg, Russia). Postal address: 48, Moika nab., St. Petersburg, 191186, Russia. E-mail: [email protected].
For citations
Sorokin K.G. The Content of the Concept of Existential Self-Sentiment in the Context of Similar Psychological Phenomena. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2023, no. 2, pp. 59-68. DOI: 10.24147/2410-6364.2023.2.59-68. (In Russian).